Как работает система рециркуляции отработавших газов на ниве

Обновлено: 02.07.2024

Ребят, а подскажите, как проверить клапан рециркуляции отработавших газов на Нивке 21213? Есть стойкое подозрение, что он мне пакостит, залипая в рабочем состоянии, но доказать не могу, ибо не знаю, как проверить. :)

Кстати, если что - его менять смысл есть какой-нибудь (кроме чисто экологического) или проще заглушить как-нибудь?

На nivafaq не посылайте - я там был и все, что было можно - уже выяснил.

Самый простой способ: снять трубку подвода разряжения с клапана рециркуляции и заглушить ее (например завязать узлом). Запустить двигатель. Если диафрагма действительно пробита, то из штуцера клапана будет бить струйка выхлопных газов. Для пробы можно проехаться и посмотреть на изменения работы двигателя без системы рециркуляции.
В руководстве по ремонту описан второй способ проверки клапана. Необходимо подать разряжение в диафрагменную полость клапана. При разряжении 9,3 кПа (70 мм.рт.ст.) клапан должен быть закрыт. При разряжении 59,9 кПа (450 мм.рт.ст.) клапан должен быть полностью открыт. Это проверяется резким снятием разряжения - клапан закроется резким щелчком. Утечка воздуха в обеих режимах не допускается в течение 5 сек.
Имейте ввиду, что термовакуумный выключатель, через который подается разряжение на клапан, открывается при температуре 40-48 градусов.
В случае неисправности клапан и вакуумную трубку можно заглушить, кроме появления детонации и небольшого прироста мощности ничего не изменится.

О. Как все просто-то! :good:

Леш, а не в курсе - есть вероятность, что может сдохнуть пресловутый термовакуумный выключатель? Скажем, остаться в вечно открытом положении?

У меня нивы первого года эксплуатации никогда не было. :D

Гм. Т.е. возможно имеет смысл начать с замены выключателя? Хотя. Если я заглушу трубку с выключателя на карб и, с другой стороны, выключатель, то должно получиться полное отключение этой злой системы. Похоже на правду?

Да легко. :) Ты на холодном моторе сразу после пуска посмотри, на трубке, что к клапану рециркуляции идёт, разрежение есть ли. Если есть -- травит значит или открыт.

Справа ниже карба. Если с правой стороны капота смотреть. От него идет трубочка на пресловутый выключатель, а с выключателя - две трубочки на карб. Фик его с чем перепутаешь.

Просос воздуха через диафрагму вещь, конечно, неприятная, но как выше описали легкопобедимая. Вот другое дело, когда есть факт прососа воздуха по стержню этого клапана из-за его износа или подклинивания от сажи, вот где трабл то. Но и он выявляется очень просто. На прогретом двигле, на холостом ходу поливаешь из сикалки тонкой струёй на стержень, там где он утопает в чугунный корпус. Если начнёт перАтрАхивать, значит надо отвинчивать две гайки, снимать корпус клапана с коллектора и менять прокладку с 4-мя дырами, на аналогичную из алюминия, металлоасбеста, но с двумя дырами только под шпильки. Все шланги при этом ликвидируются и штуцера глушатся.

Угу. Так и делают обычно, хотя поменять проблем нет.

Вот насчет детонации только ничего не скажу.

ах вот оно что такое :D
а я то думал
- что за клапан ломает койот?
- что за хрень там торчит во впуске?

а каково назначение этого девайса?
Кость, ты к амбару седня собираешься? обсудим енту хрень?

Снижать относительное количество кислорода в воздухе, используемом для приготовления ТВС. Чтобы медленнее горело.

Назначение, назначение. Экология - чье-то все. :)

Честно говоря не совсем понимаю, почему говорят про детонацию. С чего бы ей там вдруг взяться? Не вижу причины.

Может и поменяю. Только предварительно разберусь с методами борьбы с оной, ибо в наших машинах никогда не знаешь, что завтра заглючить может. :)

Потому что без рециркуляции горение идёт жёстче. Рециркуляция, она, собственно, для снижения температуры и скорости горения смеси сделана.

На автомобиле Лада Нива с карбюраторным двигателем ВАЗ-21213 система выпуска отработавших газов двигателя отводит их через выпускной коллектор в приемную трубу. Затем в дополнительный и основной глушители.

Система выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, конструкция, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

Приемная труба закреплена на шпильках выпускного коллектора через уплотнительную прокладку. Под гайками крепления приемной трубы установлены стопорные пластины. Второй конец приемной трубы через скобу прикреплен к кронштейну, установленному на крышке коробки передач.

Схема системы выпуска отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 автомобиля Лада Нива.

Схема системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21213 автомобиля Лада Нива

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выхлопной трубы (без нейтрализатора) автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-2131-01.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выхлопной трубы (без нейтрализатора) автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-2131-01

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214.

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214 практически аналогична по конструкции. Основное отличие в том, что между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов.

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214 состоит из:

— Выпускного коллектора.
— Приемной трубы с каталитическим нейтрализатором и датчиками концентрации кислорода.
— Дополнительного глушителя.
— Основного глушителя.

Схема системы выпуска отработавших газов инжекторного двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4.

Схема системы выпуска отработавших газов инжекторного двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4
Схема системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4

К фланцу выпускного коллектора на четырех шпильках крепится фланец приемной трубы. Соединение уплотнено термостойкой металлоармированной прокладкой. Гайки крепления — латунные или омедненные. Зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отогнуты на грани гаек. В приемную трубу перед каталитическим нейтрализатором вварена резьбовая втулка под управляющий датчик концентрации кислорода.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выпускного коллектора автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4 и ВАЗ-2131-41.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выпускного коллектора автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4 и ВАЗ-2131-41

За каталитическим нейтрализатором в трубу вварена еще одна резьбовая втулка под диагностический датчик концентрации кислорода. Приемная труба дополнительно крепится хомутом к кронштейну коробки передач и снабжена металлокомпенсатором сильфонного типа, позволяющим силовому агрегату совершать колебания на опорах.

Для исключения изгибающих нагрузок в системе при перемещении силового агрегата на подушках опор и предотвращения передачи вибрации от системы выпуска на кузов, приемная труба соединена с фланцем нейтрализатора через подвижный шарнир, уплотнением которого служит тороидальное металлографитное кольцо.

Нейтрализатор системы выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО 2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.

Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90-95 %. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер управления двигателем, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний управляющего датчика концентрации кислорода.

Другая причина выхода из строя нейтрализатора — перебои в системе зажигания. Не сгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая его блоки. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности). К заднему фланцу приемной трубы тремя болтами с гайками крепится фланец трубы дополнительного глушителя. Между фланцами установлена уплотнительная прокладка.

Основной глушитель двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 автомобилей Лада Нива и Лада 4х4.

Основной глушитель обоих двигателей подвешен к основанию кузова через резиновые подушки и так же, как дополнительный глушитель, вместе с трубами образует неразборный узел. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева, над нейтрализатором и основным глушителем установлены теплозащитные экраны.

Устройство глушителя автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Устройство глушителя автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей глушителя автомобиля ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10, ВАЗ-21214-20, ВАЗ-21217, ВАЗ-2131-01, ВАЗ-2131-41.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей глушителя автомобиля ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10, ВАЗ-21214-20, ВАЗ-21217, ВАЗ-2131-01, ВАЗ-2131-41

Отличия системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21214 Евро-2 и Евро-3 автомобиля Лада 4х4.

В 2009 году автомобили семейства ВАЗ-21214/Lada 4×4 начали оснащать системой выпуска отработавших газов двигателя, удовлетворяющей требованиям норм токсичности стандарта Евро-3. Основными отличиями от системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21214 Евро-2 являются:

— Более совершенная конструкция нейтрализатора.
— Наличие дополнительного, диагностического датчика концентрации кислорода.
— Сильфон нейтрализатора.
— Измененные фланцы крепления.

Конструктивно нейтрализатор объединен с приемной трубой и сильфоном, и снимается с автомобиля Лада 4х4 единым неразборным узлом.

Обслуживание системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.

Обслуживание системы выпуска отработавших газов заключается в:

— Осмотре труб и глушителей на предмет коррозии.
— Замене вышедших из строя деталей и датчиков.
— Подтяжке соединений.

Система рециркуляции отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.

На автомобиле Лада Нива установлена система рециркуляции отработавших газов, состоящая из термовакуумного выключателя и клапана рециркуляции с трубкой рециркуляции. При температуре охлаждающей жидкости двигателя выше 40-48 градусов, термовакуумный выключатель срабатывает, в клапан рециркуляции подастся разрежение, клапан открывается, часть отработавших газов из выпускного коллектора всасывается во впускную трубу.

Схема системы рециркуляции отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на Лада Нива.

Схема системы рециркуляции отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на Лада Нива

Для проверки работоспособности системы рециркуляции отработавших газов нажмите на рычаг привода дроссельных заслонок карбюратора и плавно увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500-3000 об/мин. При температуре охлаждающей жидкости 30-38 градусов, клапан рециркуляции должен быть закрыт, а при температуре 40-48 градусов — открыт. Это видно по подъему штока клапана рециркуляции. Если клапан рециркуляции не открывается, проверьте исправность клапана и термовакуумного выключателя.

Здравствуйте, автомобиль ваз 2105, установлен новый двигатель ваз 21213 в стоковой комплектации. Интересует стоит ли заглушать систему рециркуляции выхлопных газов? В интернете много информации и за и против, интересует и ваше мнение. Пишут, что убрав её появиться детонация, двигатель не сможет работать на более раннем зажигании и тем самым потеряться мощность. С другой стороны двигатель не будет загрязняться выхлопными газами. Напишите, что думаете об этой теме. С Искреннем Уважением Сергей

Доброе время суток, Сергей(почему-то на аватаре - Татьяна).. Хочется дать Вам совет - ни чего не переделывать в системах двигателя, т.к. прежде чем установить его на Ваш авто, проводятся стендовые испытания, где его гоняют на разных оборотах и под разной нагрузкой. Проверяют соответствуют ли его технические характеристики, заявленным в паспорте и т.д.

Лучше взять инструкцию по его эксплуатации и придерживаться тому, что в ней написано.

В качестве примера - раньше считалось, что, если снять с мотоцикла глушитель(выхлопную трубу), то мощность его сразу увеличиться из-за отсутствия сопротивления на выхлопе и, как следствие, лучшей продувке (качества смеси). Так, вот.. Если снять глушитель со спортивного мотоцикла, то мощность его резко упадёт, т.к. длина его соответствует длине волны выхлопных газов. Наступает эффект наложения волн(резонанс), который эти газы принудительно вытягивает. Вместо сопротивления на выхлопе получаем принудительное высасывание и т.д.

Внося изменения в системы двигателя Вы сильно рискуете тем, что это скажется на работе других его узлов.

>В качестве примера - раньше считалось, что, если снять с мотоцикла глушитель
Очень неудачный пример. Резонансная труба специально рассчитывается для определенного режима двигателя. А глушак съедает до 20% мощности. — 5 лет назад

Я и приводил пример того, что прежде чем вмешиваться, следует подумать стоит ли. Можно привести и другие примеры, но зачем, если этот простой и наглядный. Можно привести пример снятия воздушного фильтра для уменьшения сопротивления на всасывании для повышения мощности для наглядности, но будет попадать пыль и т.д. К чему столько премудростей и споров? Главная мысль ответа - не стоит эксперементировать, не зная глубины темы — 5 лет назад

Спасибо за ответ. Вы внимательны, я действительно Татьяна, а вопрос был задан по просьбе моего сына. А еще он просил вам сказать, что двигатель у него стоит нештатный. Он у нас вообще большой эксперементатор. — 5 лет назад

Передайте сыну, что пусть постарается прислушаться к моим советам, т.к. я механик по образованию с более чем 30 летним стажем. Хорошо, если он сам будет кататься на данном агрегате и рисковать исключительно собой. Каждый имеет право набивать свои шишки самостоятельно. А, если дело касается перевозки пассажиров, то стоит 100 раз подумать стоит ли, т.к. даже в правилах по эксплуатации любого транспортного средства категорически запрещается вносить изменения в узлы и механизмы и это не зря. При аварии страховщики(дотошные­ ) могут и не выплатить положенную компенсацию и ещё навесить кучу проблем. Успехов и осторожности. — 5 лет назад

тойота

БМВ

мазда

субару

Volkswagen

вольво

нисан

хундай

Mitsubishi

рено



киа

дэо

опель

форд

хонда

Chevrolet


ваз

газ

уаз

иж

камаз

маз

зил

краз

урал

т-90

разное

авто юмор

Система рециркуляции отработавших газов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Нива ВАЗ 21213 система рециркуляции отработавших газов

Схема системы рециркуляции отработавших газов

2 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
3 – впускная труба;
4 – выпускной коллектор;
5 – клапан рециркуляции;
6 – трубка рециркуляции
На автомобиле устанавливается система рециркуляции отработавших газов, состоящая из термовакуумного включателя 2 и клапана 5 рециркуляции с каналом и трубкой 6 рециркуляции, которая помещается во впускной трубе 3.

При температуре охлаждающей жидкости двигателя выше 40–48° С термовакуумный включатель срабатывает, в клапан рециркуляции подается разрежение, клапан открывается, часть отработавших газов из выпускного коллектора 4 всасывается во впускную трубу и силовой агрегат.

Разборку системы рециркуляции отработавших газов на автомобиле Нива 2121 и 2131 выполняют для замены вышедших из строя элементов. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов, после чего проделайте следующую последовательность действий:

Система рециркуляции отработавших газов Нива 2121 и 2131

  • От термовакуумного выключателя отсоединяем шланги.
  • После чего накидным ключом на двадцать семь выкручиваем сам выключатель.


  • Снимаем выключатель.
  • Теперь отсоединяем шланги от клапана рециркуляции.


  • Накидным ключом на семнадцать откручиваем болт штуцер и снимаем его с двумя медными уплотнительными шайбами.


  • Снимаем клапан с выпускного коллектора. Ключом на тринадцать откручиваем два болта его крепления.
  • Между клапаном и коллектором будет расположена уплотнительная прокладка. Снимите ее. Если она сильно обжата или повреждена, то замените ее на новую.


  • И на завершающем этапе остается проверить работоспособность клапана. Для этого подаем разряжение (ртом или ручным воздушным насосом) в диафрагменную полость — если клапан исправен, то диафрагма и шток будут перемещаться. В противном случае производим его замену.
  • Снятие трубки рециркуляции возможно только при снятой впускной трубе.

На этом ремонтные работы по разборке системы рециркуляции отработавших газов на автомобиле Нива 2121 и 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт, после чего сборку проведите в обратной последовательности.

Читайте также: