Как самому сделать диагностику автомобиля самому ваз

Обновлено: 05.07.2024

© А.Пахомов (aka IS_ 18 )

Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.

Диагност

Обучение

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1 . Сканеры
2 . Мотортестеры.
3 . Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

1 . Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2 . Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3 . Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4 . Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII- 600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
  • Адаптер K‑Line (K‑L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
  • Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.

Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1 . О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2 . О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3 . О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4 . О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5 . О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.

Газоанализаторы

Краткий итог

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:

Чип – тюнингом будем заниматься?

Тогда еще одна статья расходов:

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается диагностика

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

2 . Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.

Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

4 . Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.

5 . Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6 . Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – читайте здесь.
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7 . На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП 7 . 0 можно почитать очень хорошую статью. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8 . Фиксируем показания газоанализатора.

9 . При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10 . Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11 . А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Зажглась лампа Check Engine? Определить неисправность поможет недорогой гаджет. Рассказываем, какие они бывают и что умеют.

За последнее десятилетие появилось много недорогого оснащения, помогающего определить неисправности разных систем автомобиля: от коробки и двигателя до газо­баллонного оборудования.

Такие приборы доступны рядовому автолюбителю, желающему повозиться со своей машиной. Но даже тем, кто не собирается самостоятельно заниматься электронной диагностикой, полезно иметь хотя бы представление о ней — чтобы понимать, куда обращаться при возникновении неисправности и как избежать развода на деньги.

Сканеры, работающие со смартфоном или компьютером

Самое распространенное и недорогое средство диагностики — адаптер ELM 327. Он стоит в среднем около 1000 рублей и подходит ко всем машинам, в которых есть разъем OBD II. Адаптер умеет считывать и обрабатывать сигналы блоков управления автомобиля, передаваемые по диагностическим линиям, и транслировать их по протоколам Bluetooth, Wi-fi или по USB-кабелю в смартфон, планшет или ноутбук.

Чтобы смартфон или ноутбук понимал сигналы адаптера, на него нужно установить программное обеспечение. Часто на диске к ELM прилагается несколько стандартных программ. А за специфическими — пожалуйте в интернет. Наряду с бесплатным есть и платный (200–300 рублей) софт, отличающийся расширенным функционалом и лучшим качеством работы.

Почти все программы имеют русскоязычный интерфейс. Правда, расшифровка кодов ошибок часто выдается на английском. Не очень удобно, но хуже другое: код ошибки определяется правильно, а вот расшифровка иногда не соответствует коду. Поэтому лучше перепроверять информацию, благо в интернете можно найти список неисправностей практически для любой марки.

Сканеры ELM 327 предлагают в двух версиях — 1.5 и 2.1. Первые поддерживают гораздо больше протоколов, а потому и вероятность успешного соединения с конкретным автомобилем выше.

Маршрутный компьютер Multitronics С‑590 предназначен для машин с круглыми дефлекторами системы отопления, в один из которых он монтируется. Однако прибор прекрасно разместился в кожухе тоннеля пола Kia Rio и показывает множество полезных параметров, включая температуру рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Маршрутный компьютер Multitronics С‑590 предназначен для машин с круглыми дефлекторами системы отопления, в один из которых он монтируется. Однако прибор прекрасно разместился в кожухе тоннеля пола Kia Rio и показывает множество полезных параметров, включая температуру рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Автосканеры

Принципиально ничего дополнительного по сравнению с адаптерами типа ELM сканеры-лаунчеры не предлагают. Просто они более удобны в использовании. При подключении не требуют спаривания по Bluetooth или Wi-Fi — сразу загорается дисплей, на который выводится VIN-номер машины. Кнопками выбираете в меню нужные параметры и запускаете диагностику. Сканер прочитает и покажет все коды ошибок, причем интерпретация кода точнее, чем у программ, работающих с ELM. Меню части сканеров русифицировано, но ошибки будут описаны на английском языке. Программное обеспечение можно периодически обновлять, скачивая с сайта производителя свежие прошивки.

Многие мастера приобретают лаунчеры еще и для того, чтобы произвести впечатление на клиента. Выглядит сканер, конечно, солиднее, чем смартфон, подключенный через адаптер к автомобилю. Однако прибор — это лишь инструмент. И к нему обязательно должны прилагаться умелые руки.

Маршрутные компьютеры

Диагностировать неисправности в системе управления двигателем, а также следить за множеством параметров автомобиля могут и маршрут­ные компьютеры. Средняя цена качественных приборов — 5000 рублей. Их устанавливают в салоне автомобиля на видном месте и подключают ­к разъему OBD II. Конечно, основная их функция — работать трип-компьютерами. В ди­агностике они явно уступают сканерам.
Но посильную помощь окажут: и коды неисправностей считают, и ошибки из памяти блоков сотрут.

Одно из преимуществ маршрутника перед сканером: он всегда подключен к автомобилю и сообщает об ошибках в системе управления двигателем в режиме реального времени. Некоторые приборы выдают голосовые предупреждения при выходе рабочих параметров двигателя за допустимые пределы.

Активные датчики зажигания

Сканеры — это мастера широкого профиля. А есть и узконаправленные специалисты — недорогие приборы, позволяющие проводить точечную диагностику. Например, сканер засек пропуски воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре. А как определить причину этих пропусков?

Это можно сделать с помощью активного USB-датчика зажигания. Работает устройство в паре с андроид-смартфоном или планшетом, на который необходимо установить соответствующую программу. Диагностика происходит бесконтактным способом: чувствительную часть датчика прикладывают к проверяемой детали. А на экране отобразится график изменения напряжения в электрической цепи. Таким образом можно найти неисправность в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов.

Эти приборы обычно покупают сервисмены — они нужны для углубленной диагностики, и обычным автолюбителям приобретать их нецелесообразно. Тем более что и цена у них не такая уж низкая. Например, активный USB-датчик зажигания стоит около 10 000 рублей.

Сервис не нужен. Диагностика авто прямо через смартфон

Если с машиной что-то не так, не всегда можно с ходу понять, в чем причина. Особенно в новых автомобилях с кучей электронных систем и помощников. Решение проблемы — диагностика. Однако в специализированных сервисах она стоит денег, а очередь растягивается на несколько дней и даже недель. Вот почему полезно знать, как самому сделать диагностику автомобиля с помощью смартфона или компьютера.

диагностика авто через смартфон

Зачем нужна диагностика

Диагностика через смартфон или компьютер экономит время, усилия и деньги владельца. Считав и расшифровав коды ошибок из блоков автомобиля, вы поймете, что сломалось и какого специалиста искать. Это эффективнее, чем консилиум соседей по гаражному кооперативу и разборка половины машины в поисках проблемы.

диагностический разъем в VW Golf 4

Диагностический разъем в VW Golf 4

Даже в 20-летних автомобилях есть диагностические разъемы. Обычно используется OBD-II — специальный порт в форме трапеции с 16 контактами. В старых машинах для соединения используется кабель, в новых — либо кабель, либо беспроводной модуль с Bluetooth или Wi-Fi. Подключившись к диагностическому разъему, вы сможете:

  • определить список доступных для проверки систем машины (двигатель, тормозная система, блок комфорта и пр.)
  • считать коды ошибок и расшифровать их (определить неисправность конкретного узла или детали)
  • стереть ошибки (после устранения поломки или в целях диагностики)
  • проверить параметры авто в режиме реального времени (мгновенный расход, температура ОЖ и пр.)
  • изменить конфигурацию систем авто (настроить автоматическое закрывание дверей при движении, привязать новый ключ и пр.)

Специальных знаний или опыта работы для базовой проверки машины не требуется. Нужно знать, где находится диагностический разъем, а также иметь необходимые инструменты.

Что нужно для диагностики

Для самостоятельной диагностики автомобиля требуется три вещи. Это смартфон или компьютер, специальное приложение и адаптер для подключения к диагностическому разъему в машине.

диагностика авто по смартфону

Смартфон или компьютер

Для диагностики можно использовать смартфон или компьютер. Если автомобиль старый, подключиться к нему можно будет только с помощью ПК и специального проводного адаптера. У машин моложе 10–15 лет (в зависимости от марки и производителя) диагностику можно провести с помощью смартфона или планшета, подключенного через беспроводной диагностический модуль.

Есть также специальные автомобильные сканеры. Это универсальные устройства со встроенным адаптером. Они поддерживают большинство стандартов передачи данных с диагностической шины автомобиля. Такие устройства — профессиональное решение, которое используют в сервисах и автомастерских.

Автомобильный сканер

Для базовой диагностики достаточно будет смартфона или компьютера, но если вы решили купить профессиональный комплект, рекомендуем этот сканер с AliExpress. У него простой интерфейс, есть русский язык, а еще он подойдет для большинства марок авто.

Приложение для диагностики

Приложений для диагностики автомобилей много. Их можно разделить на две условные категории: универсальные и созданные под конкретную марку автомобилей. Чаще всего универсальные решения — это программы для iPhone и устройств на Android. Они подключаются к машине с помощью беспроводного адаптера и могут считывать коды ошибок, а также в реальном времени показывать параметры автомобиля.

приложения для диагностики авто

Приложения для диагностики автомобиля

Созданные для конкретной марки или группы авто приложения позволяют выполнять глубокую диагностику и менять настройки блоков и систем автомобиля. Таким ПО пользуются в официальных сервисных центрах или крупных мастерских. Стоит профессиональный софт дорого, но в комплекте обычно продается также оригинальный адаптер. Например, полупрофессиональный набор для диагностики автомобилей концерна VAG обойдется в минимум 6 тыс. рублей. Профессиональные решения стоят от 36 тыс. рублей.

Важно! Мы не советуем скачивать сомнительные версии профессионального ПО в обход официальных сайтов. Во-первых, зачастую это незаконно взломанные версии платных приложений. Во-вторых, адаптеры не всегда работают с такими программами.

Адаптер для подключения

Подключиться к диагностическому разъему можно по проводу, Bluetooth или Wi-Fi. Чем старше автомобиль, тем сложнее найти нужный адаптер. Например, для 20-летнего автомобиля VAG-группы потребуется специальный кабель с поддержкой K-линии — диагностической шины, которая использовалась до начала применения стандарта CAN (Controller Area Network).

С новыми автомобилями проще — они поддерживают беспроводные адаптеры. Такие сканеры удобно использоваться со смартфоном или планшетом: создаете пару по Bluetooth, подключаетесь к автомобилю и запускаете поиск неисправностей. Также можно использовать для подключения сеть Wi-Fi и компьютер. Это удобнее, чем соединение по кабелю: не нужно искать драйвера, копаться в настройках портов компьютера или менять параметры Windows. А еще беспроводные модули обычно подходят для машин разных марок. Если у вас сравнительно новая машина, можете покупать беспроводной адаптер ELM327.

Беспроводной адаптер

Беспроводной адаптер для диагностики

На AliExpress продаются копии фирменных проводных и беспроводных адаптеров по цене от нескольких сотен рублей. С программным обеспечением для диагностики работают не все, поэтому советуем внимательно читать отзывы. Адаптер также следует подбирать, исходя из марки и возраста авто.

Как самостоятельно сделать диагностику

От диагностики с помощью компьютера в рамках этой статьи мы отказались из-за ее дороговизны и сложности в настройке ПК и самого софта. Для теста использовался смартфон на Android, адаптер ELM327 и приложение EOBD-Facile. Интерфейс программы простой и понятный, подробно о нем рассказывать нет смысла. Переходим к процессу диагностики.

подключенный адаптер

Адаптер, подключенный к разъему OBD-II

нет ошибок по диагностике авто

замер оборотов двигателя на холостом ходу

Обороты двигателя на холостом ходу

Приложение также предлагает ряд продвинутых функций для глубокой диагностики автомобиля. В нашем тесте мы использовали только базовые бесплатные инструменты. Обычному пользователю этого будет достаточно, чтобы определить общее техническое состояние машины.

Теперь вы чуть больше знаете о диагностике автомобиля через смартфон или компьютер. Надеемся, этот материал поможет сэкономить время на поиск неисправностей и позволит быстрее починить любимую машину.

Поставьте 5 звезд внизу статьи, если нравится эта тема. Подписывайтесь на нас Telegram , ВКонтакте , Instagram , Facebook , Twitter , YouTube .

Есть несколько простых, но действенных способов оценить состояние двигателя любого автомобиля без посещения сервисных центров. Эти знания будут полезны не только при повседневной эксплуатации транспортного средства, но и помогут сделать правильный выбор при покупке б/у авто.

Диагностика состояния двигателя за 5 минут без приборов

Что понадобится для проведения диагностики


Вся проверка осуществляется визуально и не требует специального инструмента. Провести ее сможет даже совершенно неподготовленный человек, главное, чтобы у него был хороший слух и зрение, денежная купюра в кармане и влажные салфетки для рук.

С чего лучше всего начать


Разумеется, визуальный осмотр двигателя тоже достаточно информативен, особенно на рынке. Заведенный мотор не должен издавать металлических звуков, работать ровно и стабильно. Но основное внимание будет направлено на изучение выхлопной трубы, точнее, тех отложений, которые образуются при работе двигателя. Следует провести пальцем внутри выходного отверстия и изучить то, что, собственно, на нем и останется.

Диагностика состояния двигателя за 5 минут без приборов

Визуальный осмотр выхлопа


Небольшое количество сажи на стенках выхлопной трубы является нормальным явлением, а вот полное отсутствие каких-либо загрязнений говорит о том, что продавец человек бывалый и ему есть что скрывать. Наличие масла и конденсата является плохим признаком, говорящим о проблемах в работе мотора и его изношенности.

Проверка обратной тяги

Диагностика состояния двигателя за 5 минут без приборов


При заведенном двигателе следует приложить денежную купюру таким образом, чтобы где-то одна треть закрывала выхлопную трубу. Прижимать ее следует с противоположной от края стороне. Если газы движутся внутрь, купюра сразу это покажет. В таком случае возможны отклонения от нормы в работе газораспределительной и топливной систем, свечах автомобиля и скорее всего, пропускании одного или нескольких клапанов.
Если же купюра вибрирует исключительно в направлении наружу, значит с зажиганием и клапанами все в порядке.

Повторный осмотр выхлопа


Для этой проверки потребуется обеспечить работу двигателя на повышенных оборотах (3-4 тыс.) на протяжении 1-2 минут. Если продавец этому препятствует – смело уходите, даже если машина вам нравится. Наличие дыма говорит об изношенности поршневых колец. После прогазовки снова следует провести пальцем по внутренней стороне трубы. На стенках может остаться немного конденсата и совсем чуть-чуть сажи. Наличие масла является плохим признаком.

Диагностика состояния двигателя за 5 минут без приборов

Итоги применения знаний на практике

Смотрите видео


Читайте также: