Как трогаться на гранте

Обновлено: 02.07.2024

Если вы водитель с опытом, вам будет интереснее почитать и посмотреть статью: "Поломалось сцепление. Пошагово покажу, как начать движение и переключать передачи."

Потому что внимание начинающего водителя полностью занято педалями, он не "видит" ни знаков ни пешеходов ни машин. ничего не видит. Что в конечном итоге, приводит к массовым стрессовым ситуациям на дороге и порождает чувство не уверенности за рулем и далее страх вождения.

Первое что вы должны знать, это как устроен механизм сцепления и что происходит когда вы нажимаете и отпускаете педаль сцепления. Посмотрите короткое видео ниже. Это быстрее и понятнее чем читать сухой текст.

Теперь когда вы понимаете какие процессы происходят при нажатии на педаль сцепления. Расскажу 3 основных способа как можно начинать движение плавно и с нужным вам ускорением. Внизу будет видео. Можете сразу перейти к нему.

1й Способ. Сначала сцепление, потом обороты

Сначала подводим педаль к "точке сцепления" и фиксируем ногу в этом положении. Правой ногой несильно нажимая на газ, увеличиваем обороты двигателя в диапазоне 1,5-2 тыс.

Как только обороты возрастут, плавно отпускаем педаль сцепления на 2-3 миллиметра и фиксируем это положение еще на 2-3 секунды, пока автомобиль набирает скорость. Как только скорость будет в районе 5-6 километров, педаль сцепления можно отпустить.

Этот способ применяют при трогании на подъем или в иных ситуациях когда нельзя допустить "скатывание" автомобиля. Про последовательность действий в таких ситуациях, я расскажу в следующих публикация. ( а здесь поставлю ссылку как все будет готово. Сохраните эту статью нажав лайк или подпишитесь чтобы не потерять )

2й Способ. Сначала газ, потом сцепление

В этот момент возможно падение оборотов двигателя, это указывает на то что педаль сцепления сильно "поднята". В такой ситуации я рекомендую немного вдавить педаль сцепления, буквально на 1-2 мм. Да можно и увеличить обороты, но на этапе обучения лучше не распылять внимание на 2 педали (сцепление/газ)

Как только скорость будет в районе 5-6 километров, педаль сцепления можно отпустить.

2 способ это упрощенная вариация способа, который используют большинство водителей при обычном движении. Вероятность что вы заглохните в начале движения будет ниже

3й Способ. Только сцепление

Способ очень похож на первый, только на этот раз мы не будем увеличивать обороты. Тронемся на холостых оборотах.

Подводим педаль сцепления к точке сцепления и фиксируем в этом положении. Если автомобиль не начал движение, отпустим педаль сцепления еще на 1-2мм и снова удерживаем в этом положении.

После педаль сцепления можно отпускать.

Этот способ хорошо подходит в ситуациях где вам необходимо движении с минимальной скорость.

Как все 3 способа применить на практике смотрите в видео ниже. На этом прощаюсь. Хороших и безопасных дорог!

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.


Особенности механической коробки передач

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП


Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.


Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.


2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.


Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.


При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную


Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП


Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником


Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.


При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Новый автомобиль ценится у покупателей практичностью – стоит его заправлять качественным бензином, как он сможет работать долгие годы. И ничего ремонтировать в ближайшей перспективе вообще не придётся!

В городе не следует использовать быстрые обгоны и торможения. Скорость движения должна быть постоянной, разгоны плавными.

Рис. 1 - В городе не следует использовать быстрые обгоны и торможения. Скорость движения должна быть постоянной, разгоны плавными.

Но чтобы все узлы и агрегаты в новой Ладе Гранте работали должным образом, необходимо проводить грамотную обкатку. С чего нужно всё начинать?

Моторное масло

Особое внимание нужно обращать на смазывающие вещества для двигательного блока. Применять для современного мотора устаревшие минеральные масла повышенной вязкости не всегда можно посчитать правильным решением. Лучше залить сразу качественную синтетику пониженной вязкости и быть полностью уверенным, что ДВС сможет быстрее заводиться при морозной температуре, меньше изнашиваться и бензин будет существенным образом экономиться.

Изготовитель рекомендует заливать масло 5W40 марки РОСНЕФТЬ. Как показывает практика использования Гранты в 40-градусную жару и 30-градусный мороз, мотор при использовании рекомендованного масла заводится с первого раза без каких-либо сложностей. Пуск холодного двигателя не вызывает у водителя чувства какой-либо тревоги.

На масле не стоит экономить – лучше его менять при обкатке после 2 000 км, поскольку новый ДВС подвергается интенсивному износу, и порой в масляной смеси собирается множество стальной стружки, которая негативным образом влияет на поршневую группу всего двигательного блока.

Правильный подбор скорости при обкатке

При перегоне машину гнать на большой скорости не рекомендуется. И тем более не стоит постоянным образом ехать на какой-нибудь одной передаче. Для новой Granta крайне важен равномерный износ всех деталей ДВС, и ручная или автоматическая коробка здесь не будут считаться особым исключением. Это напрямую коснётся и подшипников в ступицах колёс. Поэтому ездить лучше на хороших дорогах и при относительно небольшой скорости. Не поднимайте более 2500 количество оборотов двигателя.

Тормозная система

Её важно беречь с первых километров, то есть не стоит сильно нажимать на тормозную педаль и поэтому лучше нажимать по возможности максимально плавно. Это важно для того, чтобы стальной шток у рабочего цилиндра вкупе с гидравлическим вакуумным усилителем не смог получить задиры, и вся система могла работать заявленный ресурс эксплуатации. И крайне важно после небольшого пробега сливать старую тормозную жидкость, даже если она не поменяла свой цвет, и заменить на новую в сервисе. В новой тормозной жидкости не будет иметься конденсата и стального металлического порошка, что позволит всем деталям этого узла работать на порядок дольше.

Первые километры новой Lada Granta

Рис. 2 - Первые километры новой Lada Granta

Отсутствие прицепа

В новом автомобиле категорическим образом не следует возить особо тяжелый груз. Фаркоп вообще не рекомендуется устанавливать. Недаром б/у авто, которые имеют фаркоп, стоят дешевле обычных версий. Это связано с тем, что на двигательный блок выпадает большая нагрузка. Только после обкаточных процедур рекомендуется устанавливать на машину современный фаркоп и грамотно тянуть прицеп, выбирая нужные скорости таким образом, чтобы нагрузка на двигатель оказывалась на невысоком уровне.

Качественный бензин

Не забываем про качественное топливо. Заправлять новую Гранту нужно топливом, которое рекомендует завод-изготовитель. В нашем случае это АЗС "РОСНЕФТЬ" с маркой бензина АИ-95. Если заливать в бак дешёвый бензин, то моторный блок может выйти из строя в результате первой заправки! И перед дальней поездкой лучше купить дополнительные стальные топливные канистры, воронку и залить в них столько бензина из фирменной заправки, сколько влезет. На новом двигателе вообще не стоит экономить. И если сразу использовать только качественный бензин, то можно надеяться на одно – двигатель у новой машины сможет проработать не менее 200 000 км без капитального ремонта, что в современных реалиях считается вполне достойным показателем.

Как буксировать

Бюджетный седан комплектуется 4-диапазонной АКПП от японского производителя Jatco. Агрегат с заводским индексом JF414E имеет классическую конструкцию с гидроблоком, планетарной передачей, стальными фрикционами и дисками, а также гидротрансформатором.

Буксировка

Водителю седана доступны следующие режимы:

Как ездить

Игнорирование требований инструкции может привести к поломке агрегата.

Как буксировать

Как буксировать

Особенности для робота и гидроавтомата

С 2015 года, помимо 4-диапазонной АКПП, для Lada Granta стала доступна роботизированная трансмиссия. Коробка АМТ-2182 была создана на базе тросовой МКПП 2181. Она представляет собой классическую механику, дополненную электромеханическими актуаторами и электронным блоком управления. Гидроавтомат и робот различаются конструкцией и принципом работы.

Тем, кому придется ездить на авто с роботом, важно помнить такие нюансы:

  • Необходимо избегать резких торможений, динамичных разгонов, крутых маневров и прочих агрессивных движений. Это позволит избежать быстрого износа и поломки узла.
  • Зимой, особенно в сильный мороз, перед началом движения КПП обязательно нужно прогреть – подождать 1 минуту после запуска мотора и сделать несколько переключений селектора.
  • Нажимать педаль акселератора и трогаться с места следует после небольшого толчка. Он свидетельствует о полном включении передачи.
  • Управлять рычагом КПП в процессе движения запрещено. Смена основных режимов осуществляется только тогда, когда машина полностью остановлена и нажат тормоз.
  • Не рекомендуется использовать нейтральную передачу при кратковременной остановке (пробки, светофор) или движении с уклонов накатом.
  • При парковке на ровной дороге достаточно включить режим паркинга. Если автомобиль находится на склоне, обязательно нужно задействовать стояночный тормоз.

Читайте также: