Какой вентилятор лучше на ниву

Обновлено: 02.07.2024

Установка электровентиляторов от 214-й Нивы на 213-ую

Установка электровентиляторов от 214-й Нивы на 213-ую

Собственно идея в том, что бы избавиться от штатного постоянного принудительного охлаждения. Которое зимой не дает прогреваться движку, а летом - не всегда хорошо справляется! Не говоря уже о постоянном шуме.

Вообщем-то заменить принудительное охлаждение 213-ой Нивы, на элетровентиляторы от 214-ой - особого труда не составляет.

Вам потребуется стандартный датчик включения электровентилятора, от того-же ВАЗ-2106 или что-то подобное (исходя из того, при какой температуре Вы хотите, что бы включался обдув радиатора).
Еще потребуется своего рода переходник под такой датчик. Т.к. в 213-ой Ниве некуда его врутить, можно поставить специальную вставку в патрубок охлаждения. Она представляет собой кусок трубы с вваренной гайкой под датчик. Ее так же можно изготовить самостоятельно.
Так же понадобятся провода, клемы, реле, немного изоленты, ну и собственно сам кожух с электровентиляторами от 214-й Нивы.

В кузовах (21213) старого образца, Вам потребуется проделать некоторые отверстия для установки кожуха со сдвоенным электровентилятором (от 214-ой).
В кузовах (21213) более нового выпуска эти отверстия уже есть!

Порядок действий:
1. Сливаем тосол.
2. Снимаем штатную крыльчатку вентилятора принудительного охлаждения со шкива насоса охлаждающей жидкости. Так же демонтируем защитный кожух.
3. Отсоединяем и вынимаем радиатор.
4. Устанавливаем кожух с электровентиляторами в сборе. Снизу ставим резиновые демпферы, вверху специальные резиновые прокладки (идут в комплекте с эл.вентиляторами).
5. Устанавливаем радиатор на место.
6. Разрезаем (где-то по середине) верхний патрубок радиатора. И устанавливаем в его разрез специальную вставку-переходник, в которую вкручиваем соответствующий датчик включения электровентиляторов (см.фото ниже). При этом ориентируем переходник так, что датчик вкручивался снизу, что бы избежать проблем в случае завоздушивания системы охлаждения.
7. Монтируем электро проводку (см.схему ниже).
8. Для проверки включаем зажигание и закорачиваем между собой контакты датчика включения электровентиляторов. При этом вентиляторы должны заработать. Если все нормально - собираем, заливаем охлаждающую жидкость, запускаем двигатель и выгоняем воздух из системы охлаждения.

В механическом вентиляторе вроде бы отказать нечему. Разве что лопасти кое-кто ухитрялся обламывать или от недосмотра рвался ремень. Последний чем только не заменяли в дороге! Да и как иначе, если на некоторых машинах он же приводит и помпу системы охлаждения. А поломки электровентилятора отличаются большим разнообразием.

Часто он не работает из-за отказа температурного датчика, о капризах которого (особенно на карбюраторных автомобилях, с датчиком в радиаторе) мы не раз говорили. Причины? Это, например, обгорание контактов датчика в дорожных пробках, когда он, многократно включаясь и отключаясь, приходит в негодность. Стабильней работает датчик в головке блока, как сделано на большинстве впрысковых автомобилей. Есть, впрочем, и исключения вроде инжекторных автомобилей ГАЗ с традиционным датчиком в радиаторе.

Некоторые умельцы, не доверяя датчику, ставят дополнительный выключатель, чтобы аварийно включить вентилятор, если потребуется. Наше отношение к идее неоднозначное. Как узнать, что пора его включить? Не дай бог, если датчик температуры и вправду врет или вы забывчивы. На взгляд автора, штатная система более привлекательна — есть резон поддерживать ее в исправном состоянии, а не городить огород.

Многие владельцы автомобилей Нива, он же LADA 4x4, часто сталкиваются с проблемой перегрева или же с повышенным температурным режимом работы своих машин в летнее время года. Проблема эта не нова и продолжается еще с советских времен с самых первых Нив. Все дело в конструктивных особенностях системы охлаждения, которая как и большинство систем и агрегатов перекочевали сюда с "классики". Конечно же говорить, что охлаждение не претерпело изменений по сравнению с той же ВАЗ 2106 было бы неправильно, но факт остается фактом - основа этой системы была спроектирована еще в 60х годах и со временем подвергалась различным доработкам и модификациям, которые ее улучшили, но оказались недостаточно эффективны в некоторых условиях.

В сети можно увидеть различные варианты решения данной проблемы от самых "лайтовых", по типу замены антифриза, до самых кардинальных, по типу установки системы охлаждения с иномарок. Но я считаю, что нужно искать "золотую середину", ибо антифриз у многих людей, включая меня, имеется привычка менять регулярно и раньше чем по регламенту и грешить на его качество не приходится, а замена на иностранные комплектующие может стоить очень больших денег, что в случае с Нивой я считаю нецелесообразным. И я считаю самым удачным вариантом доработки установку дополнительного вентилятора охлаждения от классики и вот почему:

  • Дешевизна . Он стоит на рынке от 300р, плюс крепеж и шайбы еще 50р. По итогу получаем копеечную, а главное эффективную. доработку
  • Простота . Наш вентилятор устанавливается за 15 минут, практически "bolt on" даже на улице и не требует сколь-нибудь серьезных доработок. Еще одним плюсом является то, что заводские электрические вентиляторы охлаждения остаются на штатных местах, все так же выполняют свои функции, но остаются менее нагруженными, что, по мимо всего прочего, увеличивает их ресурс.
  • Эффективность . Эта "модификация" реально работает, что является самым весомым ее плюсом.
  • Простор для "творчества" . Есть категория людей, которым нравится позаниматься своим автомобилем и эта доработка дает простор для творчества, потому, что при желании, можно придумать какой-нибудь защитный кожух или же установить приводной шкив помпы меньшего диаметра для большей эффективности.

Теперь о самой установке . Нам понадобится сам вентилятор , болты крепления для нашего "карлсона", чуть длиннее заводских болтов крепления шкива помпы и какие - нибудь проставки или шайбы одинаковой толщины. Сам вентилятор , для большей эффективности лучше брать 6-ти лопастной , он же "летний" для "классики". Количество шайб, подкладываемых под вентилятор нужно определять "по месту". Наша задача сделать так, что бы их было, как можно меньше, но при этом вентилятор не задевал другие шкивы. Кстати можно заранее вымерять нужный размер или-же довериться информации в сети и сделать или купить проставки , любого вида, который вам понравится, например как на фото ниже . Конечно, можно обойтись без проставок, укоротив лопасти самого вентилятора, но делать так я не рекомендую, ибо при неправильном укорачивании лопастей, может возникнуть дисбаланс при вращении, что негативно скажется на ресурсе насоса охлаждения. Да и, по логике вещей эффективность самого вентилятора тоже должна упасть, после такого изменения.

После того, как комплект собран, останется только установить это все на шкив насоса охлаждения и радоваться результату . Подробно объяснять каким образом происходит установка, смысла не вижу, ибо ничего сложного там нет и с этой задачей справится даже ребенок. На фото ниже показано, как, примерно, должна выглядеть наша конструкция.

Термостатом и вентилятором радиатора регулируется тепловой режим работы агрегата. На карбюраторных автомобилях вентилятор охлаждения радиатора расположен на шкиве насоса охлаждающей жидкости, а на автомобилях, двигатель которых оснащен системой впрыска, два электрических вентилятора установлены перед радиатором. Последние включаются электронным блоком управления двигателя.

Вентиляторы охлаждения бываю трех типов: с вискомуфтой, с электронным блоком управления и с термовыключателем. Наибольшей популярностью пользуются вентиляторы с электроприводом, которые состоят из электродвигателя, электронного блока управления, температурного датчика и реле включения вентилятора. Вентиляторы с вискомуфтой чаще всего устанавливает завод-изготовитель.

Важно! Для настройки режима работы вентилятора потребуется расходомер воздуха и датчик, который будет следить за частотой вращения коленчатого вала.

Читайте также: