Каковы особенности привода сцепления маз 5335 и камаз 5320

Обновлено: 02.07.2024

Основным элементом трансмиссии автомобиля является сцепление, которое служит с одной стороны защитой мотора от гашения колебаний и перегрузок, а с другой – обеспечивает соединение движущих узлов при переключении передач. В грузовых авто используется двухдисковое, или фрикционное, сцепление, работающее за счет силы трения от крутящего момента и позволяющее увеличить ресурс агрегата. Само трение обеспечивается двумя ведомыми дисками, между которыми имеется проставка, что обеспечивает 4 поверхности рабочего соприкосновения.

Особенности сцепления КамАЗ

Грузовые автомобили КамАЗ имеют полноприводную колесную базу, что предполагает использование двухдискового сцепления. Оно представляет собой замкнутое сцепление с нажимными пружинами, расположенными периферийно.

Особенностями такой сборки является наличие:

  • Устройства автоматической регулировки среднего ведущего диска, которое при выключении занимает среднее положение.
  • Термостойкой накладки, которая служит для продления срока службы ведомого диска.
  • Кожуха установленной формы, обеспечивающего целенаправленный и фиксированный нажим пружин.

Само сцепление КамАЗ состоит из ведущей и ведомых частей. Так, ведущая часть собирается из:

  • Среднего ведущего диска.
  • Маховика.
  • Кожуха с втулками.
  • Нажимного диска.

Сборка осуществляется посредством болтов.

Ведомая часть состоит из:

  • Стального диска с фрикционными накладками.
  • Асбестового диска со ступицами.
  • Фрикционных колец.
  • Гасителя с пружинами, который приводится в движение путем крутильных колебаний.

Нажимной и средний ведущий диски имеют на поверхности шипы, которые во время движения попадают в пазы маховика, что позволяет передать вращающий момент на ведущие диски. Одновременно перемещаются оба осевых диска. Это и приводит двигатель в действие.

К элементам двухдискового сцепления также следует отнести:

  • Ступицы ведомых дисков.
  • Ведомый вал сцепления.
  • Нажимные диски.
  • Пружины.
  • Кожух.
  • Теплоизолирующие прокладки.

Все эти элементы приводят механизм в действие, а также защищают двигатель и коробку передач от преждевременного износа.

Для управления грузовиком, а также для остановки транспортного средства (выключения мотора) служат:

  • Рычаги выключения, которые соединены с нажимными дисками.
  • Опорные вилки, устанавливаемые в кожухе.
  • Упорные кольца и пружины.
  • Муфты и рычаги выключения с подшипником, шлангом смазки и оттяжной пружиной, которые устанавливаются на крышке подшипника коробки передач.
  • Вилки выключения, которая монтируется в картере сцепления на валике.

Принцип действия

Двухдисковое сцепление работает по такому принципу:

  • Водитель нажимает на педаль. Это приводит в действие выжимной подшипник.
  • Водитель давит на выжимные рычаги, оттягивая нажимной диск на себя. Это приводит в движение ведомый и нажимной диски.
  • Пружины отпускают ведущий диск, что приводит к отсоединению его от фрикционного диска за счет пружин.

В результате происходит одним движением двойной выжим. Обратное движение происходит по тому же принципу. При этом удается получить усиленное распределение равномерных нагрузок.

Почему на КамАЗ устанавливается двухдисковое сцепление

Многие путают равномерное схватывание при двухдисковом сцеплении с плавным, что является ошибочным. Ведь в данном случае не стоит говорить про плавный ход или подхват. Чтобы добиться комфортной управляемости, у водителя должен появиться солидный опыт. Кроме того, в сцеплении КамАЗ используется облегченный маховик, что замедляет переключение скоростей, а потому кивки во время езды неизбежны. Могут также наблюдаться сторонние шумы и потрескивания при увеличении скорости.

В чем же преимущества двухдискового сцепления? Тут можно выделить несколько моментов:

  • При надлежащей балансировке крутящих элементов удается выровнять нагрузку на прокручивающиеся диски без их дополнительного износа.
  • Снижается вибрация во время езды в случае всё той же балансировки маховика.
  • Удается снизить расходы топлива, что важно при использовании грузового транспорта.
  • Увеличивается срок службы двигателя. И это, пожалуй, одно из основных преимуществ.

Чтобы двухдисковое сцепление обеспечило ожидаемый результат эксплуатации КамАЗ, необходимо провести балансировку не только маховика, но и коленвала. Регулировка также потребуется после длительного пробега транспортного средства. Сделать это сможет водитель самостоятельно, или обратившись в автосервис.

Сцепление Камаз-состоит 5320 из механизма и привода, имеет следующие особенности конструктивные:

– механизм сцепления Камаз-5320 устройство имеет для автоматической установки среднего диска ведущего в среднее положение при выключенном Это. сцеплении устройство не требует регулирования в процессе форма;

– эксплуатации кожуха обеспечивает фиксацию нажимных ведомый;

– пружин диск имеет термостойкую фрикционную большим с накладку сроком службы;

– педаль сцепления нарушающая, не подвесная герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в педали опорах не требуют пополнения смазки.

5320 сцепления Камаз-5320 (рис. 1) картера из состоит 20, нажимного диска (корзины) с кожухом 17, пружинами нажимными 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых фрикционными 1 с дисков накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; ведущего среднего диска 2.

Штампованный кожух сцепления 5320-Камаз установлен на маховике с помощью двух втулок установочных 3 и закреплен десятью болтами М10 и Ведущие М8.

двумя диски Камаз-5320 нажимной 4 и имеют 2 средний на наружной поверхности по четыре шипа, входят которые в специальные пазы маховика и передают момент крутящий двигателя на поверхности трения ведомых ступицы, дисков которых установлены на шлицах ведущего коробки вала передач или делителя.

Между сцепления 17 кожухом Камаз-5320 и нажимным диском 4 нажимные размещены пружины 16, под действием которых средний и ведомые ведущий диски зажимаются между диском нажимным и маховиком.

Средний ведущий диск 5320-Камаз имеет рычажный механизм 27. Он автоматически диск устанавливает 2 в среднее положение при выключенном Выключающее.

сцеплении устройство сцепления Камаз-5320 уравновешенных из состоит на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с кольцом упорным 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным смонтированной 10, подшипником на крышке подшипника ведущего вала передач коробки или делителя, и вилки выключения 13, валике на размещенной в картере сцепления (делителя).

Привод Камаз сцепления-5320 (рис. 2) состоит из педали 1 оттяжной с сцепления пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного рабочей 5 с бачка жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и для шлангов подачи рабочей жидкости от главного усилителю к цилиндра сцепления и подвода воздуха от пневматической усилителю к системы сцепления.

Рис.1. Сцепление Камаз-ведомый

1 – 5320 диск; 2 - ведущий средний диск; 3 - втулка установочная; 4 – нажимной диск; 5 - вилка отжимного отжимной; 6 - рычага рычаг; 7 – пружина упорного кольца; 8 - смазывания шланг муфты; 9 - петля пружины; 10 - выжимной отжимная; 11 – подшипник пружина; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - выключения вилка сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал наружная; 16 - вилки нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - шайба теплоизолирующая; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер маховик; 21 - сцепления; 22 - фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная первичный; 24 – пружина вал; 25 -диск гасителя крутильных внутренняя; 26 - колебаний пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - пружина наружная гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо диска ведомого; 29 – механизм автоматической регулировки положения ведущего среднего диска

Пневмогидравлический усилитель привода 5320-Камаз служит для уменьшения усилия на сцепления педали. Он закреплен двумя болтами к фланцу сцепления картера (делителя) с правой стороны силового Рис.

агрегата. 2. Привод механизма сцепления Камаз-педаль

1 – 5320; 2 – цилиндр главный; 3, 10 – упоры верхний и кронштейн; 4 – нижний; 5 – бачок компенсационный; 6 – трубопровод гидравлический; 7 – толкатель; 8 – рычаг поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина пробка; 12 – оттяжная; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – сферическая гайка регулировочная; 16 – толкатель поршня пневматический; 17 – защитный чехол; 18 – пневмогидроусилитель; I – воздух сжатый

При педаль на нажатии сцепления Камаз-5320 давление главного из жидкости цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в сцепления пневмогидроусилитель на гидравлический поршень и на поршень следящего которое, устройства автоматически изменяет давление воздуха в пневмоцилиндре силовом усилителя пропорционально усилию на педали процессе.

В сцепления эксплуатации, по мере износа накладок дисков ведомых, следует регулировать привод сцепления обеспечения для свободного хода муфты выключения Регулировки.

сцепления сцепления Камаз-5320

Регулировки Камаз сцепления-5320 при сервисе 1:

— затяните крепления болты пневматического усилителя привода сцепления:

— внешним проверьте осмотром герметичность привода сцепления, необходимости при устраните не герметичность и прокачайте гидросистему проверьте;

— привода действие оттяжных пружин педали рычага и сцепления вала вилки выключения сцепления, необходимости при устраните неисправности;

— отрегулируйте привод смажьте;

— сцепления подшипник муфты выключения сцепления и вала втулки вилки выключения сцепления;

— проверьте жидкости уровень в компенсационном бачке привода сцепления и необходимости при долейте;

— слейте конденсат из пневмогидроусилителя, пробку вывернув 12 (см. рис. 3).

Регулирование привода сцепления 5320-Камаз заключается в проверке и регулировании свободного педали хода сцепления, свободного хода муфты сцепления выключения и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

регулировка и Проверка свободного хода муфты выключения Камаз сцепления-5320 осуществляется перемещением вручную вала рычага вилки от регулировочной сферической гайки 15 пневмогидроусилителя 16 толкателя привода сцепления (при этом отсоединить необходимо пружину от рычага).

Если свободный рычага ход, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то отрегулируйте его сферической гайкой толкателя пневмогидроусилителя до что 3, 7. 4, 6 мм, величины соответствует свободному ходу муфты сцепления выключения 3, 2. 4 мм.

Затем произведите проверку полного толкателя хода пневмогидроусилителя Камаз-5320 нажатием на сцепления педаль до упора, при этом полный толкателя ход должен быть не менее 25 мм, при величине меньшей хода не обеспечивается полное выключение При.

сцепления недостаточном ходе толкателя пневмогидроусилителя 5320-Камаз проверьте свободный ход педали количество, сцепления жидкости в главном цилиндре (рис. 3) и привода бачке сцепления, а при необходимости проведите гидросистемы прокачку привода сцепления.

Свободный ход соответствующий, педали началу работы главного цилиндра, быть должен 6. 12 мм. Замерять его следует в средней площадки части педали сцепления. Если свободный выходит ход за пределы, указанные выше, отрегулируйте между А зазор поршнем, и толкателем поршня главного Регулировку.

цилиндра зазора между поршнем и толкателем главного поршня цилиндра Камаз-5320 проведите пальцем эксцентриковым 9 (см. рис. 3), который соединяет верхнюю толкателя проушину 8 с рычагом 7 педали.

Регулируйте зазор положении при, когда оттяжная пружина прижимает сцепления педаль к верхнему упору 10. Поверните эксцентриковый так палец, чтобы перемещение педали от верхнего момента, до упора касания толкателем поршня составило 6. 12 мм, затяните затем и зашплинтуйте корончатую гайку.

Смазывание Камаз сцепления-5320. Втулки вала вилки сцепления выключения смазывайте через две пресс-подшипник 5, а масленки муфты выключения сцепления — через масленку-пресс 6, сделав шприцем не более трех противном. В ходов случае излишки смазки могут картер в попасть сцепления.

Полный объем жидкости в сцепления гидроприводе Камаз-5320 составляет 380 При. cм3 сервисе С (осенью) смените жидкость в привода гидросистеме сцепления.

Рис. 3. Пневмоусилитель Камаз-гайка

1 - 5320 сферическая: 2 контргайка; 3 - толкатель поршня сцепления выключения: 4 - чехол защитный: 5 - поршень выключения корпус; 6 - сцепления следящего поршня: 7, 21, 24, 26 манжеты; 8 - клапан сапун; 9 - перепускной; 10 мембрана следящего устройства; 11 - седло пробка; 12 - мембраны: 13 - пружина возвратная; 14 - крышка подвода стержень; 15 - воздуха клапанов; 16 - клапан впускной; 17 - клапан пружины; 18, 22 - выпускной мембраны и поршня; 19 - корпус передний; 20 - пневматический поршень; 23 - корпус уплотнения поршня; 25 - пружина корпус; 27 - распорная задний; I - подвод тормозной жидкости; II - воздуха подвод

Главный цилиндр сцепления Камаз-толкатель

1-5320; 2 -корпус; 3 - поршень; 4 - бачок компенсационный; 5 -бачка крышка

Точки смазывания сцепления Камаз-пробка

1 - 5320 сливная; 2 -пробка заливная с указателем масла уровня; 3, 4 -пробки сливные с магнитом; 5 - пресс-опоры масленка; 6 - пресс-масленка выжимного подшипника; 7 – Ремонт

сапун сцепления Камаз-5320

Прокачку привода гидросистемы сцепления Камаз-5320 проведите устранения после не герметичности гидропривода в следующем порядке:

- раза 3. 4 Резко нажмите на педаль сцепления, а затем, педаль оставляя нажатой, отверните на 1/4. 1/3 оборота клапан воздуха выпуска. Под действием давления через выйдет шланг часть жидкости и содержащийся в ней в пузырьков виде воздух.

- После прекращения выхода заверните жидкости клапан выпуска воздуха.

- Повторяйте тех по пп. 2 и 3 до операции пор, пока полностью не прекратится воздуха выделение из шланга. В процессе прокачки необходимо систему в добавлять тормозную жидкость, не допуская снижения ее компенсационном в уровня бачке главного цилиндра более нормального на 2/3 от чем во избежание попадания в систему атмосферного После.

воздуха окончания прокачки, при нажатой сцепления педали, заверните до отказа клапан выпуска только и воздуха после этого снимите с его шланг головки и наденьте защитный колпачок.

Далее установить следует нормальный уровень жидкости в главном Тормозная. цилиндре жидкость, которая выпущена из гидросистемы прокачке при, может быть использована вновь отстоя после и последующей, фильтрации. Качество прокачки величиной определяется полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

наличие Проверьте конденсата в силовом цилиндре пневмогидроусилителя. слива Для конденсата отверните пробку в алюминиевом пневмогидроусилителя корпусе. Для полного слива слегка педаль на нажмите сцепления.

Не реже чем один три в раз года рекомендуется промывать техническим или спиртом чистой тормозной жидкостью гидросистему сцепления привода с разборкой главного цилиндра и пневмогидроусилителя и свежей заправлять тормозной жидкостью.

Трубопроводы гидросистемы спиртом промойте или тормозной жидкостью и продуйте воздухом сжатым, предварительно отсоединив оба конца. сборкой Перед поршни и манжеты гидросистемы смочите жидкостью тормозной. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих изношенные и кромок) манжеты и защитные чехлы замените.

замене При пневмогидроусилителя привода сцепления Камаз-для 5320 снятия пневмогидроусилителя:

- выпустите воздух из привода IV контура вспомогательной тормозной системы и других через потребителей клапан на ресивере;

- снимите оттяжную рычага пружину вала вилки выключения сцепления, воздушный отсоедините трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и жидкость слейте из системы гидропривода;

- выверните два крепления болта пневмогидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

установки Для пневмогидроусилителя Камаз-5320:

- совместите крепления отверстия с отверстиями картера сцепления и закрепите двумя усилитель болтами с пружинными шайбами;

- подсоедините шланг гидравлический пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод: установите пружину оттяжную вала вилки выключения сцепления.

тормозную Налейте жидкость в компенсационный бачок главного прокачайте и цилиндра систему гидропривода. Проверьте герметичность трубопроводов соединений (подтекание тормозной жидкости из соединений не при), допускается необходимости устраните нарушение герметичности или подтяжкой заменой отдельных элементов соединений.

при и Проверьте необходимости отрегулируйте величину зазора торцом между крышки и ограничителем хода штока включения клапана делителя передач.

При снятии Камаз сцепления-5320 с двигателя после отсоединения передач коробки вверните предварительно в нажимной диск до кожух в упора четыре стяжных болта M10х1, затем, а 25х62 выверните болты крепления кожуха маховику к сцепления и снимите кожух с нажимным диском в средний, сборе и ведомые диски сцепления.

В случае отдельных замены деталей сцепления Камаз-5320 регулировку проведите перед его установкой на двигатель упорного положение кольца оттяжных рычагов.

Для сцепления регулировки Камаз-5320 нажимной диск в установите сборе и закрепите на контрольную подставку (рис. 4) маховик на или со вставкой, обеспечивающие установочный размер А=(29+0, 1) мм, и стяжные отпустите болты.

Правильное положение упорного определяется кольца монтажным размером В=(54+0, 3) мм, биение торца Т2 должно Т1 относительно быть не более 0, 2 мм.

При нарушении упорного положения кольца отрегулируйте положение кольца на помощью с приспособлении гаек 3, восстановив размер В, при опорные этом поверхности всех четырех оттяжных должны рычагов одновременно касаться упорного кольца. Не положение регулируйте упорного кольца с помощью указанных двигателе на гаек.

Перед установкой сцепления Камаз-двигатель на 5320 в полость переднего подшипника ведущего расположенную, вала в коленчатом валу, заложите 15 г смазки Устанавливайте.

158 сцепление Камаз-5320 с помощью оправки шлицевой, обеспечивающей соосное расположение осей дисков ведомых с осью коленчатого вала.

Обращайте правильное на внимание взаимное расположение ступиц ведомых короткими — дисков выступающими торцами навстречу друг Средний. другу ведущий диск Камаз-5320 в должен сборе легко перемещаться в пазах маховика действием под оттяжных рычагов.

Нажимной диск (Камаз) корзина-5320 с кожухом в сборе устанавливайте на двигателя маховик также без дополнительной подгонки, но перекосов без, добиваясь этого равномерной затяжкой крепления болтов с крутящим моментом 54. 61, 8 Н.м (5, 5. 6, 3 кгс.м).

После как того будут затянуты болты крепления маховику к кожуха, выверните из нажимного диска стяжные Биение.

болты упорного кольца оттяжных рычагов оси относительно коленчатого вала должно быть не Рис 0, 5 мм.

более. 4. Нажимной диск (корзина) Камаз-кожухом с 5320 в сборе

1 - подставка контрольная; 2 - болт; 3 - регулировочная гайка; 4 - пластина стопорная; 5 -кольцо упорное; 6 - стяжной болт: А - размер установочный; В - размер монтажный; Т1, Т2 - торцовое биение

Сцепление автомобиля КамАз-5320 двухдисковое с 12 периферийными пружинами и гидроприводом с пневмоусилителем. Средний ведущий диск 6 (рис.7) сцепления имеет механизм 4, автоматически устанавливающий диск в среднее положение при выключении сцепления.

Работа сцепления такая же как и на МАЗ-5335.


Рис . 7. Сцепление автомобиля КамАЗ-5320:

9.Пневматический усилитель привода сцепления автомобиля маз-5335. Назначение, устройство и работа.

Клапан управления пневмоусилителя имеет корпус с крышками 20 и 23. Шток 22 клапана управления соединен с задней серьгой 25 тяги 12. На серьгу завернута регулировочная гайка 24 с контргайкой. Шланг соединяет полость А корпуса под клапаном с тормозным краном пневмосистемы, поэтому в полости постоянно под­держивается давление в результате по­дачи сжатого воздуха. Отверстие В под штоком сообщается с атмосферой, а сред­няя полость Б через шланг 16 — с рабочей полостью пневмоцилиндра 17. Валик 15 вилки выключения сцепления рычагом 19 шарнирно соединен с наружным кон­цом штока 18 пневмоцилиндра.

Если на педаль сцепления не нажи­мают, то между крышкой 23 клапана и регулировочной гайкой 24 штока 22 имеется зазор 3,5. 3,7 мм. Усилитель в этом случае выключен. При нажатии на педаль 1 сцепления корпус 13 клапана вместе с тягой 12 перемещается вправо, зазор уменьшается и крышка 23 упирает­ся в регулировочную гайку 24. Усилие передается на рычаг 14, и в результате поворота валика 15 сцепление выключается. Одновременно сжатый воздух из по­лости А поступает через клапан 21, откры­ваемый концом штока 22, в полость Б и далее по шлангу 16 в пневмоцилиндр 17. Сжатый воздух перемещает поршень, который через шток 18 и рычаг 19 соз­дает дополнительное усилие на валик 15, облегчающее работу водителя при вы­ключенном сцеплении.

Если педаль сцепления отпустить, то клапан 21 закроется, так как давление на него штока 22 прекратится. Клапан управления включен в механический при­вод сцепления последовательно, поэтому действие усилителя пропорционально давлению ноги водителя на педаль сцепле­ния. При неисправном усилителе сцепле­ние может быть выключено силой, привода сцеп­ления не нарушаются благодаря наличию вертикальной тяги 4.

В сцеплении можно регулировать уста­новку оттяжных рычагов 7 (см. рис. 113) с упорным кольцом 14, зазоры между кольцом 14 и упорным подшипником, между крышкой 23 (см. рис. 114) клапана и регулировочной гайкой 24, а также длину тяги 12 и штока 18. Расстояние от плоскости упорного кольца 14 (см рис. 6) до плоскости заднего нажимногодиска должно составлять 63,5…64,5 мм. Эту регулировку выполняют регулировочными гайками 9 вилок подвески рычагов. Гайки закрепляют специальными стопора­ми. Зазор между гайкой 24 и крышкой 23 клапана управления уси­лителя регулируют гайкой 24. Длину тяги 12 и штока 18 пневмоцилиндра регули­руют, вращая их вилки.

Рис. 114. Привод сцепления с пневмоусилителем автомобиля МАЗ-5335:

а—привод; б—клапан усилителя, 1 — педаль; 2, 10 и 15 — валики; 3, 8, II, 14 и 19 — рычаги; 4, 6 и 12—тяги; 5—двуплечий рычаг; 7—пружина; 9— кронштейн; 13—корпус клапана; 16—шланг; 17— пневмоиилнндр; 18—шток пневмоцилиндра; 20 и 23 — крышки; 21 — клапан; 22—шток клапана; 24 — регулировочная гайка; 25—задняя серьга; А и 6 — полости; В—отверстие


Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

На большинстве грузовых автомобилей КамАЗ используется двухдисковая система сцепления (СС) с радиальным положением силовых пружин. Для функционирования механизма применяется специальный гидравлический привод, оснащенный пневматическим усилителем. Такая схема позволяет обеспечить снижение усилия, которое требуется для того, чтобы выжать педаль сцепления.


Схема системы сцепления на Камаз 4310 и 53215

Основные элементы устройства:

  1. Маховик.
  2. Средний ведущий вал.
  3. Ведомый шкив.
  4. Нажимной диск.
  5. Кратерное устройство.
  6. Защитный кожух.
  7. Опорная вилка.
  8. Рычаг переключения скоростей.
  9. Муфта деактивации с подшипниковым элементом.
  10. Вилка выключения системы.
  11. Упорное кольцо рычагов отключения.
  12. Выжимная пружинка.
  13. А — люфт между подшипником муфты и кольцом рычага отключения.


Схема соединений привода сцепления Камаз 43118 и 65115

Основные компоненты схемы:

  1. Педаль сцепления.
  2. Основной цилиндр.
  3. Цилиндрический элемент пневмоусилительного устройства.
  4. Следящий механизм пневматического усилителя для устройства с двумя дисками.
  5. Воздухопровод.
  6. Рабочий гидравлический цилиндр.
  7. Муфта отключения, оснащенная подшипниковым элементом.
  8. Рычаг переключения.
  9. Шток.
  10. Трубопроводы и патрубки гидравлического привода.

Ведомые диски в СС Камаз 55111 или 43114 производятся с применением термостойких фрикционных накладок, позволяющих не допустить быстрого износа конструктивных элементов. Также устройство включает в себя гаситель колебаний, которые образуются при прокручивании коленвала мотора. Педаль приводного устройства располагается на специальных втулках и обычно функционирует без необходимости регулярной смазки. В более современных версиях Камаз 55102 и 6520 используются однодисковые сцепления класса Евро.

Сцепления в системах Камаз могут отличаться между собой по величине передающегося крутящегося момента.

Основная особенность усовершенствованных версий СС заключается в наличии встроенного индикатора, определяющего износ фрикционных накладок. Измерение зазора производится по расстоянию между корпусом усилительного устройства, а также шайбой, расположенной на штоке. При серьезном износе этот показатель может составить около 2,3-2,5 см. В некоторых СС на Камаз 43114 и 4308 с ПГУ может отсутствовать возможность регулировки положения штока.

Фотогалерея: разновидности систем сцепления

Однодисковое СС для грузового авто

На фото — многодисковая система сцепления

Регулировка сцепления

Если вы заметили даже один из перечисленных признаков, значит, корзина сцепления КамАЗ требует настройки. Если этого не сделать вовремя , неполадки могут перекинуться на коробку передач и иные детали трансмиссии. В целом грамотную регулировку сцепления Камаза можно разделить на 3 основных этапа:

техническое обслуживание

Если периодически выполнять дополнительно с регулировкой еще и эти процедуры, то устройство прослужит намного дольше.

  • Протяните болты, которые крепят пневмоусилитель привода сцепления.
  • устройство на наличие подтеков. В случае обнаружения, найти и устранить утечку, после прокачать систему, чтобы из нее вышел воздух.
  • Оценить работу пружин педали и рычага вала. В случае обнаружения неисправных заменить их.
  • Смазать подшипник муфты и втулку вала вилки устройства.
  • Оценить уровень жидкости в компенсационном баке. В случае необходимости долить.

Регулировка сцепления Камаз

Регулировка сцепления Камаз

Как осуществляется регулировка?

При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.

При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:

  1. Выставить ход педали.
  2. Убрать завоздушенность магистралей привода.
  3. Проверить уровень жидкости в ПГУ.

При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.

Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.

Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.

Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:

  1. Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
  2. Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
  3. Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
  4. Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.

На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.

Регулировка свободного хода педали сцепления

По официальному регламенту ход для передвижения педали должен составить около 6-12 мм, а сам замер следует делать от центральной составляющей пластины. Педаль необходимо отпустить, пока в работу не вступит основной цилиндр после нажатия на нее. Отладка осуществляется с использованием эксцентрикового пальца, при выполнении регулировки педаль должна быть прижата к верхнему упору. Корончатая гайка максимально затягивается и производится замен полного хода, который должен составить 185-195 мм.

Видео о регулировке педали сцепления

Как узнать, что пришло время менять сцепление

  • Устройство включается резко, автомобиль дергается и резко рвет с места.
  • Шум в механизме, возможно, громкий треск при включении передачи.
  • Автомобиль трогается с места, с опозданием, даже если вы отжали сцепление вовремя.
  • Характерный запах гари в салоне (это явный признак того, что сцепление сгорело).

Затягивать с заменой сцепления не стоит. В итоге все может закончиться повреждением коробки передач или тем, что в один прекрасный день автомобиль просто не сможет тронуться с места.

Самостоятельно за работу стоит браться, только если вы точно, знаете, последовательность действий. В противном случае лучше обратиться к специалистам.

Однако если вы уверены в своих силах или корзина сцепления КамАЗ вам хорошо знакома, можно браться за дело.

Что понадобиться

Прежде чем приступать к работам, необходимо запастись определенным набором инструментов. Итак, вам понадобятся:

  1. Набор гаечных ключей или торцевых головок.
  2. Упор.
  3. Линейка, чтобы потом измерить свободный ход педали.
  4. Пассатижи и клещи.

Замена сцепления Камаз

Замена сцепления Камаз

Если все это есть, пора приступать к работе. Главное, строго соблюдать всю последовательность действий:

  • Первым делом снимайте коробку передач. У КамАЗа она очень тяжелая, поэтому вам понадобится помощь нескольких человек.
  • Далее, на очереди корзина сцепления, снимаем и ее.
  • После снимайте диски сцепления ведомый, средний и ведущий.
  • После на их место устанавливайте новые детали устройства. Начинайте с установки первого ведомого диска и дальше устанавливайте детали в обратном к разбору порядке.
  • Еще раз убедитесь, что устройство собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В случае если сцепление однодисковое процесс схож и выполняется еще проще. Может показаться, что все достаточно просто, однако это далеко не так. Замена и регулировка сцепления маз потребует массу физических сил и времени. Возможно, имеет смысл все-таки довериться специалистам, которые все сделают грамотно и без ошибок. Вы же, наблюдая, за процессом сможете запомнить всю последовательность на практике, а уже в следующие раз взяться за регулировку или замену устройства самостоятельно.

Как пользоваться сцеплением, чтобы оно работало как можно больше

Есть несколько простых правил продлить срок службы сцепления КамАЗа. К сожалению далеко не все водители ими пользуются и часто, устройство приходится менять гораздо раньше, чем предусмотрено производителем.

  1. Не держите механизм отжатым слишком долго. Использовать пробуксовку сцепления на светофорах и для снижения скорости очень вредно для устройства.
  2. И, главное, как можно чаще проверяйте свободный ход педали и смазывайте все доступные агрегаты механизма сцепления. Это является, наверное, важнейшим залогом того, что задумываться о замене механизма вам не придется течении как минимум нескольких лет.

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий при этом:

  1. Ослабить крепежную гайку вилки.
  2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
  3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
  4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
  5. Установить фиксирующий шплинт.
  6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 11663
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: