Камаз 4310 плюсы и минусы

Обновлено: 02.07.2024


КамАЗ-4310 является знаменитым среди народа грузовиком повышенной проходимости с постоянной полноприводной системой на все 3 независимых моста. Данная статья предоставит каталог технических характеристик и каталог модификаций знаменитой грузовой модели. Вы узнаете расход топлива на 100 км, как автомобиль едет по бездорожью, его грузоподъемность и увидите видео его работы.

Назначение

Одной из активно продаваемых полноприводных трехосных моделей в настоящее время является КАМАЗ-43118. По сути, машина стала результатом модернизации выпускающегося с середины 80-х годов прошлого столетия КАМАЗа-4310. Толчком для создания машины в 1992 году стал заказ Министерства обороны. Требовалась многофункциональная платформа повышенной проходимости как под перевозку грузов и людей, так и под установку различных видов оборудования. Серийный выпуск модели, получивший индекс КАМАЗ-43118 был начат в 1995 году. Автомобиль не только стал поступать в Вооруженные Силы, но и успешно стал использоваться во многих отраслях народного хозяйства. В условиях плохих дорожных условий и на бездорожье машина благодаря своим конструктивным особенностям, за более чем 15 лет производства зарекомендовала себя очень хорошо. КАМАЗ-43118 используется для обеспечения геолого-разведовательных экспедиций, на нефтяных и газовых месторождениях, в лесной отрасли, строительстве, на различных производственных и сельскохозяйственных работах. Словом, там, где требуется автомобиль повышенной проходимости с хорошими тяговыми характеристиками. КАМАЗ-43118 отлично справляется с поставленными задачами, как в условиях жаркого климата, так и в северных регионах.


Салон кабины

Кабина получилась 3-местной и имеет термоизоляцию, которая вместе с шумовой изоляцией позволяет более комфортно себя чувствовать. Не забыли также внедрить независимый отопитель калориферного образца. Кабину можно откидывать с помощью гидравлического подъемника вперед.

Базовая комплектация не имеет спального места, но в качестве отдельной опции его можно установить. Сидение водителя является подрессоренным и может регулироваться по длине, массе и наклону спинки. Вдобавок ко всему, производителем предусмотрено наличие сидений тропической конфигурации.

Салон КамАЗ-4310

Понятно, что до европейских аналогов салону КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на те времена выпуска кабина была довольно уютной и позволяла не так сильно уставать при долгой работе. Сами сидения довольно простого типа. Панель приборов выглядит в спартанском стиле, но все, что необходимо, вынесено на приборную доску.

Не стоит забывать, что многие экземпляры взяла себе на вооружение армия, где не так важен комфорт, а отдается предпочтение проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек при ярком солнечном дне, как для водителя, так для пассажира.

Основная техническая информация

Возможности грузоподъемности КамАЗ-43118 напрямую зависят от размеров и весовых особенностей машины. Эта модель обладает следующими показателями:

  • снаряженный вес шасси – 8 750 кг;
  • нагрузка: на передний мост – 4 600 кг, на тележку – 4 150 кг.
  • максимально возможный вес нагруженной надстройки – 12 000 кг;
  • общий вес с надстройкой – 20 900 кг;
  • нагрузка: на передний мост – 5 600 кг, на тележку – 15300 кг.

Дизельная силовая установка этой грузовой машины имеет турбонаддув, благодаря которому производится промежуточное охлаждение воздушного потока. Модификация мотора КамАЗ-740.30 – 260.

Возможны вариации деления используемых двигателей по мощности:

  • при полезной мощности в 180 л. с. номинальная составит 191 л. с.;
  • полезная мощность в 245 л. с. связана с номинальной в 260 л. с.

Число оборотов коленчатого вала составляет 2 200.

Объем цилиндра и перемещение поршня составляют 120 мм/120 мм. Топливная система такого большого механизма предполагает два бака для горючего.

Объем варьируется исходя из выбранной модели: 210 и 210; 350 и 210; 350 и 170; 350 и 350.

Электрическое оборудование характеризуется напряжением в 24 В, наличием аккумулятора в 2×12/190 В/А*ч и генератора в 28/2000 В/Вт.

Важным узлом в конструкции является сцепление. В этой машине используется диафрагменное, собранное на базе одного диска. Гидравлический привод имеет пневмоусилитель.

Тормозная система обеспечена приводом с пневмосистемой. Параметры конструкции:

  • диаметр барабана – 400 мм;
  • ширина тормозных накладок – 140 мм;
  • размер всей поверхности тормозных накладок – 6 300 кв. см.

Раздаточная система тоже механическая. Она двухступенчатая и характеризуется блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточный показатель в зависимости от модели 5,94 или 6,53.

Производитель предусмотрел на КамАЗ 43118 дисковые колеса. Для них используются пневматические шины. Внутри предполагаются камеры.

Давление в шинах регулируется с помощью современной системы, внедренной в автомобиль после обновления. Обод имеет размер 310-533, а шина – 425/85 R21.

Кабина грузовика установлена над моторным отделом и имеет две комплектации: со спальным местом или без него. Она имеет большую высоту крыши, что делает нахождение внутри более комфортным.

Груженый автомобиль способен развить скорость до 90 км/ч. При этом он без труда преодолеет подъемы, находящиеся под углом 30 градусов. Радиус поворота составляет 11,5 м.

Машина оснащена дополнительным оборудованием в виде лебедки, в некоторых моделях имеется коробка отбора мощности для привода спецнадстроек.

Грузовой КамАЗ снабжен бортовой платформой. Борта сделаны из прочного металла и при необходимости легко откидываются. Их высота составляет 500 мм. Размер платформы 6 100×2 320 мм.

После обновления конструкции мощность автомобиля увеличилась на 20-60 л. с. в зависимости от комплектации. Внедрениями новых разработок был уменьшен расход топлива на 5%.

Моторесурс поднялся до 700 000 км. Использование в конструкции более совершенных и надежных материалов позволило увеличить интервал между ТО с 16 500 до 30 000 км.

В новых моделях используются моторы Cummins. Они имеют сравнительно небольшой вес и экономно расходуют топливо.

Оснащенные новым мотором автомобили характеризуются меньшим уровнем шума и вибрации. При этом был расширен диапазон максимального крутящего момента (до 1 900 об/мин.)

Двигатель

  • рабочий объем – 10,85 л;
  • номинальная мощность – 245 л.с.;
  • частота вращения – 2200 об/мин;
  • максимальный крутящий момент 1060 Нм.

Также Камский завод предлагает модификации с 12-литровым агрегатом с увеличенной мощностью (300 л.с.) и крутящим моментом (1177 Нм).

Устройство

В основе КамАЗ 43118 лежит прочное шасси, предусматривающее установку широкой линейки навесного оборудования. В сравнении с более распространенными версиями КамАЗ 43114 и КамАЗ 43101 модель отличается большей грузоподъемностью, обусловленной усиленной подвеской и рамой. Многие элементы, используемые в данном автомобиле, являются отечественными.


Грузовик комплектуется полноприводным шасси. Дифференциалы всех мостов имеют симметричную форму. Благодаря ним автомобиль преодолевает даже сильное бездорожье. На КамАЗ 43118 используется рессорная подвеска. Специально для данной модели были созданы уникальные пневматические шины с автоматической регуляцией давления. Они выдерживают повышенную нагрузку. Характеристики шин – 425/85 R21.

Тормозная система КамАЗ 43118 включает несколько элементов. Основная тормозная система является пневматической. На колесах устанавливаются барабаны с диаметром 400 мм. Стояночный тормоз включается посредством перевода ручки в нужное положение. В машине присутствует запасная тормозная система, предусмотренная в качестве страховки на случай поломки основной. Управляется она аналогично стояночному тормозу. За счет этого водитель может притормаживать на скользкой дороге посредством перемещения ручки примерно на треть хода вверх. При дальнейшем подъеме включаются остальные тормоза автопоезда. Вспомогательная тормозная система включается специальной кнопкой. Она позволяет эффективно преодолевать длительные спуски в составе автопоезда. Рассчитана вспомогательная система на функционирование без переключения скоростей (на одной передачи, действующей в момент ее работы). Подобный механизм позволяет уменьшить риск перегрева тормозных механизмов.


КамАЗ 43118 оснащается 2 типами трансмиссий: 10-скоростной КП собственного производства или 9-ступенчатой КП ZF. Обе коробки передач являются механическими. Главная передача включает вал с подшипниками и картер. При этом шестерни главной передачи работают до полного износа, потому главную передачу в ходе эксплуатации не разбирают. Раздаточная коробка 2-ступенчатая механическая с блокируемым межосевым дифференциалом и пневматическим управлением. Трансмиссия ZF в конструкции автомобиля считается наиболее надежным элементом и заметно улучшает динамические параметры. В сравнении с отечественной коробкой передач она имеет больший ресурс работы. Однако при длительной эксплуатации ее привод допускает ошибки в переключении ступеней.

Кабина КамАЗ 43118 не отличается высоким уровнем комфорта. До 2010 года техника комплектовалась старым типом кабины, разработанным еще в 1980-х годах. В новых модификациях появилась кабина с небольшим спальным местом, которое удобно при длительных перевозках. В салоне устанавливается мягкое кресло с механической регулировкой и пневмоподвеской. Подобные удобства получает только водитель, у пассажирского сиденья все значительно скромнее. Современные материалы обшивки и пересмотренная система воздуховодов улучшают шумо- и теплоизоляцию. Опционально доступны подогрев кресла, кондиционер, подлокотник, штатная CD-магнитола и электростеклоподъемники. Также автомобиль может быть оборудован противоугонной системой, разблокировка которой осуществляется специальным ключом.


Недостатки КамАЗ 43118:

  • система измерения давления в шинах работает с серьезными погрешностями;
  • довольно большое потребление топлива;
  • малый уровень комфорта в салоне.

Несмотря на существующие недоработки, модель пользуется стабильным спросом благодаря приемлемому соотношению качества и цены. Большинство зарубежных конкурентов по техническим характеристикам не превосходят КамАЗ 43118, но стоят дороже. Именно это заставляет отечественного потребителя делать выбор в пользу продукта Камского автозавода.

Недостатки модели

Достаточно сложно представить себе автомобиль, в котором полностью бы отсутствовали недостатки. Что касается этой модели, то здесь он один. КамАЗ 43118 оснащен системой автоматической докачки шин, но шкала манометра, установленного в тягаче, показывает максимальный показатель в 6кг на квадратный сантиметр. Согласно данным производителя, давление в шинах должно держать на уровне 5,6 кг на сантиметр квадратный.

Проблема в том, что этот параметр рассчитан на холодные шины. Естественно, если грузовик находится в движении, то и давление в шинах увеличивается. Таким образом, мы не может знать истинный показатель давления в шинах при движении, ведь шкала упирается в максимальный показатель — 6 кг на см2. Соответственно, и контролировать этот показатель водитель не может, поэтому производителю следует задумать о замене манометра на тот, где будет большая амплитуда возможных значений.

К счастью, этот недочет не сказывается на работоспособности тягача, который уже успел занять свою нишу в данном классе автомобилей. Его доступная цена является дополнительным моментом, который сказывается именно на выборе отечественной модели, а не зарубежной, ведь при относительно равных технических данных, европейские тягачи стоят значительно дороже.

КамАЗ-4310 фото

Фото КамАЗ-4310
Авто КамАЗ-4310
Фото авто КамАЗ-4310
Грузовик КамАЗ-4310
Вид спереди КамАЗ-4310
Автомобиль КамАЗ-4310
Фотография КамАЗ-4310
Тентовый КамАЗ-4310
КамАЗ-4310

Краткая информация о модели КамАЗ 43118

КамАЗ 43118 обновленной конфигурации отличается улучшенными техническими данными. От прочих моделей ее отличает кабина необычного вида, поэтому можно сказать, что и в дизайнерском плане эта модель выделяется на общем фоне.

Этот седельный тягач довольно быстро завоевал популярность за счет своих технических характеристик, поэтому можно с уверенностью утверждать, что он является одним из лидеров в своем сегменте рынка.

Описание модели хотелось бы начать с подробных технических данных:

грузоподъемность 10 тонн
полный вес 20 650 кг
модель движка 740.30-260
тип двигателя дизельный, оснащенный турбонаддувом
фактическая мощность 245 л.с
объем двигателя 10,85 л
объем бака 350 литров и 210 литров
длина 858 см
ширина 250 см
высота 345,5 см
максимальная скорость 90 км/час

Рассмотрим более подробно те технические характеристики, которыми обладает авто.

Согласно данным от производителя, этот седельный тягач расходует примерно 33 литра дизеля на 100 км, при средней скорости в 50 километров в час. Это довольно неплохой показатель для такого крупногабаритного автомобиля, учитывая также тот факт, что в его комплектации присутствует два бака с горючим — по 210 и 350 литров. Это говорит о том, что седельный тягач может обходиться без дозаправки достаточно долго.

Более тридцати лет назад закончились приёмочные испытания камских вездеходов КАМАЗ-4310 из первой промышленной партии. По большому счёту, именно эти испытания дали теперь уже легендарным машинам путёвку на дороги страны.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

Чтобы было понятно, насколько важны для камазовцев эти испытания, вкратце перескажем историю создания автомобилей семейства КАМАЗ-4310.
Полноприводные грузовики для Камского автозавода, как и все КАМАЗы первого поколения, разрабатывались в Москве, на Автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ). Это неудивительно, так как в начале 1970-х годов, когда создавались эти машины, автогигант в Набережных Челнах только строился.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

Прототип автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

Прототип автомобиля КАМАЗ-4310 с прицепом ГКБ-817Б на испытаниях в Средней Азии.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

Первый внедорожник КАМАЗ на конвейере второй очереди завода, 1981 г.

Приёмочные испытания промышленных образцов проводились в Подмосковье, в испытательных центрах в Бронницах (Минобороны) и Дмитрове (Минавтопром). И хотя по их результатам также были выявлены некоторые недочёты (недостаточная надёжность шин, рессор подвески, задней поперечны рамы, буксирного прибора и т.д.), в целом машины признаны работоспособными и соответствующими заявленным характеристикам, что послужило поводом с 1982 года развернуть их массовое производство.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ-43105, 1984 г.

КАМАЗ-4310Базовая версия. Отличался укороченной платформой с тентом, задним откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпуск: 1983-1990 гг.

КАМАЗ-43101 (опытный)Транспортный вариант. Отличался грузовой платформой от КАМАЗ-5320 тремя откидными бортами.

КАМАЗ-43101Модернизированный вариант КАМАЗ-4310. Отличался двигателем КАМАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т. Выпуск: 1989-2000 гг.

КАМАЗ-43105Гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки и системы регулирования давления в шинах.

КАМАЗ-43114Модернизированный армейский вариант. Отличается дизелем с турбонаддувом КАМАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. Выпуск: с 1996 года.

КАМАЗ-43115Модернизированный, гражданский, транспортный. Отличается двигателем КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 г.

КАМАЗ-43118Транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается двигателем КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 г.

КАМАЗ-4410Седельный тягач на базе КАМАЗ-4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15 т.

КАМАЗ-4310. Первый экзамен.

КАМАЗ-43103 и КАМАЗ-43101 возглавляют испытательную колонну на трассе песков Чарджоу-Мары (Туркменистан).

Автомобиль КАМАЗ-4310 из первой промышленной партии

Более тридцати лет назад закончились приёмочные испытания камских вездеходов КАМАЗ-4310 из первой промышленной партии. По большому счёту, именно эти испытания дали теперь уже легендарным машинам путёвку на дороги страны.

Чтобы было понятно, насколько важны для камазовцев эти испытания, вкратце перескажем историю создания автомобилей семейства КАМАЗ-4310.

Полноприводные грузовики для Камского автозавода, как и все КАМАЗы первого поколения, разрабатывались в Москве, на Автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ). Это неудивительно, так как в начале 1970-х годов, когда создавались эти машины, автогигант в Набережных Челнах только строился.

Прототип КАМАЗ-4310 в начале западного участка БАМа, 1978 г.


Прототип КАМАЗ-4310 в начале западного участка БАМа, 1978 г.

Прототип автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.


Прототип автомобиля КамАЗ-4310, 1970 г.

Прототип автомобиля КАМАЗ-4310 с прицепом ГКБ-817Б на испытаниях в Средней Азии


Прототип автомобиля КАМАЗ-4310 с прицепом ГКБ-817Б на испытаниях в Средней Азии.

Первый внедорожник КАМАЗ на конвейере второй очереди завода, 1981 г.


Первый внедорожник КАМАЗ на конвейере второй очереди завода, 1981 г.

Приёмочные испытания промышленных образцов проводились в Подмосковье, в испытательных центрах в Бронницах (Минобороны) и Дмитрове (Минавтопром). И хотя по их результатам также были выявлены некоторые недочёты (недостаточная надёжность шин, рессор подвески, задней поперечны рамы, буксирного прибора и т.д.), в целом машины признаны работоспособными и соответствующими заявленным характеристикам, что послужило поводом с 1982 года развернуть их массовое производство.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ-43105, 1984 г.


Многоцелевой грузовик КАМАЗ-43105, 1984 г.

Основные модификации семейства 4310

История семейства в фотографиях

КАМАЗ-43103 и КАМАЗ-43101 возглавляют испытательную колонну на трассе песков Чарджоу-Мары (Туркменистан)


КАМАЗ-43103 и КАМАЗ-43101 возглавляют испытательную колонну на трассе песков Чарджоу-Мары (Туркменистан).

КАМАЗ-43102 на испытаниях. Колея глубиной 900 мм. 1978 г.


КАМАЗ-43102 на испытаниях. Колея глубиной 900 мм. 1978 г.








Полевые испытания автомобиля КАМАЗ-43102.

Испытания автомобиля КАМАЗ-4310 на снежной целине под Набережными Челнами, зима 1982/83 г.


Испытания автомобиля КАМАЗ-4310 на снежной целине под Набережными Челнами, зима 1982/83 г.

Базовый автомобиль семейства — прототип КАМАЗ-4310 4-й серии, 1975 г.


Базовый автомобиль семейства — прототип КАМАЗ-4310 4-й серии, 1975 г.




КАМАЗ-4310 на службе в СА.

Температура воздуха во время испытаний опускалась до -29ºC


Температура воздуха во время испытаний опускалась до -29ºC

Игрушечная модель автомобиля КАМАЗ-4310


Игрушечная модель автомобиля КАМАЗ-4310.

В отличие от американских войск, где стали использовать унифицированные между собой грузовики, не предназначенные для продажи населению, советская армия применяла автомобили, созданные на основе народнохозяйственных. Исключением не стал и КамА3 4310.

Ещё в 60-е годы на заводе ЗиЛ начали разработку нового семейства машин, в состав которого входил и армейский полноприводный грузовик. Однако партия и правительство, решили, что производиться эти автомобили будут на строящемся в Татарстане заводе. И после освоения базовых бортовых грузовиков в 1980 году начался выпуск армейского вездехода.

Устройство автомобиля

Камаз 43106

Двигатель модели 740.10 – восьмицилиндровый дизель объёмом 10.8 литров, его мощность достигала 210 л.с. Система охлаждения рассчитана на использование только антифризов (тосол), воду в неё заливать нельзя. Топливо в мотор поступало из двух баков емкостью по 125 литров. Коробка передач осталась механической, пятиступенчатой, но теперь крутящий момент через неё передавался на все шесть колёс. Для этого в конструкцию ввели раздаточную коробку с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

Подвеска грузовика рессорная, рулевое управление с гидравлическим усилителем.

Бездисковые колёса модели 5320 сменились дисковыми с широкопрофильными шинами. Сдвоенные колёса задних мостов уступили место односкатным. Запасное колесо подвешивалось к переднему борту кузова, между ним и кабиной. Тормозная система с пневматическим приводом, тормозные механизмы – барабанные. Установлен вспомогательный моторный тормоз. Армейские машины оснащались механической лебёдкой, которую приводил в действие вал отбора мощности. Длина троса – около 80 метров.

Народнохозяйственные исполнения грузовика предназначались для работы с двухосным прицепом ГКБ-8350 грузоподъёмностью до 8 тонн. Для военных автомобилей был разработан низкорамный прицеп 2-ПН-4М, который мог перевозить до 4 тонн. На армейские машины также зачастую вместо бортовой платформы устанавливались унифицированные кузова-фургоны (КУНГ).

В целом, для конца 70-х годов конструкция автомобиля была вполне современной, а для СССР – даже передовой. Благодаря сочетанию высоких эксплуатационных характеристик, неприхотливости и простоты в обслуживании, они остались незаменимыми ещё на целые десятилетия. А относительно высокий расход топлива могло помочь снизить правильное вождение.

Модификации КамАЗ 4310

В 1989 году оба варианта были модернизированы, получив индексы 43101 и 41106.

Основным отличием стала замена двигателя на КамАЗ 740.20 с увеличенной до 220 л.с. мощностью.

Позднейшие модификации: КамАЗ 43114 (армейский) и 43115 (народнохозяйственный) получили новые моторы с турбонаддувом семейства КамАЗ 7403.

Мощность возросла до 260 сил. Существовал и полноприводный тягач под индексом 4410. Для работы с ним предназначались специально сконструированные полуприцепы, например, ОдАЗ-9530. Дальнейшим развитием идеи тягача повышенной проходимости стал вариант под обозначением 44108.

Камаз 4310

Но к середине 90-х С4310 уступил место специально сконструированным гоночным грузовикам.

4310 Камаз

Технические характеристики грузовика

Рассмотрим основные параметры грузовика. Для наглядности сопоставим его с производившимся в 80-е годы для армии США грузовиком семейства М939.

КамАЗ 4310М939
Длина, м7,657,8
Ширина, м2,52,5
Высота, м3,22,9
Масса, т8,49,8
Размеры кузова, м4,8 х 2,3 4,3 х 2,1
Грузоподъёмность, т6 5
Наибольшая скорость, км/ч85101
Расход топлива31 литр на 100 километров-

Американский грузовик уступает КамАЗу по такой характеристике, как паспортная грузоподьёмность.

4310 Камаз фото

Но, очевидно, военные не считали это недостатком, а для гражданской работы М939 и не предназначался. Зато на него устанавливался более мощный (240 л.с.) двигатель, а коробка передач была автоматической.

А вот некоторые технические особенности, увеличивающие проходимость, на КамАЗе присутствовали изначально, а у американцев появились только после модернизации. К ним относятся использование одиночных колёс на задних осях и система регулирования давления в шинах.

Читайте также: