Камаз на метане принцип работы

Обновлено: 05.07.2024


Газомоторные КАМАЗы: очевидная выгода инноваций

Газобаллонное оборудование на автомобиле — тренд, который ежегодно усиливается, и в нашей стране уже вышел на федеральный уровень. Яркий пример тому — запуск в серийное производство новых газомоторных автомобилей КАМАЗ и автобусов НефАЗ. Именно об этих новых машинах, их преимуществах и особенностях пойдет речь в этой статье.

Над созданием автомобильного газового оборудования инженеры КАМАЗ работают довольно давно — с 2004 года, но серийный выпуск газобаллонных автомобилей (ГБА) начался лишь в 2010 году (хотя отдельные модели грузовиков с ГБО периодически сходили с камазовских конвейеров еще с конца 1980-х годов). На сегодняшний день КАМАЗ предлагает потребителю более двух десятков модификаций газомоторных КАМАЗов разного назначения и две модели автобусов.

Преимущества газомоторных грузовиков

КАМАЗ 65116-30-2

На легковых автомобилях может использоваться газобаллонное оборудование, работающее как на метане, так и на смеси пропан-бутан. На грузовиках же используются ГБО, работающее исключительно на природном газе метане. Но в целом достоинства и преимущества метана такие же, как и у пропана-бутана.

Экономическая эффективность. В ГБА КАМАЗ используется компримированный метан (газ, сжатый компрессорами до давления около 200 атмосфер), который в среднем по стране имеет стоимость в 2, а то и в 3 раза ниже, чем дизельное топливо. Также отпадает надобность применения катализаторов в системе выпуска отработанных газов. Поэтому в целом эксплуатация ГБА приносит ощутимую экономию — до 300-500 тысяч рублей в год по сравнению с аналогичным дизельным двигателем.

Экологическая безопасность. По экологическим показателям метан опережает дизельное топливо, поэтому моторы на природном газе легко привести к соответствию нормам "Евро-4", "Евро-5" и, в перспективе, даже "Евро-6".

Безопасность. Сжиженный природный газ — одно из самых безопасных топлив. Метан самовоспламеняется при температуре 650 градусов, при этом его концентрация в воздухе должна составлять не менее 4% (а достигнуть этого уровня сложно, так как метан вдвое легче воздуха и стремится покинуть помещение через окна, двери и щели). В то время как солярка загорается уже при 320 градусах и концентрации паров в воздухе 1,1%. Кроме того, метан не токсичен, не обладает канцерогенными свойствами и в целом безопасен для человека.

Конечно, у газомоторных автомобилей есть и недостатки (громоздкость оборудования, отсутствие развитой инфраструктуры по обслуживанию ГБА и др.), однако перечисленные выше преимущества делают эти недостатки несущественными. Хоть газомоторные авто и имеют на 5-10% более высокую стоимость по сравнению с автомобилями с дизельными двигателями, однако они полностью окупаются за 5-6 лет эксплуатации.

Особенности ГБО на КАМАЗах

Газомоторный автомобиль имеет ряд особенностей и отличий от традиционных машин с дизельными ДВС. В частности, требуется установка специального газобаллонного оборудования, в состав которого входит несколько компонентов:

- Баллоны для хранения сжиженного газа;
- Газовые магистрали;
- Газовый фильтр;
- Редуктор высокого давления;
- Дозаторы газа;
- Заправочное устройство;
- Электронный блок управления;
- Разнообразные датчики.

Наиболее громоздкая часть ГБО — газовые баллоны. В КАМАЗах применяются целые батареи, состоящие из 13 баллонов объемом по 80 литров каждый (9 — за кабиной, 4 — с левой стороны рамы). Тем самым, максимальный запас метана в автомобиле составляет 1040 литров. В баллонах поддерживается давление 200 атмосфер, при котором газ находится в жидкой фазе, благодаря этому все 13 баллонов вмещают 208 кубических метра метана.

Также автомобиль оснащается предпусковым обогревателем, который решает общую проблему газовых двигателей — тяжелый пуск при низких температурах.

Газовые двигатели КАМАЗ

При создании ГБА конструкторы КАМАЗ пошли самым долгим путем — они не просто устанавливают газобаллонное оборудование на серийные автомобили, а создали специальный газовый двигатель (на основе проверенного временем силового агрегата КАМАЗ-740.50-360), в котором учтены все особенности газового топлива.

На сегодняшний день КАМАЗ производит две модели газового двигателя:

- КАМАЗ-820.60 (модификации 820.60-260 для грузовых автомобилей и 820.61-260 для автобусов, мощность 260 л.с.);
- КАМАЗ-820.70 (модификации 820.72-240, 820.73-300 и 820.74-300 мощностью 240, 300 и 300 л.с. соответственно).

Оба двигателя V-образные восьмицилиндровые, оборудованы турбокомпрессором и соответствуют экологическим нормам "Евро-4".

Двигатели имеют некоторые особенности: в головках цилиндров предусмотрена установка свечей зажигания и электромагнитных дозаторов газа, камерам сгорания придана оптимальная для сгорания газа цилиндрическая форма, степень сжатия снижена до 12, установлена современная бесконтактная система зажигания и т.д.

Модельный ряд газомоторных КАМАЗов

В модельном ряду ГБА КАМАЗ присутствуют наиболее востребованные модификации грузовиков (в первую очередь, востребованные дорожно-строительной отраслью и службами ЖКХ).

Самосвалы:

- КАМАЗ-65115-865-30 (6×4, ГП — 13,8 тонн, платформа 10,5 куб.м с задней разгрузкой);
- КАМАЗ-65115-863-30 (ГП — 13,8 тонн, платформа 10 куб.м с разгрузкой в обе стороны и назад);
- Самосвал 689019 (на базе шасси КАМАЗ-65115-1863-30, ГП — 13 тонн, платформа 15 куб.м с разгрузкой в обе стороны и назад);
- КАМАЗ-6520-35 (6×4, ГП — 18,45 тонн, платформа 12 куб.м с задней разгрузкой).

Автокраны:

- КС-55713-5К-1 (на базе шасси КАМАЗ-43118, 6×6, ГП — 25 тонн);
- КС-55713-1К-1 (на базе шасси КАМАЗ-65115, 6×4, ГП — 25 тонн).

Седельные тягачи:

- КАМАЗ-65116-30 (6×4, для полуприцепов массой до 30 тонн, со спальным местом);
- КАМАЗ-65116-34 (6×4, для полуприцепов массой до 30 тонн, без спального места).

Коммунальная техника на базе шасси КАМАЗ-4308:

- Мусоровоз MINIPAC MK-2.

Коммунальная техника на базе шасси КАМАЗ-65115-30:

- Мусоровоз МСТ-6963-10;
- Мусоровоз КО-440ВГ-1;
- Мусоровоз Variopress 211/20(+2);
- Мусоровоз AEROSUN CMZL008580A;
- Вакуумная машина КО-505АГ;
- Дорожная машина ЭД-405АГ;
- Комбинированная машина КО-829БГ;
- Каналопромывочная машина КО-560Г.

Спецтехника 6×6:

Также в модельном ряду есть два автобуса:

- НефАЗ-5299-30-31 (полунизкопольный городской автобус на 84 пассажира, 25 мест для сидения);
- НефАЗ-5299-11-31 (пригородный автобус на 60 пассажиров, 45 мест для сидения).

Модельный ряд постоянно пополняется новыми моделями и автобусами, на ближайшее время запланирован серийный выпуск бортовых автомобилей КАМАЗ-65117, рестайлинговых самосвалов КАМАЗ-65117 и КАМАЗ-6520, и других. Намечен и запуск производства более мощных газовых двигателей (до 320 л.с.) новейшего экологического класса "Евро-6".

Автогигант КАМАЗ одним из первых осознал потребность рынка в газомоторных автомобилях нового поколения и уже сейчас предлагает широкую гамму ГБА самого разного назначения. Эти автомобили помогают экономить и выполнять работу с наименьшими затратами. Газомоторные КАМАЗы — это отличное решение для коммунального сектора, сельского хозяйства и бизнеса в непростых условиях рынка.

Другие статьи

На прицепах и полуприцепах иностранного производство широко применяются компоненты ходовой части от немецкого концерна BPW. Для монтажа колес на ходовой используется специализированный крепеж — шпильки BPW. Все об этом крепеже, его существующих типах, параметрах и применяемости читайте в материале.

Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.

В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.

Южнокорейские автомобили SSANGYONG оснащаются тормозной системой с гидравлическим приводом, в которой применяются тормозные шланги. Все о тормозных шлангах SSANGYONG, их типах, особенностях конструкции и применяемости, а также о вопросах выбора и замены этих деталей — читайте в представленной статье.

Читайте также: