Камаз замена колпачков маслосъемных колпачков

Обновлено: 05.07.2024

Замена маслосъемных колпачков двигателя авто – признаки износа и советы

При выходе из строя маслосъемных колпачков двигатель начинает расходовать большее количество масла. Во время работы силового агрегата наблюдается обильное образование густого дыма. Рассмотрим, почему проблема с этими небольшими элементами может иметь серьезные последствия для автомобиля.

Зачем нужны маслосъемные колпачки

Сальник штока клапана – так называется данная деталь. Из ее названия следует, что она устанавливается на клапана в газораспределительном механизме. Задача колпачков – предотвращать попадание моторной смазки в цилиндр через открытый клапан. Они выглядят в виде резиновых сальников с обжимными пружинами.

Замена маслосъемных колпачков двигателя авто – признаки износа и советы

Количество этих деталей идентично числу клапанов. Когда клапан открывает соответствующее отверстие, он должен быть сухим. Но при этом из-за постоянного трения шток должен получать необходимую смазку. Обеспечить оба эффекта позволяют резиновые втулки. Так как они изготавливаются из эластичного материала, то в результате постоянной механической и термической нагрузки, а также воздействия моторного масла они изнашиваются.

Как работают маслосъемные колпачки

Маслосъемный колпачок может быть выполнен в двух разных конструкциях:

  1. Манжета. Она насаживается на шток клапана и вставляется в его направляющую. Она выступает из ГБЦ. Они стоят меньше (по сравнению со следующей модификацией), и их можно быстро заменить. Единственная проблема – для демонтажа требуется особенное устройство.
  2. Клапанный сальник. Он устанавливается под пружину клапана. Этот элемент фиксирует колпачок, а также прижимает его края, обеспечивая стабильную герметизацию головки в этой части. Эти детали боле надежны, так как не испытывают такие температурные нагрузки, как предыдущие аналоги. Также они не находятся в непосредственном контакте с направляющей втулкой, поэтому и механическая нагрузка на колпачок меньше. Для замены таких модификаций не требуется специальный инструмент. Недостаток заключается в высокой цене. Если купить бюджетный набор колпачков, можно попасть на некачественные элементы, изготовленные из менее устойчивого материала. Предпочтение нужно отдать вариантам из акрилата или фторкаучука.

Чтобы газораспределительный механизм работал без преждевременного износа трущихся деталей, в нем должна постоянно находиться моторная смазка (о том, как устроен ГРМ и принцип его работы рассказывается в отдельной статье). Однако масло не должно попадать в полость цилиндра.

Если бы в ГРМ не использовались маслосъемные колпачки, смазочный материал смешивался бы с горючим и воздухом. В чистом виде ВТС после сгорания удаляется без остатков из цилиндра. Если же в ее состав попадает масло, то этот продукт после сгорания образует большое количество сажи. Она накапливается на седле клапана. Это приводит к тому, что клапан перестает плотно прижиматься к корпусу головки, и, как следствие, теряется герметичность цилиндра.

Основные признаки износа маслосъемных колпачков

  • Мотор начал брать масло. Это обусловлено тем, что колпачок не собирает смазку, а она поступает в камеру цилиндра.
  • Когда водитель нажимает на акселератор, из выхлопной трубы вылетает густой сизый или черный дым, который не обусловлен холодным стартом двигателя в зимний период (об этом факторе подробно объясняется здесь).
  • Из-за сильного образования нагара клапаны неплотно закрываются. Это влияет на компрессию, что приводит к снижению производительности ДВС.
  • Во время периодической замены свечей зажигания на их электродах появился нагар. Подробней о разновидностях нагара читайте вотдельном обзоре.
  • В более запущенном состоянии теряется плавность работы двигателя на холостых оборотах.
  • При исправных системах зажигания и подачи топлива заметно увеличился расход горючего. При этом важно убедиться, что характер езды водителя не изменился в сторону агрессивного стиля.

Ни один признак из этого списка не является 100-процентным свидетельством изношенных колпачков. Но в совокупности они позволяют определить, что неполадки именно с сальниками клапанов.

В старых автомобилях отечественного автопрома износ начнет проявляться после того, как машина пройдет около 80 тысяч километров. В современных моделях используется уже более надежный материал, благодаря чему детали имеют увеличенный ресурс (около 160 тысяч километров).

Когда маслосъемные колпачки потеряли свою эластичность и начинают пропускать масло, мотор через каждый пройденный километр незаметно начнет сбавлять в мощности.

Последствия езды с износившимися маслосъемными колпачками

Конечно, некоторое время с изношенными маслосъемными колпачками можно будет ездить. Но если водитель будет игнорировать перечисленные выше признаки, он запустит состояние агрегата до такой степени, что в конечном итоге он выработает свой ресурс, даже не пройдя положенного километража.

Когда компрессия в цилиндрах падает, чтобы поддерживать привычный режим езды, водителю придется сильнее раскручивать двигатель. Для этого ему нужно будет задействовать больше топлива. Помимо экономических соображений, езда с выработавшими ресурс колпачками приведет к нестабильной работе мотора.

Замена маслосъемных колпачков двигателя авто – признаки износа и советы

Силовой агрегат постепенно будет терять холостые обороты. Возникнут проблемы с запуском двигателя, а на светофорах и ж/д переездах водителю нужно будет постоянно подгазовывать. Это отвлекает, что снижает его реакцию в экстренных ситуациях.

Когда мотор начинает расходовать большое количество масла, автомобилисту приходится доливать смазку. Если ее объем падает ниже минимума, двигатель может испытывать масляное голодание. Из-за этого ремонт ДВС точно будет дорогостоящим.

Если машина в выхлопной системе имеет катализатор, эта деталь быстро выйдет из строя, так как ее главная задача – очистить выхлоп от вредных примесей, содержащихся в дыме. Замена катализатора в некоторых автомобилях стоит намного дороже, чем установка новых маслосъемных колпачков.

Помимо безопасности (даже если водитель настолько овладел мастерством вождения, что может одновременно выполнять несколько действий за рулем) мотор будет испытывать дополнительную нагрузку. А из-за увеличения нагара внутри агрегата его детали будут сильнее нагреваться (из-за дополнительного слоя теряется теплопроводность металлических элементов).

Замена маслосъемных колпачков двигателя авто – признаки износа и советы

Перечисленные факторы приближают ДВС к капитальному ремонту. В случае с некоторыми бюджетными машинами эта процедура настолько дорогостоящая, что дешевле купить другой автомобиль.

Замена маслосъемных колпачков

Чтобы ремонт прошел качественно, мастер должен придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Чтобы снять изношенные колпачки, потребуется специальный инструмент. Благодаря этому шанс сломать находящиеся рядом детали снижается;
  2. Когда производится замена сальников, впускные и выпускные отверстия двигателя оказываются открытыми. Чтобы туда не попал мусор, их нужно аккуратно закрыть чистой ветошью;
  3. Чтобы новый маслосъемный колпачок не повредить во время установки, его следует смазать моторным маслом;
  4. Не стоит приобретать дешевые элементы, так как для их изготовления может использоваться менее надежный материал;
  5. Моторы старого поколения можно оснащать сальниками нового образца. Однако в случае с современными моторами необходимо использовать исключительно новые колпачки. Аналоги старого образца устанавливать не стоит.

Если работа выполняется впервые, то лучше ее проводить в присутствии понимающего все тонкости процедуры мастера. Так шанс сделать что-то неправильно минимизируется.

Замена маслосъемных колпачков своими руками

Чтобы выполнить работу по самостоятельной замене маслосъемных колпачков, потребуется необходимый инструмент – рассухариватель для клапанов, гаечные ключи соответствующего размера, оправка для установки колпачков, а также специальные щипцы для демонтажа сальников.

Существует два варианта выполнения работ:

  • Без снятия головки блока цилиндров. Выполняя эту процедуру, стоит учесть, что при замене сальника клапан может провалиться в цилиндр. По этой причине на каждом комплекте клапанов необходимо выставлять верхнюю мертвую точку. Так поршень будет удерживать клапан. В этом случае работа будет стоить дешевле, так как после замены сальников не нужно будет шлифовать головку для замены прокладки.
  • Со снятием головки. Процедура практически идентична предыдущей, но ее лучше выполнять, если попутно нужно заменить прокладку ГБЦ. Она также пригодится, если есть сомнения в хорошем состоянии компрессионных колец и поршней.

Замена сальников проходит по следующее схеме:

  • Снимаем клапанную крышку;
  • Выставляем ВМТ или демонтируем головку;
  • Рассухариватель используется для того, чтобы сжать пружину и освободить сухари;
  • Далее щипцами демонтируем сальник. Не стоит использовать пассатижи, так как ими можно сделать задиры на зеркале штока клапана;
  • Устанавливаем смазанный маслом колпачок и через оправку запрессовываем его легкими ударами молотка (на этом этапе нужно быть предельно аккуратным, так как деталь легко деформируется);
  • Определить правильную установку в посадочное место колпачка можно по характерному глухому звуку во время легкого постукивания молотком;
  • Все сальники меняются таким же методом;
  • Засухариваем клапана (устанавливаем пружины на свое место);
  • Собираем газораспределительный механизм.

Некоторые автомобилисты используют специальную автохимию, которая делает старые резиновые элементы более эластичными, тем самым продлевая их рабочий ресурс. Восстановить изношенные колпачки можно (если материал просто задубел), однако это экономически не оправдано, потому что совсем скоро процедуру нужно будет повторять.

Так как при демонтаже и последующей сборке ГРМ требуется правильно выставить нужные метки, то гораздо дешевле будет отдать машину профессионалам, которые умеют правильно настраивать мотор.

Вот небольшое видео о том, как проще всего самостоятельно заменить сальники клапанов:

маслосъемные колпачки

Изначально никаких мер по противодействию попаданию масла по стеблям клапанов в двигатель конструкторы не предпринимали. Дело было не в маловажности ограничения расхода масла, а в невозможности создать эффективные и надежные уплотнения. Сальник клапана, который готовили из резины, под действием высоких температур быстро дубел бы и растрескивался. К тому же само это уплотнение должно не полностью отсекать масло, а только ограничивать его проникновение: несмотря на применение антифрикционных материалов для направляющих втулок клапанов, смазка им в небольшом количестве все же необходима.

Симптомы износа маслосъемных колпачков

Износ маслосъемных колпачков выдает себя в первую очередь при резких перегазовках: когда дроссель резко закрывается на высоких оборотах, во впускном коллекторе создается высокое разрежение. При этом малейшие проблемы с уплотнениями сразу выдают себя: масло, затягиваемое во впускной коллектор, при сгорании дает голубоватый дым. Причем в отличие от аналогичного дымления, происходящего из-за износа поршневых колец, при попадании масла в камеры сгорания по стеблям клапанов максимальное количество дыма образуется на холостом ходу и на перегазовках, а при наборе оборотов снижается до нуля.

Так как проверить сальники клапанов таким образом нельзя (дымление указывает на проникновение масла во впускной коллектор, а не на его причину), учитывайте особенности конкретного двигателя. У моторов, где клапана приводятся в действие через коромысла, присутствует боковая нагрузка на стебель клапана: надавливая на торец, коромысло одновременно прижимает клапан к стенке направляющей втулки. Со временем это приводит к появлению эллипса во втулке. Сальник клапана же рассчитан на строго поступательное движение стебля клапана, и его боковое смещение может скомпенсировать только в небольших пределах. Поэтому при каждом ходе клапана кромка маслосъемного колпачка оттягивается, с противоположной стороны возникает щель, через которую проникает масло. Если просто заменить колпачки на новые, в такой ситуации это не даст ощутимой пользы.

Замена маслосъемных колпачков

Тем не менее, при замене маслосъемных колпачков нужно проверять поперечный люфт стебля клапана в двух противоположных направлениях: разница в люфтах определенно укажет на яйцеобразный износ направляющей втулки. В этом случае необходимо будет менять и направляющие, а не ограничиваться только заменой колпачков.

Замена клапанных сальников

Маслосъемные колпачки установлены на направляющих внутри пружин, поэтому их замена невозможна без рассухаривания клапанов. Лишившись преднатяга пружин, удерживающего их в закрытом положении, клапана упадут внутрь двигателя. Так как заменить сальники клапанов, не снимая головки блока цилиндров, гораздо быстрее (не нужен демонтаж привода ГРМ и слив антифриза, не потребуется замена прокладки ГБЦ), то стоит прибегнуть к хитрости, позволяющей удержать клапана в направляющих.

Можно выставить поршень в мертвую точку и завести в свечное отверстие плоскую отвертку или другой стержень, который встанет враспор под тарелкой клапана. На восьмиклапанных моторах, где свечные отверстия вынесены вбок, это удобно. На шестнадцатиклапанных же моторах глубокие вертикальные колодцы свечей потребуют применения длинного крючка. Используйте прочный воздушный шарик или напальчник: аккуратно заправив его в камеру сгорания, надуваем компрессором и пережимаем, чтобы не дать воздуху стравливаться. Под давлением воздуха резиновая оболочка растянется аккуратно по поверхности камеры сгорания, прижав одновременно все клапана.

Для доступа к маслосъемным колпачкам сначала снимаем клапанную крышку и распредвал. Поэтому первым делом сбрасываем ремень ГРМ со шкива распредвала, чтобы исключить случайное попадание масла на него. Сняв кожух ремня ГРМ, ослабляем натяжной ролик ремня и стаскиваем ослабленный ремень со шкива. Распредвал предварительно устанавливается по метке.

Далее демонтируются мешающие детали (например, кронштейн троса газа на инжекторных моторах), и снимается клапанная крышка, удерживаемая по краям двумя фасонными гайками. На карбюраторных моторах снимается трамблер.

Далее выворачиваем болт, крепящий шкив распредвала, и аккуратно снимаем шкив с шейки, направив вал шпонкой вверх, чтобы не потерять при разборке. После этого начинаем разборку постелей распредвала. В общей сложности их удерживают 10 гаек. Отвернув гайки, постели можно поднять вверх по шпилькам. После этого извлечению распредвала ничего не мешает.

Сняв распредвал, можно щипцами или узкогубцами вытащить стаканы толкателей клапанов из головки. Вынутые стаканы вместе с регулировочными шайбами выкладываются на верстак в том же порядке, в каком они и стояли на двигателе, чтобы после обратной сборки не пришлось заново регулировать зазоры клапанов.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Для рассухаривания клапанов используйте специальное приспособление. Оно состоит из продольной рейки, крепящейся к шпилькам крепления постелей, и перемещающегося по ней рычага с нажимной тарелкой на нем, либо имеет зацеп для установки только на одну шпильку. Выставляя рычаг приспособления напротив нужного клапана, накладываем нажимную тарелку на тарелку клапана и нажимаем, чтобы сжать пружину. При этом тарелка клапана освободит сухари, удерживающие ее под действием преднатяга пружин. Сняв сухари пинцетом или узкогубцами, отпускаем рычаг приспособления и вытаскиваем тарелку клапана и его пружины.

Маслосъемный колпачок имеет небольшой буртик для их извлечения. Здесь желательно применять специальное приспособление, позволяющее подцепить маслосъемный колпачок и выдернуть его строго по направлению стержня клапана. Можно использовать и узкогубцы, но нужно учитывать, что маслосъемные колпачки установлены на тонкостенной части направляющей втулки, а металлокерамика хрупка, поэтому без должной аккуратности ее можно повредить.

После извлечения старого маслосъемного колпачка можно устанавливать новый, окунув его в моторное масло, осторожно надевая на стебель клапана и спуская пальцами до упора на направляющую. Окончательно осадить колпачок на посадочном месте можно с помощью трубчатого ключа или длинной головки на 13 – резиновая часть колпачка проходит ей вовнутрь, а края шестигранника нажимают только на металлическую обойму. Колпачок осаживается легким ударом, излишнее применение силы при этом не нужно, так как есть риск деформировать колпачок.

Видео: Замена маслосъёмных колпачков без снятия головки гбц

Первыми меняются колпачки на первом и четвертом цилиндре – выставляя при разборке привода ГРМ шкивы по меткам, мы подняли поршни этих цилиндров в верхнюю метрвую точку. Перед заменой колпачков во втором и третьем цилиндре нам потребуется провернуть коленвал на 180 градусов, если мы для фиксации клапанов используем стержень. Метод с воздушным шариком удобнее, когда поршни стоят в нижней мертвой точке.

Заменив колпачки, устанавливаем на место толкатели, предварительно смазав моторным маслом. Затем устанавливаем распредвал и накладываем на него сверху постели, протягивая их гайки в строго определенном порядке. Левая постель (установленная на четырех шпильках) протягивается крест-накрест, правая, поставленная на шесть шпилек, сначала протягивается по центру, а затем крест-накрест по краям. Теперь закрываем клапанную крышку и собираем на место привод ГРМ: одеваем и затягиваем на распредвале шкив, выставляем его по метке, надеваем на шкив ремень и натягиваем его роликом.

Конструкция маслосъемных колпачков имеет всего лишь два варианта. Первый вид сальника – манжетный клапан. Название говорит само за себя. Устройство надевается на отрезок направляющей втулки клапана. Это самый распространенный вид колпачков, за счет своей простой конструкции и достаточно низкой стоимости. Есть и минусы у этого устройства колпачков. Без специальных навыков и инструментов самостоятельно заменить их будет проблематично. Потребуется помощь профессионалов.

Манжетный колпачок


Другой вид колпачков устанавливается под клапанную пружину. Пружина стабилизирует сальник на головке, за счет чего происходит герметизация стыка. Этот вариант сальников хорош тем, что отсутствуют соприкосновения с направляющей втулкой, нет нагрева, что в свою очередь обеспечивает более длительную износостойкость. Также к плюсам второго вида маслосъемных колпачков относится и простота их монтажа. Для этого не требуются какие-либо дополнительные инструменты, вполне возможно их заменить самостоятельно. К минусам, пожалуй, можно отнести лишь стоимость этого вида сальников. Она порой превышает стоимость первого вида в несколько раз.

Сальник с пружиной


Стоит также обратить внимание на материал, из которого изготавливаются сальники. Лучшим решением будут маслосъемные колпачки из фторкаучука или акрилатного каучука.



Когда нужно менять колпачки?

В среднем, замена маслосъемных колпачков требуется при пробеге каждые 100 000 км. Показатель усредненный, не стоит придерживаться этих цифр. Каковы же признаки того, что необходима замена сальников?

Важно! Если вы заметили в работе своего автомобиля хотя бы один из вышеперечисленных признаков, стоит как минимум проверить состояние маслосъемных колпачков, и, возможно, произвести замену.



Износ маслосъемных колпачков

Как и любая другая деталь двигателя внутреннего сгорания, регулярно испытывающая на себе целую комбинацию негативных воздействий различного рода, маслосъемные колпачки постепенно, но неуклонно изнашиваются. Их наиболее нагруженная резиновая часть со временем теряет эластичность, в ней появляются трещины. Кроме того, с течением времени и под воздействием высоких температур неминуемо ослабевает прижимная силы пружины. В результате износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что масло не снимается со штоков клапанов и оно попадает в камеру сгорания ДВС.

Как показывает практика, ресурс маслосъемных колпачков, устанавливаемых в современных двигателях внутреннего сгорания, составляет приблизительно 100 000 километров пробега. После того, как автомобиль прошел это расстояние, они подлежат замене. Специалисты также рекомендуют менять маслосъемные колпачки и в двигателях автомобилей, которые в течение длительного времени были выведены из эксплуатации.



Расположение маслосъёмных колпачков в двигателе

Для поиска колпачков нужно открыть капот автомобиля и посмотреть на двигатель. Колпачки располагаются непосредственно на клапанах мотора. Соответственно сколько в авто клапанов, столько и колпачков.

Расположение колпачков на двигателе


От марки автомобиля и устройства его двигателя зависит способ замены, и арсенал требующегося инструмента.


Инструменты для замены сальников

Для замены сальников вам могут понадобится следующие инструменты:

  • инструмент для снятия (рассухаривания) клапанов. Есть в любом автомагазине, стоимость от 150 руб;
  • пинцет. Приобрести можно в любом магазине, стоимость от 50 руб;
  • оправка для запрессовки маслосъемных колпачков, цена от 100 руб;
  • набор ключей. Обязательно должны присутствовать накидные ключи и рожковые, свечной ключ;
  • цанговый зажим (съемник для колпачков). Его стоимость не столь низка, если поискать, можно приобрести по цене менее 1000 руб;
  • новая прокладка крышки ГРМ;
  • молоток.

Как заменить колпачки без снятия ГБЦ?

Процесс замены клапанного сальника

Важно! От количества маслосъемных колпачков на вашем автомобиле зависит, сколько раз придется произвести эту процедуру.

Признаки износа маслосъемных колпачков

Маслосъемные колпачки располагаются между втулками и клапанами ГРМ и препятствуют проникновению масла в камеру сгорания силового агрегата автомобиля.

маслосъемные колпачки

Для работы распредвала требуется смазка, но она не должна попадать в камеру сгорания во избежание образования на ее поверхностях нагара, поскольку это приводит к ухудшению работы двигателя вследствие закоксованности, многократному ускорению износа распределительного вала. Маслосъемные колпачки снимают масло со штока, препятствуют его протеканию в горючую смесь.

Строение сальника предельно простое: это резиновый колпачок с пружиной и металлической армированной втулкой внутри. На плотность прижима влияет качество материала, из которого производятся колпачки: это должен быть эластичный каучук (акрилатный либо вторичный).

Когда производится замена маслосъемных колпачков?

маслосъемные колпачки

Как распознать, изношен ли маслосъемный колпачок?

Если вы обнаружили перечисленные ниже признаки, значит, пора заменить маслосъемные колпачки.

1. Увеличение потребления масла. Чаще всего это свидетельствует об износе сальников, немного реже – маслосъемных колец (в этом случае подтеки образуются в патрубке сапуна).

2. Выхлопные газы с синеватым оттенком. Образуются из-за попадания масла в цилиндр сразу после запуска мотора (такой цвет выхлопным газам придают продукты сгорания).

3. Одинаковый расход масла независимо от эксплуатационных условий (если масло не поступает в патрубок сауна, а его расход остается значительным, значит, сальники пора заменить).

4. Нагар на свечах. Из-за изношенности маслосъемных колпачков свечи зажигания заливает маслом. Такая ситуация может привести даже к выходу двигателя из строя (троению).

Вне зависимости от того, сколько симптомов из вышеописанных вы обнаружили, один или все, диагноз однозначен: сальники изношены и их нужно менять, иначе последствия могут быть самыми серьезными.

Как заменить маслосъемные колпачки, не снимая головки?

маслосъемные колпачки

1. Дождитесь, пока мотор автомобиля полностью остынет.

2. Снимите крышку ГРМ. Делайте все осторожно, чтобы не повредить прокладку.

маслосъемные колпачки ремонт

7. Настало время установки новых комплектующих. Очень хорошо, если это будут оригинальные колпачки, специально выпущенные под вашу модель авто. Снимите с них пружины и вставьте сальники в оправу, предварительно капнув на дно масла.

8. С помощью оправки установите сальники на место. Для надежности стукните пару раз молотком по оправке. Установите пружины на колпачки (сальники).

маслосъемные колпачки

Отзывы (0)

Полезные советы:

  • для долгосрочной жизни маслосъемных колпачков важно использовать качественное моторное масло, отвечающее тем характеристикам, которые заявлены в техническом паспорте автомобиля. Не стоит использовать синтетические масла там, где автопроизводитель рекомендует полусинтетические, и наоборот;
  • срок службы клапанных сальников не зависит от технических параметров автомобиля. Каким бы современным не был автомобиль, это вовсе не означает, что срок службы расходных комплектующих у него в разы выше, чем у авто с более низкими техническими показателями;
  • избежать неприятностей при замене маслосъемных колпачков можно, следуя одному простому правилу: покупать оригинальные колпачки, которые рекомендует автопроизводитель;
  • средний срок эксплуатации сальников – 100 000 км. Если при этом пробеге вы не заметили никаких признаков того, что колпачки, возможно, пришли в негодность, замена в любом случае необходима;
  • использование специализированных присадок для восстановления работоспособности сальников не дает никакой гарантии в том, что их первоначальные свойства действительно будут восстановлены;
  • при отсутствии такого инструмента, как цанговый зажим, не рекомендуется использовать пассатижи. Несмотря на то, что принцип работы этих инструментов схож, работа пассатижами более грубая. Очень часто после таких ремонтных работ приходится восстанавливать уже работу других частей;
  • при самостоятельной замене сальников имейте под рукой герметик. При установке его со стальной поверхностью, возможно придется нанести герметик заранее;
  • если вы решили произвести замену сальников самостоятельно, обязательно ознакомьтесь с технической инструкцией к вашему автомобилю;
  • при недостаточном наличии навыков и знаний в области ремонта автомобиля, рекомендуется все же доверить эту работу профессионалам. В автосервисах процедура по замене сальников не занимает большого количества времени.

Как заменить маслосъемные колпачки без снятия головки блока цилиндров


Если проблема с износом маслосъемных колпачков была своевременно обнаружена водителем, он может заменить их, не снимая головку блока цилиндра. В ситуации, когда решение проблемы было затянуто, потребуется демонтировать детали, чтобы убрать нагар с поршней и клапанов.

В зависимости от модели автомобиля и двигателя, процесс замены маслосъемных колпачков будет различаться. Но можно выделить несколько основных этапов, общих для всех машин:

  1. Перед тем как приступать к замене маслосъемных колпачков, нужно дать двигателю автомобиля полностью остыть;
  2. Далее снимается крышка газораспределительного механизма;
  3. Делаются метки на коленчатом и распределительном валах, после чего ослабляется привод и снимается распределительный вал;

Если имеется вероятность, что неисправны маслосъемные колпачки были продолжительное время, потребуется снять головку блока цилиндров и провести полноценную замену, с очисткой элементов мотора от нагара.

Замена маслосъемных колпачков

Для того чтобы двигатель автомобиля работал исправно как можно дольше, а также чтобы не увеличивался расход масла и бензина, ему требуется своевременная профилактика или ремонт. К таким обязательным процедурам относится замена поршневых колец и маслосъемных колпачков. Далее мы подробно поговорим о сальниках клапанов и рассмотрим, что это за детали. В этой статье мы ответим на вопросы, по каким признакам можно самому определить необходимость замены маслосъемных колпачков и как поменять маслосъемные колпачки своими руками.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить направляющие втулки клапанов. Из этой статьи вы узнаете о процедуре замены направляющих клапанов и особенностях выпрессовки и последующей установки втулок специальным съемником.

Общие сведения о маслосъемных колпачках

Сальники клапанов

Маслосъемные колпачки (сальники) являются частью механизма маслораспределения в двигателе. Наличие масла – главнейшее условие работы ДВС. Только не везде оно должно быть. Например, распределительный вал во время своего вращения всегда находится в масляном тумане. А вот в камерах сгорания смазки быть не должно. Там только топливно-воздушная смесь, которая и сгорает. Если же в нее добавить масло, то сгорание ухудшится, что скажется на увеличении потребления бензина.

Кроме того, на нижней части клапанов будет образовываться нагар. В результате этого клапан начинает закрываться неплотно. Такой же нагар скапливается на стенках цилиндра и на поршневых кольцах. Это явление называется закоксованностью двигателя. Разумеется, все это отнюдь не улучшает его работу, а наоборот, сокращает моторесурс. И увеличивает затраты на масло и горючее. Располагаясь на штоке, колпачок (он же сальник штока клапана) снимает масло с клапана во время движения последнего вниз и препятствует его попаданию внутрь камеры сгорания.

Сальники штока клапана считаются расходными материалами, которые время от времени подлежат замене. Ранее они изготавливались из фторопласта. Сегодня производители используют фторкаучук и акрилатный каучук. Срок службы таких колпачков существенно выше, нежели у предшественников.

Любопытно то, что этот показатель практически не зависит от производителя самой детали: что на дорогих, что на бюджетных авто они служат примерно одинаково. Это пригодится тем, кто задумывается над вопросом: какие маслосъемные колпачки лучше? В данном случае куда важнее покупать только те, которые соответствуют двигателю и марке авто.

Когда нужно менять колпачки

Маслосъемный колпачок

По-хорошему, нужно производить замену этих деталей через несколько десятков тысяч километров. Опытные водители умеют визуально определять, что уже пришла пора очередного ремонта, так как существуют определенные признаки износа маслосъемных колпачков.

Первый признак – это увеличение расхода масла и, возможно, топлива. Ведь изношенный колпачок будет пропускать масло в камеру сгорания со всеми последствиями, о которых говорилось выше. Второй признак – синий дым из выхлопной трубы, если газовать. Надо заметить, что эти признаки говорят уже о наличии проблемы и необходимости срочного ремонта.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как определить состояние двигателя по свечам зажигания. Из этой статьи вы узнаете о различных признаках, которые позволяют определить причины неисправности ДВС путем анализа цвета и структуры отложений, нагара и других дефектов на свечах.

Вообще, разрушение сальника происходит из-за того, что он постоянно находится в химически агрессивной среде (масло). Плюс подвергается интенсивному механическому воздействию (трение). В результате каучук теряет свою эластичность, твердеет и начинает разрушаться. Часто после съема колпачки просто рассыпаются в пальцах.

Что нужно для замены сальников штока клапанов

Снятие сальников клапанов

Если автолюбитель решил выполнить этот ремонт самостоятельно, то будет значительно проще, когда под рукой есть все, что нужно для замены маслосъемных колпачков. Итак, тем, кто решил действовать самостоятельно, придется обзавестись такими инструментами:

  • свечной ключ (свечная головка);
  • хорошая длинная плоская отвертка;
  • пинцет или длинногубцы (некоторые используют медицинский зажим);
  • магнитная рукоятка или продолговатый узкий (до 2 сантиметров) магнит;
  • ключи для снятия крышки клапанов и головки цилиндров;
  • съемник маслосъемных колпачков;
  • оловянный прут длиной 30-50 см и диаметром около 8 мм (если планируется разбирать двигатель по минимуму);
  • рассухариватель клапанов (на этом инструменте не стоит очень экономить, так как если он недостаточно крепкий, то просто сломается в процессе работы).

Кроме основных инструментов понадобится также прокладка крышки блока цилиндров, прокладка под головку блока цилиндров (если планируется ее снимать) герметик и, конечно же, набор новых сальников. Их нужно подбирать, исходя из марки, а иногда и модели машины (тот случай, когда размер имеет значение).

Сколько маслосъемных колпачков в двигателе зависит от того, сколько в нем цилиндров и клапанов. Один клапан – один колпачок (рекомендуется иметь несколько запасных). Замену можно производить как на снятой головке блока цилиндров, так и тогда, когда она остается на месте.

Замена колпачков

Как поменять сальники клапанов

  1. Прежде всего, нужно отключить клеммы аккумулятора в целях безопасности.
  2. Отсоединив все провода, нужно выкрутить свечи.
  3. Снять крышку головки блока цилиндров.
  4. На этом этапе необходимо выставить первый цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого существует очень простой способ: включается четвертая передача, поддомкрачивается заднее колесо и далее, вращением его, по меткам на звездочке газораспределительного механизма выставляется нужное положение. После этого домкрат можно убрать.
  5. Теперь нужно демонтировать головку блока цилиндров. Это довольно трудоемкий процесс. Поэтому часто производят снятие маслосъемных колпачков без снятия головки. Однако у этого упрощенного метода есть свои недостатки, о чем будет сказано ниже.
  6. Далее необходимо вынуть распределительный вал. После этого можно будет поснимать рокеры с клапанов (важно соблюдать порядок: откуда снимается – туда потом и ставится). Кстати, эта действие производится даже тогда, когда головка двигателя не снимается.
  7. После демонтажа распредвала откроется доступ к клапанам ГРМ и появится возможность выполнить замену сальников.
  8. При помощи съемника (рассухариватель) необходимо надавить на пружину клапана, а когда она уйдет вниз, аккуратно вынуть сухарики пинцетом или длинногубцами (некоторые обходятся и собственными пальцами, но это не очень удобно).
  9. Теперь аккуратно вынимается тарелка клапана, пружины (внутренняя и наружная) и шайба под ними. Важно при сборке устанавливать все детали на свои места. То есть, пружины и клапаны должны соответствовать друг другу.
  10. При помощи съемника нужно снять маслосъемные колпачки.
  11. Перед установкой нового колпачка, с него снимается пружинка (она в виде колечка). Колпачок хорошо смазывается маслом и при помощи специальной наставки (сойдет и подходящая по диаметру трубка) впрессовывается легкими ударами молотка на свое место. После этого надевается пружинка.
  12. После того, как замена будет произведена на всех клапанах, производится их сборка и дальнейшая сборка всего двигателя. Иными словами, нужно все поставить на свои места.

Кстати, можно снять маслосъемные колпачки без съемника, используя обычные плоскогубцы. Но если не повезет, то придется приложить дополнительные усилия. Теперь нужно сказать пару слов о том, почему замену сальников (колпачков) лучше производить со снятием головки. Дело в том, что так можно увидеть и устранить нагар на клапанах, что пойдет только на пользу как автомобилю, так и его владельцу.

Всегда ли помогает установка новых колпачков

Машина дымит сизым дымом

Разумеется, что замена колпачков, особенно если при этом не снимать головку двигателя, не является панацеей. Бывает так, что двигатель и после замены маслосъемных колпачков жрет масло. В этом случае есть вероятность, что была допущена ошибка или небрежность при работе. Например, не до конца запрессован или вовсе порван сальник. Но, как правило, проблема кроется в поршневых кольцах. Двигатель придется разбирать (снимать головку), вынимать поршни и менять поршневые кольца. Меняются они целым комплектом.

Иногда бывает и так, что автомобиль дымит после замены маслосъемных колпачков. В этом случае не обязательно причина кроется в кольцах. Чаще всего это значит, что были допущены оплошности при ремонте: неправильно подобранные по размеру колпачки, неаккуратно установлены или вообще не заменены. Если колпачки запрессованы не до конца, то они во время работы будут слетать со всеми, так сказать, вытекающими последствиями.

В редких случаях, когда машина дымит и потребляет в избытке масло, помочь может без замены маслосъемных колпачков раскоксовка поршневых колец. Для этой процедуры потребуется специальная жидкость, которая заливается в колодцы свечей зажигания (после выкручивания последних).

Перед началом процедуры нужно выставить все поршни примерно в одинаковое положение. Для этого в свечные каналы вставляются палочки одной длины и вращением вала за гайку достигается их выравнивание на один уровень. После этого раскоксовыватель заливается в отверстия.

По прошествии 4-6 часов нужно удалить остатки жидкости из цилиндров. Для этого свечные каналы накрываются тряпкой и двигатель несколько раз прокручивается стартером. Потом свечи вкручиваются на свои места и двигатель запускается. Произойдет это не сразу. Возможно, понадобится несколько попыток. В процессе прогревания из выхлопной трубы будет валить сизый дым. Это нормальное явление, которое проходит после прогревания двигателя на холостых оборотах. Как только дымить перестанет, двигатель нужно заглушить и сразу же полностью поменять масло. Остатки коксовых отложений будут выгорать еще на протяжении 100-200 км.

Читайте также: