Лад характерным признаком которого является интервал малой терции между 1 и 3 ступенями

Обновлено: 05.07.2024

Ступени натурального мажора и минора образуют только диатонические интервалы.

От каждой ступени можно построить приму, секунду, терцию и т.д.

В натуральных мажоре и миноре образуются одинаковые интервалы и количество их совпадает. В миноре все одинаковые с мажором интервалы расположены на две ступени выше, нежели в мажоре.

Интервалы гармонического мажора и гармонического минора.

Характерные интервалы

Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре и повышению VII ступени в гармоническом миноре образование интервалов в этих ладах отличается от интервалов натуральных мажора и минора. Во-первых, в них возникают интервалы, не встречающиеся в натуральных видах. Это хроматические интервалы или, как их принять называть, характерные интервалы. Они называются так потому, что свойственны только гармоническим видам мажора и минора. Характерных интервалов всего четыре: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4. Как уже было сказано, в мажоре они вызваны понижением VI ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от VI ступени

ум.4 от III ступени

В миноре – повышением VII ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от III ступен

ум.4 от VII ступени

ув.4 от VI ступени

ум.5 от II ступени

ув.4 от IV ступени

ум.5 от VII ступени

Каждый интервал, образованный ступенями того или иного лада, кроме своего акустического звучания, то есть консонирующего или диссонирующего, приобретает еще иную окраску, зависящую от того, какими ступенями, устойчивыми или неустойчивыми, он образован. Иными словами, выясняется его ладовое положение.

Рассматривая интервалы с этой точки зрения, их подразделяют на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми будут те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми звуками. Любой же консонирующий интервал, если он образован неустойчивыми звуками или одним устойчивым, а другим неустойчивым звуком, всегда будет являться интервалом неустойчивым.

Любой диссонирующий интервал, в каком бы положении он ни находился в ладу, всегда будет неустойчив.

Разрешением диссонирующего интервала называется переход его в консонирующий интервал, а разрешением неустойчивого интервала – переход его в устойчивый интервал. Не следует смешивать эти два случая, так как разрешение диссонирующего интервала может произойти в консонанс независимо от того, устойчив этот консонанс или нет, а разрешение неустойчивого интервала произойдет лишь при переходе его в устойчивый интервал.

Изучать разрешение диссонирующих и неустойчивых интервалов следует на основе лада, так как их практическое применение в музыке и разрешение основывается на принципе тяготение неустойчивых звуков. Поэтому, при разрешении того или иного интервала, необходимо определять тональность, чтобы знать, с какой точки зрения он будет рассматриваться.

Принцип разрешения характерных интервалов такой же, как и неустойчивых звуков, а именно: при наличии двух неустойчивых звуков, оба они переходят в устойчивые по тяготению (ув.2 и ум.7); при наличии одного устойчивого, последний остается на месте, а неустойчивый разрешается по тяготению (ум.4 и ув.5).

1. Какие интервалы образуются ступенями натурального мажора и натурального минора?

2. Как называются интервалы, образующиеся от понижения VI ступени в мажоре и VII ступени в миноре, которые не встречаются в натуральных видах мажора и минора?

3. Сколько всего характерных интервалов? Перечислить их, указав, от каких ступеней они строятся в гармоническом мажоре и гармоническом миноре?

4. Сколько ув.4 и ум.5 в гармоническом мажоре? гармоническом миноре?

5. Объясните разницу между понятиями: диссонирующий интервал и неустойчивый интервал.

6. Как разрешается тритон?

7. Как разрешаются характерные интервалы?

Тема 7. Аккорды: трезвучие, септаккорд

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены по терциям или могут быть расположены по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5.

2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3 между крайними звуками образуется ч.5.

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.3, между крайними звуками образуется ув.5.

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется ум.5.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное – диссонирующими.

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим. Основной, или нижний, звук трезвучия называется примой, второй, или средний – терцией, третий, или верхний – квинтой.

Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом, что нижним звуком его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия называется обращением.

Трезвучие имеет два обращения: первое обращение – секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение – квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становиться терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становиться квинта.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть (6/4) по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий:

мажорный секстаккорд м.3 + ч.4

минорный секстаккорд б.3 + ч.4

мажорный квартсекстаккорд ч.4 + б.3

минорный квартсекстаккорд ч.4 + м.3

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из них мажорные: I, IV и V ступеней. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название.

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени – субдоминантовым,

трезвучие V ступени – доминантовым.

Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции.

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и образуются так же, как и главные ступени, T, S, D.

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Соединением аккорда называется последовательность их при плавном движении голосов. Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом.

В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак:

Интервалы

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:

  • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
  • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Мелодический интервалГармонический интервал
Мелодический интервал
Гармонический интервал
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно.

Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:

  • количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
  • качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Простые интервалы

Рисунок 1. Основные интервалы

Основные интервалы


Рисунок 2. Октава

Напоследок

Название интервала (прима, секунда. ) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Варианты интервала секунда

Рисунок 3. Несколько вариантов интервала "секунда"

Наглядный пример

Для лучшего усвоения материала предлагаем следующую программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Выбирайте, какой интервал нужно построить, укажите его основу. Программа сама построит интервал и покажет его вам как на клавиатуре фортепиано, так и на нотном стане. Под белыми клавишами вы увидите номера ступеней, задействованных в интервале. Успехов!

Вы познакомились с интервалами. Названия интервалов будут употребляться довольно часто, поэтому стоит запомнить таблицу основных интервалов.

В музыке подавляющего большинства стран мира существуют два основных лада мажор и минор. Все остальные ладовые образования в итоге сводятся, как правило, к той или иной модификации мажорного или минорного ладов. Мажорным ладом (или просто мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие.

Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (то есть мажорность) совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом.

Гамма. Ступени лада

Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным является расположение ступеней лада в виде гаммы. Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).

Мажорный лад имеет три основные разновидности: натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.

Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.

I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. II ступень называется нисходящим вводным тоном. III ступень называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями). IV ступень называется субдоминантой(буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается буквой S. V ступень называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается буквой D. VI ступень называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. VII ступень называется напряженным восходящим вводным тоном.

Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.

Минорный лад

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Интервалы в музыке

В этом материале содержится максимально подробный интервал по теме "Интервалы в музыке", который может быть использован на уроках сольфеджио. Приведены таблицы с основными интервалам, как простыми так и составными.

Содержание

Что такое интервал в музыке?

Интервалом зовется соотношение двух звуков по высоте, то есть когда один звук находится выше или ниже соседнего на определенное количество тонов. В музыкальных произведениях интервалы встречаются в двух формах:

  • мелодической форме (мелодический интервал), характерной для одноголосных произведений, где соседние звуки, которые образуют интервал, идут друг за другом последовательно в восходящем или нисходящем порядке

мелодический интервал в музыке

  • гармонической форме ( гармонический интервал), характерной для двухголосных и многоголосных произведений, где оба звука, образующие интервал, звучат одновременно. Если ритмический рисунок обоих голосов совпадает, их можно записывать на одном штиле.

гармонический интервал в музыке

Если ритмический рисунок обоих голосов неодинаков, их выписывают на разных нотных станах или на одном нотном стане, но штилями в противоположных направлениях (вниз и вверх). Вертикальное совпадение голосов по долям такта должно быть строго выдержано.

как писать интервалы на нотном стане

Итак, в многоголосных произведениях сочетаются обе формы записи интервалов, но в обеих формах всегда Нижний звук называется основой, а верхний — вершиной интервала.

Названия и обозначение интервалов

Основных интервалов в октаве восемь — по числу основных звуков октавы, включая октавный звук.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых чисел и указывают на количество ступеней в данном интервале, начиная от его основы:

  • прима (первая ступень),
  • секунда (вторая),
  • терция (третья),
  • кварта (четвертая),
  • квинта (пятая),
  • секста (шестая),
  • септима (седьмая),
  • октава (восьмая).

В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:

  • прима — 1,
  • секунда — 2,
  • терция — 3,
  • кварта — 4,
  • квинта — 5,
  • секста — 6,
  • септима — 7,
  • октава — 8 .

В Примере 1 первые четыре интервала (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-ми) - секунды, поскольку ре относительно до - второй звук, ми относительно ре — также второй звук и т. д. Пятый интервал ми — соль — терция (соль по ми — третий звук). Шестой интервал примера 1 - кварта (ре относительно
соль — четвертый звук) и далее ре — до — секунда, до — ля — терция, ля —соль - секунда.

Интервал прима представляет собой повторение того же самого звука и поэтому в мелодической форме означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисоном.

прима или унисон

В музыкальной практике унисоном называют также одновременное исполнение той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альтами, тенорами, басами) или несколькими одинаковыми инструментами (в одной октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т. др.

Каждый интервал можно построить от любого звука октавы.

На рисунке ниже вы видите пример построения интервалов от звука до первой октавы вверх. И построение интервалов от звука до второй октавы вниз:

построение всех интервалов от звука до

Интервалы обозначены цифрами, как описано выше: 1 - прима, 2 - секунда, 3- терция и т.д.

При одновременном звучании интервалов ноты следует писать одну над другой. Лишь при записи секунды и примы ноты стоят рядом, а штиль, если он есть, - между ними.

пример записи интервалов на нотном стане

Виды интервалов. Таблица простых интервалов

При одинаковом названии и количестве ступеней интервал может содержать различное количество тонов. Проследим за этим явлением в музыкальных примерах (2,3).

таблица интервалов

В этих отрывках встречаются разные интервалы: примы, секунды, терции, кварты, квинты, сексты. Но если сравнить две терции в первых двух тактах обоих примеров (ля — до и до — ми примера 2 и ми — соль и фа —ля примера 3) и сосчитать количество тонов в каждой из терций, окажется,
что они разные: в примере 2 терция ля — до имеет полтора, а терция до —ми — два тона; в примере 3 терция ми — соль также имеет полтора, а терция фа — ля — два тона.

Если мелодия движется вниз, имеем три секунды: первая из них имеет полтона, вторая и третья — по тону. Сексты Ми - к первому такту и фа —ре второго в примере 3 имеют: первая — четыре тона, вторая — четыре с половиной тона. Кварты Ми — ля в первом такте и соль - до в шестом
примера 2 и фа — си в третьем такте примера 3 имеют: первые две — по два с половиной тона, а третья — три тона и т. д. Итак, оказывается, что одинаковые интервалы могут иметь разное количество тонов, то есть принадлежать к разным видам того же интервала.

Таблица наиболее употребляемых интервалов "Простые интервалы"

Внимание! Увеличенная кварта и уменьшенная квинта имеют общее название - тритон, которое происходит от количества тонов (три тона).

По количеству тонов интервалы делятся на:

  • малые и большие (секунды, терции, сексты, септимы)
  • чистые (примы, кварты, квинты и октавы).

Каждый из этих интервалов можно уменьшать или увеличивать на полтона или тон, изменять количество тонов в интервале, то есть менять вид интервала, не уменьшая количества ступеней (не меняя названия интервала).

В результате образуются новые виды интервалов: уменьшенные (уменьшенная квинта, уменьшенная септима) или увеличенные (увеличенная кварта, увеличенная секунда).

Виды интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:

  • м. —малые,
  • б. — большие,
  • ч. — чистые,
  • ум. — уменьшенные,
  • б. - увеличенные.

Например, в сочетании с названием интервала, малая терция обозначается так: м. 3.

Если увеличить большую секунду на полтона, получим увеличенную секунду (ув. 2 ) — интервал, характерный для гармонического минорного строя. Образуется увеличенная секунда между ступенями VI и VII, благодаря повышению VII степени на полтона. Количество тонов в увеличенной
секунде - полтора.

Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшенным. Из малых интервалов образуются большие, увеличенные или уменьшенные; большие превращаются в увеличенные, малые или уменьшенные, а чистые интервалы становятся увеличенными или уменьшенными.

Например, чтобы уменьшить большую терцию до — ми, снижают звук ми на полтона, а до оставляют без изменения или, наоборот, до повышают на полтона, а ми оставляют без изменения. В обоих случаях имеем малую терцию (м. 3)

m-3

Чтобы увеличить, например, чистую кварту ми — ля, повышают звук ля на полтона, а ми оставляют без изменения или снижают звук Ми, оставив ля без изменения. В обоих случаях имеем увеличенную кварту (тритон).

ув. 4

Таким же образом, повышая или понижая звуки в интервале, можно уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делают с помощью диезов, бемолей или бекаров, которые ставят перед соответствующей нотой.

Интервалы больше октавы

Кроме приведенных простых интервалов в пределах октавы в музыке применяют интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:

  • нона (9 ступеней),
  • Децима (10),
  • ундецима (11)
  • Дуодецима (12)
  • терцдецима (13)
  • квартдецима (14)
  • квинтдецима (15)

Состоит такой интервал из двух простых, то есть — чистой октавы с добавлением секунды, терции, кварты и т. д. Согласно виду интервала, что добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

составные интервалы

Обращение интервалов

Обращением называется перемещение основы интервала на октаву выше или его вершины на октаву ниже. Новый интервал в сумме с первым всегда составляет чистую октаву. Образуются четыре пары взаимообращенных интервалов: прима вращается на октаву, октава - на приму, секунда - на септиму, септима - на секунду, терция - на сексту, секста —на терцию, кварта — на квинту, квинта — на кварту. Кроме того, большие интервалы превращаются в малые, малые - в большие, а чистые остаются чистыми.

обращение интервалов

Обращение сложных интервалов происходит иначе. Перемещаются уже оба звука: основа — на октаву выше, а вершина — на октаву ниже. Новый интервал является обращением простого интервала, добавляемого к октаве. Вид сложных интервалов меняется так же, как и простых.

Энгармонизм интервалов

Некоторые интервалы с разным количеством ступеней (например, увеличенная секунда и малая терция, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т.д. имеют одинаковое количество тонов. Такие интервалы, если их взять изолированно, на слух не отличаются друг от друга, ибо их звучание совпадает.

Одинаковое звучание при разной записи интервалов и одинаковом количестве тонов называется энгармонизмом интервалом, а интервалы по-разному записанные, но одинаковые по звучанию и с одинаковым количеством тонов, называются енаргомично равными.

примеры энаргомичных интервалов

Консонансы и диссонансы в музыке

В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.

Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.

К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.

Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.

С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами.

Читайте также: