На ниве еду на короткой ниве

Обновлено: 05.07.2024

Доброго всем!
За период с 15 по 18 ноября мотался по области, не вылезая из седла по 12-16 часов. Машина 2131 - "крокодил", 1,7, карбюратор, нешипованная всесезонка 205*70. На полноприводном езжу первую зиму. За 3 дня на спидометре 2,6 ткм дорог Пермского края и Удмуртии. Поездил по мокрому и грязному снегу, скользкому снегу, не убранному свежевыпавшему снегу, снегу со льдом и (чуть-чуть) асфальту . В темное время суток тоже поездил. Кстати, ночью в сильный снегопад народ с правильными туманками (10 метров в пол) - таки ехал, а с ксеноном на месте штатных 10 и 9 фар - скромно курил на обочине).

Поскольку опыта зимней езды на 4х4 - еще нет, хочу поделиться свежеполученными впечатлениями:
Однозначно решил для себя, что очистители фар зимой - рулят, незамерзайка (-30) спокойно замерзает на дворниках и лобовом за 10 секунд при -12 и 90 км/ч, девятошное седло очень не айс, после 600 км сидения на нем (с табуреточной нивовской посадкой) ноет весь, еще относительно здоровый, организм, штатный вентилятор печки нужно доводить до ума или менять на девятошный, однозначно рулит насос печки от газельки, однозначно не рулит повышение вибрации и шума на скорости более 90-100. Газ+тормоз(левой) +30 в скользких поворотах.
Короче, для дальних поездок "Нива" не совсем готова, нужно дорабатывать напильником (чем и займусь, в ожидании летней автопоездки в Крым: комфорт в дальней дороге - залог безопасности).
Зато! Я абсолютно офигел, доехав по свежевыпавшему поверх льда снегу от Чусовского моста до Чуса за час двадцать, обогнав все, что двигалось в попутном напавлении, и ни разу не разогнавшись более 100. (Без АКПП, АБС, ГУРА и умной электроники. В шоке до сих пор).

Озадачился, кстати, парой вопросов.
Во-первых, мне не удалось заметить ни одной попытки машины уйти в занос ни мордой ни задом. Скорость, правда, в поворотах держал не более 80. Снос был - только на снежной каше поверх льда - достаточно легко парировал работой педалью газа или уходом на одну передачу вниз.
Не подскажут ли опытные владельцы отечественных машинок 4Х4 - каких коварных ситуаций с прохождением поворотов, крутых спусков, подьемов и.т.п. нужно все-таки опасаться на трассе - хотелось бы отработать их заранее на практике (на полигоне).

Во - вторых, какие приемы зимнего вождения можно использовать на отечественных правильноприводных машинках для получения адреналина и, возможно, выхода из внештатных ситуаций. У меня, пока, получается только выставить машину боком в 90 градусный поворот, причем, на скорости не более 60 и на достаточно скользкой дороге.

Алексей aka ALER.

сегодня я заметил, что ALER постепенно стал поддерживать езду на блокировке в сложных дорожных условиях.

Алексей aka ALER.

Про блокировку. Третью зиму живу в деревне, каждое утро проезжаю полуторакилометровый участок неочищенной с ночи асфальтированной дороги. Обычно до меня проезжает не более 10 машин.

Если снега выпадет сантиметров 10 или больше получается довольно плотное и неоднородное снежное месиво. Если включить блокировку, при разгоне примерно до 40-50кмч машину начинает таскать вправо влево. Рыскания резкие и непредсказуемые, пока не снизишь скорость заставить ехать прямо не получается. До 60 кмч разогнаться не реально.
Если выключить блокировку, машина легко выравнивается, можно без проблем двигаться 70-80кмч.
На ледяной дороге, в том числе с намерзшими неровностями, при скорости до 100кмч, никакой разницы блок не блок по управляемости не заметил, но с блоком машина все равно тупит будто за хвост кто держит, наката тоже нет.

Алексей aka ALER.

ALER 100 км/ч я только пробовал, на пустой дороге, специально проверить как будет с блокировкой и без. Надо сказать шипованная и-511 справляется с такими условиями прекрасно, без намека на потерю управляемости.
Вообще езжу по такой дороге не более 90, с учетом вранья спидометра это около 85. Если на дороге есть другие машины, по обстановке еще тише.
ПС. В общем пробовал-пробовал я блокировку и решил что лучше без нее. Включаю в говнах-снегах, бывает в каше городской иногда, что бы повернуть побыстрее.

Сколько людей - столько и мнений, порой противоположных. Сделал вывод, что добро/зло включения блокировки на зимней дороге - зависит от манеры вождения конкретного водителя, его навыков, опыта, климата в его регионе, состояния дорог по которым он ездит в 90% случаев.
Ну что ж, будем набивать шишки сами!

с блокировкой устойчивее курсовая устойчивость ))
но если занесет, ой не завидую! вывести из заноса сложнее.

+1. Пробовал на извилистой дороге на небольших скоростях, до 40-50кмч.
Без блокировки занос более предсказуем, прощает запаздывание с рулежкой, для выравнивания надо просто сбросить газ, причем это работает и на большой скорости. При желании можно немного поскользить двумя осями в повороте, но долго двигаться в управляемом заносе не получается.
С блокировкой занос более неожиданный, резкий и глубокий, для выравнивания нужны мгновенные действия рулем и правильные газом. На большой скорости даже не пробовал и не собираюсь, ну ее нафиг.
Блокировка помогает более безопасно выходить из ледяной колеи внатяг, позволяет ехать в управляемом заносе.

Блокировка межосевого дифференциала - вещь весьма двойственная.

ALER прав указывая на более стабильное поведение на скользком покрытии ( укатанный снег, лёд). Сам я давно на Ниве езжу, но сошлюсь на опыт тойоты. Выпуская крузеры 80-й и 100-й серии (речь только про фуллтайм), тойота столкнулась с повышением аварийности у средних пользователей на скользкой дороге, по сравнению с парттаймом (при любом режиме). Открытый и симметричный межосевой дифф, начиная с определённого угла заноса помогает углубить занос. Заблокированный межосевой - сам "выпрямляет" траекторию, уравнивая скорости вращения передней и задней осей равная скорость осей предполагает прямолинейное движение.
Так что же сделала проклятая тойота ? Она во первых на всей линейке СУВ поставила самоблокирующийся межосевой дифф, а во-вторых - сделала межосевой дифф не симметричным. Аварийность, естественно, пошла на убыль.

Касательно Нивы в снегопад: если высота снежного покрова на дороге больше 50 мм, то водителю с любой квалификацией - безопаснее не блокировать дифф. Если укатанный снег, лёд, то водителю с малой и средней квалификацией - блокировка и на длинной ниве и на короткой - несомненное благо. Речь идёт о квалификации вождения на льду и снежном накате, редко встречающемся везде, кроме северных регионов.

Ещё одна рекомендация - научится не боятся небольших заносов - сносов на любой разумной и безопасной скорости. Безопасная скорость в снегопад ограничивается видимостью и ПДД. Не можете остановиться в пределах видимости - Ваша скорость не безопасна! Именно нарушение этого предельно простого правила вызывает массовые Столкновения с десятками участников. Кстати на севере - этот бардачек встречается крайне редко даже на дорогах с весьма интенсивным движением. Разумная скорость - та которая не позволяет создавать угрозу иным участникам движения - и тем, которые едут в общем потоке, и тем, кого обгоняете , и кто вас обгоняет.
Как научиться не бояться: при отсутствии иных участников движения - сознательно провоцировать заносы, сносы и выходить из них. Для этого - короткая Нива - самый удобный автомобиль для тренировки

Ответ на этот вопрос будет некорректным, поскольку привод на “Ниве” постоянный полный. Многие путают функцию рычага раздатки, считая что он включает/выключает передний мост, в то время как его функция — блокировать/разблокировать межосевой дифференциал.

Как включить полный привод Нивы

Поэтому реализовать функцию включения/отключения полного привода на “Ниве” можно только вмешательством в конструкцию автомобиля. Детальнее об этом всем в статье.

Водитель Нивы не имеет возможности отключать привод на передние или задние колеса, как это реализовано в современных полноприводных автомобилях других марок, однако обязан знать как пользоваться раздаточной коробкой.

Как на “Ниве” включить полный привод

На “Ниве” постоянный полный привод. Что это означает? Что схема полного привода Niva подразумевает, что он работает всегда — энергию вращения от двигателя через карданы и дифференциалы все четыре колеса получают постоянно.

Информация о том, что на Шевроле Ниве и Нива 4х4 можно рычагом отключать и включать полный привод является очень распространенным мифом. Такую версию иногда озвучивают даже менеджеры дилеров Lada — якобы рычаг раздатки подключает передний мост, подключая полный привод. На самом деле у Нивы постоянный полный привод, а не подключаемый!

Самый распространенный аргумент в пользу неправильной теории — почему же при выключенной раздатке, если вывесить одно колесо на “Ниве”, то машина не сдвинется с места? Например, вот в этом видео говорят про “плавающий” и непостоянный полный привод “Нивы”.


Постоянный или не постоянный у Нивы полный привод (смотрите с временной отметки 2.40)

Ответ прост — потому что на этом автомобиле, в обоих поколениях, используются свободные, неблокирующиеся дифференциалы. Как это работает — читайте в соответствующем материале. Поэтому при вывешенном колесе вся мощность двигателя уходит на его вращение, а остальные три колеса практически не крутятся.

Почему же тогда на бездорожье помогает включение рычага “раздатки”? Не потому ли что он “включает” работу полного привода “Нивы”? Нет, этот рычаг блокирует межосевой дифференциал. В результате мощность двигателя отправляется не на то колесо, которое крутится легче всего (в соответствии с принципами работы дифференциала), а распределяется поровну между осями. И одна из осей в состоянии вытащить автомобиль.

Кстати, если у “Нивы” вывешено/забуксовало по колесу на каждой оси — машина не сможет выбраться из этой ситуации. В таком случае помогла бы только блокировка каждого из колесных дифференциалов, но ее в этом автомобиле нет. Хотя такое устройство можно установить дополнительно.

Следовательно, вопросом “как включить полный привод на “Ниве Шевроле”, Нива 2121 или 4х4 задаваться не надо, потому что он уже включен. А вот использовать возможности блокировки межосевого дифференциала надо. Как — рассмотрим дальше.

Как пользоваться полным приводом и раздаткой на “Ниве”

Так как уже выяснили, что когда задают вопрос “как включить 4ВД на Ниве”, на самом деле подразумевается как включить блокировку межосевого дифференциала, то рассмотрим инструкцию по использовании раздатки.

Для условий бездорожья на раздаточных коробках “Нив” предусмотрено две опции и два механизма. Первый — это блокировка дифференциала. Второй — понижающий/повышающий вал передач.

На нормальных асфальтовых дорогах всегда используется повышающий вал передач и выключенная блокировка дифференциала. Это “обычный” режим работы машины, когда она должна ехать как любой городской автомобиль. Как правильно установить рычаги — читайте ниже в разделе про управление разных моделей “Нивы”.

На бездорожье используются следующие режимы. Понижающая передача без блокировки дифференциала, нужны когда автомобилю требуется больше тяги — в песке, в грязи, при езде под горку, трогании с тяжелым прицепом.

Переключение на пониженный ряд передач можно делать только на стоящем автомобиле до старта движения по сложному участку или при движении на скорости до 5 км/ч, потому что коробка “Нивы” не имеет синхронизаторов! А вот переключаться на повышенную передачу можно и в движении автомобиля, при выключенном сцеплении.

Блокировка используется в следующих случаях — если участок становится особенно труднопроходимым и при пробуксовке/вывешивании колеса на одной из осей. Блокировать дифференциал можно в движении автомобиля, но до попадания на сложный участок дороги. Чаще всего эта функция используется вместе с понижающей передачей. С повышающей передачей заблокированный дифференциал можно использовать при движении на относительно ровных участках дороги без асфальтового покрытия.

Во многих источниках пишут о том, что нужно включать блокировку дифференциала при движении по скользкому снегу и льду. Но таких рекомендаций нет в руководстве пользователя — там предлагают при необходимости использовать эту функцию только если не удается тронуться на таком покрытии. А журналисты “За Рулем” во время тестов Chevrolet Niva определили, что на скользкой поверхности блокировка помогает только при движении под горку. Во время разгона такой режим повышает риск пробуксовки, а в поворотах ухудшает управляемость!

На практике бывает что включить блокировку дифференциала может быть очень сложно. Это происходит потому, что зубцы муфты узлов уперлись в зубцы шестеренки. Прикладывать силу в такой ситуации не стоит — так можно просто сломать рычаг или механизм! Такое “заедание” — не признак поломки, а нормальная работа раздаточной коробки. Это чисто механический узел, который работает таким образом.

Согласно инструкции, включение блокировки дифференциала “Нива” необходимо при движении по прямой на скорости до 5 км/ч, при этом дважды нажав/выжав сцепление. Но практика автовладельцев показывает, что эффективнее будет это делать не при прямолинейном движении, а выполнив не крутой поворот. При повернутых колесах рычаг блокировки легко включается. Аналогичная проблема может быть с выключением блокировки. Метод тот же, но эффективнее будет движение назад с небольшим поворотом руля.




















Читайте также: