Не работает стартер на ваз 2103

Обновлено: 02.07.2024

Перестал включаться вентилятор охлаждения, вскипела охлаждающая жидкость, как результат всё подкапотное пространство хорошо пропарилось. На следующий день столкнулся с описанным в видеоролике - щелчок втягивающего и тишина. Т.к. на морозе до стартера только без куртки можно было дотянуться, я лишь ослабил клеммные гайки, пропшикал вдхой, пошевелил и затянул, и этого оказалось достаточно. Большой благодарчик за видео, оно наставило меня на путь истинный)

Мне приятель сказал с стартером на vaz до сих пор все нормально :) Спасибо за ролик. Всё понятно и недорого устраняется.

Здравствуйте Валерий Васильевич, у меня такая же проблема и еще когда бендикс щелкает,на секунду загорается восклицательный знак на панели уровень тормозной жидкости.ваз 2115.спасибо

Вопрос. У меня второй кантакт который идет на стартера от тяги замыкается с минусом. Должен ли замыкать этот контакт с минусом. А первый контакт замыкается с плюсом Ж)) Проблемы с стартером совсем достали ))

Спасибо огромное, ваше видео дало понимание работы стартера. Мой заработал после обработки нижнего контакта вдшкой.

О стартере и так много инфы в инете! Новый стартер, новый аккумулятор, но всеравно срабатывает только виягивабщее реле. Нива шевроле, есть подозрение на массу двигателя.

Было такое же клацанье бендикс срабатывает а стартер молчит.поставил новое втягивающее та же ситуация. на прямую стартер срабатывает а через втягивающее нет.в чем причина выручайте. до этого заводилась через раз,потом чаще стал молчать стартер,притом бендикс срабатывал,поставил новый,тоже самое. стартер весь прочистил,промыл но эффекта ноль. спасите.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста почему мог сгореть стартер на 2109. Вечером приехал все было в норме, утром стал заводить ноль эмоций, тоесть втягивающий цокает а сам стартер не крутит. Замкнул на прямую как вы показывали, ноль эфекта. Тогда снял стартер, разобрал а там где стоят щетки все згорело и сплавилось вокруг якоря, кстати стартер маленький редукторный, поставил его прошлой осенью. Так вот теперь делема от чего и почему, а то куплю новый поставлю а он згорит, охота узнать причину. Заранее спасибо.

Периодические трудности с стартером уже задолбали >) У меня на канале есть ещё одна причина данной поломки, о которой не рассказал автор ролика, но все равно красавчик. Лайк!

Как понять, что виноват именно стартер

Неисправности пускового оборудования авто делятся на два типа: отсутствие контакта (или замыкание), и механическую поломку (износ, или разрушение).

Различить их можно по обстоятельствам, при которых вы не смогли запустить мотор машины.

Четвертый — однозначно указывает на внутреннюю поломку: оторвались магниты, раскрошились щетки, либо — разрушился игольчатый подшипник.

Немного теории: что такое электростартер

Устройство стартера

Устройство стартера

Что проверять, если стартер не крутит

Демонтаж стартера

Демонтаж стартера

Еще две распространенные неполадки, связанные с АКБ: ошибка бортовой системы (если мозгам не хватает тока – БК не даст двигателю запуститься), а также — окислившиеся или незатянутые клеммы. Протрите выводы батареи от окисла, заново подключите провода, проверяя надежность затяжки.

Окисленная клемма АКБ

Окисленная клемма АКБ

Не включается втягивающее реле

Если машина не заводиться, нужно понять — это стартер не крутит, или просто до него не доходит напряжение. Для этого питание включается напрямую — от аккумулятора, минуя ключ зажигания. Провод с минусовой клеммы подключают на нижний силовой болт реле, а плюс — на короткое время подключают к его пусковой клемме. Происходит щелчок — значит, соленоид работает, а ток — не проходит на щеточный узел.

Схема втягивающего реле

Схема втягивающего реле

Подгорели контакты

Последовательно: аккумулятор, силовой провод, контактный диск втягивающего и щеточный узел электродвигателя — образуют цепь высокой нагрузки, пропускающую через себя ток силой от 150 до 300 А. При работе вся цепь ощутимо нагревается, а особенно — контактный диск. Если машина стала плохо заводиться и вам приходилось долго крутить стартер — клеммы силовых болтов оплавляются, их поверхность разрушается, перестает проводить ток.

Оплавленная клемма АКБ

Оплавленная клемма аккумулятора

Плохой контакт в замке зажигания

Неисправности цепи управления

Условно, цепь, управляющая пуском двигателя автомобиля состоит из:

  • Замка зажигания, подающего через разгрузочное реле стартера (есть не на всех машинах) пусковой импульс на обмотку тягового.
  • Предохранителя, жгутов проводов и разъемов — соединяющих основные приборы и датчики.
  • Датчика положения рычага селектора (в положениях P или N) — у машин с АКПП.
  • Датчика-прерывателя, регистрирующего положение педали сцепления (не на всех авто).

Схема подключения иммобилайзера

Схема подключения иммобилайзера

Отклеились магниты

Износ втулок или подшипников стартера

Износ коллектора якоря

Износ коллектора якоря

Неисправность щеточного узла

Даже одна поврежденная или сточенная щетка из четырех — фатально влияет на работу устройства.

Замкнули обмотки статора или ротора

Заклинило обгонную муфту

Если стартер издает звуки, но не крутит двигатель — для дальнейшей диагностики потребуется снять его с авто.

Поломка зубьев бендикса или венца маховика

Эта проблема проявляется обычно на автомобилях с солидным пробегом, особенно – после недавней замены маховика, или ремонта пускового механизма. При повороте ключа стартер – усиленно делает попытки запускать мотор: щелкает, жужжит (иногда с визгом), но ДВС не стартует. Здесь проблема в зацеплении.

Сломанные зубья бендикса

Поломанные зубья бендикса

Зубья маховика (на большинстве машин) имеют скос, помогающий шестерне бендикса плавнее войти в контакт. При значительной выработке, заедании вилки тягового реле, подклинивании или износе самой шестерни — она не доходит до места надежного контакта, не прилегает по рельефу зубьев. Пробуксовка приводит к большему износу, а, поскольку деталь не ремонтируется — к внеплановой замене.

Всё началось с перегрева двигателя,снял гбц,ввиду её кривости отнёс на шлифовку.Головку отшлифовали,установил гбц,натянул цепь(машина стояла недели 2 пока разбирался с гбц),начал пробовать заводить,но заводиться отказалась,втягивающее реле щёлкает,но двигатель не крутит.Пробовал другой стартер - тоже самое.
Если протолкнуть её на передаче,чтоб двигатель немного прокрутил,стартер начинает очень вяло крутить двигатель,но при 2ом повороте ключя вся возвращается к первоначальному состоянию.

Ну если радиатор родной, то можно и не толкать - Трояки и Копейки ручкой заводятся на Ура.))) Заодно и усилие проворачивания колена прикинешь. Из других причин - слабый аккум, или силовые провода где-нибудь не контачат. На родной проводке масса на мотор с кузова идет около рабочего цилиндра сцепления - часто бывает слабо контачит.

Ну если радиатор родной, то можно и не толкать - Трояки и Копейки ручкой заводятся на Ура.))) Заодно и усилие проворачивания колена прикинешь. Из других причин - слабый аккум, или силовые провода где-нибудь не контачат. На родной проводке масса на мотор с кузова идет около рабочего цилиндра сцепления - часто бывает слабо контачит.

Аккум заряжен,провода тоже думаю впорядке,ибо вытаскивали стартер он очень быстро крутит и втягивающие срабатывает хорошо.

Без нагрузки т.е. вращая воздух, любой стартер быстро крутит. Если ручку не нашел попробуй покрутить коленвал ключом на 38. Просто бывает из-за высококачественного масла или бензина затирает вкладыши так, что колено не провернуть. С толкача кстати на какой передаче толкали?

Без нагрузки т.е. вращая воздух, любой стартер быстро крутит. Если ручку не нашел попробуй покрутить коленвал ключом на 38. Просто бывает из-за высококачественного масла или бензина затирает вкладыши так, что колено не провернуть. С толкача кстати на какой передаче толкали?

На 4ой.
У меня секло воду в двигатель(много воды выдавливало),т.к было не холодно ездил на воде,могло ли заржаветь пока машина стояла?Стояла недели 2.Если корозия то как себя вести?Заводить со столкоча и лить промывочное масло,или есть другие методы?

Если ты с толкача пару раз движку провернул, то потом должно и стартером получиться завести (если акум заряжен). Значит стартер накрылся медным тазом или контакты окислились.

Если ты с толкача пару раз движку провернул, то потом должно и стартером получиться завести (если акум заряжен). Значит стартер накрылся медным тазом или контакты окислились.

И правда не стартер)
Все-таки провери все контакты на проводах, и заведи один раз с толкача. Даже если там что-то заржавело (в этом я сомневаюсь) то после того как заведешь, у тебя хоть масло по двигателю разойдется и там уже будет видно в чом проблема

На 4ой.
У меня секло воду в двигатель(много воды выдавливало),т.к было не холодно ездил на воде,могло ли заржаветь пока машина стояла?Стояла недели 2.Если корозия то как себя вести?Заводить со столкоча и лить промывочное масло,или есть другие методы?

По асфальту должна на 2ой проворачиваться. Если проворачивает только на 4ой - че-то туго в движке. Долго стояла с водой в цилиндрах - могли конечно кольца приржаветь и расклиниться, но раз уж провернули, значит поршня шевелятся и завестись должна-бы. Мож плеснуть шприцом в цилиндры кубиков по 15-20 масла моторного?

По асфальту должна на 2ой проворачиваться. Если проворачивает только на 4ой - че-то туго в движке. Долго стояла с водой в цилиндрах - могли конечно кольца приржаветь и расклиниться, но раз уж провернули, значит поршня шевелятся и завестись должна-бы. Мож плеснуть шприцом в цилиндры кубиков по 15-20 масла моторного?


  • корпуса, являющегося одновременно статором с обмотками возбуждения;
  • двух торцевых крышек;
  • якоря (ротора) с коллектором и приводом;
  • втягивающего реле.

Стартер ВАЗ 2101

По сути, ССТ-221 – это классический четырехполюсный электродвигатель, потребляющий постоянный ток от аккумуляторной батареи. Особенностью этого устройства являлся коллектор с поперечно расположенными пластинами. В принципе, все электрические двигатели в то время имели такую конструкцию.

Признаки неисправности стартера

Неисправный стартер ВАЗ-2101 при попытке запуска двигателя может подавать следующие признаки:

  • втягивающее реле не срабатывает (не щелкает), ротор не вращается;
  • реле работает, но якорь вращается слишком медленно;
  • тяговое реле срабатывает многократно, но якорь не крутит маховик;
  • реле работает, стартер крутит, но не вращает маховик;
  • работа пускового устройства сопровождается нехарактерным звуком;
  • стартер ВАЗ-2101 работает нормально, но при отпускании ключа зажигания не отключается.

Теперь рассмотрим каждый из признаков более детально.

ВАЗ копейка

Тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается

Подобные симптомы могут свидетельствовать о том, что:

  • неисправен или полностью разряжен аккумулятор;
  • пропал контакт на полюсных выводах АКБ или на соединении наконечника плюсового провода и клеммы стартера;
  • произошло межвитковое замыкание или обрыв в обмотке (обмотках) втягивающего реле;
  • заедает якорь втягивающего устройства.

Реле работает, но якорь вращается слишком медленно

Если при запуске двигателя реле срабатывает, но стартер не развивает необходимые обороты, это может говорить о том, что:

ВАЗ классика

Реле срабатывает многократно, но якорь не вращается

Если втягивающее реле стартера ВАЗ-2101 срабатывает несколько раз подряд при повороте ключа, но якорь не вращает маховик, причиной этому может быть:

  • разряд аккумулятора; в цепи из-за окисления контактов;
  • короткое замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле.

Стартер работает, но маховик двигателя не вращается

В этом случае могут иметь место следующие неисправности:

  • сломан или сошел с оси рычаг включения муфты свободного хода;
  • пробуксовка муфты;
  • сломана буферная пружина;
  • повреждение поводкового кольца муфты свободного хода.

Ремонт стартера ВАЗ 2101

Пусковое устройство работает, но издает необычный шум

Работа стартера сопровождается нехарактерным звуком при:

  • ослабленном креплении и перекосе устройства;
  • повреждении крышки со стороны привода;
  • износе втулок подшипников или шеек вала;
  • нарушении крепления полюсов статора (контакт полюса с якорем);
  • повреждении зубьев привода или венца маховика.

Стартер вовремя не отключается

Причинами того, что стартер после запуска двигателя не отключается, могут быть:

  • заедание рычага привода;
  • ослабление пружин тягового реле или муфты свободного хода;
  • заедание якоря втягивающего реле;
  • заедание муфты на шлицах якорного вала.

Прежде чем приступить к ремонту

Стартер ВАЗ 2101 цена

Снимаем стартер

Ремонт тягового реле

Первым делом откручиваем гайку на втягивающем реле, которая находится ближе к корпусу электродвигателя. Снимаем со шпильки вывод обмоток. После этого отворачиваем три гайки крепления реле, отсоединяем его от статора.

Открутив гайки на обеих шпильках, необходимо аккуратно отпаять два контакта обмоток, находящихся на задней крышке. После этого ее можно снимать. Внимательно осмотрите состояние всех элементов реле: пружины, контактной пластины, пятаков (контактных болтов). Последние, кстати, очень часто пригорают, поэтому их рекомендуется зачистить мелкой шкуркой до блеска. Также необходимо поступить и с пластиной. Если признаки неисправности стартера указывают на реле, обязательно проверьте (прозвоните) тестером его обмотки. Убедившись в работоспособности устройства, его можно собирать в обратной последовательности. В случае неисправности какой-либо из его деталей, потребуется ее замена либо же замена всей запчасти в сборе.

Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно починить реле стартера ВАЗ-2101, можете просто его заменить. Тем более что стоит оно около 500 рублей.

Реле стартера ВАЗ 2101

Разборка, диагностика и ремонт стартера

Переходим к самому стартеру. Чтобы его разобрать, открутите отверткой с крестовой битой два винта задней крышки. Сняв ее, аккуратно подденьте стопорное кольцо вала и шайбу. Далее откручиваем ключом на 10 два болта, которыми стянут корпус устройства. После этого отверткой нужно отвернуть четыре винта, которые крепят выводы обмоток статора. Теперь можно извлекать якорь. Сделав это, отсоедините крышку от статора.

Переходим к диагностике. Проведя ее, мы определимся, что нам предстоит: ремонт стартера ВАЗ-2101 или его замена. Начинаем со щеток. Они расположены в щеткодержателе задней крышки. Извлеките их из своих посадочных мест и оцените их состояние. При наличии трещин, сколов, следов короткого замыкания на их поверхностях, щетки нужно заменить. При помощи линейки или штангенциркуля замеряйте высоту каждой из этих деталей. Она не должна быть меньше 12 мм. Если хоть одна из них имеет износ, превышающий указанный показатель, необходимо заменить весь комплект щеток.

Внимательно осмотрите медные ламели (пластины) коллектора. Они не должны иметь следов повреждений. В противном случае менять придется весь ротор.

Для проверки целостности обмоток статора нам потребуется омметр. Он подключается к общему выводу обмоток и корпусу стартера. При показаниях прибора сопротивления менее 10 кОм межвитковое замыкание налицо.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2101

Если у вас под рукой не нашлось омметра, тест можно провести с помощью отрезка изолированного провода с вилкой под стандартную розетку и обычной лампы накаливания на 220 В. Напряжение подается через нее на общий вывод и на массу (корпус устройства). При исправных обмотках лампа гореть не будет. Естественно, этот тест небезопасен, поэтому его не рекомендуется проводить людям, незнакомым с основами электротехники.

Обратите внимание на детали привода стартера. Они не должны иметь следов износа или повреждений. Шестерня привода обязана легко вращаться в направлении проворачивания вала стартера. Напоследок осмотрите втулки крышек устройства. В случае их видимого износа, замените их новыми.

При обнаружении серьезных неисправностей, как, например, обрыв или замыкание обмоток, повреждение корпуса статора, чтобы не заморачиваться с ремонтом, который обойдется в круглую сумму, проще купить новый стартер ВАЗ-2101. Цена на устройство, в зависимости от его модификации и производителя, варьируется в пределах 3000-3500 рублей. Ну, а чтобы он не ломался, придерживайтесь правил его эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем.

Читайте также: