Неисправности системы зажигания ваз 2110

Обновлено: 05.07.2024

Где находится реле зажигания ваз-2114: фото и видео

Автомобиль: ВАЗ-2114. Спрашивает: Губанов Виктор. Суть вопроса: Где располагается реле зажигания на ВАЗ-2114

Привет всем автолюбителям! С моим автомобилем ВАЗ-2114 начали твориться непонятные вещи. Всё началось с того, что вентилятор печки начал работать с перебоями (то работает, то нет), после этого аналогично забарахлили стеклоочистители и обогрев заднего стекла. Теперь ещё лучше, двигатель перестал заводиться, а при повороте ключа в замке зажигания до включения стартера, гаснет вся приборная панель.

Сперва подумал, что причина в стартере. У меня был новый в запасе, взял и поменял. В результате, при повороте ключа стартер срабатывает, но так двигатель и не заводится, в лучшем случае на раз 10. Пробовал с брелка заводить — с пол оборота без никаких проблем. В чем же всё-таки проблема? Может кто сталкивался?

Уже на многих форумах описывал свою проблему, посоветовали в первую очередь проверить реле зажигания

. Но к сожалению я понятия не имею где это реле находится, так как ни разу его не менял.

Ребята, подскажите, где на 2114 находится реле зажигания?

Расположение реле зажигания


Расположение реле зажигания отмечено стрелочкой

Реле зажигания на ВАЗ-2114 находится слева от руля под декоративным кожухом. Его снимать не надо. Надо подлезть под руль и найти реле.


Реле зажигания выглядит так

Почему двигатель не развивает полной мощности.

— Неправильно установлен момент зажигания — Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков — Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, если форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме то замените неисправный коммутатор

Двигатель ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 (Инжекторный)

Проверка катушки зажигания 21102, 2110

Архив WinRAR_1 / 3 — Электорооборудование / 67 — неисправности системы зажигания

2.8.
Неисправности контактно-батарейной системы зажигания
Характерный признак отказа системы зажигания — отсутствие искры в свечах.

Первичная цепь исправна, если при включенной системе зажигания стрелка амперметра колеблется в такт проворачивания коленчатого вала рукояткой. Амперметр при включенном зажигании обычно показывает еще и ток возбуждения, поэтому, если эта цепь исправна, то колебания стрелки амперметра будут в пределах 5…10 А.

Первичная цепь неисправна, если при включенной системе зажигания и проворачивании коленчатого вала рукояткой стрелка амперметра не колеблется.

Проверка вторичной цепи заключается в проверке распределителя катушки зажигания и высоковольтных проводов. Для проверки исправности катушки зажигания необходимо отсоединить центральный высоковольтный провод от крышки распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и массой автомобиля. Отсутствие искры (при проворачивании коленчатого вала) свидетельствует о неисправности катушки зажигания. Если искра есть, то неисправность следует искать в последующих элементах высоковольтной цепи.

К основным неисправностям контактно-батарейной системы зажигания можно отнести обрыв или пробой изоляции высоковольтных проводов неисправность ротора распределителя; пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания; обрыв проводов в цепи низкого напряжения;

окисление или подгорание контактов прерывателя; замыкание клеммы прерывателя или пружины рычага с массой; обрыв провода конденсатора или пробой конденсатора; неисправность свечей.

К неисправностям распределителя относятся обрывы соединительных проводов и короткое замыкание в цепи низкого напряжения увеличение переходного сопротивления контактов прерывателя; изменение зазора между контактами; ослабление упругости пружины прерывателя, потеря изоляционных свойств ротора и крышки распределителя.

Наиболее частые причины увеличения переходного сопротивления контактов прерывателя — их загрязнение, замасливание и окисление. При этом уменьшаются сила тока в первичной цепи и вторичное напряжение, возникают затруднения с запуском двигателя и перебои в его работе.

Увеличенный зазор между контактами ухудшает искрообразование при большой частоте вращения валика прерывателя. В этом случае контакты замыкаются на очень короткое время, и ток в цепи низкого напряжения не успевает достигнуть необходимого значения, поэтому и вторичное напряжение будет недостаточным для нормальной работы двигателя.

Малый зазор между контактами вызывает перебои при любой частоте вращения двигателя. Уменьшение зазора происходит вследствие износа подушки рычага. При малом зазоре контакты, наоборот, размыкаются на очень короткое время, искра между ними не прерывается. В результате контакты обгорают, а искра становится слабой.

Кроме того, отклонение размера зазора от оптимального изменяет угол опережения зажигания: увеличение зазора приводит к опережению, уменьшение — к запаздыванию зажигания.

Ослабленная пружина прерывателя не обеспечивает четкого и своевременного замыкания контактов.

При потере изоляционных свойств ротора и крышки распределителя не будет искры в свечах.

Нормальная работа центробежного регулятора опережения зажигания нарушается чаще всего из-за ослабления упругости пружины грузиков, их заедания.

При ослаблении упругости пружины грузиков увеличивается угол опережения зажигания на малых и средних частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Основные неисправности вакуумного регулятора опережения зажигания — ослабление пружины, повреждение диафрагмы, подсос воздуха через прокладку штуцера, заедание шарикоподшипника панели прерывателя.

Ослабление пружины вызывает увеличение опережения зажигания на малых и средних нагрузках, повреждение диафрагмы — уменьшение угла опережения зажигания на малых нагрузках. То же получается при подсосе воздуха через прокладку штуцера. Заедание подшипника приводит к полному отказу в работе вакуумного регулятора опережения зажигания.

Характерные неисправности катушек зажигания — перегорание добавочного сопротивления, отсоединение его концов, пробой изоляции первичной и вторичной цепей.

Добавочное сопротивление часто перегорает при чрезмерно повышенном напряжении генератора или при замыкании на массу провода, идущего от клеммы ВК к стартеру. Признак перегорания добавочного сопротивления — прекращение работы двигателя после подключения стартера.

Причины пробоя изоляции первичной обмотки — перегрев катушки, старение изоляции, длительное невыключение зажигания при неработающем двигателе.

Межвитковое замыкание проводов первичной обмотки происходит вследствие разрубания изоляции, в результате чего увеличивается ток, нагревается первичная обмотка и наблюдается интенсивное искрение контактов прерывателя. Межвитковое замыкание уменьшает вторичное напряжение, и двигатель работает с перебоями.

Основные неисправности свечей зажигания — износ электродов, нагар на свече, недостаточная герметичность по корпусу и центрального электрода.

2.9.
Электронные системы зажигания
Развитие карбюраторных двигателей происходит в направлении увеличения степени сжатия; повышения частоты вращения коленчатого вала; использования многоцилиндровых двигателей; повышения эконо- мичности. Последнее связано с необходимостью применения обедненных смесей. Повышение надежности системы зажигания зависит от необходимого запаса вторичного напряжения.

Все это приводит к необходимости повышения энергии и вторичного напряжения. Единственный способ, с помощью которого можно повысить вторичное напряжение, — это увеличение силы тока разрыва. Однако увеличение тока разрыва свыше определенного значения (3,5…4 А), приводит к ненадежности работы контактов прерывателя и резкому сокращению срока их службы. В момент размыкания контактов из-за высокой индуктивности катушки возникает электрическая дуга, которая, несмотря на кратковременность своего действия и наличие конденсатора, разрушает поверхность контактов прерывателя. Проблема решается применением электронных систем зажигания.

Широкое распространение получили контактно-транзисторные и бесконтактные транзисторные системы зажигания.

2.11.
Основные неисправности контактно-транзисторной системы зажигания с коммутатором ТК-102
Много неисправностей контактно-батарейной системы, рассмотренных ранее, присущи также контактно-транзисторной системе (прерывателя, распределителя, катушки зажигания, свечи). Кроме того, характерная неисправность — тепловое разрушение транзистора большим током, которое может быть при включенном зажигании и неработающем двигателе и при завышенном напряжении бортовой сети; тепловое разрушение стабилитрона. Окисленные контакты прерывателя будут иметь большое сопротивление, поэтому транзистор постоянно будет закрыт, и ток в первичной цепи катушки зажигания не прервется. Ток в первичной обмотке катушки в этом случае равен нулю. Сопротивление пробитого транзистора также равно нулю, поэтому транзистор запираться не будет и, следовательно, прерывания тока в первичной цепи также не будет.

Коммутатор можно проверить электроизмерительным прибором или с помощью лампы и аккумуляторной батареи в статическом режиме при открытом и закрытом транзисторе. Коммутатор исправен, если при отсутствии управляющего сигнала (контакты прерывателя разомкнуты) транзистор закрыт, а при наличии сигнала (контакты замкнуты) транзистор открыт. Сила тока исправного коммутатора, если транзистор открыт, 6…8 А, а если закрыт — нуль. В случае разрушения стабилитрона первичная обмотка катушки при возникновении ЭДС самоиндукции будет замкнута накоротко и вторичного напряжения не будет.

Способы обнаружения системных отклонений

Диагностика системы зажигания на предмет неисправностей может быть проведена на основании внешних признаков, среди которых:

  • моторный запуск не с первого раза;
  • неустойчивость работы двигателя на холостом ходу;
  • снижение мощности двигателя;
  • повышение расхода топлива.

Обратите внимание, что отклонения этой автомобильной системы свойственны похожие внешние признаки с неисправностями топливной системы и системы впрыска. Поэтому их поиск должен проводиться комплексно.

Мотор-тестер

Диагностика ЭСУД

Исправность электронной системы управления двигателем проверяется при помощи специального сканера или компьютера, в приборах диагностики зажигания устанавливаются программы, причем, для каждой модели двигателя используется свое программное обеспечение.

В электронной системе присутствуют различные датчики, и они могут выходить из строя. Если в ЭСУД появляются неисправности, они фиксируются электроникой, а о наличии ошибки сигнализирует лампа диагностики Check Engine на щитке приборов в салоне машины. Каждой ошибке присваивается свой код, например, для автомобилей ВАЗ пропуск зажигания четвертого цилиндра обозначается кодом Р0304. Неисправным в системе может быть любой из датчиков:

  • положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • детонации (ДД);
  • положения распредвала (ДПРВ);
  • положения коленвала (ДПКВ);
  • расхода воздуха (ДМРВ) или абсолютного давления (ДАД), разные датчики устанавливаются в зависимости от типа ЭСУД;
  • температуры (ДТОЖ);
  • окружающего воздуха (ДТОВ).

Еще во всех электронных системах устанавливается регулятор холостого хода, сам блок управления. Нередко причиной сбоев в зажигании является электропроводка, например, не подается питание на одну из катушек. Если отказывается работать ЭБУ, двигатель может не запускаться, в таком случае блок подлежит ремонту или замене.

Диагностика неисправностей, возникающих в системе зажигания двигателя

Диагностика по свечам зажигания

Диагностику по свечам проводят в том случае, если требуется выяснить, какой из цилиндров в двигателе не работает. На ЭСУД отключение производится с помощью диагностического прибора, например, на сканере – диагностический стенд отключает подачу питания на цилиндр. При исправной свече характер работы двигателя меняется – он замедляет обороты, начинает работать еще более неустойчиво.

На простом карбюраторном движке исправность свечей проверяют выдергиванием свечных наконечников, и здесь принцип определения работоспособности цилиндра такой же, как и при компьютерной диагностике – если характер работы двигателя не меняется, следует искать неисправность именно в этом цилиндре.

Причин нестабильной работы ДВС может быть много, и далеко не всегда в подтраивании движка виноваты могут быть свечи. Чтобы проверить свечи зажигания, их выкручивают из головки блока цилиндров и в первую очередь осматривают. На исправной свече:

  • зазор между электродами равен 0,7-1,0 мм, сами электроды не подгорелые, достаточной толщины;
  • нет черного нагара, сколов изолятора вокруг центрального электрода;
  • на наружном изоляторе нет трещин, следов прогара.

Работоспособность свечи проверяют на специальном стенде под давлением – заворачивают ее в камеру, создают рабочее давление (9-12 атмосфер) и подают высокое напряжение – если между электродами проскакивает хорошая рабочая искра, значит, свеча зажигания в порядке.


Соответственно с приходом инжекторной системы в автомобиле появилось множество различных электронных датчиков, таких как модуль зажигания.

В данной статье речь пойдет о модули зажигания на ВАЗ 2110-12, а именно о его симптомах неисправности, проверке, стоимости и замене своими руками.

Модуль зажигания

Отличия


Отличия МЗ: слева 1,6 литра, справа 1,5 литра 16 клапанов

Главными отличиями модулей будет являться размер и крепежные отверстия. В 1,5 литровом ДВС модуль зажигания имеет большие размеры в отличие от 1,6 литрового двигателя. Стоимость модулей зависит от производителей, но следует отметить, что МЗ от 1,5 литрового двигателя, всегда дороже 1,6 литрового.

16-ти клапанный МЗ

В 16-ти клапанном ДВС модуль зажигания устанавливается на клапанной крышке возле маслоналивной горловины.

Устройство


Модуль зажигания имеет общее строение вне зависимости от объема двигателя. Внутри коммутатора расположились две высоковольтные катушки и электронная схема с множеством ключей.


Катушки предназначены для коммутирования высокого напряжения и подачи его на свечу, для образования надежной искры в камере сгорания двигателя.

Модуль зажигания выдает искру в попарном режиме, то есть каждая из катушек, которая находятся внутри модуля, отвечает за образования искры на двух цилиндрах: первый-четвертый, второй-третий.

Признаки неисправности

По некоторым признакам можно определить, что виновником неправильно работающего ДВС является именно МЗ. Ниже приведен небольшой список симптомов свидетельствующих о выходе из строя МЗ.

Признаки:

  • Отказ сразу двух цилиндров, а именно 1-4 или 2-3;
  • Повышенный расход топлива;
  • Детонация на холостом ходу;
  • Двигатель не развивает мощность;
  • Трудный запуск на горячий ДВС;

Данные признаки свидетельствуют о неисправностях системе зажигания. Так же эти признаки относятся и к другим возможным поломкам: свечи, провода и даже форсунки, но в первую очередь необходимо обратить внимание на МЗ.

Проверка модуля

После появления признаков похожих на выход из строя модуля зажигания его необходимо проверить, перед тем как покупать новый, так как стоимость его недешевая.

Есть три способа проверки: подмена, визуальный осмотр и мультиметр.

Подмена

Лучший и самый легкий способ проверки МЗ это установка другого заведомо исправного с другого точно такого же автомобиля. После чего станет сразу понятно, в чем дело и виноват ли МЗ в данной проблеме.

Визуальный осмотр


Необходимо осмотреть модуль на предмет сколов трещин и т.п. На нем не должно быть никаких повреждений. На контактной части не должно быть влаги или ржавчины.

Мультиметр


Проверка мультиметром осуществляется на результатах замеров напряжения и сопротивления. Это поможет выявить причину поломки модуля или цепи его управления.

Пошаговая проверка

  • Снимаем колодку питания с модуля. На мультиметре выставляем предел измерения постоянного напряжения на 20В. Включаем зажигания на автомобиле и подключаем контакт мультиметра с одной стороны к питающей колодке (именно к разъему 15), а с другой стороны на корпус двигателя. Напряжение между 15 контактом и корпусом двигателя должно быть не менее 11-12В. В противном случае цепь питания МЗ неисправна, либо АКБ разряжен.


  • Далее проверяется сопротивление на самом модуле зажигания ВАЗ 2110. Выставляем мультиметр на параметр измерения сопротивления, а именно 200 Ом. Подключаем щупы мультиметра к высоковольтным выводам МЗ: 1-4, 2-3. Сопротивления данных катушек, при исправном МЗ, должно быть в пределах 5 Ом.
  • Затем проверяется сопротивления на входе МЗ. Один щуп мультиметра подключается к центральному контакту и замеряется сопротивления сначала на крайнем левом контакте, а затем на крайнем правом. Сопротивление должно быть в диапазоне 5 Ом.


Стоимость и артикул

Ниже в таблице приведена стоимость модуля зажигания ВАЗ 2110 в зависимости от производителя, и объема двигателя ВАЗ.

Замена

Замена производится довольно просто и без особых усилий. Для замены понадобиться трещотка с удлинителем и с головкой на 10мм.

Процесс замены

  • Снимаем минусовую клейму с АКБ, так как работы проводятся с электрооборудованием автомобиля. Это позволит избежать непреднамеренного короткого замыкания в сети автомобиля.
  • Снимаем высоковольтные провода от МЗ и питающий разъем.
  • Откручиваем гайки крепления МЗ и демонтируем его.


  • Установка производится в обратной последовательности.

Обратите внимания на порядок подключения проводов. Не перепутайте их, в противном случае двигатель авто не запустится. Нумерация цилиндров начинается от механизма ГРМ слева направо. Подключайте провода, так как написано на МЗ.

Двигатели на автомобили этой марки в разные годы устанавливались различные. У одних автовладельцев стоят карбюраторные двигатели, а у других инжекторные. У двигателей разное количество клапанов и типы систем питания. Клапанов может быть восемь или шестнадцать. Моторы к ним собирали на основе старых двигателей 21083 и 21093.

Модуль зажигания ваз 2110 - проверка, замена и ремонт

Самым лучшим из них считается шестнадцатиклапанный ВАЗ 21124, объёмом 1,6 литра, с мощностью восемьдесят девять лошадиных сил.

Проверка модуля зажигания инжекторного ВАЗ 2110 8/16 клапанов

На десятке может стоять восьмиклапанный мотор 2111, объёмом полтора литра, или же мотор 21114, объёмом 1,6 литра. Разница между ними в модулях зажигания.

В его составе две катушки зажигания и два высоковольтных ключа-коммутатора. Катушки предназначены для создания высоковольтных импульсов.

По сути это простой трансформатор, у которого две обмотки: первичная, с напряжением индукции примерно пятьсот Вольт, и вторичная, с индуктивным напряжением как минимум в двадцать килоВольт. Помещено всё в один корпус с одним разъёмом для сигнальных проводов и четырьмя для высоковольтовых.

Принципиальная схема модуля ваз 2110

Принципиальная схема модуля ваз 2110

Возможные неисправности

Прозвонить модуль зажигания ВАЗ-2110 можно самостоятельно.

Главная задача модуля — подача тока на свечи зажигания. Качественной искры достаточно для воспламенения рабочей смеси. Если искра отсутствует, то неизбежны проблемы с мотором в виде уменьшения мощности, увеличения расхода топлива, наличие провалов при ускорении, плавают обороты, двигатель во время запуска отказывается работать.

Признаки неисправности и проверка

При выходе из строя одной катушки перестают функционировать два цилиндра. Заметить это легко, поскольку двигатель лихорадит на холостых оборотах, затрудняется пуск, резко увеличивается расход бензина, теряется динамика.

Признаки неисправности

Необходимо убедиться в работоспособности свечей. Их выкручивают и проверяют искру по отдельности на каждой из свечей. На головку свечи надевается высоковольтный провод. Свеча кладётся таким образом, При котором соприкасаются резьбовая часть свечи и масса двигателя. Если при прокрутке двигателя стартером искра очень слабая или вообще отсутствует, то необходима её замена. При отсутствии результата необходимо проверить высоковольтные провода. Так исключаются из списка неисправностей свечи, колпачки и высоковольтные провода. Значит, пора перейти к проверке модуля зажигания. Каким образом это сделать?

Прежде всего, внимательно осматривается корпус, поверхность которого должна быть целой. Если обнаруживаются сколы, трещины или прогары, то модуль необходимо однозначно менять.

Если нестабильность искры замечена только на первом и четвёртом, или втором и третьем цилиндрах, то напрашивается вывод о повреждении какой-либо катушки.

Даже если это так, необходимо провести комплексную проверку.

Проверка модуля зажигания ВАЗ-2110 мультиметром 8 клапанов заключается в следующем:

  1. Коннектор с сигнальными проводами отключается от модуля.
  2. Затем он снимается с модуля. Фиксатор необходимо отвести в сторону и потянуть за провод.
  3. Включается зажигание, чтобы проверить напряжение на выводе центральной колодки управляющих проводов. При отсутствии напряжения при заряженном аккумуляторе, или при показателе, меньшем, чем номинальное, а это двенадцать Вольт, делается вывод о неисправности электронного блока управления.
  4. Снимаются высоковольтные провода, при этом необходимо открутить и снять боты крепления модуля.
  5. Проверяется сопротивление на первичных обмотках катушек. Мультиметр при этом устанавливается в режим замера сопротивления. При помощи прибора снимаются показания с крайнего правого и центрального вывода, потом проверяются крайний левый и центральный. Номинальное сопротивление должно быть около 0,5 Ом.
  6. Проверяются первичные обмотки. Сопротивление во вторичных обмотках замеряется между выводами первого и четвёртого, второго и третьего высоковольтных проводов. Номинальное сопротивление 5,4 килоОм. Если нашли несоответствие, значит, делается вывод о некорректности работы катушки.
  7. Проводится проверка модуля на наличие короткого замыкания. Один из щупов тестера устанавливается на центральный вывод, другой на металлический корпус. При отсутствии показаний короткого замыкания делается вывод о замыкании корпуса одной из катушек.

Сканер ошибок определяет неисправность модуля. Если коды ошибок Р-3000, Р-3001, Р-3002, Р-3003 и Р-3004, это отсутствие искр. Значит дело или в самом модуле, или неисправны свечи, или высоковольтные провода, или же электронный блок управления.

Коды ошибок ваз 2110

Если код ошибки Р-0351, значит неисправна катушка первого-четвёртого цилиндров, при коде Р-0352 второго-третьего.

Такое сканирование о работоспособности модуля ещё ничего не говорит. Возможно проблема в свечах или пробитых высоковольтных проводах. Но если они были продиагностированы до проведения тестирования, то однозначно виноват модуль зажигания.

Здесь решение принимает владелец автомобиля. Только он может решить ремонтировать его самостоятельно, или покупать новый. Выбор второго варианта будет более простым и быстрым с гарантией бесперебойной работы системы зажигания.

Как разобрать модуль зажигания ваз 2110

Многие автовладельцы, сталкиваются с проблемой, когда автомобиль не заводится. Если вдруг обнаруживается, что на цилиндрах пропало высокое напряжение (либо только на одном, либо сразу на нескольких), или не загорелась контрольная лампа, нет искры, то двигатель работать не будет. Возможно, произошёл выход из строя модуля зажигания. Не всегда стоит торопиться в магазины для поиска нового.

Тем, кто владеет автомобилем ВАЗ-2110, предлагается альтернатива – проведение ремонта модуля зажигания самостоятельно. Главное, это обладание базовыми знаниями автоэлектрики и умение разбираться в схемах и контактах. Ещё неплохо уметь использовать в работе цифровой мультиметр.

Для того чтобы разобрать модуль зажигания, потребуется также осведомлённость о его составных частях. Это пара катушек зажигания, предназначенных для возбуждения высоковольтных импульсов, и двухканальный коммутатор.
В основном высокочастотные импульсы могут пропадать во 2-ом и 3-ем цилиндрах. Начинать придётся с демонтажа модуля зажигания. Отключаются высоковольтовые провода, затем снимается сам модуль зажигания ВАЗ-2110.

Раскручиваем болты Достаем плату Собираем датчик в обратном порядке

Суть ремонта заключается в следующем:

Работа не такая сложная, посильна каждому, кто способен работать паяльником и обладать базовыми знаниями в области электроники.

Читайте также: