Нужно ли прогревать двигатель ваз 2115

Обновлено: 07.07.2024

Большинство русских водителей твёрдо убеждены: хочешь куда-поехать – сперва прогрей мотор. Иначе и быть не должно, особенно зимой. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Деды плохого не посоветуют

Деды, как известно, плохого не посоветуют. Этим правилом, похоже, как раз и руководствуется большинство отечественных водителей, памятуя о том, что и отцы, и деды, и, быть может, даже прадеды никогда и никуда не ехали, предварительно не прогрев движок своего авто до рабочей температуры. В их действиях, безусловно, была логика – в те времена. Но годы идут, да и технологии ушли далеко вперёд. Почти во всех инструкциях всех современных автомобилей чёрным по белому сказано: прогревать мотор на холостом ходу нежелательно; лучше всего сразу после запуска начинать движение. В чём же подвох?

По теме

Что есть рабочая температура

Для начала напомним, что под рабочей температурой понимается такое состояние агрегата, когда все его рабочие компоненты и жидкости выходят на заданный конструкторами режим. Для двигателя автомобиля такая температура, как правило, варьируется в диапазоне от 90-100 градусов Цельсия.

После запуска холодного мотора сперва прогреваются камеры сгорания, затем – все остальные детали, через которые идёт поток охлаждающей жидкости. Последняя играет роль своего рода теплоносителя и, благодаря работе помпы, равномерно нагревает весь агрегат. А вот картер двигателя и находящееся в нём моторное масло, которое, к слову, также играет важную роль в процессе охлаждения, прогреваются заметно позже большинства других компонентов.

Чего боятся россияне

Основная масса страхов и страшилок, связанных с прогревом мотора, так или иначе связана именно с системой смазки: холодный мотор, мол, плохо смазывается загустевшим маслом, поэтому мгновенно или очень быстро выходит из строя.

Определённая логика в этом утверждении, конечно же, есть: чем холоднее и гуще масло, тем хуже оно прокачивается по каналам и подаётся к парам трения. Именно этот момент может ускорять износ подшипников, цилиндров и вкладышей. Второй момент связан с неравномерностью нагрева только что запущенного мотора: компоненты расширяются неравномерно, что, в сочетании с нагрузками, приводит к деформациям и поломкам цилиндропоршневой группы и всей головки блока цилиндров. Обоснованный страх, спорить здесь не с чем: рвать с места на только что запущенном движке уж точно не стоит. Но сколько тогда греть мотор и когда ехать?

По теме

Хвала святому инжектору

В стародавние времена автомобили, как некоторые из вас ещё помнят, были карбюраторными и не умели самостоятельно настраивать смесь под конкретную температуру силового агрегата – состав смеси регулировался водителем, с помощью подсоса. Управлять этим устройством на ходу было, как минимум, неудобно. В процессе прогрева движка заслонку нужно было постепенно закрывать. Придушил подсос чуть раньше или слишком сильно – почти гарантированно позорно заглох.

С приходом впрысковых систем и хитроумной электроники потребность в механическом подсосе полностью исчезла: автомобиль самостоятельно, на основании данных с датчиков, регулирует состав топливовоздушной смеси и не даёт холодному мотору заглохнуть – не важно, едет автомобиль или стоит. Ехать на таком можно сразу, учитывая пару важных моментов.

Если в нормальных условиях двигатель внутреннего сгорания работает на максимально обеднённой смеси, то в режиме холодного пуска и прогрева ему нужна совсем иная смесь с большим количеством топлива. Чем холоднее на улице, тем плотнее воздух и тем хуже испаряется бензин, что компенсируется его количеством. В режиме прогрева мотор потребляет максимально много топлива, работает на повышенных оборотах и выбрасывает в атмосферу большое количество вредных веществ, поскольку холодный катализатор не способен эффективно выполнять свои прямые обязанности.

По теме

Иными словами, в мотор попадает достаточно много топлива, и большая его часть сгорает неэффективно. Избыток бензина смывает со стенок цилиндров и без того не слишком хорошо поступающее масло, а значит, движок действительно испытывает повышенные нагрузки и изнашивается быстрее, чем в прогретом состоянии.

Значит ли это, что прогревать движок надо не на ходу? Нет! Ведь чем дольше вы молотите мотором вхолостую, тем быстрее он изнашивается, не принося взамен никакой отдачи. Более того, чтобы выйти на рабочую температуру, мотору надо сжечь много топлива, а хозяину авто – потратить массу времени впустую.

Лучше – ехать?

Производители автомобилей неспроста рекомендуют сразу ехать, а не жечь понапрасну бензин. И дело вовсе не в желании подзаработать на ремонте. По большому счёту при прогреве на ходу режим работы мотора ничем не отличается – агрегат всего лишь немного нагружается, что приводит к более быстрому нагреву силового агрегата и сокращению временных и финансовых трат.

Пожалуй, единственное, что действительно может навредить вам при прогреве мотора на ходу, - сильное запотевание стёкол транспортного средства. Впрочем, с этим "недугом" уже научились бороться даже весьма бюджетные модели, оснащённые электрическим подогревателем воздуха и стёкол.

Аргументов в пользу ездового прогрева движка несоизмеримо больше, чем в пользу дедовского метода – это и скорость, и меньшие траты, и сохранность собственного здоровья (ехать куда лучше, чем дышать выхлопными газами, гуляя вокруг машины), и даже увеличение ряда жизненно важных компонентов двигателя (к примеру, топливных форсунок и свечей зажигания).

Словом, не доверять инструкциям автопроизводителей сегодня нет никаких реальных оснований. Безопасно ехать, не боясь за ресурс двигателя, можно смело сразу после того, как машина начнёт сбрасывать повышенные обороты до нормальных. Как правило, при исправном термостате, этот момент наступает весьма быстро. Одновременно с этим начинает отдавать тепло салонная печка. Не стоит забывать, что любой двигатель прекрасно подготовлен к таким режимам, бояться совершенно не за что.

Многие начинающие автомобилисты задаются вопросом: нужно ли прогревать инжекторный двигатель и зачем?Мы собрали всю полезную информацию в одной статье.

Зачем прогревать и до какой температуры?

Вопрос, нужно ли прогревать двигатель, весьма спорный. Так, например, в странах Европы за подобную процедуру могут оштрафовать, ведь там большое значение придают экологии. Да и у нас немало людей утверждают, что эта операция плохо отразится на состоянии мотора. В их мнении есть доля правды. Чтобы движок прогрелся до нормальной температуры на холостом ходу, надо подождать довольно долгое время, а такие условия плохо сказываются на его работе. При быстром прогреве велика вероятность выхода из строя головки блока либо заклинивания поршней. Всему виной в этом случае послужит чрезмерная напряженность.

Прогрев двигателя

Однако если не прогревать силовой агрегат, тогда значительно увеличится амортизация деталей, связанная с различием размеров запчастей холодного двигателя. Плюс недостаточное количество смазки. Все это крайне плохо сказывается на общем состоянии мотора и может привести к печальным последствиям.

Амортизация деталей

Так как решить эти разногласия? Ответ банален, надо просто придерживаться рекомендаций производителя. Очень важно знать, до какой температуры прогревают двигатели. Так, например, отечественные авто можно эксплуатировать после того, как мотор нагрелся минимум до 45 °C. Правда, оптимальная температура, как и время прогрева, зависят от типа мотора, времени года, погоды и т. д. Поэтому подходить к ситуации следует индивидуально.

Особенности эксплуатации двигателя зимой и летом

Игнорировать прогрев двигателя зимой нельзя, особенно если за окном –5 и уж тем более –20 °C. Почему? В результате взаимодействия горючей смеси и искры на свечах происходит взрыв. Естественно, значительно возрастает давление внутри цилиндров, поршень начинает совершать возвратно-поступательные движения и через коленчатый вал и кардан обеспечивает вращение колес. Все это сопровождается высокими температурами и трением, которое способствует стремительному износу деталей. Чтобы сделать его минимальным, надо смазать все трущиеся поверхности маслом. А что происходит при минусовых температурах? Правильно, масло становится густым и должный эффект достигнут не будет.

Разогрев машины в мороз

Разогрев машины в мороз

Если с зимой все понятно, то как быть жарким летом, нужно ли прогревать двигатели в это время года? Даже при +30 °C дайте машине немного поработать на холостом ходу, хотя бы 30–60 секунд.

Работа авто на холостом ходу

Работа авто на холостом ходу

Отношение дизеля и инжектора к предварительному прогреву

Зачем необходим прогрев дизельного двигателя и как он осуществляется? Особенность этих агрегатов – плавная работа даже в холодном состоянии. Дизельное авто заводится без проблем и часто ведет себя отлично, однако отсутствие прогрева плохо отразится на его деталях. Возникнут чрезмерные напряжения и увеличится износ, так что совсем в скором времени встанет вопрос ремонта либо полной замены дизеля.

Дизельный двигатель

Время прогрева составляет от 3 до 5 минут на холостых оборотах. Но избегайте и длительной процедуры, иначе на поверхности деталей образуется нагар и осадки смол. Турбированным двигателям следует дать поработать на холостых оборотах минимум 1–2 минуты. Это позволит снизить амортизацию турбины.

Нагар на поверхности деталей

Нагар на поверхности деталей

Больше всего мнения расходятся относительно инжекторного двигателя, надо ли прогревать его? Даже некоторые производители иномарок утверждают, что подобную операцию следует исключить. Но лучше зимой такой тип мотора прогревать минимум 1 минуту. Если авто хранится в гараже, на стоянке или в ином месте, где стоит минусовая температура, тогда неплохо бы увеличить это время вдвое. Летом вполне достаточно нескольких секунд, но только при условии, что топливная система исправна и используется высококачественное синтетическое масло (рекомендуемое производителем авто).

Почему мотор не заводится или заводится неохотно?

Можно считать вопрос, нужно ли прогревать двигатели, исчерпанным. Однако очень часто мы сталкиваемся с проблемами даже после этой операции. Иногда не заводится уже прогретый двигатель, и причиной этому может послужить перегрев, в результате которого отказывает датчик температуры антифриза или подкачивающий насос системы охлаждения.

Отказ датчика температуры антифриза

Отказ датчика температуры антифриза

Еще может возникнуть утечка охлаждающей жидкости и снижение компрессии в цилиндрах. Тогда двигатель заглохнет во время движения, и заведется потом очень проблематично. Обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее. Далее медленно, чтобы не перегружать силовой агрегат, доберитесь на СТО, где специалисты сделают диагностику и устранят возникшие неисправности.

Закипание и испарение бензина

Закипание и испарение бензина

Плавают обороты или слышен стук – ищем проблему

Если мотор заводится хорошо, но плавают обороты на предварительно прогретом двигателе, то скорей всего происходит подсос воздуха на воздушном патрубке либо завоздушена система охлаждения. Наиболее часто такая проблема возникает в авто с электронным впрыском. В этом случае все проходящие процессы контролирует компьютер, в том числе и рассчитывает необходимое количество воздуха. А вот избыток его приводит к несостыковкам в программе, и как следствие обороты плавают – то падают до 800, то резко взлетают до 1200 об/мин.

Прочистка дроссельной заслонки

Прочистка дроссельной заслонки

Еще одной причиной такого нестабильного поведения авто может послужить неисправность устройства принудительного повышения частоты вращения коленвала на холостого ходу. Разборный элемент можно попытаться починить своими силами. Но чаще всего эта деталь не разбирается, и спасти ситуацию можно только полной заменой. Также плавают обороты, если произошло заедание клапана вентиляции картера. Чтобы его очистить, следует поместить элемент в специальный раствор, а затем продуть воздухом. Если результата нет, то замены не избежать.

Что делать, когда падают обороты на успешно прогретом двигателе? Скорей всего, надо заменить датчик массового расхода воздуха. Однако это не единственный элемент, из-за которого падают обороты. Вероятно, вышел из строя датчик температуры ОЖ либо прибор, отвечающий за положение дроссельной заслонки. А может, показатели падают благодаря чрезмерно грязным свечам? Проверьте их состояние, может быть, на прогретом двигателе пропадает достаточная тяга именно из-за них. Не мешает проверить и бензонасос. Он может не развивать требуемое рабочее давление. Немедленно сделайте диагностику и замените все неисправные детали.

Замена неисправных деталей авто

Замена неисправных деталей авто

Причиной стука на прогретом двигателе может послужить банальная нехватка масла. В результате этого недосмотра детали трутся друг о друга и издают характерный звук. Долейте смазывающую жидкость, в противном случае стук – это малая часть дискомфорта, преждевременного износа не избежать. После этой операции обязательно прислушайтесь к своему авто. Если стук все равно не стихает, то, скорей всего, дело в подшипниках коленчатого вала и их замена не терпит отлагательства. Затихающие звуки не так опасны. Однако провести диагностику транспортного средства все-таки придется.

Теперь поговорим о последней проблеме экологического характера. Что делать, если картерные газы имеют повышенное давление на прогретом двигателе? В первую очередь следует уделить внимание компрессии. Если она в порядке, то очистите систему вентиляции картера, газы должны прийти в норму. А когда дело все-таки в компрессии, готовьтесь минимум к замене колец.

Масляное голодание

Итак, первое, о чём стоит сказать, это дефицит масла . Система смазки любого двигателя устроена таким образом, что оно в процессе работы поднимается по каналам и магистралям с самого низа кверху.

Соответственно, когда масляный насос не работает и двигатель заглушен, масло постепенно стекает со всех узлов, и они остаются сухими. Это приводит к повышенному износу при следующем запуске.

Тепловое расширение

При сборке любого мотора все его детали изготавливаются и обрабатываются с определёнными допусками и погрешностями. Ведь ещё со школьного курса физики мы знаем, что любой материал при нагреве расширяется . Вот и в двигателе такое расширение испытывает почти каждая деталь.

Чтобы было понятнее, возьмём, к примеру, поршень с цилиндром. Температура при работе в этом узле поднимается более чем на 1000 градусов, и, соответственно, он расширяется. Это заставляет производителей делать между поршнем и стенкой цилиндра тепловой зазор, который после прогрева двигателя уменьшиться до допустимого.

Но в тот момент, когда мотор холодный, увеличенные зазоры приводят к повышенной вибрации и, соответственно, износу подшипников. В то же время некоторые детали недостаточно нагрелись и расширились, из-за чего трение в паре с ними становится затруднённым, тем более при дефиците масла. Это приводит к сильному износу их трущихся поверхностей.

Недостаточная испаряемой топлива

Несмотря на то что двигатель использует топливо, в цилиндре сгорает не оно, а производная с воздухом смесь. Проще говоря, для экономичности мы должны поджечь не чистый бензин, а топливовоздушную смесь, энергия при сгорании которой намного выше.

В зависимости от системы подачи топлива, эта смесь может образовываться во впускном коллекторе или уже в самом цилиндре. То есть, бензин впрыскивается в воздух и перемешивается с ним благодаря своей хорошей испаряемости. Однако, когда мотор холодный, испаряемость топлива намного ниже, чем при нагретом. Я думаю, понятно почему. Это приводит к повышенному износу клапанов, свечей, а также большому расходу топлива и, соответственно, усиленному загрязнению окружающей среды.

Что говорят производители?

Сейчас чуть ли не в каждом мануале по эксплуатации пишется, что прогревать мотор не нужно и можно ехать сразу после запуска. Мол, благодаря современным технологиям конструкторы избавились от этой проблемы. Вот советы из руководства.

Однако, насколько это правда? Если сравнить устройство двигателя сейчас и 20 лет назад, когда все говорили, что, прогрев обязателен, то между ними никакой разницы не будет. Точнее будет, но это всё те же цилиндр с поршнем, всё та же система смазки и всё тот же бензин. То есть, никаких технологических изменений с двигателями, чтобы избавить их от нужного прогрева, пока не произошло.

Все производители советуют не прогревать двигатель лишь по причине экологической обстановки. В европейских странах и в крупных городах России увидеть такой знак уже не редкость.

Он запрещает прогревать двигатель автомобиля на стоянках. То есть, если по закону, то машина, стоящая несколько дней возле этого знака, должна сразу после запуска мотора начать двигаться и не загрязнять местность выхлопными газами.

Таким образом всё идёт к тому что, прогрев запрещают на законодательном уровне. Именно из-за этого большинство производителей и пишут в руководствах по эксплуатации, что машина прогревается быстрее на ходу, чтобы отрезать все идущие от закона верёвочки.

Нужно ли прогревать машину?

Лично моё мнение таково что, прогрев двигателя обязателен ! Независимо от того, современный это мотор или старый, все они состоят из металлических деталей, которые как расширяются, так и сужаются. У всех двигателей вертикальная система смазки и со всех деталей в любом случае стекает масло. То есть, разницы нет, какой ценовой категории ваш автомобиль. Чтобы продлить срок его службы, лучше завести и пару лишних минут продержать мотор на холостых оборотах и только потом ехать.

Тогда возникает вопрос, почему нельзя прогреть двигатель на ходу? Ведь в движении он тоже работает. Ответ на него совсем простой — в движении вы меняете режим работы с холостого хода на разгон и замедление, которые характеризуются повышенными оборотами. Соответственно, износ мотора происходит быстрее. К примеру, при прогреве на месте средняя частота вращения коленчатого вала составляет около 1100 об/мин, а при езде он не редко раскручивается до 3000-4000 оборотов. То же самое происходит и с другими деталями.

Заключение

Прогрев мотора обязателен! Ведь режим работы на холодную считается наиболее неблагоприятным и именно при нём происходит основной износ трущихся узлов. Ну а если прогреву мешает знак, то в будущем следите за этим и ставьте свой автомобиль более удачно.

На этом у меня всё! Если вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и комментируйте свои мысли. Также подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить новые, не менее интересные публикации. А пока не прощаемся.

Продлить эксплуатационный срок своего автомобиля и как можно дальше отодвинуть возможный ремонт двигателя – к этому стремятся многие автовладельцы. Регулярное прохождение ТО, применение рекомендованных смазочных материалов – всё это положительно сказывается на техническом состоянии машины. Но есть еще один момент, вызывающий извечные споры: прогрев двигателя. Мнения кардинально различаются. Одни считают, что это делать просто необходимо, другие кивают на инструкции к авто и мнение производителей, не рекомендующих это делать. Как всегда, истина где-то посередине. И все же: нужно ли прогревать двигатель и если да, то почему и зачем?

Теория прогрева

Основной материал для изготовления силовых агрегатов – металл, расширяющийся при повышении температуры и сжимающийся при охлаждении. Детали силовой установки скомпонованы с учетом минимизации зазоров между ними. Это уменьшает энергетические потери при воспламенении смеси. До тех пор, пока мотор не прогрелся, зазоры не такие, как предусмотрено автопроизводителем, следовательно, ДВС работает не в штатном режиме.

Во время нагрева до рабочей температуры ЦПГ испытывает максимальные нагрузки. Так имеет ли смысл начинать движение в таких условиях?

нагрев двигателя

Прогрев двигателя: плюсы

Они, безусловно, есть, и главный из них – восстановление нужных зазоров между деталями мотора, которые предусмотрены автопроизводителем. Но есть и иные преимущества:

Минусы прогрева

  • лишний расход горючего;
  • загрязнение катализатора, свечей, масла.

Еще один момент: как утверждают автопроизводители, современные автомобили подготовлены к немедленному движению.

экология

Особенности прогрева мотора зимой

Отрицательная температура приводит к загустеванию масла, как в силовой установке, так и КПП. Это значит, что в момент старта детали полноценно не смазывается, а нагрузка на масляный насос резко увеличивается. Конечно, есть специальные смазывающие материалы, но и они имеют свой предел.

Еще один фактор – содержание кислорода в воздухе: чем ниже температура, тем его больше. Значит, горючая смесь обедняется. На карбюраторном моторе эту проблему можно решить, вытянув подсос: заслонка прикроется, смесь обогатится. В инжекторном двигателе все решает электроника, выставляющая раннее зажигание и подающая больше топлива в цилиндры.

зима

Как прогревать мотор

Начинать нужно с аккумуляторной батареи, чтобы разогреть в ней электролит. Для этого на 15 сек. включите дальний свет, затем его выключите, и подождите с полминуты. При наличии механической коробки выжмите сцепление и после этого заводите двигатель. Если с первого раза пуск не удался, выждите пару минут, чтобы АКБ восстановилась, и повторите попытку. Если и она не удалась, можно переходить к поиску неисправностей. Когда мотор заведется, включите печку и направьте поток воздуха на лобовое стекло: это поможет избежать появления возможных микротрещин между кузовом и стеклом.

Прогрев на ходу

Минимальное время прогрева на стоянке – 5 минут. За это время можно, например, смести снег с кузова авто. В этот период инжекторный мотор прогреется и убавит обороты, а масло разжижится и станет лучше смазывать детали. Дальнейший прогрев можно выполнять и на ходу, но при этом необходимо соблюдать несколько правил:

прогрев на ходу

Нужно ли прогревать дизельный двигатель

Дизельный двигатель зимой заводится гораздо труднее, чем карбюраторный или инжекторный, что обусловлено иными условиями воспламенения смеси. При отрицательной температуре солярка становится густой и ее распыление по форсункам затрудняется.

Главное отличие дизеля от бензинового двигателя заключается в том, что его работа возможна при самовоспламенении смеси за счет ее сжатия: оно повышает температуру до 800-900 градусов. Охлажденный воздух препятствует нагреву. Частично помогают свечи накаливания, нагревающие камеру сгорания. Еще одно условие для успешного старта — выбор топлива, соответствующего сезону:

  • летнее: рекомендованная температура от нуля и более;
  • зимнее: применяется до минус 30 градусов;
  • арктическое: востребовано в северных регионах.

дизель

Зачастую трудности с пуском дизеля возникают именно из-за топлива, не соответствующего сезону.

Предпусковые нагреватели

Их установка помогает быстрее греть двигатель. Причем использование данных устройств актуально как для дизельных моторов, так и бензиновых. Особенно важно применение подогревателей в северных регионах. Рынок сегодня предлагает множество решений: необходимо лишь выбрать наиболее оптимальный вариант изделия.


Надо ли прогревать двигатель и есть ли разница между атмосферными, турбированными, дизельными и гибридными агрегатами? В каких случаях стоит дать машине поработать на холостых и как на ней ехать после пуска?

В этом материале:

Что будет, если не прогреть машину в мороз

Статьи 11 января 2021 В Москве морозы до -30 градусов. Как подготовить машину

С одной стороны, все очевидно — серьезный предварительный прогрев автомобилю не требуется. С другой, есть некоторые нюансы и исключения, которые необходимо учитывать.

Нужно ли прогревать двигатель зимой: мнения экспертов

Однако более сильные морозы накладывают определенные ограничения на запуск турбомоторов.


Бензиновый мотор

Дизельный двигатель

Гибридные двигатели и ДВС

Электродвигатель


Современные двигатели прогрева не требуют, и ждать прогрева на холостых оборотах смысла нет. Но давать машине серьезную нагрузку сразу после пуска все-таки не стоит. Эксперты рекомендуют стартовать плавно и ехать спокойно, чтобы в движении без нагрузок довести до рабочей температуры не только двигатель, но и все остальные узлы машины.

Как прогреть машину

Если все же решили прогревать автомобиль, следуйте инструкции для подготовки двигателя автомобиля к запуску:

В первую очередь включите ближний свет на 15-30 секунд. Поставьте нейтральную передачу для упрощения пуска мотора. В случае с дизельным двигателем дождитесь, когда погаснет спираль свечей подогрева топлива.

Если автомобиль не заводится с первого раза, подождите полминуты перед новой попыткой. Не включайте сразу обогрев стекла, дождитесь включения мотора. Из-за серьезного перепада температур в морозное утро стекло может треснуть.

Начинайте движение на малой скорости, постепенно наращивая ее в течение 10 минут. Для первого километра это должны быть не более 50-60 км/ч. Это исключит чрезмерную нагрузку на двигатель машины и износ внутренних элементов.

Читайте также: