Нужно ли снимать фаркоп при техосмотре в 2021 году

Обновлено: 02.07.2024

Под тюнинг российские законодатели и правоохранители всеми силами пытаются подвести абсолютно любые изменения в конструкции транспортного средства – вплоть до установки расширителей арок или брызговиков. Смешно и грустно одновременно. Но кормиться надо и полицейским, и так называемым сертификационным лабораториям (которые по факту ничего не проверяют и безопасность транспортных средств никак не повышают). Ну а отдуваться приходится простым водителям. Прижучить за обычный фаркоп теперь могут каждого, при условии, что этот каждый не обладает должными сведениями о своей машине и установленном на неё оборудовании.

По теме

Ситуацию с законностью и незаконностью фаркопов неоднократно комментировали в самой ГИБДД. Согласно официальной позиции ведомства, дополнительно регистрировать и вносить в СТС сведения о сцепном устройстве не нужно тем автовладельцам, на машины которых установка фаркопов изначально предусмотрена заводом-изготовителем. Но и здесь не обходится без нюансов.

С технической точки зрения ничто не мешает прицепить прицеп к автомобилю любой марки и модели – вне зависимости от того, какая машина находится в вашем распоряжении. Установка фаркопа в любом случае возможна. Но, как уже говорилось ранее, денег в казну и в карманы заинтересованных лиц это не принесёт. Поэтому все фаркопы делятся на легальные и не очень. Что есть, то есть!

Можно устанавливать фаркоп или нет

Как проверить

Понять, повезло вам с машиной или нет, можно по табличке с ВИН-кодом на стойке авто или под капотом. Эта наклейка – ваше алиби или проклятье.

Помимо самого VIN-кода здесь содержится действительно важная информация, а именно полная масса авто (масса снаряжённого автомобиля плюс допустимый вес груза либо пассажиров), допустимая масса автомобиля вместе с прицепом, а также максимальная нагрузка на переднюю и заднюю оси. Есть масса с прицепом – полдела сделано, нет – у вас уже проблемы.

Какие документы нужны на фаркоп

В большинстве случаев регистрировать фаркоп нет необходимости, рассмотрим подробнее:

Согласно пункта №77 раздела 4 главы V технического регламента Транспортные средства не подлежат проверке:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

  • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Т.е. фаркопы не нужно регистрировать в следующих случаях:

а) Установленные с завода ТСУ.

б) Если производитель автомобиля предусматривает установку фаркопа на автомобиль (что отображается в руководстве по эксплуатации автомобиля), а само изделие имеет необходимую документацию, в которой отображено, что ТСУ разработан именно для вашей модели автомобиля.

Проверить, предусмотрен ли автомобиль под перевозку прицепа заводом-изготовителем, можно на табличке с информацией о весе автомобиля. Табличка, как правило, расположена в проёме водительской двери, иногда под капотом или других местах автомобиля.

Табличка с указанием максимального веса автомобиля

В первой строке указан максимальный вес загруженного автомобиля. Во второй строке указан максимальный вес загруженного автомобиля в составе с загруженным прицепом. Если на табличке указаны оба веса, то ваш автомобиль уже сертифицирован под перевозку прицепа и остаётся только установить сертифицированный фаркоп.

Если в табличке с информацией о весе автомобиля отсутствует вторая строка с весом или в ней стоят прочерки, то в этом случае вам придётся пройти процедуру регистрации вносимых изменений в конструкцию автомобиля для установки фаркопа. Процедура регистрации следующая:

  1. Прохождение предварительной экспертизы, путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию с документами на оборудование, планируемое к установке (услуга платная).
  2. Получение разрешения в ГИБДД на усовершенствование (ещё до начала фактических работ в автосервисе) путем подачи заявления в ГИБДД.
  3. Фактическое внесение изменений в конструкцию, установка оборудования на станции с получением документов, подтверждающих проведенные работы.
  4. Проверка внесённых усовершенствований в аккредитованной лаборатории, путем повторного обращения, для получения протокола проверки.
  5. Прохождение техосмотра.
  6. Проверка в ГАИ соответствия изменений заявленным, путём осмотра автомобиля.
  7. Получение свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.
  8. Перерегистрация автомобиля в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации и ПТС.

При прохождении процедуры регистрации внесённых изменений в конструкцию автомобиля (установка фаркопа) мы предоставляем все необходимые от нас документы.

Штраф за фаркоп в 2021 году?

Если на ваш автомобиль требуется регистрировать изменения в конструкцию транспортного средства при установке фаркопа, и вы этого не сделали после установки фаркопа, то данное нарушение попадает под КоАП 12.5.1 и предусматривает штраф в размере 500р. (при оплате в течение 14 дней 250р.).

Многих автовладельцев, в частности, интересует вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп – крюк на задней части автомобиля. И если нужно, то всегда ли. Что говорит по этому поводу закон?

Вообще государство в последнее время относится к безопасности транспортного средства весьма серьёзно. Автомобили при изготовлении проходят многоступенчатую проверку, позволяющую узнать, насколько безопасна данная модель и как именно её можно использовать. И если владелец машины самовольно устанавливает какое-то оборудование, то все эти испытания теряют смысл.


Как нужно регистрировать фаркоп? Для этого нужно пройти определённые шаги:

  1. Провести государственную экспертизу машины и дождаться её результатов.
  2. Поставить фаркоп и получить документы.
  3. Пройти техосмотр.
  4. Снова провести экспертизу в ГИБДД.
  5. Дождаться результатов экспертизы и получить свидетельство.

Как можно видеть, дело довольно серьёзное. Однако не всегда эту процедуру нужно проходить. Необходимо, прежде всего, изучить руководство по эксплуатации автомобиля. На нём может быть не установлено тягово-сцепное устройство, то есть фаркоп, однако руководство предусматривает такую возможность. Поэтому самостоятельная установка крюка в этом случае не является внесением изменений в конструкцию и никаких нормативных процедур не требует. Необходимо лишь иметь в машине документы на фаркоп, поскольку сотрудники ГИБДД могут потребовать их предъявить.

Приобретая фаркоп, водитель должен удостовериться, что данная модель подходит к его автомобилю. Для этого нужно попросить документы на деталь и подробно их изучить. Можно также подыскать подходящий сервисный центр, сотрудники которого смогут качественно и правильно установить крюк.

А какие ещё правовые нюансы относительно тюнинга автомобилей известны вам?

Конструкция легковых автомобилей позволяет устанавливать на них дополнительное оборудование. Одни устройства могут сделать эксплуатацию машину более комфортной, другие расширяют ее возможности, увеличивая проходимость или способность перевозить грузы. К первому виду допоборудования относятся:

  • панорамный люк;
  • обогрев рулевого колеса;
  • электрические стеклоподъемники;
  • датчики парковки;
  • элементы дизайна и т.д.

Ко второму виду можно отнести:

  • лебедку;
  • багажник на крышу;
  • усиленные элементы подвески;
  • фаркоп.

В статье речь пойдет о фаркопе, а именно:

  • о том, что представляет собой это устройство;
  • каким образом должна осуществляться его установка на легковой автомобиль;
  • как правильно оформить и зарегистрировать фаркоп в 2022 году.

Что такое фаркоп


Автомобильный фаркоп – это дополнительное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство, позволяющее подсоединить к нему прицеп для перевозки грузов. Крепление этого тягово-сцепного устройства (ТСУ) может быть предусмотрено заводом-изготовителем легковой машины, а может быть установлено самостоятельно.

В первом случае никаких проблем с установкой и эксплуатацией ТСУ обычно не возникает, так как это дополнительное оборудование внесено в техническую документацию автомобиля.

Поэтому работы по монтажу фаркопа, как на предприятии-изготовителе, так и в автосервисе, не будут считаться вмешательством в конструкцию автомобиля.

А вот самостоятельное крепление ТСУ к легковому автомобилю, у которого автозавод не предусмотрел этот элемент, может привести к проблемам с ГИБДД.

Документы необходимые для фаркопа в 2022 году


  • если на них установлены компоненты, специально предназначенные для данного транспорта, прошедшие оценку соответствия и внесенные в эксплуатационную документацию;
  • если дополнительное оборудование установлено в порядке серийных изменений, на основании конструкторской документации, в заводских условиях.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что для подтверждения законности установки ТСУ на автомобиль, в 2022 году нужно будет иметь следующие документы:

  1. Руководство по эксплуатации, где указано на возможность использования автоприцепа.
  2. Документ, подтверждающий, что фаркоп, установленный на легковом автомобиле, предназначен именно для этой модели.
  3. Сертификат соответствия ТСУ требованиям, предъявляемым Техническим регламентом.

Правила дорожного движения не налагают на водителя обязанности возить с собой указанные документы.

Достаточно сказать о их наличии инспектору ГИБДД, остановившему машину для проверки. Опытный сотрудник поймет – соответствует ли это действительности – по марке машины и ее нагрузочной таблице. Но лучше брать с собой эти бумаги, чтобы подстраховаться от ненужной бюрократической волокиты.

На какие автомобили можно ставить фаркоп


Этот документ можно получить по запросу на заводе-изготовителе или у официального дилера.

В остальных случаях установка фаркопа будет законной, если соблюдены все формальности при монтаже и регистрации ТСУ.

Штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2022 году


Нельзя привлечь к ответственности владельца автомобиля с незаконно установленным сцепным устройством, если он не управлял транспортным средством.

То есть, вина отсутствует, если машина, например, стоит в гараже.

Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле

Если ТСУ установлено на легковой автомобиль, конструкция которого предусматривает эту возможность и все процедуры выполнены в установленном законом порядке, то ездить с фаркопом можно как с прицепом, так и без него.

Запрет на эксплуатацию и применение штрафных санкций последует если:

  • сцепное устройство является нестандартным или находится в неисправном состоянии;
  • ТСУ установлено в место, не предусмотренное изготовителем;
  • устройство закрывает собой номерной знак или осветительные приборы.

При выявлении нарушений, сотрудник ГИБДД обязан документально оформить эти обстоятельства и вручить копию протокола водителю.

Если правонарушение действительно имеет место и будет выписан штраф, то лучше оплатить его до истечения 20-и дней. Тогда размер платежа снизится в два раза и составит не 500, а 250 рублей.


Процедура регистрации и получения свидетельства состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный этап.
  2. Установка ТСУ с выдачей подтверждающих документов.
  3. Оформление диагностической карты.
  4. Проведение технической экспертизы.
  5. Получение свидетельства.

На предварительном этапе автовладелец должен подать в ГИБДД заявление о предварительном осмотре и конструктивной экспертизе машины.

Вместе с заполненным бланком заявления, которое выдается в ГАИ, необходимо предоставить следующие документы:

  • Паспорт транспортного средства;
  • Сертификат соответствия ТСУ;
  • Регистрационное свидетельство на легковой автомобиль.

После получения положительного заключения о возможности установки производится монтаж тягово-сцепного устройства. Все работы должны выполняться в специализированной мастерской, которая имеет право на выдачу следующих документов, подтверждающих качество работ и безопасность при эксплуатации устройства сцепления с прицепом:

  1. Заявления-декларации.
  2. Акта выполненных работ.
  3. Копии сертификата соответствия.

Заключительным этапом является повторное посещение ГИБДД, где, после изучения представленных документов и осмотра автомашины, будет проведена техническая экспертиза. Итогом станет выдача Свидетельства о том, что автомобиль, в который были внесены конструктивные изменения, соответствует требованиям безопасности.

Читайте также: