Определить на слух лады

Обновлено: 04.07.2024

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

Развитие музыкального слуха

Музыкальный слух, как вы убедились из материала предыдущего урока, нужен не только музыкантам, но и всем, кто работает с волшебным миром звуков: звукорежиссерам, саунд-продюсерам, саунд-дизайнерам, видеоинженерам, сводящим звук с видео.

Поэтому вопрос, как развить музыкальный слух, является актуальным для многих людей.

Цель урока: разобраться, что такое музыкальный слух, какие бывают виды музыкального слуха, что нужно делать, чтобы развить музыкальный слух и как в этом поможет сольфеджио.

В уроке есть конкретные методики и упражнения, которые не требуют особого технического оснащения и которые можно применить уже сейчас.

Содержание:

Вы уже поняли, что без музыкального слуха нам никак нельзя, поэтому давайте приступать!

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.

В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.

Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.

Виды музыкального слуха

Итак, что же это за разновидности музыкального слуха, и по каким признакам их классифицируют? Давайте разбираться!

Основные разновидности музыкального слуха:

Полифонический слух считается наиболее ценным в плане практической полезности и наиболее сложным в плане развития. Классический пример, который приводят практически во всех материалах, посвященных полифоническому слуху, это пример поистине феноменального слуха Моцарта.

В возрасте 14 лет Моцарт вместе с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где, в числе прочего, прослушал произведение Грегорио Аллегри Miserere. Ноты для Miserere держались в строжайшем секрете, а за утечку информации виновным грозило бы отлучение от церкви. Моцарт запомнил на слух звучание и соединение всех мелодических линий, включавших множество инструментов и 9 голосов, а после по памяти переложил этот материал на ноты.

Однако начинающих музыкантов намного чаще интересует абсолютный слух – что это, как его развить, как много времени это займет. Скажем так, что абсолютный слух – это хорошо, однако доставляет массу неудобств в повседневной жизни. Обладатели такого слуха раздражаются при малейших малоприятных и негармоничных звуках, а учитывая, что таковых вокруг нас превеликое множество, вряд ли им стоит так уж завидовать.

Есть еще один интересный взгляд на разновидности музыкального слуха. Так, некоторые исследователи считают, что, по большому счету, существует только 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный. С абсолютным слухом мы, в целом, разобрались, а к относительному предлагается отнести все остальные выше рассмотренные разновидности музыкального слуха [Н. Курапова, 2019].

Доля справедливости в таком подходе имеется. Практика показывает, что если изменить высоту, тембр или динамику музыкального произведения – сделать новую аранжировку, поднять или опустить тональность, ускорить или замедлить темп – восприятие даже давно знакомого произведения у многих людей заметно затрудняется. Вплоть до того, что не все могут его идентифицировать, как уже знакомое.

Так или иначе, работу над развитием музыкального слуха всегда ведут от простого к сложному. И сначала работают над развитием интервального слуха, т.е. способности слышать расстояние (интервал) между двумя звуками. Но давайте обо всем по порядку.

Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио

Если в двух словах, для желающих развить музыкальный слух уже есть универсальный рецепт, и это старое доброе сольфеджио. Большинство курсов сольфеджио начинается с изучения нотной грамоты, и это полностью логично. Чтобы попадать в ноты, желательно понимать, куда нужно целиться.

Урок 1. Музыкальный звукоряд, ноты:

Урок 2. Сольфеджио. Устойчивые и неустойчивые ступени:

Урок 3. Тон и полутон:

Урок 4. Минор и мажор. Тоника, тональность:

Если же вы вполне уверены в своих знаниях, можете взяться за более сложный материал. Например, сразу запоминать звучание интервалов на примере известных музыкальных композиций, а заодно расслышать разницу между диссонансными и консонансными интервалами.

Мы порекомендуем вам полезное видео, но сначала обратимся с большой личной просьбой к любителям рока не возмущаться, что лектор явно не дружит с рок-музыкой и не является фанатом квинт-аккордов. Во всем остальном он вполне толковый преподаватель:

Теперь, собственно, к упражнениям по развитию музыкального слуха.

Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений

Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.

Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.

Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:

Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.

А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:

Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.

Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:

В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.

Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта

Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.

Абсолютный слух

05-рис.1 Абсолютный слух-разделы

Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.

Слух абсолютный

Слух абсолютный

Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.

Functional Ear Trainer

Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:

Метод Алена Бенбассата

Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.

Как развивать музыкальный слух онлайн

Кроме того, музыкальный слух можно тренировать прямо онлайн, ничего не скачивая. Например, на Music Tests можно найти массу интересных тестов, разработанных американским врачом и профессиональным музыкантом Джейком Мэнделлом:

Мьюзик Тест

Тесты Джейка Мэнделла:

    – прослушать 36 пар музыкальных отрывков и определить, они одинаковые (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка). – прослушать два звука подряд и ответить, является второй звук выше или ниже. – прослушать 2 ритмические фразы и ответить, одинаковые они или разные. – проверить ассоциативный музыкальный интеллект.

Как вы понимаете, такого рода тесты не просто проверяют, а еще и тренируют ваше музыкальное восприятие. Поэтому пройти их стоит, даже если вы заранее сомневаетесь в результатах.

Какой музыкальный инструмент

Изучив советы и рекомендации по развитию музыкального слуха, вы наверняка поняли, что возможностей для этого – целый океан, даже если у вас нет ни музыкально инструмента, ни времени долго сидеть за компьютером. И эти возможности – все те звуки и вся та музыка, что звучит вокруг нас.

Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности

Музыкальная и слуховая наблюдательность – абсолютно полноправный метод развития музыкального слуха. Прислуживаясь к звукам окружающей среды и слушая музыку осознанно, можно добиться заметных результатов. Пытайтесь угадать, на какой ноте гудит перфоратор или закипает чайник, сколько гитар сопровождает вокал вашего любимого исполнителя, сколько всего музыкальных инструментов принимает участие в музыкальном сопровождении.

Попытайтесь научиться различать на слух арфу и виолончель, 4-струнную и 5-струную бас-гитару, бэк-вокал и дабл-трекинг. Уточним, что дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов дублируют 2 или более раз. И, само собой, учитесь различать на слух полифонические приемы, которые вы изучили в уроке №4. Даже если вы и не добьетесь от себя феноменального слуха, вы научитесь слышать намного больше, чем слышите сейчас.

Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте

Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.

Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.

В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.

Интерфейс mychords.net

Тональность на mychords.net

Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:

Тональность плюс 2 на mychords.net

Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:

На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.

Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:

  • Минус 1 = плюс 11.
  • Минус 2 = плюс 10.
  • Минус 3 = плюс 9.
  • Минус 4 = плюс 8.
  • Минус 5 = плюс 7.
  • Минус 6 = плюс 6.

Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит.

Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.

Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми

Способы развития музыкального слуха:

Сольфеджио.
Специальные упражнения.
Программы для развития музыкального слуха.
Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха.
Музыкальная и слуховая наблюдательность.
Игры с детьми на развитие слуха.
Специальная литература.

Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.

Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.

Тест на усвоение материала урока

Что такое тональность

Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).

Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.

Тональность Ля-мажор

Тональность Ля-мажор

Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.

Из вышесказанного можно сделать заключение, что:

Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.

Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.

Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.

В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:

Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.

Ключевые знаки тональности

Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.

Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.

Мажорные и минорные тональности

Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.

Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.

До-мажор:

До-мажор

ля-минор:

Ля-минор

Диезные тональности

Соль-мажор

Ре-мажор

Ля-мажор

Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.

Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.

До-диез-мажор

Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.

Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).

Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.

Ля-диез-минор

Бемольные тональности

Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.

Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).

Фа-мажор

Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.

В минорных тональностях всё аналогично.

Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.

Ля-бемоль-минор

Родство тональностей

Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.

До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.

Параллельные тональности

Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).

Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.

Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.

Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.

Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.

Например, До-мажор и до-минор.

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb

Одноимённые тональности

Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.

Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).

На окраску лада также влияют VI и VII ступени.

Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.

Например, До-мажор и до-диез-минор

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Однотерцовые тональности

Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.

Таблица тональностей​​

Диезные тональности
Бемольные тональности​​​
ТональностьПараллельная тональностьКлючевые знакиНоты входящие в тональность
До-мажорля-минор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Фа-мажорре-минор До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Сиb
Сиb-мажорсоль-минор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ля, Сиb
Миb-мажордо-минор До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Ляb-мажорфа-минор До, Реb, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Реb-мажорсиb-минор До, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Сольb-мажормиb-минорКлючевые знаки Соль-бемоль-мажор
Доb, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Доb-мажорляb-минорКлючевые знаки До-бемоль-мажор
Доb, Реb, Миb, Фаb, Сольb, Ляb, Сиb

Как определить тональность

Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.

Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.

Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.

Как определить тональность по нотам и аккордам
  1. Обратите внимание на звуковой состав учитывая случайные знаки мелодических и гармонических ладов
  2. Часто мелодия начинается с тоники или с одного из звуков, входящих в тоническое трезвучие
  3. Часто начальный аккорд произведения является тоническим трезвучием
  4. Последний звук мелодии почти всегда принадлежит тоническому трезвучию
  5. Заключительный аккорд почти всегда – тоническое трезвучие
  6. Если в произведении нет полных трезвучий обратите внимание на проявление двух звуков составляющих тоническую квинту, которые следуют друг за другом
Как определить тональность аудиодорожки

Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.

Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.

Audiokeychain

Audiokeychain

Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.

Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.

KeyFinder

Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.

В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.

Бывало ли с тобой такое, что ты начинал учить новый лад на гитаре, занимался 2-3 дня, а затем хватался за новый? Если ответ да, то твоя ситуация весьма типична. На самом деле, большинство гитаристов не знают, что делать с новыми ладами. Они учат новый лад до тех пор, пока не запомнят его ноты и не смогут кое-как сыграть его на своем инструменте. Подобный подход накладывает большие (и ненужные) ограничения на творчество и ограничивает способы применения нового лада при сочинении, например, соло.

fender wallpaper

К счастью, существует более эффективный способ изучать лады, который позволит тратить меньше усилий. Важнейшая вещь, о которой тебе необходимо помнить все время, заключается в том, что необходимо сначала изучить все доступные возможности нового лада,прежде чем перейти к изучению нового. В этом случае ты удивишься, как много веселья можно получать, изучая лады, и как много идей у тебя возникнет во время работы с ладом.

В этой статье я расскажу о 5 важнейших шагах, через которые тебе следует пройти после начального этапа запоминания нот конкретного лада. Эти шаги имеют решающее значение для избегания ситуации, описанной выше, и получения максимума от каждой минуты, которую ты проводишь, изучая новый лад.

1. Не изучай лады в хаотичном порядке.

В музыке существует огромное множество ладов, поэтому очень важно понять, какие из них являются для тебя наиболее важными. Составь список ладов, которые наиболее часто используются в твоем музыкальном стиле, и не вздумай двигаться к экзотическим ладам до тех пор, пока не появится твердая уверенность в хорошем владении важными для твоего стиля ладами. Это означает не только способность сыграть ноты лада, но и навык свободного и эмоционального использования лада в рамках музыкального контекста.

Конечно, изучение экзотических ладов может помочь добавить в твою игру необычных звуков, но реальную помощь из новых ладов ты сможешь извлечь лишь после выполнения следующих двух пунктов:

1) Ты уже овладел доказанной и эффективной системой изучения ладов, которая позволяет тебе выучить любой новый лад.

2) Ты провел достаточно времени в процессе изучения важнейших для твоего музыкального стиля ладов и действительно готов расширять свои творческие горизонты за счет новых ладов.

Если у тебя возникли сложности с поиском списка ладов для определенных стилей, то ты можешь воспользоваться следующими путями: попросить преподавателя или более продвинутого музыканта рассказать тебе о ладах. Или же развивать свой музыкальный слух и знания музыкальной теории, чтобы научиться определять на слух, какой лад используется в твоих любимых гитарных соло.

2. Вырвись за пределы аппликатурных боксов и изучай гриф целиком.

Безусловно, наиболее популярной ошибкой, которую совершают начинающие гитаристы, изучающие лады, является игра лада только в одном месте на грифе. Хорошим примером служит игра блюзовыми/роковыми гитаристами ля-минорной пентатоники на пятом ладу в совокупности с полным нежеланием изучать эту гамму в других местах. Результат этого подобен просмотру фильма по телевизору и смене канала для начала просмотра другого фильма при первой же рекламной паузе. И так далее: при первом появлении рекламы на канале переключаться без попытки вернуться к фильму, с которого был начат просмотр.

В мире гитаристов это приводит к тому, что ты никогда не сможешь по-настоящему использовать выученные лады в полную силу. Для борьбы с этой очень распространенной проблемой тебе потребуется выделить время для занятий каждым ладом, которым ты хотел бы владеть. Ты сможешь написать гораздо больше музыки (гораздо эмоциональнее) с одним лишь ладом, который ты знаешь вдоль и поперек, чем с множеством ладов, которые ты можешь играть лишь в одном месте на грифе.

3. Анализируй соло, которые вдохновляют тебя, и обращай внимание на то, какой лад был использован в них.

В процессе регулярных занятий по изучению ладов важно проводить некоторое время за наблюдением того, как гитаристы используют лады в музыке, которая нравится тебе. В зависимости от степени развития слуха, ты сможешь либо использовать табулатуры соло (только если уверен в ее точности), или (в идеале) снимать соло на слух и анализировать свои собственные записи.

Мало того, что это является замечательным упражнением по развитию слуха, помимо этого ты сможешь видеть, как можно использовать лады, чтобы сочинять мелодии и фразы, которые вместе превращаются в гитарное соло.

Даже если ты уже составил список наиболее распространенных ладов в своем стиле, ты получишь огромную пользу от выполнения данного шага.

4. Играй лады на каждой струне в дополнение к аппликатурам.

Большинству музыкантов удобнее играть лады вертикально, от толстых струн к тонким и обратно. Это важная основа игры ладов на гитаре, но также важно научиться играть лад на каждой из струн: с первого по последний лад. Это поможет видеть аппликатуры лада в любом месте на грифе. Даже если ты начнешь играть фразу в непривычном для тебя месте.

5. Избегай системы CAGED.

Несмотря на то, что эта система игры ладов на гитаре весьма популярна среди гитарных преподавателей, гитаристы мирового уровня ее не используют, потому что она ставит огромное множество ограничений на возможности свободно использовать лады в музыке.

Самый главный недостаток системы CAGED заключается в том, что она основана не на том, как лады действительно работают в музыке для разных инструментов. Вместо этого система дает урезанную информацию только для гитаристов по использованию нескольких изолированных и совершенно нелогичных аппликатур ладов (которые, между прочим, работают только в стандартном строе и становятся абсолютно бесполезными в дроп строях и в строях с аккордами на открытых струнах). Результатом этой убогой системы становится ограниченность гитаристов в музыкальном использовании ладов, неспособность использовать лады на том же уровне, что музыканты, которые имеют полное понимание того, как лады должны работать в музыке.

К счастью, изучениенаиболее полных и эффективных путей использования ладов на гитаре ничуть не сложнее, чем изучение (значительно более неудобной) системы CAGED.

Что теперь тебе следует делать?

Несмотря на великое множество путей по освоению ладов на гитаре, некоторые подходы без сомнения более эффективны, чем другие. Если ты не удовлетворен результатами своей работы по изучению ладов на гитаре, попробуй изменить свой подход, следуя советам из этой статьи.


Этот раздел хочется написать по нескольким причинам. Во-первых, есть множество популярных заблуждений, касающихся музыкального слуха. Во-вторых, эта тема напрямую вытекает из предыдущей главы. И, в-третьих, что, видимо и является истиной причиной, мне это просто интересно.

Специально для умников и зануд дам определение музыкального слуха из 6-ти томной музыкальной энциклопедии.

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности.

Не очень понятно, правда? Давайте разберемся.

Итак, рассмотрим отдельные виды музыкального слуха чуть более подробно.

Под абсолютным музыкальным слухом обычно понимают умение (чаще всего врожденное) человека слышать мелодию, музыку нотами. Имеется в виду автоматическое, подсознательное восприятие мелодии в виде последовательности звуков 12-ти нотного равномерно-темперированного строя. Человек при этом не сравнивает ноты с другими, а слышит название нот автоматически. Здесь сразу возникает несколько вопросов, что делать с человеком, который не владеет музыкальной грамотой? Или что делать с индийцами и прочими ребятами, которые играют музыку в 22-х нотном нетемперированном строе? К тому же любой человек знает, что одни звуки – высокие, другие – низкие, просто некоторые умеют различать эти высоты точнее. Есть еще вопросы, касающиеся сложных звуков, с большим количеством обертонов, как человек с абсолютным слухом определяет высоту нот?

Общие соображения и история

Особенности и характеристики абсолютного слуха

Еще одной важной особенностью абсолютного слуха является его привязка к ладу, к текущей музыкальной системе, в настоящее время – к 12-ти нотному равномерно-темперированному строю. В рамках этого строя считается, что ноты до 1-й и 2-й октавы – одинаковые ноты, хотя их частоты отличаются ровно в 2 раза, то есть совершенно разные ноты, просто звучащие консонансно. Часто люди с абсолютным слухом ошибаются в определении названия ноты ровно на октаву, это говорит о том, что звук людьми (музыкантами) воспринимается не сепарированно, не отдельно, а как часть системы, музыкальной системы, лада. Можно сделать вывод, что абсолютный слух не случайно относится к музыкальным видам слуха. Вне музыкальной системы, вне ладовой системы абсолютный слух не имеет смысла. Вот что пишут в музыкальной энциклопедии по поводу ладового чувства: ладовое чувство, с одной стороны, основывается на способности слуха к различению высоты, громкости, длительности звуков, с другой - суть его состоит в осмыслении, понимании и эмоциональном переживании функциональных связей между звуками, составляющими музыкальное целое (устойчивости, неустойчивости, тяготения, степеней напряжённости звуков в мотиве, фразе, интонационной определённости, образно-эмоциональной характерности этих мотивов и фраз). Наверное, все это верно, но не очень понятно.

Остановимся на более понятных для автора (физика по образованию) вещах.

Характерными особенностями абсолютного слуха являются: его относительно малая распространенность, обнаружение его в детском возрасте и практическая невозможность наблюдения фазы его формирования, существование активного и пассивного абсолютного слуха, довольно низкая звуковысотная чувствительность, привязка к конкретному строю (например, к 12ти нотному или к 22х нотному)

Статистика показывает, что в среднем среди всех людей обладателями абсолютного слуха являются около 1%. Среди музыкантов 6-7%. Обычно считается, что абсолютный слух является врожденным. Его раннему проявлению мешает принципиальная полиладотональность нашего равномерно-темперированного строя, то есть в массе своей совершенно неважно в какой тональности будет исполнено произведение. Также влияет и то, что первые музыкальные произведения, с которыми сталкивается ребенок, являются песнями, колыбельными, и они исполняются без привязки к конкретной тональности. При обучении музыке абсолютный слух сразу проявляется. Интересной особенностью является и то, что абсолютный слух часто сочетается с хорошим интонационным, тембральным слухом. Многие талантливые дети с абсолютным слухом (Моцарт, Сен-Санс) легко узнают ноты в условно-музыкальных звуках: в гудке автомобиля, жужжании пчелы. Эти звуки имеют очень сложный тембр, они являются практически не-музыкальными.

Некоторые музыканты считают, что абсолютный слух появляется в результате развития относительного слуха, однако научной или статистического подтверждения этому нет. Можно улучшить чувствительность слухового аппарата к абсолютной высоте звуков, но автоматического, подсознательного ощущения названий нот достигнуть не удается. У многих детей абсолютный слух остается непроявленным, пассивным, если ребенок вообще не встречал хорошо настроенных инструментов и не возился с ними, или если его слух искалечили принципиально полиладотональным обучением.

Читайте также: