Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Обновлено: 02.07.2024

Элегия
Баллада
• Лирическое стихотворение,
проникнутое философскими
размышлениями, грустными
раздумьями.
• Стихотворение с
историческим,
фантастическим или
сказочным сюжетом.

Что такое баллада
Баллада – лиро-эпический жанр,
стихотворение на исторические,
сказочные или бытовые темы с
элементами таинственности и
мистики, наличием драматического
диалога и напряжённого
повествования.

Родина баллады – Прованс
(историческая область на
юго-востоке Франции, на
побережье Средиземного
моря, большей частью во
Французских Альпах).
В лирике трубадуров
(поэтов-певцов) она
представляла собой
плясовую песню
любовного характера
с рефреном.
Рефрен (французское refrain) – стих
(обычно заключительный в строфе),
повторяющийся после каждой строфы
или их определенного сочетания.

Баллада –
это стихотворный рассказ, в
основу которого положена
легенда или какое-нибудь
историческое событие.
•Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
•Баллада относится к лиро-эпическому жанру. (Лироэпический – включающий в себя черты и лирики, и эпоса.)
•Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев,
но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по
отношению к рассказываемому.

7. Особенности жанра баллады

• 1. Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка).
• 2. Напряженный драматический, таинственный или
фантастический сюжет.
• 3. Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с
судьбой.
• 4. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых
сил.
• 5. Символический характер пространства и времени.
• 6. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.
Однако в русском фольклоре нет аналога европейским
народным балладам. Ближе всего им исторические песни, но в
них нет фантастики. Поэтому баллада в русской поэзии стала
чисто литературным жанром.

8. Особенности баллады

Атмосфера
таинственности,
загадочности
Несчастная любовь,
тёмные силы,
роковое преступление
Как правило,
трагическая развязка
событий
Драматический
диалог
баллада
Герои баллад благородные рыцари,
воины
Внутренние
переживания героя,
его сомнения, страхи

9. Итак, какие признаки характерны для жанра литературной баллады?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Колорит - совокупность особенностей,
своеобразие чего-либо.
Национальный колорит - речь, пейзаж,
обычаи, стиль одежды, особенности
характера человека, культура
определённой нации.

10. Колорит - совокупность особенностей, своеобразие чего-либо. Национальный колорит - речь, пейзаж, обычаи, стиль одежды,

11. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…

Святки – волшебное время…
• У русского народа существовал такой
обычай: гадать в Святочную неделю
(неделю между Рождеством, 7 января, и
Крещением, 19 января).
• Святки – волшебное время. А какого
волшебства могут ждать девушки?
Разумеется, все мечтают о любви и
счастливом замужестве. И, конечно,
хочется знать заранее, какой она будет,
эта любовь.

12. Святки – волшебное время…

13. За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…

14. Святки – волшебное время…

15. Святки – волшебное время…

16. Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.

17. Подблюдное гадание

Гадание с зеркалом и свечой
• Пожалуй, самым интересным, но и самым
страшным было гадание с зеркалом и
свечой: девушка смотрела сквозь пламень
свечи в зеркало, а в нём должен был
появиться суженый…
• - Какой вы представляете себе героиню?

18. Гадание с зеркалом и свечой

Подблюдные песни — русские обрядовые
песни, исполняемые во время святочных
гаданий по жребию, которые в
иносказательной форме предвещают
будущее каждому участнику.

19. Подблюдные песни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме

Гадали , в основном, в вечернее или ночное время,
стараясь успеть до первого крика петуха.
Главными атрибутами святочных гаданий были
зеркало, блюдо, кольца, платок, которым блюдо
накрывали.

20. Гадали , в основном, в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. Главными атрибутами святочных

Вот красавица одна,
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится.
Карл Павлович Брюллов.
Гадающая Светлана.
1836.

21. Вот красавица одна, К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится.

28. ПОЭТИКА -

34. Жизнь и поэзия — одно. В.А.Жуковский

Ж) Как только подъехали к хижине, все: кони,
жених - исчезает, Светлана остается одна:
Вот примчалися. и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
З) Светлана вынуждена войти в дом:
Возвратиться — следу нет.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит.
И) Светлана видит гроб:
Что ж. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.

М) Прилетает белоснежный голубок:
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Н) Мертвец оживает:
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится.
Вдруг. в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы.

46. Какие строки из приведенных являются лейтмотивом баллады?

47. Какие строки из приведенных являются лейтмотивом баллады?

Композиция
КУЛЬМИНАЦИЯ
Светлана в
оживающем мертвеце узнает
своего жениха – и просыпается!
Крещенские
гадания
девушек в
избе.
Экспозиция
Завязка
Рассказ Светланы
о женихе.
Светлана одна,
садится гадать
Реалистическая часть баллады
Развязка.
Встреча с
женихом

51. Композиция баллады

52. Главная мысль (идея)

53. Вопросы и задания

• Какие черты присущи характеру Светланы?
Продолжите фразу.
• В своей героине Жуковский хотел
изобразить русский национальный женский
тип, которому присущи .

54. Вопросы и задания

Самостоятельная работа
• Что противопоставляется,
противоборствует? Составьте пары антитез.
• Композиция баллады.
• Художественные средства баллады.

55. Самостоятельная работа

56. Новаторство

57. Значение творчества Жуковского

Заключение к сочинению
• Великая заслуга Жуковского заключается в
том, что он, по словам Белинского,
обогатил русскую поэзию глубоко
нравственным, истинно человеческим
содержанием.

— содержание сонета имеет свои законы: каждая строфа является шагом в развитии какой — то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам

— этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки.

Теперь уже не славы ищешь в мире,
Не строишь страстно к почестям мостки, —
Все лишнее сжигается в горниле.

— английский сонет состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки — ABAB CDCD EFEF GG

— английские сонеты подразделяются на три основных типа, все из которых имеют характерную черту:

сонет обязательно завершается двустишием смежной рифмовки

— такое завершающее двустишие содержит некую финальную формулу, являющуюся выводом из всего вышесказанного

ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание

— прославление в стихах

— это изречения на похоронах, скорбные фразы некролога, короткие траурные стихи

— эпитафии — крупнейшая коллекция надписей на памятниках, глубоких мыслей и цитат, источник идей для собственных оригинальных текстов

— эпита́фия

— в эпитафии возносятся почести покойному, описываются детали его биографии или заслуги, нередко близкие высказывают в них свою любовь и уважение к усопшему, иногда они содержат последние слава умершего или ироничное высказывание.

— традиционно эпитафии пишутся в стихотворной форме, но встречаются и написанные прозой

— чаще всего эпитафию пишут родственники или близкие покойного, в некоторых случаях её сочиняет сам человек перед смертью, иногда на надгробный камень наносятся религиозные тексты

— в Древней Греции эпитафией считалась речь на торжественных годичных поминовениях павших за отечество

— в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром панегирического

— в нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах

— становление романа в стихах происходит, когда окончательно оформился жанр поэмы

— в лирическом стихотворении — описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций

— — это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами

— под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом

— эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо

— характерные черты – остроумие и краткость

— это небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек

— эпиграмма — лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой

— оригинальность мысли и лаконизм ее выражения — вот что всегда ценилось в эпиграмме

— это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер

лиро — эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений

— поэма принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную,

но и повествовательную форму

— выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы

— поэмой иногда называют и прозаические произведения:

— баллада – средняя лиро — эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом

— баллада — нерасторжимое слияние лирического и эпического начал.

— это рассказ в стихах

— рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера

— баллада — известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках

— дума в литературе – это немного больше по объему, чем исторические баллады, однако она тесно связана с героическим эпосом

М. Максимович, понимавший их как казацкий эпос. Ярко в думах отражены периоды борьбы казаков с турками, татарами, поляками и другими внешними врагами

— доминантный элемент думы — словесный, а не музыкальный, и формируется он в определённой мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические, преимущественно глагольные

— стиль дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов, старославянизмов и полонизмов

— поэтические образы и мотивы дум частично заимствованы из причитаний

Основные темы дум

— в поэтике характерны развёрнутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля християнська, тихі води, ясні зорі, мир хрещений, тяжка неволя),

тавтологичные высказывания мед-вино, турки-яничари,), коренословные (жити-проживати, кляне-проклинає, квилить-проквиляє), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т. д.),

— песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом

— со временем гимны стали утверждаться монархами или парламентами, почти каждый гимн получил собственную мелодию

— мадрига́л

— в период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 — 6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10) в строфической форме.

— рондо — твёрдая форма небольшого стихотворения Нового времени с двумя рифмами, опирающаяся на средневековые образцы

— согласно М. Л. Гаспарову, рондо в русской поэзии Серебряного века — это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие (холостое или связанное с основной рифменной цепью посредством внутренней рифмы)

Схема классического рондо:

15 стихов в трех строфах на две рифмы

aabba + abbR + abbaR, где R—нерифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова 1-й строки.

С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.

Так я метался в жизни суетливой, —
Явились Вы — и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,

— рондо развилась из ронделя в 14 веке путем сокращения припева до полустишия

— достигла своего расцвета в Западной Европе XVI — XVII веков

— в России рондо известно с

— определенный стихотворный лироэпический мелкий жанр, сложившийся и развивавшийся на римской почве (Невий, Энний, Луцилий, Гораций, Персий, Ювенал) и возрожденный в Новое время неоклассиками (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.)

это произведение, имеющее признаки неполноты или незавершенности

(греч. διθύραμβος) — жанр древнегреческой поэзии

— в V веке до н. э., н — р у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора

— в Италии дифирамб культивировался в эпоху Барокко с его характерным тяготением к пышным формам

(фр. stance от итал. Stanzaпомещение, комната, остановка) — стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья

— стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга

— в литературе стансы – это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым

Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей…
Зато слова: цветок, ребенок, зверь —
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье

— основная тема стансов Д. Байрона–любовь к красавице — гречанке и борьба Греции за свободу и независимость

— эклога — разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушеской жизни (обычно любовная)

— эклога — кодекс византийского законодательства, изданный императором Львом III Исавром

— эклоги, ᾽Εκλογει̃ς — чрезвычайные комиссии или должностные лица в Афинах (также ζητηταί, ἐπιγράφει̃ς, συλλογει̃ς) для взимания недоимочных платежей с отдельных лиц или с городов, плативших дань союзников

— инвектива — [позднелат. invectiva (oratio) — бранная речь, от лат. invehor — бросаюсь, нападаю], резкое обличение, сатирическое осмеяние

реального лица или группы лиц

— нередко выдвигает на первый план личные обвинения в целях общественного

— инвектива отличается от эпиграммы

— инвектива англ, invective — обличительная речь, брань) — культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также устойчивый языковой оборот, воспринимающийся в той иной культурной традиции в качестве оскорбительного для своего адресата.
— обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения

— стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной

ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии

— ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль

— вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть и в начале басни

— басни пишутся и в стихах, и в прозе (Лессинг, М. Салтыков-Щед­рин)

— в России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова,

И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII в. у А. Д. Кантемира,

— в русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.

Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка учебной задачи.

Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)

– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)

– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)

– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

IV. Работа по теме

1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Образец перекрестной рифмы:

Схема: а б а б

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало. (А.А. Фет)

Образец парной (смежной) рифмы:

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

Схема: а а б б

Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

Схема: а б б а

2. Развитие умения определять виды рифмы.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

3. Мужские, женские и другие рифмы.

Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно').

Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром).

Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется).

Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

4. Рифмы точные и неточные.

В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

5. Определяем значение рифмы.

6. Анализ строения стихотворений.

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
(С.А. Есенин) (Катрен)

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин) (двустишие)

  • Октава – восьмистишье
  • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
  • Катрен – четверостишье
  • Двустишие –

7. Знакомство с понятием строфы.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

V. Подведение итогов урока.

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)

– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
(С.А. Есенин)

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)


В ДВУХ СЛОВАХ О СВЯТОЧНЫХ ГАДАНИЯХ

· Гадание с подблюдными песнями (В чашу с чистою водой/ Клали перстень золотой,/ Серьги изумрудны;/Расстилали белый плат/И над чашей пели в лад/Песенки подблюдны): девушки собирали свои украшения – кольца, серьги и т.п., клали их в блюдои накрывали белой салфеткой или платком, поверх платка клали маленькие нарезанные кусочки хлеба. Сначала пели песню хлебу и соли и каждая из гадающих брала себе по кусочку. Перед сном их нужно было положить под подушку и загадать, чтобы приснилось исполнение желания. Далее пели подблюдные песни:

Катилось, валилось
Одонье ржи, -
Погодя маленько –
Скирд овса,
Кому мы спели –
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!

Рылся кочеток
На завалинке.
Вырыл кочеток
Жемчужину.
Кому спели,
Тому добро.

Были и тексты с негативным содержанием как, например:

Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался,
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется.
Не минуется. Илею, илею!


По окончании песни трясли блюдо, и одна из участниц гадания ловила по одной вещице, что выпадало. Владелец вещи по содержанию песни определял, какая судьба ему (ей) нагадалась. Иногда в блюдо или плошку наливали воду, и тогда предметы нужно было вылавливать из воды, что делалось также под пение подблюдных песен.
· Гадание на зеркалах (И на том столе стоит/ Зеркало с свечою): Лучше всего гадать в полночь. Берутся два больших и желательно одинаковых зеркала, устанавливаются друг против друга, а между ними устанавливаются две свечи. В зеркале должен образоваться длинный коридор, освещенный огнями. Из комнаты следует удалить кошек, собак и птиц, а также всех посторонних, оставив только одну-двух подруг, которые тоже собираются гадать. Но они не должны смотреть в зеркало, подходить к гадающей и разговаривать. Если достаточно долго смотреть в зеркало, то в конце коридора появится суженый (или еще что-то, связанное с суженым);

Читайте также: