Отличие двигателей ваз классика

Обновлено: 04.07.2024

Пораскинул мозгами, решил что денег только на классику хватит.

Хочу взять для себя машинку, чтобы надежная была, скорость не нужна.

В связи с этим вопрос:

. С каким двигателем искать машину .

С двиг. 2105, как я понимаю, не брать ни в коем случае.

А вот что выбрать из 21011, 2103, 2106? Какой двигатель из этих наиболее надежный, дешевый в эксплуатации и ремонтнопригодный?

Предположим что все они в хорошем состоянии, вопрос именно в конструкции, экономичности и ремонтнопригодности, а также в стоимости запчастей.

Классика с мотором 05,01 и 011 это 80-е годы минувшей эры. Ну максимум 94-95. То есть машине не менее 13-15 лет.Полагаю,только в дедушкиных закромах сохранились ещё экземпляры тех лет с живыми кузовами,из числа тех,что продаются. однако внучкИ тоже не лыком шиты- видят,какое Г. 2000-х гг продается и соответственно за живой кузов тоже хотят денег. К чему я всё это?

К тому,что Ваша классика почти наверняка будет с мотором 03 или 06. Из них двоих стоит предпочесть тот,который будет стоять в кузове с лучшим состоянием. ИМХО

> А вот что выбрать из 21011, 2103, 2106? Какой двигатель из этих наиболее надежный, дешевый в эксплуатации и ремонтнопригодный?
011 двигун (1300) так же чуть в стороне стоит, как и 05-й по надёге и технологичности ремонтов. Если "копьё" - то или 01 или 013, чтобы с 01-м движком. Но это всё маловероятно. Наиболее вероятен двигун т.н. 03-й, 1500. С ним есть ВАЗы - 053, и 043, 06-065, и 07. Двигатели 1600 и 1700 (1700 на классике штатно не стоял никогда), будут мощнее, но ресурсно более напряжённые.

Пара моментов и вопросов: 1. Почему 2101 предпочтительнее с 1200, а не 1300?

2. На Классику шел 1700 с моновпрыском, он ставился на автомобили ВАЗ 21044 и 21073-40.

3. А почему двигатель 2106 ресурсом хуже, чем 2103?

По абсолютной величине или по числу ремонтных размеров?

Как же тогда поживают двигатели 2130. :)))

Но ИМХО двжо 2106 сцуко приятный - и на низах нормально едет и на верхах.
Хотя себе хочу валик воткнуть, котрый СЛЕГКА добавит верхов.

Врать не буду. Не знаю. Но слышал такое объяснение: Габариты блока - те же, что и 011 движка. Следовательно, горшки - шире. Следовательно - тоньше стенки между цилиндрами, масляными и тосольными каналами. Следовательно - на меньшую величину можно точить.

А 21044 и 21073 не серийные модели?
Ну да, выпускались недолго, но серийно же!

ИМХО 2106. Также добавлю очевидную вещь, что желательна 5-ст. КПП.

А если из машин подороже, то интересные моторы на Классику:
21067, 21214 (или 21073 - не помню точно), ну и 413-й конечно же. :)))

все-таки посмотри на 2107 инж народ кто первый раз со мной прокатился - удивляются потом дословно - "откуда в классике столько дури" :)

а вчера ехал 200 км по зимнику, вез 4 здоровых поросенков, как они блин уместились сзади не понимаю - один сидел боком. еще и водку умудрялись наливать. задок машины был почти на земле, еще и багажник загружен :(

попытался тронуться сместа - первая мысль была - машина сломалась :) но уехал, движок казалось не тянет вообще, до 60 кмч в принципе скорость умеет набирать, а вот дальше. на третьей давлю в пол при 60 кмч - разгона нет вообще никакого, лишь секунд через 10 машина начинает очень медленно набирать скорость, при этом орет так сильно! :)

80 кмч, четвертая, движок орет - длинный подьем, давлю в пол, машина даже не может скорость удержать, вползает под конец горки при 50 кмч, я просто боялся уже в этот момент переключатся на третью. мигнула лампочка масла еще на подьеме и двиг заглох. Пытаюсь тронутся - поехала! на первой разгон до 20 кмч, переключаю на вторую разгон еще есть, но уже медленный, вползаю в горку на 40 кмч :)

Потом так как очень уже устал под утро дело уже было (больше суток за рулем все же. ) просто решил отдохнуть - пятая передача, скорость 30 кмч, ноги убрал с педалей, развалился еду отдыхаю. так она в горку заезжает на пятой при 30 кмч и холостых оборотах и масло не мигало ни разу.

Ты с маслом разберись. Не дОлжно оно моргать. Да и с тягой у тя нелады. Хотя и инж.
Моей пофиг, какой вес. 60 в горку едеть полюбому на 4й.
На 5й 4 чел в горку до 90 падает.

все с маслом нормально (!) на холостых любой двиг классики маслом замигает в горку! это тоже самое, что сместа резко без газа отпустить сцепление - любой заглохнет.

и с тягой все нормально - говорю же - машина была сильно перегружена, тем не менее ехала.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21083-1000260-53. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21083.
Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,5
Степень сжатия: 9,9
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин,: 49.8 кВт.-(69 л.с.)
диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 71
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 750-800
Максимальный крутящий момент при 3500 об/мин., Н*м: 106,4
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 92-95
Система подачи топлива: карбюратор
Система зажигания: Бесконтактная
Свечи зажигания: А17ДВРМ, FE65CPR
Вес, кг: 127.3

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2106-1000260. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 2106.
Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,57
Степень сжатия: 8,5
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин,: 54,8кВт.-(74,5 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 79
Ход поршня, мм: 80
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 850-900
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин., Н*м: 104
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 91-93
Система подачи топлива: карбюратор
Свечи зажигания: А17ДВР, FE65CPR, А17ДВ-10
Вес, кг: 121.0

Как видно по ТТХ, степенью сжатия, а значит и топливом. Ну и расположением.

Какими двигателями оснащались первые ВАЗы

Двигатель ВАЗ 2101

Двигатель ВАЗ 2101 отличался от предшественника объёмом, который у него увеличился до 1,3 л, и, соответственно, размером цилиндров. Это не привело к особому улучшению мощностных характеристик, однако, именно этот агрегат стал прототипом для последующих модификаций, а именно 2103 и 2105.

Конструкция двигателя ВАЗ 2101

Таблица: основные характеристики двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011

Позиции Показатели
ВАЗ 2101 ВАЗ 21011
Вид топлива Бензин
А-76, АИ-92
Бензин
АИ-93
Устройство впрыска Карбюратор
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Алюминиевый сплав
Вес, кг 114
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров, шт 4
Диаметр поршня, мм 76 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Диаметр цилиндра, мм 76 79
Рабочий объем, см 3 1198 1294
Максимальная мощность, л. с. 64 69
Крутящий момент, Нм 87,3 94
Степень сжатия 8,5 8,8
Смешанный расход топлива, л 9,2 9,5
Заявленный ресурс двигателя, тыс. км. 200000 125000
Практический ресурс, тыс. км. 500000 200000
Распределительный вал
расположение верхнее
ширина фаз газораспределения, 0 232
величина угла опережения выпускного клапана, 0 42
запаздывание впускного клапана, 0 40
диаметр сальников, мм 56 и 40
ширина сальников, мм 7
Коленчатый вал
Диаметр шейки, мм 50,795
Количество подшипников, шт 5
Маховик
наружный диаметр, мм 277,5
посадочный диаметр, мм 256,795
количество зубьев венца, шт 129
вес, г 620
Рекомендуемое моторное масло 5W30, 15W40 5W30, 5W40, 10W40, 15W40
Объем моторного масла, л 3,75
Рекомендуемая охлаждающая жидкость Тосол
Количество охлаждающей жидкости, л 9,75
Привод ГРМ Цепной, двухрядный
Порядок работы цилиндров 1–3-4–2

Одним из основных видов автомобильного тюнинга является усовершенствование двигателя машины. Моторы ВАЗ 2101 — непаханое поле в этом смысле. Некоторые умельцы с целью увеличения мощности и тяговых характеристик устанавливают на них турбины, другие — меняют коленвал и растачивают цилиндры, а третьи — просто меняют двигатель на более мощный. Но здесь важно не перестараться, ведь кузов машины рассчитан на определённые нагрузки, превысив которые можно серьёзно навредить всему автомобилю.

Двигатель Фиат-Аргента

Можно попробовать и такой же двигатель от Рено-Логан или Митсубиши-Галант, если ставить их вместе с коробкой передач. Но самый лучший вариант — это силовой агрегат с последующих модификаций ВАЗов. Это могут быть ВАЗ 2106, 2107, 2112 и даже 2170. Двигатели с этих машин подойдут и по размеру, и по креплению к коробке скоростей.

Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки

  • невозможность запуска;
  • нестабильная работа на холостых оборотах, троение;
  • снижение тяговых и мощностных характеристик;
  • перегрев;
  • посторонние шумы (стук, цокот);
  • появление белого (сизого) выхлопа.

Естественно, любой из перечисленных симптомов не может чётко указывать на определённую неисправность, поэтому давайте рассмотрим их более детально в разрезе возможных поломок.

Двигатель вообще не запускается

Если при включении зажигания и повороте ключа в положение, при котором включается стартер, последний работает, а силовой агрегат вообще не подаёт признаков жизни, это может быть свидетельством выхода из строя:

  • катушки зажигания;
  • распределителя;
  • прерывателя;
  • цепи зажигания;
  • топливного насоса;
  • карбюратора.

При обнаружении подобного признака не следует сразу менять какой-нибудь из узлов системы зажигания, или разбирать карбюратор. Для начала убедитесь, что напряжение с аккумулятора поступает на катушку, распределитель, трамблёр, свечи зажигания. После этого уже можно приступать к диагностике бензонасоса и карбюратора.

Нестабильная работа на холостом ходу

В данном случае неисправность также может быть вызвана проблемами в двух системах: питания и зажигания. К типичным поломкам, сопровождающимся этим признаком можно отнести:

  • выход из строя электромагнитного клапана карбюратора;
  • засорение топливного фильтра на входе в карбюратор;
  • засорение топливного или воздушного жиклёров;
  • нарушение регулировки качества и количества смеси топливно-воздушной смеси;
  • неисправность одной или нескольких свечей зажигания;
  • пригорание контактов распределителя зажигания, крышки трамблёра, бегунка;
  • обрыв токоведущей жилы (пробой изоляции) одного или нескольких высоковольтных проводов.

Здесь, как и в предыдущем случае, поиск проблемы лучше начинать с проверки системы зажигания.

Снижение мощности двигателя

Силовой агрегат может утратить свои мощностные характеристики в связи с:

  • неисправностью топливного насоса;
  • засорением топливного фильтра или топливной магистрали;
  • нарушением регулировки качества топливно-воздушной смеси;
  • увеличением зазора между контактами прерывателя;
  • неправильной регулировкой фаз газораспределения или угла опережения зажигания;
  • износом элементов поршневой группы.

При обнаружении снижения мощностных и тяговых характеристик силового агрегата первым делом проверьте, совпадают ли метки привода газораспределительного механизма, а также, правильно ли выставлен угол опережения зажигания. Далее следует убедиться в правильной регулировке зазора между контактами распределителя. После этого уже можно приступать к проверке бензонасоса, фильтра и карбюратора. Если падение мощности двигателя сопровождается густым белым дымом из выхлопной трубы, появлением масляной эмульсии в корпусе воздушного фильтра — это явный признак износа или повреждения деталей поршневой группы.

Перегрев

Нарушение нормального температурного режима можно выявить, наблюдая за поведением стрелки на указателе температуры, расположенном на щитке приборов автомобиля. При перегреве она перемещается в красный сектор шкалы. В более сложных случаях охлаждающая жидкость попросту закипает. Продолжать движение с такой неисправностью ни в коем случае нельзя. Это неминуемо приведёт, как минимум, к прогоранию прокладки головки блока цилиндров.

Перегрев двигателя может быть вызван:

  • неисправностью термостата (блокированием движения жидкости через радиатор охлаждения);
  • поломкой водяного насоса (помпы);
  • низким уровнем охлаждающей жидкости в системе (разгерметизацией, вытеканием ОЖ);
  • неэффективной работой радиатора (засорение трубок, наружных ламелей);
  • обрывом ремня привода вентилятора радиатора.

Обнаружив, что двигатель машины начал перегреваться, первым делом нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Далее необходимо определить, открывается ли термостат на большой круг. Для этого достаточно прикоснуться к патрубкам радиатора. У прогретого двигателя они оба должны быть горячими. Если верхний горячий, а нижний холодный — термостат неисправен и нуждается в замене.

Посторонние шумы в двигателе

Сам по себе автомобильный мотор — это довольно сложный механизм, который во время работы издаёт множество различных звуков. Непосвящённому человеку определить на слух неисправность силового агрегата невозможно, но специалист даже без дополнительного оборудования может сказать вам, какой именно звук лишний, и о какой поломке он свидетельствует. Для ВАЗ 2101 можно выделить следующие посторонние звуки:

  • стук клапанов;
  • стук коренных или шатунных подшипников;
  • цокот поршневых пальцев;
  • громкий шелест цепи привода ГРМ.

Стук клапанов может возникать вследствие увеличения зазора в клапанном механизме, износом клапанных пружин, износа кулачков распредвала. Решается подобная проблема путём регулировки клапанов, замены пружин, восстановления или замены распределительного вала.

Коренные и шатунные подшипники коленвала также могут издавать звуки, похожие на стук. Подобная неисправность может говорить о низком давлении масла в системе, увеличенном зазоре между вкладышами и шатунными шейками, сильном износе самих подшипников.

Цепь привода ГРМ во время движения не может не шелестеть, но слишком громкий звук является признаком либо её растяжения, либо поломки успокоителя. Устраняется такая поломка путём замены успокоителя или башмака натяжителя.

Густой белый выхлоп

Исправный двигатель в сухую погоду практически не дымит. В мороз или дождь выхлоп становится заметно плотнее за счёт конденсата. Это абсолютно нормальное явление. Но если из выхлопной трубы исходит густой белый (в некоторых случаях сизый) дым, независимо от погодных условий, скорее всего, имеет место износ поршневых колец, а может быть и самих поршней со стенками цилиндров. В этом случае масло попадает в цилиндры и сгорает, а то, которое не сгорает, выгоняется через карбюратор в корпус воздушного фильтра. Именно сгоревшая смазка образует тот самый белый дым. Кроме этого, при износе деталей поршневой группы выхлопные газы могут попадать в систему смазки, создавая там избыточное давление. В результате этого масло может вытекать даже через отверстие масляного щупа. Здесь выход один — капитальный ремонт двигателя.

Но это не все. Белый выхлоп также является признаком повреждения прокладки ГБЦ, при котором охлаждающая жидкость, циркулирующая в рубашке охлаждения, попадает в камеры сгорания. Эта неисправность почти всегда сопровождается попаданием выхлопных газов в расширительный бачок. Так что, увидев белый дым, не поленитесь заглянуть и в бачок. Запах выхлопа и воздушные пузырьки укажут вам верное направление в поиске поломки.

Ремонт двигателя ВАЗ 2101

Снятие двигателя ВАЗ 2101

Чтобы демонтировать мотор ВАЗ 2101, потребуются:

  • гараж со смотровой ямой и тельфером (подъёмным устройством);
  • набор гаечных ключей и отвёрток;
  • ёмкость для сбора охлаждающей жидкости объёмом не менее 5 л;
  • маркер или кусочек мела;
  • два старых одеяла (покрывала) для защиты передних крыльев машины при извлечении двигателя из моторного отсека.

Порядок работ следующий:

  1. Загоняем машину на смотровую яму.
  2. Отсоединяем капот от кузова машины, откручивая гайки его крепления к навесам. Для того чтобы в последствии не мучиться с выставлением зазоров капота, перед его снятием обводим маркером по контуру навесы. Эти метки помогут установить капот в том положении, как он стоял раньше.
  3. Накрываем одеялом передние крылья автомобиля.
  4. Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров, открутив сливную пробку и подставив под неё заранее подготовленную сухую ёмкость.

Сливная пробка на блоке цилиндров

Патрубки системы охлаждения

Шланги топливопровода

Приемная труба

Крепление стартера

Верхние крепления КПП к двигателю

Патрубки радиатора отопителя

Нижние крепления КПП

Защитный кожух КПП

Опора двигателя

Извлечение двигателя из моторного отсека

Видео: как снять двигатель ВАЗ 2101

Замена вкладышей

Для замены вкладышей потребуется набор гаечных ключей и отвёрток, а также динамометрический ключ.

Чтобы провести замену колец, необходимо:

  1. Очистить двигатель от грязи, масляных потёков.
  2. Слить масло из поддона картера, открутив сливную пробку шестигранником на 12.

Поддон картера

Крышка головки блока цилиндров

Снятие крышки ГБЦ

Звезда распредвала

Снятие звезды распредвала

Натяжитель цепи ГРМ

Корпус подшипников распредвала

Крышки шатунов

Вкладыши

Упорные кольца

Вкладыши коренных подшипников

Коленвал и вкладыши

Замена поршневых колец

Для замены колец потребуются те же инструменты, тиски с верстаком, а также специальная оправка обжатия поршней при установке.

Чтобы произвести замену колец, необходимо:

  1. Выполнить работы, предусмотренные п. п. 1–18 предыдущей инструкции.
  2. Вытолкать поочерёдно поршни с шатунами из блока цилиндров.
  3. Зажав шатун в тисках, снять с поршня одно маслосъемное и два компрессионных кольца. Эту процедуру повторить для всех четырёх поршней.

Поршневые кольца

Установка поршня в цилиндр

Снятие и ремонт маслонасоса

Ремонт масляного насоса возможен и без снятия двигателя. Но если уж силовой агрегат демонтирован, то почему бы не разобрать насос и не проверить. Для этого потребуется:

    Открутить два болта крепления устройства ключом на 13.

Демонтаж маслонасоса

Снятие патрубка маслоприемника

Редукционный клапан

Крышка масляного насоса

Ведомая шестерня

Сетка маслозаборника

Видео: сборка двигателя ВАЗ 2101

Отечественные автомобили Волжского завода регулярно совершенствовались. В результате чего, в 1976 г., русские инженеры создали очередную модель движка ВАЗ 2106. В те годы советские граждане не догадывались, что 06 модель Жигулей станет популярной и востребованной. В последствии, данный двигатель будит устанавливаться на многие отечественные автомобили марки ВАЗ.

А именно, на такие: ВАЗ Лада 2107, ВАЗ Лада 21074, Лада 21053, Лада 2121 Нива, Лада 2103, ВАЗ 2106, кроме этого 06 двигателем комплектовался автомобиль Москвич 2141.

История силового агрегата ВАЗ 2106

Растущий автомобильный рынок Советского союза, пополнился новой моделью Жигулей — ВАЗ 2106. Машина получила обновлённый дизайн кузова, мягкую подвеску и новый, мощный, динамичный двигатель.

Шестая модель Жигулей не создавалась с нуля. Это доработанная и изменённая версия 2103. Лада 06 модели отличается от 03 более мощным силовым агрегатом, объёмом 1.6 литра и мощностью 75 л., сил, изменилась схема электропроводки и внешнее оформление автомобиля.

Если сравнивать шестую модель Жигулей с многочисленными на конец семидесятых и восьмидесятых Москвичом, то разница была огромной. Салон шестёрки имел комфортный интерьер, рельефные передние сидения, имеющие подголовники, прекрасную звукоизоляцию, приборную панель с тахометром. Весь этот комфорт, являлся верхом престижа для советских автолюбителей. Не нужно забывать о главном, о новом скоростном двигателе с отличной динамикой на то время. Двигатель ВАЗ 2106 развивал максимальную скорость 150 км., в час, и мог разогнаться до 100 км., в час за 16 секунд, что на то время было лучшим показателем.

“Шестёрка” стала настолько популярной и востребованной, что Волжский завод просто не успевал изготавливать 1.6 литровые силовые агрегаты. Тогда в 1979 г., чтобы удовлетворить растущие потребности советских граждан, было принято решение, выпускать шестую модель Жигулей с менее мощными моторами. Так ВАЗ 21061 имела движок от Лада 2103. ВАЗ 21063 была укомплектована мотором, объём которого составлял 1.3 литр., мощность 69 лошад., сил. Это родной движок Жигулей ВАЗ 21011. Эти автомобили сочетали комфорт шестой модели и слабый двигатель, не соответствующий желаниям граждан СССР. Но в ситуации автомобильного дефицита конца 70-х годов, это был единственный выход из сложившийся ситуации.

ВАЗ 2106 периодически изменялся и дорабатывался. Изначально, на шестой модели использовали карбюратор “Солекс”, а в 1980 его заменили карбюратором “Озон”. Электрическая проводка модернизировалась несколько раз. В 1977 г., изменилась технология монтажа проводов и конструкция клемм. А в 1986 г., на “Шестёрку” стали монтировать новое реле. В 1988 г., модернизацию претерпела система выпуска выхлопных газов, стали использовать одноразовую гайку.

В 1990 г., АвтоВАЗ освоил новую комплектацию шестой модели класса Люкс — Лада 21065. Модификация “Шестёрки” выпускалась с родным двигателем 2106, но на нём была установлена бесконтактная СЖ, для питания использовался карбюратор “Солекс”. В салоне улучшили обивку и подголовники, так же улучшилось освещение, были установлены галогенные фары.

Одновременно с 21065 появилась модернизация экспортных Жигулей ВАЗ 21064. Сюда установили: двигатель ВАЗ 2103 объёмом 1500 куб.см., мощный генератор, обозреватель заднего стекла, эффектные бампера ВАЗ 2105, но главное, здесь использовали пяти ступенчатую КПП. Что значительно увеличивает отдачу КПД двигателя при движении по трассе, уменьшает расход горючего и снижает шум мотора.

В дальнейшем, пяти ступенчатые КПП стали устанавливать на большую часть “Шестёрок”, предназначенных для внутреннего, автомобильного рынка. В настоящее время ВАЗ 2106 технически и морально сдал передовые позиции, но еще довольно часто, можно встретить ухоженные ВАЗ 2106 на дорогах всего пост советского пространства.

Описание двигателя ВАЗ 2106 1.6 литров

Во второй половине 70-х годов, конструкторы АвтоВАЗа решили создать более мощный и динамичный двигатель. Свои планы они осуществили создав легендарный движок ВАЗ 2106.

Эта силовая установка представляет собой союз двух двигателей, от которых взято всё самое прогрессивное:

  • речь идёт о первой модели ВАЗ 2103. От этой модели взят увеличенный по высоте блок цилиндров и коленвал с увеличенным кривошипным механизмом на 7 миллиметров. За счёт этого расстояние движения поршня увеличилось до 80 мм.;
  • второй донор для 06 модели, это двигатель ВАЗ 21011. Отсюда был взят увеличенный диаметр цилиндров на 3 мм. Вместо прежних 76мм., он стал 79 мм. Соответственно увеличился диаметр поршня. Шатун остался прежний, как на 01-х Жигулях.

Вышеописанные изменения позволили создать удачную модель ДВС того времени. Мотор получился динамичный, надёжный, более мощный. А учитывая цену горючего АИ 93 в те времена, ещё и экономичным мотором.

Технические данные ВАЗ 2106

Четырёхтактный бензиновый двигатель, имеющий рядное расположение четырёх цилиндров. Расположение мотора продольное. Блок изготовлен из чугуна.

  • Система питания ВАЗ 2106 карбюратор: “Солекс”, “Озон”. Система газораспределения один распределительный вал, имеющий верхнее расположение, на четыре впускных и четыре выпускных клапана.
  • Расстояние движения поршня, чуть больше чем диаметр цилиндра 80 мм., и 79 мм., соответственно. ДВС с одинаковыми параметрами практически всегда надёжные и востребованные. Их в народе называют квадратными.
  • Степень сжатия 2106 составляет 8.5 к 1. Мощность ДВС при 5400 оборотов мин., 75 л., сил. Крутящий момент при 3000 об., минуту составляет 116 Нм. Используемое горючие АИ 92.
  • Расход горючего при движении по трассе 7.4 литра на 100 км., пробега. При езде по городу 10.3 литра. Общий расход 9.5 литр., на 100 км., пробега.
  • Допустимый расход моторной смазки 0.7 литр., на 1 тыс., километров. Виды применяемого масла: 15W40, 5W30, 10W40, 5W40. Количество смазки в двигателе: 3.75 литр., для замены брать 3.5 литр.
  • Ресурс работы ДВС по заявкам производителя 125 тыс., км. В умелых руках ВАЗ 2106 может успешно проработать до 200 тыс., километров.

Особенности конструкции силового агрегата ВАЗ 2106

Легендарный двигатель 06 модели обладает самым большим объёмом среди моторов марки ВАЗ. На первый взгляд все двигатели ВАЗ классика одинаковы. Но изменения, не подвластные взгляду, значительные конструкционные изменения.

Основные из них такие:

  1. По сравнению с двигателем 2101 на 06 модели увеличена высота цилиндров. Увеличение значительное, почти на 9 мм. Благодаря этому произошло увеличение объёма до 300 куб., сантиметров. Аналогичные изменения претерпел мотор 03 модели, его объём получился 1500 куб., см.
  2. Кроме увеличения высоты цилиндров, на ВАЗ 2106 был увеличен их диаметр. Теперь диаметр цилиндра стал 79 мм., вместо прежних 76 миллиметров. Это позволило увеличить объём силового агрегата ещё на 100 кубиков. В результате общий объём движка 2106 получился 1.6 литров.
  3. В связи с тем, что полностью изменились цилиндры, другую конструкцию получили: коленчатый вал, ГБЦ, шатуны и поршни с кольцами.

Конструкция цилиндров силовой установки 2106

Каждый цилиндр отечественной “Шестёрки” изготовляется, в соответствии с точными параметрами. После изготовления, цилиндрами присваивается соответствующий класс. Вообще существует 5 классов цилиндров. Они обозначаются латинскими буквами: A; B; C;D; E. Внизу каждого цилиндра наноситься латинский символ, соответствующий его классу. Разница между классами равняется значению 0.01 миллиметра.

Особенности ГБЦ

В связи с изменением диаметров цилиндров, потребовалось незначительное изменение конструкции головки БЦ. Изменения коснулись камеры сгорания и прокладки ГБЦ, точно так же на ВАЗ 21011. Позже на все двигатели 06 модели стали устанавливать ГБЦ с маркировкой 21011.

Особенности конструкции поршней

На всех Жигулях “классика”, двигателя имеют поршни одинаковой конструкции, позаимствованной у своих итальянских предков. На 06 модели используются поршни от мотора ВАЗ 21011, их диаметр составляет 79 мм. Конструкция поршня 011 и 01 модели одинаковая. Отличие их только в большем размере и наличии лунки, на дне поршня. Во время работы ДВС, разные части поршня, нагреваются по-разному.

Для того, чтобы компенсировать тепловую деформацию, форма поршней, не соответствует форме правильного цилиндра. Для этих же целей, бобышки поршней имеют металлические терморегулирующие пластинки. Чтобы снизить поршневые нагрузки, отверстие поршня для пальца, было смещено на 2 миллиметра вправо от центра оси. Для соответствия правильной установки поршней, возле отверстия под палец имеется символ “П”. Во время сборки, все поршни располагают так, чтобы все метки смотрели вперёд, по ходу движения автомобиля.

Все поршни делятся на 5 классов. Разница в размерах и обозначение классов идентично обозначению цилиндров ДВС. Ещё поршни делятся на 3 категории, по разнице отверстия поршневого пальца. Шаг категории отличается на 0,004 миллиметра. Категории обозначаются: “3”, “1”, “2”. На дне поршня производиться обозначение категории величины пальца и класса для поршня. Обозначение имеет вид клейма.

С 1986 года существуют два ремонтных размера поршней. Первый ремонтный размер имеет увеличение на 0.4 мм., второй на 0.8 миллиметров.

Конструкция поршневых колец

В связи с увеличенным объёмом цилиндров, возросла мощность двигателя, а следовательно нагрузка на поршневые кольца. Материал изготовления поршневых колец чугун. Для того, чтобы сохранить ресурс работы двигателя на прежнем уровне, при увеличенных нагрузках маслосъёмное кольцо делается хромированным. На силовом агрегате ваз 2103 хромировалось только компрессионное кольцо. Маркировка чугунных колец на 06 модель выглядит так — 2106-1000100-10. Материалом для изготовления поршневых колец является не только чугун, но и сталь. Стальные кольца имеют маркировку 2106-1004029. На данном силовом агрегате устанавливается кованый, стальной шатун с ВАЗ 2101.

Конструкция коленчатого вала ВАЗ 2106

На моторе ВАЗ 2106 используется коленвал 2103. Особенность и отличие данного коленчатого вала от коленвала ВАЗ 2101 в увеличенном радиусе кривошипного механизма на 7 миллиметров. Отличить два типа коленвалов не сложно. На коренной шейке, на щеке в 03 модели имеется маркировка 2103. Для улучшения динамических характеристик, на силовой агрегат ВАЗ 2106 рекомендуется устанавливать коленчатый вал ВАЗ 21213. Он имеет, точно такие же посадочные размеры. Ещё на нём имеются дополнительные противовесы, которые улучшают динамику двигателя.

Особенности системы зажигания

На моторе 06 модели монтируются карбюраторы “Солекс” и “Озон” имеющие вакуумный усилитель, предназначенный для автоматической регуляции угла опережения зажигания. Распределитель зажигания, имеющий маркировку 30.3706.01 оборудован вакуумным регулятором. С этим распределителем зажигания используется катушка Б-117А.

Силовую установку ВАЗ 2106 обслуживает электроэнергией генератор Г221, имеющий ток отдачи 42А. Стартер установленный на этом моторе имеет мощность 1.3 киловатт. Все другие узлы и механизмы соответствуют деталям 03 модели Жигулей.

Характерные неисправности ВАЗ 2106

Силовой агрегат созданный на основе двигателей марки ВАЗ, получил в наследство все болезни доноров. Данный двигатель имеет большую мощность, чем его прототипы. Следовательно, на детали ШПГ ложится большая нагрузка. Отсюда повышенные требования к обслуживанию ДВС и качеству моторной смазки.

Среди неполадок 06 модели основные такие:

Жор масла

Повышенный расход масла, одна из самых характерных неполадок 06 двигателя. Высокие технические показатели мотора, требуют высокое качество используемого моторного масла. Смазка плохого качества, приводит к быстрому износу деталей ШПГ. В результате изнашиваются: стенки цилиндров, поршни, кольца. Вследствие этого масло съёмные кольца плохо удаляют масло со стенок цилиндров, оно попадает в камеру сгорания, смешивается с горючим и сгорает. По этому приходиться постоянно доливать масло.

Кроме этого, поршневые кольца могут закоксоваться, залечь и не выполнять функции по съёму масла со стенок цилиндров. В результате масло, так же будит сгорать в камере сгорания. Ещё моторная смазка может проникать в цилиндры через, вышедшие из строя маслосъёмные колпачки, они же сальники клапанов. Чтобы решить проблему, нужно установить и заменить вышедшие из строя детали.

Перегрев двигателя

Вторая по важности проблема, тоже связана с повышенной нагрузкой, это перегрев двигателя. Причина, в выходе из строя термостата. Чаще всего он перестаёт открываться, охлаждающая жидкость продолжает циркулировать по малому кругу и движок вскоре закипает. Неисправность решается заменой термостата.

Течь масла

Следующая неполадка, характерная для 2106 течь масла и ОЖ. В результате повышенной нагрузки давления происходят течи масла из-под прокладок и жидкости из помпы. Прокладки и помпа, в случае выхода из строя подлежат замене.

Не запускается мотор

Это характерная неполадка для всех типов двигателей классики. Причина, как обычно, в отсутствии горючей смеси в камере сгорания, или отсутствие искры. Если нет искры, то проверить нужно поступление электричества в систему зажигания, исправность трамблёра, катушки, высоковольтных проводов. Если искра присутствует, проблема в топливе. Сначала следует проверить поступление топлива в карбюратор. Для этого достаточно отсоединить топливный шланг от карбюратора и прокачать бензонасосом. При этом, конец шланга нужно опустить в ёмкость, так как из шланга может политься бензин. Если бензин подаётся, проблема в загрязнённом карбюраторе. Который, в данном случае подлежит очистки. Если бензина нет, значит засорён топливопровод, или не работает бензонасос.

Стуки в моторе

Стуки в моторе, явный признак повышенного теплового зазора в клапанах. Так же стук может быть по причине растянутой цепи привода ГРМ. Цепь нужно подтянуть, а зазоры в клапанах отрегулировать. Если это не поможет, проблема сложнее. Стучать могут детали ШПГ, а это явный признак капитального ремонта.

Рекомендации по обслуживанию 2106

Обслуживание ВАЗ 2106 мало чем отличается от обслуживания 03 или 011 модели. Об этом уже много сказано и написано. Главное отличие обслуживания “Шестёрки” от своих доноров, в повышенных требованиях к качеству моторного масла. Данный мотор мощнее и сильнее, соответственно смазывать его нужно лучше. Опытные водители, у которых движок 2106 прошёл без капитального ремонта около 200 тыс., км., пробега, советуют лить в мотор только полу синтетику 10W40 и 5W40. Период замены масла, ни в коем случае не должен превышать 10000 километров. А лучше этот период немного сократить.

Легендарный движок 1.6 литров ВАЗ 2106 в настоящее время сдал позиции более динамичным и мощным моторам. Однако нет такого современного двигателя, который столько же лет, пользовался такой же популярностью как 06 модель Жигулей.

Читайте также: