Почему свечи зажигания черные на ваз 2115 инжектор 8 клапанов

Обновлено: 02.07.2024

Двигатель ваз2111 (1.5л 8кл) 2003гв, прошивка J5V13L05, пробег 55ткм, на 40ткм был прогар выпускного клапана на 3 цилиндре.

Свеча на 3 цилиндре в сильном черном бархатистом нагаре, нагара столько что закрывает центральный электрод с боку, не говоря о изоляторе,
на 2 цилиндре нагара поменьше, т.е. центральный электрод чистый, а нагар только целиком закрывает изолятор,
на 1 и 4 цилиндре свечи в нормальном состоянии.

Проделанная работа, после которой изменений Нет:
1. менял местами свечи
2. снимал форсунки, проверил качество распыла (отличное), поменял местами с 1 на 3 цилиндры (на первом цилиндре хуже не стало)
3. менял местами подключение ВВ проводов на свечах на 2 и 3 цилиндре

-сопротивление ВВ проводов пропорционально их длине
-давление в рампе 2.5 на заведенном моторе
-компрессия во всех цилиндрах от 13 до 13.5

собрал тестер МЗ по описанию данного сайта
характеристика тестера, длительность импульса 1-5мс, частота 3-82гц, искровой промежуток 13мм
МЗ с двигателя не снимался, частота ни как не влияла на искру, изменения только от длительности импульса.

-при длительности импульса 1мс искры на обоих катушках нет
-при 2мс:
а) на 1-4 слабая искра, изредка пропадающая, при прикосновении заземленного щупа искра стала тоньше и пропадать чаще, но одинаковая не зависимо на какой вывод прикасаться щупом.
б) на 2-3 искра идет через раз, при заземлении 2-3 (моя не доработка, не обратил внимание где 2, а где 3 вывод), т.е. при заземлении одного вывода искра пропала вообще, при заземлении другого вывода искра появлялась крайне редко, реже чем на 1-4 выводах.
-при длительности 3-5мс при заземлении выводов искра не пропадает на обоих катушках, и визуально по мощьности одинаковая и устойчивая.

Собственно вопросы:
1.проблема в МЗ? если в нем, то в электронике, тогда ее могу попробовать отремонтировать, или КЗ в обмотках катушки 2-3?
2.может ли так сказаться ремонт ГБЦ (прогар клапана на 3 цилиндре))
3.в прошивке при 14в заложена время накопления в катушке 2.75мс, можно ли поднять этот параметр хотя бы до 3мс? в интервале напряжений от 13в до 14.5, т.е. чтоб рабочий интервал напряжений обеспечивал минимум 3мс, или даже больше, не скажется ли это на работу МЗ?

Еще не понятно, вроде как КЗ в катушке возле 3 вывода, скорей всего искра пропадала на 2 выводе, но почему тогда при смене ВВ проводов на 2 и 3 свече, на свечах 2 и 3 цилиндра ни чего не поменял?

Нагар на свечах зажигания причины, двигатель-инжектор – основные признаки и простая диагностика, которая позволит понять, что же такое случилось с автомобилем. На самом деле на любом моторе нагар свидетельствует о проблемах с питанием, зажиганием или самим двигателем. Поэтому рекомендуется периодически отворачивать свечи, и смотреть, какого они цвета. При этом надо отметить, что причина может быть, как банальной и простой, так и очень серьезной, вплоть до капитального ремонта.


Все нормально, системы исправны.

Переливает инжектор, богатая смесь, мало воздуха, много бензина.

Бедная смесь, мало топлива, много воздуха.

Для начала нужно отвернуть другие свечи, и посмотреть, есть ли нагар на них. Иной раз подозрительный налет обусловлен кончиной самой свечи. Поэтому, если нагар идет только на одном цилиндре, то это либо свеча, либо форсунка.

Дальше – если нагар черный, то следует померить давление в топливной рампе и проверить работу лямбда-зонда. В современных машинах все решает компьютерная диагностика, в старых и механических инжекторах придется ехать к диагносту, который при помощи осциллографа и мультиметра проверит исправность датчиков. Черный нагар также может свидетельствовать о кончине маслосъемных колец, и проблемах с двигателем. Тут уж – капитальный ремонт, ничего не поделаешь.

Если нагар белый, то может быть забита форсунка, либо плохо работать топливный насос. Бедная смесь плоха тем, что мотор перегревается, работает некорректно, и долго так ездить нельзя.

Что же делать?

Когда есть нагар на свечах, и смесь неправильная, то машина обычно плохо едет. Или тянуть начинает хуже, или появляются сдвиги подхвата в диапазоне оборотов.

Самое печальное, когда нагар образуется из-за попадания в камеру сгорания посторонних жидкостей. Это означает, что кольцам пришел конец, начались проблемы с ГБЦ или прокладкой. Может и антифриз попадать. Это, как правило, сопровождается дымом из глушителя. Черный – масло, белый – тосол.

Из простых вещей – нужно посмотреть проводку к лямбда-зонду, а также глянуть, не подсасывает ли где-то воздух. Иногда отходят хомуты, из-за тряски может периодически пропадать контакт. И, конечно, если есть разъем для диагностики инжектора, стоит подключить его к компьютеру и своими руками найти ошибку. Ведь сервисы очень любят при нагаре разводить на капиталку.

Причины нагара на свечах зажигания на инжекторном двигателе также могут вызваны неисправностью распределителя, катушки или других составных частей системы.

Короче мужики я в тупике, что делать более не знаю.


Большинство автолюбителей сталкивалось с такой проблемой, как черный нагар на свечах зажигания. Данное явление может быть обусловлено различными причинами, в частности, использованием низкокачественного топлива, неправильными настройками карбюратора, неполадками в системе зажигания и другими. Опытные специалисты могут по одному лишь внешнему виду устройства для воспламенения топливно-воздушной смеси определить наличие той или иной проблемы.

Основные причины, вызывающие формирование нагара

Чтобы разобраться, почему свечи черного цвета, следует в первую очередь понять, какой характер носит само почернение. К примеру, почернение может присутствовать по всей окружности или только с одного бока, может быть с нагаром одна-две свечи или весь комплект. Кроме того, налет может быть сухим или мокрым. Определив характеристики нагара, можно будет понять, что именно привело к его возникновению.

Образование нагара обычно начинает становиться заметным на новых свечах при наличии проблемы спустя 200-300 километров пробега.

Для того, чтобы наиболее точно установить неисправность, целесообразно придерживаться примерно одинакового скоростного режима во время езды и не перегружать двигатель. В таком случае работа свечей будет оптимальной, а полученные результаты – максимально достоверными.

На количество и тип нагара непосредственным образом влияет качество топлива, на котором ездит транспортное средство. В этой связи заправляться следует исключительно на проверенных АЗС, где предлагается высококачественное горючее. В противном случае выявить реальную причину образования нагара будет крайне проблематично.

На автомобиле, оснащенном силовым агрегатом карбюраторного типа, важно правильно выставить холостые обороты, чтобы по полученному нагару можно было достоверно определить неисправность.


Наиболее типичными причинами образования черного нагара на свечах зажигания являются:

  1. Прогар клапана, который проявляется почернением с одной стороны. Нагар попадает снизу на боковой электрод.
  2. Неправильно подобранное калильное число свечи, из-за которого в перспективе она попросту выйдет перестанет функционировать, а в первое время будет неравномерно чернеть. При малом числе произойдет изменение формы конуса нагара, при излишне большом — корпус останется белым, а чернеть будет исключительно верхушка конуса.

Калильным числом называется величина, характеризующая временной отрезок, за который свечой достигается калильное зажигание. В случае высокого числа нагрев свечи происходит меньше. Устанавливать следует исключительно детали, имеющие такое калильное число, которое рекомендовано заводом-изготовителем машины.

  1. Позднее зажигание, последствием которого является образование равномерного черного налета.
  2. Чрезмерно обогащенная топливно-воздушная смесь, производимая инжектором либо карбюратором (в зависимости от типа двигателя).

В случае с инжекторным мотором проблема часто кроется в некорректной работе датчика массового расхода воздуха, от которого на электронное бортовое устройство поступают данные, касающиеся состава смеси. Иногда появление нагара обусловлено утратой герметичности топливными форсунками, и даже в том случае, если они пребывают в закрытом состоянии, в цилиндры попадает топливо.

В силовых агрегатах карбюраторного типа причиной может выступать неправильно настроенный уровень горючего в карбюраторе, утрата герметичности игольчатым зазорным клапаном, создание избыточного давления бензонасосом, отсутствие герметичности поплавка или его контакты со стенками камеры в процессе работы.

  1. Чрезмерная изношенность или утрата герметичности шариковым клапаном экономайзера мощностных режимов на силовых агрегатах с карбюраторами. В таких условиях в мотор на обычных режимах поступает объем топлива, рассчитанный на мощностные режимы.
  2. Если свечи зажигания закопченные причина может крыться в банальном загрязнении воздушного фильтра. Поэтому в обязательном порядке необходимо его осмотреть и, если он окажется забитым, — заменить. Также стоит проверить правильность работы привода воздушной заслонки.
  3. Неполадки в системе зажигания, например, некорректно отрегулированный угол зажигания, повреждение изоляционного слоя высоковольтных проводов, повреждение бегунка или крышки трамблера, проблемы с катушкой зажигания или непосредственно самими свечами. Подобного рода факторы могут повлечь за собой нестабильность или слабость искрообразования, в результате чего сгорает не весь объем топлива, и образуется черный нагар.
  4. Неполадки клапанного механизма двигателя, например, плохо настроенные тепловые зазоры клапанов или их прогорание. Из-за таких проблем топливовоздушная смесь не до конца сгорает, и на свечах формируется нагар.
  5. Поломка топливного регулятора на машинах с инжекторным мотором и формирование избыточного давления в топливной рампе.
  6. Низкий уровень компрессии в цилиндре.

Очень часто почернение свечей обусловлено выставленным поздним зажиганием и работой двигателя на излишне обогащенной топливовоздушной смеси. Распознать наличие данных первопричин можно по следующим признакам:

  • пропуски зажигания (если машина с инжекторным мотором, то будет отображаться ошибка P0300);
  • сложности с запуском двигателя;
  • неустойчивая работа силового агрегата, повышенный вибрационный уровень.


Действия при появлении нагара

Масляные загрязнения и перегрев, неизбежно фиксируемый при наличии нагара, крайне отрицательно сказываются на системе зажигания. Особую опасность представляет перегрев, так как он может привести к выходу из строя электродов свечей, восстановить которые будет уже невозможно, и придется производить замену.

Наиболее простой способ диагностирования поломки в случае появления почернения – поменять свечи местами. Если после данной манипуляции на чистой свече начнет образовываться нагар, то причина кроется не в самих свечах, а цилиндре. Если же визуальных изменений не произойдет, то претензии следует предъявлять к работе свечи.

Масляные загрязнения

Иногда сажа на свечах бывает мокрой, маслянистой. В большинстве случаев это обусловлено попаданием масла в камеру сгорания. Дополнительными признаками данной неполадки являются:

  • сложности с запуском мотора;
  • дерганье двигателя в процессе работы;
  • пропуски в работе цилиндра;
  • появление из выхлопной трубы дыма синего цвета.

Попадание масла в камеру сгорания может происходить разными путями, то есть, как снизу, так и сверху. Если масло затекает снизу, то оно проходит через поршневые кольца, и в большинстве случаев это является крайне негативным знаком, поскольку грозит необходимостью осуществления капитального ремонта двигателя. В лучшем случае при таких симптомах достаточно будет выполнить раскоксовку силового агрегата.

При проникновении в камеру сгорания сверху масло идет из ГБЦ по направляющим клапанам. Подобная картина возникает главным образом по причине износа маслосъемных колпачков. Решение проблемы крайне простое и бюджетное, заключающееся в элементарной замене колпачков.


Образование нагара на изоляторе

В некоторых случаях может наблюдаться образование черно-красного нагара, свидетельствующего о наличии чрезмерного количества присадок с металлами в используемом для заправки топливе.

Такое горючее не рекомендуется применять в течение длительного времени, поскольку будет происходить отложение металлических частиц на поверхности изолятора свечи и образование токопроводящего налета. В конечном счете, значительно ухудшится искрообразование, и свечи придется менять.

Как избавиться от налета на свечах зажигания

В былые времена чаще всего сухой черный нагар на свечах снимали при помощи самой обычной наждачной бумаги. Однако использовать данный способ крайне нежелательно, поскольку существует высокая вероятность повреждения нанесенного производителем защитного слоя. Особенно это касается иридиевых свечей, характеризующихся наличием тонкого центрального электрода с покрытием из редкого полудрагоценного иридия.

Чтобы произвести очистку свечи в домашних условиях максимально безопасно и бюджетно, необходимо запастись следующими расходными материалами:

  • моющим средством, предназначенным для снятия налета и ржавчины;
  • одноразовыми стаканчиками из пластика (которые обязательно следует утилизировать после использования);
  • ветошью для протирки свечей;
  • тонкой кисточкой, имеющей жесткий ворс, либо зубной щеткой.

Алгоритм очистки свечей зажигания следующий:

  1. В пластиковый стаканчик наливается средство для очистки. Его объем должен быть достаточным, чтобы можно было полностью окунуть туда электроды свечи (изолятор покрываться жидкостью не должен).
  2. Свечи погружаются в данный стакан и оставляются примерно на полчаса или немного дольше. Этого времени должно быть достаточно, чтобы произошла химическая реакция между очистительным средством и налетом.
  3. По прошествии указанного временного промежутка свечи извлекаются из стаканчика, и с их поверхности при помощи кисточки/щетки удаляется налет. При этом особенно тщательно должны очищаться электроды.
  4. По окончании очистительной процедуры свечи промываются под струей теплой проточной воды, чтобы смыть оставшуюся грязь и очистительный раствор.
  5. В завершение свечи насухо протираются заблаговременно приготовленной ветошью и тщательно просушиваются на батарее, на солнечном подоконнике либо в духовке при температурном диапазоне 60-70 градусов. Также можно использовать обычный вен или тепловентилятор. Главная цель завершающего этапа заключается в полном удалении остатков влаги.

Как показывает практика, подобной нехитрой процедуры вполне достаточно для того, чтобы качественно очистить загрязненные свечи, которые после этого будут работать до 15% эффективнее.

Таким образом, появление такого распространенного явления, как нагар на свечах зажигания, может быть обусловлено самыми различными причинами, причем на практике, как правило, имеет место комбинация сразу из нескольких факторов. Поэтому при появлении малейших признаков, указывающих на наличие загрязнения свечей, необходимо их тут же осматривать и очищать либо заменять. Важно также следить за правильностью выставляемого зазора и чистотой не только электродов, но и изолятора свечи.

Даже при отсутствии характерных симптомов загрязнения стоит делать профилактику не реже, чем через каждые 10 тысяч километров пробега. Замену свечей обычно рекомендуют проводить после каждых 50-50 тысяч километров пробега (этот промежуток может быть увеличен до 80-90 тысяч километров при использовании иридиевых или платиновых свечей).

Все это необходимо для обеспечения комфортной и беспроблемной езды, а также продления срока эксплуатации силового агрегата и сохранения его мощностных характеристик.

Появление черного нагара на свечах зажигания может рассказать автовладельцу о проблемах, которые имеются в его машине. Причинами этого явления может быть некачественное топливо, неполадки с зажиганием, несоответствие топливовоздушной смеси или неправильно настроенный карбюратор и так далее. Все эти проблемы можно диагностировать достаточно легко, лишь взглянув на черные свечи зажигания.

В статье узнаете:

  • Причины возникновения нагара
  • Что делать когда появился черный налет
  • Как почистить свечи зажигания

Черные свечи

Возможные причины появления нагара

Следует учесть, что скорость появления и характер нагара напрямую зависит от имеющихся неисправностей (если они есть):

  • Нагар на новых свечах начинает образовываться минимум через 200-300 км пробега. Причем желательно ехать по трассе приблизительно с одинаковой скоростью и нагрузкой на двигатель. Так свечи будут работать в оптимальном режиме, и можно будет более объективно оценить состояние агрегатов автомобиля.
  • Количество и тип нагара зависит от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенных АЗС, а не ездить на газолине или подобных смесях. Иначе установить настоящую причину появления нагара (если он имеет место) будет тяжело.
  • В карбюраторном двигателе должны быть правильно выставлены холостые обороты.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, почему на свечах зажигания появляется черный нагар. Может быть 11 основных причин:

  1. Если вы заметили почернение лишь с одной стороны, то, скорее всего, это вызвано прогаром клапана. То есть, нагар на свечу попадает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
  2. Причиной черных свечей может быть прогар клапана. Ситуация аналогична предыдущей. Нагар может проникать на нижний электрод.
  3. Неверно выбранное калильное число свечи вызывает не только её повреждение в дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение попервах. Если упомянутое число мало — то поменяется форма конуса нагара. В случае, если оно велико — то почернеет только верхушка конуса, а корпус будет белым.

Калильное число — величина, характеризующая время, за которое свеча достигнет калильного зажигания. С большим калильным числом она нагревается меньше. Устанавливайте в двигатель свечи с указанным производителем калильным числом.

Нагар на свече зажигания

Как правило, при выставленном позднем зажигании и работе на обогащенной топливовоздушной смеси возникают следующие последствия:

  • пропуски зажигания (на инжекторных двигателях появляется ошибка P0300);
  • проблемы с запуском двигателя;
  • неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах, и как следствие, повышенный уровень вибрации.

Далее расскажем, как устранить перечисленные неисправности и как почистить свечи зажигания.

Что делать при появлении нагара

В первую очередь необходимо помнить, что масляные загрязнения и перегрев, результатом которого является копоть на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Особенно страшен перегрев, поскольку из-за него возникает вероятность выхода из строя электродов на свечах без возможности их восстановления.

В случае, если на вашем авто появилась лишь одна почерневшая свеча, то диагностировать поломку можно, попросту поменяв свечи местами. Если после этого новая свеча также почернеет, а старая очиститься — значит, дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось — тогда возникают вопросы к работоспособности самой свечки.

Масляные отложения

В отдельные случаях свечи могут быть мокрыми и черными. Чаще всего причиной этого факта является попадание масла в камеру сгорания. Дополнительные симптомы этой неисправности следующие:

Масляные отложения на свече

  • затрудненный запуск двигателя;
  • пропуски в работе соответствующего цилиндра;
  • двигатель при работе дергается;
  • появление синего дыма из выхлопной.

Масло в камеру сгорания может попасть двумя путями — снизу или сверху. В первом случае оно попадает через поршневые кольца. И это очень плохой признак, ведь зачастую это грозит капитальным ремонтом двигателя. В редких случаях можно обойтись раскоксовкой мотора. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, то оно идет из ГБЦ по направляющим клапанов. Причина этого заключается в износе маслосъемных колпачков. Для устранения этой неисправности необходимо лишь заменить колпачки.

Нагар на изоляторе

Красный нагар на свече

Красный нагар на свече

Если в вашем двигателе появились черно-красные свечи, то это значит, что вы заливаете топливо с избыточным количеством присадок с металлами. Долго его использовать нельзя по той причине, что со временем металлические отложения образуют на поверхности изолятора свечи токопроводящий налет. Искрообразование ухудшится и свеча вскоре выйдет из строя.

Чистка свечей зажигания

Чистка свечей зажигания от налета

Чистку свечей необходимо проводить регулярно, так же как и осматривать их состояние. Рекомендуется это делать приблизительно через 8…10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать в момент замены масла в двигателе. Однако при наступлении описанных выше симптомов можно сделать это и раньше.

Сразу стоит оговориться, что старым методом с использованием наждачной бумаги для чистки электродов пользоваться не рекомендуется. Дело в том, что так возникает риск повреждения защитного слоя на них. Особенно это актуально для иридиевых свечей. У них центральный электрод тонкий и покрыт иридием, являющимся полудрагоценным и редким металлом.

Для очистки свечей зажигания вам понадобится:

  • моющее средство для удаления налета и ржавчины;
  • одноразовые пластиковые стаканчики (после окончания процедуры очистки подлежат утилизации, использовать их для пищевых продуктов в дальнейшем нельзя);
  • тонкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
  • ветошь.

Процедуру очистки выполняют по следующему алгоритму:

Чистка свечей зажигания

Выполнять процедуру необходимо тщательно, очищая и удаляя всю грязь и налет, имеющиеся на поверхности. Помните, что вымытые и очищенные свечи работают на 10…15% эффективнее, чем грязные.

Итоги

Появление черной свечи зажигания на карбюраторе или инжекторе может быть вызвано разными причинами. Как правило, их сразу несколько. Например, неправильно подобранные свечи, продолжительная работа двигателя на высоких оборотах, неверно выставленное зажигание, неисправные маслосъемные колпачки и так далее. Поэтому рекомендуем вам при появлении описанных выше симптомов и просто периодически проверять состояние свечей зажигания на вашем авто.

Осматривайте и очищайте свечи при каждой замене масла (8 — 10 тыс. км). Важно, чтобы был выставлен правильный зазор, а изолятор свечи был чистым. Замену свечей рекомендуется производить через каждые 40…50 тысяч километров пробега (платиновые и иридиевые — через 80…90 тысяч).

Так вы не только продлите срок эксплуатации двигателя, но и сохраните мощность и комфорт при вождении. Дополнительную информацию о том, как можно диагностировать двигатель автомобиля по цвету нагара свечей зажигания вы можете посмотреть дополнительно.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Почему чернеют свечи зажигания и как избавиться от нагара?

Наличие черного нагара на свечах зажигания должно насторожить автовладельца. Данное явление не свойственно для исправного двигателя, а значит в работе некоторых его систем произошел сбой.

Как правило это: системы зажигания (карбюратор), питания (инжектор), топливная, смазки, а также могут произойти сбои в работе газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.

Несмотря на то, что почернение свечей зажигания может быть вызвано многими причинами, диагностировать их не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Причины черного нагара

От этого зависит как проводить диагностику, на что в первую очередь обращать внимание.

Так же важно понимать, что некоторые неисправности способствуют быстрому образованию черного нагара и влияют на его характер, а некоторые хронические проблемы двигателя могут изменять состояние свечей постепенно.

Но прежде чем грешить на различные поломки убедитесь:

  • Правильно ли выставлены холостые обороты, особенно это касается карбюраторных двигателей.
  • Правильно ли вы ездите на автомобиле, не перегружаете ли двигатель повышенными оборотами, какая крейсерская скорость на ровной дороге. Т.е. важно убедится, что машина эксплуатировалась максимально правильно и свечи работали в оптимальном для них режиме.
  • При соблюдении условий, перечисленных в п.2 появление первого незначительного нагара на новых свечах, произойдет через 150 — 200 км. Если раньше, и он будет явно выраженно черный, то стоит бить тревогу.

Где вы заправляетесь и какое топливо льете в бак? Если часто ездите на газолине, то не удивляйтесь черным свечам, при этом выяснить в действительности почему они стали такими уже не удастся. Также в цилиндре, при температуре около 5000С, не качественный бензин не полностью сгорает, что тоже становится причиной черного нагара на свечах.

  • Позднее зажигание — формируется на свече равномерный черный нагар.
  • Неисправности в системе зажигания (карбюраторный двигатель). Ниже перечисленные неисправности могут привести к не полному сгоранию топлива в цилиндрах в результате слабой искры или к сбоям в ее образовании и, как следствие, появлению черного нагара, это: неисправные катушка зажигания и сами свечи, плохая изоляция высоковольтных проводов, угол зажигания выставлен неправильно, поломка бегунка трамблера и самой крышки.

Прогар клапана. Нагар может образовываться как на боковом, так и на нижнем электроде, т.е. с определенной стороны. Также неправильно настроенные тепловые зазоры клапанов могут привести к неполному сгоранию топлива в цилиндрах и, как следствие, появлению нагара на свечах. Обогащенная топливовоздушная смесь. Для такого случая характерен черный бархатистый нагар без масляных подтеков. Относится и к карбюраторным и к инжекторным двигателям. Что касается первого, то влиять на образование черного нагара на свечах может: задевание поплавка за стенки камеры или его разгерметизация, неправильный уровень топлива в карбюраторе, сильно выступающий толкатель привода бензонасоса что создает высокое давление топлива в системе, игольчатый клапан разгерметизировался. Что касается инжектора, то обратите внимание на состояние форсунок, которые в результате разгерметизации могут постоянно заливать свечи топливом. А также на ДМРВ (датчик массового расхода топлива). Он анализирует смесь и отправляет данные на ЭБУ. Если он не исправен, то ЭБУ будет давать не правильные команды на форсунки.

  • Неправильное калильное число. Один из критерия выбора свечей зажигания является калильное число. Чем оно выше, тем свеча нагревается меньше и наоборот. Свеча с неправильно подобранным для определенного двигателя калильным числом не только может неравномерно почернеть, но и выйти из строя.
  • Низкая компрессия. В том цилиндре, где обнаружилась черная свеча проверьте компрессию.
  • Вышел из строя шариковый клапан экономайзера мощностных режимов (для карбюраторов). В результате данной неисправности в цилиндры большое количество топливо поступает даже тогда, когда не нужно, к примеру, при обычных режимах работы двигателя.
  • Большое давление в топливной рампе (для инжекторов). Сломан топливный регулятор.
  • Вышел из строя привод воздушной заслонки и воздушный фильтр. Последний проверьте и при необходимости замените.
  • Обратите внимание на дым из выхлопной трубы.

Если двигатель работает на обогащенной топливной смеси или прослеживается позднее зажигание, то это проявится:

  • Высоким уровнем вибрации мотора в результате неустойчивой его работы особенно на низких оборотах.
  • Появлением ошибки Р0300 на панели приборов инжекторного авто и пропуски зажигания на карбюраторе.
  • Плохой запуск двигателя.

Самым опасным для свеч зажигания является попадание на них масла с одновременным перегревом. Это приведет не только к быстрому их почернению, но и выходу из строя электродов — ремонту не поддаются.

Что делать при появлении черного нагара

Сначала нужно понять степень серьезности проблемы и от куда она исходит. Для этого выкрутите все свечи и осмотрите их. Если почернела только одна, а другие чистые, то установите ее в другой цилиндр, т.е. поменяйте местами. Через пару десятков километров пробега повторите осмотр.

Если ничего не изменилось, то просто поменяйте почерневшую свечу на новую, проблема скорее всего в ней. А если свеча с нагаром в другом цилиндре очистилась, а чистая, наоборот почернела, то проблему нужно искать в цилиндре.

ВАЖНО: Черный нагар сероватого или кофейного оттенков указывает на стабильную работу мотора и что в цилиндрах топливо сгорает правильно.

Нагар на изоляторе

Она из самых простых ситуаций, это почернение свечей в результате появление на их изоляторе нагара.

Последний формировался в камере сгорания (на поршне) на протяжении долгого времени, а затем при высоких оборотах отпал. Попадание нагара на изолятор может привести к троению мотора.

В данной ситуации прочистите свечи или замените их на новые и проблема решиться.

Если при осмотре свечи на ней обнаружился черно-красный нагар, то это похоже на металлизированные отложения, которые сформировались в результате добавления большого количество присадок с металлами в топливо.

Это опасно тем, что может произойти замыкание между центральным и массовыми электродами, так как металлизированный налет в определенный момент станет токопроводящим. Сначала двигатель начнет подтраивать, а потом свеча выйдет из строя.

Масляное загрязнение

Мокрые черные свечи указывают на то, что в камеру сгорания, сверху или снизу, попадает масло.

В первом случае, скорее всего вышли из строя маслосъемные колпачки, поэтому по направляющим клапанов в камеру сгорания проникаем масло. Чтобы решить проблему замените колпачки.

Во втором случае, ситуация серьезней, масло пропускают поршневые кольца, которые могли износится (большой пробег авто), залегли или закоксовались. Редко проблему можно решить раскоксовкой двигателя, чаще — его капитальным ремонтом.

Симптомы сопровождающие масляное загрязнение свечей:

Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110

Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи.

Обратите внимание на карбюратор, проверьте:

  • Вторую камеру — она должна быть сухая;
  • Правильно ли отрегулирован винт качества смеси;
  • Правильно ли отрегулирован магнитный электроклапан.
  • Какое количество топлива в поплавковой камере — нормой считается 2.5 см от верхнего края камеры (при снятой верхней крышки) до поверхности бензина.
  • Проверьте автоподсос. Если он есть и неисправен, то в результате закрытой заслонки образуется обогащенная смесь, как итог, свечи черные.

Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.

Как почистить свечи зажигания от налета

Важно понимать, что чистые свечи зажигания работают на 15% эффективнее, чем грязные, поэтому проверять их состояние и при необходимости чистить рекомендовано каждые 10 тыс. км. пробега, как раз при замене масла в двигателе. Но все зависит от типа используемых изделий. Как правило, многие автовладельцы обычные свечи на таком пробеге сразу меняют, не заморачиваясь с чисткой, хотя рекомендовано это делать аж на 40-50 тысячах.

А вот платиновые и иридиевые свечи служат дольше и меняют их через 80-90 тысяч пробега.

Сроки проверки состояния свечей нужно уменьшить если появились симптомы, про которые мы говорили выше.

Также важно понимать, что дедовские способы чистки наждачной бумагой стоит забыть, особенно это касается иридиевых свечей где на тонком электроде есть налет, удаление которого категорически противопоказано.

Чтобы безопасно почистить свечи зажигания, не повредив их подготовьте:

  • Чистящее средство наливается в емкость таким образом, чтобы в него можно было опустить только электроды.

Свечи оставляют в жидкости на 30-50 минут, все зависит от степени их загрязнения. Проходящая химическая реакция начнет удалять нагар. Извлеките свечи из емкости и очистите остатки налета с электродов с помощью заранее подготовленной щетки.

  • Промойте их в теплой воде и протрите тщательно ветошью.
  • Хорошо просушите. Это можно сделать в духовке при температуре 60°С, феном, оставить на ночь на батарее.

Чистить свечи от черного нагара нужно тщательно, чтобы они выглядели как новые, это обеспечит их качественную и продолжительную работу.

Состояние свечей зажигания говорит о многом, не зря опытные мотористы, прежде чем проводить диагностику двигателя, выкручивают и проверяют их состояние. Черные свечи сразу укажут на наличие неисправностей про причины которых мы уже рассказали выше.

Но важно понимать, что целенаправленная диагностика двигателя проводится только на прогретом моторе и только на новых свечах. После их установки нужно еще проехать 150-200 км и смотреть есть ли черный нагар на них или нет.

А что Вы думаете по этому поводу? На Вашем авто чернели свечи зажигания? Пишите в комментариях.

Также читайте — Почему заливает свечи на инжекторе.

Все самое важное о мочевом пузыре - здесь, в нашем блоге. Мы рады помочь каждому, кто испытывает интерес или проблемы с мочевым пузырем.

Надеюсь, что мы будем вам полезны! Будьте здоровы и не стесняйтесь задавать вопросы!

Черный нагар на электродах свечи зажигания

Черный нагар на центральном и боковых электродах свечи зажигания образуется при работе двигателя автомобиля на излишне переобогащенной топливной смеси

Черный нагар на электродах и изоляторе — одна из наиболее распространенных проблем свечей зажигания.

Его появление свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля и его систем. В большинстве случаев черный нагар — это не сгоревшие в камере сгорания остатки переобогащенной топливной смеси. Постоянная эксплуатация свечей зажигания с черным нагаром приводит в лучшем случае к перебоям в их работе и полному выходу их из строя в худшем.

Причин появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя легкового автомобиля (например, ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107) не так уж и много. Ниже приведено их перечисление применительно конкретно к карбюраторным двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107.

Причины появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя автомобиля

— Причины связанные с карбюратором и системой питания

Черный нагар на свечах зажигания является следствием сильно переобогащенной топливной смеси, остатки от неполного сгорания которой оседают на электродах и изоляторе свечей. К этому могут привести:

Не верно отрегулирован уровень, не герметичен игольчатый запорный клапан, не герметичен поплавок (поплавки), поплавок (поплавки) задевает за стенки поплавковой камеры, бензонасос создает избыточное давление (сильно выступает толкатель привода).

Измерение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс Измерение выступания толкателя бензонасоса ВАЗ

Износ или не герметичность шарикового клапана экономайзера мощностных режимов

Лишнее топливо поступает в двигатель не только на мощностных режимах, когда должен включаться в работу экономайзер, но и на всех остальных.

устройство экономайзера 2108

Устройство экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

Засорение воздушных жиклеров главных дозирующих систем

Топливная смесь переобогащается, так как воздуха в нее поступает недостаточно.

элементы ГДС Солекс

Воздушные жиклеры, топливные жиклеры, эмульсионные трубки и колодцы ГДС карбюратора Солекс

Регулировка проведена в сторону переобогащения топливной смеси.

Сильно загрязнен воздушный фильтр

Баланс топлива и воздуха в таком случае снова смещается в сторону переизбытка топлива.

загрязненный воздушный фильтр

Сильно загрязненный фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя автомобиля

— Причины связанные с системой зажигания

Не верно установлен угол опережения зажигания

Скорее всего зажигание слишком раннее. Топливная смесь воспламеняется слишком рано и не сгорает полностью.

метка на маховике 2108

Установочная метка зажигания на маховике

Неисправна катушка зажигания

У катушки зажигания возможна утечка тока через трещину в крышке. Последствия аналогичны описанным выше.

Неисправны сами свечи зажигания

Калильное число свечей не соответствует двигателю, мал зазор между электродами свечи, внутренний дефект свечи.

— Причины связанные с неисправностью двигателя

Сильный износ поршневых колец

Нет компрессии в цилиндрах на такте сжатия. Без необходимого давления в камерах сгорания топливная смесь плохо горит и оседает черным нагаром на свечах зажигания.

Проблемы с клапанным механизмом двигателя

Не герметичны клапана, не отрегулированы их тепловые зазоры.

Эти причины приводят к неэффективному сгоранию топливной смеси, догорании ее во впускном коллекторе и соответственно отложении черного налета на электродах свечей.

Примечания и дополнения

— Если двигатель и все его системы работают нормально, нагар на свечах зажигания коричневого цвета (диапазон коричневого может быть от светло-коричневого, до темно-коричневого).


Сейчас есть возможность использовать множество способов при диагностике автомобиля и его двигателя. Самыми распространенными являются:

  • Компьютерная диагностика;
  • Измерение показателей компрессии;
  • Использование внешнего осмотра поврежденных запчастей.

Однако одним из способов, который точно может сказать о появлении неисправностей в моторе, является появление нагара на свечах, причина которого кроется в моторе.

Виной всему свечи зажигания

Вероятнее всего, причиной троения мотора являются свечи. Для того чтобы убедиться в этом факте, следует выкрутить свечу из цилиндра и внимательно осмотреть ее. Если двигатель работает правильно, то цвет бокового электрода, а также изолятора будет достаточно светлым. Допускается также коричневый оттенок. Свеча в таком состоянии должна быть полностью рабочей. Но если нагар на свече оказался черного цвета, то рабочей она быть просто не может. Она либо обогащается топливом, либо ее забрасывает маслом.

Из-за образовавшегося на свече нагара она может не работать вообще или работать изредка. И первый, и второй вариант мешает нормальному образованию искры.

Причинами появления нагара на свечи могут являться:

  • двигатель автомобиля на протяжении длительного времени на холостом ходу или долго прогревался;
  • в цилиндре наблюдается пониженная компрессия;
  • фазы газораспределения смещены либо нарушены;
  • инжектор работает некорректно;
  • неисправен датчик кислорода.

Далее в обязательном порядке необходимо обратить внимание на корпус, в который помещена сама свеча зажигания. Он должен быть полностью белого цвета, без черных точек и полос. Если все-таки полосы либо точки видны на корпусе, это свидетельствует о том, что свеча пробивается нормально, но работать не будет.

Но если, проведя осмотр корпуса свечи, ничего подобного обнаружено не было, следует проверить искру во время прокручивания стартера. Для этого искра вставляется в наконечник высоковольтного провода и кладется на массу двигателя. Мотор прокручивается стартером. В это время необходимо посмотреть, проскакивает ли искра между двумя электродами свечи. Если она наблюдается невооруженным глазом и имеет ярко выраженный синий цвет, свеча работает корректно.

Ваз 2115 двигатель троит свечи черные

Модератор: рустем

Почему свечи черные наполовину?

оооо обсолдютно точно заню что это такое. у самого все свечи которые только были были в таком налете, половина свечи чистая только с противоположной стороны от бокового электрода, как будто бы искра шарахается в сторону от бокового электрода, единственное толковео объясниние сиго действа нашел только в статье про свечи в авторевю, короче не буду писать своими словами лучше протицирую:

Заворачивая свечу зажигания в двигатель, мы не думаем о том, каким образом расположится в итоге боковой электрод — к стенке цилиндра, к впускному клапану, к выпускному. А какая разница?

и я сам пробовал подобрать положение свечей,и скажу что, что то получалось, т.е. некоторые свечи действительно становлись более чистыми, спрашивал по этому поводу даже на спец форумах по ЭБУ, (тогда на машине стояли ГКК и распредвал от 21214, грешил на него, мысли по поводу расположения свечей были, но мене там сразу начали указывать на подсосы воздуха, на рапредвал не родной, на работу ГКК, но ни кто не говорил о расположении свечей) справделивости ради после проеда по трассе все свечи становиились чистенькими, теперь после твоего поста все больше убеждаюсь в выше написанной выдержке.

Люди ничему так твердо не верит, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например, астрологи, предсказатели, хироманты. Религия, суеверия. Мишель Монтень

Черные свечи Ваз 2110 – как устранить проблему

Наиболее опасным моментом считается появление на свечах зажигания масляного нагара. Если смазочный материал попадает в камеру сгорания сверху, требуется заменить маслосъемные колпачки. Этот ремонт обойдется недорого, выполняется быстро. В случае проникновения масла через поршневые кольца потребуется капитальный ремонт двигателя автомобиля. Такую работу самостоятельно выполнить вряд ли удастся.

Рекомендации по ремонту

Касательно ремонта, рассмотрим индивидуально каждый из случаев, поскольку отдельно взятые неисправности и виды нагара свидетельствуют о необходимости разного типа ремонтных работ.

Масляный чёрный нагар

Появление масляного нагара свидетельствует о проникновении масла в камеру сгорания. Соответственно необходимо досконально изучить состояние всех комплектующих, которые могли бы допускать такой дефект, и при надобности их заменить. Этими компонентами являются:


Износ направляющей втулки



Износ маслосъёмных колпачков

Проблематика относится строго к износу комплектующих цилиндро-поршневой системы. Соответственно они подлежат замене.

Сухой чёрный нагар

Касательно второго типа, причин несколько больше, чем в случае с масляным нагаром. И чётко понять какая именно обуславливает нагар не проверив каждую, невозможно.

    Первой, самой легко проверяемой является неисправность свечи, или недостаток энергии в ней, решение проблемы: заменить свечу.


Меняем свечу зажигания


Измеряем компрессию в каждом цилиндре



Регулируем давление топлива


Чистим воздушный фильтр


Проверяем наличие ошибок

Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110

Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи.

Обратите внимание на карбюратор, проверьте:

Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.

Читайте также: