Принцип действия рулевого управления автомобиля ваз 2109

Обновлено: 07.07.2024

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении.

На автомобиле Ваз 2108 рулевое управление с реечным рулевым механизмом и демпфирующим элементом на рулевом колесе.

Рис.1 Устройство рулевого управления ВАЗ 2108:

1. Наконечник рулевой тяги; 2. Шаровой шарнир наконечника; 3. Поворотный рычаг телескопической стойки; 4. Гайка; 5. Регулировочная тяга; 6. Левая рулевая тяга; 7. Вкладыш шарового шарнира; 8. Шаровой палец; 9. Защитный колпачок: 10. Болты крепления рулевых тяг к рейке; 11. Правая рулевая тяга; 12. Скоба крепления рулевого механизма; 13. Подушка опоры рулевого механизма; 14. Защитный чехол; 15. Соединительная пластина; 16. Стопорная пластина; 17. Картер рулевого механизма; 18. Стяжной болт муфты; 19. Эластичная муфта; 20. Кронштейн крепления рулевой колонки; 21. Рейка; 22. Опорная втулка рейки; 23. Демпфирующие кольца; 24. Резина- металлический шарнир; 25. Верхняя часть облицовочного кожуха; 26. Дампфер рулевого колеса: 27. Рулевое колесо; 28. Шариковый подшипник; 29. Вал рулевого управления; 30. Нижняя часть облицовочного кожуха; 31. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 32. Защитный колпачок; 33. Роликовый подшипник; 34. Приводная шестерня; 35. Шариковый подшипник шестерни; 36. Стопорное кольцо; 37. Защитная шайба; 38. Уплотнительное кольцо; 39. Гайка подшипника; 40. Пыльник; 41. Уплотнительное кольцо упора рейки; 42. Стопорное кольцо гайки упора; 43. Гайка упора; 44. Упор рейки; 45. А.Метка на пыльнике; 46. В.Метка на картере рулевого механизма.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм реечного типа. Он крепится в моторном отсеке в сборе с тягами рулевого привода к панели передка кузова двумя скобами . Для гашения вибраций между картером рулевого механизма и панелью, а также на обеих опорах картера, установлены резиновые подушки. Картер рулевого механизма отлит из алюминиевого сплава вместе с левой опорой. В полости картера на двух подшипниках установлена приводная шестерня. Шариковый подшипник на валу шестерни фиксируется стопорным кольцом. Наружное кольцо подшипника поджимается к торцу гнезда картера гайкой с защитной шайбой. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником, который насаживается на вал приводной шестерни и фиксируется на нем проволочным кольцом. Для герметизации зазора между валом шестерни и гайкой в ее проточке установлено уплотнительное резиновое кольцо. На картере и на пыльнике выполнены метки Д и В для правильной сборки рулевого механизма. На валу приводной шестерни нарезаны шлицы для крепления эластичной муфты, через которую шестерня соединяется с валом рулевого управления. Эластичная муфта демпфирует удары, колебания, глушит шумы, допускает относительное перемещение между рулевым механизмом и рулевым валом. Муфта фиксируется на валу шестерни стяжным болтом. Роликовый цилиндрический подшипник запрессован в гнездо картера рулевого механизма. На него опирается нижний конец приводной шестерни, которая находится в зацеплении с рейкой. Рейка поджимается к шестерне металлокерамическим упором усилием пружины. Упор рейки уплотняется в картере резиновым кольцом. Пружина поджимается к упору гайкой стопорным кольцом. Это кольцо создает сопротивление отворачиванию гайки. При сборке рулевого механизма гайку устанавливают так, чтобы был обеспечен зазор до 0, 12 мм между ней и упором. Этот зазор необходим для компенсации теплового расширения деталей, чтобы не происходило заклинивания рулевого механизма. Дополнительно гайка фиксируется раскернинием ее в двух противолежащих местах. За счет подпружиненного упора обеспечивается беззазорное зацепление шестерни по всей длине последней. Рейка одним концом опирается на упор, а другим на разрезную пластмассовую втулку, уплотненную в картере резиновыми кольцами. На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок, с правой напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия защитного чехла проходят болты, крепящие тяги и рулевого привода к рейке. Между собой болты соединяются пластиной. Оба болта проходят через резинаметаллические шарниры, запрессованные в головки наконечников тяг. Фиксируются болты стопорной пластиной, края которой отгибаются на грань головки болтов. Полость картера защищена от загрязнения гофрированным чехлом, который крепится двумя пластмассовыми хомутами, и резиновым колпачком. Вал рулевого управления соединяется с приводной шестерней эластичной муфтой, которая состоит из двух фланцев и резиновой муфты, соединенным между собой заклепками. Отверстия в муфте под заклепки упрочнены кордовыми пучками и металлическими втулками. Верхняя часть вала опирается на шариковый подшипник с пластмассовой втулкой. Подшипник запрессован в трубу кронштейна, который крепится в четырех точках к кронштейну кузова. На верхнем конце вала нарезаны шлицы, на которых через демпфирующий элемент крепится рулевое колесо. Оно выполнено из пластмассы, армированной стальным каркасом. На трубе кронштейна крепится соединитель подрулевого переключателя, а на нижнем торце демпфирующего элемента контактная часть звукового сигнала. Подрулевой переключатель и звуковой сигнал закрываются защитным кожухом, состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами.

Рулевой привод состоит из двух поперечных тяг и и поворотных рычагов передних телескопических стоек. Каждая тяга составная, состоит из двух наконечников, соединенных между собой трубчатой тягой. Она навертывается на наконечники и контрится гайками. На левой тяге эти гайки имеют левую резьбу и для отличия прорези на гранях гаек. Такое соединение позволяет изменять длину рулевых тяг, что необходимо при регулировке схождения передних колес. В головку внутреннего наконечника запрессован резинометаллический шарнир, состоящий из резиновой и металлической втулок. Через последнюю проходит болт крепления тяги к рейке рулевого механизма. В головке наружного шарнира расположены детали шарового шарнира, состоящего из вкладыша, шарового пальца, пружины и защитного колпачка. Пластмассовый вкладыш вместе с пальцем постоянно поджимается спиральной пружиной к конической поверхности расточки наконечника. Благодаря продольному разрезу во вкладыше происходит автоматический выбор зазора между вкладышем и пальцем. Другой конец пружины упирается в шайбу, завальцованную в наконечнике. Полость шарнира герметизируется защитным колпачком, который одним концом заходит в расточку наконечника, а другим плотно насажен на палец. Поворотный рычаг приварен к корпусу телескопической стойки. В него вмонтирована втулка с коническим отверстием под палец шарового шарнира. Гайка крепления пальца шарнира шплинтуется.

При повороте рулевого колеса усилие прилагаемое водителем передается через рулевой вал на сектор рейки. При его вращении усилие увеличивается и перемещает рейку, к которой, в свою очередь, прикреплены рулевые тяги с наконечниками. Наконечники воздействуют на поворотные кулаки, а те, в свою очередь, передают усилие поворота на стойки амортизаторов. Стойки поворачиваясь на опорах поворачивают поворотные цапфы и колеса в ту или иную сторону в зависимости от направления приложенного усилия.

Рациональная организация технического обслуживания и ремонта улучшает техническое состояние автомобилей, приводит к снижению трудоёмкости работ, увеличению межремонтных пробегов и снижению затрат на содержание подвижного состава.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии во многом зависит от квалификации водителя, его бережного отношения к автомобилю, мастерства вождения.

Вложенные файлы: 1 файл

ДиплоМ.doc

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

1. Ослабление гаек крепления шаровых пальцев тяг

1. Проверьте наличие шплинта, затяните гайки и зашплинтуйте их

2. Увеличенный зазор в шаровых шарнирах тяг

2. Замените наконечники тяг

3. Износ резинометаллических шарниров тяг

3. Замените резинометаллические шарниры или тяги

4. Увеличенный зазор между упором рейки и гайкой рулевого механизма

4. Замените изношенные детали и отрегулируйте рулевой механизм

5. Люфт в заклепочном соединении эластичной муфты вала рулевого управления

5. Замените заклепки

Шум (стук) в рулевом управлении

1. Ослабление гаек крепления шаровых пальцев тяг

1. Проверьте наличие шплинта, затяните гайки и зашплинтуйте их

2. Увеличенный зазор между упором рейки и гайкой рулевого механизма

2. Замените изношенные детали, отрегулируйте рулевой механизм

3. Ослабление крепления рулевого механизма

3. Подтяните гайки крепления рулевого механизма

4. Ослабление болта крепления нижнего фланца эластичной муфты на валу шестерни

4. Затяните болт крепления нижнего фланца муфты

Тугое вращение рулевого колеса

1. Повреждение подшипника верхней опоры стойки подвески

1. Замените подшипник или опору в сборе

2. Повреждение опорной втулки или упора рейки рулевого механизма

2. Замените поврежденные детали, заложите смазку

3. Низкое давление в шинах передних колес

3. Установите нормальное давление

4. Повреждение деталей шаровых шарниров тяг ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115

4. Замените поврежденные детали

5. Повреждение деталей телескопической стойки подвески

5. Замените или отремонтируйте стойку подвески

6. Повреждены подшипники верхнего вала рулевой колонки

6. Замените подшипники

Отсутствие фиксации рулевой колонки в заданном положении

1. Рычаг регулировки положения рулевой колонки упирается в облицовочный кожух

1. Снимите стопорное кольцо рычага и рычаг, затяните регулировочную втулку и наденьте рычаг в нужном положении, проверьте надежность стопорения и функционирования стяжного устройства, установите стопорное кольцо

2. Проворачивается стяжной болт рычага регулировки положения рулевой колонки

2. Ослабьте или отверните рычаг регулировки со стяжного болта и установите выступы головки стяжного болта в прорези направляющей пластины кронштейна вала руля лада самара 2

2.5 Дефектация деталей и узлов Ваз-2109.

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.
Задача диагностики - определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

2.6 Сборочно-разборочные работы рулевого управления Ваз-2109.

Снятие и установка рулевого механизма.

Установите колеса в положение движения автомобиля по прямой.

Защитный чехол можно заменить, не снимая механизм рулевого управления с автомобиля.

Для облегчения установки резиновых подушек смочите их мыльным раствором.

1. Изнутри салона отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления.

2. Изнутри моторного отсека отверните три гайки крепления и снимите защитный кожух.

3. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

4. Ослабьте затяжку обоих болтов, а затем отверните болт крепления рулевой тяги.

5. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

6. Отсоедините рулевую тягу от механизма рулевого управления.

7. Заверните болт крепления тяги в механизм, чтобы не сместилась рейка.

8. Отверните другой болт крепления и отсоедините вторую тягу. Заверните болт.

9. Отверните по две гайки крепления механизма рулевого управления с обеих сторон и отсоедините вал приводной шестерни механизма от вала рулевого управления.

10. Выньте механизм рулевого управления через отверстие под рулевую тягу в нише правого колеса.

11. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие упругость подушки и защитный чехол.

12. Для замены защитного чехла перекусите пластмассовые хомуты (они одноразовые).

13. Установите механизм рулевого управления в порядке, обратном снятию. Перед установкой убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на валу совпадают.

14. После установки не забудьте законтрить болты крепления тяг, загнув концы стопорной пластины.

Замена рулевых тяг.

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Выверните передние колеса вправо, если будете снимать левую рулевую тягу, или влево, если будете снимать правую тягу. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля.

2. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

3. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.

4. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

5. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

6. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.

7. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

8. Снимите рулевую тягу.

9. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника.

10. Отверните наконечник, считая количество оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник на такое же число оборотов, что и при отворачивании.

11. Для замены защитного чехла снимите его, смажьте герметиком поверхность прилегания чехла и установите новый чехол.

12. Установите рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления заверните моментом 70–86 Н·м (7,8–8,6 кгс·м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.

2.7 Послеремонтные испытания.

После сборки проверяют техническое состояние рулевого управления, замеряя свободный ход рулевого колеса ( с учётом зазоров в рулевом механизме, в шарнирных рулевых тяг и передней подвески) допускается не более 10-15 градусов при измерении по ободу рулевого колеса.

Следующая проверка осуществляется при движении автомобиля по ровной дороге, при отпускании рулевого колеса автомобиль не должен уходить в сторону, и на плохой дороге усилие на рулевом колесе возрастает с увеличением угла поворота управляемых колёс. Этим приёмом проверяется усилие рулевого механизма.

Проверка технического состояния деталей рулевого управления и их соединений осуществляется путем осмотра и опробования нагрузкой.

Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяется путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40°. 60° в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

3.Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобиля.

Основным рабочим местом автослесарь вне постов и Линий технического обслуживания и ремонта является пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором разбирают и собирают снятые с автомобиля узлы и приборы и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы.

Крышку верстака обивают тонкой листовой (кровельной) сталью, что предохраняет его от повреждений и облегчает содержание в чистоте.

Приступая к работе, автослесарь должен подготовить все необходимые для ее выполнения инструмент и приспособления и правильно расположить их на верстаке.

Важную роль играет поддержание инструмента и приспособлений в исправном состоянии и соблюдение правил пользования ими. Для удобства работы тиски должны быть закреплены на верстаке на определенной высоте в зависимости от роста работающего. Тиски установлены правильно, если рука работающего, опирающегося локтем на губки тисков, касается концами пальцев подбородка.

Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки, изготовленные из древесины твердых пород.

Конец рабочей части зубил и крейцмейселей необходимо хорошо затачивать под определенным углом. С верхнего конца зубила, крейцмейселя, а также бородка и выколотки следует удалять образовавшиеся заусенцы, которые, отлетая при ударах молотка, могут поранить.

Деревянные ручки напильников необходимо усиливать металлическими кольцами, предохраняющими ручки от раскалывания и позволяющими плотнее насаживать их на хвостовики напильников.

Отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи. Установите колеса в положение движения по прямой.

Рулевое управление ВАЗ 2109

Рулевое колесо очень плотно сидит на шлицах вала, поэтому не отворачивайте сразу гайку крепления колеса: при резком ударе рулевое колесо, соскочив со шлицев, может нанести травму. Для удобства дальнейшей установки промаркируйте положение рулевого колеса относительно вала.

Рулевое управление ВАЗ 2109

Рулевое управление ВАЗ 2109

Рулевое управление ВАЗ 2109

1. Снимите декоративную накладку рулевого колеса.

2. Отверните гайку крепления рулевого колеса настолько, чтобы ее торец был заподлицо с торцом вала рулевого управления.

3. Резкими ударами руки сбейте рулевое колесо со шлицев рулевого вала.

Рулевое управление ВАЗ 2109

Рулевое управление ВАЗ 2109

6. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию, в соответствии с ранее сделанной маркировкой. Гайку крепления колеса затяните моментом 32–51 Н·м (3,2–5,1 кгс·м).

4. Окончательно отверните гайку крепления рулевого колеса.

5. Снимите рулевое колесо.

Видео про "Рулевое управление" для ВАЗ 2109

Рулевая рейка ваз 2108 - 2109! как устранить стук в рулевой рейке ВАЗ 2109

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109

1 слайд

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109

Рулевое управление — травмобезопасное, с демпфирующим элементом на рулевом ко

2 слайд

Рулевое управление — травмобезопасное, с демпфирующим элементом на рулевом колесе. Рулевой механизм реечного типа. Рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами крепится в моторном отсеке к щитку передка кузова двумя скобами через резиновые опоры. Болты крепления — вварные, по два с каждой стороны щитка передка.

1 – поворотный рычаг; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – наружный наконечник

3 слайд

1 – поворотный рычаг; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – наружный наконечник рулевой тяги; 4, 6 – контргайка; 5 – регулировочная тяга (муфта); 7, 12 – внутренний наконечник рулевой тяги; 8 – болты крепления внутреннего наконечника рулевой тяги к рейке; 9 – защитный чехол; 10, 28 – опоры рулевого механизма; 11 – скоба крепления рулевого механизма; 13 – картер рулевого механизма; 14 – стяжной болт муфты; 15 – эластичная муфта; 16 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 17 – нижняя часть облицовочного кожуха; 18 – вал рулевого управления; 19 – верхняя часть облицовочного кожуха; 20 – подшипник; 21 – демпфер; 22 – рулевое колесо.

23 – промежуточный вал рулевого управления; 24 – фланец эластичной муфты; 25

4 слайд

23 – промежуточный вал рулевого управления; 24 – фланец эластичной муфты; 25 – пыльник; 26 – уплотнительное кольцо; 27 – защитный колпачок; 29 – рейка; 30 – уплотнительное кольцо упора; 31 – упор рейки; 32 – пружина; 33 – гайка упора; 34 – стопорное кольцо гайки упора; 35 – роликовый подшипник; 36 – приводная шестерня; 37 – шариковый подшипник; 38 – стопорное кольцо; 39 – защитная шайба; 40 – гайка подшипника.

Картер рулевого механизма — литой, из алюминиевого сплава. В нем на двух подш

5 слайд

Картер рулевого механизма — литой, из алюминиевого сплава. В нем на двух подшипниках установлена приводная шестерня, которая находится в зацеплении с рейкой. Передний подшипник (на торце вала) — роликовый, задний (ближе к рулевому валу) — шариковый. От осевого перемещения вал фиксируется шариковым подшипником: его внутренняя обойма удерживается на валу стопорным кольцом, а наружная прижимается к торцу гнезда подшипника в картере рулевого механизма гайкой на валу приводной шестерни. В выточке гайки находится уплотнительное кольцо, а между гайкой и стопорным кольцом — защитная шайба. Отворачиванию гайки препятствует зубчатая стопорная шайба. Гайка закрыта защитным чехлом (пыльником), насаженным на вал приводной шестерни. На пыльнике и картере рулевого механизма имеются метки для установки рейки в среднее положение (для правильной сборки рулевого механизма).

Рейка поджимается к зубьям приводной шестерни пружиной через металлокерамичес

6 слайд

Для смазки приводной шестерни, рейки и подшипников шестерни применяют ФИОЛ-1

7 слайд

Для смазки приводной шестерни, рейки и подшипников шестерни применяют ФИОЛ-1 (примерно 20–30 г на весь механизм), а полость над гайкой подшипника приводной шестерни (под пыльником) заполняют смазкой УНИОЛ-1. С левой стороны на картер рулевого механизма надет защитный колпак, с правой — напрессована труба с продольным пазом, закрытая защитным гофрированным чехлом. Через этот паз и отверстия в защитном чехле проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников рулевых тяг, которые перемещаются по пазу при работе рулевого механизма. Тяги закреплены на рейке болтами, проходящими через соединительную пластину и распорные втулки резинометаллических шарниров. Самопроизвольному отворачиванию болтов препятствует стопорная пластина, края которой отогнуты на головки болтов.

Вал рулевого управления соединен с приводной шестерней через эластичную муфту

8 слайд

Вал рулевого управления соединен с приводной шестерней через эластичную муфту. Верхняя часть вала опирается на шариковый радиальный подшипник. На верхнем конце вала на шлицах закреплено гайкой рулевое колесо в сборе с демпфером. Рулевой привод состоит из двух составных рулевых тяг и поворотных рычагов телескопических стоек передней подвески (поворотный рычаг приварен к стойке). Рулевая тяга состоит из внутреннего (длинного) наконечника и внешнего (короткого) наконечника с наружными резьбами, а также регулировочной тяги (муфты) с внутренними резьбами разного направления и шестигранником под ключ. Длина тяги регулируется наворачиванием регулировочной тяги на наконечники (при отпущенных контргайках наконечников). После завершения регулировки наконечники рулевых тяг контрят гайками.

Наружная тяга соединена с поворотным рычагом через шаровой шарнир, состоящий

9 слайд

Наружная тяга соединена с поворотным рычагом через шаровой шарнир, состоящий из вкладыша, пружины вкладыша и пальца. Для защиты от грязи шарнир закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником). Шарнир образует с наружным наконечником неразборную конструкцию, поэтому при выходе его из строя следует заменить наконечник (с последующей регулировкой схождения колес).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

10 слайд

Читайте также: