Принцип работы сцепления на ваз 2101

Обновлено: 05.07.2024

Переключение передач в трансмиссии автомобиля происходит за счет работы сцепления. Механизм сцепления состоит из нескольких элементов, которые во время эксплуатации изнашиваются. Для своевременной диагностики поломок вам полезно будет знать их устройство.

Устройство рабочего цилиндра в ВАЗ

В классических моделях ВАЗ 2106, 2101, 2107 сцепление состоит из двух цилиндров – главного и рабочего. По сути, они выполняют одинаковую работу. Рабочий цилиндр сцепления в автомобиле ВАЗ 2106, 2101, 2107 находится возле коробки передач автомобиля – в этих моделях никаких существенных различий в строении детали нет. Он закреплен на корпусе коробки при помощи нескольких болтов. Расположение детали в этих моделях ВАЗ устроено таким образом, что увидеть ее можно только снизу автомобиля.

Во время нажатия педали сцепления внутри главного цилиндра происходит смещение поршня, под воздействием которого выталкивается тормозная жидкость. После этого тормозная жидкость проходит по всему цилиндру и под воздействием создаваемого давления оказывает работу на этот же поршень, который в свою очередь давит на вилку в цилиндре. Оба цилиндра сцепления автомобиля находятся в зависимости от наличия тормозной жидкости.

На фото - рабочий цилиндр сцепления ВАЗ, d-karta.ru

Поэтому очень важно проверять наличие этой жидкости в бачке, который расположен под капотом автомобиля, и не допускать ее снижения до критической отметки.

Очень часто случается, что жидкость подтекает. Происходит это из-за износа деталей или вследствие использования тормозной жидкости, которая не предназначена для автомобилей ВАЗ. Для моделей ВАЗ 2106, 2101, 2107 используется марка DOT–3. Применение другого типа плохо влияет не только на рабочий цилиндр сцепления, но и на главный.

Фото проверки тормозной жидкости, vaz-russia.ru

Также бывают случаи, когда результатом поломки сцепления в автомобиле ВАЗ может быть и главный цилиндр – такую поломку очень легко заметить. Достаточно открыть капот автомобиля и посмотреть на бачок, в который заливается тормозная жидкость. На стыке его с цилиндром будут заметные потеки. В этом случае нужно подтянуть болты. Если жидкость подтекает и дальше, тогда необходимо применить ремкомплект или заменить деталь полностью.

Следим за тормозной жидкостью

Одним из основных признаков выхода из строя рабочего цилиндра сцепления в автомобилях ВАЗ 2106, 2101, 2107 является частичный или полный провал педали в салоне автомобиля при нажатии. Это свидетельствует об отсутствии герметичности в системе – постепенно количество тормозной жидкости уменьшается, и чем сильнее и чаще вы давите на педаль, тем больше жидкости уйдет за один раз.

Из-за этого сцепление перестает работать, и переключить передачу будет сложно или вообще невозможно. Если не следить за уровнем тормозной жидкости в бачке, не устранять вовремя протечки, тогда могут возникнуть последствия – из строя выйдет корзина и выжимной подшипник сцепления, не говоря уже о создании аварийных ситуаций.

На фото - протечка тормозной жидкости, drive2.ru

Для устранения причины поломки или полной замены рабочего цилиндра, в зависимости от характера поломки, вам нужен будет новый рабочий цилиндр, тормозная жидкость и стандартный набор инструментов. Замену рабочего цилиндра в автомобиле ВАЗ 2106, 2101, 2107 лучше всего производить из смотровой ямы или на подъемнике. Перед тем, как приступать к выполнению работы, необходимо слить тормозную жидкость, которая есть в системе сцепления. Имея под рукой весь необходимый инструмент, процедуру снятия цилиндра выполнить очень легко.

Первым делом нужно вытянуть фиксатор толкателя, после этого снять оттягивающую пружину. Далее медленно откручивайте гайку на шланге с жидкостью, предварительно подставив емкость для ее сбора. После приступайте к откручиванию болтов крепления цилиндра, предварительно вытянув толкатель с вилкой сцепления. Отведите вилку с толкателем таким образом, чтобы она вам не препятствовала. Между рабочим цилиндром и резиновым шлангом располагается резиновая прокладка с уплотнительной шайбой. Очень важно её не потерять, потому что в ремкомплекте она не идет.

Фото замены рабочего цилиндра сцепления ВАЗ, autoprospect.ru

Замените рабочий цилиндр сцепления и приступайте к сборке в обратном порядке. Если необходимо, то на штуцере цилиндра вы можете произвести регулировку глубины нажатия педали. После выполнения всех работ залейте тормозную жидкость в бачок для сцепления. Заливка поможет полностью промыть всю систему гидропровода сцепления автомобиля ВАЗ. Прокачка выполняется для того, чтобы очистить вашу систему от воздуха, который находится в тормозной жидкости.

Выполняем прокачку правильно

Прокачку сцепления необходимо делать сразу после замены рабочего цилиндра, а также при низком уровне тормозной жидкости в бачке. Осуществляется работа по прокачке в автомобилях ВАЗ 2106, 2101, 2107 через штуцер, который расположен на рабочем цилиндре.

На фото - штуцер рабочего цилиндра сцепления ВАЗ, motorltd.ru

Для начала залейте полный бачок тормозной жидкости. Найдите для этой работы напарника, который будет нажимать на педаль сцепления в салоне автомобиля. Возьмите шланг и наденьте его на штуцер рабочего цилиндра, после этого скажите напарнику, чтобы он несколько раз выжал педаль сцепления. После этого пусть нажмет педаль до упора и не отпускает, вы в это время должны немного ослабить гайку на штуцере, чтобы спустить немного жидкости и воздуха.

Фото прокачки рабочего цилиндра сцепления ВАЗ, vaz-russia.ru

Повторять данную процедуру нужно до тех пор, пока в жидкости, вытекающей из шланга, не пропадут воздушные пузырьки. После этого долейте ее до средней отметки в бачке и время от времени посматривайте, не уходит ли она.

После ремонта привода сцепления или замены отдельных элементов рекомендуется не только прокачать систему, но и отрегулировать. Для работы понадобится штангенциркуль, набор гаечных ключей и плоскогубцы. В зависимости от того инжекторный двигатель или нет порядок действий может отличаться. В первом случае потребуется отрегулировать свободный ход педали сцепления, во втором ход штока поршня в рабочем цилиндре. Как произвести настройку, подробно описано в соответствующих статьях с пошаговой инструкцией.

02.04.2016 11:13 - дата обновления страницы











































Наши дополнительные сервисы и сайты:

г. С аратов

поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail

Производим обмен текстовыми ссылками

Трансмиссия автомобилей ВАЗ

Автомобили ВАЗ имеют переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса, поэтому трансмиссия автомобиля имеет классическую схему. Совокупность механизмов трансмиссии обеспечивает ; передачу крутящего момента от двигателя на ведущие колеса и изменение крутящего момента по величине и направлению.

Трансмиссия автомобиля ВАЗ-21011 не отличается от трансмиссии автомобиля ВАЗ-2101, за исключением задней крышки коробки передач в связи с установкой включателя света заднего хода.

У автомобилей ВАЗ-2102 и ВАЗ-21021, по сравнению с ВАЗ-2101, изменены шестерни главной передачи для обеспечения передаточного числа 4,44.

Трансмиссия автомобиля BA3-2103 имеет следующие отличия от автомобиля ВАЗ-2101.

В сцеплении изменены нажимная диафрагменная пружина, кожух сцепления и кольца нажимной пружины.

У привода выключения сцепления изменены педаль, толкатель и трубка питания главного цилиндра.

В коробке передач изменена задняя крышка в связи с установкой включателя света заднего хода и изменено оформление рычага переключения передач.

J Шестерня привода спидометра устанавливается с четырьмя зубьями вместо пяти. На ступице этой шестерни имеется кольцевая канавка.

В главной передаче изменены шестерни для обеспечения передаточного числа 4,1.

Устройство и принцип работы

Применяемое на автомобилях ВАЗ сцепление имеет простую' и надежную конструкцию, долговечность ее согласована со сроком службы других механизмов трансмиссии. Кроме того, оно отличается легкостью управления и малой трудоемкостью технического обслуживания.


Рис. 121. Детали сцепления автомобиля BA3-2101: 1 - ступица ведомого диска сцепления; 2-передняя пластина демпфера; 3 - заклепка-упор демпфера; 4 - фрикционные накладки ведомого диска; 5 - фрикционное кольцо демпфера; 6 - ведомый диск сцепления; 7 - задняя пластина демпфера; в -пружина демпфера; 9 - балансировочное отверстие; 10 - заклепка крепления соединительной пластины нажимного диска к кожуху сцепления; 11 - пластина, соединяющая нажимный диск с кожухом сцепления; 12 - фиксатор нажимной пружины сцепления; 13 - заклепка крепления фиксатор> к нажимному диску сцепления; 14 - нажимный диск сцепления; 15 - ступенчатая заклепка нажимной пружины сцепления и соединительной пластины; 16 - кожух сцепления; 17 - диафрагменная нажимная пружина; 18 - соединительная пружина упорного фланца с кожухом сцепления; 19 - фрикционное кольцо упорного фланца; 20 - заклепка крепления соединительной пластины к упорному фланцу; 21 - упорный фланец нажимной пружины; 22 -подшипник муфты выключения сцепления; 23 - соединительная пружина вилки и муфты выключения сцепления; 24 - муфта выключения сцепления

Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа, с Центральной диафрагменной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.

Ведущая часть сцепления - неразборный узел, включает в себя кожух 16 (рис. 121), нажимный диск 14 и диафрагменную нажимную пружину 17. Этот узел в сборе проходит статическую балансировку, и дисбаланс его не должен превышать 250 гс-мм. Балансировка достигается высверливанием металла в приливах нажимного диска (отверстие 9).

Нажимный диск 14 соединен с кожухом 16 тремя парами равномерно расположенных стальных пластин 11, приклепанных одним концом к кожуху, другим - к нажимному диску. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимный диск, а также осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. На кольцевом выступе нажимного диска имеется 12 вентиляционных пазов, в трех из которых закреплены заклепками 13 фиксаторы 12.

Диафрагменная нажимная пружина 17 отштампована из листовой пружинной стали, имеет форму усеченного конуса. Она расположена между кожухом 16 сцепления и нажимным диском 14. Опорами для нажимной пружины служат два кольца круглого сечения. Одно кольцо расположено между кожухом сцепления и нажимной пружиной, а другое -между пружиной и головками девяти ступенчатых заклепок 15, которыми пружина крепится к кожуху сцепления. Внутренняя часть пружины имеет прорези, которые образуют на поверхности пружины лепестки. Эти лепестки работают как рычаги выключения сцепления.

Подшипник 22 муфты 24 выключения сцепления действует на лепестки нажимной пружины через упорный фланец 21, который через соединительные пластины 18 и заклепки 15 и 20 соединен с кожухом сцепления. На упорный фланец приклеивается фрикционное кольцо 19.

Ведущая часть сцепления закреплена на маховике. Точность взаимного расположения кожуха сцепления и маховика обеспечивается тремя установочными штифтами.

Ведомый диск 6 - стальной, имеет радиальные прорези, которые делят его на 12 секторов, изогнутых поочередно в разные стороны. К секторам диска приклепаны фрикционные накладки 4. Ведомый диск соединяется со ступицей 1 через гаситель крутильных колебаний (демпфер).

Демпфер предназначен для гашения крутильных колебаний, которые вызываются переменными крутящими моментами, силами инерции поступательно движущихся масс двигателя, а также силами сопротивления движению автомобиля. Гашение крутильных колебаний происходит за счет сил трения, которые возникают при перемещении диска 6 и пластин 2 и 7 относительно ступицы / и за счет упругости шести пружин 8, установленных в окна ступицы 1, диска 6 и пластин 2 и 7 демпфера. При этом уменьшается напряжение в элементах трансмиссии и предохраняются от поломки валы двигателя и трансмиссии.

Ведомый диск 6 в сборе с деталями демпфера и ступицей 1 составляет единый неразборный узел и помещается на шлицах ведущего вала коробки передач.

Рис. 122. Педаль и главный цилиндр привода сцепления автомобиля ВАЗ-2101: 1 - пробка; 2 корпус главного цилиндра; 3 - перепускное (компенсационное) отверстие; 4 прокладка штуцера; 5 - штуцер; 6 - стопорная пружинная шайба; 7 - поршень главного цилиндра; 8 - уплотнтельное кольцо; 9 - поршень толкателя; 10 - крючок; 11- кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 - пружина сервопривода педали сцепления; 13 - оттяжная пружина педали сцепления; 14 - ограничитель хода педали сцепления; 15 - педаль сцепления; 16 - толкатель поршня; 17 - защитный колпачок; 18 - стопорное кольцо; 19 - впускное отверстие; 20 - уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 - перепускное отверстие поршня; 22 - рабочая полость цилиндра; 23 - пружина; 24- прокладка

Рис. 122. Педаль и главный цилиндр привода сцепления автомобиля ВАЗ-2101: 1 - пробка; 2 корпус главного цилиндра; 3 - перепускное (компенсационное) отверстие; 4 прокладка штуцера; 5 - штуцер; 6 - стопорная пружинная шайба; 7 - поршень главного цилиндра; 8 - уплотнтельное кольцо; 9 - поршень толкателя; 10 - крючок; 11- кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 - пружина сервопривода педали сцепления; 13 - оттяжная пружина педали сцепления; 14 - ограничитель хода педали сцепления; 15 - педаль сцепления; 16 - толкатель поршня; 17 - защитный колпачок; 18 - стопорное кольцо; 19 - впускное отверстие; 20 - уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 - перепускное отверстие поршня; 22 - рабочая полость цилиндра; 23 - пружина; 24- прокладка

Привод сцепления - гидравлический. Главный цилиндр привода сцепления крепится двумя шпильками к кронштейну 11 (рис. 122) педалей сцепления и тормоза. Внутренняя полость цилиндра через штуцер 5 соединена шлангом с бачком, а через штуцер, ввернутый в гнездо корпуса 2, - с полостью цилиндра привода выключения сцепления (рабочего цилиндра). Спереди в главный цилиндр ввернута пробка 1 с медной прокладкой, сзади все детали Удерживаются стопорным кольцом 18. От загрязнения детали главного цилиндра защищены резиновым колпачком 17, который наружным пояском входит в выточку корпуса, а внутренним надет на стержень толкателя.

Цилиндр привода выключения сцепления (рабочий цилиндр) крепится с левой стороны к картеру сцепления двумя болтами, о корпусе 10 (рис. 123) рабочего цилиндра расположен поршень '3 с двумя уплотнительными кольцами: заднее кольцо 11 установлено в канавке поршня, переднее кольцо 14 постоянно поджато Через тарелку 15 пружиной 16 к торцовой поверхности поршня, а Радиальной поверхностью - к зеркалу цилиндра. В поршень 13

Рис. 123. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления автомобиля ВАЗ-2101: 1 - шаровая опора; 2 - пружина; 3 - вилка выключения сцепления; 4 - толкатель; 5 - регулировочный наконечник; 6 - гайка; 7 - оттяжная пружина; 8 - пробка корпуса; 9 - штуцер для прокачки; 10 - корпус цилиндра; И и 14 - уплотнительные кольца; 12 - защитный колпачок; 13 - поршень; 15 - тарелка; 16 - пружина поршня; 17 - опорная шайба пружины; 18 - стопорное кольцо

Рис. 123. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления автомобиля ВАЗ-2101: 1 - шаровая опора; 2 - пружина; 3 - вилка выключения сцепления; 4 - толкатель; 5 - регулировочный наконечник; 6 - гайка; 7 - оттяжная пружина; 8 - пробка корпуса; 9 - штуцер для прокачки; 10 - корпус цилиндра; И и 14 - уплотнительные кольца; 12 - защитный колпачок; 13 - поршень; 15 - тарелка; 16 - пружина поршня; 17 - опорная шайба пружины; 18 - стопорное кольцо

упирается толкатель 4 вилки выключения, рабочую длину которого можно регулировать наконечником 5. От загрязнения внутренняя полость цилиндра защищена резиновым колпачком 12. В корпус цилиндра ввернут штуцер 9, через который удаляется воздух из гидропривода сцепления. Вилка 3 выключения сцепления опирается на шаровую опору 1. Внутренний конец вилки через пружину 2 соединяется с муфтой выключения сцепления, а наружный конец вилки поджимается пружиной 7 к регулировочному наконечнику 5.

Педаль 15 (см. рис. 122) сцепления совместно с педалью тормоза установлена в кронштейн 11, который крепится к щитку передка кузова. В ступице педали расположены две пластмассовые втулки, через которые проходит неподвижная втулка, зажатая в кронштейне болтом. Относительно этой неподвижной втулки происходит поворот педали сцепления. Педаль шарнирно пальцем соединена с толкателем 16. Исходное положение педали обеспечивается оттяжной пружиной 13, при этом ход педали назад ограничивается винтом 14 с резиновым буфером. Винт устанавливается так, чтобы зазор между толкателем и поршнем был 0,1-0,5 мм. Этот зазор необходим для полного возврата поршней 7 и 9 в исходное положение, при котором полость цилиндра сообщается с бачком через компенсационное отверстие 3.

Рис. 124. Сцепление автомобиля ВАЗ-2101 в сборе

Рис. 124. Сцепление автомобиля ВАЗ-2101 в сборе

При выключении сцепления усилие от педали сцепления 15 через толкатель 16 передается на поршни 9 и 7, которые, перемещаясь в главном цилиндре, сжимают пружину 23. При этом переднее уплотнительное кольцо 20 перекрывает компенсационное отверстие 3 и полость цилиндра разобщается от бачка. Жидкость под давлением через трубку и шланг поступает в полость рабочего цилиндра, перемещая поршень 13 (см. рис. 123) и толкатель 4. Усилие от толкателя через сферическую головку наконечника 5 передается на вилку 3 выключения сцепления. Поворачиваясь относительно шаровой опоры 1, вилка вызывает перемещение муфты 6 (рис. 124) выключения сцепления. Первоначально выбирается зазор между подшипником муфты выключения и фрикционным кольцом 9 упорного фланца. На этом заканчивается свободный ход педали сцепления.

При рабочем ходе педали сцепления упорный фланец, воздействуя на лепестки диафрагменной пружины, прогнет ее на опорных кольцах 10. Наружная кромка пружины через фиксаторы 11 отведет нажимный диск 3 от ведомого диска 12, и передача крутящего момента на коробку передач прекратится.

Когда сцепление включается, то жидкость из рабочего цилиндра вытесняется в главный цилиндр под действием силы пружины 7 (см. рис. 123), возвращающей поршень рабочего цилиндра в исходное положение, и разрежения в полости главного цилиндра, которое создается при отходе поршней 7 и 9 (см. рис. 122) в заднее положение.

При резком отпускании педали жидкость не успевает заполнить освобождаемый поршнем 7 объем и в рабочей полости главного цилиндра создается разрежение. Под его действием жидкость через впускное отверстие 19, зазор между задним торцом уплотни-тельного кольца 20 и канавкой поршня 7 перетекает через отверстие 21 в поршне в рабочую полость 22 цилиндра.

Примечание. На автомобилях, выпускаемых с июня 1972 г., в привод сцепления внесены следующие изменения:

Сокращено расстояние от оси педали 15 (см. рис. 122) до оси толкателя 16 с 61 до 53 мм, что снизило усилие на педаль и устранило поломку лепестков диафрагменной пружины.

Изменен кронштейн 11 - поднято на 5 мм посадочное место главного цилиндра и отверстие для главного цилиндра сцепления на щитке передка кузова.

Увеличена высота крючка 10 на 3 мм. В связи с этим замена педали 15 или кронштейна 11 (на автомобилях, выпущенных до июня 1972 г.) измененными деталями должна производиться только в комплекте (педаль 15, кронштейн И и крюк 10). Перед установкой на место измененного кронштейна 11 в старом щитке передка необходимо опилить верхнюю часть отверстия под главный цилиндр на 3-5 мм. Контур опиливания уточнить по фланцу главного цилиндра.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Сцепление — одно из самых важных частей автомобиля, при выходе из строя сцепления пользоваться автомобилем становится практически невозможно.

Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2106

Несколько общих моментов: на всех классических моделях ВАЗ сцепление гидравлическое, то есть состоит из двух цилиндров, главного и рабочего. Главный цилиндр установлен сверху, он посредством действия на него педали сцепления создает избыточное давление, которое и заставляет двигаться рабочий цилиндр. Рабочий цилиндр — это цилиндр в системе сцепления, который двигает непосредственно вилку сцепления, устанавливается снизу и в нем содержится штуцер для прокачки сцепления.

Также важно знать, что с 2101 по 2107 все части сцепления идентичны и взаимозаменяются. Рабочей жидкостью в системе сцепления является обычная тормозная жидкость.

Установка ремкомплекта главного цилиндра сцепления

Определить когда необходимо ремонтировать главный цилиндр не сложно, основными признаками его неисправности являются:

  • Недостаточное выключение сцепления (сцепление ведет)
  • Любой вид подтекания, что из-под гаек крепления шланга и трубок, что из торца из-под резиновых уплотнителей
  • Заклинивание главного цилиндра в нажатом положении

В моей же ситуации главный потек из-за износившегося уплотнительного кольца, иными словами жидкость потекла по педали сцепления в салон .

Ремонт я начал с демонтажа шланга бачка, открутил хомут на главном цилиндре и быстро его сняв с главного повернул вверх и защемил за крышкой бачка чтобы жидкость не вытекала из бачка. Далее я открутил трубку, которая идет к рабочему цилиндру, делал это я специальным ключом, жаль нет фотографии но приобрести такой можно без проблем в любом автомагазине. Осталось только открутить сам главный, он крепится двумя гайками на 13 и извлечь его из-под капота.

Снят пыльник, заметно, что жидкость текла отсюда

Подковырнув отверткой пыльник, я увидел откуда именно текла жидкость, предположение было абсолютно правильным.

Далее необходимо протереть цилиндр, удалить грязь и ржавчину.

Внимание. Нельзя использовать для мойки бензин или аналогичные жидкости, так как они очень быстро испортят новые резинки. Для промывки элементов сцепления и тормозов используют чистую тормозную жидкость.

После очистки от грязи, можно приступить к разбору. Для этого понадобится шило или аналогичный предмет.

Далее нужно аккуратно извлечь внутренности, имея ввиду что поршень находится под действием пружины.

Вот так это выглядит

Далее необходимо очистить корпус главного цилиндра, нельзя скрести детали отверткой наждачкой и тп, это так на всякий случай, я использую тряпку с тормозной жидкостью. В мануалах по ремонту я часто встречал такие выражения, что если на деталях появились рыски, царапины и прочее то он не годен. Но вопреки всему этому практика показывает, что не смотря на все риски, при условии установки качественного ремкомплекта главный цилиндр работает без замечаний. Я использовал вот такой комплект:

Ремкомплект главного цилиндра сцепления ВАЗ

Снимаем старые кольца, чистим все канавки, отверстия. Там не должно быть не пыли ни мусора.

Кольцо снято, очищаем поршень, ставим новое

Спасибо за подписку!

А вот и кстати причина течи цилиндра сцепления:

Кольцо износилось не равномерно

После очистки и замены колец, можно собирать цилиндр, ниже фотография что и как должно стоять:

Здесь фото не очищенного, я его добавил сюда чтобы показать правильность сборки

Собрав цилиндр устанавливаем штопорное кольцо

Прокачка сцепления на ВАЗ 2106

После того как произвели ремонт, необходимо прокачать сцепление. Во всех руководствах по ремонту можно найти стандартную инструкцию по прокачке сцепления, но она может помочь не всегда.

  1. Первый вариант прокачки стандартный, он состоит в том, что необходимо заполнить бачок жидкостью, открутить штуцер для прокачки, одеть на штуцер шланг, а второй конец опустить в посудину с чистой жидкостью. Затем нажимая на педаль следим за тем когда перестанет выделятся воздух, также не забываем контролировать уровень в бачке.
  2. Второй способ состоит в задействовании помощника — один человек нажимает на педаль 4-6 раз и держит нажатой ее в пол. Второй откручивает штуцер для прокачки, со штуцера должны выходить пузырьки воздуха, как только они перестанут выходить необходимо завинтить штуцер, а после этого отпустить педаль. И так до восстановления нормальной работы педали и пока не перестанут выходить пузырьки воздуха.
  3. Есть еще самый простой способ прокачки, но который не всегда срабатывает — для его осуществления необходимо просто налить жидкость в бачек и отвинтить штуцер на рабочем цилиндре. Жидкость самотеком пройдет через всю систему и когда начнет стабильно вытекать из штуцера его можно завернуть и прокачку считать оконченной.

Каждый автомобиль в своей конструкции оснащен таким устройством, как главный цилиндр сцепления. Рассматриваемый автомобиль, как и большинство современных авто, в конструкции механизма сцепления также оснащен главным и рабочим цилиндрами. В данном материале уделим внимание главному цилиндру сцепления на ВАЗ 2107, его расположению, диагностике и особенностям замены на семерке.


Расположение изделия

Находится главный цилиндр на ВАЗ 2107 под капотом, непосредственно на стенке отделяющей салон от капота, в районе ног водителя авто. Прямо над ним находится расширительный бачок, а рядом – вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. Обычно для определения неисправности достаточно просто взглянуть на изделие. Наличие течи говорит о том, что деталь неисправна и требует ремонта или замены.

Назначение устройства

На автомобилях устанавливается главный и рабочий цилиндры сцепления, без которых функционирование механизма невозможно. Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2107 предназначается для того, чтобы выталкивать тормозную жидкость. Ниже представлена схема, по которой визуально можно выяснить особенности функционирования агрегата.


При нажатии на педаль сцепления происходит движение поршня в рассматриваемом устройстве, тем самым происходит выталкивание тормозной жидкости. Эта жидкость по трубке поступает в рабочий цилиндр, где наблюдается обратный процесс(жидкость выталкивает поршень). Тормозная жидкость приводит в движение поршень, который соединен посредством вилки с диском сцепления. В результате происходит разъединение диска сцепления и маховика, благодаря чему можно переключить передачу. ГЦС еще называют основным, так как именно с его помощью осуществляется подача усилия от педали при ее нажатии.

Необходимость замены устройства: когда требуется

Как и все детали любого авто, ГЦС имеет свойство изнашиваться, в результате чего возникает потребность его ремонта или замены. Простейшая поломка изделия – это износ пыльника, определить который можно по характерным признакам течи жидкости.

Чтобы выявить неисправность цилиндра, требуется первоначально провести визуальный осмотр. Отремонтировать вышедший из строя ГЦС на ВАЗ 2107 возможно, для этого можно поискать ремкомплекты, но это не всегда рационально из-за качества современных запчастей, поэтому проще и быстрее поменять его целиком. Неисправность можно определить и по характерному исчезновению давления в системе, что определяется путем нажатия на педаль. О том, как поменять вышедший из строя механизм ВАЗ 2107, рассмотрим подробнее.

Меняем сами

Замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107 начинается с того, что необходимо откачать из бачка гидропривода тормозную жидкость. Это можно сделать при помощи шприца или резиновой груши. Вместе с этим головкой или ключом на 10 откручиваем скобу крепления расширительного бачка и отводим его в сторону, чтобы получить доступ цилиндру.

Следующий этап предусматривает снятие шланга расширительного бачка сцепления. Для этого необходимо ослабить хомут шланга, после чего отсоединить шланг и расположить его так, чтобы он не мешал дальнейшим работам. Если бачок желаете снять полностью, то делается это очень просто.

Дальнейшие действия выполняются в следующей последовательности:

После проведения работ можно испытать особенности функционирования нового ГЦС. При необходимости следует заменить и РЦС(рабочий цилиндр), но об этом можно узнать детальнее в соответствующем материале.

Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг





Провалы в работе сцепления классики ВАЗ 2107 — ВАЗ 2101 должны быть немедленно устранены. Система гидропривода сцепления не слишком сложная, работа по обслуживанию не занимает много времени, поэтому снять, разобрать и отремонтировать главный цилиндр сцепления ВАЗ не составит труда даже для начинающих водителей. Как разобраться с неполадками в сцеплении ВАЗ, выясняем прямо сейчас.

Устройство привода сцепления ВАЗ 2107

С механизмом сцепления классических ВАЗ 2101-2107 мы разбирались не так давно. Там тоже нет ничего сложного и освежить свои знания можно здесь. Во всех заднеприводных автомобилях ВАЗ привод выключения сцепления гидравлический. Главный цилиндр привода сцепления установлен в моторном отсеке на щите, цилиндр расположен соосно с штоком педали сцепления. Через шарнир к самой педали прикреплен толкатель, который давит непосредственно на поршень главного цилиндра. Схема привода сцепления ВАЗ представлена ниже.


Схема привода сцепления ВАЗ 2101-2107

Таким образом, шток посредством поршня толкателя воздействует на несжимаемую тормозную жидкость в главном цилиндре, которая передает усилие на поршень рабочего цилиндра, установленного уже на картере КПП через шланги гидропровода.

Неисправности главного цилиндра привода сцепления ВАЗ 2107

Как и любой механизм, главный цилиндр подвержен износу, из-за которого снижается эффективность работы системы в целом. Основные неисправности цилиндра заключаются в течи жидкости или потере номинальных размеров зеркала цилиндра, поршня, износе манжет и уплотнителей. Это выражается в неполном выключении сцепления, педаль может проваливаться или иметь слишком тугой ход. При первых подозрениях привода сцепления делаем первичную диагностику системы:


  1. Проверяем уровень жидкости в бачке сцепления. Слишком низкий уровень говорит об утечке тормозной жидкости.
  2. Осматриваем главный цилиндр на предмет протечки. При этом нужно учитывать, что течь он может как в районе штуцера гидропривода, прокладки пробки, так и в районе защитного колпачка, который смотрит в сторону педали. При этом жидкость будет проникать в салон под коврик и течь может быть не замечена сразу. В этом случае течь вызвана износом манжеты поршня, жидкость текла в салон
  3. Если сцепление начинает срабатывать только после нескольких нажатий на педаль, то вероятнее всего, в систему привода попал воздух. В этом случае необходимо выяснить причину завоздушивания (потеря герметичности, течь главного или рабочего цилиндра), а только после этого выполнить прокачку, удаление воздуха из гидросистемы.

Как проверить цилиндр привода сцепления ВАЗ, регулировка свободного хода

Чтобы не делать лишней работы, лучше потратить полчаса и провести самостоятельную диагностику привода сцепления. Для этого достаточно поставить автомобиль на ровную поверхность, желательно при этом иметь доступ к картеру КПП снизу (яма, эстакада). Дальше проверяем работу системы в таком порядке:

  1. Из салона выполняем проверку свободного хода педали сцепления. Номинальный свободный ход — от 0,4 до 2 мм. Если необходима регулировка, берем рожковый ключ на 10 и ослабляем стопорную гайку ограничителя А на фото ниже, выставляем свободный ход.
  2. Спускаемся под машину и проверяем свободный ход толкателя рабочего цилиндра. Перед этим желательно нанести на него проникающую смазку WD-40. Для этого пальцами отжимаем вилку толкателя назад, свободный ход должен быть в пределах 5 мм.
  3. Для регулировки свободного хода штока ключами на 13 и на 17 ослабляем контргайку.
  4. При помощи ключа на 8 удерживаем шток, а гайкой на 17 добиваемся такой длины штока, чтобы свободный ход был в пределах 5 мм.
  5. Затягиваем контргайку, идем в салон и проверяем свободный ход педали до момента выключения сцепления, который должен быть в пределах 30 мм. При необходимости доливаем тормозную жидкость в бачок.

Если проверки и регулировки работа сцепления не улучшилась, приступаем к замене или ремонту главного цилиндра сцепления ВАЗ.

Как снять главный цилиндр сцепления ВАЗ 2107 — 2101

Во время эксплуатации чаще всего изнашиваются резинотехнические детали, поршень, а после 200 тысяч пробега уже нужно тщательно проверять зеркало цилиндра.


Зеркало главного цилиндра ВАЗ со следами износа

Для того, чтобы снять главный цилиндр сцепления ВАЗ, необходимо сперва слить тормозную жидкость из системы. Для этого в первую очередь надеваем шланг на штуцер 9 рабочего цилиндра (фото ниже), а второй конец шланга опускаем в чистый сосуд.

После этого откручиваем штуцер 9 на пол-оборота и нажимаем на педаль сцепления до тех пор, пока вся жидкость не уйдет в сосуд. Завинчиваем штуцер и снимаем трубку. Если нужно снять рабочий цилиндр (явная течь, повреждение пыльника), снимаем пружину 7, шплинт с конца толкатели и откручиваем два крепежных винта. Чтобы снять главный цилиндр, достаточно отсоединить его от расширительного бачка и открутить две гайки крепления, как показано на фото ниже. Снимаем цилиндр, открутив штуцер гидропривода.

Ремонт главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107

После демонтажа главного цилиндра тщательно протираем его от остатков жидкости и грязи и зажимаем в тиски для разборки.

Для начала прикинем по схеме, какие детали цилиндра нужно будет заменить.

В первую очередь после разборки контролируем состояние зеркала цилиндра. Если внутренний диаметр больше номинальных 19,05 мм, на зеркале есть явные глубокие царапины и ступенчатая выработка, ремонт не имеет смысла. Придется покупать новый цилиндр. Если с зеркалом все нормально, приступаем к осмотру возвратной пружины поршня. Если она потеряла упругость, меняем только ее. Далее с помощью стандартного ремкомплекта меняем все уплотнители 8 и пыльник 5.


Полный ремкомплект главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107

После замены изношенных деталей тщательно промываем весь цилиндр и каждую деталь свежей тормозной жидкостью, только потом собираем по схеме.

Какой главный цилиндр сцепления лучше поставить на ВАЗ 2107, артикулы и цены

Далее можно выбирать из того, что есть на прилавке:

  1. Цилиндр ДК (Дорожная Карта), вдвое дешевле фирменного, но часто текут из-за некачественной прокладки пробки. Как временный вариант — пойдет.
  2. BAZALT , цена около 200 гривен (около 7 долларов), Базальт и Фенокс крайне не рекомендуют из-за отвратительного качества шлифовки зеркала.
  3. Отличный немецкий цилиндр Metelli , цена примерно равна оригинальному, заводской артикул 55-0014G .
  4. Немецкие АТЕ, HORT не вызывают нареканий, цена в пределах 10 долларов.
  5. Есть масса китайских цилиндров, вроде AT 2610-001H , цена около 6 долларов, качество нестабильное.


В Китае нестабильность

По завершении работ по ремонту главного цилиндра заливаем тормозную жидкость DOT4 любого производителя и проводим прокачку привода сцепления по аналогии с удалением воздуха из тормозной системы.


Всем привет!
Достала меня проблема периодически тупящего сцепления. Оно у меня хорошее, но иногда передачу включить нет возможности. Только что нормально втыкалась — а вот уже не втыкается. Если стоишь на светофоре — вообще печалька, стартовал со второй, а иногда и с третьей передачи. Но если качнуть пяток разов педаль — снова работает. Прокачка ничего не дала. Цилиндры ставил два года назад новые. Подумал немного, прикинул что замена цилиндров выйдет в 500 грн, прислушался к советам толстой украинской жабы, и решил поменять резинки в цилиндрах.
Снятие, установка и прокачка цилиндров — по мурзилке, ничего нового не скажу.
Резинки ставил из Балаковского ремкомплекта.


Вскрытие цилиндров показало:
1. Главный цилиндр. Резинки вроде целые.


В зоне входа штока педали сцепления на зеркале цилиндра есть отложения грязи или застарелой смазки. Грязи на поршнях было немного, но было. Поршни выталкивал с трудом, особенно в зоне отложений. Может, в этом и был затык. Поршни имеют неравномерные следы износа по краям, такое впечатление, что поршень — не цилиндр, а шестнадцатигранник.


Цилиндр аккуратно почистил ацетоном, протер бумажными салфетками. Резинки на поршнях поменял, смочил тормозухой и — о чудо — поршни легко вошли в цилиндр.
2. Рабочий цилиндр. Снимал с русскими словами. Не смог открутить шланг подвода тормозухи, так что снял вместе со шлангом и трубочкой. Разобрал.


Под главной резинкой, там где отверстие поперечное, был какой-то кусок непонятно чего, вроде стружки или волокон какой-то гадости.


Да и твердых частичек на поршне и в цилиндре пару штук насчитал.


Зажал в тисках цилиндр и таки открутил шланг. Металл гайки шланга подвода тормозухи внутри цилиндра прокорродировал.


Может, следы коррозии и мешали поршню нормально двигаться. Хотя поршень рабочего цилиндра ходил значительно легче, чем поршень главного. Промыл, почистил. Начал ставить пружину прижимную — и понял, что пружина умеет летать. Искать ее по гаражу бессмысленно. Нашел старую пружину от чего-то. Откусил нужное число витков, поставил и с таким новоделом собрал цилиндр. Перед окончательной сборкой промыл бачек, трубочки и напихал литола в пыльники цилиндров.
Собрал систему. Залил тормозуху. Тут очень кстати в гараж зашел кум. Обсудили погоду, качество запчастей, попили кофе. Дай бог ему здоровья — помог прокачать систему.
Теперь в путь. Проверим утверждение аксакалов, что ремкомплет в сцеплении ходит полгода, и что лучше сразу менять цилиндры. А заодно и убедимся в том, что в провалах сцепления виноваты цилиндры.
Ремкомплекты стоили 60 грн, тормозухи налил на 10 грн. Времени потрачено на сборку, разборку, ремонт, прокачку 3 часа.
Впечатления после недели езды: ни фига не помогло. Как тупила педалька, так и тупит. Иногда не втыкнуть передачу. Плюнул на элегантность и поставил параллельно две пружины на рычаг выключения сцепления.


О, чудо! Сработало. Теперь нормально втыкается…
Всем спасибо за внимание и хороших дорог!
Пы. Сы. Год проездил на отремонтированных цилиндрах. Нигде не подтекает, педалька работает нормально (на двух пружинах). Так что, если у вас руки растут из нужного места, вы не боитесь испачкать их в томрозухе, есть час времени и нет лишних денег — смело берите Балаковские ремкомлекты на тормозные цилиндры, на цилиндры сцепления вместо новых железок. Естественно, если металл цилиндров в хлам — тут резинки не помогут, нужно менять узел.

Читайте также: