Принцип работы вискомуфты уаз патриот

Обновлено: 05.07.2024

Вискомуфта на УАЗ Патриот устроена таким образом, что она соединена с коленчатым валом двигателя не жетско, а через специальные диски, между которыми находится рабочая жидкость. При запуске холодного мотра вискомуфта крутится с очень малой скоростью, гораздо меньшей, нежели количество оборотов двигателя.


Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Плюсы и минусы вискомуфты

Начнем с минусов, ведь именно из-за них владельцы предпочитают ставить электровентиляторы на УАЗ Патриот вместо вискомуфты. И самым весомым минусом, пожалуй, является плохой обдув двигателя на малых оборотах — например в пробках или при движении по пересеченной местности на малом ходу. Ведь эффективность работы вискомуфты напрямую зависит от этих самых оборотов.

Помимо этого, есть и другие минусы:


  • Дополнительная нагрузка на двигатель. Вискомуфта отбирает часть мощности мотора, особенно это заметно при обгонах на трассе, когда рабочие обороты почти находятся в красной зоне тахометра. Акустический комфорт тоже страдает — появляется характерный шум, вой.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора на полную мощность, например, все в тех же пробках на дороге.
  • Муфта затрудняет доступ к обводным роликам и приводным ремням, чем значительно усложняет и увеличивает время, затраченное на ремонт.
  • Опасность отрыва лопастей вентилятора на больших оборотах, а также опасность повреждения основного радиатора разлетевшимися осколками вентилятора — в результате чего может потребоваться дорогостоящий ремонт с полной заменой антифриза/тосола. А теперь представьте, что это может случиться на трассе, где-нибудь далеко от дома.
  • Не поддается ремонту. Неисправная муфта заменяется на новую, хотя можно попробовать просверлить несколько отверстий и зафиксировать её болтами, дабы она вращалась всегда. Но, такой способ ремонта подойдет только для лета, зимой двигатель будет прогреваться очень долго.

  • Простая и достаточно надежная конструкция, которая может работать годами без какого-либо обслуживания.
  • Ставится на УАЗ Патриот с завода, поэтому вам не придется ничего дорабатывать в случае её замены.
  • Не создает нагрузку на электрическую часть автомобиля.

Как видите, минусов у вискомуфты больше, поэтому многие владельцы Патриотов со временем приходят к мысли о её замене на электровентиляторы.

Как снять вискомуфту

Про электровентилятор

Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:

  • Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
  • Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
  • Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
  • Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
  • Открывается доступ к роликам и ремням.

Процесс установки


Размеры самодельного экрана, чтобы точно нигде ничего не задевало о кузов

Закрепите вентиляторы на раме с помощью шпилек, все зазоры между электровентилятором и рамой закройте при помощи дверных уплотнителей — это необходимо, чтобы создать направленный поток холодного воздуха для эффективного обдува радиатора. Штатный пластиковый (или железный) кожух вентилятора вискомуфты нужен ровно для того же самого.

Самый лучший способ монтажа электровентиляторов — такой, при котором все подключается к разъемам штатных электровентиляторов, тогда не потребуется покупки дополнительного оборудования, такого как:


  • термореле;
  • несколько метров кабеля с толстым сечением;
  • железная вставка в патрубок термостата для термореле;
  • датчик температуры.

Вам всего лишь нужно будет настроить в блоке управления двигателем температуру включения электровентиляторов (сделать её ниже), ибо с завода эти значения слишком завышены. Рекомендуется заменить термостат на новый, с более низкой температурой открытия. На этом процедуру замены вискомуфты на электровентиляторы можно считать оконченной.

Особенности заправки системы охлаждения ЗМЗ-409. Ремонт вискомуфты.

Из-за попадания воздуха в отопитель салона Уаз Хантер и соединительные шланги после слива охлаждающей жидкости, залить всю ее норму заправки без запуска двигателя ЗМЗ-409 невозможно. Поэтому заправка системы охлаждения двигателя производится в следующем порядке :

Муфта вязкостная привода вентилятора 3741-1308070-01, ремонт вискомуфты.

На двигателе ЗМЗ-409 установлена вязкостная муфта привода вентилятора 3741-1308070-01 позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.

Если в процессе эксплуатации муфта перестанет работать, то отсоедините ее от ступицы, соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу, снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином.

Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 грамм полиметилсилоксановой жидкости ПМС-10000. Это минеральное масло с широким диапазоном рабочей температуры от минус 40 до плюс 200 градусов Цельсия, которое не меняет своей вязкости и сжимаемости от температуры, в отличии от обычного синтетического масла, которое при повышении температуры становится более жидким.

Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на место.

После установки муфты отрегулируйте натяжение ремня привода насоса системы охлаждения и генератора, и ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления.


Регулировка ремня привода насоса системы охлаждения и генератора двигателя ЗМЗ-409.

Производится натяжным роликом, для чего необходимо : ослабить болт 3 и регулировочным болтом 6 отрегулировать натяжение ремня. Затянуть болт 3. Прогиб ремня должен находиться в пределах 13-15 мм. при нагрузке на него в 8 килограмм.

Регулировка натяжения ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления двигателя ЗМЗ-409.

Производится перемещением насоса гидроусилителя, для чего необходимо : ослабить болты 11, регулировочным болтом 12 отрегулировать натяжение ремня, перемещая насос по направляющим. Затянуть болты 11. Прогиб ремня должен находиться в пределах 10-15 мм. при нагрузке на него 4 килограмма.

Владельцы внедорожника УАЗ Патриот знают о такой проблеме транспортного средства, когда в жаркую погоду двигатель нагревается и достигает отметки 100 градусов Цельсия. Это, конечно, неприятное зрелище, которое наблюдается преимущественно в жаркие летние дни, когда температура за бортом составляет +30 градусов и выше. Причины нагрева двигателя внедорожника УАЗ Патриот известны — вентилятор не справляется со своими свойствами. В данной статье мы рассмотрим, почему же вентилятор, который предназначен для охлаждения радиатора двигателя внедорожника УАЗ Патриот не справляется со своими функциями, и проведем незначительный ремонт по устранению этой проблемы.


Суть проблемы

Начнем с того, что инженера Ульяновского автозавода оснащают внедорожники УАЗ Патриот вентиляторами для охлаждения радиатора, которые приводятся в действие за счет вискомуфты.

Вискомуфта представляет собой механизм, представленный в виде двух плоских дисков. Вискомуфта позволяет передавать крутящий момент посредством специальной жидкости на основе силикона.

Принцип действия заключается в нескольких пластинах, насаженных на ведомый и ведущий валы. Вращаются они в емкости с жидкостью, которая изменяет свои свойства при нагревании. Когда жидкость перемешивается при вращении ведущего вала, она меняет свои свойства (расширяется) и тем самым создает давление в камере. В результате происходит зацепление дисков ведомого вала, приводя его в движение.

Такая вискомуфта и является приводом вентилятора на внедорожнике УАЗ Патриот. Все ничего, если бы не такой минус, который дает толчок к поиску его устранения. Этим минусом является то, что вязкость жидкости зависит от скорости перемешивания. Во время торможения автомобиля УАЗ Патриот и работы двигателя на холостом ходу жидкость теряет свои свойства в результате замедления вращения ведущего вала. Это приводит к тому, что вентилятор охлаждения замедляет свою скорость вращения, и температура в двигателе постепенно растет. Такое явление встречается, когда приходится в летнюю жару стоять в пробке или передвигаться по пересеченной местности на невысокой скорости. Вискомуфта хоть и является новшеством, но ее применение на внедорожнике УАЗ Патриот является неудачным. Как устранить проблему перегрева двигателя мы рассмотрим ниже, а пока перечислим минусы использования вискомуфты.


Разлетевшиеся лопасти крыльчатки

Минусы вискомуфты

К минусам использования вискомуфты на внедорожнике УАЗ Патриот можно отнести следующие факторы:

  • Нестабильность температуры двигателя, которая меняется в зависимости от оборотов коленчатого вала.
  • Нагрузка на двигатель.
  • Затрудненный доступ к роликам и ремням.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя.
  • Непостоянная частота вращения вентилятора. Возможен отрыв лопастей вентилятора, который чреват пробиванием радиатора. В результате возникает необходимость замены радиатора и установки нового вентилятора.

Нет возможности произвести ее ремонт. Если изделие не функционирует, то ремонт уже неуместен, а требуется ее замена на новую.

Теоретически ремонт изделия провести невозможно, но практически можно. Для этого в отверстии вискомуфты сверлятся два отверстия, через которые продеваются болты и фиксируются к ведущему диску. Такой ремонт позволяет вентилятору вращаться независимо от изменения вязкости жидкости.

Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо вместо вискомуфты установить электровентилятор. Такая система намного надежнее, эффективнее, а, главное, рациональна. Достоинства такой системы, рассмотрим далее.

Электровентилятор вместо вискомуфты: достоинства

Достоинствами установки электровентилятора вместо вискомуфты являются:

  • Поддержание постоянной температуры двигателя.
  • При остановке автомобиля и работе на холостом ходу не нагревается мотор.
  • Освобождается доступ к ремню и роликам, что упрощает их замену.
  • Возможность ручного включения электровентилятора охлаждения двигателя.
  • Кроме того, если не справляется один вентилятор или он выходит из строя, то в таком случае устанавливается два агрегата, которые компенсируют работу друг друга при необходимости.


Итак, мы выяснили, что вместо вискомуфты охлаждения двигателя внедорожника рационально установить электровентилятор. Чтобы это сделать, необходимо извлечь вискомуфту с внедорожника УАЗ Патриот.

Снятие вискомуфты

Снятие вискомуфты не представляет собой особых сложностей и выполняется своими руками при наличии необходимого инструмента. Но все же необходимо знать процесс снятия изделия и некоторые важные моменты. Итак, снятие изделия осуществляется в следующем порядке:

  1. Для начала необходимо снять кожух вентилятора. Как это делать, рассмотрим подробнее:
  1. Используя небольшую отвертку, необходимо удалить штифты распорных зажимов. Расположены они на верхней части кожуха.
  2. Зажимы после этого снимаются.
  3. Кожух удаляется путем выведения его вверх.

Снятие вискомуфты куда проще, так как для этого необходимо вывинтить четыре крепежных болта по периметру изделия и удалить их. После этого можно снять вискомуфту и приступать к следующему этапу работ.

Установка

Установка или замена вискомуфты электровентиляторами осуществляется в домашних условиях. Для начала потребуется найти раму с электровентиляторами, которые подойдут для установки под радиатор охлаждения внедорожника УАЗ Патриот. Есть несколько вариантов, и каждый водитель выбирает тот, который больше понравится, или тот, который сможет достать.

Поэтому за основу можно взять электровентилятор автомобиля Тойота. На видео ниже представлена полная информация об установке конструкции.

Итак, для этого необходимо выполнить следующие действия:

Заводим двигатель и проверяем, как нагревается система. Когда датчик окажет отметку в 90 градусов, то должен сработать первый электровентилятор. Предварительно необходимо выставить температуру срабатывания первого и второго изделий. Второй должен срабатывать при температуре 93-95 градусов.

На этом замена вискомуфты на электровентилятор охлаждения радиатора закончена.


Самодельный кожух вентиляторов

Назначение кожуха

Кожух вискомуфты на внедорожниках УАЗ Патриот разных годов выпуска имеет различные конструкции. На некоторых установлен стальной и массивный кожух, который становится настоящей преградой для доступа к ремню и роликам. Более поздние модели в конструкции имеют пластиковый кожух. Основным предназначением этого элемента является защита деталей двигателя от возможного отрыва лопастей. Поэтому кожух обязательно должен присутствовать как на вентиляторах с вискомуфтой, так и на электрических устройствах.

На этом следует подвести итог и заметить, что после того, как был установлен электровентилятор, наблюдаются кардинальные изменения. В частности, теперь двигатель работает при постоянной температуре, что продлевает срок эксплуатации его составляющих деталей.


Так как случаются отказы, то многим владельцам интересно будет узнать, как производится ремонт вискомуфты вентилятора своими руками. Многие владельцы автомобилей с таким устройством, советуют не спешить её выбрасывать, а попытаться отремонтировать самостоятельно. Со слов многих из них, сделать это совсем несложно.
Для начала желательно познакомиться с её устройством и принципом работы и только потом приступать к ремонтным работам. Причинами, по которым начинают обращать внимание на вискомуфту, обычно является перегрев двигателя при нормальной работе термостата и других элементов системы охлаждения.

Ремонт вискомуфты вентилятора своими руками часто приходится выполнять после длительного простоя двигателя, длительной её работы, а также по некоторым другим причинам. Её установкой на двигатель внутреннего сгорания преследуется одна цель, это плавное повышение оборотов вентилятора по мере прогрева мотора. С увеличением рабочей температуры охлаждающей жидкости, должны увеличиваться обороты вентилятора.

Немного об устройстве

Вискомуфта представляет собой устройство, принцип работы которого заключается в возможности передачи вращательного движения посредством специальной жидкости, которую закачивают в неё. Её можно представить в виде небольшой круглой камеры, заполненной смазкой на силиконовой основе. Внутри этой камеры имеется два вала, а принцип работы заключается в следующем. Коленчатый вал совершает вращающееся движение, которое передаётся на первый вал муфты. С увеличением нагрузок на диск, скорость его вращения становиться больше, это приводит к увеличению вязкости силикона внутри муфты.

Муфта блокируется, что приводит к вращению второго диска, на вал которого насажен вентилятор охлаждения радиатора. Ещё один принцип включения этого устройства, это температурные свойства закачанной силиконовой смазки. Эти свойства используют для включения вентилятора охлаждения при повышении температуры мотора. С возрастанием температуры происходит включение, а при понижении его отключение.

Широкое применение муфты на современных моторах обусловлено её высокой надёжностью и безопасностью. При неосторожном обращении с ней, при попадании руки в зону вращения, он останавливается, не повреждая кисть.


УАЗ Патриот — замена вискомуфты электровентиляторами


Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Несколько слов о признаках неисправностей

Таких признаков совсем немного, но они существуют, попробуем разобраться в них. Большинство пособий по эксплуатации и ремонту автомобилей советуют проверить, как вращается вентилятор при холодном и горячем двигателе. Там же утверждается, что на холодном двигателе особых изменений в частоте вращения при перегазовке не замечается, а при горячем, наоборот, она возрастает.
Следует проверить продольный люфт вентилятора муфты, если он имеется, ей требуется лечение. Появление посторонних шумов при вращении, может свидетельствовать о выходе из строя подшипников. К неисправностям относят также старение уплотнительных сальников. Однако наиболее часто встречается такой вид неисправности, как утечка силиконовой жидкости из корпуса муфты.

Временное решение

Обычно такие поломки случаются неожиданно и именно в тот момент когда машина очень нужна, а купить редкую деталь в данный момент негде – нужно заказывать. Одним из вариантов срочного ремонта может быть фиксация муфты относительно гайки при помощи сварки. Такой вариант пробовал один парень за рубежом и по его словам он так некоторое время даже ездил.


Но тут есть несколько нюансов:

  • Муфта выполнена из алюминия, гайка из стали — так что это сложно назвать полноценной сваркой – приходится извращаться;
  • На этой машине никогда не бывает дешевого ремонта =) Вентилятор и муфта теряют балансировку, в результате чего вентилятор просто начинает колбасить и со временем, в теории, он просто уничтожит подшипник водяной помпы;

Что в таких случаях предпринимают?

Так как чаще всего происходит утечка жидкости из муфты, в первую очередь поговорим об этом. Для её пополнения нужно снять вискомуфту с водяного насоса, а затем приступать к её разборке. На снятом устройстве под пружинной пластиной находится заливное отверстие для рабочей жидкости. На снятой муфте аккуратно вытаскивают штифт и шприцем нагнетают недостающее количество жидкости. Чаще всего рекомендуют залить в муфту трансмиссионное масло.

При пополнении жидкости нужно положить муфту горизонтально отверстием вверх. В шприц набирают примерно 10-15 мл. литров трансмиссионного масла и без иголки вставляют его в заливное отверстие. Выдавливают жидкость и некоторое время выжидают, не вынимая шприца из отверстия. После этого вытирают излишки масла с поверхности корпуса муфты и ставят на своё место штифт. Изделие готово к дальнейшей эксплуатации.








Замена муфты

Берем ключ на 32 и молоток, накидываем его на гайку муфты и придерживая шкив водяной помпы или нажимая на приводной ремень чтобы избежать проворачивания делаем один четкий удар по ключу. Важно помнить что резьба обратная – гайка откручивается по часовой стрелке! Далее вискомуфта легко откручивается и оказывается у нас в руках вместе с крыльчаткой вентилятора. Тут важно не уронить вентилятор так как можно сломать лопасть.


Дальше откручиваем 3 винта с внутренним шестигранником, которые крепят пластиковую крыльчатку к муфте и снимаем её. Тут есть один нюанс: я встречал муфты на 3 и на 4 болта. На M30 оригинал идет на 3 болта, как на других – не знаю.


На некоторых форумах я читал что муфта должна приходить гайкой к верху, но в данном случае она пришла от диллера в таком виде.


Теперь все что остается сделать – это собрать все обратно с новой вискомуфтой.

О замене подшипников

Сигналом для проведения такой операции служит шум в области работы вентилятора охлаждения радиатора. Для её ремонта вискомуфту следует снять с автомобиля. В большинстве машин она установлена на шкив водяного насоса. Это обеспечивает надёжный тепловой контакт её с охлаждающей жидкостью. Необходимо отвинтить три болта её крепления, и она легко выходит вверх из моторного отсека.

После этого можно заняться заменой подшипника. Такую операцию выполнить можно только после полной разборки узла и слива жидкости. В дальнейшем она заменится свежей. Подшипник снимать нужно только при помощи съёмника, иначе можно повредить весь узел. После установки нового подшипника, её собирают и заправляют жидкостью.

Чтобы не случилось, не спешите выбрасывать старый узел и покупать новый, если она не разлетелась вовсе. Ремонт вискомуфты вентилятора своими руками, вполне доступная операция, не требующая специальных знаний и инструментов. Съёмник для подшипников можно найти у коллег по гаражному кооперативу, остальное не является сегодня дефицитом.

Работа вискомуфты вентилятора охлаждения

Вискомуфта, она же вязкостная мутфа (от латинского viscosus — вязкий) — устройство механического типа, которое обеспечивает передачу крутящего момента с помощью вязкой жидкости.


В этом видео смотрите, что такое муфта в этом устройстве

Принцип работы вязкостной муфты осуществляется благодаря ременной передаче, которая соединяет ротор муфты и шкив коленвала ДВС. Также, есть конструкции автомобилей, в которых муфта устанавливается напрямую на коленчатый вал или распредвал.


Для того, чтобы понять, как работает вязкостная муфта, нужно разобраться из чего она состоит.



Устройство состоит из:

  1. Пружина.
  2. Пластина биметалл.
  3. Впускной канал В.
  4. Впускной канал А.
  5. Камера.
  6. Возвратный клапан.
  7. Возвратный клапан.
  8. Пружины задняя.
  9. Резервуар передний.
  10. Ротор.
  11. Корпус устройства.
  12. Вал ротора.
  13. Корпус подшипника.
  14. Резервуар задний.
  15. Пластина задняя.
  16. Ротор.
  17. Пластина передняя.
  18. Крышка.

Из-за сложной конструкции устройства, цена вискомуфты вентилятора, относительно, высокая.

В автомобилях, где установлены редкие модели муфты, при невозможности отремонтировать ее и найти новый такой механический узел, владельцам приходится незначительно переоборудовать и установить электрический вентилятор охлаждения.



В этом видео просто и понятно показано, как определить вискомуфта исправно работает или нет. Не упускаем возможности почерпнуть полезную информацию, смотрим:

Содержание

Юрий ПОЛЯКОВ, водитель-дальнобойщик, г. Санкт-Петербург

Шли годы. Один грузовик менял другой. Всё крутилось и не создавало никаких проблем. Однако в определенные моменты я стал замечать, что мотор моего MANа стал здорово греться в жаркую погоду. Грешить на термостат или забитый радиатор повода вроде не было. Перегрев двигателя начинался только в жару в подъёмах, когда скорость набегающего потока встречного воздуха заметно снижалась. Всё более становилось ясно, что проблема кроется в вискомуфте. Стал сравнивать её вращение на холодном и на прогретом моторе. Разницы вроде никакой – в обоих случаях прокручивается довольно туговато. Расспросил всех знакомых, кто что-либо понимает в этих делах, про устройство вискомуфты и принцип действия, обращался в техцентры. Мнения были самые разные, но, как оказалось, толком никто ни черта не знает…

А как устроена вискомуфта вентилятора?

Всё! Теперь вискомуфта после ремонта работает.

Так как же проверить работоспособность вискомуфты радиатора?

Действительно, как на горячем, так и на холодном двигателе, если нет вращения, то масло (если оно там есть) будет находиться на рабочих поверхностях вискомуфты и вязкостное трение между ними будет максимальным. Крыльчатку вентилятора с усилием можно провернуть рукой. Поэтому на заглушенном моторе, толком проверить её не удастся. Самый простой способ проверки, который я вывел для себя – обычная газета, свернутая в тугую трубку. Когда вискомуфта холодная, на заведённом двигателе попытайтесь с помощью бумажной трубки (не вздумайте руками! они ещё пригодятся!) затормозить крыльчатку вентилятора. Встретив сопротивление, лопасти через некоторое время остановятся. Теперь то же самое попробуйте на хорошо прогретом движке. Если вискомуфта исправна, то остановить её не удастся. Вот вроде и всё. Надеюсь, что кому-нибудь, эта статья поможет избавиться от никому не нужных потерь сил, времени и денег…

Подготовка

Новую вискомуфту найти оказалось не сложно, но цена от 120 до 170 тысяч рублей за наличие была откровенно живодёрской, поэтому совместно с владельцем отобрали идеальный к закупке под заказ вариант, отложив ремонт заднего моста до приезда запчасти из США. Не прошло и двух недель, как вискомуфта Додж Джорни была у него на руках, причём обошлась бюджетно, в диапазоне 25-30 тысяч рублей. Согласовываем время ремонта и по проверенной схеме приступаем к работе.

Опускаем вниз заднюю часть выхлопной системы и кардана, упирая их в трансмиссионную стойку. Если внимательно присмотреться, оба задних привода Додж Джорни в масле, даже часть выхлопа в нём.



Снимаем задний редуктор и вискомуфту Додж Джорни

При этом трансмиссионное масло везде: и под редуктором, и над редуктором. Выдавливало его через отверстие, в котором должен быть установлен сапун, через него же вовнутрь попадала грязь.



Следы трансмиссионного масла по всей задней подвеске

Масло с грязью, особенно зимой, когда вокруг столько соли, идеальный рассадник для коррозии, да и уплотнители страдают по полной программе.



Весь задний редуктор Додж Джорни в масле

Внутри уже начала появляться ржавчина: вроде мелочь, но лучше бы её там вообще не было.



Внутри редуктора Додж Джорни уже начала появляться ржавчина

А вот и отверстие сапуна: оно расположено сверху редуктора над правым задним приводом.



Сапун заднего редуктора Додж Джорни отсутствует

Дело ясное, что дело грязное. Не снимаем старую вискомуфту Додж Джорни и несём оба узла на мойку, где закрываем все технологические отверстия перед процедурой чистки.



Готовим задний редуктор Додж Джорни к мойке

Моём, продуваем, протираем. Повторяем до достижения оптимального результата, когда можно будет с чистой совестью поменять все сальники и залить новое трансмиссионное масло.



Чистка редуктора в первом приближении

При какой температуре включается вискомуфта на уаз патриот thumbnail

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен

Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.

Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает

Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит

В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.

Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.

При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.

Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи

При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.

Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.

К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.

Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой

Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа

Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15-30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство – вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

(8 голосов, среднее: 2 из 5)

У меня Патрик, — 409 мотор.

Я понимаю тема избитая но у меня сейчас все наоборот.

Сейчас мороз, машика не догревается. По показометру на холостом 80 градусов, в движении 75. Мозги отчаянно богатят смесь, расход до 28 литров на сотню, при том что у собратьев 15-16.

При этом в машине откровенно холодно.

Термос честно отрывает на 80. Ну вроде так и положено.

При этом вискомуфта крутит просто вовсю. Всегда. При -20 после старта попытка тормознуть девайс чем-либо приводит к выбиванию из рук чего-либо.

В связи с этим вопрос. Как этот чертов девайс должен работать.

Когда и как оно должно "включаться" и когда "выключаться".

И как это выглядит??

На остановленном движке, это добро сдвигается от руки в обе стороны. Мастера в Элексе отказались менять муфту по гарантии, заявив что им удалось запустить двигатель заклинив крыльчатку вентилятора.

Объясните пожалуйса как с этим девайсом жить, как его проверить…поскольку других причин "холодного" движка я не

Установленная на морду картонка, несколько облегчила положение но не кардинально…

А и еще если кто сталкивался с этой проблемой, то где в Москве можно разжится исправной муфтой, что летом в жару "включалась", а зимой "не включалась"?

"Повышенный расход топлива

Если автомобиль имеет повышенный средний эксплуатационный расход топлива, то проверьте:

-Регулировку токсичности отработавших газов на холостом ходу. Должно быть: СО=(0,8±0,1)%, CH меньше 300 ppm. Отрегулируйте токсичность.

-Наличие прососов неучтенного воздуха в задроссельном пространстве двигателя по рекомендуемой методике. Устраните негерметичность соединений и элементов впускной системы двигателя.

-Повышенное давление топлива в магистрали. Проверьте исправность регулятора давления топлива и герметичность его вакуумного шланга.

-Исправность датчика расхода воздуха. Для этого сверьте текущее значение расхода воздуха с нормативным значением на минимальных и повышенных оборотах холостого хода. Если отклонение превышает допуск, то замените датчик расхода воздуха на исправный.

-Негерметичность форсунок впрыска топлива. Проверьте герметичность и производительность форсунок на проливочном стенде. Замените неисправные форсунки.

-Неисправность высоковольтной системы зажигания и наличие пропусков зажигания по рекомендуемой методике. Устраните возможные неисправности системы зажигания."

Вот ты попробуй ее на холодном моторе остановить газеткой сложенной – хрен получиться.

Возьмем иномарки, нормальную, рабочую муфту на стоячем двиге можно легко крутануть и она сделает Н-ое кол-во оборотов, а это изделие еле крутиться.

Естественно что она даже на холодном двиге крутиться почти со скоростью колена и отбирает тепло, которого так не хватает.

В свое время я поставил муфту от БМВ и наступило счастье.

потому что у бмв виско. а на крузаке – гидро. тоже х рен остановишь.

Может быть для этого мотора как раз таки больше подходит виско, а не гидро муфта.

дело не в муфте. дело в хреновой крыльчатке и ее оборотах. я рассматривал возможнось установки 11-лопастной крыльчатки с муфтой от газ-560 с перепрессовкой ступицы под другой шкив для увеличения оборотов, но установка доп. электро оказалась менее затратной с гарантированным результатом.

Будет два карлсона один перед радиатором, другой за ним, тот что перед отключу – будет резервным

как съевший собаку на системе охаждения могу заявить, что даже одного жигулевского достаточно для охлаждения 409.

себе поставлил схему а-ля патриот (электро спереди, мясорубка сзади) из соображений надежности и простоты подключений (на хантере зарезервирован предохранитель на 15А, плюс на который подается при вкюченном зажигании – как раз на один пропеллер через волговский датчик). а вообще разумно ставить два электо сзади. чуть менее надежно, чуть более геморно (проводку изобретать), чуть лучше темературный режим. в нами продают рамку на два кулера с моторами за 2100.

на пиндосах силиконовые- не остановишь…

угу,перезаряжаемые ксероксной жижей

а я спициальную купил. ПМС-10000. 1кг -210руб. как в книжке написано! 🙂 в муфту 40г. надо. обзаправляться можно! жаль только все равно ее демонтировал…

трудна тебе буит схомячить 1 кг такого повидла…

Может порыцо в другом направлении? Тут многа написали про виско(или гидро)муфту, я ниасилил 🙂

Если предположить, что дело не в переохлаждении мотора (а так оно, скорее всего, и есть – 75 градусов, при которых ОЖ ещё гоняицо по малому контуру, вполне достаточно и для мотора, и для отопления), то либо мосги дурят, либо кто-то их дурит.

Я п проверил датчик температуры ОЖ и температуры воздуха, а также шланги и радиаторы отопителей (не думаю, что уазоводов надо учить, как это делать :))

а я бы на дмрв глаз положил – все-таки в 2 раза перерасход

какой бы датчик температуры не врал но вряд ли это может приводить ТАК влиять на смесь

а дмрв – как нефиг делать

Я ездил на диагностику В мозгах написано что лямбду учитывать только после 80С. А ДМРВ вроде в порядке… Хотя тут есть идея на тему повернуть кастрюлю с фильтром горлом к мотору, может ему полегчает… 🙂

В книжке так было написано…

"Повышенный расход топлива

Если автомобиль имеет повышенный средний эксплуатационный расход топлива, то проверьте:

-Регулировку токсичности отработавших газов на холостом ходу. Должно быть: СО=(0,8±0,1)%, CH

"Повышенный расход топлива

Если автомобиль имеет повышенный средний эксплуатационный расход топлива, то проверьте:

-Регулировку токсичности отработавших газов на холостом ходу. Должно быть: СО=(0,8±0,1)%, CH меньше 300 ppm. Отрегулируйте токсичность.

-Наличие прососов неучтенного воздуха в задроссельном пространстве двигателя по рекомендуемой методике. Устраните негерметичность соединений и элементов впускной системы двигателя.

-Повышенное давление топлива в магистрали. Проверьте исправность регулятора давления топлива и герметичность его вакуумного шланга.

-Исправность датчика расхода воздуха. Для этого сверьте текущее значение расхода воздуха с нормативным значением на минимальных и повышенных оборотах холостого хода. Если отклонение превышает допуск, то замените датчик расхода воздуха на исправный.

-Негерметичность форсунок впрыска топлива. Проверьте герметичность и производительность форсунок на проливочном стенде. Замените неисправные форсунки.

-Неисправность высоковольтной системы зажигания и наличие пропусков зажигания по рекомендуемой методике. Устраните возможные неисправности системы зажигания."

Лямбду надо посмотреть

На самом деле там есть прикол Учет показаний лямбды осуществляется только при достижении 80 градусов. А у меня 75 🙂 на ходу.

а я б датчика с угловой синхронизации начал.

это не переохлаждение однозначно у меня термостат открывается где-то на 87-88

в движении те же 75-80

а расход нормальный

и кстати муфта эта вовсе не вискомуфта – правильно говорят

у меня сразу после аварии крыльчатка касалась своего кожуха

так вот после запуска движка крыльчатка билась о этот кожух с полминуты-минуту а потом крыльчатка просто вставала и не крутилась!

и охлаждался движок только электровентилятором!

хрена с 2 крыльчатка бы крутилась холодной, а потом вставала при малейшем прогреве движка!

Про вискомуфту… Ответы.. Но не все… > Сейчас мороз, машика не догревается. По показометру на холостом 80 градусов, в движении 75. Мозги отчаянно богатят смесь, расход до 28 литров на сотню, при том что у собратьев 15-16.

> При этом в машине откровенно холодно.

> Термос честно отрывает на 80. Ну вроде так и положено.

Чем проверяли? Какой уровень ОЖ?

> При этом вискомуфта крутит просто вовсю. Всегда. При -20 после старта попытка тормознуть девайс чем-либо приводит к выбиванию из рук чего-либо.

Проверять нужно было через часок езды. Пока муфта в состоянии покоя, масло перетекает из резервной полости в рабочую, и при холодном старте первое время крутится "на все деньги", после того, как откачает масло из рабочей полости – медленнее.

> В связи с этим вопрос. Как этот чертов девайс должен работать.

> Когда и как оно должно "включаться" и когда "выключаться".

> И как это выглядит??

Муфта состоИт из двух "половинок", рабочей и резервной. В рабочей полости находится "крыльчатка" которая при вращении пытается "выгнать" масло из рабочей полости в резервную. Между резервной и рабочей полостями есть отверстие прикрыток клапаном, который приводится биметалической (меняющей форму при нагреве) пластинкой через шток.

При нагреве муфты биметалическия пластинка распрямляется, давит через шток на клапан, который открывает отверстие. Через это отвестие в рабочую полость муфты начинает поступать масло -> закреплённая на валу крыльчатка через масло начинает крутить корпус муфты -> вентилятор. При остывании клапан закрывается и масло выгоняется в резервную ёмкость -> вентилятор крутится медленнее.

> На остановленном движке, это добро сдвигается от руки в обе стороны. Мастера в Элексе отказались менять муфту по гарантии, заявив что им удалось запустить двигатель заклинив крыльчатку вентилятора.

> Объясните пожалуйса как с этим девайсом жить, как его проверить…поскольку других причин "холодного" движка я не

В прынципе, муфта, даже заклиненая насмерть, может только разворотить вентилятор или то, начём она "сидит". На температуру двигателя она начинает влиять (значительно) только при открытии термостата.

> Установленная на морду картонка, несколько облегчила положение но не кардинально…

> А и еще если кто сталкивался с этой проблемой, то где в Москве можно разжится исправной муфтой, что летом в жару "включалась", а зимой "не включалась"?

"Наши" муфты это лотерея. Где взять – ХЗ.

там не масло совсем… и крутиться она должна всегда. раздница лишь в разнице скоростей вентилятора и шкива на высоких и средних оборотах. на холостых они почти одинаковые

> и крутиться она должна всегда. раздница лишь в разнице скоростей вентилятора и шкива на высоких и средних оборотах. на холостых они почти одинаковые

Муфта ВСЕГДА крутится медленнее шкива при работающем двигателе.

кто б спорил. но на ХХ разница не значительна (должна быть).

а ПМС-10000 не похожа на масло совсем. на мед, скорее, только не желтый, а белый.

Ну еслиб у тебя была бы нормальная машина, Посоветовал бы снять нах вертилятор. А так…

На сервис. Явно гарантийный слыучай. :))

У меня по-моему та же хрень Вентилятор крутиться с постоянной скоростью вне зависимости от температуры за бортом, с температурой тосола все аналогично – я считал что так и должно быть(кто-то на уазбуке об этом писал, говоря что мозги прошиты на эти температуры)- ошибаюсь?

Вопрос в догонку: у Вас резина стандартной размерности стоит или нет? Если нестандартная, то в Элексе как на это смотрят с точки зрения лишить гарантии за "внесение изменений в конструкцию"?

Стандартная резина. С элексом я думаю проститься.(

а еще муфту заправлять можно… я пробовал, получилось 🙂

На новой машине? ИМХО маразм. На гарантию!

дядя миша, маразм – это гарантия на уаз! 🙂 или для чего я это конструктор купил?! 🙂 я на нее не вставал, а в муфту полез ради искусства. хотелось попробовать самому и за одно проверить, как на заводе заправляют.

Ту хантер, тебе можно. А патриоттам – на гарантиюЁ! Ё случайно получилось, но так выразительнее, решил оставить.

Хорош брехать. Получилось у него. Сам говорил – ура, получилось! А через неделю кричал – грёбаная муфта! Опять. :О

а через неделю получилось правильно. я тогда недолил жидкости.

Гы! А про это ты уже не говорил! ;))

даже тебе не известны подробоности моей интимной жизни с уазом :))

С УАЗом нет – а так кое-что знаю. С кем ты переспал, когда и главное зачем! ;-ЬЬЬ

а причина большого расхода совсем не в муфте. эта дурацкая четырехлопастная железяка не в состоянии охлаждать мотор, а тем более его переохлаждать. у меня муфты совсем нет, вместо нее 6-лопастной газелячий пластик, темперетура 74-76, а расход 15,35 по компу за поездку в великие луки и обратно (более 500км в один конец) и это при том, что я гнал 140 везде где позволяла дорога причем на обоих мостах.

в трансмиссию чтол залито?

датчик угловой синхронизации работает?

Спасиб! Буду смотреть. На датчик и на масло в трассмисии. И менять 🙂

Ибо лили его в Элексе и что туда лили один бог ведает…

Мы теряем Хрена! 140 на обоих мостах!

Хочешь убиться – флаг тебе в руки. Не задень только никого.

гы, почему убиться? причем здесь мост?

Добреть начинаю… Если серьезно, но наш ПП Предполагает скольжение как минимум 3-х колес.

Реально думаю, что скользят все 4. Таким образом на больших скоростях на твердом покрытии возможно развитие нештатной ситуации. В отличие от ППП, где есть дифф межосевой.

Беды большой нет, если ты реально отдаешь себе отчет в том, что происходит… И умеешь справляться с ситуациями. А не как принято думать в Приемах Вождения — "полный привод в заносе неуправляется.."

То есть рекомендуется ПП включать только на слабонесущих грунтах (снег, говно и прочая пересеченка).

я бы по другому сказал наш пп не рекомендуется включать при малых радиусах поворота.

на прямолинейном участке роль межосевого диффа ничтожна (кмк) а в поворот я не рискнул бы сунуцца на 140 на уазе даже если б у него был бы дифф.

я же избрал пп ка средство борьбы с заносом, который возникает при резком увеличении подачи топлава (409 как-то не по уазовски отзывается на тапочку в пол). проболал только на заднем – страшно, корму носит.

Так ты в поворотах 140 не ехал?! Гдеж ты тогда ваще Ездил?!

поворот повороту рознь. с большими и огромными радиу сами, такими поворотами можно пренебречь.

Угу, поворот – это когда щёки продолжают двигаться отдельно от лица… ;))

Сейчас асфальта даже в Москве почти не видно. Почти каждый поворот – силовое прохождение.

Вискомуфта на УАЗ Патриот устроена таким образом, что она соединена с коленчатым валом двигателя не жетско, а через специальные диски, между которыми находится рабочая жидкость. При запуске холодного мотра вискомуфта крутится с очень малой скоростью, гораздо меньшей, нежели количество оборотов двигателя.


Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Плюсы и минусы вискомуфты

Начнем с минусов, ведь именно из-за них владельцы предпочитают ставить электровентиляторы на УАЗ Патриот вместо вискомуфты. И самым весомым минусом, пожалуй, является плохой обдув двигателя на малых оборотах — например в пробках или при движении по пересеченной местности на малом ходу. Ведь эффективность работы вискомуфты напрямую зависит от этих самых оборотов.

Помимо этого, есть и другие минусы:


  • Дополнительная нагрузка на двигатель. Вискомуфта отбирает часть мощности мотора, особенно это заметно при обгонах на трассе, когда рабочие обороты почти находятся в красной зоне тахометра. Акустический комфорт тоже страдает — появляется характерный шум, вой.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора на полную мощность, например, все в тех же пробках на дороге.
  • Муфта затрудняет доступ к обводным роликам и приводным ремням, чем значительно усложняет и увеличивает время, затраченное на ремонт.
  • Опасность отрыва лопастей вентилятора на больших оборотах, а также опасность повреждения основного радиатора разлетевшимися осколками вентилятора — в результате чего может потребоваться дорогостоящий ремонт с полной заменой антифриза/тосола. А теперь представьте, что это может случиться на трассе, где-нибудь далеко от дома.
  • Не поддается ремонту. Неисправная муфта заменяется на новую, хотя можно попробовать просверлить несколько отверстий и зафиксировать её болтами, дабы она вращалась всегда. Но, такой способ ремонта подойдет только для лета, зимой двигатель будет прогреваться очень долго.

  • Простая и достаточно надежная конструкция, которая может работать годами без какого-либо обслуживания.
  • Ставится на УАЗ Патриот с завода, поэтому вам не придется ничего дорабатывать в случае её замены.
  • Не создает нагрузку на электрическую часть автомобиля.

Как видите, минусов у вискомуфты больше, поэтому многие владельцы Патриотов со временем приходят к мысли о её замене на электровентиляторы.

Как снять вискомуфту

Про электровентилятор

Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:

  • Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
  • Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
  • Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
  • Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
  • Открывается доступ к роликам и ремням.

Процесс установки


Размеры самодельного экрана, чтобы точно нигде ничего не задевало о кузов

Закрепите вентиляторы на раме с помощью шпилек, все зазоры между электровентилятором и рамой закройте при помощи дверных уплотнителей — это необходимо, чтобы создать направленный поток холодного воздуха для эффективного обдува радиатора. Штатный пластиковый (или железный) кожух вентилятора вискомуфты нужен ровно для того же самого.

Самый лучший способ монтажа электровентиляторов — такой, при котором все подключается к разъемам штатных электровентиляторов, тогда не потребуется покупки дополнительного оборудования, такого как:


  • термореле;
  • несколько метров кабеля с толстым сечением;
  • железная вставка в патрубок термостата для термореле;
  • датчик температуры.

Вам всего лишь нужно будет настроить в блоке управления двигателем температуру включения электровентиляторов (сделать её ниже), ибо с завода эти значения слишком завышены. Рекомендуется заменить термостат на новый, с более низкой температурой открытия. На этом процедуру замены вискомуфты на электровентиляторы можно считать оконченной.

Особенности заправки системы охлаждения ЗМЗ-409. Ремонт вискомуфты.

Из-за попадания воздуха в отопитель салона Уаз Хантер и соединительные шланги после слива охлаждающей жидкости, залить всю ее норму заправки без запуска двигателя ЗМЗ-409 невозможно. Поэтому заправка системы охлаждения двигателя производится в следующем порядке :

Муфта вязкостная привода вентилятора 3741-1308070-01, ремонт вискомуфты.

На двигателе ЗМЗ-409 установлена вязкостная муфта привода вентилятора 3741-1308070-01 позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.

Если в процессе эксплуатации муфта перестанет работать, то отсоедините ее от ступицы, соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу, снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином.

Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 грамм полиметилсилоксановой жидкости ПМС-10000. Это минеральное масло с широким диапазоном рабочей температуры от минус 40 до плюс 200 градусов Цельсия, которое не меняет своей вязкости и сжимаемости от температуры, в отличии от обычного синтетического масла, которое при повышении температуры становится более жидким.

Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на место.

После установки муфты отрегулируйте натяжение ремня привода насоса системы охлаждения и генератора, и ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления.


Регулировка ремня привода насоса системы охлаждения и генератора двигателя ЗМЗ-409.

Производится натяжным роликом, для чего необходимо : ослабить болт 3 и регулировочным болтом 6 отрегулировать натяжение ремня. Затянуть болт 3. Прогиб ремня должен находиться в пределах 13-15 мм. при нагрузке на него в 8 килограмм.

Регулировка натяжения ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления двигателя ЗМЗ-409.

Производится перемещением насоса гидроусилителя, для чего необходимо : ослабить болты 11, регулировочным болтом 12 отрегулировать натяжение ремня, перемещая насос по направляющим. Затянуть болты 11. Прогиб ремня должен находиться в пределах 10-15 мм. при нагрузке на него 4 килограмма.

Владельцы внедорожника УАЗ Патриот знают о такой проблеме транспортного средства, когда в жаркую погоду двигатель нагревается и достигает отметки 100 градусов Цельсия. Это, конечно, неприятное зрелище, которое наблюдается преимущественно в жаркие летние дни, когда температура за бортом составляет +30 градусов и выше. Причины нагрева двигателя внедорожника УАЗ Патриот известны — вентилятор не справляется со своими свойствами. В данной статье мы рассмотрим, почему же вентилятор, который предназначен для охлаждения радиатора двигателя внедорожника УАЗ Патриот не справляется со своими функциями, и проведем незначительный ремонт по устранению этой проблемы.


Суть проблемы

Начнем с того, что инженера Ульяновского автозавода оснащают внедорожники УАЗ Патриот вентиляторами для охлаждения радиатора, которые приводятся в действие за счет вискомуфты.

Вискомуфта представляет собой механизм, представленный в виде двух плоских дисков. Вискомуфта позволяет передавать крутящий момент посредством специальной жидкости на основе силикона.

Принцип действия заключается в нескольких пластинах, насаженных на ведомый и ведущий валы. Вращаются они в емкости с жидкостью, которая изменяет свои свойства при нагревании. Когда жидкость перемешивается при вращении ведущего вала, она меняет свои свойства (расширяется) и тем самым создает давление в камере. В результате происходит зацепление дисков ведомого вала, приводя его в движение.

Такая вискомуфта и является приводом вентилятора на внедорожнике УАЗ Патриот. Все ничего, если бы не такой минус, который дает толчок к поиску его устранения. Этим минусом является то, что вязкость жидкости зависит от скорости перемешивания. Во время торможения автомобиля УАЗ Патриот и работы двигателя на холостом ходу жидкость теряет свои свойства в результате замедления вращения ведущего вала. Это приводит к тому, что вентилятор охлаждения замедляет свою скорость вращения, и температура в двигателе постепенно растет. Такое явление встречается, когда приходится в летнюю жару стоять в пробке или передвигаться по пересеченной местности на невысокой скорости. Вискомуфта хоть и является новшеством, но ее применение на внедорожнике УАЗ Патриот является неудачным. Как устранить проблему перегрева двигателя мы рассмотрим ниже, а пока перечислим минусы использования вискомуфты.


Разлетевшиеся лопасти крыльчатки

Минусы вискомуфты

К минусам использования вискомуфты на внедорожнике УАЗ Патриот можно отнести следующие факторы:

  • Нестабильность температуры двигателя, которая меняется в зависимости от оборотов коленчатого вала.
  • Нагрузка на двигатель.
  • Затрудненный доступ к роликам и ремням.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя.
  • Непостоянная частота вращения вентилятора. Возможен отрыв лопастей вентилятора, который чреват пробиванием радиатора. В результате возникает необходимость замены радиатора и установки нового вентилятора.

Нет возможности произвести ее ремонт. Если изделие не функционирует, то ремонт уже неуместен, а требуется ее замена на новую.

Теоретически ремонт изделия провести невозможно, но практически можно. Для этого в отверстии вискомуфты сверлятся два отверстия, через которые продеваются болты и фиксируются к ведущему диску. Такой ремонт позволяет вентилятору вращаться независимо от изменения вязкости жидкости.

Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо вместо вискомуфты установить электровентилятор. Такая система намного надежнее, эффективнее, а, главное, рациональна. Достоинства такой системы, рассмотрим далее.

Электровентилятор вместо вискомуфты: достоинства

Достоинствами установки электровентилятора вместо вискомуфты являются:

  • Поддержание постоянной температуры двигателя.
  • При остановке автомобиля и работе на холостом ходу не нагревается мотор.
  • Освобождается доступ к ремню и роликам, что упрощает их замену.
  • Возможность ручного включения электровентилятора охлаждения двигателя.
  • Кроме того, если не справляется один вентилятор или он выходит из строя, то в таком случае устанавливается два агрегата, которые компенсируют работу друг друга при необходимости.


Итак, мы выяснили, что вместо вискомуфты охлаждения двигателя внедорожника рационально установить электровентилятор. Чтобы это сделать, необходимо извлечь вискомуфту с внедорожника УАЗ Патриот.

Снятие вискомуфты

Снятие вискомуфты не представляет собой особых сложностей и выполняется своими руками при наличии необходимого инструмента. Но все же необходимо знать процесс снятия изделия и некоторые важные моменты. Итак, снятие изделия осуществляется в следующем порядке:

  1. Для начала необходимо снять кожух вентилятора. Как это делать, рассмотрим подробнее:
  1. Используя небольшую отвертку, необходимо удалить штифты распорных зажимов. Расположены они на верхней части кожуха.
  2. Зажимы после этого снимаются.
  3. Кожух удаляется путем выведения его вверх.

Снятие вискомуфты куда проще, так как для этого необходимо вывинтить четыре крепежных болта по периметру изделия и удалить их. После этого можно снять вискомуфту и приступать к следующему этапу работ.

Установка

Установка или замена вискомуфты электровентиляторами осуществляется в домашних условиях. Для начала потребуется найти раму с электровентиляторами, которые подойдут для установки под радиатор охлаждения внедорожника УАЗ Патриот. Есть несколько вариантов, и каждый водитель выбирает тот, который больше понравится, или тот, который сможет достать.

Поэтому за основу можно взять электровентилятор автомобиля Тойота. На видео ниже представлена полная информация об установке конструкции.

Итак, для этого необходимо выполнить следующие действия:

Заводим двигатель и проверяем, как нагревается система. Когда датчик окажет отметку в 90 градусов, то должен сработать первый электровентилятор. Предварительно необходимо выставить температуру срабатывания первого и второго изделий. Второй должен срабатывать при температуре 93-95 градусов.

На этом замена вискомуфты на электровентилятор охлаждения радиатора закончена.


Самодельный кожух вентиляторов

Назначение кожуха

Кожух вискомуфты на внедорожниках УАЗ Патриот разных годов выпуска имеет различные конструкции. На некоторых установлен стальной и массивный кожух, который становится настоящей преградой для доступа к ремню и роликам. Более поздние модели в конструкции имеют пластиковый кожух. Основным предназначением этого элемента является защита деталей двигателя от возможного отрыва лопастей. Поэтому кожух обязательно должен присутствовать как на вентиляторах с вискомуфтой, так и на электрических устройствах.

На этом следует подвести итог и заметить, что после того, как был установлен электровентилятор, наблюдаются кардинальные изменения. В частности, теперь двигатель работает при постоянной температуре, что продлевает срок эксплуатации его составляющих деталей.

Читайте также: