Проставки для увеличения клиренса на ниву

Обновлено: 07.07.2024

Межвитковые проставки пользуются огромным спросом из-за низкой цены и простой технологии монтажа. В этой статье мы расскажем о том, как они влияют на подвеску автомобиля, в каких ситуациях их использование допустимо, а когда лучше обойтись без них.

Межвитковые проставки – добро или зло

Не все владельцы Нив знают, что межвитковые проставки не только увеличивают дорожный просвет, но и делают подвеску более жесткой, из-за чего возрастает нагрузка на сайлентблоки и амортизаторы. Еще один негативный эффект установки этих проставок – резкое увеличение нагрузки на пружины. Ведь пружина эффективно работает лишь тогда, когда давление равномерно распределяется по всей длине детали. Установив проставки, вы разгружаете средние витки, из-за чего на границе между разгруженными и свободными витками возникает внутреннее напряжение металла и его усталость наступает быстрей.

Поставив межвитковые проставки, вы увеличиваете жесткость подвески, ведь пружина уже не может сжиматься как раньше. Это приводит к тому, что падают внедорожные свойства. Ведь чем жестче подвеска, тем хуже сцепление протектора с землей. Наезжая на препятствие, слишком жесткая пружина ограничивает вертикальный ход колеса, из-за чего машина кренится и колесо той же стороны, но другой оси отрывается от земли. Если на Ниве не установлена блокировка всех трех дифференциалов, то такое развитие событий лишит машину хода. Ведь вся энергия двигателя уйдет тому колесу, которое оторвалось от земли и крутится с наименьшим сопротивлением.


Увеличение жесткости пружины приводит к увеличению нагрузки на амортизатор во время обратного хода, когда колесо опускается после преодоления препятствия. Более жесткая пружина обладает большей энергией и старается быстрей вернуть неподрессоренную массу (все, что находится ниже пружины) на место. Это приводит к тому, что масло в амортизаторе испытывает более сильное воздействие, нагревается и, в итоге закипает. В результате масляные пары увеличивают давление в камерах амортизатора и выдавливают масло наружу, ухудшая эксплуатационные параметры детали. Неэффективная работа амортизатора вкупе с излишне жесткой пружиной, увеличивает нагрузку на сайлентблоки, сокращая их срок службы и приближая необходимость капитального ремонта подвески.

Поэтому для постоянного увеличения клиренса использовать межвитковые проставки нежелательно. Однако они незаменимы, если необходимо преодолеть глубокий ручей или проехать небольшое расстояние по рыхлому снегу. При движении по такой поверхности от подвески не требуется минимальной жесткости, а вот дополнительные 3–6 сантиметров дорожного просвета окажутся весьма полезными. После преодоления сложного участка проставки желательно снять, чтобы снизить нагрузку на подвеску.

Изображение

Постараюсь быть краток. Кто захочет подумать, подумает. Кто не захочет, нет =)
Тезисы сперва.

Для чего мы ставим проставку под верхнюю шаровую ?
Чтобы увеличить ход вниз.

Что при этом получается ?
1. Увеличивается растояние между точками крепления рычагов на кулаке.
2. Увеличиваетя длина верхнего рычага. (тк он стоит под углом)
3. Рычаги встают непаралельно.
4. При артикуляции, окружности, по которым двигаются точки крепления кулака, изменяются. (Нетрудно понять, что при этом меняется развал.)

Что же происходит с рулевым ?
"Тяга рулевого управления должна двигаться по такой же дуге окружности, что и подвеска, когда подвеска совершает свое движение. Для предотвращения нежелательного подруливания передних колес требуется соответствие длин и дуг окружностей."

В данном случае это условие перестает соблюдатся.
"Автомобиль будет страдать от радикального изменения схождения при прохождении ухабов".

Что еще немаловажно - нагрузки на узлы рулевого управления многократно увеличиваются.

+ Бонусом угол работы внутреннего шруса выходит за оптимальную величину. Его ресурс сильно снижается.
Если мы готовы с этим смирится и хотим увеличить ход вниз то можно укоротить отбойник. (см пункт 2)

Вывод - Устанавливать проставку под верхнюю шаровую нельзя. Это влечет за собой неправильную работу подвески и рулевого управления.

Вопрос из зала - Почему, если это так страшно все ставят проставки и никто не жалуется ?

Ответ - Как правило проставку ставят тогда, когда из за установки очень жестких и длинных пружин рычаг упирается в отобойник.
В этом состоянии именуемом в среде нивоводов "лифтом" подвеска практически перестает выполнять свои функции, поскольку сжать ее становится делом весьма героическим. Поскольку артикуляция на мелких неровностях и при кренах кузова практически отсутствует эффект не так заметен и не бросается в глаза. Стоит только правильно настроить жесткость подвески и среднее положение, управляемость ухудшается, машину кидает в стороны, руль выбивает из рук на неровноятях итд..


Разновидности лифтинга

- Body, т.е. кузовной

- Suspension, ориентированный на подвеску.

Кузовной лифт относительно проще и безопаснее. Во-первых, практически не изменяется центр тяжести автомобиля, а значит и управляемость меняется не очень сильно. Во-вторых, даже простая металлическая шайба может быть использована в качестве проставки.

- металлические проставки под пружины передней и задней подвески

Естественно, такое решение самое примитивное, и результат будет соответствующий. Единственным плюсом можно считать неизменность центра тяжести автомобиля. В остальном - сплошные минусы, например, такие как предельные рабочие углы в ШРУСах, что неизбежно приведет к снижению их ресурса. Да и пыльники будут постоянно в растянутом состоянии.

Начните с колес

Поэтому для достижения максимального эффекта при минимальном снижении ресурса подвески и трансмиссии все-таки предпочтительно начинать с установки колес большего размера, и только потом при необходимости вносить изменения в элементы подвески.

Но при установке больших колес возникает две проблемы. Первая связана с размером колесных арок, в которые новая резина может просто не влезть. Решение, в общем-то, простое: взять в руки болгарку, и, уподобясь скульптору, отсечь все лишнее. Вторая проблема заключается в том, что при повороте передние колеса большего размера будут цеплять за кузов. Простейший вариант - поставить колесные диски с увеличенным вылетом. Но, решив, таким образом, одну проблему, мы тут же создадим новую, ибо изменится распределение нагрузки на ступичные подшипники. Соответственно и их ресурс основательно сократится, правда при этом расширяется база автомобиля, повышая тем самым устойчивость к опрокидыванию.

И нельзя не упомянуть про еще один нюанс. Выбирая новые колеса, не стоит забывать, что у силового агрегата есть определенный предел по мощности и крутящему моменту, и если увлечься, то можно попасть в ситуацию, когда ваш железный конь не сможет тронуться с места даже на пониженной передаче. Как подсказывает опыт, предельным значением следует считать увеличение размера колес на 25% от первоначального размера, а все что больше можно отнести уже к стадии бессмысленного фанатизма.

Две Нивы, с увеличенным клиренсом и со стандартной подвеской

Вариант лифтинга Нивы

В передней подвеске поднимаются нижние площадки пружин передней подвески, путем установки соответствующих проставок. Проставки устанавливаются именно под площадку, а не под сами пружины чтобы сохранить угол наклона пружин. При этом возрастет нагрузка на верхние рычаги передней подвески. Во избежание их преждевременного выхода из строя возросшую нагрузку компенсируют (разгружают рычаги), устанавливая между ними и шаровыми дополнительные проставки.

Нива передняя подвеска после тюнинга

После этих работ рулевые тяги начнут упираться в стабилизатор. Поэтому придется менять местами рычаги поворотных кулаков и переворачивать наконечники рулевых тяг.

Но и это еще не все. Требуется также заменить амортизаторы, пружины, РТИ, пыльники внутренних ШРУСов и перерегулировать отбойники пружин.

Для задней подвески устанавливают новые чашки задних пружин и кронштейны крепления амортизаторов (для переноса вверх точек крепления амортизаторов). Но эти изменения требуют удлинения верхних штанг заднего моста. А в случае, если планируется менять величину лифта, то можно сделать их регулируемыми. Реактивные тяги требуют усиления, а вот тягу Панара придется заменить на регулируемую и навестить пост развал-схождения, т.к. при подъеме мост смещается в сторону.

Нива задняя подвеска после тюнинга

В общем и целом процесс лифтовки на этом можно считать законченным, а в качестве последнего штриха установить колеса увеличенного размера.

Читайте также: