Проверка стартера ваз 2108

Обновлено: 02.07.2024

Автомобиль ВАЗ 2108 не отличается повышенно надежностью. Раз в 1-3 года желательно проводить ревизию электрооборудования.

Причины выхода из строя стартера на ВАЗ 2108 и способы решения проблем

Если стартер по какой-то причине не крутит – проблема может крыться не только в самой детали, но других компонентах электропроводке. Если машина не заводится, специальное втягивающее реле даже не щелкает – причина может быть в следующем:

  • отсутствует напряжение на контактах втягивающего;
  • вышло из строя само реле.

В первую очередь если двигатель авто не запускается следует установить факт наличия-отсутствия напряжения на управляющих контактах реле. Проверить это можно при помощи мультиметра: включив зажигание. Если питание на реле, стартер приходит, но мотор все равно не запускается – возможна проблема кроется в реле. Для проверки его не обязательно снимать сам двигатель. Достаточно просто замкнуть управляющие контакты. Если реле щелкает – значит, оно находится в рабочем состоянии.

После проверки наличия напряжения, контактов следует переходит уже к самому стартеру. Но для этого понадобится его предварительно снять. Сделать это можно сравнительно просто. Наиболее частые причины неисправности стартера:

  • износ подшипников либо шлицов бендикса;
  • выход из строя обмотки статора;
  • изношены угольные щетки.

Основной рабочий механизм статора, испытывающий наибольшую нагрузку – это бендикс. Он представляет собой небольшой вал на конце которого располагается шестерня. Шлицы которой при длительной эксплуатации имеют свойство изнашиваться. Чем короче будут такие шлицы – тем меньше зацепление с маховиком двигателя. Именно за счет этого и осуществляется зацепление приводящее к пуску мотора.

Замена бендикса – процесс сравнительно простой. Но стоимость его порой не сильно отличается от цены на новый стартер. Причем придется доплатить также и за установку. После снятия сразу после осмотра шлицов нужно убедиться, что вал стартера крутится без каких-либо усилий. Если вращается он с трудом либо вообще не крутится – на лицо отказ работы подшипников. Понадобится осуществить их замену.

Также могут быть проблемы с механической частью статора. Например, специальной вилкой – управление которой происходит втягивающим реле. Наиболее серьезную проблему представляет собой выход из строя обмотки статора. При наличии короткого замыкания требуется перемотка. Цена подобного ремонта может составлять 4-6 тыс. рублей. Потому в некоторых случаях имеет смысл просто приобрести новый.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше?

Если в случае поломки было решено приобрести новый стартер – то всегда встает выбор между двумя типами: оригинальный либо аналог? В первом случае стоимость будет на порядок выше. Как следствие – затраты на приобретение, установку будут выше. Но оригинальные детали отличаются своим качеством. Установив стартер от АвтоВАЗ можно забыть о проблемах с ним на 40-50 тыс. км. Стоимость оригинального стартера:

Наименование производителяАртикулПараметрСтоимость, рублей
АвтоВАЗ21214-3708010-8112 V;
1.5 kWt
От 4 тыс. рублей

Но цена подобной детали может составлять в 2-3 раза больше, чем аналога. Потому некоторые владельцы рассматриваемого транспортного средства делают выбор в пользу аналога. В то же время некоторые производители стартеров производят продукцию по своему ресурсу, качеству не хуже, чем оригинальная. Но подобного типа продукция часто подделывается.

Перед тем, как идти и приобретать аналог в магазине либо на рынке, следует внимательно изучить оригинальную упаковку. Например, подделки часто реализуются в коробках с низким качеством полиграфии. Отсутствуют специальные голограммы, иные важные детали и компоненты. Потому следует внимательно ознакомиться изучить перед оплатой деталь.

С хорошей стороны зарекомендовали себя следующие производители:

Наименование производителяАртикулПараметрСтоимость, рублей
Bosch136205912 V;
1.5 kWt
2 тыс. рублей
Valeo136700812 V;
1.5 kWt
1.7 тыс. рублей
Delco98601620012 V;
1.5 kWt
2.9 тыс. рублей

Важно внимательно ознакомиться с корпусом стартера. Возможно, даже вооружиться рулеткой. Некоторые универсальные модели, устанавливаемые на различные автомобили ВАЗ, подразумевают различную конструкцию корпуса. Как следствие – отличаются габаритные размеры. Потому неоригинальная деталь может просто не подойти по размерам.

Процедура замены, установки стартера

Стоит заранее ознакомиться с процессом снятии устройства. Это позволит избежать затруднений при ремонте. Также желательно заранее узнать где находится стартер.

Иначе могут возникнуть различные затруднительные ситуации. Процесс снятия включает основные этапы:

  • отключаются клеммы с АКБ автомобиля и отсоединяются контактные провода с самого стартера;
  • далее нужно открутить специальную гайку удерживающую колодку с проводами;
  • требуется демонтировать защиту картера – если таковая вообще имеется (без этого снять стартер просто не получится);
  • нижняя часть стартера снабжается двумя гайками которые требуется открутить;
  • далее стартер просто подается в сторону колеса – и снимается со своего посадочного места.

После демонтажа можно будет внимательно осмотреть шлицы бендикса, провести дефектовку. Установка производится в обратной последовательности. Важно лишь смазать все резьбовые соединения при помощи графитовой смазки. Она не даст резьбе закиснуть от времени.

Как правило, стартер является довольно сложной деталью автомобиля. Но это вовсе не значит, что его ремонт своими силами невозможен.
Напротив, часто именно он подвергается осмотру и ремонту любителями, которые довольно успешно с этим справляются.В этой пошаговой инструкции мы рассмотрим пример того, как действовать, если на Ваз 2108 ремонт стартера стал необходимостью.

Как грамотно провести ремонт стартера на Ваз 2108

По сравнению, довольно проста конструкция ваз 2108 стартера, ремонт его, если проводить своими силами, обойдется в несколько раз дешевле, чем будет стоить в автосервисе. Рассмотрим для начала принцип работы этой детали.

Принцип работы

Внимание: На ваз 2108 часто можно ремонт сдлать своими руками. Иногда подгорают силовые контакты вытягивающего реле медного типа (сюда подсоединяется плюс от аккумуляторной батареи и провод второй, ведущий на электродвигатель статора).

тяговое реле стартера

Кроме этого, ремонт может стать неизбежностью, когда в цепи наблюдается плохой контакт и вследствие этого, силовые контакты испытывают большую нагрузку. Постоянное прохождения тока большой силы оставляет на контактах следы, напоминающие небольшие шарики, похожие на сварочные.
При постоянном их скоплении, контакты выгорают до такой степени, что бывают не в состоянии пропускать напряжение.

Ремонт

Итак, начинаем непосредственный разбор стартера. Это поможет сделать видео ремонт стартера ваз 2108 вы можете в инете, ниже будет приведена инструкция.
Переходим к инструкции разбора стартера. Автомобиль желательно поднять на яму или домкрат, чтобы было удобнее снимать стартер.
Коробку передач ставим на нейтральное положение:

  • снимаем щиток;
  • вытаскиваем шланг из воздухосборника, извлекая его со своего родного места;
  • извлекаем сам стартер.

Снятый стартер следует тщательно осмотреть, перед тем, как начать его полный разбор. Перед снятием не забываем отметить провода, чтобы потом в процессе сборки, не перепутать их местами.

Прозвонка стартера

Прежде, чем проводить на ваз 2108 ремонт стартера рекомендуется его прозвонить.
Для этого ставим его на торец, обмотками вверх:

  • Берем провод и прикладываем один его конец на плюсовую клемму, другой на болты стартера. Если крутить плохо, значит проблема в стартере. Если же стартер нормально работает, значит проблема не в нем;
  • Не помешает также прозвонить реле. Впустить напряжение в 12 В на вывод реле, а минус приложить к корпусу.
    Омметр присоединить к контактным болтам. Если реле функционирует нормально, муфта будет отодвигаться в отверстие, а болты будут искрить.
    Омметр все это показывает на шкале. Если скачков напряжения не наблюдается, то скорее всего, реле следует заменить или провести ремонт.

Вообще втягивающее реле стартера имеет следующий принцип действия:

  • подается 12 В от замка зажигания;
  • из-за этого бендикс начинает свою работу, и рычаг внутри реле замыкает контакт, идущий от аккумуляторной батареи;
  • плюс передается щеткам стартера, которые начинают крутить якорь;
  • шестеренки передают крутящий момент бендиксу, который передает движение маховику.

Ремонт реле

Такую вот имеет конструкцию ваз 2108 стартер. Ремонт его рекомендуется начинать со снятия реле. Для извлечения его со стартера нужно действовать сверх-осторожно, дабы не сломать его.
Для начала нужно вооружиться следующими инструментами:

  • ключами гаечными и торцовыми;
  • удлинителем для головок торцовых;
  • отверткой;
  • торцовой головкой.
  • снимаем стартер так, как было сказано выше;
  • выворачиваем болты, соединяющие реле со стартером;
  • заменяем новым реле так, чтобы наконечник втягивающего реле зацепился с рычагом привода;
  • ставим стартер на место;
  • соединяем провода.

Разбор стартера

В данном случае речь идет о корпусе стартера с магнитами. Внутри него находится обмотка медного типа. Также следует проследить затем, чтобы щетки в процессе демонтажа и сборки легли правильно.
Обычно они не хотят умещаться в отверстии держателя, где удерживают якорь.
Поэтому выполняем все в данной последовательности:

  • отворачиваем ключом на 10 две гайки шпилек, как показано на фото ниже:

снятие гаек стяжных шпилек

  • извлекаем стартер вместе с якорем со шпилек;
  • с вала якоря снимаем центральную шестерню;
  • отворачиваем фигурной отверткой два винта задней крыки;
  • снимаем заднюю крышку.

снятие задней крышки стартера

снятие задней крышки стартера

  • извлекаем щетки в сборе;
  • затем снимаем якорь из статора;
  • на оси якоря имеется регулировочная шайба, которую нужно извлечь;
  • снять опору вала якоря;
  • видим три планетарных шестерни привода.

три шестерни привода стартера

  • извлекаем данные шестерни;
  • теперь нужно извлечь привод (для этого нажимаем пальцем на шестерню, а отверткой поддеваем опору рычага/привод должен выйти с опорой вала и рычагом);
  • отделяем опору от рычага.

снятие опоры с рычага стартера

  • коронную шестерню опираем торцевой частью на деревянный брусок;
  • берем рожковый ключ на 13 и располагаем его на ограничительном кольце, как того требует инструкция;
  • ударяем молоточком по ключу так, чтобы спрессовать стопорное кольцо;
  • извлекаем запорное кольцо, поддев отверткой;
  • теперь вынимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.

снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

  • извлекаем сам привод в сборе;
  • берем щипцы и разжимаем стопорное кольцо;
  • снимаем его.

Извлекаем шайбу и опору вала привода, как показано ниже:

снятие шайбы и опоры вала привода

снятие шайбы и опоры вала привода

  • извлекаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора;
  • осматриваем состояние коллектора и обмотки якоря (все должно быть чисто, без следов обугливания);
  • если на коллекторе замечаем царапины, обрабатываем мекой наждачной бумагой;
  • если наблюдается сильное обгорания или износ якоря, его нужно заменить;
  • если замечаем задиры или наволакивания материалов подшипников на шейке вала, обрабатываем все мелкой наждачной бумагой;
  • обмотку якоря проверяем омметром на замыкание;
  • если износились щетки, то нужно поменять щеткодержатель в сборе;
  • проводим сборку в обратном порядке;
  • перед установкой щеткодержателя, все пружины нужно будет снять и щетки вдвинуть в направляющие.

Данная инструкция поможет начинающим автомобилистам и бывалым шоферам неплохо сэкономить, ведь цена на новый стартер или услуги по его ремонту очень высокие сегодня.


Вечная проблема Ваз 2108 - разбитое место в КПП, опоры стартера!

Эта статья написана о ремонте стартера 29.3708 . Но основная вытекающая проблема всех "зубил" - это если не делать профилактику стартеру вовремя, то стартер начинает сам себя разбивать и место в коробке передач авто! Так как материал коробки алюминий, то отверстие куда опирается одним краем якорь стартера ( место опорной втулки ) разбивается вплоть до овала!

Стартер имеет 2 меднографитовые втулки по краям , в которых вращается вал ( якорь ) - ротор. Одна втулка меняется со стороны щеточного узла, а вторая запрессована в корпус коробки передач.

Тем самым, даже если вы выкинете заводской стартер и купите новый, он все равно "погибнет".

У меня было так - начал плохо зимой крутить стартер. Я поехал к автоэлектрику, он за пол дня сделал все. Стартер как будто ожил. Ездил я так радовался не долго. Через пол года история повторилась. Так как эта услуга была не дешевая, а времени прошло с прошлого ремонта совсем мало - я решил сам выяснить все и снял стартер.

Необходимые инструменты для работ: отвертка крест и шлиц, молоток, оправка, ключи рожковые 10мм 13мм 17 мм, пассатижи.

Чтобы снять стартер с автомобиля нужно:

1. Отключить клеммы аккумулятора в авто. От стартера отключите 2 провода ( силовой питание ( ключ 13 мм ) и управляющий с клемой "мама" ). Открутите 3 гайки крепления ( ключем 13 ) стартера к корпусу коробки передач. Удобнее эти работы проводить на яме. Но если нет ее, то и сверху получится. Только так неудобнее и дольше. Чтобы не мешала тяга троса сцепления при демонтаже стартера, можно вставить упор ( палку или прут ) на нажатую педаль сцепления и упереть его в руль или водительское сидение.

2. Аккуратно выньте стартер в сторону водительского колеса.

3. Подключаем стартер ( для проверки ) проводами для "прикуривания с крокодилами" к аккумулятору и проверяем как он работает без двигателя ( без нагрузки ). Мой уже не крутил совсем.


Минус провода цепляем на массу стартера ( ухо где были гайки ). Плюс цепляем на втягивающее реле - длинную гайку 10 мм. Обязательно на шпильке должна быть гайка! Так как шпилька с резьбой медная ( мягкая ) и при включении стартера будет идти большой ток ( около 100 Ампер ), который поплавит резьбу! Далее закрепляем стартер ( наступить ногой ), чтобы он не двигался при включении, и на разъем папы втягивающего реле подаем ( проводком ) плюс включения стартера. Берем от длинной гайки втягивающего плюс 12 В ( запускаю тем самым весь стартер ). Включается втягивающее реле , выталкивая шестерню бендекса на валу. И замыкая контакты стартера ( включая стартер ), вал начинает вращаться. У меня все было тихо. :(


4. Значит, разбираем дальше стартер.

На задней плоской крышке откручиваем 2 винта ( отвертка крест ), которые держат защитную крышку, а под ней щёточный узел. Там есть два длинных болта-шпильки ( ключ 10 мм ), которая соединяет весь стартер - откручиваем их. И отсоединяем втягивающее реле - 3 винта ( отвертка крест ) со стороны шестерни на валу и один толстый провод из под нижней гайки бендекса ( питание обмоток статора ), идущий к корпусу стартера ( 10 мм ). И выниманием втягивающее реле и его сердечник из зацепления с бендексом.


Снимаем заднюю крышку. Видим там заднюю медную втулку и щеточный узел. На щеточном узле откручиваем винты крепления медной обмотки ( отвертка шлиц ), чтобы отсоединить заднюю часть стартера от средней ( обмотки ).


Разбираем стартер на три части. Переднюю ( носок ), среднюю ( с обмотками ) и заднюю ( с щеточным узлом ) часть.

Мой стартер не крутил и с контактов шли искры. Щетки были больше половины. Значит где-то замыкание. Ищем его. К.З. может быть в обмотке статора или в якоре ( роторе ). Редко обрыв в щеточном узле ( визуально осмотреть ). Так же перед демонтажем стартера нужно проверить на авто контакты силовых проводов - это толстый провод от + АКБ на верхнюю гайку питания стартера, провод минуса от массы АКБ к кузову авто и от минуса АКБ к двигателю! Раскрутить все эти соединения, почистить и смазать Литолом или смазкой для контактов.


5. Смотрим на якорь ( ротор ) . Он весь побитый по наружи ( магнитопровод ), так как втулка в корпусе коробки была разбита ( и автоэлектрик при ремонте на втулку просто накрутил фольгу ) якорь крутился не в оси и разбивал сам себя и цеплял еще собой медную обмотку статора ( в корпусе ). Серебристые составные части якоря ( магнитопровод ) смещены по кругу от биения. Чтобы вытащить якорь из передней части стартера нужно на валу отодвинуть ( сбить ) ограничительное кольцо хода бендекса. Стартер ставим вертикально. Ложем на кольцо рожковый ключ на 17 и слегка ударяем молотком. Под ним находится круглое стопорное кольцо. Его поддеваем плоской отверткой и снимаем. На противоположном крае вала ( в щеточном узле ) есть еще стопорное полукольцо. Его поддеваем плоской отверткой. Под ней регулировочная дистанционная шайба. Вынимаем вал якоря. Далее замерим замыкание якоря.

6. Замеры тестером ( мультиметром ) якоря :

Тестером на пределе Омы - перемещая щупы по якорю попарно по всем ламелям, сопротивления не должно быть ( бесконечно ) на всех ламелях одинаково. Проверяли межобмоточное замыкание.



Тестером на пределе 200 кОм - один щуп ставим на вал якоря, второй перемещаем по всем ламелям по очереди. На всех ламелях не должно быть сопротивления. Проверяли мы короткое замыкание на вал.



7. Замеры контролькой якоря ( лампа 220 В 100 Ватт ):


Все работы производить внимательно! На щупах напряжение 220 Вольт !

Собираем схему из 2 щупов, лампочки и проводов. Все последовательно. Эта простая схема заменяет специальный прибор - мегаомметр.

Ставим один щуп на боковую часть якоря ( магнитопровод ), а второй перемещаем по всем медным ламелям якоря по очереди. Если лампа горит или пробивается ее свечение - значит есть короткое замыкание обмоток на магнитопровод.



Далее ставим один щуп на вал якоря, второй на боковой магнитопровод. Если лампа горит или пробивается ее свечение - значит есть короткое замыкание магнитопровода на вал якоря.


У меня везде было короткое замыкание, так как стартер сам себя разбивал и царапал.

8. Проверяем обмотки статора лампой:

Ставим один щуп на корпус стартера ( среднюю его часть ), в ней закреплены медные обмотки. Вторым ставим, по очереди на два тонких вывода якоря и толстый провод от бендекса. Нигде не должно быть свечения лампы или дама из изоляции обмоток. Если лампа светится - значит, есть замыкание. Могут быть так же искры внутри статора ( шьет ). У меня светилась лампа и немного был дым из под тряпичной изоляции обмоток.





В общем, мой стартер не спасти. Остались щетки, бендекс и корпус стартера.

Итог: стартеру желательно делать профилактику раз в 45 000км, и поверьте это намного дешевле ( замена щеток, втулок, удаление пыли от работы щеток, смазка ) ремонта или нового стартера. манипуляции автоэлектрика, пол года назад, с моей опорной втулкой в КПП ( накручивание на нее фольги, чтобы увеличить ее наружный диаметр ) продлили жизнь моего стартера на пол года, но в итоге его пришлось выкинуть! Если бы я нашел ремонтную опорную втулку раньше, это бы спасло мой родной стартер. Ну а сейчас я ее все же установил в коробку ( но уже сам ), чтобы не убивать новый стартер на авто. Очень рекомендую ремонтную опорную втулку для стартера, так как эта мелочь спасительна, а ее цена в 10 раз дешевле стоимости работы автоэлектрика.

Фото ремонтной втулки ( в коробе передач авто ).


9. Сборка стартера 29.3708.

Перед установкой стартера на автомобиль демонтируем старую опорную втулку из корпуса КПП. Это можно сделать несколькими приемами: 1) подобрать вал ( ось или ручку ключа-трещотки ) по диаметру внутреннему втулки, набить в нее смазки и вставить нашу ось. Ударами молотка загонять ось во втулку и смазка ее выдавит; 2) можно взять метчик на 12 мм и вкрутить в его в старую втулку, нарезав резьбу. Потом аккуратно выбивая метчик вытащить и втулку. Для удобства я на метчик наварил шайбу, по которой и бил рожковым ключом; 3) можно расколоть старую втулку стамеской, шилом или плоской отверткой.

Фото моего машинного метчика на 12 мм.


Далее я запрессовал ремонтную втулку в корпус КПП. Использовал оправку из полиэтилена. Есть несколько размеров втулок - Р1 – 15.1 мм, Р2 – 15,15 мм, Р3 – 16мм. Размер Р3, используется когда посадочное место в корпусе коробки передач разбит по форме овала. Втулку необходимо обточить на наждаке под овал.

Собираем стартер в обратной последовательности. Вычищаем пыль и иной мусор. Все промываем бензином. Даем высохнуть. Щетки замените новыми, открутив шлицевой отверткой винты. Втулки запрессовываем через деревянные или иные мягкие проставки, не спеша. Когда стягиваем стартер шпильками, обратите внимание - на них надеты диэлектрические трубочки. Чтобы они не касались обмотки в статоре! Когда устанавливаете стартер в коробку передач, можно слегка смазать край якоря. Хотя втулка удерживающая, его является самосмазывающейся, при сборке можно использовать немного смазки для шрусов или смазку Molder или Motul. И нанести в опорную втулку ее. У импортных смазок шире температурные пределы, и меньше текучесть при высоких температурах работы ( смазка сохраняет свою конститенцию ). Втулку заднюю ( грибком ) можно слегка пройтись разверткой на 12 мм ( при необходимости ). При включении ( проверке ) стартера на столе, не забывайте, что стартер сильно отклоняется в сторону, обратной вращения якоря ! Зафиксируйте чем-либо его. И чтобы немного продлить нелегкую жизнь стартера, можно выжимать педаль сцепления. Тем самым отключая коробку передач от стартера.

Полезное.

Полярности щупов при измерениях тестером или лампой не имеет значения.

Если побило магнитопроводы якоря, значит он бился ( из-за износа или прокручивания втулки опорной в корпусе КПП ) об обмотки статора.

Менять втулки в стартере нужно парно, и в щеточном узле и в корпусе коробки передач.

Иногда можно ремонтировать стартер и заменить неисправный якорь, обмотки в корпусе статора или щеточный узел. Если стартер крутит уверенно и без шумов, а двигатель не пускается - значить замените бендекс. Бывает выходит из строя втягивающее реле ( в нем подгорают силовые контакты внутри ).

Основные технические данные стартера Ваз 2108 - 2115 : длинна щеток 12мм, зазор якоря ( люфт в оси ) - 0,5 мм. Мощность - 1,3 кВт. Направление вращения - левое. Масса - 6 кг. Число зубьев бендикса ( муфта свободного хода ) -11 шт. Напряжение включения втяивающего реле бендикса - 9 В. Ток реле бендикса ( втягивающей обмотки ) - 25 А. Ток реле бендикса ( удерживающей обмотки ) - 15,8 А. Крутящий момент на валу стартера - 0,76 кгс.м. Частота вращения вала - 5000 об/мин ( под нагрузкой 1650 об/мин ). Сила тока - не менее 280 А ( холостой ход 75 А, полное торможения 500 А ). Тип коллектора якоря - торцевой. Число катушек обмотки статора - 3 шт. Тип щеток - МГС-20 7*16*20 мм ( 4 штуки ). Так же в бендексе есть третья промежуточная втулка. Она меняется вместе с бендексом. Полностью взаимозаменяем с стартерами 29.3708 любых производителей и моделью 5712.3708.



Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел Особенности
Электромотор По нему через четыре щетки передается постоянный ток
Муфта свободного хода с шестеренкой Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
Тяговое реле Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
Втулки Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.



Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Разборка стартера Ваз 2109 Лада Самара

/ VAZ/ vaz-2109/ Электрооборудование/ Стартер/ Разборка стартера


Предупреждение

Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.

Комментарии

Оставить комментарий Cancel reply

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.



Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Демонтажные работы

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Сборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Соберем ранее разобранный стартер 29.3708, применяемый на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. При сборке учтем некоторые особенности этого стартера. Каких либо особых приспособлений не применяем, используем подручные средства и обычные инструменты.

Порядок сборки стартера 29.3708 ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Присоединяем обмотки статора к корпусу стартера

Если ранее они демонтировались.

Крепятся они при помощи больших винтов. Затягиваются с большим усилием. Поэтому для затяжки винтов желательно использовать ударную отвертку.

— Устанавливаем на место щетки

Если ранее они снимались.

Для каждой щетки имеется свой паз в корпусе (щеткодержателе). Вывод каждой из щеток крепится винтом. Прижимают щетки прижимные пружины, насаженные на штифты.



Установка щеток стартера

— Устанавливаем в корпус якорь стартера

Своим коллектором он прижимается к щеткам. Утапливаем якорь в корпус до упора, преодолевая сопротивление пружин щеток. Надеваем на хвостовик якоря регулировочную шайбу и стопорим его стопорной шайбой.



Устанавливаем якорь стартера



Устанавливаем стопорное кольцо якоря стартера

— Устанавливаем привод стартера (бендикс)

Вставляем его в переднюю часть корпуса стартера с лицевой стороны, шестеренкой вперед. С тыльной стороны вставляем в корпус рычаг привода и одеваем его ножки на выступы бендикса. Вставляем в паз на корпусе резиновую заглушку.

Устанавливаем бендикс


Устанавливаем бендикс стартера



Устанавливаем привод бендикса стартера

Фиксируем рычаг бендикса при помощи оси и фиксатора.



Фиксируем рычаг бендикса фиксатором

— Соединяем переднюю и заднюю части корпуса стартера

Предварительно вставляем в заднюю часть корпуса пластмассовые трубчатые изоляторы стяжных винтов.



Устанавливаем изолирующие трубки

Стягиваем обе половинки стяжными винтами (ключ на 10 мм).



Стягиваем половинки стартера стяжными болтами

— Устанавливаем ограничитель хода привода

Надеваем на вал кольцо ограничителя хода (пазом от бендикса). При помощи съемника устанавливаем стопорное кольцо ограничителя в проточку на валу якоря. Если нет съемника, применяем шлицевую отвертку и пассатижи.



Устанавливаем ограничитель хода бендикса и его стопорное кольцо

Переворачиваем стартер и ставим его на торец вала. Сажаем кольцо ограничителя легкими ударами молотка с разных сторон, через рожковый ключ на 17, на стопорное кольцо. Оно должно плотно войти в паз кольца ограничителя.



Сажаем на место ограничительное кольцо

— Присоединяем защитную крышку стартера

Под нее устанавливаем резиновое уплотнительное кольцо. Крышку притягиваем двумя винтами.



Присоединяем защитную крышку стартера

— Присоединяем тяговое (втягивающее) реле стартера

Между реле и корпусом стартера должна находиться прокладка. Серьга сердечника реле вдевается в паз на верхней части рычага привода.



Присоединяем втягивающее (тяговое) реле стартера

Реле фиксируется тремя винтами. С задней части втягивающего реле на нижний болт надевается наконечник вывода обмоток статора и крепится гайкой на 13 через плоскую шайбу.



Закрепляем втягивающее реле двумя винтами и крепим наконечник вывода обмоток

Все, стартер собран. Осталось проверить его работу и можно устанавливать на двигатель.

Примечания и дополнения

Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FS , в Одноклассниках — Twokarburators OK и в Яндекс Дзен — Twokarburators DZ

Еще статьи по стартерам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство стартера 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Снятие тягового (втягивающего) реле со стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Стартер 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Схемы электрических соединений стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки.

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.



Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.


Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.



Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.



Реле

Комментарии и отзывы

Поставить машину и не ездить — будет экономия!

2. Отверните на стартере гайку с нижнего контактного болта тягового реле.

3. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора стартера.

4. Отверните два винта крепления тягового реле.

5. Снимите тяговое реле. Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера.

6. Выньте якорь и пружину из тягового реле.

7. Снимите уплотнительное кольцо.

8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца. Выгодно купить парик в Киеве

Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним.

9. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное кольцо.

10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку стартера.

11. Снимите стопорное кольцо…

12.… а затем регулировочные шайбы.

13. Отверните гайки стяжных шпилек.

14. Снимите крышку стартера со стороны коллектора.

15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.

16. Снимите щеткодержатель.

Изолированные щетки 1 припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные 2 — к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.

Читайте также: