Распиновка модуля зажигания ваз 2111

Обновлено: 04.07.2024


Всем привет! Как уже давно писал, хотел сделать доработку питания модуля зажигания. Эта мысль пришла после того, как я случайно набрел на статью пользователя mcsystem , за что ему спасибо. Даже был установлен дополнительный блок предохранителей, но встала другая проблема. Мой характер не позволяет влезать в заводскую проводку, люблю когда все можно без больших проблем вернуть к стоковому состоянию. Поэтому хотел найти разъемы модуля зажигания и сделать съемную систему. Разъем, который вставляется в модуль, без проблем был найден в магазине, но вот ответную часть найти сложнее. Было решено вырвать разъем из мертвого модуля. Но найти дохлый модуль в моем городе оказалось проблематично. А отдавать за новый 2 килорубля тупо из-за разъема глупо. Поэтому дело встало.

Но мир не без добрых людей, и вот exclusive33rus прислал мне дохлый модуль, за что ему огромное спасибо! На заводе взял два провода сечением четыре квадрата, причем настоящих четыре квадрата, а не те смешные проводки, которые продаются в магазине. Ну и заодно два наконечника, с отверстиями на 6 и 8 мм, так как пока еще не знал, какой из них поставлю.


Вырвал разъем из модуля, измерил необходимую длину проводов и начал паять. И тут нежданчик — металл, которым соединено все в модуле, ничем не паяется! Металл очень блестит, как свинец, и хрупкий на изгиб как алюминий. Расстроился, но делать нечего, надо думать дальше. И тут попался на глаза диагностический KKL шнур OBD-II, смотрю — штырьки одинаковые! Разобрал его, нашел неиспользуемые штырьки, разогрел их паяльником и вытащил. Вытащил из разъема непаяющиеся штырьки неизвестного металла, и заплавил штырьки из шнурка. Припаялся, и решил залить место пайки супермоментом с содой. С горем пополам нашел дома суперклей, но, как говорится, не понос — так золотуха, соды не оказалось дома. Вроде такая вещь, которая у всех годами стоит и никуда не используется практически, а у меня ее нет. Время было позднее, магазины закрыты уже, не купить. И тут я вспоминаю, что на балконе лежит кальцинированная сода, которую я использовал для изготовления печатных плат фоторезистивным методом. Пробую ее с суперклеем — все отлично! Заливаю разъем, и сталкиваюсь со второй проблемой — провод не влазил в разъем, поэтому примерно пять сантиметров до разъема пришлось немного уменьшать сечение, с четырех квадратов упало примерно до 2,5, но пролудил все капитально, так что потери будут минимальные. Сажаю все в гофру и оставляю проводку до светла, в темноте устанавливать не очень удобно.


Как видно, в схеме стоит реле. Кто понимает с электрике думаю поняли сразу, а для остальных объясню, что же такое у меня получается. Итак, на модуль идет четыре провода, два сигнальные, по которым ЭБУ дает команду дать искру в цилинды (1-4 и 2-3 соответственно), и два питание 12 вольт. Так вот сигнальные идут напрямую с разъема на разъем, а вот питание модуля теперь идет на реле, через которое толстым проводом идет +12 вольт напрямую с аккумулятора.


Сегодня в обед на работе решил все установить. Снял воздушный фильтр и пропустил проводку. Делов на 15 минут, сложнее всего было прикрутить реле, не очень удобно крутить гайку. Посадил реле на крепление кронштейна аккумулятора, рядом с дополнительной релюшкой стартера (которая по совместительству является и схемой защиты стартера). Минусовой провод прикрутил напрямую на минус аккумулятора.






Сразу подключать не стал, решил после обеда сравнить стоковое подключение и переделанное. После работы завел двигатель на стоковом питании, послушал, оценил, и подключил по новой схеме.


Завожу. И сразу замечаю более тихую работу двигателя на холостых. Вкупе с ВВ проводами нулевого сопротивления эффект поразительный, на холостых я практически не слышал движок, и это при условии, что у меня прогорел резонатор внутри. Поехал домой. Сразу заметна более четкая работа двигателя на низких оборотах, улучшился разгон с низов. Помех на магнитолу также выявлено не было. Доработкой полностью доволен.

Отсюда вердикт — однозначно переделывать питание, хуже однозначно не будет. Теперь буду готовиться к финалу эпопеи с зажиганием, буду потихоньку собирать информацию о божьей искре.

Теперь о затратах:
— пересылка МЗ — 250р;
— разъем модуля зажигания — 90р;
— гофра на провода — 100р;
— реле — 65р;
— разъем реле — 60р;

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов



Сегодня мы рассмотрим устройство и схемы систем зажигания на автомобили ВАЗ всех основных моделей. Поскольку карбюраторные версии ВАЗ это уже практически история, остановимся подробно на системах зажигания инжекторных автомобилей. У них основой системы зажигания является модуль электронного зажигания. Также рекомендуем тщательно отнестись к выбору свечей и качеству высоковольтных проводов, ведь именно от них будет зависить качество искры и соответственно работа системы зажигания в целом. Информация предназначена как справочное пособие для самостоятельного ремонта авто.

Распиновка и схема катушки зажигания ВАЗ

Распиновка модулей катушки зажигания различных моделей автомобиля семейства ВАЗ:

Зажигание ВАЗ 2101


1 – генератор; 2 – выключатель зажигания; 3 – распределитель зажигания; 4 – кулачок прерывателя; 5 – свечи зажигания; 6 – катушка зажигания; 7 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2106


1 – выключатель зажигания; 2 – блок предохранителей и реле; 3 – блок управления ЭПХХ; 4 – генератор; 5 – электромагнитный клапан; 6 – микропереключатель; 7 – свечи зажигания; 8 – распределитель зажигания; 9 – катушка зажигания; 10 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2108, 2109



Зажигание ВАЗ 2110



Зажигание ВАЗ 2111



Зажигание ВАЗ 2112





Зажигание ВАЗ 2114


Схема бесконтактной системы зажигания: 1 – бесконтактный датчик; 2 – датчик-распределитель зажигания; 3 – свечи зажигания; 4 – коммутатор; 5 – катушка зажигания; 6 – монтажный блок; 7 – реле зажигания; 8 – выключатель зажигания.


Как проверить катушку зажигания ВАЗ

В случае неисправности катушки зажигания двигатель не пускается. Характерным признаком неисправной катушки является ее повышенная температура при выключенном зажигании. Это легко определить рукой на ощупь.


Признаки неисправного модуля зажигания могут быть и такие:

  • неуверенный запуск двигателя или отказ при запуске;
  • провалы при резкой смене оборотов;
  • высокий расход топлива;
  • не работают два цилиндра, двигатель лихорадит;
  • отсутствие динамики;
  • резкое падение мощности;
  • падение мощности и тяги после прогрева.

Эти симптомы могут быть вызваны не только модулем зажигания. Чтобы определиться с неисправностью, достаточно потратить несколько минут на диагностику свечей, высоковольтных проводов и колпачков. Этим мы исключим остальные элементы системы зажигания и будем уверены в том, что неисправен именно модуль зажигания.


Для проверки модуля вторым способом нам пригодится только мультиметр, далее следуйте пошаговой инструкции:

  1. Проверяем питание и наличие импульсов, подаваемых с ЭБУ. Питание проверяем между центральным выводом (15) колодки проводов, подключаемой к модулю, и массой двигателя. При включённом зажигании напряжение не должно быть меньше 12 В. В противном случае либо села АКБ, либо не работает ЭБУ.
  2. Проверяем импульсы с ЭБУ на колодке проводов. Один щуп тестера устанавливаем на разъем 15, второй на крайний правый, затем на крайний левый. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы в это время фиксируем тестером кратковременные скачки напряжения. Если импульсов с ЭБУ нет, виноват именно он.
  3. Проверяем сопротивление на вторичных обмотках катушек. Ставим тестер в режим измерения сопротивления и измеряем его на высоковольтных выводах крышки модуля. Между 1 и 4 выводом и 2-3 сопротивление должно быть 5,4 кОм. В противном случае модуль подлежит замене.
  4. Сопротивление первичных обмоток проверяем между контактами 15 и крайним правым, потом крайним левым выводами. Номинал — 0,5 Ом. Отклонение не допускается.
  5. Проверяем модуль на короткое замыкание. В режиме омметра устанавливаем один щуп мультиметра на центральный вывод, второй на металлический корпус. Сопротивления быть не должно. Если прибор фиксирует хоть какое-нибудь сопротивление (кроме единицы или бесконечности), модуль подлежит замене.

Подключение и замена КЗ ВАЗ

Порядок снятия и установки катушки зажигания на старые модели ВАЗ:

  1. Сначала отсоедините центральный высоковольтный провод, ведущий к трамблеру (распределителю зажигания).
  2. Отключите все провода питания от контактов катушки. Так как они крепятся с помощью гаек, то для этого понадобится ключ на 8.
  3. Если вы не знаете, какие провода потом подключать к какому именно разъему, то лучше сразу запомнить или как-нибудь пометить их, чтобы потом при установке подсоединить их правильно.
  4. Открутите корпус катушки. Крепится он на зажиме (хомуте), который прижат к кузову автомобиля двумя гайками.
  5. После проделанной работы можно вынимать катушку зажигания и производить ее замену при необходимости.

Для автомобилей ВАЗ нового типа:


Особое внимание стоит обратить на подключение, поскольку высоковольтные провода должны располагаться в строгом порядке, предусмотренном конструкции. Если этого не выполнить, то автомобиль будет троить или двигатель может вообще не запуститься.

Заменить катушку зажигания на ВАЗ достаточно просто. Даже начинающий автомобилист способен сделать это у себя в гараже, а если показалось все слишком сложно — обратитесь в автосервис. Особое внимание, стоит обратить на выбор изделия, поскольку от этого будет зависеть то, насколько хорошо будет работать двигатель и система зажигания.

Модели ВАЗ 8 и 16 клапанов

Несмотря на схожесть в конструкции двигателя, система зажигания 1,5-литрового инжекторного 16-клапанного мотора отличается от мотора 1,6 на 16 клапанов. В моторе 1,6 л применили электронную бесконтактную систему зажигания с индивидуальными катушками на каждой свече. Поэтому необходимость в модуле зажигания отпала. Такая система надёжнее и дешевле в эксплуатации, поскольку при выходе из строя одной катушки, не нужно менять весь модуль целиком.


Видео по ремонту КЗ ВАЗ


Зачастую, при поломке модуля зажигания автовладелец сразу бежит в магазин и покупает новый. Но, для ВАЗ-2112 существует альтернативный способ – ремонт. Конечно, без должных знаний в автоэлектрике будет тяжело разобраться во всем схемах и коммуникациях. Эта статья максимально доступно расскажет, как отремонтировать модуль зажигания своими руками.

Конструкция модуля


Прежде, чем приступить к ремонту модуля зажигания стоит разобраться, с чего он состоит. Итак, рассмотрим конструкцию данного элемента:

  1. Две катушки зажигания, которые генерируют высоковольтный импульс.
  2. Двухканальный коммутатор.

Для диагностики и ремонта необходимы базовые знания не только в обычной электрике, но и принципах автоэлектрики. Также, для успешного процесса потребуется навыки работы с цифровым мультиметром.

Процесс ремонта

Зачастую, высоковольтный импульс пропадает во 2 и 3 цилиндрах . Итак, для начала ремонта модуля зажигания, конечно, понадобится его демонтаж. Для этого отключаем высоковольтные провода и откручиваем с креплений сам узел. Когда приготовительные операции совершены, можно приступить непосредственно к процессу ремонта:


При помощи отвертки открываем алюминиевую пластину



Схема пайки проводов и расположение элементов на плат


Схема собранного модуля зажигания


Модуль зажигания в окончательно собранном виде

Видео о ремонте модуля зажигания на ВАЗ-2112

Видео материал расскажет о ремонте модуля зажигания, а также о том, как его снять с автомобиля.

Выводы

Как оказалось, отремонтировать модуль зажигания на ВАЗ-2112 своими руками не так уж и сложно, достаточно владеть базовыми знаниями в электронике и уметь держать паяльник в руках, все остальное дело техники.






Зачастую, при поломке модуля зажигания автовладелец сразу бежит в магазин и покупает новый. Но, для ВАЗ-2112 существует альтернативный способ – ремонт. Конечно, без должных знаний в автоэлектрике будет тяжело разобраться во всем схемах и коммуникациях. Эта статья максимально доступно расскажет, как отремонтировать модуль зажигания своими руками.

Распиновка и схема катушки зажигания ВАЗ

Распиновка модулей катушки зажигания различных моделей автомобиля семейства ВАЗ:

Зажигание ВАЗ 2101

Распиновка катушки ваз 2112

1 – генератор; 2 – выключатель зажигания; 3 – распределитель зажигания; 4 – кулачок прерывателя; 5 – свечи зажигания; 6 – катушка зажигания; 7 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2106

Распиновка катушки ваз 2112

1 – выключатель зажигания; 2 – блок предохранителей и реле; 3 – блок управления ЭПХХ; 4 – генератор; 5 – электромагнитный клапан; 6 – микропереключатель; 7 – свечи зажигания; 8 – распределитель зажигания; 9 – катушка зажигания; 10 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2108, 2109

Распиновка катушки ваз 2112

Зажигание ВАЗ 2110

Распиновка катушки ваз 2112

Зажигание ВАЗ 2111

Распиновка катушки ваз 2112

Зажигание ВАЗ 2112

Зажигание ВАЗ 2114

Распиновка катушки ваз 2112

Схема бесконтактной системы зажигания: 1 – бесконтактный датчик; 2 – датчик-распределитель зажигания; 3 – свечи зажигания; 4 – коммутатор; 5 – катушка зажигания; 6 – монтажный блок; 7 – реле зажигания; 8 – выключатель зажигания.

Распиновка катушки ваз 2112

Какой лучше?

Как самые надёжные модули зажигания, себя зарекомендовали устройства СОАТЭ производства г. Старый Оскол.

Строение модуля

Модуль состоит из двух катушек зажигания и двух высоковольтных ключей-коммутаторов.



Внутри модуля находятся плата с радиодеталями и залитые компаундом катушки зажигания.

Катушка генерирует импульс высокого напряжения, а представляет она собой простейший трансформатор с двумя обмотками, первичной (напряжение индукции около 500 В) и вторичной (напряжение индукции минимум 20 кВ). Все это собрано в едином корпусе, на котором расположен разъем сигнальных проводов (от блока управления двигателем) и четыре вывода для высоковольтных проводов.

Как проверить катушку зажигания ВАЗ

В случае неисправности катушки зажигания двигатель не пускается. Характерным признаком неисправной катушки является ее повышенная температура при выключенном зажигании. Это легко определить рукой на ощупь.

Распиновка катушки ваз 2112

Признаки неисправного модуля зажигания могут быть и такие:

  • неуверенный запуск двигателя или отказ при запуске;
  • провалы при резкой смене оборотов;
  • высокий расход топлива;
  • не работают два цилиндра, двигатель лихорадит;
  • отсутствие динамики;
  • резкое падение мощности;
  • падение мощности и тяги после прогрева.

Эти симптомы могут быть вызваны не только модулем зажигания. Чтобы определиться с неисправностью, достаточно потратить несколько минут на диагностику свечей, высоковольтных проводов и колпачков. Этим мы исключим остальные элементы системы зажигания и будем уверены в том, что неисправен именно модуль зажигания.

Распиновка катушки ваз 2112

Для проверки модуля вторым способом нам пригодится только мультиметр, далее следуйте пошаговой инструкции:

  1. Проверяем питание и наличие импульсов, подаваемых с ЭБУ. Питание проверяем между центральным выводом (15) колодки проводов, подключаемой к модулю, и массой двигателя. При включённом зажигании напряжение не должно быть меньше 12 В. В противном случае либо села АКБ, либо не работает ЭБУ.
  2. Проверяем импульсы с ЭБУ на колодке проводов. Один щуп тестера устанавливаем на разъем 15, второй на крайний правый, затем на крайний левый. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы в это время фиксируем тестером кратковременные скачки напряжения. Если импульсов с ЭБУ нет, виноват именно он.
  3. Проверяем сопротивление на вторичных обмотках катушек. Ставим тестер в режим измерения сопротивления и измеряем его на высоковольтных выводах крышки модуля. Между 1 и 4 выводом и 2-3 сопротивление должно быть 5,4 кОм. В противном случае модуль подлежит замене.
  4. Сопротивление первичных обмоток проверяем между контактами 15 и крайним правым, потом крайним левым выводами. Номинал — 0,5 Ом. Отклонение не допускается.
  5. Проверяем модуль на короткое замыкание. В режиме омметра устанавливаем один щуп мультиметра на центральный вывод, второй на металлический корпус. Сопротивления быть не должно. Если прибор фиксирует хоть какое-нибудь сопротивление (кроме единицы или бесконечности), модуль подлежит замене.





Проверка работоспособности

Чтобы точно определить, пришло ли время менять высоковольтные провода ВАЗ, необходимо проверить их работоспособность мультиметром.

Данная операция займет у вас не больше 15 минут.:

  • Выключаем зажигание;
  • Снимаем провода: первый конец отсоединяем от модуля зажигания, второй от цилиндра;
  • Переводим тестер в режим омметра и подсоединяем щупы мультиметра к контактам провода.

Если высоковольтные провода на ВАЗ 2114 находятся в нормальном техническом состоянии, мультиметр покажет сопротивление в пределах величины, указанной на изоляции провода, если показания отличаются — требуется замена бронепроводов на ВАЗ 2114. Повторить процесс необходимо на каждом проводе по очереди.

Если проверка показала неутешительные результаты, существует возможность того, что проблема возросшего сопротивления кроется в окислившихся контактах. В таком случае ВВП можно попытаться реанимировать, протерев контакты ВД-40 либо жидкостью для очистки карбюраторов.

Также причиной возникновения проблем с зажиганием может стать пробой ВВП. Определить его можно визуально в темное время суток — возьмите фонарик и откройте капот четырнадцатой, найдите и осмотрите бронепровода, если вы заметите легкое искрение на изоляции — ВВП пробиты и их нужно менять.

Подключение и замена КЗ ВАЗ

Порядок снятия и установки катушки зажигания на старые модели ВАЗ:

  1. Сначала отсоедините центральный высоковольтный провод, ведущий к трамблеру (распределителю зажигания).
  2. Отключите все провода питания от контактов катушки. Так как они крепятся с помощью гаек, то для этого понадобится ключ на 8.
  3. Если вы не знаете, какие провода потом подключать к какому именно разъему, то лучше сразу запомнить или как-нибудь пометить их, чтобы потом при установке подсоединить их правильно.
  4. Открутите корпус катушки. Крепится он на зажиме (хомуте), который прижат к кузову автомобиля двумя гайками.
  5. После проделанной работы можно вынимать катушку зажигания и производить ее замену при необходимости.

Для автомобилей ВАЗ нового типа:

Распиновка катушки ваз 2112

Особое внимание стоит обратить на подключение, поскольку высоковольтные провода должны располагаться в строгом порядке, предусмотренном конструкции. Если этого не выполнить, то автомобиль будет троить или двигатель может вообще не запуститься.

Заменить катушку зажигания на ВАЗ достаточно просто. Даже начинающий автомобилист способен сделать это у себя в гараже, а если показалось все слишком сложно — обратитесь в автосервис. Особое внимание, стоит обратить на выбор изделия, поскольку от этого будет зависеть то, насколько хорошо будет работать двигатель и система зажигания.

Конструкция модуля

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Прежде, чем приступить к ремонту модуля зажигания стоит разобраться, с чего он состоит. Итак, рассмотрим конструкцию данного элемента:

  1. Две катушки зажигания, которые генерируют высоковольтный импульс.
  2. Двухканальный коммутатор.

Для диагностики и ремонта необходимы базовые знания не только в обычной электрике, но и принципах автоэлектрики. Также, для успешного процесса потребуется навыки работы с цифровым мультиметром.

Процесс ремонта

Зачастую, высоковольтный импульс пропадает во 2 и 3 цилиндрах . Итак, для начала ремонта модуля зажигания, конечно, понадобится его демонтаж. Для этого отключаем высоковольтные провода и откручиваем с креплений сам узел. Когда приготовительные операции совершены, можно приступить непосредственно к процессу ремонта:

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

При помощи отвертки открываем алюминиевую пластину

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Схема пайки проводов и расположение элементов на плат

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Схема собранного модуля зажигания

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Модуль зажигания в окончательно собранном виде

Видео о ремонте модуля зажигания на ВАЗ-2112

Видео материал расскажет о ремонте модуля зажигания, а также о том, как его снять с автомобиля.




Видео по ремонту КЗ ВАЗ

Предпосылок для замены не было. Родная катушка работала нормально, ну почти нормально. Не нравилось что авто подтраивает на постоянной нагрузке. Потому решил провести экперимент по замене катушки на что-нибудь побольше и интереснее. Посмотрел в БЖ у Олега reekardo тему про замену катушки и решил пойти тем же путем, но немного усложнить. Не прочитав досканально запись (а там написано покупать катушку, а не модуль зажигания от Ваз), пошел и купил сначала модуль зажигания и разъем к нему. Такой же модуль стоял в моей Ниве.

:)

Начал его подключать, а он не работает — авто не заводится. Соорудил мини стенд для проверки (4 свечки, провода и аккумулятор). Стенд показал — модуль рабочий. (И ведь написано было — брать катушку, а не модуль) Съездил, заменил модуль на катушку (ещё и разницу в цене получил в свой карман

Дальше проще. Нашел нужные точки подключения, проверил работу. Затем припаял провода к родной проводке. Родной разъем замотал изолентой. Модуль закрепил на штатной пластине по диагонали, только снял крепление провода на датчик детонации и в освободившееся отверстие закрутил болт.

Признаки

  1. Если одна из катушек модуля полностью выходит из строя, то не работают два цилиндра. Это хорошо заметно даже невооружённым глазом — двигатель лихорадит на холостых, пуск затруднён, заоблачный расход топлива, потеря динамики.
  2. Чтобы исключить все остальные компоненты системы зажигания, убедимся в том, что свечи в рабочем состоянии. Для этого выкрутим их и проверим искру на каждой из свечей, прокручивая двигатель стартером и положив свечу с надетым высоковольтным проводом на головку так, чтобы корпус (резьбовая часть) свечи касался массы двигателя. Если искры нет или она слабая, меняем свечу на заведомо рабочую.
  3. Если это ни к чему не привело, проверяем высоковольтные провода. Таким образом мы исключим из списка нерабочих элементов свечи, колпачки и высоковольтные провода. Дальше будем проверять модуль зажигания.



Пробой изолятора свечи.



Грязные электроды свечей.



Залитые свечи.

Порядок диагностики

Порядок диагностики может быть таким:

  • Отключаем от модуля коннектор с сигнальными проводами.



Снимаем коннектор с модуля, немного отведя фиксатор и потянув за провод.

  • Включаем зажигание и проверяем напряжение на выводе 15 (центральный) колодки управляющих проводов. Номинальное напряжение — 12 В. Падение или отсутствие напряжения при заряженном аккумуляторе говорит о том, что блок управления двигателем не подаёт питания на модуль. Значит, причина кроется в ЭБУ.
  • Снимаем высоковольтные провода, откручиваем боты крепления модуля и снимаем его.



Ключом на 13 отворачиваем болты крепления к блоку цилиндров.



Снимаем модуль вместе с кронштейном.

  • Проверяем сопротивление первичных обмоток катушек — ставим мультиметр в режим измерения сопротивления и снимаем показания с крайнего правого и центрального вывода, затем с крайнего левого и центрального вывода. Номинальное сопротивление первичных обмоток — примерно 0,5 Ом.



Схема проверки первичных обмоток.

Сопротивление вторичных обмоток замеряем между выводами на 1-4 и 2-3 высоковольтные провода. Номинал — 5,4 кОм. Если показания не соответствуют номиналу, катушка работает некорректно.



Схема проверки вторичных обмоток.

Проверяем модуль на короткое замыкание. Для этого устанавливаем один щуп тестера на центральный вывод 15, второй на металлический корпус. Прибор должен показать отсутствие короткого замыкания (единица или бесконечность). В противном случае, одна из катушек замкнула на корпус.



Схема проверки модуля на КЗ.

Какой принцип работы и конструкция модуля зажигания? Как произвести его диагностику своими руками? Более подробные данные по этому вопросу приведены тут.

Вступление

Соответственно с приходом инжекторной системы в автомобилепоявилось множество различных электронных датчиков, таких как модуль зажигания.

В данной статье речь пойдет о модули зажигания на ВАЗ 2110-12, а именно о его симптомах неисправности, проверке, стоимости и замене своими руками.

Распиновка и схема катушки зажигания ВАЗ

Распиновка модулей катушки зажигания различных моделей автомобиля семейства ВАЗ:

Зажигание ВАЗ 2101

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

1 – генератор; 2 – выключатель зажигания; 3 – распределитель зажигания; 4 – кулачок прерывателя; 5 – свечи зажигания; 6 – катушка зажигания; 7 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2106

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

1 – выключатель зажигания; 2 – блок предохранителей и реле; 3 – блок управления ЭПХХ; 4 – генератор; 5 – электромагнитный клапан; 6 – микропереключатель; 7 – свечи зажигания; 8 – распределитель зажигания; 9 – катушка зажигания; 10 – аккумуляторная батарея.

Зажигание ВАЗ 2108, 2109

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Зажигание ВАЗ 2110

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Зажигание ВАЗ 2111

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Зажигание ВАЗ 2112

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Зажигание ВАЗ 2114

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Схема бесконтактной системы зажигания: 1 – бесконтактный датчик; 2 – датчик-распределитель зажигания; 3 – свечи зажигания; 4 – коммутатор; 5 – катушка зажигания; 6 – монтажный блок; 7 – реле зажигания; 8 – выключатель зажигания.

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Схема замка зажигания ВАЗ 2110

Ниже представлена визуальная схема самого устройства и электросхема подключения замка зажигания, она подойдет как для автомобиля ВАЗ 2110 так и его модификаций — 2111 и 2112.

Схема подключения замка зажигания ВАЗ 2110

Схема подключения замка зажигания ВАЗ 2110

Электросхема работы замка зажигания ВАЗ 2110

Электросхема работы замка зажигания ВАЗ 2110

Распиновка замка зажигания ВАЗ 2110:

  1. Питание +12 вольт, которое должно поступать для микровыключателя датчика вставленного ключа;
  2. Должна приходить масса при открывании дверей со стороны водителя;
  3. Источник +12 вольт, ток должен поступать на стартер (с контактом 50);
  4. Источник +12 вольт уходит после того, как включается зажигание, как пример, дополнительное оборудование: часы, видеорегистратор и т.д. (контакт при этом 15);
  5. Также идет +12 вольт, когда вставляешь ключ на 5 контакт бортовой системы контроля;
  6. Приходит питание +12 вольт, с помощью него работает подсветка личинки замка зажигания;
  7. Приходит питание +12 вольт от аккумуляторной батареи (контакт 30);
  8. Не используют.

Конструкция

Конструктивно модуль зажигания включает в себя два основных элемента:

  • 2 катушки зажигания, которые генерируют высоковольтные импульсы, направляемые на свечи;
  • Двухканальный коммутатор.

Инструкция по выставлению зажигания

1. Шкив с контроллером положения коленвала мотора

2. Совмещение меток на звездочке и выступе крышки ГРМ

Итак, как выставить зажигание на ВАЗ 2110:

  1. На ременном шкиве должна иметься отметка, при этом необходимо, чтобы совпадали две точки — на зубчатом валу и на масляном насосе. В том случае, если они совпадают, это свидетельствует о том, что поршни расположены в верхней мертвой точке первого и четвертого цилиндров, при этом коленчатый вал выставлен в исходное состояние. Аналогичным образом нужно поступить и с распределительным валом.
  2. Также вам необходимо совместить так называемый прилив на звездочке вместе с выступом на задней крышке ремешка газораспределительного механизма.
  3. В том случае, если все отметки совпадают, это говорит о том, что ГРМ работает должным образом. Если это так, то вам остается только выставить датчик коленчатого вала. Этот регулятор монтируется на передней части силового агрегата и фиксируется он на шпонке.
  4. Бывают случаи, что место монтажа разбивается, в результате чего шкив приходится устанавливать под другим углом. Если это так, то на датчик коленчатого вала будет поступать неверный импульс, который может быть как раньше, так и позже необходимого. В этом случае зажигание будет установлено неверно, тогда вам придется устанавливать точнее шкив или произвести его замену вместе со шпонкой.

Немного о ценах

Мы уже отмечали, какой коммутатор и транзистор используется при ремонте модуля зажигания у десятки. Первый стоит примерно 3 доллара, а за второй придется отдать около 6 долларов.

Распиновка модуля зажигания ваз 2110

Некоторые умельцы используют отечественный аналог транзистора — модель КТ848А. Разумеется, он стоит дешевле. Но проблема его в более низком качестве и больших размерах, что несколько осложняет процесс ремонта.

Признаки нарушения работы катушки

Перед тем, как приступать к приборной проверке, можно попробовать определить — работоспособна ли катушка зажигания ваз 2114 8 клапанов инжектор по косвенным признакам (в некоторых случаях их бывает достаточно для того, чтобы удостовериться в поломке).

К ним относятся:

Подключение блока зажигания


Подключение блока зажигания

В случае наличия этих признаков (тем более, если их несколько) можно либо сразу заменить неисправный модуль, либо окончательно установить факт его неисправности при помощи приборного анализа.

Подключение и замена КЗ ВАЗ

Порядок снятия и установки катушки зажигания на старые модели ВАЗ:

  1. Сначала отсоедините центральный высоковольтный провод, ведущий к трамблеру (распределителю зажигания).
  2. Отключите все провода питания от контактов катушки. Так как они крепятся с помощью гаек, то для этого понадобится ключ на 8.
  3. Если вы не знаете, какие провода потом подключать к какому именно разъему, то лучше сразу запомнить или как-нибудь пометить их, чтобы потом при установке подсоединить их правильно.
  4. Открутите корпус катушки. Крепится он на зажиме (хомуте), который прижат к кузову автомобиля двумя гайками.
  5. После проделанной работы можно вынимать катушку зажигания и производить ее замену при необходимости.

Для автомобилей ВАЗ нового типа:

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Особое внимание стоит обратить на подключение, поскольку высоковольтные провода должны располагаться в строгом порядке, предусмотренном конструкции. Если этого не выполнить, то автомобиль будет троить или двигатель может вообще не запуститься.

Заменить катушку зажигания на ВАЗ достаточно просто. Даже начинающий автомобилист способен сделать это у себя в гараже, а если показалось все слишком сложно — обратитесь в автосервис. Особое внимание, стоит обратить на выбор изделия, поскольку от этого будет зависеть то, насколько хорошо будет работать двигатель и система зажигания.

Выбор нового замка

Мало знать, как поменять замок зажигания на ваз 2110 своими руками нужно еще сделать правильный выбор нового изделия. Существующие поддельные варианты, которые длительное время не выхаживают. В процессе выбора обращается внимание на следующие критерии:

  • невозможность отрыва характерной голографической наклейки;
  • правильность формы отлив корпуса;
  • ключ должен входить без видимых сопротивлений;
  • упаковка высокой плотности;
  • выступающий язычок отличается светлым оттенком.

Существующие артикулы замков зажигания на ваз 2110, которые отличаются надежностью, например: замок ВАЗ 2110-3704005-30.

Видео о том, как проверить модуля зажигания мультиметром

Я просто болен автомобилями. Стараюсь подробно изучить каждый автомобиль, которым владел. Мне нравится ночная езда по улицам города. В своих автомобилях стараюсь осуществлять ремонт своими руками!

Базовый принцип функционирования электрооборудования

Ваз 2110 схема проводки

  • кузов автомобиля выполняет роль отрицательного провода;
  • все потребительские выводы вместе с источниками электроэнергии имеют прямое соединение с кузовом автомобиля.

Ключевые особенности функционирования электрооборудования автомобиля

Ваз 2110 схема электропроводки

  • электронный узел фар дальнего света;
  • крупные (основные) огни (фары) автомобиля;
  • на световой стоп-сигнал, который располагается позади автомобильного кузова и автоматически включается при нажатии на педаль газа;
  • освещение салона автомобиля;
  • клаксон (звуковой сигнал);
  • систему охлаждения и другие агрегаты, которые встроены в автомобиль и требуют электрический ток для своего функционирования.

Ваз 21101 схема электропроводки

Устройство и функционирование бесконтактной системы зажигания

Ваз 21102 схема проводки

Сегодня бесконтактная система применяется с целью повысить эффективность искрообразования топливной смеси в моторе. Данная система представлена следующими компонентами:

  • стандартной автомобильной аккумуляторной батареей;
  • прерывателем системы зажигания;
  • прерывателем реле системы зажигания;
  • соответствующими свечами зажигания;
  • системным электронным модулем;
  • контроллером электрическим;
  • датчиком коленчатого вала;
  • задаточным диском.

Ваз 21102 схема электропроводки

Предохранители играют важную роль в общей схеме проводки, так как защищают инжектор от всевозможных коротких замыканий. Однако, далеко не все электронные агрегаты автомобиля оснащены предохранителем, в частности:

  • как известно, электрический ток от аккумулятора к основной батарее подаётся по релейному проводу, который не имеет предохранителя;
  • провода цепи зажигания и запуска автомобиля также не имеют предохранителя(см.Ваз 2110: как проводится замена предохранителей);
  • генераторная проводка, также не оснащена предохранителем.

Общий принцип функционирования и строение проводки впрыскивающей топливной системы

Ваз 21103 схема проводки

Сегодня каждый автомобилист должен владеть информацией касательно строения и функционирования проводки системы вспрыскивания топлива. Общий алгоритм строения и функционирования:

  • контроллер в схеме проводки системы впрыскивания играет ключевую роль, так как именно он регулирует количество топливной смести, которая поступает в форсунки;
  • контроллер также занимается мониторингом поступающей информации извне;
  • количество поступившего топлива напрямую зависит от длительности соответствующего электрического импульса, который поступает из контроллера на основании входной информации соответствующих датчиков.

Данные которые использует контроллер в ходе своего функционирования:

  • информацию от датчика, который осуществляет регистрацию количества оборотов совершаемых двигателем в течение рабочего цикла;
  • информацию от информационного датчика воздуха, который регистрирует темп и уровень расхода;
  • информацию с датчика, который регистрирует работу коленчатого вала.
  • определяет длину соответствующего электрического импульса, который впоследствии будет направлен в форсунки;
  • определяет величину необходимого импульса для свечи.

Ваз 21103 схема электропроводки

Цена ремонта проводки своими руками зачастую незначительная, однако, главная трудность заключается в установлении истинной причины неисправности. При изучении строения схемы проводки необходимо обязательно воспользоваться фото и видео — материалами. Конечно, инструкция по ремонту проводки есть, но случаев на практике слишком много и всех их даже теоретически невозможно описать, поэтому необходимо выработать практическое понимание. Главное знать, функциональное назначение основных элементов, которые представлены на схеме проводки.

Модели ВАЗ 8 и 16 клапанов

Несмотря на схожесть в конструкции двигателя, система зажигания 1,5-литрового инжекторного 16-клапанного мотора отличается от мотора 1,6 на 16 клапанов. В моторе 1,6 л применили электронную бесконтактную систему зажигания с индивидуальными катушками на каждой свече. Поэтому необходимость в модуле зажигания отпала. Такая система надёжнее и дешевле в эксплуатации, поскольку при выходе из строя одной катушки, не нужно менять весь модуль целиком.

Распиновка, схема подключения и проверка катушки зажигания ВАЗ

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Часто при выходе из строя модуля зажигания автовладелец сразу же бежит в магазин и покупает новый. Но, для ВАЗ-2112 есть альтернативный способ — ремонт. Конечно, без должного знания автомобильной электросистемы будет сложно разобраться во всех схемах и коммуникациях. Эта статья максимально подробно расскажет, как отремонтировать модуль зажигания своими руками.

Конструкция модуля

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Прежде чем приступить к ремонту модуля зажигания, стоит разобраться, из чего он состоит. Итак, рассмотрим конструкцию этого элемента:

  1. Две катушки зажигания генерируют импульс высокого напряжения.
  2. Двухканальный переключатель.

Для диагностики и ремонта требуются базовые знания не только по обычному электромонтажу, но и по принципам электромонтажа автомобиля. Кроме того, для успешного процесса потребуются навыки использования цифрового мультиметра.

Процесс ремонта

Часто высоковольтный импульс теряется в цилиндрах 2 и 3. Итак, чтобы приступить к ремонту модуля зажигания, конечно, придется его разобрать. Для этого отключите высоковольтные кабели и открутите сам узел от опор. Когда подготовительные операции завершены, можно переходить непосредственно к процессу ремонта:

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Откройте алюминиевую пластину отверткой

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Схема сварки проволокой и расположение элементов на досках

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Схема собранного модуля зажигания

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Полностью собранный модуль зажигания

Видео о ремонте модуля зажигания на ВАЗ-2112

Видеоматериал расскажет о ремонте модуля зажигания и о том, как снять его с автомобиля.

Выводы

Как выяснилось, отремонтировать модуль зажигания на ВАЗ-2112 своими руками не так уж и сложно, достаточно иметь базовые знания по электронике и уметь держать в руке паяльник, остальное — дело рук технологии.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Предпосылок к замене не было. Родная катушка работала нормально, нормально, почти нормально. Не нравилась машина, подрывающая постоянную нагрузку. Поэтому я решил провести эксперимент по замене катушки на что-то побольше и интереснее. Посмотрел БЖ Олега Рекардо по замене катушек и решил поступить так же, но немного усложнив.
Не читая досконально протокол (а в нем говорится, что нужно покупать катушку, а не модуль зажигания от ВАЗа), я пошел и сначала купил модуль зажигания и разъем. Такой же модуль был в моей Ниве.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Начала воткнуть, а не получается — машина не заводится. Я построил небольшой испытательный стенд (4 свечи зажигания, кабели и аккумулятор). На стенде показало: модуль работает. (И было написано: бери катушку, а не модуль)
Поехал, заменил модуль на катушку (у меня в кармане тоже была разница в цене 🙂

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

дальше проще. Нашел нужные точки подключения, проверил работу. Потом припаял провода к родной проводке. Родной разъем был замотан изолентой.
Модуль крепился к штатной пластине по диагонали, с датчика детонации снимали только провод и в пустое отверстие вкручивали болт.

На автомобили этой марки в разные годы устанавливалось несколько двигателей. У одних автовладельцев есть карбюраторные двигатели, у других — инжекторные. Двигатели имеют разное количество клапанов и типы топливных систем. Может быть восемь или шестнадцать клапанов. Двигатели для них собирались на базе старых двигателей 21083 и 21093.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Лучшим считается шестнадцатиклапанный ВАЗ 21124, объемом 1,6 литра, мощностью восемьдесят девять лошадиных сил.

Проверка модуля зажигания инжекторного ВАЗ 2110 8/16 клапанов

В десятке лидеров может быть установлен восьмиклапанный мотор 2111 объемом полтора литра или двигатель 21114 объемом 1,6 литра. Разница между ними в модулях зажигания.

Модуль двигателя на полтора литра имеет артикул 2112-3705010, а модуль объемом тысяча шестьсот кубов имеет артикул 2111-3705010. Еще они различаются по цене. Если стоимость первого колеблется от тысячи пятисот рублей до 2100, то стоимость второго дешевле примерно на пятьсот рублей.

Какой выбрать? Самые надежные производятся в городе Старый Оскол.

Строение модуля

Включает две катушки зажигания и два переключателя высокого напряжения. Катушки предназначены для генерации импульсов высокого напряжения.

Фактически это простой трансформатор с двумя обмотками: первичная с индукционным напряжением около пятисот вольт и вторичная с индуктивным напряжением не менее двадцати киловольт. Все это помещено в корпус с одним разъемом для сигнальных кабелей и четырьмя разъемами для кабелей высокого напряжения.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Принципиальная схема модуля ваз 2110

Возможные неисправности

Вызвать модуль зажигания ВАЗ-2110 можно самостоятельно.

Основная задача модуля — подавать ток на свечи. Достаточно качественной искры, чтобы зажечь рабочую смесь. Если искры нет, то неизбежны проблемы с двигателем в виде снижения мощности, увеличения расхода топлива, наличия перепадов при разгоне, колеблется скорость, двигатель отказывается работать при ‘пуске.

Признаки неисправности и проверка

При выходе из строя одной катушки перестают работать два цилиндра. Заметить это несложно, так как двигатель на холостом ходу лихорадит, его сложно заводить, резко увеличивается расход бензина и теряется динамика.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

нужно убедиться, что свечи работают. Их откручивают и проверяют искру отдельно на каждой из свечей зажигания. На головку свечи зажигания кладется высоковольтный провод. Пробку устанавливают так, чтобы резьбовая часть пробки и масса двигателя соприкасались. Если при запуске двигателя стартером искра очень слабая или отсутствует вовсе, то ее необходимо заменить. Если результата нет, необходимо проверить высоковольтные кабели. Так свечи зажигания, колпачки и высоковольтные кабели исключаются из списка неисправностей. Тогда пора переходить к проверке модуля зажигания. Как я могу это сделать?

В первую очередь тщательно осматривается корпус, поверхность которого должна быть цела. Если обнаружены зазубрины, трещины или ожоги, модуль необходимо навсегда заменить.

Если искровая нестабильность заметна только на первом и четвертом, или на втором и третьем цилиндрах, то сам вывод говорит о повреждении части катушек.

Даже в этом случае требуется должная осмотрительность.

  1. Разъем с сигнальными проводами отсоединен от модуля.
  2. Затем он снимается с модуля. Защелку нужно отвести в сторону и потянуть за проволоку.
  3. Зажигание включается для контроля напряжения на клемме центрального блока кабелей управления. При отсутствии напряжения при заряженном аккумуляторе, либо при показателе ниже номинального, а это двенадцать Вольт, неисправность электронного блока управления заканчивается.
  4. Кабели высокого напряжения снимаются, при этом необходимо открутить и снять модуль крепления ботов.
  5. Проверяется сопротивление первичных обмоток катушек. В этом случае мультиметр переводится в режим измерения сопротивления. С помощью прибора снимаются показания с крайнего правого и центрального выходов, затем проверяются крайний левый и центральный выходы. Номинальное сопротивление должно составлять примерно 0,5 Ом.
  6. Первичные обмотки контролируются. Сопротивление вторичных обмоток измеряется между выводами первого и четвертого, второго и третьего проводов высокого напряжения. Номинальное сопротивление 5,4 кОм. При обнаружении неточности делается вывод о некорректной работе катушки.
  7. Модуль проверяется на короткое замыкание. Один из щупов тестера установлен на центральном выводе, другой — на металлическом корпусе. При отсутствии признаков короткого замыкания делается вывод, что корпус одной из катушек замкнут.

Ошибки

Сканер ошибок обнаруживает отказ модуля. Если коды ошибок — R-3000, R-3001, R-3002, R-3003 и R-3004, это отсутствие искр. Значит проблема либо в самом модуле, либо неисправны свечи зажигания, либо в высоковольтных кабелях, либо в электронном блоке управления.

Распиновка модуля зажигания ваз 2112 16 клапанов

Если код неисправности — P-0351, катушка от первого до четвертого цилиндра неисправна, с кодом P-0352 от второго до третьего.

Это сканирование ничего не говорит о функциональности модуля. Возможно, проблема в свечах зажигания или оборванных высоковольтных кабелях. Но если они были диагностированы до тестирования, то однозначно виноват модуль зажигания.

здесь решает автовладелец. Только он может решить отремонтировать его сам или купить новый. Выбор второго варианта будет проще и быстрее с гарантией бесперебойной работы системы зажигания.

Как разобрать модуль зажигания ваз 2110

Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой, когда машина не заводится. Если вдруг выяснится, что на цилиндрах пропало высокое напряжение (только на одном или нескольких одновременно) или контрольная лампа не загорается, нет искры, то двигатель работать не будет. Возможно, неисправен модуль зажигания. Не всегда стоит спешить по магазинам в поисках чего-то новенького.

Владельцам автомобиля ВАЗ-2110 предлагается альтернатива — самостоятельно отремонтировать модуль зажигания. Главное — иметь базовые знания автоэлектрики и умение разбираться в схемах и контактах. Также неплохо иметь возможность использовать в работе цифровой мультиметр.

Знание его составных частей также требуется для разборки модуля зажигания. Это пара катушек зажигания, предназначенная для возбуждения импульсов высокого напряжения и двухканальный переключатель.
В основном высокочастотные импульсы могут пропадать во 2-м и 3-м цилиндрах. Для начала вам нужно будет разобрать модуль зажигания. Отсоединяются высоковольтные кабели, затем снимается сам модуль зажигания ВАЗ-2110.

Суть ремонта в следующем:

Работа не такая уж и сложная, она доступна каждому, кто умеет работать сварщиком и имеет базовые знания в области электроники.

Читайте также: