Распиновка реле поворотов ваз 5 контактов

Обновлено: 05.07.2024

Подача сигналов поворота предусмотрена пунктами 8.1 и 8.2 Правил дорожного движения. Включать поворотники надо не только перед поворотом и перестроением, но и перед началом движения или перед остановкой у края проезжей части. Несоблюдение этих правил может привести к ДТП, поэтому за невключение сигналов поворота предусмотрен штраф (статья 12.14 часть 1 КоАП РФ). Водитель должен следить за техническим состоянием системы указателей поворота. Для этого пригодится знание ее устройства.

Для чего нужны реле поворотов

Реле поворотов, также именуемое реле-прерывателем, обеспечивают корректную работу указателей поворотов. В отличие от других световых приборов поворотники работают прерывисто, то есть мигают. Этим обеспечивается дополнительное внимание окружающих к намерению водителя транспортного средства совершить маневр: перестроиться в другую полосу, совершить поворот и т. д.

Прерывистую работу указателей поворотов и обеспечивает реле-прерыватель. Оно замыкает и размыкает электрическую цепь, благодаря чем лампы поворотников и мигают, привлекая внимание окружающих. Также реле-прерыватель дополнительно обеспечивает создание звукового щелчка, который напоминает водителю автомобиля о включенном переключателе поворотников. И последняя функция реле поворотов — работа аварийной сигнализации, поэтому в современных авто работа указателей поворотов и аварийки обеспечивается одним реле.

Отсутствие мигания указателей поворотов приравнивается к их неисправности, поэтому поломка реле не позволит водителю пройти техосмотр. Также некорректная работа поворотников расценивается как невыполнение требований ПДД о предупреждении других водителей о совершении маневра и может привести к штрафу со стороны ГИБДД в размере 500 рублей.







Установка аварийки на ВАЗ 2101


Для установки аварийки на ВАЗ 2101 своими руками нам понадобиться: кнопка аварийки от шестерки и фишка для нее, реле поворотов шестерки, шести контактная фишка для реле поворотов.

Вот схема включения поворотов ВАЗ 2101:

1 – подфарники; 2 – боковые указатели поворота; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель зажигания; 6 – блок предохранителей; 7 – реле-прерыватель указателей поворота; 8 – контрольная лампа указателей поворота; 9 – переключатель указателей поворота; 10 – задние фонари

А это схема включения поворотов и аварийной сигнализации ВАЗ-2106:

1 – подфарники; 2 – боковые указатели поворота; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель зажигания; 6 – основной блок предохранителей; 7 – дополнительный блок предохранителей; 8 – реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 9 – контрольная лампа указателей поворота в спидометре; 10 – выключатель аварийной сигнализации; 11 – задние фонари; 12 – переключатель указателей поворота в трехрычажном переключателе.

А это схема подключения реле поворотов ВАЗ-2106 (вид на контакты):


Подключение выполняем в следующей последовательности:

1. Отсоединяем старое реле поворотов (бочонок) и подключаем голубой провод к 3 выводу нового реле, это контролька на щитке.

2. Подсоединяем к 4 выводу нового реле кусочек провода, при креплении нового реле прикрутим его к массе.

3. Белый с черным провод (иногда фиолетовый) подсоединяем ко 2 выводу реле и к 7 выводу кнопки аварийки (номера на кнопке написаны сзади).

4. Оранжевый провод (зажигание) добавляем и подсоединяем к выводу №2 кнопки.

5. 1 вывод реле поворотов соединяем с выводом №4 кнопки аварийки.

6. На 8 вывод кнопки подаем постоянное питание, например с первого предохранителя.

7. 1 вывод кнопки подключаем к голубому проводу в фишке тубуса.

8. 3 вывод кнопки подключаем к голубому с черной полосой в фишке тубуса.

Есть еще такой вариант.

На рынке продается готовая проводка для подключения аварийной сигнализации:

Установка аварийки на ВАЗ 2101

: Красный – к белому с черной полосой (или фиолетовый), это нагрузка. Желтый – к голубому (это контролька). Синий – к оранжевому (зажигание). Коричневый с красной полосой – постоянный плюс (например на первом предохранителе). Белый и коричневый с белой полосой к фишке тубуса (левый и правый повороты).

Крепим реле поворотов на место старого, не забыв про массы. Вырезаем круглое отверстие под кнопку аварийки (идеально подходит отверстие насоса омывателя, но не на всех моделях). Если у Вас есть желание как-то преобразить автомобиль, советую установить передние стекла от ВАЗ 2107 своими руками, выглядит просто супер!

Принципы работы

Разнообразие реле поворотов достаточно велико, однако все они подразделяются на два основных вида:

  • классические электромагнитно-тепловые реле;
  • электронные реле.

При включении переключателя поворота сеть замыкается — лампа не горит. Затем один из якорьков под воздействием нихромовой струны в сердечнике выпрямляется и замыкает контакты. После этого ток начинает течь по обходной схеме, а лампа загорается в полную силу. Щелчок поворотников обеспечивается ударом металлического якорька по контактам.

Электронное реле состоит из двух основных частей: классического электромагнитного реле и электронного ключа, обеспечивающего частоту срабатывания реле. В реле подобного типа принцип работы нихромовой струны, обеспечивающей замыкание контактов, возложен на отдельную монтажную плату (ключ). В остальном схема работы схожа: протекающий ток замыкает контакты, после чего загораются лампы указателей и лампочка на приборной панели. Прерывание тока приводит к опусканию якорька и размыканию контактов — лампы указателей гаснут. Характерный щелчок также обеспечивается ударом якорька о контакты.


Причины неисправностей

Неисправности реле поворотов обычно связаны с нарушением электромагнитной проходимости в самом реле. Причиной могут скрываться в подгорании или замыкании контактов, вздувшихся конденсаторах, выходе из строя электронной схемы и т. д. Обычно причину выхода из строя реле можно опознать по характерным проявлениям неисправности.

  1. В том случае, если поворотники горят постоянно и не мигают, то, вероятнее всего, причиной неисправности является поломка электромагнитной части реле. Чаще всего в этом виновато замыкание контактов из-за их подгорания.
  2. Нехарактерное мигание указателей поворотов (слишком частое или слишком редкое) также может быть связано с реле поворотов. Однако в этом случае можно искать проблему и в других местах. Возможные причины такого поведения указателей могут крыться в окислении патрона или цоколя ламп либо обрыве провода, идущего к лампам. Также такое явление часто встречается после замены стандартных ламп накаливания в указателях поворотов на светодиоды. Если ни одна из этих возможных причин не подтвердится, то, вероятнее всего, поломка все же кроется в реле.
  3. Еще один вариант некорректной работы реле поворотов проявляется в том, что лампы указателей не горят вовсе. Такое явление встречается в случае сгорания контактов реле. Однако такое проявление неисправности характерно и для других поломок: перегоревшем предохранителе, обрыве цепи либо сломанном переключателе поворотов.

Нюансы использования огней

Существует специальный ГОСТ, который определяет и регламентирует установки, технические параметры и само подключение дневных ходовиков.

В регламенте указывается, что схема должна применяться такая, дабы ходовики включались автоматически, когда происходит поворот ключа в замке зажигания. То есть при пуске силовой установки. Но также ДХО обязаны в автоматическом режиме выключаться, как только в работу вступают фары основного света. Здесь, как вы понимаете, речь идет о блоке головных фар (ближний или дальний свет). Также есть правило, указывающее на то, что головной свет должен включаться лишь тогда, когда включаются габариты. Исключением являются кратковременные сигналы для предупреждения других водителей.

Исходя из сказанного выше, можно смело говорить, что через кнопку ДХО выводить не стоит. Так же как и через ручник. А вот в поворотники вмонтировать можно, но тут потребуется подключить 2 дополнительных провода от каждого поворотника.

Все это крайне важно учитывать, подключая ходовики. Ведь вас должно волновать не только то, чтобы не перегорали лампочки. Хотя и это крайне значимый момент.


Без продуманной и грамотной схемы самостоятельно поставить ДХО точно не получится. Ведь все должно работать с отключением при включении дальнего или ближнего света.

Существует целый ряд схем, по которым в теории можно поставить на свою машину ДХО при их отсутствии в штатной комплектации своего автотранспортного средства. Вопрос лишь в том, какую именно схему лучше задействовать.

Немаловажную роль играет стабилизатор напряжения, о котором ходит много споров при использовании диодных ходовых огней. Сами ДХО оснащаются резисторами, которые выполняют функцию ограничителя тока. Но при перепадах напряжения они не способны удерживать напряжение на едином уровне. Потому правильно считать, что применение стабилизатора в такой схеме будет обязательным и необходимым. В противном случае срок службы ДХО существенно сократится из-за регулярных перепадов напряжения. Хотя некоторые до сих пор считают, что подключение можно выполнить без стабилизатора.

Стоит рассмотреть отдельно несколько схем, сделать по ним соответствующие выводы и принять для себя окончательное решение.


Самостоятельный ремонт

Ремонт вышедшего из строя реле поворотников обычно заключается в замене детали. Ее стоимость не настолько велика, чтобы осваивать курс радиоэлектроники и пытаться отремонтировать вышедшее из строя реле. Само реле поворотов находится в блоке реле и предохранителей, обычно он располагается под передней панелью автомобиля. В некоторых моделях автомобилей реле поворотов вынесено в отдельный разъем.

Замена реле не представляет собой ничего сложного. Для этого нужно определить его точное месторасположение (можно найти в мануале к конкретной модели автомобиля или подсмотреть схему в интернете). Сломанное реле демонтируется, а новое устанавливается в релейный блок или в отдельный разъем. Напряжение нового блока должна соответствовать питанию электросети автомобиля (12 или 24 вольт).


Для тех, кто все же предпочитает самостоятельный ремонт, можно дать несколько советов. Если у реле подгорели контакты, то можно попробовать их зачистить, однако такой меры вряд ли хватит надолго. Также нужно подпаять оборванные контакты, если имеются подобного типа повреждения. Если имеются трещины в силовых выводах реле, то их также нужно подпаять. Потерявшие емкость или вздувшиеся конденсаторы следует заменить на новые.

Естественно, для подобного ремонта необходимо иметь паяльник и уметь им пользоваться. Ремонт реле в этом случае ничем не отличается от ремонта любой радиоэлектронной детали. Понадобятся флюс и припой, также при замене конденсаторов необходимо не забывать о правильной полярности.

Проще некуда

Это самая простая схема, которая предусматривает подключение к аккумулятору или генератору как источнику питания.


Схема предусматривает, что ДХО будут активизироваться одновременно с пуском двигателя. Суть заключается в том, чтобы плюс завести на плюсовую клемму от замка зажигания вашего Рено Логан или той же Лада Ларгус, а минус зафиксировать на корпусе авто в любом удобном месте. Все выглядит просто и предельно логично. Но торопиться с выводами не стоит, как и выполнять подобное подключение. Ведь у него имеется очевидный недостаток.

При таком колоссально высоком ритме движения поведение каждого отдельного автомобилиста в потоке машин должна быть максимально предсказуемым и понятным остальным. Здесь важно не только умение управлять автомобилем, вовремя подавать нужные сигналы, но и техническая исправность систем световой сигнализации. Особенно это ощущается при езде на машинах старого образца, например, на ВАЗ 2106, указатели поворотов, ближнего и дальнего света которых работают с помощью реле. Эта техника давно снята с производства, потенциально проблемная, а значит, ее владелец просто обязан знать устройство и способы ремонта систем своего авто.

Реле поворотов на шестерку

Ключи в схеме

Если обратиться к действующим на территории Российской Федерации Правилам дорожного движения (ПДД), то там есть четкие формулировки касательно маневрирования. Перед началом движения, перестроением, изменением направления, остановкой водитель ВАЗ 2106 обязан использовать указатели поворотов, а при их неисправности — подавать сигнал с помощью рук. В условиях плохой видимости придется также использовать источники ближнего света, а для повышения информативности диалога между участниками движения — еще и дальнего.

  • токоснабжение ламп освещения и указателей поворота;
  • периодическое прерывание цепи, создающее эффект мигания лампочек;
  • звуковой сигнал в виде характерных щелчков, сопровождающих прерывание и мигание.

Выполнение всех необходимых функций возможно благодаря устройству самого реле, которое имеет две группы контактов. Одни являются стационарными, а другие — подвижными, связанными с якорем, а через него с электромагнитной катушкой. Когда последняя притягивает контакты, происходит ударение их о якоря, вызывающее характерные щелчки.

Как работает электромагнитно-тепловое реле

Данные приборы уже не используются в современных автомобилях. Однако в старых моделях они до сих пор находят широкое применение.

Реле прерыватель поворотов 231 3747 схема подключения

Конструкция электромагнитно-теплового реле довольно простая, в ней используется схема подключения поворотников через реле электромагнитного типа. Оно изготавливается в виде цилиндрического сердечника, а в качестве его обмотки используется тонкий медный провод. Вверху сердечника располагаются две группы контактов, а с каждой стороны установлены металлические якоря. Первая группа контактов замыкает цепь, где имеется контрольная лампочка, расположенная на панели приборов. С помощью других контактов происходит замыкание цепи с лампами в указателях поворотов. Именно они обеспечивают мигающий режим.

К якорю основной группы контактов крепится тонкая нихромовая струна. Она оттягивает якорь от контакта, который расположен на сердечнике. Таким образом, цепь будет разомкнутой, что для нее является нормальным положением. Сам сердечник установлен на специальной изолированной площадке, где также осуществляется крепление и противоположного конца струны. В процессе работы через струну проходит электрический ток, поскольку она вместе с резистором находится в цепи выключателя. Все элементы устройства размещаются в цилиндрическом металлическом корпусе.

Неисправности реле-прерывателей

Неполадки в работе реле поворотников или ближнего/дальнего света в ВАЗ 2106 случаются довольно редко. Эти механизмы достаточно надежны, но, являясь частью общей электросхемы автомобиля, не застрахованы от таких проблем, как перенапряжение, пробой и т. п. Фактически изделия являются неремонтопригодными — устранить повреждение катушки или контактов качественно практически невозможно. Иными словами, при обнаружении дефекта, неисправности, механизмы просто меняют на аналогичные, подбирая их по каталожному номеру:

  • для реле-прерывателя поворота — 231.3747-10(11) или 23.3747-10(11);
  • для реле-прерывателя освещения — 113.3747-10(11) или 90.3747-10(11).

Число в конце обозначения говорит об исполнении корпуса устройства: 10-я модификация оснащена крепежным фланцем, а в 11-й он отсутствует, что компенсируется увеличенными габаритами корпуса. Также при выборе электронных реле-прерывателей следует помнить, что поворотные модели совместимы с релейными блоками аварийной сигнализации, а осветительные — с устройствами включения двигателя вентилятора, клаксона, пластинчатого обогревателя заднего стекла. О неисправности релейного блока могут свидетельствовать проблемы в работе управляемых им лампочек вследствие невозможности замыкания цепи или, наоборот, ее размыкания.

Для поворотных реле характерными признаками неисправности могут быть слишком быстрое или медленное мигание, а также отсутствие щелчков. А вот учащенное мигание контрольной лампочки на приборной панели свидетельствует о перегорании лампы в фаре, а не самого реле.

Реле поворотов ВАЗ 2101 принцип работы.

При включении переключателя поворотов ток от аккумулятора проходит через сопротивление и нихромовую струну реле поворотов ВАЗ 2101 на лампы указателей. При этом происходит нагрев струны, которая в результате теплового расширения удлиняется, уменьшая зазор в контактах, но так как сопротивление цепи высоко, сигнальные лампы гореть не будут. Замыкание контактов приводит к выводу из цепи сопротивления и нихромовой струны, сопротивление снижается, загораются сигнальные лампы.

В то же время в обмотке сердечника увеличивается проходящий ток, что приводит к образованию электромагнитного поля, которое притягивает дополнительный правый якорек, замыкая его пару контактов и включая контрольную лампу. Так как ток через струну при этом не проходит то она остывает и принимает первоначальную длину размыкая контакты. Сигнальные лампы тухнут, уменьшается ток в обмотке якоря, размыкаются контакты сигнальной лампы. Частота включения и выключения сигнальных лап такого реле 60 – 120 раз в минуту. Недостатком реле поворотов ВАЗ 2101 является наличие нихромовой струны, которая в процессе работы нагревается, что приводит к нагреву самого реле. Кроме этого при продолжительной работе реле струна вытягивается и реле приходит в негодность. Применение такого реле в качестве реле аварийной сигнализации так же не возможно, так как из-за прохождения большого тока и продолжительного времени работы реле будет нагреваться ещё сильнее, что может привести к возгоранию. Так же прохождение большого тока через нихромовую струну будет способствовать быстрому её вытягиванию и перегоранию, что приведёт к быстрому выходу из строя реле.

Распиновка реле поворотов

В процессе эксплуатации штатное реле поворотов может выйти из строя и в этом случае требуется его замена. Становится заметна некорректная работа устройства, особенно, когда перестает загораться контрольная лампочка. Основная причина неисправности заключается в неполном замыкании прибора.

В других случаях реле начинает функционировать нестабильно, замыкание релейных контактов происходит с различными временными интервалами. В некоторых случаях значительно снижается уровень громкости звука, сопровождающего работу прибора. Это может создать серьезную проблему на дороге, когда устройство включается незаметно для водителя из-за случайного задевания во время вождения автомобиля.


Данные недостатки устраняются путем замены штатного прибора на электронную конструкцию. В этом случае подключение реле поворотов осуществляется по стандартной схеме, показанной на рисунке. Контакт № 1 является положительным, второй контакт служит для подключения к переключателю поворотов, третий соединяется с контрольной лампочкой, а четвертый подключается к массе.

Все соединения и контакты должны быть надежно заизолированы с помощью изоленты и кембрика, представляющего собой полую пластмассовую оплетку. Это позволяет исключить возможные замыкания с другими проводниками. Определенные неудобства создает пластмассовый корпус электронного реле, который не всегда помещается на штатное место расположения. Однако домашние мастера довольно легко преодолевают это затруднение и находят наиболее оптимальное техническое решение.

Реле включения указателей поворота ВАЗ 2108, 2109, 21099



Прерывистый режим указателей поворота (поворотников) на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 обеспечивает реле-прерыватель.
Далее представлена полная информация по реле-прерывателю указателей поворота автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Что представляет из себя реле указателей поворота автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Подробно о подключении реле поворотников на схеме:

Где установлено реле указателей поворота на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Реле указателей поворота и аварийной сигнализации установлено в монтажном блоке. В блоках 17.3722 и 2114 это реле К2.

Как работает реле указателей поворота ВАЗ 2108, 2109, 21099

В отличие от электромеханических реле, широко применяемых в электрооборудовании автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации электронное (замыкание и размыкание контактов в нем происходит под действием электромагнитного поля).

Частота мигания ламп указателей поворота и контрольной лампы в щитке приборов задаваемое реле-прерывателем 90±30 циклов в минуту. При перегорании какой-либо лампы частота мигания удваивается.

Неисправности реле указателей поворота

Основные неисправности реле поворотников: окисление контактов реле, выгорание электронной начинки в следствие короткого замыкания. Окисленные контакты реле можно зачистить несколько раз вынув и вставив его в монтажный блок. Если проблемы с электронной начинкой (указатели поворота не работают или горят постоянно, не мигая), то заменяем реле новым или заведомо исправным.

Применяемость реле указателей поворота на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

В системах электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяются трехконтактные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации: 43.3747, 491.3747, 493.3747 и аналогичные им разных производителей.

Примечания и дополнения

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Монтажный блок 2114: предохранители, реле, защищаемые цепи Фишки (соединительные колодки) монтажного блока 17.3722 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 Реле зажигания 2108 Реле и предохранители ЭСУД инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099 Схема подключения тахометра Реле ближнего света фар ВАЗ 21083, 21093, 21099


В последнее время стало применение светодиодных автомобильных ламп. Они более долговечные и потребляют меньше тока. Последнее как раз и влияет на работу реле поворотов, изменяя его частоту. Периодичность работы реле привязана к сопротивлению нагрузки, то есть к установленным лампам. При увеличении сопротивления нагрузки, что именно и происходит при перегорании или размыкании одной из ламп реле начинает срабатывать наиболее часто. Тот же самый эффект наблюдается и при установке светодиодов в указатели поворотов, так как их потребляемая мощность меньше, а это значит сопротивление значительно больше.

Изучив материал данной статьи, вы сможете доработать штатное реле указателей поворотов для светодиодов, чтобы оно срабатывало с нужной вам периодичностью.

Прежде всего немного о штатном реле. Реле указателей поворотов 3 контактное о котором пойдет речь устанавливается на автомобили начиная с ВАЗ 2108 по настоящее время, то есть на ВАЗ 2109, 2110, 2111, 2112, Ладу Приору, Ладу Калину, автомобили ГАЗ. Маркировка 495.3747-ХХ.

Доработка реле поворотов 495.3747

Для доработки реле необходимо будет вскрыть корпус. Для этого возьмите отвертку с плоским лезвием и снимите крышку корпуса оттягивая пластмассу защелок с двух противоположных сторон.

Доработка реле поворотов 495.3747

R3 — резистор ограничивающий ток на управляющую базу транзистора в микросхеме; R1 и С11 — именно эти радиоэлементы и отвечают за частоту выходного сигнала от ножки 3 микросхемы. От ножки 3 осуществляется питание обмоткой реле; Вывод 7 — тоже интересный вывод. Вывод контролирующий изменение сопротивления и соответственно напряжения на контакте 49 а. Именно он и дает команду микросхеме менять частоту при перегорании ламп. Микросхемы могут стоять не только указанные на схеме, но и например, КР1055ГП1Б и т.п. аналоги.

Теперь представляя функциональное назначение элементов реле, нетрудно определиться с мерами по сохранению частоты срабатывания указателей поворотов при изменении их внутреннего сопротивления, то есть например при установке светодиодов.

Возможно изменить номинал емкости, увеличить его в два раза (заменив на конденсатор 4,7 мкФ вместо 2,2 мкФ — на фото емкость увеличена за счет параллельного подключения дополнительного конденсатора к штатному), но при этом наблюдается некорректная работа аварийной сигнализации.

Доработка реле поворотов 495.3747

Она будет работать с частотой в два раза ниже. Вариант с изменением сопротивления тоже не совсем удачен. Так как фактически здесь придется эмпирическим путем подбирать резистор ограничивающий ток на вывод 4, тоже не совсем удачный вариант.

Схема включения реле поворотов 495.3747


Остается последний и пожалуй наилучший выход. Фактически убрать контроль за сопротивлением нагрузки. Разрезав фольгу на печатной плате (красная линия) идущую к выводу 7 микросхемы мы получим устойчивое по частоте срабатывание указателей поворотов.

После этой переделки резистор R2 нужно уменьшить до 60 — 200 Ом.

Доработка реле поворотов 495.3747

Единственным недостатком такой доработки реле для светодиодов будет отсутствие за контролем перегоревших светодиодов, так как мы убрали фактически зависимость частоты от сопротивления нагрузки.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Как работает электромагнитно-тепловое реле

Данные приборы уже не используются в современных автомобилях. Однако в старых моделях они до сих пор находят широкое применение.


Конструкция электромагнитно-теплового реле довольно простая, в ней используется схема подключения поворотников через реле электромагнитного типа. Оно изготавливается в виде цилиндрического сердечника, а в качестве его обмотки используется тонкий медный провод. Вверху сердечника располагаются две группы контактов, а с каждой стороны установлены металлические якоря. Первая группа контактов замыкает цепь, где имеется контрольная лампочка, расположенная на панели приборов. С помощью других контактов происходит замыкание цепи с лампами в указателях поворотов. Именно они обеспечивают мигающий режим.

К якорю основной группы контактов крепится тонкая нихромовая струна. Она оттягивает якорь от контакта, который расположен на сердечнике. Таким образом, цепь будет разомкнутой, что для нее является нормальным положением. Сам сердечник установлен на специальной изолированной площадке, где также осуществляется крепление и противоположного конца струны. В процессе работы через струну проходит электрический ток, поскольку она вместе с резистором находится в цепи выключателя. Все элементы устройства размещаются в цилиндрическом металлическом корпусе.


Принцип работы электромагнитно-теплового реле очень простой. Когда включается сигнал поворота, происходит замыкание цепи. Под действием тока нихромовая струна нагревается, а ее длина увеличивается. Якорек, который ранее был оттянут, притягивается сердечником, выпрямляется и в течение короткого времени выполняет замыкание контактов. Из-за этого лампы поворотов начинают светить в полный накал. Ток проходит мимо струны, из-за чего она остывает и вновь укорачивается. В результате, происходит оттягивание якорька от сердечника, что приводит к размыканию контактов. Лампы прекращают светить, затем, весь цикл возобновляется. Нихромовая струна нагревается и остывает очень быстро, обеспечивая мигание ламп со средней частотой 60-120 раз в течение минуты.

Мигание лампочки, расположенной на панели, также связано с работой основной группы контактов. Поэтому она работает синхронно с сигнальными лампами. Звуковые мини-сигналы в виде характерных щелчков появляются, когда якорек и контакты замыкаются и размыкаются, ударяясь друг об друга.

Существенным недостатком данного устройства является постепенное растягивание струны, нарушающее нормальную работу реле. Поэтому, в настоящее время эти приборы заменены более современными конструкциями электронных реле.

П О П У Л Я Р Н О Е:



Многие современные ноутбуки имеют возможность питания от бортовой сети автомобиля через гнездо прикуривателя.

Если же в вашем ноутбуке такая возможность не предусмотрена, поможет описанное здесь устройство. Оно обеспечивает на выходе напряжение 16.5 В при токе до 4 А. Подробнее…

Электронное реле: схема и принцип работы

Конструкция электронного реле поворотов состоит из двух основных частей. Из стандартного электромагнитного реле, выполняющего коммутацию и электронного ключа, обеспечивающего определенную частоту срабатывания данного устройства.

Нихромовая струна заменена электронным ключом. С его помощью происходит подача и снятие напряжения с обмотки электромагнитного реле в определенные промежутки времени. Основой ключа служат микросхемы или дискретные элементы. Они являются составными элементами задающего генератора и цепей управления.

Принцип работы электронного реле очень простой. Когда напряжение подается на реле, в работу включается задающий генератор. С его помощью формируются управляющие импульсы с различной частотой, которые поступают к цепям управления. Посредством импульсов подается или прерывается ток, проходящий по обмотке электромагнитного реле. Такие действия заставляют якорь поочередно притягиваться или опускаться. В результате, происходит замыкание или размыкание контактных групп с определенной частотой, обеспечивая такое же мигание сигнальных ламп.

Замена реле указателей поворота

На автомобиле в зависимости от комплектации могут быть установлены электромагнитное реле-прерыватель типа РС-950П-Т или электронный прерыватель типа 494.3747, или 642.3747
При выходе из строя реле РС-950П-Т рекомендуем заменять реле в сборе, так как, если сгорела обмотка или сильно обгорели контакты, высококачественно восстановить его работоспособность затруднительно.

Конструкция реле типа 494.3747 или 642.3747 неразборная.

Реле-прерыватель указателей поворота установлено на щите передка под панелью приборов с левой стороны.

Распиновка реле поворотов

В процессе эксплуатации штатное реле поворотов может выйти из строя и в этом случае требуется его замена. Становится заметна некорректная работа устройства, особенно, когда перестает загораться контрольная лампочка. Основная причина неисправности заключается в неполном замыкании прибора.

В других случаях реле начинает функционировать нестабильно, замыкание релейных контактов происходит с различными временными интервалами. В некоторых случаях значительно снижается уровень громкости звука, сопровождающего работу прибора. Это может создать серьезную проблему на дороге, когда устройство включается незаметно для водителя из-за случайного задевания во время вождения автомобиля.


Данные недостатки устраняются путем замены штатного прибора на электронную конструкцию. В этом случае подключение реле поворотов осуществляется по стандартной схеме, показанной на рисунке. Контакт № 1 является положительным, второй контакт служит для подключения к переключателю поворотов, третий соединяется с контрольной лампочкой, а четвертый подключается к массе.

Все соединения и контакты должны быть надежно заизолированы с помощью изоленты и кембрика, представляющего собой полую пластмассовую оплетку. Это позволяет исключить возможные замыкания с другими проводниками. Определенные неудобства создает пластмассовый корпус электронного реле, который не всегда помещается на штатное место расположения. Однако домашние мастера довольно легко преодолевают это затруднение и находят наиболее оптимальное техническое решение.

Снятие реле типа 494.3747 или 642.3747


1. Под панелью приборов со стороны водителя отсоединяем соединительную колодку от реле указателей поворота

Схема проверки наличия напряжения в колодке реле


Схема проверки реле

Электронные прерыватели типа 494.3747 и 642.3747 в процессе эксплуатации не требуют технического обслуживания.

Эти прерыватели ремонту не подлежат, в случае выхода из строя их следует заменить.

Проверка реле

Устанавливаем новое реле в обратной последовательности.

Как работает электромагнитное реле указателей поворота?

В стандартных прерывателях имеется четыре вывода – два для подключения питания обмотки, два для соединения с нагрузкой. Последние могут быть как нормально разомкнутыми, так и нормально замкнутыми. Иногда в автомобилях применяются коммутирующие устройства, в которых присутствуют и замкнутые, и разомкнутые контакты.


Устройство и принцип работы электронного реле поворотов

Электронное реле содержит в себе две основные части:

  • Обычное электромагнитное реле, выполняющие функции коммутации;
  • Электронный ключ, обеспечивающий срабатывание реле с определенной частотой.

То есть, в данном типе прерывателя поворотов роль нихромовой струны возложена на электронный ключ, который в определенные момент подает и снимает напряжение с обмотки обычного электромагнитного реле. Электронный ключ построен на основе микросхем или дискретных элементов (транзисторов), которые образуют задающий генератор и цепи управления.

Работа этого реле предельно проста. При подаче напряжения на реле начинает работать задающий генератор, он формирует управляющие импульсы, имеющие ту или иную частоту. Данные импульсы поступают на цепи управления, которые обеспечивают подачу или прерывание тока, текущего через обмотку электромагнитного реле. В результате, в моменты, когда по обмотке реле протекает ток, якорь реле притягивается, замыкая две контактные группы — в этот момент загораются лампы указателей поворота и сигнальная лампа на приборной панели. При прерывании тока якорь отпускается и размыкает контакты, все лампы гаснут. Мигание ламп происходит с той же частотой, что и в случае электромагнитно-теплового реле.

Электронная часть реле помещена на отдельную монтажную плату, над которой устанавливается электромагнитное реле. Плата и реле помещаются в пластиковый корпус, в нижней или боковой части которого выведены контакты. Обычно корпус электронного реле поворотов ВАЗ имеет форму параллелепипеда и изготавливается из черного пластика. В некоторых типах реле, предназначенных для установки вне монтажного блока, также предусмотрены проушины и отверстия под болт.

Электронное реле вытеснило реле других типов по многим причинам — оно более надежно, с течением времени его характеристики не изменяются, оно практически не нагревается и потребляет минимальный ток. А в случае перегорания одной из ламп указателей поворота вторая лампа продолжает работать в нормальном режиме, при этом сигнальная лампа на приборной панели перестает мигать и горит постоянно (но это реализовано не во всех реле поворотов ВАЗ).

Реле поворотов своими руками

Иногда возникают ситуации, когда штатное реле поворотов выходит из строя и нет возможности приобрести новый прибор. В подобной ситуации можно попытаться сделать реле поворотников своими руками, чтобы обеспечить автомобиль необходимыми сигналами. Простейшие электронные устройства, которые возможно создать самостоятельно, просты и удобны в эксплуатации, работают бесперебойно и надежно. Высокая точность достигается за счет использования ШИМ-контроллеров, используемых во всех схемах.


Самый простой заменитель электромагнитного реле рассчитан на максимальную мощность нагрузки 150 Вт. Она подключается в разрыв плюсовой клеммы. Если полевой ключ IRFZ44 заменить на модель IRF3205, то можно подключить и 200 Вт. Такая несложная схема обеспечивает высокую точность функционирования. Частота мигания не зависит от мощности лампочек, поэтому в схему можно включать светодиодные, галогенные и другие лампы.

Периодичность мигания напрямую связана с емкостью конденсатора. При увеличении емкости, мигание лампочки будет более редким, и, наоборот, снижение емкости приведет к ускорению мигания. Маломощный диод 1n4148 может быть заменен любым аналогичным элементом. При достижении схемой мощности 80 Вт, в области полевого транзистора наблюдается незначительное выделение тепла. Это означает, что она готова к использованию.

Существует еще одна несложная схема реле поворотов с катушкой – простая, надежная и недорогая. Она способна зажигать как обычные лампочки, так и светодиодные и рассчитана на 12 В. Подключение контактов осуществляется по принципу обычного выключателя, то есть последовательно с лампочкой. Светодиод устанавливается в цепь в качестве индикатора на время наладочных работ. Параметры устройства регулируются путем изменения сопротивления резистора.

При таком колоссально высоком ритме движения поведение каждого отдельного автомобилиста в потоке машин должна быть максимально предсказуемым и понятным остальным. Здесь важно не только умение управлять автомобилем, вовремя подавать нужные сигналы, но и техническая исправность систем световой сигнализации. Особенно это ощущается при езде на машинах старого образца, например, на ВАЗ 2106, указатели поворотов, ближнего и дальнего света которых работают с помощью реле. Эта техника давно снята с производства, потенциально проблемная, а значит, ее владелец просто обязан знать устройство и способы ремонта систем своего авто.

Реле поворотов на шестерку

Ключи в схеме

Если обратиться к действующим на территории Российской Федерации Правилам дорожного движения (ПДД), то там есть четкие формулировки касательно маневрирования. Перед началом движения, перестроением, изменением направления, остановкой водитель ВАЗ 2106 обязан использовать указатели поворотов, а при их неисправности — подавать сигнал с помощью рук. В условиях плохой видимости придется также использовать источники ближнего света, а для повышения информативности диалога между участниками движения — еще и дальнего.

  • токоснабжение ламп освещения и указателей поворота;
  • периодическое прерывание цепи, создающее эффект мигания лампочек;
  • звуковой сигнал в виде характерных щелчков, сопровождающих прерывание и мигание.

Выполнение всех необходимых функций возможно благодаря устройству самого реле, которое имеет две группы контактов. Одни являются стационарными, а другие — подвижными, связанными с якорем, а через него с электромагнитной катушкой. Когда последняя притягивает контакты, происходит ударение их о якоря, вызывающее характерные щелчки.

Как работает электромагнитно-тепловое реле

Данные приборы уже не используются в современных автомобилях. Однако в старых моделях они до сих пор находят широкое применение.

Реле прерыватель поворотов 231 3747 схема подключения

Конструкция электромагнитно-теплового реле довольно простая, в ней используется схема подключения поворотников через реле электромагнитного типа. Оно изготавливается в виде цилиндрического сердечника, а в качестве его обмотки используется тонкий медный провод. Вверху сердечника располагаются две группы контактов, а с каждой стороны установлены металлические якоря. Первая группа контактов замыкает цепь, где имеется контрольная лампочка, расположенная на панели приборов. С помощью других контактов происходит замыкание цепи с лампами в указателях поворотов. Именно они обеспечивают мигающий режим.

К якорю основной группы контактов крепится тонкая нихромовая струна. Она оттягивает якорь от контакта, который расположен на сердечнике. Таким образом, цепь будет разомкнутой, что для нее является нормальным положением. Сам сердечник установлен на специальной изолированной площадке, где также осуществляется крепление и противоположного конца струны. В процессе работы через струну проходит электрический ток, поскольку она вместе с резистором находится в цепи выключателя. Все элементы устройства размещаются в цилиндрическом металлическом корпусе.

Неисправности реле-прерывателей

Неполадки в работе реле поворотников или ближнего/дальнего света в ВАЗ 2106 случаются довольно редко. Эти механизмы достаточно надежны, но, являясь частью общей электросхемы автомобиля, не застрахованы от таких проблем, как перенапряжение, пробой и т. п. Фактически изделия являются неремонтопригодными — устранить повреждение катушки или контактов качественно практически невозможно. Иными словами, при обнаружении дефекта, неисправности, механизмы просто меняют на аналогичные, подбирая их по каталожному номеру:

  • для реле-прерывателя поворота — 231.3747-10(11) или 23.3747-10(11);
  • для реле-прерывателя освещения — 113.3747-10(11) или 90.3747-10(11).

Число в конце обозначения говорит об исполнении корпуса устройства: 10-я модификация оснащена крепежным фланцем, а в 11-й он отсутствует, что компенсируется увеличенными габаритами корпуса. Также при выборе электронных реле-прерывателей следует помнить, что поворотные модели совместимы с релейными блоками аварийной сигнализации, а осветительные — с устройствами включения двигателя вентилятора, клаксона, пластинчатого обогревателя заднего стекла. О неисправности релейного блока могут свидетельствовать проблемы в работе управляемых им лампочек вследствие невозможности замыкания цепи или, наоборот, ее размыкания.

Для поворотных реле характерными признаками неисправности могут быть слишком быстрое или медленное мигание, а также отсутствие щелчков. А вот учащенное мигание контрольной лампочки на приборной панели свидетельствует о перегорании лампы в фаре, а не самого реле.

Реле поворотов ВАЗ 2101 принцип работы.

При включении переключателя поворотов ток от аккумулятора проходит через сопротивление и нихромовую струну реле поворотов ВАЗ 2101 на лампы указателей. При этом происходит нагрев струны, которая в результате теплового расширения удлиняется, уменьшая зазор в контактах, но так как сопротивление цепи высоко, сигнальные лампы гореть не будут. Замыкание контактов приводит к выводу из цепи сопротивления и нихромовой струны, сопротивление снижается, загораются сигнальные лампы.

В то же время в обмотке сердечника увеличивается проходящий ток, что приводит к образованию электромагнитного поля, которое притягивает дополнительный правый якорек, замыкая его пару контактов и включая контрольную лампу. Так как ток через струну при этом не проходит то она остывает и принимает первоначальную длину размыкая контакты. Сигнальные лампы тухнут, уменьшается ток в обмотке якоря, размыкаются контакты сигнальной лампы. Частота включения и выключения сигнальных лап такого реле 60 – 120 раз в минуту. Недостатком реле поворотов ВАЗ 2101 является наличие нихромовой струны, которая в процессе работы нагревается, что приводит к нагреву самого реле. Кроме этого при продолжительной работе реле струна вытягивается и реле приходит в негодность. Применение такого реле в качестве реле аварийной сигнализации так же не возможно, так как из-за прохождения большого тока и продолжительного времени работы реле будет нагреваться ещё сильнее, что может привести к возгоранию. Так же прохождение большого тока через нихромовую струну будет способствовать быстрому её вытягиванию и перегоранию, что приведёт к быстрому выходу из строя реле.

Распиновка реле поворотов

В процессе эксплуатации штатное реле поворотов может выйти из строя и в этом случае требуется его замена. Становится заметна некорректная работа устройства, особенно, когда перестает загораться контрольная лампочка. Основная причина неисправности заключается в неполном замыкании прибора.

В других случаях реле начинает функционировать нестабильно, замыкание релейных контактов происходит с различными временными интервалами. В некоторых случаях значительно снижается уровень громкости звука, сопровождающего работу прибора. Это может создать серьезную проблему на дороге, когда устройство включается незаметно для водителя из-за случайного задевания во время вождения автомобиля.


Данные недостатки устраняются путем замены штатного прибора на электронную конструкцию. В этом случае подключение реле поворотов осуществляется по стандартной схеме, показанной на рисунке. Контакт № 1 является положительным, второй контакт служит для подключения к переключателю поворотов, третий соединяется с контрольной лампочкой, а четвертый подключается к массе.

Все соединения и контакты должны быть надежно заизолированы с помощью изоленты и кембрика, представляющего собой полую пластмассовую оплетку. Это позволяет исключить возможные замыкания с другими проводниками. Определенные неудобства создает пластмассовый корпус электронного реле, который не всегда помещается на штатное место расположения. Однако домашние мастера довольно легко преодолевают это затруднение и находят наиболее оптимальное техническое решение.

Реле включения указателей поворота ВАЗ 2108, 2109, 21099



Прерывистый режим указателей поворота (поворотников) на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 обеспечивает реле-прерыватель.
Далее представлена полная информация по реле-прерывателю указателей поворота автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Что представляет из себя реле указателей поворота автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Подробно о подключении реле поворотников на схеме:

Где установлено реле указателей поворота на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Реле указателей поворота и аварийной сигнализации установлено в монтажном блоке. В блоках 17.3722 и 2114 это реле К2.

Как работает реле указателей поворота ВАЗ 2108, 2109, 21099

В отличие от электромеханических реле, широко применяемых в электрооборудовании автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации электронное (замыкание и размыкание контактов в нем происходит под действием электромагнитного поля).

Частота мигания ламп указателей поворота и контрольной лампы в щитке приборов задаваемое реле-прерывателем 90±30 циклов в минуту. При перегорании какой-либо лампы частота мигания удваивается.

Неисправности реле указателей поворота

Основные неисправности реле поворотников: окисление контактов реле, выгорание электронной начинки в следствие короткого замыкания. Окисленные контакты реле можно зачистить несколько раз вынув и вставив его в монтажный блок. Если проблемы с электронной начинкой (указатели поворота не работают или горят постоянно, не мигая), то заменяем реле новым или заведомо исправным.

Применяемость реле указателей поворота на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

В системах электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяются трехконтактные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации: 43.3747, 491.3747, 493.3747 и аналогичные им разных производителей.

Примечания и дополнения

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Монтажный блок 2114: предохранители, реле, защищаемые цепи Фишки (соединительные колодки) монтажного блока 17.3722 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 Реле зажигания 2108 Реле и предохранители ЭСУД инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099 Схема подключения тахометра Реле ближнего света фар ВАЗ 21083, 21093, 21099

Читайте также: