Расточка коленвала на камаз

Обновлено: 07.07.2024

Господа камазисты, есть небольшой вопросик.
Осенью делал капиталку движка 740.11, меняли блок, коленвал и еще по мелочи. Делали в Челнах, при ремонте не присутствовал, вся информация со слов ремонтников. Поставили блок и коленвал в стандартных размерах. Блок точно не новый, коленвал - не знаю. Через месяц после эксплуатации потек коренной сальник. Три месяца ездил, доливая масло. За это время вылил 15 литров.
На майских загнал машину на ремонт, сальник поменяли. Короче, после ремонта вылезли две проблемы: реальная и потенциальная. Реальная в том, что камаз при трогании стал "прыгать", также и при переходе на пониженную. Думаю, что это от неправильной состыковки коробки с движком, может слесарь что напутал.
Потенциальная в том, что по словам мастера, присутствуют симптомы биения коленвала. Его логика в том, что сальник должен был побежать по какой-то причине. Посадочное место в "стакане", где он сидит, разбито. Стакан заменили, поставили новый сальник. Еще мастеру не понравился диск спепления на маховике - износа нет (диски меняли год назад, после этого пробежал 5 тыс. км.), а вот пружинки изношены.
Короче, мастер думает, что при капиталке челнинские народные умельцы поставили восстановленный коленвал, наваренный и отшлифованный до стандартных размеров. В процессе эксплуатации началось биение, которое и привело к износу диска сцепления, стакана и сальника. Мастер говорит, что если он прав, скоро сальник должен начать вновь течь. Также он на кузове ощущает вибрацию.
Ну вот, чешу репу и думаю, что да как. Если есть мысли, как подтвердить или опровергнуть догадки мастера, буду признателен.

Износ постелей коленчатого вала

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

В опоры коренных шеек коленчатого вала устанавливаются вкладыши, на которые укладывается коленчатый вал:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Сверху коренные шейки коленвала закрываются крышками, в посадочные места которых также устанавливаются вкладыши:

Компания Механика. Восстановление постелей коленчатых валов

Вот так выглядит коленвал, установленный в блок цилиндров:

Компания Механика. Восстановление коленчатых валов

Схематично коренная шейка коленвала, установленная в блоке цилиндров, выглядит так:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

В такой конструкции практически отсутствует трение металла по металлу – между поверхностями вкладышей и шейки коленчатого вала присутствует масляный клин – масляная пленка, возникающая благодаря подаче масла под давлением. Масло подается через отверстия, просверленные в коленчатом вале и во вкладышах специально для этой цели. Несмотря на это, в любом двигателе вкладыши со временем изнашиваются, то есть, становятся тоньше. Из-за этого увеличивается зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала. Это приводит к снижению давления масла, и как следствие - к повышенной нагрузке на сам вкладыш, и на постель коленчатого вала. В конечном итоге изнашиваются не только вкладыш и шейка коленчатого вала, но и постель коленчатого вала. В крайнем, аварийном случае, вкладыш проворачивает в посадочном месте, он перекрывает отверстие для подачи масла, и от масляного голодания начинают страдать все детали, расположенные дальше по магистрали подачи масла. Но посадочное место от проворота вкладыша страдает сразу, и довольно существенно.

Схематичное изображение изношенного узла:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

А вот так схематично выглядит коренная опора коленчатого вала после того, как коленчатый вал и вкладыш сняты:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Реальный износ опоры выглядит, например, так:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

А вот так может выглядеть износ в крышке:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Что будет, если не восстанавливать постель коленчатого вала?

Принципиально возможно при наличии повреждений постели коленчатого вала ничего не делать с ней – просто поставить новые вкладыши, отшлифовать при необходимости коленчатый вал под ремонтный размер (или поставить новый), и собрать мотор. Но это плохо, и вот почему:

  • При изменении геометрии постелей очень высока вероятность того, что нарушится соосность коренных опор. В лучшем случае она нарушится настолько, что после сборки коленчатый вал не будет вращаться. Это хороший вариант, так как в этом случае проблема будет очевидна сразу и ее придется решать так или иначе. В противном случае мотор заведется и будет работать, но проработет он, скорее всего, недолго.
  • Даже если соосность не нарушена, останется проблема большого зазора между вкладышем и опор. Это приведет к ухудшению смазки узла, что, в свою очередь, приведет к ускоренному износу и необходимости повторного ремонта.

При восстановлении обе проблемы устраняются. Нужные размеры опор – и есть основная цель работы, а соосность обеспечивается технологией восстановления.

Способы ремонта постелей коленчатых валов

Технологий ремонта достаточно много, конкретный технологический маршрут зависит от конкретного двигателя и его состояния, но общую методику мы опишем.

Первое, что надо понять, имея задачу восстановления постелей коленчатых валов – существуют ли для данного двигателя вкладыши ремонтных размеров, под увеличенный диаметр постели. Если да, и износ постелей не превышает этих размеров – то остается расточить постели под ремонтный размер. Конкретная методика будет описана ниже.

Если ремонтных вкладышей не существует – остается расточка под номинальный размер. Также возможна ситуация, когда постели изношены настолько, что расточка под ремонтный размер уже невозможна – в этом случае применяется нанесение (напыление, наваривание) дополнительного металла, который и растачивается в необходимый размер.

Расточка в любом случае производится на горизонтально-расточном станке, подобном приведенному на фото ниже, а вот технологии восстановления используются разные.

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Расточка в номинальный размер с занижением крышек коренных опор

В этом случае снимается около 0.5 мм (зависит от конкретного случая) с плоскости, которой крышка постели коленчатого вала примыкает к ответной части. После этого крышки устанавливают на свои штатные места. Постель после этого приобретает эллипсность, а значит – ее можно расточить в необходимый размер.

На эскизе показана заниженная крышка, установленная на коренную опору. Величина занижения утрирована для наглядности:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Явный плюс этого способа – восстановление номинального размера и использование штатных вкладышей. Минус заключается в том, что ось коленчатого вала смещается, и при большом смещении это может быть критично для работы двигателя. Как правило, после измерения износа постелей коленвала становится ясно, на какую величину придется занижать крышки, и на сколько уйдет ось. Исходя из этого делается вывод, подходит ли такой способ для данного конкретного случая.

На эскизе показана постель коленчатого вала, восстановленная с занижением крышки. Отмечено смещение оси коленчатого вала:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

На фотографии показано сопряжение крышки и посадочного места:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Вот как выглядят сопрягаемая часть:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Расточка постелей коленчатого вала в ремонтный размер

В этом случае крышки постелей устанавливаются на свои штатные места без каких-либо доработок. После этого постели растачиваются в ремонтный размер.

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Расточка в номинальный размер после нанесения металла

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Господа камазисты, есть небольшой вопросик.
Осенью делал капиталку движка 740.11, меняли блок, коленвал и еще по мелочи. Делали в Челнах, при ремонте не присутствовал, вся информация со слов ремонтников. Поставили блок и коленвал в стандартных размерах. Блок точно не новый, коленвал - не знаю. Через месяц после эксплуатации потек коренной сальник. Три месяца ездил, доливая масло. За это время вылил 15 литров.
На майских загнал машину на ремонт, сальник поменяли. Короче, после ремонта вылезли две проблемы: реальная и потенциальная. Реальная в том, что камаз при трогании стал "прыгать", также и при переходе на пониженную. Думаю, что это от неправильной состыковки коробки с движком, может слесарь что напутал.
Потенциальная в том, что по словам мастера, присутствуют симптомы биения коленвала. Его логика в том, что сальник должен был побежать по какой-то причине. Посадочное место в "стакане", где он сидит, разбито. Стакан заменили, поставили новый сальник. Еще мастеру не понравился диск спепления на маховике - износа нет (диски меняли год назад, после этого пробежал 5 тыс. км.), а вот пружинки изношены.
Короче, мастер думает, что при капиталке челнинские народные умельцы поставили восстановленный коленвал, наваренный и отшлифованный до стандартных размеров. В процессе эксплуатации началось биение, которое и привело к износу диска сцепления, стакана и сальника. Мастер говорит, что если он прав, скоро сальник должен начать вновь течь. Также он на кузове ощущает вибрацию.
Ну вот, чешу репу и думаю, что да как. Если есть мысли, как подтвердить или опровергнуть догадки мастера, буду признателен.

Расточка постелей коленвала, КамАЗ (расточка блока цилиндров КамАЗ) фотография

Одним из основных видом ремонта блока цилиндров является реставрация постелей коленчатого вала.

В процессе работы двигателя под воздействием механических и термических нагрузок геометрия постелей коленчатого вала искажается. Шлифовка коленчатого вала и замена вкладышей не гарантирует идеального масляного зазора, что в дальнейшем может привести к потере давления в системе смазки. Слабое давление (масляное голодание), как правило, приводит к перегреву двигателя.

Наша фирма после диагностики данной позиции способна восстановить блок цилиндров как после перегрева, так и после проворота вкладышей, обеспечив необходимую геометрию постелей коленчатого вала в соответствии с допуском, предусмотренным заводом-изготовителем. Процесс расточки перегретых блоков позволяет восстановить геометрию постелей путем занижения привалочных поверхностей бугелей. Расточка производится посредством бор-штанги, которая обеспечивает 100% соосность и необходимые диаметральные размеры всех коренных опор подшипников.

В случае проворота вкладышей в блоке цилиндров диаметр постели увеличивается. Восстановить данный размер путем занижения привалочной поверхности бугелей не представляется возможным.

Существуют ряд методик восстановления данного дефекта:

  • Восстановление рабочей поверхности напылением.
  • Наварка.
  • Плазменная наплавка и др.

Каждая из этих методик имеет свои положительные стороны и отрицательные моменты.

Мы работаем в этой области уже более 17-ти лет, за это время был накоплен большой опыт. Экспериментируя с различными методиками восстановления рабочей поверхности постелей коленчатого вала в блоке цилиндров, мы остановились на старом, проверенном способе - на изготовлении и монтаже проставыша.

Проставыш - это цельнометаллическая пластина, имеющая форму вкладыша, изготовляемая из качественной стали.

Метод заключается в следующем: изначально провернутая опора коренного подшипника растачивается на больший диаметр до 5 мм, затем изготовляется проставыш и монтируется в блок цилиндров посредством резьбовых соединений. Пространство между проставышем и расточенной постелью блока цилиндров заполняется полимерным клеем для обеспечения нормальной теплоотдачи вкладыша. После данной процедуры производится дальнейшая расточка коренных опор подшипников в номинальный размер.

Читайте также: