Раздатка камаз 5350 схема

Обновлено: 08.07.2024

Раздаточными коробками (далее РКП) оснащается грузовая техника КАМАЗ, используемая в условиях бездорожья. Модельный ряд техники велик, поэтому данный узел тоже имеет разные характеристики и применяемость.
Основная миссия раздатки – распределение в равных долях крутящего момента от мотора между осями авто, связь мостов, блокировка дифференциала, повышение проходимости машины.

Движение автомобиля происходит в двух режимах:

  • С включенной низшей передачей по бездорожью.
  • С включенной высшей передачей по общим трассам.

Конструкция РКП предусматривает блокировку дифференциала приводов переднего и заднего ведущих мостов, исключающую буксовку колес при езде по скользкой поверхности.

Коробки, служащие для внедорожного применения, имеют возможность механического стопора крайних осей авто в случае надобности, к примеру, передние колеса застряли в снегу, а сцепление с дорогой задних катков не пострадало. Отключение передней оси поможет грузовому автомобилю выбраться из западни за счет задних колес. КПП может оснащаться одним или группой комплектов пониженных передач для задействования на труднопроходимых участках маршрута, запускаемых переключателем механического или электронного типа. Нередко данный тумблер схож схемой с устройством механизма для включения опций 2WD или 4WD. Машина в режиме низкоскоростной передачи движется медленнее, но с увеличенной нагрузкой от двигателя к колесам. Дополнительные понижающие редукторы сильно повышают маневренность и проходимость транспортного средства при скалолазании, перемещении по опасным дорогам, могут передавать часть крутящего момента на другие рамные устройства, например торсионную лебедку. Авто с полным приводом при наличии РКП позволяет по максимуму использовать достоинства техники со всеми ведущими колесами. Выделим основные модели.

Раздатка 43114

Автозавод прекратил с 1 июня 2007 года оснащение выпускаемых машин КАМАЗ с полным приводом раздаточными коробками модели 43114-1800020. Они с целью наращивания надежности и продолжительности срока службы техники заменяются более совершенными с допустимостью передачи большей нагрузки РКП марки 65111-1800020 с артикулом 43114-1800120. Предприятие продолжает производство запасных частей для раздаточных коробок модели 43114-1800020. С этого момента артикул с началом 43114 и окончанием 120 свидетельствует об образце 65111.


Основные составляющие раздатки 4310 (43114) старого образца:

  • Картер раздаточной коробки – 4310-1802012
  • Крышка картера — 4310-1802020
  • Вал первичный в сборе — 4310-1802024
  • Вал промежуточный — 4310-1802084
  • Дифференциал — 4310-1802150

Основные составляющие раздатки 43114-1800120 → смотрите РКП 65111.

Раздатка 65111

Раздаточная коробка этой модели соответствует стандартам Евро 2-3, считается наиболее распространенным механизмом, поскольку используется на авто КАМАЗ моделей: 43114, 43118, 63501 8х8, 63501 8х8, 65111 (Евро 4), 43261 (Евро-1, 2), 4350 (4х4), 43501 (4х4), 43502, 5350 6х6, 53501 6х6, 53504 6х6, 6350 8х8.
РКП 65111 устанавливается на вездеходные самосвалы производства Камского автозавода, оборудуется круглыми фланцами для крепления к карданному валу. Производитель поставляет узел в комплекте с коробкой отбора мощности и без оного. Механизм не имеет импортных аналогов, поэтому широко распространен на территории СНГ.
Среди комплектаций можно выделить: 65111-1800020-10 (без КОМ), 65111-1800020 (с КОМ).


Основные характеристики:

  • габариты — 0,5*0,52*0,51 м;
  • масса – 257 кг;
  • предельный крутящий момент – 700 Нм;
  • передаточное число пониженной передачи – 1,692;
  • передаточное число повышенной передачи – 0,917;
  • характер дифференциала – планетарный, несимметричный тип;
  • марка смазки (рекомендуемая) — ТСП-15К;
  • объем смазки – 6 л;
  • периодичность замены – ежегодно.

Технические характеристики раздаточной коробки

Обозначение 65111-1800020 65111-1800020-10
Масса, кг: 257 250
Максимально допустимый входной момент на первичном валу, Н·м: 10000
Передаточное число первой (низшей) передачи: 1,662
Передаточное число второй (высшей) передачи: 0,917
Межосевой дифференциал: Планетарный с цилиндрическими колесами несимметричный, распределяет поток мощности в пропорции: на задние мосты — 66,7%, на передний мост — 33,3%.
Возможный отбор мощности:
— с верхнего люка раздаточной коробки: 44,12 кВт (60 л.с.) 44,12 кВт (60 л.с.)
— с заднего торца, от КОМ привода лебедки: 44,12 кВт (60 л.с.)
Управление переключением передач: Дистанционное, с пневматическим приводом трехпозиционным кулачковым пневмокраном
Управление механизмом блокировки дифференциалом: Дистанционное, с пневматическим приводом двухпозиционным пневмокраном
Управление включением коробкой отбора мощности привода лебедки: Электропневматическое, электрическим переключателем электропневмоклапаном
Система смазки: Комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерни низшей передачи на промежуточном валу смазываются дополнительно из лотка на картере

Основные составляющие:

  • Картер раздаточной коробки – 65111-1802012
  • Крышка картера — 65111-1802020-10
  • Вал первичный в сборе — 65111-1802024
  • Вал промежуточный — 65111-1802084-10
  • Дифференциал — 65111-1802150-10

Раздатка 6522

Эта модель раздаточной коробки представляет собой отечественный аналог узлов ZF 2000 и ZQC 2000-69A импортного производства. РКП 6522 устанавливается на самосвалы, седельные тягачи, и прочие модификации популярных российских грузовиков на базе одноименного шасси с другими надстройками, оборудуется круглыми фланцами под кардан. Завод поставляет раздаточную коробку модели 6522 в комплектации с коробкой отбора мощности или без оной.


Основные характеристики:

  • габариты — 0,5*0,52*0,51 м;
  • масса – 385 кг;
  • характер дифференциала – планетарный тип;
  • марка смазки (рекомендуемая) — ТСП-15К;
  • объем смазки – 6,2 л;
  • периодичность замены – ежегодно.

Основные составляющие:

  • Картер раздаточной коробки – 6522-1802010
  • Вал первичный в сборе — 6522-1802024
  • Вал промежуточный — 6522-1802083
  • Дифференциал — 6522-1802150

Устройство и принцип работы

Раздаточная коробка, являясь важным узлом ходовой части, перенаправляя усилие с помощью перехода на низшую или высшую передачу, создаваемое мотором между осями грузовика КАМАЗ, существенно повышает проходимость грузовика. Авто легко преодолеет бездорожье при понижающей работе дифференциала, и будет прекрасно себя чувствовать на ровной трассе после включения повышенной передачи.

Грузовики Камского автомобильного завода оборудуются дифференциалом с четверкой сателлитов, солнечной шестерней, соединенной с валом привода задних мостов. Крутящий момент, вырабатываемый силовым агрегатом машины, через солнечную шестерню направляется на приводной вал передней тележки. Включенный (механизм в разблокированном состоянии) дифференциал поддерживает постоянную и непрерывную тягу всех осей, не допуская излишнего перегруза в работе элементов ходовой системы автомобиля КАМАЗ. Описываемое устройство при надобности может быть выключено (заблокировано). В таком случае все оси автомобиля будут вращаться единым целым без равномерного распределения усилия.

Приведение в действие раздаточной коробки с помощью нужных тумблеров отправляет диафрагму в исходное положение, поскольку сжатый воздух уже не попадает в пневматические камеры. Одновременно крутящий момент равномерно распределяется на обоймы и сателлиты (составляющие межосевого дифференциала). При езде по хорошей дороге они вращаются вокруг основной оси. Но как только качество дорожного покрытия ухудшается, вращение происходит еще и вокруг собственных осей. В результате подобная техническая особенность помогает в оптимальной дифференциации нагрузки между осями грузовика.

Дифференциал раздаточной коробки, находящийся во включенном состоянии, полностью снимает нагрузку с КПП, продлевая срок службы узлов и механизмов коробки передач. Его блокировка снимается лишь при движении машины по местности, насыщенной элементами (грязь, гололедица, снег), затрудняющими плавное перемещение авто, несущими угрозу безопасности управления транспортным средством.

Конструкция раздаточной коробки предполагает наличие следующих элементов:

  1. Чугунный картер.
  2. Главный, или ведущий вал.
  3. Промежуточный, или второстепенный вал.
  4. Вал переднего моста.
  5. Вал заднего моста.
  6. Вал отбора мощности.
  7. МОД.
  8. Центральный управляющий привод.
  9. Зубчатое колесо, включающее повышенную передачу.

Признаки неисправностей

Такие проявления, могущие свидетельствовать о дефекте РКП, будут служить руководством к немедленному посещению авторемонтной мастерской:

Раздаточная коробка 65111-1800020-10 ставится на полноприводные грузовики КАМАЗ 65111, 43118 с колёсной формулой 6х6, которые используются для перемещения грузов и материалов по дорожному покрытию любой сложности. Узел используется при перераспределении усилий ДВС на ведущие оси автомобиля с соблюдением заданной пропорции. Мощность передаётся на мосты, расположенные в задней, средней и передней частях машины. Условно обозначается как евро 2, 3, так как применяется на технике с 2008 года.

Грузовик имеет несколько режимов использования:

  • движение по пересеченной местности (бездорожью), используется пониженная передача;
  • передвижения по асфальтовому покрытию, применяется повышенная передача.

Для предотвращения пробуксовки на снегу и гололеде коробка раздаточная 65111 оснащается блокировкой дифференциала, который воздействует на ведущие мосты машины.

РК 65111 применяющиеся для внедорожного использования, могут механически блокировать ведущие мосты транспортного средства по мере надобности. Такая способность используется в случаях, когда один из мостов завяз в грязи или имеет минимальное сцепление с поверхностью, а другие имеют лучшее зацепление с грунтом. Данная способность напоминает работу дифференциала. Трансмиссия автомобиля оснащается одним или несколькими комплектами пониженных передач, которые применяются в условиях бездорожья. Низкоскоростные режимы подключаются при помощи механического или электронного переключателя. В большинстве случаев работа данного механизма идентична работе переключателя, который контролирует подключение или отключение полного привода (2WD, 4WD). Пониженные передачи помогают автомобилю передвигаться со значительно более медленными скоростями, все еще работая в пределах допустимого диапазона мощности оборотов двигателя. Таким образом, происходит повышение величины крутящего момента на мостах машины. Данные возможности используются для преодоления экстремальных условий грунтовых дорог. Представленный функциональный набор устанавливается не на всех полноприводных автомобилях. На некоторых очень больших транспортных средствах, таких как тяжелое оборудование или военные грузовики, имеется более одного низкорамного снаряжения.

Раздаточная коробка КАМАЗ 65111

На смену РК 43114 пришла 65111

С целью повышения надёжности и увеличения ресурса в эксплуатации с 1.06.07 прекращено производство и оснащение полноприводных автомобилей КАМАЗ раздаточными коробками 43114-1800020. В настоящее время в комплектацию данных машин входят более надёжные, с возможностью передачи большего крутящего момента, раздаточные коробки 65111-1800020. Комплектующие части РК 43114-1800020 изготавливаются только в запасные части.

Применяемость

Раздаточной коробкой 65111 комплектуются следующие модели КамАЗ:

  • 65111 (Евро 4)
  • 43114
  • 43118
  • 43261 (Евро-1, 2)
  • 4350 (4х4)
  • 43501 (4х4)
  • 43502
  • 5350 6х6
  • 53501 6х6
  • 53504 6х6
  • 6350 8х8
  • 63501 8х8
  • 6450 8х8

Составляющие

Основные детали взаимодействующие с раздаткой:

  • Картер (корпус);
  • Основной карданный вал;
  • Вал промежуточный (средний);
  • Вал передний;
  • На заднюю ось;
  • Вал для КОМ при наличии (отбора мощности);
  • Дифференциал;
  • Механизм управления;
  • Шестерня для повышенной передачи.

Принцип работы

Активация переключателей перекрывает доступ сжатому воздуху к пневматическим камерам, вследствие чего диафрагмы занимают необходимое положение. Мощность мотора распределяется на обоймы и сателлиты. При движении по хорошей грунтовой дороге сателлиты увлекают за собой шестерни механизма, работают единым узлом. При появлении неровностей дорожного покрытия (бездорожья) функциональность сателлит изменяется, они начинают вращаться вокруг своей оси и вокруг основной оси. Данное следствие связано с разностью в ходе тележки и переднего моста и появлению различий в скорости вращения эпицикла с солнечной шестерней. Для предупреждения включения обоих передач конструкция предусматривает наличие замка, который исключает данную возможность.

Дифференциал включается при помощи пневматической камеры, выполняется перемещение муфты между карданной системой привода переднего моста и обоймой. Муфта является связующим звеном между представленными частями. Возникающие нагрузки и усилие распределяются между тележкой и передним мостом. Распределение происходит пропорционально по рассчитанной схеме.

При разблокированном состоянии дифференциала полностью исключается нагрузка на коробку передач. Таким образом, продлевается срок эксплуатации механизма. Включенное состояние данного устройства требуется только в условиях экстремальных нагрузок (гололед, грязь, песок), когда проявляется угроза безопасному управлению автомобилем.

Смазка РК 65111 выполняется следующим образом: разбрызгивается определенное количество масла, после чего наливается 5 л в картер.

Основные неисправности

При возникновении неисправностей раздаточной коробки 65111 дальнейшая ее эксплуатация запрещается, узел подлежит замене.

Характер основных неисправностей, на которые следует обратить внимание в первую очередь:

  • Возникает периодическое постукивание, связанное с износом зуба шестерни или поломкой подшипникового узла;
  • самопроизвольное выключение, связанно с деформацией зубьев муфт, шестерен, кареток. Поломка переключающей вилки;
  • трудно включаются передачи, такая неисправность связана с заеданием штока. Данная поломка также вызывает невозможность подключения блокировок дифференциала и заедание включения коробки отбора мощности машин КАМАЗ-43118, 65111;
  • все механические повреждения РК (нарушение, обрыв креплений, появление трещин на корпусе, существенные сколы).


Раздаточная коробка КАМАЗ 65111 (65111-1800020-10)


Раздаточная коробка КАМАЗ 65111 с КОМ (65111-1800020)


Раздаточная коробка КАМАЗ 65111 под гидронасос (65111-1800020-32)

Демонтаж коробки

РК – Раздаточная коробка 65111

Порядок выполняемых действий следующий:

  • через специальное техническое отверстие сливается масло из корпуса;
  • удаление специальных щитов, которые закреплены на полу платформы, для чего предварительно следует освободить прижимы – открутив необходимую гайку;
  • произвести отключение основного кардана от РК;
  • повторить предшествующие действия с передним карданом и РК;
  • выполнить отключение промежуточного моста и коробки отбора мощности;
  • отключить от РК спидометр, снять штекер преобразователя для моделей 4310, 43118;
  • выполнить отключение проводки сигнального освещения, которая срабатывает при подключении блокировки дифференциала и включении повышающей или понижающей передачи;
  • откинуть провод массы;
  • отключить все подведенные пневматические магистрали;
  • раскрутить крепления коробки, вытащить крепления, извлечь РК с посадочного места.

Установка коробки

РК – Раздаточная коробка 65111

Для проведения монтажных операций используется специальная тележка. Порядок выполняемых действий следующий:

  • подставка с РК устанавливается под местом монтажа, закрепляются подушки. Устройство аккуратно поднимается на посадочную позицию и закрепляется на 4 болта;
  • выполняется подключение пневматических магистралей (дифференциала, коробки отбора мощности);
  • восстанавливается соединение провода массы и проводки сигнального освещения с устройством;
  • выполняется подключение штекера спидометра;
  • при помощи лебедки соединяется карданвал с коробкой отбора мощности;
  • выполняется соединение карданвала и РК;
  • подключается основной кардан;
  • соединяется кардан вала привода переднего моста;
  • заливается требуемый согласно карте смазочный материал.

*Вся информация на данной странице не несёт характер инструкции или рекомендации. Мы не гарантируем её достоверность. Материал представлен исключительно для ознакомления и не попадает под оферты. Будьте внимательны.

Каталог раздаточной коробки КАМАЗ 65111 / 43118

Перечень запасных частей раздатки:

Каталог раздаточной коробки 65111

Каталог раздаточной коробки 65111 (2)

3 4310-1801028 Подушка подвески раздаточной коробки в сборе
6 4310-1801012 Кронштейн подвески раздаточной коробки правый
8 4310-1801023 Балка подвески раздаточной коробки
10 4310-1801040 Втулка
12 4310-1801042 Втулка распорная
15 251 646 Гайка М10х1,25-6Н
16 251 648 Гайка М14х1,5-6Н
17 251 649 Гайка М16х1,5-6Н
18 1/14083/21 Болт М14х1,5-6gх35
19 1/12541/21 Болт М16х1,5-6gх80
21 1/58643/31 Болт М16х1,5-6gх130
25 1/05202/01 Шайба плоская 16,8х28х3
26 870012 Болт М10х1,25-6gх30
27 862516 Шайба плоская 30х55
28 862517 Шайба

Каталог раздаточной коробки 65111 (3)

1 65111-1802144 Шестерня привода заднего моста
3 65111-1802155-10
4 65111-1802168 Ступица шестерни низшей передачи с втулкой в сборе
6 14-1701285
7 4310-1802167
8 65111-1802180 Шестерня высшей передачи привода заднего моста
10 4310-1802343
11 65111-1802448 Кольцо роликовых подшипников шестерни высшей передачи
12 4310-1802451
14 4310-1803018
17 45104953080202 Кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника 7315А
18 45104953080402 Кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника 7218А
19 853583 Гайка М72х1.5-6Н
20 2101-1005127

У нас есть все модели раздаток с доставкой по РФ

➡

ПРАЙС-ЛИСТ НА раздатки

Раздаточная коробка (рис. 64) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками.

Первая (понижающая) передача

Вторая (повышающая) передача

Управление раздаточной коробкой

Дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач.

Цилиндрический, несимметричный планетарного типа

Привод механизма блокировки дифференциала

Пневматический, с дистанционным управлением.

До 44,12 кВт (60 л. с.) от первичного вала раздаточной коробки. Возможен отбор мощности на ходу. Включение при остановке автомобиля.

Картер раздаточной коробки литой с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности.

Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все шестерни редуктора постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальных цилиндрическом 15 и шариковом 29 подшипниках. Шарикоподшипник 3 первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущей шестерне 5 первичного вала приварена шестерня 7 отбора мощности.

Шестерня 12 понижающей передачи и шестерня 25 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.

Дифференциал — планетарного типа с четырьмя сателлитами 16, солнечной шестерней 22 и коронной шестерней 20, соединенной с валом 18 привода мостов задних мостов. Момент вращения от солнечной шестерни передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.

Раздаточная коробка КамАЗ 6x6

Рис. 64. Раздаточная коробка:

1 — фланец первичного вала; 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13, 15, 17, 29 и 40 — подшипники; 5 — ведущая шестерня; 6 — крышка верхнего люка; 7 — шестерня отбора мощности; 9 — муфта включения коробки отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 10 — коробка отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 11 — маслосборник; 12 — шестерня понижающей передачи; 14 —- маслоуловитель; 16 — сателлит; 18 — вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — коронная шестерня; 21 — ведущая шестерня межосевого дифференциала; 22 — солнечная шестерня; 23 — передняя обойма; 24 — картер раздаточной коробки; 25 — шестерня повышающей передачи; 26 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — пробка; 28, 30 и 41 — муфты; 31 — ведущая шестерня привода датчика электрического спидометра; 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34 — пружина; 35 — шток; 36 — диафрагма;

37 — выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42 — промежуточная шестерня

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется электропневматической системой, состоящей из трехпозиционного переключателя 1 (рис. 65), установленного в кабине, двух электропневмоклапанов 2 и 3, двух механизмов переключения диафрагменного типа 4 и 5, датчика 6 включения, установленного на механизме 4, пневмопроводов 7.

Схема управления передачами раздаточной коробки КамАЗ 6x6

Рис. 65. Схема управления передачами раздаточной коробки:

1 — переключатель; 2 и 3 — электропневмоклапаны; 4 и 5 —механизмы переключения передач; 6 —датчик: 7 — пневмопровод; 8 и 12 — штоки; 9 и 13— нажимные пружины; 10 и И — стаканы; 14 и 15 — возвратные пружины; 16 — шарик; 17 — штифт.

При установке переключателя 1 в положение I включена понижающая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает. Положение муфт переключения соответствует показанному на рис. 64.

При установке переключателя 1 (рис. 65) в положение I включена повышающая передача. Включается электропневмоклапан 2, в результате воздух из пневмосистемы подводится к механизму 4 переключения, диафрагма которого перемещает шток 8 через нажимную пружину 9 до упора стакана 10 в выступы корпуса механизма. В этом положении срабатывает датчик 6, который включает электропневмоклапан 3, в результате воздух поступает в механизм 5, шток 12 которого перемещается через нажимную пружину 13 до упора стакана И в корпус механизма. При этом муфты 28 (рис. 64) и 41 перемещаются последовательно вправо.

При обратной перестановке переключателя 1 (рис. 65) в положение I возвратные пружины 14 и 15 последовательно посредством механизма блокировки, состоящего из шариков 16 и штифта 17, через нажимные пружины 9 и 13 возвращают штоки механизмов до упора в крышки.

При установке переключателя 1 в положение Н включена нейтральная передача. Срабатывает только электропневмоклапан 2, в результате воздух подается в механизм 4, и муфта 41 (рис. 64) перемещается вправо.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также диафрагменной пневматической камерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Воздух в камеры переключения передач подается электропневмоклапанами, управляемыми из кабины водителя трехпозиционным переключателем. Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, установленным в кабине под приборной панелью. Для предупреждения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки шарикового типа.

Смазка раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазки в подшипники шестерни понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник 11, соединенный через отверстия в картере, крышке подшипника, маслоуловителе 14, валу 39 с подшипниковой зоной.

Возможные неисправности раздаточной коробки, причины и способы их устранения.

Способ устранения

Повышенный шум

Недостаточное количество масла в раздаточной коробке, износ шестерен, подшипников.

Долейте масло. Замените изношенные детали.

Самовыключение передач

Износ шлицев: муфт переключения, шестерен низшей передачи, втулки обоймы дифференциала.

Замените изношенные детали.

Износ лапок вилки и сопряжения поверхностей муфт переключения.

Замените изношенные детали.

Не включаются передачи

Заедают штоки механизмов переключения.

Устраните причину заедания.

Обрыв электроцепи электропневмоклапана.

Заедает шток электропневмоклапана.

Устраните причину заедания

Не включается блокировка дифференциала

Заедает шток механизма переключения.

Устраните причину заедания

Утечка воздуха в соединениях трубопроводов.

Течь масла через манжеты и разъемы крышек.

Замените изношенные или поврежденные манжеты, подтяните болты крепления крышек и замените прокладки.


Как известно, результатом работы двигателя является создание крутящего момента на коленчатом валу, после чего крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса. Также в устройстве самой трансмиссии могут быть применены различные схемы и решения (монопривод, полный привод, раздаточная коробка и т.д.).

Разновидности коробок отбора мощности

Коробка дополнительного отбора мощности служит для передачи энергии оборудованию, установленному на транспортное средство. В зависимости от вида приводимых механизмов и требований, предъявляемых к устройству, характеристики КДОМ могут отличатся:

  • по количеству ступеней, определяющих шаг между рабочими режимами;
  • возможности обеспечения реверса необходимого для механизма, так, например, насос требует вращения лишь в одну сторону, а коробка отбора мощности автокрана должна быть способна работать в обе стороны;
  • значением передаточных чисел, обеспечивающих изменение угловой скорости и передаваемого момента;
  • числом валов, конструктивно заложенных в КОМ;
  • расположением узлов, входящих в устройство коробки отбора мощности;
  • управляющим сигналом, который может быть чисто механическим, выполненным с использованием рычага, либо издаваемым бортовым компьютером автомобиля.

По месту установки различают КОМ, которые монтируются:

  • сбоку коробки передач;
  • со стороны торца КПП;
  • в картере устройства переключения скоростей;
  • в совокупности с раздаткой.


Внешний вид КОМ

Способ смазки шестеренок коробки отбора мощности зависит от способа ее монтажа и наличия собственной емкости с маслом. Обычно используется масло из картера основного агрегата. При верхнем расположении механизма используется насос, подающий смазку в КОМ.

Отключение КОМ

Советы и рекомендации

Производители отдельно закладывают повышенную устойчивость к износу, изготавливая детали КОМ из усиленных материалов. Однако с учетом того, что коробки отбора мощности независимо от типа испытывают серьезные нагрузки, в рамках их эксплуатации важно соблюдать определенные правила и рекомендации.

Прежде всего, износ главной (большой) шестерни КОМ часто обусловлен неудовлетворительным состоянием ответной шестерни коробки передач. Важно при замене коробки отбора мощности или во время ее ремонта заранее проводить дефектовку выходной шестерни коробки передач.

При установке коробки отбора мощности нужно отдельно убедиться в том, что крепления надежны. Дело в том, что некачественное крепление или ошибки при установке КОМ приводят к тому, что возникает сильная вибрация деталей, которая быстро и интенсивно разрушает устройство.

Также важно правильно и в точной последовательности включать саму коробку отбора мощности. Включение должно производиться с учетом требований и рекомендаций для того или иного типа агрегата (например, если не допускается включение в движении, включать КОМ, чтобы реализовать отбор мощности на коробке, можно только на неподвижной машине и т.д.).

Напоследок отметим, что нужно периодически проверять надежность креплений коробки отбора мощности, а также следить за качеством смазки, выполнять дополнительное смазывание маслом отдельных элементов, что позволит повысить качество работы и увеличить общий срок службы данного устройства.

Устройство ком КАМАЗ 55102 | КАМАЗ

Устройство кабины автомобиля КамАЗ 43114

Устройство и ТО автомобиля КАМАЗ 4310 часть 2

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

Как поднять кузов на камазе 55102

Не поднимается кузов. Что делать?

Замена масленого насоса НШ32 на камазе

Не включается скорость камаз

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

установка балансира камаз

  • Редукторов КАМАЗ 43253
  • Высота грузового отсека КАМАЗ
  • Почему на КАМАЗе с турбонаддувом могут быть потери мощности
  • Двери на фургон КАМАЗ
  • Диски клиновые на КАМАЗ
  • Подъемный механизм кузова КАМАЗ
  • Рычаг КПП КАМАЗ 5350
  • Гидрозамедлитель для КАМАЗа
  • Трубка слива топлива КАМАЗ
  • Аккомулятор на КАМАЗ
  • Пожарная машина КАМАЗ типы
  • Все о КАМАЗах самосвал возможные поломки
  • Авария в кущевке с КАМАЗом
  • Датчик давления масла двигателя КАМАЗ 740
  • Стеклоподъемник КАМАЗ 53215

Отбор мощности без редуктора

Основным отличием безредукторных КОМ является простота конструкции и единичное передаточное число. На изображении ниже отображена коробка отбора мощности Урал, предназначенная для привода лебедки. Монтаж ее производится к торцу раздатки, позволяя получать крутящий момент от первичного вала через подвижную муфту. Отбор мощности происходит от первичного вала.


КОМ без редуктора

Управление механизмом происходит при помощи специальной вилки. Включение коробки отбора мощности реализовано путем блокировки первичного вала раздатки и ВОМа при помощи каретки. Рычаг имеет два фиксированных положения. Левое соответствует передачи усилия, а правое выключенному состоянию. КОМ не обеспечивает реверса. Для включения обратного направления требуется при помощи селектора КПП выбрать заднюю передачу.

Смазывание деталей производит плунжерный насос. Это позволяет использовать навесное оборудование на неподвижном транспортном средстве. Насос располагается в специальном приливе крышки КОМ. С его помощью также происходит смазка раздатки.

Коробка отбора мощности: назначение, виды, устройство и принцип работы

Итак, сразу отметим, что коробка отбора мощности или КОМ (в отличие от допкоробок, раздаток или делителей) не является обязательным устройством в конструкции КПП, шасси и других узлов автомобиля.

Получается, КОМ никак не влияет на ходовые качества транспортного средства и не участвует в процессах передачи мощности от ДВС на колеса авто. Другими словами, это не элемент трансмиссии самого автомобиля в буквальном смысле слова.

При этом главной задачей данной коробки является отбор мощности у двигателя для того, чтобы обеспечить возможность работы другого дополнительного оборудования. Если просто, КОМ передает крутящий момент ДВС на привод допоборудования.

Как правило, данное устройство на территории РФ и стран СНГ часто ассоциируется с автомобилями КАМАЗ (коробка отбора мощности КАМАЗ), МАЗ и т.д. Причина — КОМ обычно используется на данных машинах, которые, в свою очередь, активно применяются в качестве спецтехники во всевозможных сферах деятельности (строительство, грузоперевозки, коммунальное хозяйство и т.д.).

Если иначе, КОМ является отдельным агрегатом, который передает момент от мотора на разные устройства (насосы, лебедки, компрессоры и т.д.). Коробка может отнимать до 40% мощности ДВС. При этом принцип работы коробки отбора мощности всегда один и тот же.

Единственное, узел может быть размещен в разных местах. Например, коробка отбора мощности на КамАЗ 4310 стоит на раздатке (раздаточной коробке), тогда как в других вариантах КОМ ставится на саму КПП автомобиля.

Также с учетом наличия того или иного комплекса оборудования, на машине может стоять 2 или даже 3 коробки отбора мощности разных типов.

Сами коробки отличаются друг от друга:

  • по количеству ступеней и передаточному отношению;
  • по числу валов и их расположению;
  • по наличию или отсутствию реверса (вращение как вперед, так и назад);
  • по типу привода управления КОМ;

Еще следует отметить, что коробки данного типа бывают как с редуктором, так и без него. Что касается самого устройства коробки отбора мощности, данный агрегат можно условно сравнить с устройством обычной МКПП на автомобилях.

Простыми словами, имеется ведущий вал с шестерней, которая при включении КОМ входит в зацепление с другой (ведомой) шестерней. Благодаря этому происходи преобразование крутящего момента, после чего крутящий момент передается дальше на привод дополнительных агрегатов или механизмов.

Также КОМ делятся на зависимые и независимые. Первые фактически интегрированы в КПП, имеют меньший вес, не расходуют лишнюю мощность, однако есть и минусы. Прежде всего, включать такую коробку можно только тогда, когда сцепление автомобиля выключено. Также запрещено включать зависимую КОМ при движении ТС.

Независимая коробка отбора мощности может быть установлена на машины с любыми типами ДВС и КПП, а также их можно задействовать без выключения сцепления (как на неподвижной технике, так и в движении). Также система включения коробки отбора мощности может быть как механической или электропневматической, так и гидравлической.

Включение коробки мощности обычно происходит из кабины водителя или снаружи. В КОМ с механическим включением перемещение штока осуществляется рычагом. Кстати, если установлена система с пневмовключением, тогда в устройстве присутствует камера, куда из пневматической системы авто происходит подача воздуха.

Воздух сжимает возвратную пружину диафрагмой, что приводит к перемещению штока с вилкой включения ведомой шестерни КОМ. Так происходит зацепление ведомой и промежуточной шестерни коробки отбора мощности. После того, как воздух будет выпущен из пневмокамеры, шток вернется в начальное положение, то есть ведомая шестерня выйдет из зацепления и дальше вращения не последует.

Схема включения ком КАМАЗ | КАМАЗ

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

Обзор салона и органов управления КАМАЗ 65221 )))

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

Кабина КАМАЗ 43118 ( часть 2 )

Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.

коробка отбора мощности

Проводка на КАМАЗе. Часть 2. В кабине.

Переключение раздатки камаза 4310

Будни Камазистов : Делаем музыку , преобразователь напряжения с 24 на 12 вольт….

  • Переделка бортовых КАМАЗов в самосвал
  • Шнекоротор на базе КАМАЗа
  • Замена масла в редукторе заднего моста КАМАЗ
  • Кабина для КАМАЗа элекон
  • Блок двигателя КАМАЗ 4310
  • Бумажная модель КАМАЗа 54115
  • Каковы габариты КАМАЗа
  • Помпа на трактор КАМАЗ
  • КАМАЗ 20 тонники самосвалы
  • Мой КАМАЗ идет хоть гололед
  • Пищевые цистерны КАМАЗ
  • Переделка бортовой на самосвал КАМАЗ
  • Почти 200 человек ликвидируют последствия аварии поезда и КАМАЗа
  • КАМАЗы для етс2
  • Тосол КАМАЗ объем

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на транспортные средства с МКПП. Устанавливается данный механизм в случае отсутствия необходимости включения навесного оборудования на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала достаточно часто выполняется в зависимом исполнении.

Основные преимущества, которым обладает КЗОМ:

  • небольшой вес;
  • несложность ремонта коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном состоянии КОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющие уверенно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждает обширная выборка;
  • низкая требовательность к техническому обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод невозможно задействовать на ходу, что особо актуально для самосвальной КОМ.

Монтаж зависимого типа коробок осуществляется достаточно просто. Установка производится в специально отведенное место, после снятия специального лючка. При верхнем расположении используется насос. В случае необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность основной силовой передачи.

Независимое исполнение коробки отбора мощности

Монтаж КОМ независимого типа возможен на автомобиль с трансмиссией любого вида. Основным преимуществом является возможность включения механизма как в неподвижном состоянии транспортного средства, так и на ходу. Примером устройства является коробка отбора мощности камаз. Размещение возможно как к правому так и к левому боковому люку КП, а также со стороны заднего торца и зависит от модели КОМ. Для осуществления смазки используется насос.

Частотой вращения валов коробки и передаваемой мощностью можно управлять непосредственно с помощью двигателя. Включение и отключение КОМ часто реализуется при помощи электропневматики и гидравлики. Широкое распространение такой вид коробок получил на автомобилях с АКПП.

Обзор коробки отбора мощностей на примере КОМ-68Б

КОМ-68Б является одноступенчатым механизмом. Ее корпус отливается из чугуна. Устанавливается коробка вместо крышки КПП. Смазывание шестерен происходит путем разбрызгивания масла, залитого в коробку скоростей.

Служит КОМ-68Б для привода насоса пожарных автомобилей. Передача момента возможна как при стоянке, так и при перемещении машины на первой либо второй передаче. Это позволяет использовать насос на транспортных средствах, оборудованных лафетным стволом для тушения огня.

Для обеспечения согласования скоростей коленчатого вала и центробежного колеса возможно использование промежуточного редуктора. Он размещается между приводным карданом и пожарным насосом. За сохранение направления вращения в редукторе отвечает промежуточное колесо. Для облегчения конструкции валы могут быть изготовлены полыми.


Существующие коробки отбора мощности значительно расширили функциональные возможности транспортных средств. Благодаря перенаправлению части энергии нет необходимости в установке дополнительных приводных агрегатов. Это упрощает конструкцию автомобиля, уменьшает количество узлов и повышает надежность машины в целом.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 15243
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: