Регулировка бендикса стартера камаз

Обновлено: 04.07.2024

Система пуска двигателя автомобиля КамАЗ может находиться в трех альтернативных состояниях: исправном, работоспособном и неисправном (отказ).
При исправном состоянии система пуска обеспечивает пуск двигателя, а состояние всех приборов отвечает требованиям, предъявляемым техническими условиями.

При работоспособном состоянии система обеспечивает уверенный пуск двигателя, но техническое состояние некоторых приборов не соответствует техническим условиям.

При неисправном состоянии (отказе) пуск двигателя невозможен из-за неисправности одного или нескольких приборов системы.

Исправное состояние системы рассматривать не будем, так как перед нами не ставится задача определить срок безотказной работы системы по числу пусков или по пробегу автомобиля. Для выполнения большинства задач достаточно иметь систему в работоспособном состоянии, когда система обеспечивает уверенный пуск двигателя. Поэтому в первую очередь рассмотрим отказ системы и возможные неисправности, укажем способы их быстрого определения и устранения.

Система состоит из семи приборов, каждый из которых влияет на работу всей системы. Следовательно, для того чтобы оптимизировать процесс поиска неисправности, необходимо прохронометрировать каждую проверку и оценить ее влияние на работоспособность системы пуска:

Проверка аккумуляторных батарей

Снять крышку с гнезда аккумуляторных батарей. Путем внешнего осмотра проверить состояние выводов наконечников и плотность их крепления на полюсных выводах (рис. 1). По плотности электролита следует определить степень разряженности батареи. Время проверки — около 5 мин;

Проверка наличия напряжения на амперметре

Проверка выключателя приборов и стартера

Реле блокировки стартера

Данное реле установлено под откидной панелью предохранителей. Реле собрано на полупроводниковых приборах и проверить контрольной лампой его невозможно. Для проверки применяют специальный прибор. Неисправность реле блокировки стартера не обязательно ведет к потере работоспособности системы пуска, поэтому данную проверку не всегда следует проводить при поиске неисправности;

Проверка реле включения стартера

Данное реле расположено под откидной панелью предохранителей. Проводом подвести “+“ от амперметра к выводу “К” реле. При этом должен быть слышен щелчок включения контактов. Для того чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, необходимо контрольную лампу подсоединить к выводу “С” реле включения стартера (провод черного цвета). Если лампа горит, значит, контакты реле замыкаются.

Проверка тягового реле стартера

Проводом подвести “+“ от аккумуляторных батарей к выводу, втягивающему обмотки реле стартера. Если слышен щелчок, то реле срабатывает. Электродвигатель при этом должен вращаться. Если электродвигатель стартера не вращается, то контрольной лампой проверяют наличие напряжения на контактном болту, связанном с электродвигателем. Если лампа горит, значит, тяговое реле стартера работает нормально.

Проверка электродвигателя стартера

Эта проверка является самой трудоемкой, так как проводится (как правило) при снятом стартере. Для снятия стартера требуется 30 мин и 25 мин для диагностирования.

Поскольку система электропуска имеет небольшое число элементов (всего семь), то применяют метод поэлементной проверки, или последовательного деления системы на две подсистемы.




Технологический процесс ремонта стартера камаз

На автомобилях КамАЗ устанавливается стартер герметичного исполнения типа СТ142Б, мощностью 7,7 кВт (10,5 л. е.).

Стартер, показанный на рис. 95, состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитного реле. Устанавливается он на картере маховика с левой стороны двигателя. Управление дистанционное.

Техническая характеристика стартера. Номинальное напряжение стартера 24 В, напряжение при тормозном моменте 50 Н-м не более 8 В, напряжение включения тягового реле 18 В, ток холостого хода при напряжении 24 В не более 130 А.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Ток при тормозном моменте 500 Н-м не более 800 А. Частота вращения холостого хода 5500—6500 мин Давление щеточных пружин на щетки 17,5—20,5 Н. Высота щеток 19—20 мм.

Вышедшие из строя стартеры отправляют на авторемонтные предприятия.

Поступающие в ремонт стартеры могут иметь следующие неисправности: при включении стартер не работает; тяговое реле не срабатывает (неслышен характерный щелчок); при включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерен привода о венец маховика; слышен шум шестерен привода; шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле; поломаны зубья шестерен привода.

Для ремонта стартер разбирают.

В технологический процесс разборки стартера включают следующие операции: — отвертывают гайки на крышке реле и корпусе стартера; — снимают перемычки между выводным болтом тягового реле и обмоткой возбудителя; — отвертывают гайки, крепящие траверсу (на крышке реле со стороны коллектора); — отгибают замковые шайбы; — отвертывают болты и снимают крышку со стороны коллектора; — отвертывают винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверсе, снимают щетки; — отвертывают винт на регулировочном фланце и снимают ось рычага; — отвертывают винт со стороны крышки привода и снимают реле вместе с якорем; — отгибают замковые шайбы и отвертывают болты; — снимают крышку со стороны привода, крышку привода снимают вместе с рычагом и приводом; — снимают упорную шайбу, из корпуса вынимают якорь стартера.


После разборки неисправные обмотки стартера перематывают на стенде для перемотки обмоток, после чего пропитывают лаком для обеспечения изоляции. Погнутые валы правят на прессе. Подшипники заменяют новыми.

Перед постановкой катушек в корпус стартера проверяют их на отсутствие межвитковых замыканий. Винты крепления полюсов затягивают пресс-отверткой. Перед установкой конусные поверхности под полюсные винты в корпусе промазывают шпатлевкой НЦ-ОО-В.

Вкладыши крышек со стороны коллектора и привода, а также держатели промежуточного подшипника запрессовывают заподлицо с рабочими плоскостями. В месте входа во вкладыш смазочных отверстий заусеницы не допускаются. Смазочные фитили перед установкой пропитывают турбинным маслом 22 или 22 П.

Шероховатость поверхности шеек якоря под вкладыши подшипников и под втулку направляющую привода должна соответствовать Ra 0,63 мкм.

Биение коллектора и железа якоря относительно шеек под вкладыши допускается соответственно не более 0,05 и 0,15 мм. Шероховатость поверхностей коллектора и железа якоря должна быть соответственно Ra 1,25 и 1,0 мкм.

Коллектор якоря должен выдерживать испытания на пробой при напряжении 220 В переменного тока между пластинками, а между пластинками и втулкой — 550 В.

При проверке якоря на приборе ППЯ на межвитковые замыкания стальная пластина толщиной 0,5 мм, положенная на железо вдоль паза, не должна вибрировать. Лобовые части обмотки якоря бандажируют проволокой (со стороны коллектора — 14— 16 витков, со стороны привода — 10—12 витков). Начало и конец обмотки бандажа должны находиться под скобой. Паяют бандажи чистым оловом. Якорь пропитывают глифталевым лаком ГФ-95, железную поверхность якоря покрывают эмалью ГФ-.92. Якорь должен выдержать испытание на разнос при 10 000 мин

’ в течение 30 с. После испытания отдельные пластины коллектора не должны выступать более 0,01 мм.

Изоляционную прокладку приклеивают к крышке, со’ стороны коллектора клеем БФ-4. Изоляция изолированных щеткодержателей должна выдерживать испытание на пробой переменным током напряжением 220 В в течение 1 мин. Якорь реле должен свободно без заеданий перемещаться в каркасе катушки. Дополнительный ход якоря 1,5—2,5 мм после замыкания контактов регулируют шайбами на штоке.

При пайке выводов катушки применяют припой ПОС 40, а при проклеивании изоляции — клей БФ-4.

Щетки должны свободно без заеданий перемещаться в щеткодержателях. Давление пружины на щетку в момент отрыва, замеренное вдоль оси щетки, должно быть 15—20 Н. При сборке и регулировке стартера выемка регулировочного диска должна находиться не ниже горизонтальной оси диска. Собранный стартер окрашивают эмалью ХВ-125 или ХВ-124.

Где находиться реле стартера на КАМАЗе

Как проверить, подсоединить реле сигнала,зажигания,стартера……

Ремонт Камаза 2

Дальнобой. Заводим КамАЗ после 6 месяцев простоя. Ремонт реле. Плохая масса

Как подключить Реле 4-х,5-и контактное.Для чего ну

Как снять стартер на автомобиле Камаз (Теория)

Не срабатывает стартер. Не крутит стартер. Не втягивается реле стартера.

Схема включения стартера

  • Мощность КАМАЗа 740
  • Где свеча у КАМАЗа
  • Ремонт вал евро КАМАЗа
  • Вместимость бака КАМАЗ 55102
  • Контрольный расход топлива автомобиля КАМАЗ 6520
  • Демонтаж компрессора КАМАЗ
  • Предпусковое устройство на КАМАЗ
  • КАМАЗ дни простоя
  • Амортизаторы КАМАЗ на уаз
  • Ряд моделей КАМАЗ
  • Как перебрать двигатель КАМАЗ видео
  • КАМАЗы с гос хранения
  • Автокран кс 35714 КАМАЗ
  • Топливная аппаратура bosch КАМАЗ евро 4
  • Диод полупроводниковый КАМАЗ

Стартер Камаз 5490

Стартер на КамАЗ 5490 представляет собой сложно конструкционное электротехническое оборудование, функциональное предназначение которого заключается в передаче крутящего момента на маховик мотора, что приводит к успешному зажиганию двигателя.

В связи с плотностью эксплуатации и сложностью устройства, стартер на КамАЗ часто выходит из строя, что требует замены оборудование для продолжения использования транспортного средства.


Электростартер является наиболее эксплуатированным оборудованием в электроцепи двигателя, что часто вызывает различные неисправности. Наиболее распространенными проблемами с электродвигателем грузовика считаются следующие поломки:

  • Стартер вращается, но не заводит двигатель – возможна пробуксовка муфты свободного привода или обрыв электроцепи. Для исправления проблемы необходимо проверить фрикционные шестерни на предмет излома через смотровое окошко на корпусе детали и визуально отследить проводку от стартера до АКБ;
  • Снижение качества работы стартера при повышении уровня сопротивляемости двигателя – слабые контакты между электромагнитными клеммами или был пробой в изоляционной обмотке корпуса. Также причиной неисправности может послужить изменение плотности сжатия самого двигателя;
  • Стартер недостаточно быстро вращает коленвал – возможны раннее зажигание, техническое масло недостаточной вязкости или низкий уровень заряда аккумуляторной батареи. Для устранения проблемы достаточно проверит эти нюансы;
  • Стартер не крутиться, вытягивающее реле не звучит – выход из строя реле, штока или электрокатушки. Также причиной может оказаться низкий уровень электролита внутри корпуса АКБ;
  • Реле звучит, однако стартер остается без движения – износ токоподающих щеток, выработка ресурса корпуса якоря или короткое замыкание в электроцепи. Для диагностики неисправности необходимо мультиметром прозвонить проводку и при не выявлении обрыва контакта разбирать электродвигатель для замены поврежденных комплектующих. Также рекомендуется проверить контакты пусковой цепи.

Принцип работы реле блокировки стартера на КАМАЗ

Как подключить Реле 4-х,5-и контактное.Для чего ну

Ремонт Камаза 2

Реле блокировки стартера

Втягивающее реле стартера

Установка дополнительного реле стартера на Ваз 2112

Установка сигнализации Pantera CL 500 на ВАЗ 2104, 2105, 2107 (часть3)

3. Система зарядки – 2

12 в 24 в тракторе мтз. Штатная проводка 12.

Пусковой модифицированный двигатель ПДМ на Т 150, ДТ 75 со стартером от КАМАЗа

  • Передаточное число лебедки КАМАЗ
  • Вид КАМАЗа сбоку
  • Держатель заднего крыла КАМАЗ
  • Блок сальников подкачки КАМАЗ
  • Как определить модель КАМАЗа
  • КАМАЗ бортовой 65117 с кму fassi f 155 0 22
  • КАМАЗ 6520 средний мост люфт
  • Топливный бак 175 л на КАМАЗ
  • Давление в шинах КАМАЗа 5350
  • Двигатель КАМАЗ 740 мощность
  • Как менять шкворня КАМАЗ
  • КАМАЗ 53229 задней редуктор
  • Как снять стартер КАМАЗ 740
  • Зеркало бокового обзора КАМАЗ 65115
  • Назначение системы питания дизельного двигателя КАМАЗ 740

Ремонт и устройство стартера КАМАЗ, руководство


Для этого отсоединяют вывод катушки 1 (рис. 10.6) от контактного провода 2, устанавливают корпус стартера в зажимах (рис. 10.7) и пресс-отверткой 4 ослабляют затяжку винтов 3 крепления полюсных наконечников 2, вывертывают винты 3 и снимают полюсные наконечники.


Корпус стартера (рис. 10.6) 1 — катушка возбуждения; 2 — провод; 3 — винт крепления полюсного наконечника; 4 — корпус стартера


Приспособление для зажима корпуса стартера (рис. 10.7) 1 — корпус стартера; 2 — полюсный наконечник; 3 — винт крепления полюсного наконечника; 4 — отвертка; 5 — обмотка катушки возбуждения; 6 — зажим

Из корпуса 1 стартера извлекают неисправные катушки возбуждения и устанавливают на их место исправные. Поместив полюсные наконечники 2 в соответствующие катушки возбуждения, устанавливают их в корпус стартера так, чтобы отверстия в корпусе под винты 3 совпали с резьбовыми отверстиями полюсных наконечников. Во избежание самоотвертывания полюсных винтов конусную поверхность под винты следует промазать шпатлевкой. Ввернув винты в полюсные наконечники, их затягивают с моментом 22. 32 Н*м (2,2. 3,15 кгс*м). Наружную поверхность полюсных винтов закрашивают эмалью. Допускается конусную поверхность под полюсные винты не покрывать шпатлевкой, а покрыть их снаружи после окончательной затяжки эпоксидной грунт-шпатлевкой. Вывод катушек возбуждения соединяют перемычкой с контактным выводом реле. При сборке стартера в корпус реле устанавливают катушку 63 (см. рис 10.5). Надев на якорь 69 реле возвратную пружину 70, вставляют якорь с пружиной в катушку, устанавливают пружину 71, втулку 72, контактный диск 73 и стопорят его стопорной шайбой 77. Контактные клеммы катушки соединяют с болтами 54, устанавливают болты 54 катушки и контактные болты 53 стартера в крышку 75, закручивают от руки гайки 14 с пружинными шайбами и устанавливают на корпус реле 17 крышку 75. Завернув винты 55 с пружинными шайбами крепления крышки реле, затягивают гайки 14 контактных болтов. Затем устанавливают сильфон 18, а на вал якоря 41 со стороны привода — распорную шайбу 38, помещают якорь в корпус 40 и устанавливают промежуточный подшипник 65. В крышку 22 привода монтируют привод 33 шестерни с рычагом 19, на промежуточный подшипник 65 устанавливают уплотнительное кольцо 68, а на вал якоря — две упорные шайбы 38. На корпус 40 устанавливают крышку 22 подшипника, поместив на вал якоря между приводом и втулкой подшипника упорную шайбу 32. Завернув болты 34 с замковыми 35 и пружинными 56 шайбами крепления крышки привода к корпусу, отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Вставив в проточку реле 17 уплотнительное кольцо 76, устанавливают реле и закрепляют его на крышке 22 привода винтами 21 с пружинными шайбами 20. На контактные болты 54 стартера и реле устанавливают плоские шайбы 16 и перемычку 13, после чего закручивают гайки 14 с пружинными шайбами. На коллектор 57 устанавливают траверсу 7, в траверсу вставляют щетки 8, 12 и закрепляют выводы обмотки на щетках и траверсе винтами с пружинными шайбами. В проточку корпуса вставляют уплотнительное кольцо 46, устанавливают крышку 1, закрепляют ее болтами 42 с замковыми 35 и пружинными шайбами, после чего отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов и закручивают гайки 45 с пружинными шайбами крепления траверсы к крышке. В корпус крышки 22 со стороны привода устанавливают ось 30 рычага 19 и завертывают два винта с пружинными шайбами крепления оси рычага. Собранный стартер испытывают на герметичность и проверяют на стенде 532М или Э-240. Для проверки на герметичность к фланцу крышки со стороны привода прикручивают болтами с гайками уплотнительный кожух 1 (рис. 10.8) с резиновой прокладкой 2. Через штуцер в уплотнительном кожухе внутри стартера создают избыточное давление воздуха 0,01. 0,02 МПа (0,1. 0,2 кгс/см 2 ).

Перед тем, как перейти к демонтажу, сначала необходимо отключить массу. Далее поднимается кабина и отсоединяется проводка, подходящая к реле стартера.
Далее необходимо выполнить следующие действия.

Шаг 1. Открутите гайки, расположенные на корпусе стартера и крышке реле. Снимите перемычки, которые соединяют обмотку возбудителя и выводной болт.

Шаг 2. Отвинтите гайки, которые крепят траверсу. Они расположены со стороны коллектора. Также необходимо открутить замковые шайбы.

Шаг 3. Снимите крышку со стороны коллектора и выкрутите винты, при помощи которых щетки крепятся к траверсе.

Шаг 4. Снимите щетки и выкрутите винт регулировочного фланца. Ось рычага необходимо демонтировать, а винт, который держит крышку привода – выкрутить.

Шаг 5. Вместе с якорем снимите реле. Отогните замковые шайбы и выкрутите болты.

Шаг 6. Демонтируйте крышку привода вместе с приводом и рычагом. Снимите упорную шайбу и извлеките якорь стартера.

Итак, стартер снят и готов к ремонту. В случае необходимости его можно заменить на новый. Как видите, провести демонтаж не так уж и сложно – достаточно иметь под рукой все необходимые инструменты.



Основные симптомы неисправной работы пускового устройства

Для определения возможных неисправностей стартера придется обратить внимание на его поведение, а также издаваемые звуки.

  • Так, если тяговое реле срабатывает, но коленчатый вал не проворачивается, начнем с проверки заряда аккумуляторов. Причиной может быть засорение грязью и пылью щеток либо коллектора. При этом само тяговое реле может иметь подгоревшие или окисленные контакты.
  • После запуска двигателя может продолжаться вращение якоря стартера. Это может означать, что сломались пружины реле, которые необходимо заменить новыми. Может произойти приваривание контактного диска к болтам. В данном случае нам понадобится схема проводки КАМАЗ, чтобы зачистить сам диск и болты, либо заменить их. При необходимости может потребоваться замена реле блокировки стартера.
  • Другая ситуация – при попытке запуска наблюдаются характерные щелчки, которые издает тяговое реле. В таком случае необходимо начать с проверки контактных соединений в цепи самого реле и восстановления надежности контактов. В случае необходимости, может понадобиться и замена самого втягивающего.

Обратите внимание! Может отсутствовать контакт между щетками и коллектором, и в этом случае меняются либо сами щетки, либо их пружины.

  • Если проводка на КАМАЗ была собрана с нарушением регулировки контактов в момент замыкания, включение стартера будет сопровождаться скрежетом шестерни привода. Понадобится регулировка зазора между упорной шайбой и шестерней. При попытке запуска двигателя может наблюдаться скрежет шестерен, но запуска не происходит.



Визуально проверяем состояние контактов и жгутов проводки
Это значит, что дело может быть в неверно отрегулированном моменте замыкания контактов тягового реле. Или же торцы зубьев шестеренки маховика либо привода забились. В таком случае придется или заменять шестерни новыми или попытаться восстановить зубья. Реанимируют их способом наплавки.

Совет: Как минимум, сначала попытайтесь зачистить на них неровности.

Возможна ситуация, когда вращения якоря продолжаются, но коленчатый вал не проворачивается, что означает, что между ними нет взаимодействия. Прежде всего, проверьте правильность регулировки стартера. После этого убедитесь в том, что зубья шестерен привода и венца маховика находятся в неизношенном состоянии.

Приступаем к демонтажу стартера КАМАЗ

Для того чтобы провести ремонтные работы, нам потребуется специальный стенд, на котором будем разбирать данный блок, и схема электропроводки КАМАЗ.



Схема кликабельна — 1600х1088

После этого поднимаем кабину и отсоединяем ту проводку, которая подходит к реле стартера.

Итак, наши действия будут следующими:

  1. откручиваем гайки на корпусе стартера и на крышке реле;
  2. снимаем перемычки, соединяющие обмотку возбудителя и выводной болт тягового реле;
  3. далее необходимо отвинтить гайки, крепящие траверсу, расположенные со стороны коллектора;
  4. откручиваем замковые шайбы;
  5. снимаем крышку со стороны нахождения коллектора после откручивания болтов;
  6. выкручиваем винты, которыми крепятся щетки к траверсе;
  7. можно, наконец, снимать сами щетки;
  8. выкручиваем винт регулировочного фланца и демонтируем ось рычага;
  9. крышка привода закреплена винтом – выкручиваем его;
  10. снимаем реле одновременно с якорем;
  11. отгибаем замковые шайбы и выкручиваем болты;
  12. крышку привода демонтируем одновременно с самим приводом и рычагом;
  13. заканчиваем снятием упорной шайбы, после чего извлекается якорь стартера.

Теперь устройство готово к диагностике либо ремонту, если остальная проводка на КАМАЗе в исправности.



На что нужно обратить внимание

Как проходит проверка разобранного стартера

Разберем основные этапы проверки работоспособности:

Важно! В случае, когда лампа горит, значит, реле исправно.



Внутренние элементы пускового устройства

  • Проверка реле блокировки устройства. Его не удастся проверить обычной контрольной лампой, т.к. собирается оно из полупроводниковых приборов. Узнать его работоспособность можно только с помощью специального прибора. Однако выход его из строя не обязательно приведет к проблемам запуска двигателя.
  • Проверяем электромотор стартера. Проверить его исправность необходимо на стенде, в разобранном виде. Данная процедура является наиболее сложной и трудоемкой и занимает около получаса.

Как правило, проверка работоспособности этого пускового устройства происходит по таким факторам, как величина используемого тока и частота вращения на холостом ходу. Полученные данные сверяются с теми, которые предусмотрены для данного типа стартера.

ремонт, сколько стоит, где находится реле

Стартер — это механизм, который необходим для запуска двигателя внутреннего сгорания.


Устройство, и как работает

Устройство стартера включает в себя следующие механизмы:


Схема включения стартера представлена в руководстве пользователя КамАЗа.

Во время включения замка зажигания автоматическое устройство подает управляющий поток напряжения на втягивающий механизм, который вставляет шестерню бендикса в зацепление с маховиком.

В это время начинается вращение стартера. Когда ключ зажигания проворачивается в любую другую позицию, отключается питание втягивающего реле. Пружина возвратного типа сбрасывает напряжение из корпуса катушек. Реле выводит бендикс из зацепления с корпусом маховика и отключает питание.

Технические характеристики

Технические показатели стартера:

Номинальное напряжение, В26
Мощность механизма10,5 л. с.
Напряжение, которое необходимо для включения реле тягового механизма, ВВтягивающей обмотки — 8
Удерживающей обмотки — 5
Наименьшая высота щетки, см1,3
Давление пружин щеток, кгсОт 1,75 до 2,06
Максимальное количество оборотов якоря6400
Наибольшая сила тока холостого хода, А150
Емкость аккумуляторной батареи190 А*ч
Направление вращения механизмовПравое
Шестерня приводовЕсть
Количество зубьев10
Модуль шестерни, мм3,75
Угол, под которым расположены зубья20°
Масса, кг24,7 тыс.
Сила натяжения щеток, НОт 10 до 14
Напряжение во время включения холостого хода, В12
Сечение провода, мм2,26*3,53
Количество полюсов4
Количество витков на катушках8
Частота вращения валаНе менее 4 тыс. оборотов в минуту


Неисправности и ремонт стартера

Неисправности стартера КамАЗ и методы их ликвидации своими руками:

Почему не крутит и что делать

Причины того, что стартер не срабатывает (щелкает, но не крутит):


Ремонт включает в себя следующие работы:

Как снять и разобрать

Для того чтобы снять стартер, нужно:

Разборка системы запуска Магнетон:

Как подключить

Установка стартера на КамАЗ А41 и подключение реле механизма запуска двигателя:


Сколько стоит

Средняя стоимость стартера на КамАЗ составляет 9,5 тыс. рублей.

Как замкнуть стартер отверткой?

К этой мере стоит прибегнуть в случае неисправности тягового реле. Об этом свидетельствует характерное пощелкивание в моторном отсеке во время проворота ключа в замке зажигания, когда реле включается в работу, при этом стартер не может придать коленчатому валу необходимое количество оборотов для обеспечения запуска мотора из-за того, что ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком. В этом случае необходимо подать напряжение на обмотки напрямую, перемкнув при помощи отвертки силовые клеммы стартера. При этом отвертка берет на себя роль неисправного тягового реле.

Обратите внимание! Перед выполнением этой процедуры необходимо обязательно поставить автомобиль на стояночный тормоз и включить нейтральную передачу. Нужно использовать отвертку с мощной рабочей частью и хорошо изолированной ручкой.

Процедуру желательно проводить вдвоем: один находится за рулем автомобиля и включает зажигание, второй в это время перемыкает клеммы стартера отверткой. Этот способ довольно коварный, поскольку существует риск спалить катушку. Поэтому во избежание ее повреждения не стоит постоянно выполнять эту процедуру, если в первые разы не удалось запустить мотор.

Как видно способы замыкания стартера довольно просты и не требуют от водителя определенного багажа технических знаний и набора сложных инструментов. Но, без помощников здесь не обойтись.

Часто причиной отказа запуска двигателя автомобиля является именно стартер, поэтому всегда нужно знать, как завести машину в обход этого устройства. Так как замкнуть стартер напрямую — самый оптимальный вариант, необходимо знать все тонкости процедуры, выполнить ее аккуратно и точно. Используя всего несколько инструментов, можно за пару минут завести машину, что особенно важно в холодные времена года.


Обгонная муфта стартера или просто бендикс стартера — элемент, посредством которого крутящий момент от стартера передается на коленчатый вал двигателя автомобиля. В процессе эксплуатации авто возникает износ пружин бендикса и других составных элементов.

По этой причине необходимо своевременно выявлять признаки неисправности бендикса (коленвал не крутится, слышен скрип и скрежет при запуске мотора). При обнаружении признаков неполадок бендикс нужно проверять:

  • выполняется демонтаж стартера;
  • производится дефектовка бендикса;
  • принимается решение о ремонте/замене обгонной муфты.

Подробнее о причинах поломки, проверке бендикса на стартере, а также как производить замену обгонной муфты стартера читайте в нашей статье.

Как устроен бендикс на стартере

Устройство бендикса стартера

Бендикс стартера представляет собой относительно простую деталь и отличается большим сроком службы. Конструктивно бендикс включает в себя:

  • ведущую обойму (наружное кольцо);
  • ведомую обойму;

Ведущая обойма с роликами и прижимными пружинами имеет характерные клиновые каналы с большой шириной на одной стороне. В таких каналах вращаются подпружиненные ролики.

Принцип работы бендикса

Работа бендикса основана на инерционном воздействии на зубчатую муфту до момента зацепления с маховиком. Получается, если стартер выключен или работает двигатель автомобиля, муфта бендикса не входит в зацепление с венцом маховика.Также бендикс защищает стартер от повреждений после запуска двигателя.

Работает механизм следующим образом:

  • когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, ток от аккумулятора подается на электромотор стартера, якорь вращается;
  • за счет наличия винтовых борозд на внутренней стороне муфты и вращательному движению муфта начинает скользить под своим весом по шлицам вплоть до момента зацепления с маховиком;
  • за счет воздействия ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней также начинает вращаться;

Если зубья муфты и маховика не совпали, осуществляется небольшой поворот, чтобы получить жесткое зацепление.

Важно учитывать, что после запуска двигателя маховик начинает вращаться быстрее, чем до этого была его скорость вращения от стартера. Когда скорость маховика возрастает, муфта закручивается обратно и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (при использовании редукторного бендикса). Так осуществляется выход бендикса из зацепления с маховиком и одновременно реализована защита стартера, не рассчитанного на высокие обороты.

Обгонная муфта стартера: признаки неисправностей

Бендикс стартера признаки неисправностей

Как правило, водители обычно сталкиваются с тем, что подав питание на стартер, бендикс не входит в зацепление с маховиком, бендикс может не крутить двигатель и т.д. Зачастую проблемы с зацеплением на ранней стадии можно выявить на слух.

Основная функция бендикса сводится к необходимости войти в зацепление с маховиком и крутить двигатель.

Проблемы с зацеплением будут приводить к тому, что в момент запуска двигателя появляется металлический лязг, хруст и скрежет. При этом мотор стартера работает. Если такой признак неисправности бендикса проявился, необходима проверка обгонной муфты.

Причины поломки бендикса

Бендикс стартера неисправности

Основные причины выхода из строя бендикса:

  • диаметр рабочих роликовв обойме уменьшается в результате износа (в этом случае можно подобрать подходящие по диаметру шарики и выполнить замену);
  • ролик на одной стороне стерся в результате износа (решение — замена шариков);
  • рабочие поверхностиведущей или ведомой обоймы стачиваются в местах контакта с роликами (выработка означает необходимость замены бендикса).
  • износ зубьев шестерни (можно произвести замену шестерни или бендикса в сборе).

Сама замена бендикса требуется не часто, так как указанная деталь отличается надежностью и большим ресурсом. Однако естественный износ в процессе эксплуатации автомобиля неизбежен, что и приводит к неисправностям.

Стартер также испытывает сильные нагрузки, открыт для контакта с внешней средой (влага и пыль, грязь, масло и т.д.). Также скапливаются отложения в пазах и роликах бендикса. В результате якорь шумит, но коленвал не крутится.

Прежде всего, вращение шестерни должно осуществляться только по направлению вращения якоря стартера. Вращение в обратном направлении четко указывает на поломку и необходимость ремонта бендикса или его полной замены.

На практике, специалисты рекомендуют менять бендикс даже при возможности ремонта. Дело в том, что отдельные части муфты изнашиваются приблизительно в равной степени. Это указывает на скорый выход из строя других элементов уже после замены одной изношенной детали.

Как проверить бендикс на стартере

Проверка бендикса на стартере

Проверка бендикса предполагает снятие детали и последующую дефектовку обгонной муфты. В рамках диагностики также нужно знать, как проверить бендикс стартера:

  • сначала выполняется демонтаж стартера;
  • далее производится снятие и разбор бендикса;
  • затем осуществляется визуальный осмотр, выявляются повреждения;

Ревизия бендикса начинается с проверки того, крутится ли муфта в одну или в обе стороны. Если замечено вращение в обе стороны, необходима замена. Также требуется проверить состояние зубьев и пружины. Не допускается стачивание зубьев или ослабление пружины.

Также нужно отдельно снять и осмотреть вилку бендикса на предмет целостности и износа. При выявлении дефектов вилку можно заменить. Параллельно следует проверять наличие люфтов на валу якоря (если есть люфт, бендикс нужно менять).

Замена бендикса стартера

Замена бендикса стартера

Чтобы поменять бендикс, стартер нужно снимать и разбирать. На разных моделях авто снятие стартера может сопровождаться определенными сложностями и нюансами. После снятия стартера необходима разборка корпуса для проведения проверки/ремонта/замены бендикса;

Перед началом проверки и/или замены обгонной муфты важно понимать, что такое бендикс стартера в целом и как работает данное решение. Если ранее бендикс не снимался, однако выявлены признаки его неисправности, можно сразу купить бендикс стартера и приступать к замене.

Однако опытные специалисты рекомендуют сначала снимать стартер и производить проверку имеющегося бендикса, так как причина не всегда в нем. В любом случае, перед началом работ необходимо заранее изучить, как поменять бендикс на стартере.

Рекомендуем также прочитать статью о том, где стоит втягивающее реле и как его проверить. Из этой статьи вы узнаете о месте расположения втягивающего реле и способах его проверки.

Общие действия следующие:

  1. откручиваем стягивающие болты, производим вскрытие корпуса;
  2. выкручиваем болты крепления втягивающего реле;
  3. снимаем бендикс с оси путем снятия шайбы и удаления ограничительного кольца;
  4. тщательно удаляем грязь и отложения на внутренних элементах и поверхностях;
  5. перед установкой нового/отремонтированного бендикса ось нужно смазать высокотемпературной смазкой
  6. осуществляем установку стопорного кольца и шайбы (процедура сложная, кольцо нужно распереть при помощи рожкового ключа, струбцины, пассатижей и т.д.).
  7. после установки бендикса трущиеся детали стартера необходимо промазать высокотемпературной смазкой (не допускайте попадания излишков на детали);

В норме должен быть слышен щелчок при подключении, бендикс выдвигается вперед. Если бендикс не выдвигается, необходимо проверить и заменить втягивающее реле.

Советы и рекомендации

Проверка и замена бендикса не является сложной процедурой. При необходимости, автовладелец без опыта выполнения подобных работ может заменить бендикс на стартере своими руками. Главное, учитывать следующие нюансы:

  • новый или отремонтированный бендикс нужно проверять до установки на автомобиль, все шайбы из пластика должны быть целыми;
  • при выборе нового бендикса желательно иметь под рукой старый элемент для проверки полного соответствия;
  • при полном отсутствии опыта желательно иметь мануал;

Также отметим, что бендикс не является дорогой деталью. Например, бендикс стартера ВАЗ в зависимости от модели авто может стоить от 5 до 12 долларов США, бендикс на иномарку обойдется в 15-20 у.е.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах неисправности стартера, а также сбоях при попытке завести двигателя автомобиля.

С учетом такой цены ремонт бендикса производить не рекомендуется. Рациональнее сразу осуществить полную замену, после чего можно рассчитывать на достаточно большой срок службы новой детали.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

На современных тракторах МТЗ стартер двигателя состоит из электромотора, втягивающего реле стартера и механизма привода. Конструкция отличается надежностью и продуманностью, поэтому обычно служит много лет без каких-либо проблем. Но при превышении нагрузки при работе трактора тяговое реле может прогореть в районе болтовых креплений. Как устроено втягивающее реле стартера МТЗ? В чем отличие между тяговыми реле на тракторах 80, 82, 1221 и других? Как заменить выгоревшее реле стартера? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Принцип работы втягивающего реле стартера на МТЗ

Втягивающее реле на тракторе МТЗ управляет работой электрического стартера и неподвижно смонтировано на его корпусе.


Тяговое реле представляет собой соленоид цилиндрической формы, который совмещен с контактной группой. Именно втягивающее реле производит подключение стартера к АКБ, а также механически соединяет стартер и маховик, когда запускается силовая установка.


Основные задачи тягового реле следующие:

  • Соединение бендикса при запуске мотора с зубчатым венцом маховика и удержание его в нужном положении до момента отпускания ключа зажигания.
  • Подсоединение мотора стартера к аккумулятору.
  • Отключение стартера в момент отпускания ключа зажигания.

Несмотря на то, что фактически втягивающее реле является составным элементом стартера МТЗ, смонтированным на его корпусе, тяговое реле считается самостоятельным узлом, который отвечает за стабильную работу системы запуска двигателя.


Конструкция втягивающего реле на примере стартера СТ212-А для Д-240 (МТЗ-80, МТЗ-82)

Конструкция втягивающего реле стартеров МТЗ 80 и 82 идентичны, поскольку на оба трактора устанавливается дизельный двигатель Д-240. Подходящим вариантом стартера для такого мотора является СТ212-А. Встретить его на тракторах можно достаточно часто, это одна из наиболее распространенных модификаций. Рассмотрим механизм тягового реле на примере этого стартера.


На схеме цифрами обозначены следующие компоненты:

2. стальной якорь круглого сечения;

3. соленоид возбуждения;

7. жесткий кожух;

9. соединительная шина;

10. цилиндрический поршень;

11. сервисная обмотка;

12. шунтовая обмотка;

14. возвратная пружина;

18. стопорное полукольцо;

21. шестеренка привода;

22. муфта свободного хода;

23. буферная пружина;

24. втулка отводки;

26. промежуточная опора;

27. наружная обойма;

28. роликовый механизм;

Втягивающее реле соединяет шестерню привода с венцом маховика дизельного агрегата и запитывает электрическую систему стартера МТЗ путем подключения его к аккумулятору. Тяговое реле зафиксировано на литом фланце, который соединяет его с крышкой со стороны привода.


У втягивающего реле стартера две обмотки:

  1. большая втягивающая (сервисная) (11),
  2. удерживающая, намотанная поверх первой (шунтовая) (12).

Когда реле включается, обе обмотки создают магнитное поле, которое затягивает якорь в пространство внутри обмоток. Якорь представлен в виде стального стержня с круглым сечением. Он не имеет жесткого крепления, легко передвигается и даже вынимается, если это необходимо.

Перемещение якоря через рычаг (16) приводит в движение привод стартера МТЗ. Он в свою очередь передвигается по винтовым шлицам вала якоря. Шестеренка привода стартера приходит в соединение с венцом маховика.

В крайнем положении якорь тягового реле надавливает на плунжер (для этого на торце стального стержня имеется специальное углубление), а его контактный диск (он также изготовлен из стали) замыкает главные контакты реле. В результате такой передачи движения к стартеру подключается АКБ.

В тот момент, когда главные контакты замыкаются, втягивающая обмотка реле выводится из цепи. После этого якорь втягивающего реле держится внутри обмотки магнитным полем, созданным исключительно удерживающей обмоткой.

На случай попадания зубцов шестерни на зубья маховика устанавливается буферная пружина. Она перемещает рычаг включения, что дает возможность контактам замкнуться. Таким образом, стартер МТЗ в любом случае начнет вращаться, и при повороте шестеренки буферная пружина зацепит ее с венцом маховика.

Во время работы стартера контакты реле остаются замкнутыми благодаря включенной в цепь удерживающей обмотке. Размыкается соединение только после отключения механизма. После этого возвратная пружина (14) расцепляет привод и маховик. Следствием этого является возврат якоря в первоначальное положение (в этой позиции он выступает из цилиндрической катушки). Как следствие – стартер отключается.

Корпус тягового реле выполнен из диэлектрика. В зависимости от модификации он может разбираться или быть неразборным. Корпус тягового реле жестко зафиксирован на стартере.

Стартер КамАЗа относится к первому типу устройств. Данный механизм является наиболее мощным, поскольку здесь передачу крутящего момента с якоря на шестерню осуществляет редуктор. Такие стартеры обладают не только высокой мощностью, но и хорошим пусковым моментом. Также они имеют большой срок эксплуатации. Данные виды стартеров используются на 90 процентах современных автомобилей.

стартер камаза

Что касается безредукторных элементов, они действуют следующим образом. После поступления напряжения на электромагнитный включатель, шестерня бендикса перемещается и зацепляет венец маховика. Ток поступает на якорь. Происходит вращение. Шестерня с валом совмещаются благодаря муфте свободного хода. После успешного запуска двигателя данное соединение ослабляется. Подача тока прекращается, и шестерня возвращается в свое исходное положение. Ввиду низкого КПД и малой ремонтопригодности, безредукторные элементы практически не используются в автомобильной отрасли.

1. Как снять стартер?

Снять стартер с двигателя МАЗ — задача не трудная, но и слишком уж легкой ее не назовешь, т.к. весит он не мало. Стартер притянут к блоку двумя лентами и если снимать его из положения лежа под двигателем, то делать это на вытянутых руках очень не удобно.

Перед снятием стартера, желательно повернуть передние колеса налево до отказа — это позволит вам иметь больше свободного пространства для маневра.

Далее, чтобы облегчить себе задачу, я сначала отключал массу аккумулятора, а потом отворачивал маленький болтик сбоку втягивающего реле и снимал проводок его управления. Затем, головкой откручивал питающий кабель от втягивающего реле и снимал его вместе с проводом идущим в сеть автомобиля.

Следующим шагом, откручивал 1-ую стяжку крепления стартера со стороны маховика и переходил к откручиванию 2-ой стяжки, но до конца ее не отпускал. Сам в этот момент находился между рессорой и колесом.

Потом, правой рукой придерживал стартер, а левой отпускал до конца хомут. После откручивания последнего хомута, старался вытащить стартер, чтобы положить его на поперечную рулевую тягу и переднюю балку, после чего опускал его на землю.

Если вы не уверены в своих силах, то можете подстраховать себя доской, положенной поперек правой рессоры под стартером — это позволит снять стартер в два этапа и не будет вас сильно напрягать.

Как грамотно проверить стартер?

Пускатель грузовика может находиться в 3-х различных состояниях:

  • исправном — все компоненты работают идеально;
  • рабочем — выдерживается уверенный запуск двигателя, но техсостояние некоторых приборов не поддерживается;
  • неисправном — невозможно завести мотор из-за неполадок одного или нескольких элементов системы.

Питание

Стартер непосредственно связан с аккумуляторными батареями. Ток он получает именно отсюда. Поэтому в первую очередь проверяется АКБ. Осмотру подвергаются наконечники выводов — плотность их соединения, внешнее состояние.

Амперметр Камаз

Чтобы прозвонить амперметр, понадобится контрольная лампочка. Доступ к выводам прибора силы тока обеспечивается после отворачивания болтов крепления щитка приборов. Индикатор подключается к амперметру последовательно, на вход и выход. Он должен гореть в обоих случаях:

Замок (выключатель приборов)

Отдельно тестируется выключатель приборов и стартера. Делается это так:

Реле блокировки/включения стартера

Реле блокировки устанавливается под откидной крышкой, вместе с предохранителями. Собрано на полупроводниках, проверяется специальным прибором — контрольная лампа здесь не подходит. В процессе проверки исправности стартера, данный предохранитель необязательно тестировать.

Тягущее реле

Втягивающее проверка

Посредством аккумуляторной батареи проверяется также работа бендикса. Другими словами, как он выходит и вращается. Обгонную муфту следует проверить ещё визуально. Не должно быть съеденных зубьев, бендикс должен вращаться только в одну сторону!

Тестером рекомендуется проверять обмотки тягущего реле — один щуп прибора на контакт выключателя зажигания, другой — на включенное зажигание и корпус. Нормальное сопротивление — в пределах 1-1,5 Ом.

Электродвигатель

Данный тест осложняется тем, что нужно стартер демонтировать с машины. Это занимает не меньше 30 минут. Примерно столько же уйдёт на поэтапную проверку.

  1. Мультиметром диагностируются пробои обмотки, поступление тока на щётки.
  2. Визуально контролируются повреждения коллектора, подшипников и стартерного корпуса.
  3. Аккумулятором — вращение моторчика.
  4. ППЯ — обрывы в якоре.

Диагностика электромотора последовательно:

Большая часть неисправностей легко устраняется заменой. Сюда относятся подшипники, щётки.

Ремонт втягивающего реле стартера

Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.

В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).

В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:

  • Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
  • Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
  • Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
    • в первом случае поможет замена контактов,
    • во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.

    И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.

    Причины неисправностей втягивающего реле

    Чаще всего причина кроется в неисправности замка зажигания. Но бывает, что проблема находится в реле стартера. Когда в устройство поступает ток, реле должно притягивать якорь, который управляет шестерней бендикса.

    Проверка втягивающего реле

    Определить проблему можно по слышимым звукам. Если стартер не издает посторонних звуков, значит все в порядке, а проблема в другом месте.

    Самостоятельная проверка

    Втягивающее устройство для проверки реле находится непосредственно рядом питанием.

    Для проверки нужно:

    • отсоединить реле;
    • вытянуть провод, идущий от замка зажигания;
    • с помощью отвертки с изолированной ручкой закоротить на положительный вывод реле, которое было подключено к проводу зажигания.

    Если запуск прошел успешно, то либо выключатель зажигания уже не может обеспечить ток, необходимый для запуска, либо реле залипло.

    Низкая компрессия

    Наконец, если стартер крутит, но не заводит, причиной может стать и двигатель. Это происходит из‐за низкой компрессии, что обычно возникает с утра или в холодную погоду. Давление оказывается недостаточным для сжатия топливной смеси, поэтому ДВС не запускается. Кроме того, с сопротивлением вращается коленвал, что тоже усложняет запуск.

    Слабая компрессия возникает также по следующим причинам:

    • на цилиндрах присутствуют задиры;
    • наблюдается проблема с поршневыми кольцами;
    • прогорела прокладка блока;
    • треснула ГБЦ;
    • негерметичны клапаны ГРМ.

    В некоторых ситуациях используется присадка особого типа (подробнее об этом ниже).

    Ремонт стартера МАЗ. Ремонт стартера ЯМЗ, Ремонт стартера СТ-2501.3708


    Ремонт стартера МАЗ. Ремонт стартера СТ-2501.3708, Ремонт стартера ЯМЗ. (097)056-05-93

    В случае если у вас нет времени или возможности отремонтироватьстартер МАЗ (ЯМЗ) то предоставьте это нашим специалистам позвонив по номеру (097)056-05-93

    С некоторых пор стал замечать , что при заводке двигателя МАЗ стартер стал крутить неохотно. И что самое странное крутил так с какой то непостоянной периодичностью. То есть день два крутит нормально, и в какой то момент переходит на ленивую заводку. Создавалось впечатление о последних днях жизни аккумуляторов.Но аккумуляторы были довольно свежие, свет даже с заглушенным мотором был яркий и вольтметр показывал приличное напряжение. А вот стартер до сих пор не приносил никаких сюрпризов, и я признаться сам уж забыл, когда он подводил меня и я им занимался.

    Рассудив все это, пришел к выводу о необходимости стартера в ремонте. Для того чтоб не затягивать процесс ремонта стартера 2501, купил предварительно 3 втулки якоря и новый комплект щеток. План был следующего свойства. Все ломается от старости и надо качественно отремонтировать стартер и опять забыть о нем на много лет.

    Фото снятого с двигателя стартера МАЗ 2501.3708


    Снять стартер с двигателя МАЗ не трудная задача, но и удобно легкой ее не назовешь. Весит он не мало, притянут к блоку на двух лентах. Если еще и самому расположиться лежа под ним, то операция по его съему становиться на вытянутых руках мало приятна.

    Для того, чтоб облегчить ее, поступал следующим образом. Сначала отключал массу аккумулятора, затем отворачивал маленький болтик сбоку втягивающего реле и снимал проводок управления втягивающим реле. Затем головкой откручивал питающий кабель от втягивающего реле и снимал его вместе с проводом идущим в сеть автомобиля. Затем откручивал первую стяжку крепления стартера со стороны маховика и переходил к откручиванию следующей стяжки, но до конца ее не откручивал. Сам при этих действиях находился между рессорой и колесом. (Перед снятием стартера желательно повернуть передние колеса налево до отказа. Это позволит находиться вам в более свободном пространстве.) Затем правой рукой придерживал стартер, а левой откручивал до конца хомут. После откручивания последнего хомута всегда старался вытащить стартер и положить его на поперечную рулевую тягу и переднюю балку, а затем уж опустить его на землю. Если не уверены в своих силах, то можете воспользоваться доской положенной поперек правой рессоры под стартером. Это также позволит вам снять стартер в два этапа и не будет вас сильно напрягать.

    Стартер снял почистил и приступил к разборке. Для этого открутил болтики и гайку на переднем торце стартера. Открутил также гайку для снятия шинопровода от втягивающего реле к стартеру и снял его. Открутил четыре болтика на крышке механизма вилки бендикса. Затем открутил две длинные шпильки стягивающие стартер и вытащил их из корпуса, а также снял для разборки втягивающее реле. После этого разобрал полностью стартер. На якоре коллектора стартера не было никаких рисок, потертостей неровностей. Якорь стартера имел люфт во втулках, но якорь не башмачил.

    Решил заменить щетки и втулки разом. Для этого перепресовал медно графитовые втулки в корпусе стартера и у знакомого токаря развернул их. Последовательно прозвонил обмотку якоря и обмотки шунтовой обмотки статора. Все соответствовало норме. После этого установил якорь в задний корпус и собрал бендикс. Затем установил новые щетки на место и закрыл переднюю крышку стартера. После этого разобрал переднюю крышку втягивающего реле , перевернул чистой необгоревшей стороной контактную шайбу, и на камне вывел болты контакты в одну плоскость. Затем собрал втягивающее реле, установил его на корпус и проверил стартер от аккумулятора. В стартере легко срабатывало включение бендекса и стартер крутил на холостых оборотах.

    Одним словом более никаких неисправностей не нашел и стал устанавливать стартер на место.

    Установка стартера для меня не представляла трудностей. Обычно для этого подгибал первый верхний хомут, вставлял его под шинопровод стартера и в два этапа вставлял на место. То есть сначала ложил стартер на балку и поперечную рулевую тягу, а затем заталкивал стартер на место защелкивал верхний хомут крепления стартера и прихватывал на болт крепления. Затем и второй хомут заводил на место и также наживлял на болт крепления. Затем стартер проворачивал до зацепления стартера со штифтом на блоке и поочередно затягивал ленты крепления стартера и ставил снятые провода на место. Включил массу и попробовал завести двигатель. Двигатель завелся весело и я успокоил себя мыслью вовремя проведенным ремонтом.

    Несколько дней ничего не предвещало беды и двигатель заводился как по сигналу тревоги у заботливого бойца. Но через некоторое время во время одной разгрузки автомобиля стартер лишь щелкал втягивающим реле и не мог прокрутить мотор. Ситуацию осложняло то, что автокран был приперт моей машиной, и ни чем не мог мне помочь. Проверив все клеммы на аккумуляторных батареях и стартере, попытался еще раз завести мотор. Но успеха это не принесло и стартер не смог даже сделать оборот. Ситуация явно выходила из под контроля и к тому же место было глухое. Дернуть машину было нечем. Водитель крана начинал явно нервничать. Однако, здраво порассудив вдвоем, решили попробовать идиотский способ. Попросту постучать по стартеру хорошенько молотком. По статору стартера стучал я хоть и сильно, но ни сколько не надеясь на приличный результат. Для гарантии подождали еще пяток минут для отдыха аккумуляторов. Забравшись в кабину попробовал завести двигатель, и он завелся как ни в чем не бывало. Однако, чудеса.

    Приехав в гараж и поставив машину на место, решил еще раз завести мотор и понятно безрезультатно. Стартер наотрез отказывался крутить двигатель. Пришлось опять снимать стартер и разбирать его. Опять прозвонил якорь. Ни обрывов, ни замыканий обмоток на массу на якоре не было. Щетки уже успели притереться к коллектору и сам коллектор был ровный и гладкий . Сделав такой осмотр стало понятно что причина в статоре стартера.

    Фото лопнувшей клемы шунтовой обмотки стартера МАЗ (ЯМЗ) 2501.3708


    По моим рассуждениям выходило, что существует или обрыв в обмотке или замыкание обмотки на массу. Но для того чтоб наверняка прозвонить обмотку нужно отсоединить ее от массы статора. Для этого открутил болтик на 10 которым прикручивался второй конец обмотки. Осторожно отогнув клемму обмотки от массы, попробовал прозвонить ее. Обмотка была совершенно целая, и свет лампы пробника об этом сигнализировал. Электрического касания на массу обмотки также не было. Пришлось клемму обмотки прикрутить на место. Начал снимать клемму второй обмотки и оказалась слабо затянута. Открути болтик полностью и сняв шайбу увидел кончик клеммы упавшей с шайбы. Такого поворота событий не ожидал. Попробовал покачать обмотку на наличие шевеления. Обмотка сидела на полюсе жестко. Тогда прозвонил и эту шунтовую обмотку. Ни обрывов, ни замыкания на массу статора не было. Впопыхах хотел попросту припаять обломившийся конец клеммы, но поразмыслив пришел к выводу, что это будет ненадежно. Как выход из положения решил просто поставить шайбу увеличенного внешнего диаметра с тем расчетом, чтоб прижать остатки клеммы на большей площади. Подобрав шайбу увеличенного диаметра и зачистив конец клеммы прикрутил клемму на место, использовав новую шайбу гровера.


    Сборка стартера МАЗ не заняла много времени, а установка его на место прошла на подъеме. Вот и пуск двигателя, с пол оборота он привычно рявкнул пустив дым из трубы. И о стартере я забыл надолго.

    Как вывод. Ни до, ни после такой неисправности у меня больше никогда не наблюдалось. Но при ремонте стартера я взял для себя в правило проверять прочность крепления шунтовых обмоток к статору.

    Фото отремонтированного стартера МАЗ (ЯМЗ) перед сборкой


    Ремонт стартера МАЗ, как его делать и с чего начинать:

    Стартер маз, как и любая деталь в современном автомобиле, требует особого ухода. Специалисты рекомендуют проводить тщательную проверку работы всех механизмов через 45-50 тыс. километров пробега. При каждом техническом осмотре детали не забывайте проверять крепление проводов к клеммам. Также следите и за чистотой, ведь если стартер маз содержит пыль, гряз, деталь не будет нормально работать.

    Далее стартер маз необходимо аккуратно снять с двигателя, предварительно отключив аккумулятор грузовика. После осмотрите состояние коллектора, как и стартер маз, коллектор должен быть гладким, без каких-либо подгаров.

    Если обнаружили загрязнения – протрите тряпочкой поверхность, предварительно смочив ее в бензине. Помните, что белорусский стартер ЯМЗ не должен содержать даже самых незначительных следов подгара. Поэтому если подгорания не устраняются, попробуйте обработать стартер белорусский небольшой шкуркой.

    Щеткодержатель электрощетки перемещаться в стартере свободно. Поэтому если вы слышите при заводе двигателя, что белорусский стартер щелкает или трещит — ремонт стартера маз проводится с замером высоты электрощеток. Также следует проверять и затяжку таких элементов как втулок, винтов. Если нужно, подтяните их. Естественно, если белорусский стартер не будет надежно закреплен, во время движения деталь может и отсоединится от корпуса.

    Белорусские стартеры требуют исправного состояния контактов реле. При обнаружении падгаров также удалите их. Ремонт стартера маз требует и профилактики. Так некоторые специалисты заливают в масленки моторное масло. Не переборщите с дозой – добавляйте в белорусский стартер 7-10 капель масла. Если ремонт стартера маз закончен, установите его, затем проверьте регулировку тягового реле.

    Ремонт стартеров грузовиков МАЗ следует проводить своевременно. Иначе придется купить стартер маз . Поэтому советуем следить за состоянием стартера. Купить стартер маз вы можете в нашем каталоге. В ассортименте самые качественные модели деталей. Белорусские стартеры МАЗ хорошо себя зарекомендовали в различных условиях. Выбирайте лучшее – и ремонт стартера маз вам не потребуется!

    Читайте также: