Регулировка клапанов ваз 2106

Обновлено: 04.07.2024

Пренебрегая рекомендациями по регулированию клапанов после каждых 10 тысяч километров, может быть спровоцировано увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя и прочие проблемы, которые будут мешать нормальной работе транспортного средства. Если в процессе холостого хода работы двигателя происходит стук клапанов, то это крик души авто, срочно необходимо отрегулировать клапана. Такой звук имеет специфичность, сложно его спутать с каким либо иным. Для того чтобы осуществить регулировку, необязательно тратить деньги на сервисы СТО, это легко можно сделать в домашних условиях.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2106

Как известно, мужчины очень любят свои машины, и поэтому стараются по мере возможности каждый ремонт ее производить собственноручно. А если автомобиль отечественный, на который все необходимые запчасти и детали находятся в доступности, то тогда ни о каких СТО и речи быть не может.

Регулируя клапаны, важно не только в теории знать принцип работы, но и иметь опыт. Осуществляя регулировку впервые, не исключены ошибки. Поэтому прежде чем начинать самостоятельно регулировать клапаны на ВАЗ-2106, пригласите друга или знакомого, который имеет опыт и подскажет вам.

Очень важным фактором при регулировке клапанов является температура двигателя. Она должна строго находиться в рамках +30…+40 °С. После того как машина ездила, ей требуется минимум 6 часов времени, чтобы остудить двигатель. Однако можно сразу снять крышку клапанов, циркуляция воздуха в моторе увеличится, и это позволит двигателю остыть всего за пару часов. Но все же лучше всего будет с вечера поставить машину в гараж, а утром проводить регулировку. Заранее приобретите новую прокладку под крышку клапанов, ее рекомендуется заменять в процессе регулирования.

Рассмотрим, как необходимо проводить отсчет цилиндров и клапанов:

  1. Следует встать слева от авто спиной к нему на уровне двигателя.
  2. Развернитесь к двигателю.
  3. Отсчет ведите слева направо от цепи ГРМ.
  • щуп для зазоров, лучше взять специальный для ВАЗ, так как нужен будет широкий щуп;
  • ключ поворота колен вала двигателя;
  • торцовые ключи на 10, чтобы снять крышку клапанов;
  • плоскую отвертку;
  • рожковый ключ на 13 и 17;
  • набор инструментов: комплекты головок с воротками и удлиняющими штангами и комбинированные ключи.

Снять крышку клапанов не так просто, под рукой не должно быть ничего лишнего и мешающего. Ключом на 8 открутите 3 болта, установленных на крышке воздушного фильтра, далее извлеките фильтрующий элемент. Отсоедините все шланги, исходящие из воздушного фильтра. Тем же ключом открутите еще 4 болта, находящиеся на корпусе воздушного фильтра к карбюратору, проведите завершающий демонтаж воздушного фильтра. Далее все тем же ключом отсоедините трос подсоса. Снимите пружину шайбы, не забудьте то же самое сделать с тягой педали газа.

Снимите крышку трамблера, все жгуты высоковольтных проводов уберите в сторону, они не должны мешать работе. Выньте масляный щуп и вставьте в отверстие небольшой кусочек тряпки во избежание попадания грязи внутрь. Далее проводите регулировку клапанов на ВАЗ-2106.

Вначале очень важно выставить поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ. Головкой на 36 либо специальным ключом проверните коленчатый вал двигателя, предварительно вывесив заднее колесо. Проворачивание его необходимо выполнять, включив 4-ю передачу. Метка шкива коленвала с длинной меткой передней крышки должны совпадать. Выступ постели корпуса подшипников должен строго совпадать с меткой на ведомой звездочке распредвала. При невыполнении данного требования необходимо брать за основу метку на шкиве коленвала, а метку газораспределительного механизма понадобится подогнать.

Снимать крышку клапанов на ВАЗ-2106 нужно при помощи ключа на 10. Сняв крышку, необходимо проверить состояние прокладки. Лучше сразу же заменить ее на новую, она не является дорогостоящим материалом. Не поменяв ее через время, снова придется разбирать весь механизм, чтобы достать до нее.

Каков порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2106

Теперь перейдите на 6-й клапан. Выполните все действия регулирования, которые были описаны выше. Когда оба клапана будут отрегулированы, необходимо отрегулировать зазоры остальных клапанов, а именно пар: 4 и 7, 5 и 2, 3 и 1. Здесь важно проворачивать коленвал под определенным градусом:

Под крышкой трамблера в этот момент должен проворачиваться бегунок, именно он может помочь правильно отрегулировать клапана. При этом регулировку пары клапанов нужно проводить после поворота бегунка на каждые 90 градусов. Процесс завершения наступает после регулирования пары клапанов 5 и 2. После этого производится сборка всей конструкции и правильная работа двигателя. Проверку двигателя делайте на холостом ходу, заведя автомобиль, проедете несколько километров и пронаблюдайте за правильностью работы мотора.

При заранее подготовленном наборе инструментов, а также охлажденном транспортном средстве регулирование клапанов на ВАЗ-2106 не займет более 40 минут времени даже у новичка. Главное – четко соблюдать последовательность всех действий. Если же вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь к опытным специалистам на СТО.

Большинство ремонтных работ, например регулировка клапанов ВАЗ-2106, зачастую производится в собственном гараже. Стоит заметить, что машины эти имеют платформу, которая используется с момента начала существования ВАЗа. Следовательно, в этих автомобилях все просто, сверхсложных элементов в конструкции нет. Пожалуй, единственное, что невозможно сделать – это провести расточку блока. А вот настроить клапаны – это сущий пустяк, если знать схему регулировки.

Для чего проводится настройка?

регулировка клапанов ваз 2106

Конечно, двигатель даже на классике – это сложный механизм, его работа должна быть слаженной и четкой. Если вы не уверены в своих силах, то лучше отдайте автомобиль специалистам. Производится регулировка клапанов ВАЗ-2106 (цена на нее не очень высокая - около 500-600 рублей) недолго. Если же полностью уверены в своей компетенции, то вам потребуется только лишь обзавестись необходимыми инструментами.

Но вернемся к тому, для чего же необходима настройка клапанов? Если вы понимаете, как работает двигатель, то вы знаете, что в головке блока цилиндров имеется три отверстия – одно для свечи, а два – для подключения впускного и выпускного коллекторов. Но в момент воспламенения смеси важно, чтобы камера сгорания была полностью герметична. Для этого в последних двух отверстиях установлены клапаны. Но вот постоянный нагрев и износ дают о себе знать, зазоры между тарелкой клапана и седлом в головке блока уменьшаются.

Признаки изменения зазора

регулировка клапанов ваз 2106 порядок

Когда проводится регулировка клапанов ВАЗ-2106, порядок проверки зазоров необходимо соблюдать. А все дело в том, что механизм газораспределения работает синхронно с поршневой группой. Открывание и закрывание клапанов напрямую связано с положением поршней в цилиндрах двигателя. Но вот когда теряется эта синхронность, мотор начинает себя очень плохо вести. Следует учитывать одну особенность металла – расширение при нагреве. Если зазор при открывании был небольшой (на холодном двигателе), то он уменьшается во много раз при повышении температуры.

Итог – когда мотор полностью прогрет, клапан перестает открываться, в камеру сгорания не поступает топливовоздушная смесь либо не выходит из нее сгоревший газ. Получается, что мотор попросту перестает работать. Приемистость автомобиля уменьшается, даже больше – он может и вовсе заглохнуть. И такое случается намного чаще. Кроме того, из-под капота появляется сторонний звук, который говорит о неисправности газораспределительного механизма. И помните, что неправильная работа двигателя – это уменьшение его ресурса.

Инструмент для проведения работ

регулировка клапанов рейкой ваз 2106

Для проведения ремонта вам потребуется два специальных инструмента – ключ на 38 и щуп с толщиной 0,15 мм. Кроме того, необходимы гаечные ключи – два рожковых на 17 (отдайте предпочтение кованым, они намного удобнее в работе), торцевой на 10. Также не помешает отрезок трубы, который вам придется использовать в качестве рычага. Элементы клапанного механизма затянуты очень сильно, плюс ко всему, они подвергаются большим перепадам температур. И, несмотря на то что все резьбовые соединения находятся в масле, открутить их порой невозможно без хорошего рычага.

Подготовка автомобиля

регулировка клапанов ваз 2106 таблица

Подготовка занимает небольшое количество времени. Отключите на всякий случай аккумулятор, чтобы не замкнуть электропроводку. Под задние колеса установите упоры, включите нейтральную скорость. Вот и все, теперь нужно открыть капот. А вот тут будьте внимательны – проводить работу на горячем двигателе нельзя. Во-первых, это чревато получением ожогов. Во-вторых, точность настройки сбивается, так как при остывании зазоры увеличиваются.

Вам потребуется прокладка под крышку. Она сделана из резины, стоимость ее не слишком большая. Все дело в том, что прокладка эта деформируется под воздействием нагрева. И при попытке установить старую получите только подтеки масла на поверхности крышки головки блока цилиндров. При необходимости проведите демонтаж крышки карбюратора и троса педали газа, чтобы не мешал проведению работ. Теперь возьмите ключ на 10 и выкрутите все болты, которыми крепится крышка, только не потеряйте шайбы, находящиеся под ними. Вот и вся подготовка, теперь можно приступать к регулировке.

Порядок настройки клапанов

регулировка клапанов ваз 2106 цена

Первым делом, независимо от того, производится регулировка клапанов рейкой ВАЗ-2106 либо щупом, необходимо выставить правильно коленчатый вал. На шкиве имеются метки, нужно самую длинную выставить напротив той, которая находится на крышке блока цилиндров. При этом необходимо, чтобы метка на распределительном валу находилась напротив указателя на крышке клапанов. Это первоначальное положение, с которого необходимо начинать. А дальше вам нужно знать порядок. Осуществляется регулировка клапанов ВАЗ-2106 (таблица, кстати, часто наносится на рукоятку щупа) несложно.

В этом положении проверяются зазоры на восьмом и шестом клапанах. Затем проворачиваете коленвал на полоборота (распределительный провернется на четверть оборота) и производите замер зазора седьмого и четвертого клапанов. Еще половина оборота коленвала – сверяете третий и первый клапаны. И последний раз делаете половину оборота – оставшиеся второй и пятый клапаны.

Выводы

Обратите внимание на то, что зазор при затяжке уменьшается. Поэтому вам потребуется перепроверить все еще один раз как минимум. После завершения настройки прокрутите еще коленчатый вал по данной схеме, проверяя все зазоры на соответствующих клапанах. Также желательно, чтобы температура двигателя была примерно 20 градусов. Это наиболее оптимальное значение. Но самое главное - когда осуществляется регулировка клапанов ВАЗ 2106, порядок проверки зазора необходимо соблюдать. Иначе работа двигателя будет неправильной.


Чтобы двигатель работал бесперебойно, нужна слаженная работа всех его узлов и систем. Один из явных симптомов неисправности – это характерные стуки в районе клапанной крышки, большой расход топлива, снижение мощности. Одна из причин такой работы двигателя – нарушения в работе клапанного механизма. Чтобы восстановить нормальную работу мотора, нужна настройка клапанов на ВАЗе-2106. Большинство автовладельцев предпочитают решать любые проблемы с автомобилем на СТО, но если регулировать клапаны своими руками, можно сэкономить приличную сумму денег, тем более что сама процедура настройки не сложная и не требует специальных знаний.

Зачем настраивать клапаны?

Несмотря на то что выпуск автомобилей ВАЗ-2106 давно прекращен, двигатели все равно до сих пор можно считать конструктивно сложными. От того, насколько четко работает силовой агрегат, зависит комфорт эксплуатации авто в целом.

ваз 2106 настройка клапанов инструкция

Из школьного курса физики известно, что любые твердые тела при нагревании до определенной температуры серьезно меняют свои линейные параметры. Проще говоря, линейные размеры увеличиваются. Постоянные перепады температур ведут к изменению размеров деталей. В первую очередь это относится ко всем элементам механизма ГРМ. Газораспределительный механизм в ВАЗе-2106 имеет достаточно сложное устройство. Одними из главных элементов являются сами клапаны. Они перекрывают доступ впускного и выпускного окон ГБЦ. Чем более плотно выполняется закрытие клапана, тем лучше будет работать мотор.

Представим, что каждая деталь в ГБЦ, пока она холодная, точно подогнана и находится в заводских нормах. По мере нагревания все детали начнут менять размеры. Больше всех элементов удлиняется шток клапана. Если регламентированный заводом-изготовителем тепловой зазор отсутствует, клапан не сможет плотно перекрывать окно. Инженеры рассчитали, что для нормальной работы двигателя между рабочей частью распредвала и коромыслом необходим зазор в 0,15 мм.

ваз настройка клапанов инструкция

Настройка клапанов на ВАЗе-2106 необходима, чтобы мотор устойчивее работал в любых режимах и в любом диапазоне оборотов. Из-за неверной настройки зазоры, которые обязательно должны быть между клапаном и кулачком распределительного вала, нарушаются. Это обычно приводит к тому, что клапаны чрезмерно открываются. Как следствие, цилиндр разгерметизируется. Разгерметизация, кроме повышенного расхода и снижения мощности, также негативно влияет на ресурс силового агрегата.

Как работают плохо настроенные клапаны?

В данном случае работа клапанного механизма серьезно нарушается. Клапаны будут открываться либо более необходимого, либо постоянно будут закрыты. Герметизация цилиндра в этом случае отсутствует. При этом владелец автомобиля будет слышать характерные стуки из-под клапанной крышки. Это сигнал к тому, что необходимо заняться регулировкой зазоров клапанов. Мы подробно рассмотрим, как выполняется данный процесс.

Подготовительные работы

Необходимо учитывать, что выполняемая настройка клапанов на ВАЗе-2106 своими руками требует определенных временных затрат. Также при этом нужно понимать процесс. Есть определенные алгоритмы, позволяющие реализовать данную задачу быстро и без ошибок. Для начала нужно установить машину на ровном участке и позаботиться о свободном доступе к двигателю. Перед началом работ необходимо, чтобы мотор был холодным.

Для работы понадобятся гаечные ключи, набор щупов, ключи для вращения коленчатого вала, набор отверток, прокладка для клапанной крышки.

Разборка двигателя включает в себя демонтаж воздушного фильтра, демонтаж всех патрубков, которые подсоединены к крышке воздушного фильтра, снятие тросика подсоса и тяги акселератора. Также необходимо снять крышку ГБЦ. Рекомендуется также демонтировать и крышку трамблера, чтобы работать было удобнее.

ваз 2106

На шкиве распределительного вала нанесены метки. Коленвал нужно поворачивать до момента совпадения меток. Это положение будет говорить о том, что начался такт сжатия в 4-м цилиндре двигателя.

Порядок регулировки

Имеется строгий порядок настройки клапанов ВАЗа-2106, и его следует обязательно придерживаться в ходе процедуры. Изначальное положение – метки полностью совпадают. В этом положении можно настраивать 6 и 8 клапаны. Если повернуть коленчатый вал двигателя еще на 180 градусов, тогда возможно будет регулировать 4-й и 7-й. Если поворачивать вал на 360 градусов, откроется доступ для настройки 1-го и 3-го клапана. Затем, провернув на 540 градусов, можно открыть 5-й и 2-й клапаны.

2106 настройка клапанов инструкция

Чтобы сделать процесс настройки клапанов ВАЗа-2106 удобнее, опытные автолюбители и специалисты делают на шкиве коленчатого вала свои метки. Чаще всего шкив делится на две части, а отметка делается напротив заводской.

Регулировка

Теперь перейдем непосредственно к работам по регулировке. За время эксплуатации автомобилей этой модели удалось разработать алгоритм, позволяющий даже новичкам настроить клапаны. Для удобства приведем пошаговую инструкцию настройки клапанов на ВАЗе-2106.

ваз 2106 клапанов инструкция

Когда положение коленчатого вала по меткам сохранено, нужно проверить тепловой зазор кулачков 8 и 6 на распределительном валу. Важный фактор – это то, что зазор считается от метки-звездочки, которая ближе к лобовому стеклу. От данного кулачка следует отсчитывать. Затем под распределительный вал выше рокера устанавливают измерительный щуп. Если он свободно проходит, ослабляют гайку того рокера, где выполняются измерения. Чтобы исключить риск прокрутки, ослабляют гайку на 13. Затем затягивают гайку на 17 и снова измеряют зазор. Нужно получить такой результат, когда щуп туго проходит в зазор и при этом не гнется. Когда результата удалось достичь, переходят к следующему кулачку.

Далее прокручивают коленчатый вал на 180 градусов. Метка на звездочке займет положение 6 часов. На шкиве коленчатого вала есть метка. Она должна совпасть с той, что на звезде. Данное положение позволяет отрегулировать 1-й и 3-й кулачки. Поворачивая коленчатый вал до положения метки на 3 часа, открываем доступ для регулировки 5-го и 2-го кулачков.

На последнем шаге двигатель прокручивается стартером. После осуществляется контроль всех зазоров. Если зазоры в норме, тогда все гайки затягивают и собирают все демонтированные элементы.

О цепи

Перед началом работ по настройке зазоров клапанов уделяют особое внимание цепи ГРМ. Нужно тщательно ее осмотреть – она должна быть установлена верно. Также нужно убедиться, что цепь достаточно натянута.

ваз 2106 настройка клапанов

О выборе щупов

Неравномерные стуки в зоне верхней части крышки клапанного механизма говорят об увеличенных зазорах. По инструкции настройки клапанов ВАЗа-2106, их можно отрегулировать. Изменяют зазоры с применением особых щупов для классических моделей ВАЗ. Данные щупы имеют большую ширину. Стандартный набор щупов узкий и не может перекрывать весь зазор по ширине в зоне работы нажимных рычагов и кулачков распредвала. Это не позволит точно определить, корректна ли величина зазора. На чехле, в котором продается щуп, имеется схема по регулировке клапанов в виде удобной таблицы.

Заключение

Правильно отрегулированные клапаны – это снижение шума при работе мотора, максимальная отдача мощности и экономия топлива. Чтобы достигнуть и затем поддерживать максимальные эксплуатационные характеристики, предусмотренные производителем, настройка клапанов и зажигания на ВАЗе-2106 должна выполняться один раз в 15 000 км.

регулировка клапанов ВАЗ 2106

Обратить внимание на работу клапанов в автомобиле нужно в случае появления характерного стука во время работы двигателя, при заметном падении его мощности, увеличении расхода топлива, а также при нестабильной работе холостого хода. По причине некоторых конструктивных особенностей газораспределительной системы автомобиля, в обслуживании он нуждается примерно каждые полгода. Для многих автомобилистов регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками стала привычной процедурой, даже еще и потому, что эта работа не отличается особенной сложностью.

Для чего нужна регулировка клапанов

Между рассматриваемыми деталями необходимо обеспечить определенный зазор. Открывание клапана происходит на показатель, обеспечивающий корректное функционирование мотора.

При слишком малом зазоре происходит неполное закрывание клапанов, что становится причиной уменьшения мощности мотора, влечет за собой чрезмерный расход топлива и выход из строя самих клапанов. Кроме того, по причине несоответствия зазоров нормативным показателям увеличивается шумообразование двигателя, деформируются штоки, соответственно зазор недозакрывания самого клапана увеличивается еще больше.

Сгорающее в моторе топливо приводит к нагреву всех его деталей, включая механизм газораспределения. По причине нагрева уменьшаются и рассмотренные выше зазоры клапанов. По замыслу разработчиков показатель температурных зазоров для мотора ВАЗ 2106 должен иметь значение 0,15 мм.

В исходном не разогретом состоянии зазоры между деталями в механизме газораспределения увеличены максимально, поэтому при пуске мотора и еще на протяжении несколько последующих секунд слышится шум от ударов коромысел и штоков. По мере нагрева двигателя шум уменьшается.

Регулировка клапанов двигателя

Регулировка проводится на не разогретом двигателе, температура которого составляет 20-25°С. Автомобиль нужно установить на ровной площадке, если это гараж, нужно позаботиться о хорошем освещении.

Для работы потребуется:

  • Прямая отвертка;
  • Набор гаечных ключей;
  • Ключ, которым можно было бы провернуть вал;
  • Щуп, служащий прибором измерения для контроля над определением правильного значения зазора.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106

1. В самом начале разбирается газораспределительный механизм – этими действиями будет открыт доступ к настройке и регулированию деталей. С этой целью снимается воздушный фильтр.

2. Следующий шаг – снятие крышки клапанов, что позволит увидеть корпус распредвала и другие внутренние детали.

ctrlc-shup4

3. Проворачивается коленвал, чтобы совпали метки шкива и крышки переднего сальника. Когда вал находится в таком положении, происходит начало такта сжатия в четвертом цилиндре.

ctrlc-shup2

4. Проводится проверка зазора: для этого используется щуп 0,15 мм, вхождение которого должно сопровождаться определенным усилием. Регулирование зазора требуется в случае слишком легкого прохождения щупа в зазор, либо же, если он не проходит совсем.

ctrlc-shup6

ctrlc-shup5

Чтобы отрегулировать клапаны можно было максимально корректно, нужно следовать определенному порядку действий:

  • Регулируются клапаны №6 и №8, на пол-оборота проворачивается коленвал;
  • Аналогичная операция проводится с клапанами №4 и №7, поворот вала;
  • Клапаны №1 и №3, поворот вала;
  • В завершении выставляется зазор клапанов № 5 и №2.

Таблица регулировки клапанов 2106

После этих действий выполняется несколько полных поворотов валом, делается контрольная проверка зазоров щупом, собираются все снятые прежде детали.

На деле удалось убедиться, что регулировка щупом не представляет особой сложности, по сути, делаются повороты валом и регулируются болты. Но этот способ откровенно неточен по причине имеющегося износа в местах соприкосновения кулачка с коромыслом.

Указанный выше недостаток отсутствует, если регулирование зазоров выполняется при помощи индикатора и регулировочной рейки.

Регулирование зазоров клапанов при помощи регулирующей рейки

1. Как и в вышеописанном случае, автомобиль должен быть установлен на ровную площадку. Этот второй способ регулировки позволит добиться большей точности при выполнении работ. Используются те же инструменты, и выполняются аналогичные действия по снятию фильтра.

регулировка клапанов ваз 2106

регулировка клапанов на шестерке

регулировка клапанов ваз классика

2. После совмещения меток шкива и крышки сальника, устанавливается рейка, тремя болтами прикрепляемая к корпусу распредвала.

регулировка клапанов при помощи рейки

3. Далее, в имеющееся на рейке гнездо выполняется установка стрелочного индикатора, его шкала устанавливается на ноль.

регулировка клапанов

4. Измеряется имеющийся зазор, и в случае необходимости – регулируется подобно методике регулирования щупом. Регулировка выполняется по схеме, рассмотренной в первом случае.

регулировка клапанов 2106

В результате, правильно отрегулированные клапана повлияют на снижения потребления топлива, увеличится мощность двигателя, стабилизируется его работа и снизится шумообразование.

Ниже вы можете просмотреть видео о том, как самостоятельно отрегулировать клапана на ваз-2106.

В любом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания присутствуют такие детали, как клапаны. Этот важный элемент системы газораспределения автомобиля обеспечивает своевременный впуск топливно-воздушной смеси в камеру загорания и выпуск отработанных газов в атмосферу. От их правильной регулировки зависит результативность работы мотора, его мощность, экономичность и экологические показатели.

Клапаны двигателя авто

Для чего нужна регулировка клапанов

Клапанный механизм на ВАЗ 106 приводится в движение кулачками распределительного вала, нажимая в заданный момент на коромысло или рокер. Они в свою очередь надавливают на стержень клапана, обеспечивается доступ топливной смеси в камеру сгорания. Между рокером и кулачком распредвала предусмотрен тепловой зазор, поскольку тарелка клапана нагревается выше 300 Со, вызывая удлинение стержня и, соответственно, изменение расстояния между кулачком и коромыслом.

В процессе работы клапанного механизма происходит непрерывный контакт между движущимися деталями. Это приводит к естественному износу всех трущихся поверхностей, несмотря на наличие смазки. При изнашивании рокера и кулачка распредвала изменяются их геометрические размеры, что в свою очередь приводит к увеличению зазора между ними. Как следствие, имеем повышенный шум работы двигателя, особенно в момент пуска.

Поэтому к материалам трущихся деталей газораспределительного механизма предъявляются высокие требования по износостойкости. Но, учитывая опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ, целесообразно производить настройку зазоров регулярно, в соответствии с регламентом завода. В ходе работ надо строго выполнять инструкции изготовителя, поскольку перетяжка или установка недостаточных щелей приводит к неприятным последствиям.

При выходе двигателя на рабочий температурный режим маленький зазор может стать причиной неполного закрытия клапана, что приведет к снижению компрессии и потери мощности двигателя.

В такой ситуации в режиме воспламенения горящая топливная смесь устремится в коллектор. Температура тарелок становится критической, что вызовет прогорание их и коллектора. Но если этот прогоревший агрегат сменить или заварить достаточно легко, то замена клапанов ВАЗ 2106 выльется в значительные временные и материальные затраты. А установка нового комплекта потребует притирки клапанов на ВАЗ 2106 их к седлам, чтобы обеспечить герметичность камеры сгорания.

Признаки необходимости регулировки

Настройка клапанов на ВАЗ 2106 должна производиться регулярно в силу износа всех трущихся деталей ГРМ, кулачков, рокеров и верхней части стержня клапана. Обычно это делается каждые 40–50 тысяч км пробега. Тем не менее бывает, что возникнет необходимость регулировки и на ранних стадиях. Причиной тому будет использование низкокачественных материалов или нарушением режима термообработки при их изготовлении. Увеличение теплового зазора приводит к появлению характерного металлического стука в верхней части двигателя, связанного с ударом кулачка по рокеру при надавливании. Особенно это ощутимо при работе холодного двигателя.

Неправильно настроенные клапаны могут вызвать серьезные последствия

Чрезмерно большой зазор дает:

Маленький тепловой зазор проявляет себя:

При появлении одной из этих неисправностей желательно не откладывать проверку зазоров до следующего технического обслуживания.

Подготовка автомобиля к регулировочным работам

Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 хотя и требует определенных навыков, но вполне может быть сделана автолюбителем своими руками. Для выполнения работ необходимо запастись:

  • штатным руководством по эксплуатации и обслуживанию автомобиля;
  • фирменным щупом толщиной 0,15 мм;
  • двумя рожковыми ключами на 17 и на 13;
  • штатной вазовской отверткой;
  • торцевым ключом 8х10.

Перед началом работы желательно помыть двигатель, в т. ч. и подкапотное пространство. Это нужно сделать во избежание попадания грязи и пыли на механизм ГРМ. Если регулировочные работы проводятся в зимнее время, то их следует выполнять в закрытом теплом помещении и при температуре двигателя порядка 20 Со. Это связано не только с комфортными условиями работы, но и с зависимостью величины теплового зазора от температуры двигателя или ГРМ.

Если представить изменение зазора от температуры в виде графика, то становится понятно, что рекомендуемая заводом изготовителем величина теплового зазора 0,15 мм устанавливается при 20 градусах, т. е. на холодном двигателе, и 0,20 мм при рабочей температуре мотора 80 градусов по Цельсию. Величина зазора выпускного клапана будет примерно на 30 % больше, чем впускного.

График зависимости

Зависимость величины теплового зазора впускного клапана от температуры двигателя

Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106

Выполнив необходимый комплекс подготовительных операций, можно приступать к регулировочным работам. Порядок следующий.

Последовательность регулировки остальных клапанов при различных углах поворота коленвала осуществляется по схеме, приведённой на рисунке.

Этапы проведения регулировки

Последовательность регулировки тепловых зазоров при различных углах поворота коленвала

Закончив регулировку всех клапанов, следует собрать демонтированные детали в обратном порядке. Как видите, устранить неисправности автолюбитель может самостоятельно, но надо иметь определенные навыки. Попробуйте сделать это, используя предложенную нами методику и заводской регламент.

Тепловые зазоры клапанов существенным образом влияют на эффективность работы двигателя, его мощность, динамику, экономические показатели. Поэтому необходимо внимательно следить за функционированием мотора. Возникновение характерных металлических стуков, потеря приемистости, увеличение расхода топлива и другие признаки должны быть приняты во внимание и устранены в кратчайшие сроки.

Читайте также: