Реле электрофакельного устройства камаз

Обновлено: 03.07.2024

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

доцент Лебедев Т.Н.

ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ ЯМЗ-238М2

Электрофакельное устройство дизеля ЯМЗ-238М2 предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре до минус 22 0 С, быстрого выхода дизеля на режим рабочей температуры и уменьшения дымления у непрогретого дизеля [1, 2]. Пуск дизеля обеспечивается за счет подогрева всасываемого в цилиндры воздуха факелами топлива, воспламеняемыми свечами во впускных трубопроводах. Принцип действия электрофакельного устройства представлен на рисунке 1.



1 – впускной трубопровод двигателя; 2 – свеча факельная

Рисунок 1 – Принцип действия электрофакельного устройства

Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива в штифтовых факельных свечах и воспламенении этих паров во впускных трубопроводах дизеля. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в его цилиндры воздух.

ЭФУ состоит из: кнопки включения электрофакельного устройства; двух
свечей факельных,
установленных в резьбовые отверстия впускных трубопроводов (коллекторов) двигателя ;
электромагнитного топливного клапана;
реле включения факельных свечей;
реле отключения регулятора напряжения;
сопротивления с биметаллическим контактом (термореле); контрольной лампы готовности к работе ЭФУ.

Общий вид электрофакельного устройства без коммутирующих реле, сопротивления с биметаллическим контактом и кнопки включения ЭФУ представлено на рисунке 2.



1 –свеча факельная штифтовая; 2, 11 – трубка топливная правая от электромагнитного клапана к штифтовой свече; 3 – наконечник проходной (сталь); 4 – шайба (медь); 5 – кронштейн электромагнитного клапана; 6 – клапан электромагнитный; 7, 9, 14 – болт; 8, 13 – шайба пружинная; 10 – трубка топливная от ТНВД к электромагнитному клапану; 12 – шайба (сталь); 15 – амортизатор (резина); 16 – кляммер

Рисунок 2 – Общий вид электрофакельного устройства

Электростартерный пуск двигателя с помощью электрофакельного устройства осуществляется в следующей последовательности:

– подготовить двигатель к пуску;

– включить выключатель аккумуляторных батарей и установить ключом выключатель стартера и приборов в первое фиксированное положение;

– нажать кнопку включения электрофакельного устройства и удерживать ее в течение всего времени работы устройства. В период нагрева свечей указатель тока в кабине водителя должен показывать разрядный ток около 23 А;

– после загорания контрольной лампочки (ориентировочно от 60 до 110 секунд после нажатия кнопки включения ЭФУ) включить стартер;

– после пуска двигателя до достижения устойчивой частоты вращения допускается работа электрофакельного устройства, но продолжительностью не более 1 мин, затем кнопку отпустить;

– если двигатель не запустился, повторный пуск произвести в той же последовательности. Очередной прогрев свечи начинать через (20-25) секунд после окончания предыдущего запуска двигателя.

После длительного перерыва в работе ЭФУ прокачать топливную систему, для чего при работающем двигателе нажать кнопку включения ЭФУ и удерживать ее около 30 секунд после загорания контрольной лампочки.

При пуске дизеля с применением ЭФУ категорически запрещается пользоваться посторонними источниками электроэнергии повышенной мощности. Факельные штифтовые свечи рассчитаны на рабочее напряжение порядка19 В. При повышении напряжения на свечах свыше 21 В свечи быстро выходят из строя.

Электрофакельное устройство работает следующим образом: включить выключатель аккумуляторных батарей и установить поворотом ключа выключатель стартера и приборов в первое фиксированное положение.

При подготовке ЭФУ к работе спирали свечей подключаются к батареям через резистор термореле кнопкой выключения электрофакельного устройства. В конце прогрева факельных свечей замыкаются контакты термореле (по мере прогрева за счёт теплоты, выделяемой резистором, биметаллическая пластина деформируется и замыкает контакты). Ток подаётся на катушку электромагнитного топливного клапана и контрольную лампу. Электромагнитный топливный клапан открывается и топливо по топливным трубкам может поступать к свечам, а контрольная лампа сигнализирует о готовности электрофакельного подогревателя к пуску двигателя.

На рисунке 3 представлено подключение приборов ЭФУ в бортовую сеть автомобиля УРАЛ-4320-31 (над соединительными проводами указан их цвет).

Ниже рассмотрим основные неисправности электрофакельного устройства, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля.

Признаки отказа электрофакельного устройства: зашкаливание стрелки указателя тока; стрелка указателя тока не отклоняется; стрелка указателя тока показывает вдвое меньший ток разряда; отсутствие факела пламени.

Электрофакельное устройство может не работать во впускном трубопроводе двигателя. Основные неисправности (рисунок 2): обрыв проводов или плохой контакт на выводах и клеммах приборов, неисправен кнопочный выключатель, вышло из строя термореле 3, неисправны свечи 5, нет подачи топлива к свечам, свечи или термореле замыкают на корпус.

Для проверки цепи на обрыв подключают контрольную лампу между клеммой одной из свечей и корпусом двигателя. При исправной цепи и нажатой кнопке лампа должна гореть. Если лампа не горит, проверяют всю цепь питания свечей, начиная от аккумуляторных батарей.
Кнопочный выключатель проверить соединением его выводов между собой проводником. Если при соединении его выводов ЭФУ работает, а без проводника при нажатии на кнопку не работает, то неисправна кнопка. Исправность кнопки включения ЭФУ также проверяют контрольной лампой при поочередном ее подсоединением к выводам кнопки как показано на рисунке 4.



1 – реле включения факельных свечей 901.3747; 2 – контрольная лампа готовности к работе ЭФУ; 3 – сопротивление с биметаллическим контактом (термореле) 12.3741; 4 – электромагнитный топливный клапан 11.3741; 5 – свечи факельные ЭФУ 11.3740; 6 – реле отключения регулятора напряжения 901.3747; 7 – кнопка включения электрофакельного устройства 11.3704-01; 8 – выключатель стартера и приборов ВК 353 (ВК 354)

Рисунок 3 – Электрическая схема подключения приборов ЭФУ

в бортовую сеть автомобиля УРАЛ-4320-31



1 – кнопка включения; 2 – контрольная лампа; 3 – соединительный провод

Рисунок 4 – Проверка кнопки ЭФУ

Проверку указателя тока производят аналогично.

Могут не работать электрофакельные свечи при перегорании спиралей накаливания. Спирали свечей могут перегореть во время пуска двигателя, если не сработает реле отключения регулятора напряжения, так как спирали рассчитаны на напряжение 19 В, а напряжение генератора достигает (28—30) В. Для проверки спиралей свечей подключить их к аккумуляторным батареям через контрольную лампу (рисунок 5а). Если лампа горит спирали исправны. Спирали можно проверить и по их нагреву (рисунок 5б), подключив свечу к батареям на (10—15) секунд. Неисправные факельные свечи ремонту не подлежат.

Факел на свечах не образуется и при недостаточном прогреве свечей, что может быть при малом времени срабатывания термореле 3
(рисунок 3).



а – проверка факельной свечи с помощью контрольной лампы; б – проверка факельной свечи на нагрев

Рисунок 5 – Проверка факельной свечи

Зашкаливание стрелки указателя тока при включении ЭФУ свидетельствует о замыкании спиралей свечей или терморезистора с корпусом. Для определения неисправной свечи поочередно отключают провода от свечей и включают подогреватель. Если при отключении свечи стрелка указателя тока не будет зашкаливать, то эта свеча неисправна и ее заменяют.

Электрофакельное устройство может не работать во время работы стартера. Признак отказа: ЭФУ выключается через некоторое время после включения стартера, гаснет контрольная лампа на щитке приборов, прекращается подача топлива к свечам. Основные причины неисправности: выход из строя термореле, обрыв или плохой контакт в цепи реле 1 (рисунок 3). При малом времени отключения резистора термореле 3; электромагнитный топливный клапан 4 отключается, поэтому прекращается подача топлива к свечам и факел гаснет. Для проверки времени отключения термореле отключить провод от вывода 85 или 86 реле стартера, включить электрофакельное устройство кнопкой и, когда включится контрольная лампа готовности к работе ЭФУ , включить выключатель стартера и приборов во второе нефиксированное положение. Контакты термореле должны размыкаться (гаснет контрольная лампа) не менее чем через 45 секунд при температуре окружающей среды полюс 20 0 С и не менее чем через 20 екунд при температуре минус 30 0 С. Неисправное термореле заменить.

Для проверки реле 1 включения факельных свечей (рисунок 3) и его цепи нужно отключить провод от вывода 85 или 86 реле стартера и отключить провода от обеих свечей 5. Затем подключить к проводу, отсоединенному от любой свечи, контрольную лампу, а ключ выключателя стартера и приборов установить во второе нефиксированное положение. При исправных реле и цепи лампа должна гореть. Если лампа не горит, соединяют между собой выводы 85 и 87 реле и вновь включают выключатель стартера и приборов. Если контрольная лампа, подсоединенная к факельным свечам, загорается, цепь исправна, а неисправно реле. Если контрольная лампа не горит, то необходимо ее подключить к выводу 30 реле ЭФУ (рисунок 3.12) при нажатой кнопке включения ЭФУ. Лампа должна гореть, если она не горит, значит неисправен провод.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3 Данов, Б.А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В.Д. Рогачев – М.: Транспорт, 2000. – 126 с.

4 Тимофеев, Ю.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю.Л. Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин – М.: Транспорт, 1994. – 301 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Двигатель автомобиля КамАЗ

Система электрофакельного подогрева автомобиля КамАЗ

Система электрофакельного подогрева (термостарт) (рис. 69) предназначена для ускорения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха до-25° С. Принцип действия термостарта заключается в испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенении образующейся топливной смеси. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух.

Электронагревательные свечи ввернуты во впускные трубопроводы и соединены топливопроводами с электромагнитным топливным клапаном. Топливо к клапану подводится из системы питания двигателя.

Рис. 69. Электрическая схема электрофакельного подогревателя: 1 - дистанционный выключатель аккумуляторных батарей; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - реле стартера; 4 - амперметр; 5 - выключатель приборов и стартера; 6 -кнопка выключения аккумуляторных батарей; 7- контактор; 8 - кнопка выключателя электрофакельного подогревателя; 9 - предохранитель; 10 - термореле; 11 - реле включения электрофакельных свечей; 12 - электронагревательные свечи; 13 - контрольная лампа готовности к пуску; 14 - электромагнитный клапан; 15 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 16 - стартер

Рис. 69. Электрическая схема электрофакельного подогревателя: 1 - дистанционный выключатель аккумуляторных батарей; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - реле стартера; 4 - амперметр; 5 - выключатель приборов и стартера; 6 -кнопка выключения аккумуляторных батарей; 7- контактор; 8 - кнопка выключателя электрофакельного подогревателя; 9 - предохранитель; 10 - термореле; 11 - реле включения электрофакельных свечей; 12 - электронагревательные свечи; 13 - контрольная лампа готовности к пуску; 14 - электромагнитный клапан; 15 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 16 - стартер

При нажатии на кнопку 8 выключателя термостарта напряжение подается на спирали штифтовых свечей 12 через добавочный резистор термореле 10, которое установлено в кабине за панелью приборов. Как только свечи разогреваются до нужной температуры, замыкаются контакты термореле, в результате чего открывается электромагнитный топливный клапан 14. Одновременно загорается лампа 13 в левом блоке контрольных ламп, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя. При включении стартера топливоподкачивающий насос подводит топливо через открытый клапан 14 к раскаленным свечам, где топливо испаряется и воспламеняется. Одновременно срабатывает реле 11 термостарта и на спирали свечей подается полное напряжение аккумуляторных батарей в обход добавочного резистора термореле 10. Специальное реле 15 отключает обмотку возбуждения генератора на все время пуска двигателя с помощью термостарта, предохраняя тем самым спирали свечей от перегрева.

Образовавшийся во впускных трубопроводах факел подогревает поступающий в коллекторы воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.

После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя 5 в первое положение водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах, держа включенной кнопку 8.

Подогреватель установлен под передней поперечиной рамы автомобиля и состоит из следующих узлов и систем: котла в сборе с горелкой 41 топливного бачка 27; электромагнитного топливного клапана 3 с форсункой 2 и электронагревателем топлива в сборе; агрегата с электродвигателем 33, вентилятором 34, водям 36 и топливным 32 насосами; системы розжига с высоковольтной искровой свечой 1 и транзисторным коммутатором; системы дистанционного управления подогревателем с переключателем режимов работы подогревателя, контактором электродвигателя и ре-электронагревателя топлива.

В горелке 4 подогревателя происходит процесс смесеобразования топлива с воздухом, воспламенение и сгорание смеси. Горелка, крепится к котлу подогревателя с помощью болтов. На горелке устанавливаются электроискровая свеча 1 и электромагнит- топливный клапан 3 в сборе с форсункой 2 и электронагреватем топлива.

В котле подогревателя происходит теплообмен между продуктами сгорания и жидкостью, циркулирующей через него. Котел подогревателя состоит из двух полостей: внутренней и наружной, связанных между собой.

Насосный агрегат приводится во вращение электродвигателем и служит для обеспечения подачи воздуха и топлива в горелку подогревателя, а также для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя в период его предпускового подогрева.

Необходимый для работы подогревателя запас топлива находится в специальном бачке, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.

Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи.

Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором и катушкой зажигания.

Система дистанционного управления обеспечивает управление работой подогревателя как при поднятой кабине, так и в рабочем е положении.

Переключатель управления работой подогревателя, установленный на уплотнителе опоры рычага коробки передач, имеет четыре положения: положение 0, все выключено; положение I, включен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан и пусковая свеча; положение II, включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан; положение III, включен электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.

Работает подогреватель следующим образом. Топливный насос 32 подогревателя отбирает топливо из бачка 27 подогревателя и под давлением через открытый электромагнитный клапан 3 впрыскивает его через форсунку во внутреннюю полость горелки 4 подогревателя, где распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором 34 воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле охлаждающую жидкость.

Рис. 70. Схема пускового подогревателя: 1- электроискровая свеча; 2 - форсунка; 3 - топливный электромагнитный клапан с штифтовой свечой; 4 - горелка; 5 - водяная полость котла подогревателя; 6- газоход котла подогревателя; 7 - камера сгорания; 8 - водяная труба к правому ряду цилиндров и к перепускному патрубку; 9 - водяная труба возврата жидкости к насосу подогревателя; 10 - наливная горловина подогревателя; 11 - правый ряд цилиндров; 12 - ТНВД; 13 - топливопровод от насоса низкого давления; 14 - топливопровод к ТНВД; 15 - топливопровод от перепускного клапана ТВНД; 16 - фильтр тонкой очистки; 17 - топливопровод к бачку подогревателя; 18 - топливоподкачивающий насос; 19 - топливопровод к фильтру тонкой очистки; 20 - тройник; 21 - топливопровод к топливоподкачивающему насосу ТНВД; 22 - топливопровод к топливному баку автомобиля; 23 - левый ряд цилиндров; 24 - водяная труба к насосу подогревателя; 25 - водяной насос двигателя; 26 - наливная горловина топливного бачка подогревателя; 27 - топливный бачок подогревателя; 28 - сливной кран; 29 - топливопровод к топливному насосу подогревателя; 30 - топливопровод к электромагнитному топливному клапану; 31 - редукционный клапан; 32 - топливный насос; 33 - электродвигатель; 34 - вентилятор; 35 - кран слива охлаждающей жидкости; 36 - водяной насос подогревателя; 37 - водяная труба к подогревателю; 38 - воздуховод к горелке подогревателя; 39 - мш-ход; 40 - поддон картера

Рис. 70. Схема пускового подогревателя: 1- электроискровая свеча; 2 - форсунка; 3 - топливный электромагнитный клапан с штифтовой свечой; 4 - горелка; 5 - водяная полость котла подогревателя; 6- газоход котла подогревателя; 7 - камера сгорания; 8 - водяная труба к правому ряду цилиндров и к перепускному патрубку; 9 - водяная труба возврата жидкости к насосу подогревателя; 10 - наливная горловина подогревателя; 11 - правый ряд цилиндров; 12 - ТНВД; 13 - топливопровод от насоса низкого давления; 14 - топливопровод к ТНВД; 15 - топливопровод от перепускного клапана ТВНД; 16 - фильтр тонкой очистки; 17 - топливопровод к бачку подогревателя; 18 - топливоподкачивающий насос; 19 - топливопровод к фильтру тонкой очистки; 20 - тройник; 21 - топливопровод к топливоподкачивающему насосу ТНВД; 22 - топливопровод к топливному баку автомобиля; 23 - левый ряд цилиндров; 24 - водяная труба к насосу подогревателя; 25 - водяной насос двигателя; 26 - наливная горловина топливного бачка подогревателя; 27 - топливный бачок подогревателя; 28 - сливной кран; 29 - топливопровод к топливному насосу подогревателя; 30 - топливопровод к электромагнитному топливному клапану; 31 - редукционный клапан; 32 - топливный насос; 33 - электродвигатель; 34 - вентилятор; 35 - кран слива охлаждающей жидкости; 36 - водяной насос подогревателя; 37 - водяная труба к подогревателю; 38 - воздуховод к горелке подогревателя; 39 - мш-ход; 40 - поддон картера

Продукты сгорания топлива через газоход 39 направляются под поддон 40 картера двигателя и нагревают в нем масло.

Расход топлива регулируется с помощью редукционного клапана 31 топливного насоса. Топливо очищается фильтрами тонкой очистки, установленными в электромагнитном клапане и в форсунке.

Первоначальное воспламенение топлива осуществляется электроискровой свечой, которая включается только на период розжига подогревателя.


Устройство и работа электрофакельного подогревателя

Принцип действия электрофакельного подогревателя основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры, факелом пламени, образующимся во впускных трубопроводах при испарении и сгорании паров дизельного топлива в период стартерной прокрутки двигателя. В двигателях модели 740 автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 применен аналогичный по конструкции электрофакельный подогреватель.


Рис. 2.29. Электрофакельная свеча:
1 — нагревательный элемент; 2 — кожух нагревательного элемента; 3 — корпус; 4 — топливный фильтр; 5 — топливный жиклер; 6 — трубка; 7 — сетка; 8 — гайка; 9 — объемная сетка; 10 — экран

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В электрическую систему электрофакельного подогревателя входят две электрофакельные свечи, электромагнитный топливный клапан, резистор термореле, реле включения электрофакельных свечей, реле включения обмотки возбуждения генератора, контрольная лампа и кнопка включения.

Электрофакельные свечи ввернуты в резьбовые отверстия впускных коллекторов двигателя и подсоединены к магистрали низкого давления системы питания топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива -— топливный насос высокого давления. Топливо к свечам подается при пуске двигателя топливоподкачи .а-ющим насосом низкого давления через фильтр тонкой очистки, при этом перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива перекрывают дренажные топливопроводы и обеспечивают подачу топлива под давлением на свечи с минимальной задержкой времени от момента открытия электромагнитного клапана.

В корпусе (рис. 2.29) размещен электрический нагревательный элемент, представляющий собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе, обладающем хорошей теплопроводностью и обеспечивающем электрическую изоляцию спирали от кожуха. Топливо, поступающее из системы питания, проходит через фильтр и жиклер в нагревательную полость, где оно нагревается и испаряется. Для получения в небольшом объеме большой поверхности испарения предусматриваются сетки. Экран с двумя рядами отверстий для прохода воздуха предотвращает срыв и затухание факела пламени при повышении скорости движения Еоздуха во впускных трубопроводах вследствие высоких оборотов стартерной прокрутки или после пуска двигателя.

Электромагнитный топливный клапан (рис. 2.30) обеспечивает включение (при открытии клапана, приводимого в действие катушкой соленоида) и отключение (при закрытии клапана пружиной после снятия напряжения с катушки) подачи топлива к факельным свечам в соответствии со схемой управления. Он установлен на двигателе.


Резистор с термореле и добавочным сопротивлением обеспечивает готовность электрофакельного подогревателя к работе своевременным включением электромагнитного топливного клапана и предварительным накалом нагревательных элементов факельных свечей. Резистор представляет собой открытую нагревательную спираль; термореле выполнено в виде контактов из биметаллической пластины, которые замыкаются по мере ее прогрева. Резистор с термореле и добавочным сопротивлением установлены на панели кабины.

Работа электрофакельного подогревателя обеспечивается специальной электрической схемой пускового устройства (рис. 2.30), являющейся составной частью электрооборудования автомобиля. Работа электрофакельного подогревателя делится на три этапа: до пуска двигателя, в период его пуска, после пуска.

По истечении 1…2 мин в зависимости от температуры окружающего Еоздуха биметаллическая пластина термореле, нагреваясь, изгибается и замыкает контакты, вследствие чего открывается электромагнитный топливный клапан, обеспечивающий доступ топлива к свечам. Одновременно загорается контрольная лампа, сигнализирующая о готовности системы к пуску двигателя.

В период пуска топливоподкачивающий насос низкого давления через открытый электромагнитный клапан подает топливо к предварительно накаленным нагревательным элементам факельных свечей, в которых оно дозируется, испаряется и, смешиваясь с воздухом, воспламеняется. Факел пламени, образуемый движением воздуха, всасываемого двигателем в зоне свечей, обеспечивает прогрев воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, ускоряя воспламенение топлива.

После пуска двигателя освобожденный ключ выключателя под действием пружины возвращается в фиксированное положение; цепь обмотки реле выключается, и его контакты размыкают цепи обмоток тягового реле, выключая при этом стартер. Одновременно размыкается и цепь обмотки реле, и пружина, переключая его контакты, размыкает цепь, обеспечивающую полный накал нагревательных элементов свечей.

При необходимости продолжения работы факельного подогрева после пуска двигателя и возвращения ключа выключателя в фиксированное положение водитель для обеспечения дальнейшей устойчивой работы двигателя имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах, держа включенным кнопочный выключатель.

При отпускании кнопки выключаются термореле и свечи, прекращается подача топлива клапаном и горение сигнальной лампы. Одновременно размыкается цепь обмотки реле и пружина реле, замыкая его контакты, включает обмотку возбуждения генератора, обеспечивая тем самым включение генераторной установки. Электромагнитный подогреватель выключается.


.

Теперь посмотрим по частям

Схема включения массы через дистанционный выключатель

Масса отключается на стоянке, когда нет необходимости в освещении в другом использовании электрооборудования. Все гарантировано выключено и исключается случайная разрядка аккумуляторов

Масса включается и отключается дистанционно из кабины. Реле (2) отключения массы стоит возле аккумуляторов.


При нажатии на кнопку в кабине, ток идет от аккумуляторов, к силовой клемма стартера. От этой точки, на реле стартера (С реле стартера происходит раздача плюса на все цепи электрооборудования). С этой точки попадаем на амперметр, далее на Выключатель приборов и стартера, то есть на замок (1). С замка плюс идет на контакты реле включения электродвигателя отопителя (по схеме справа над стартером), далее на кнопку Включения и на реле Отключения Массы (2). Минус катушки реле подсоединен к минусу аккумуляторов, поэтому цепь замыкается, реле Отключения массы срабатывает и аккумуляторы подсоединяются минусом к массе.

Кнопка не фиксируется. Реле устроено так, что при следующем нажатии на кнопку, реле сработает на отключение массы.

В другом варианте схемы кнопка включения массы подключена через Реле блокировки кнопки включения массы, для того, чтобы нельзя было выключить массу при работающем двигателе.

Включаем Электрофакельный подогрев перед запуском двигателя

Схема включения электрофакельного подогрева на старом КАМАЗе


Электрофакельное устройство подогревает факелом горящего топлива воздух во впускном коллекторе. До запуска двигателя свечи подогревателя нужно разогреть 1 минуту. Топливо в ЭФУ подается с задержкой, чтобы свечи ЭФУ успели разогреться.

Нажимаем кнопку 5, ток от аккумуляторов через предохранитель идет на нагреватель 7 термореле 6. Через нагреватель 7 подключены накальные свечи 8, начинается их разогрев. Одновременно греется и сам нагреватель термореле 7. Через минуту, его нагрев приводит к замыканию контактов 9 на биметаллической пластине. Появляется ток через эти контакты на электромагнитный клапан 10 подачи топлива к в ЭФУ. На панели приборов загорается лампочка о готовности ЭФУ к запуску двигателя.

Схема включения стартера КАМАЗ


Переводим ключ замка во второе нефиксируемое положение, замыкаются контакты СТ в выключателе приборов и стартера - в замке.

Ток от аккумуляторов идет на силовую клемму стартера, с нее на реле стартера, далее через амперметр на точку 1Б замка. Далее с точки 11, замка, ток идет на реле включения стартера. проходит через катушку этого реле и далее в реле блокировки стартера 11. Реле блокировки стартера запитано от точки 30Ц. Транзисторы Т4 и Т5 составляют триггер. Транзистор Т4 закрыт, транзистор Т5 открыт, и ток реле стартера проходит через транзистор Т5 на массу. Реле стартера срабатывает, его контакты замыкаются и с силового плюса стартера ток идет на управляющую клемму втягивающего реле. Втягивающее реле срабатывает и включает стартер.

В этот момент кнопка ЭФУ удерживается нажатой. С точки 11Б замка, приходит плюс на катушку реле 12 максимального нагрева свечей ЭФУ. Контакты этого реле замыкаются и ток от кнопки ЭФУ проходит через контакты этого реле на свечи ЭФУ, минуя термореле. Свечи продолжают нормально греться. Это сделано для того, чтобы не уменьшать накал свечей при работе стартера. Стартер потребляет очень большой ток и происходит просадка напряжения, которая может привести к охлаждению свечей. Электромагнитный клапан и лампочка остаются в работе через контакты термореле.

Блокировка генератора и продолжение прогрева

Схема блокировки генератора КАМАЗ в момент запуска двигателя


После запуска двигателя ключ замка переводится в положение 1, точка СТ замка отключается, реле стартера отключается, и стартер останавливается.

Реле 12 отключается и ЭФУ продолжает работать через нажатую кнопку и термореле. Если двигатель устойчиво заработал, и перестал дымить, кнопку следует отпустить и ЭФУ отключится.

Двигатель завелся, но пока работает ЭФУ, генератор не должен работать, Дело в том, что генератор должен поддерживать в цепи напряжение 28 Вольт, а свечи рассчитаны на напряжение 19 Вольт. При работе от аккумуляторов, с учетом падения напряжения так и получается, но 28 Вольт от генератора могут привести к перегоранию свечей. Таким образом, пока свечи ЭФУ работают, генератор не должен работать.

Для этого цепь включения генератора подключена через реле блокировки генератора 13. Это реле с нормально замкнутыми контактами. Через эти контакты к генератору на управляющий провод подается напряжение от аккумулятора с точки ВК замка. При нажатой кнопке управления ЭФУ, от термореле на катушку реле 13 приходит плюс, реле 13 срабатывает и его контакты размыкаются. Регулятор напряжения Я120, который стоит в генераторе, остается закрытым, если на точке Д регулятора нет плюса. Закрытый регулятор напряжения генератора не пропускает ток в ротор и генератор не возбуждается.

При отпускании кнопки включения ЭФУ, реле 13 отключается и его контакты замыкаются, генератор получает плюс с точки ВК и теперь возбуждается.

Схема блокировки стартера при работающем двигателе


Если двигатель работает, то случайное включение стартера очень болезненно. Шестерня привода (бендикса) при включении пытается войти в зацепление с вращающимся маховиком двигателя. Удары по зубьям, обламывают их и может сломаться вал и корпус стартера.

Чтобы исключить случайное включение стартера, предусмотрено реле блокировки стартера 11. Это электронная схема, состоящая из управляющей части и выходного триггера. До запуска двигателя, реле блокировки стартера получает питание от точки 11Ц. Транзистор Т4 закрыт, Т5 открыт. Через него включается реле стартера, и он работает.

После запуска двигателя, на вход управляющей части схемы реле блокировки стартера приходит переменное напряжение с фазы генератора. Этот переменное напряжение является сигналом для реле блокировки, что двигатель работает. Триггер оказывается опрокинутым, транзистор Т4 открывается и закрывает транзистор Т5. Цепь реле стартера 4 обрывается, и при случайном включении стартера оно не сработает. Стартер снова может сработать только после остановки двигателя, в этом случае от генератора пропадает переменное напряжение, и схема реле блокировки стартера снова опрокидывается. Транзистор Т4 будет зарыт и откроет транзистор Т5, цепь реле стартера 4 замкнется, и оно включит стартер. (см. Заводим двигатель)

Генератор Г 273 (28 Вольт 28 Ампер), и его более современный аналог Г 273 В1 (28 Вольт, 45 Ампер)


Генератор состоит из обмотки статора, соединенной звездой, ротора с обмоткой возбуждения и выпрямительного блока (диодного моста). Для подержания заданного напряжения генератора, ток возбуждения регулируется встроенным регулятором напряжения. Применяется регулятор Я 120 или Я 120 М1 которые поддерживают напряжение 28 Вольт.

После запуска двигателя, генератор не возбуждается, пока работает Электрофакелный подогрев. Такая задержка возбуждения генератора необходима для защиты свечей ЭФУ, рассчитанных на напряжение 19 Вольт, а генератор выдает 28 Вольт. Специальное реле блокировки генератора, разрывает цепь включения регулятора напряжения, он остается закрытым и не пропускает ток возбуждения. После отключения ЭФУ, реле блокировки генератора отключается и на вход Д регулятора приходит плюс через замкнутые контакты этого реле, регулятор открывается, появляется ток возбуждения и генератор начинает работать. Регулятор Я 120, , поддерживает рабочее напряжение 28 Вольт. Переменное напряжение, которое генерирует трехфазная обмотка генератора, выпрямляется диодным мостом и на выходе генератор действует выпрямленное напряжение, которое питает все электрооборудование и заряжает аккумуляторы.

Особенность схемы генераторов Г 273

Особенность схемы генераторов Г 273 в том, что обмотка статора соединена звездой и от средней точки звезды сделан вывод. Этот вывод позволяет снимать фазное напряжения, которое меньше выходного линейного напряжения. Пониженное фазное напряжение используется для питания обмотки возбуждения. Это позволяет применять для 28 Вольтового генератора ротор, который применяется для 14 Вольтовых генераторов.

Первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Аккумулятор всегда связан с плюсовым выводом генератора (через предохранитель 60 А) а от него подключается входная точка регулятора В, и далее обмотка возбуждения. После возбуждения генератора обмотка возбуждения питается уже от обмотки самого генератора, от ее средней точки.

Ток возбуждения, протекающий от средней точки обмотки генератора, протекает через регулятор напряжения и обмотку возбуждения, далее замыкается через три нижних диода диодного моста, и таким образом выпрямляется.

В цепь первоначального возбуждения генератора от аккумулятора, включен дополнительный резистор (75 Ом 10 Вт.) Этот резистор ограничивает первоначальный ток возбуждения от аккумулятора. Небольшого тока через этот резистор, вполне достаточно для первоначального возбуждения генератора.

Этот резистор дает следующие преимущества.

Если зажигание включено, а генератор не работает, то ток в обмотку возбуждения идет через резистор и остается очень небольшим, что защищает аккумуляторы от разрядки.

Этот ток протекает через транзистор регулятора Я120, остается небольшим, защищая регулятор от перегрева.

Читайте также: