Ремонт грм камаз 740

Обновлено: 05.07.2024

Контрольно-измерительный
инструмент
Микрометр прибор для
измерения контактным
способом линейных
размеров и мелких деталей.
Нутромер-измерительный инструмент для
определения размеров отверстий пазов и
других внутренних поверхностей.
Штангенциркуль-предназначен для
контроля наружных и внутренних
поверхностей измерения глубины
отверстия.
Калибр-предназначен для
контроля размеров.

Набор щуповпредназначены для
контроля зазоров
между
поверхностями.
Образцы шероховатости –
представляют собой
пластины с набором
образцов.

6. Диагностическое оборудование.

Стетоскоп автомобильный предназначен для
определения
неисправностей слуховым
методом.
Магнитный дефектоскоп
предназначен для
нахождения трещин и
повреждений в валах и
корпусных деталях двигателя
Приспособление для замера
упругости снятых клапанных
пружин
Приспособление для
измерения теплового зазора

Технологическое оборудование и
организационная оснастка.
Стенд для
разборки и
сборки двигателя
установка для опрессовки
головок, опрессовки блоков,
теплообменников.
высокоточный
высокопроизводительный
шлифовальный станок для
шлифовки клапанов с диаметром
стержня от 4 до 20 мм.
станок для фрезерования и
шлифования плоскостей головок и
блоков из алюминия и чугуна.

установка для
ультразвуковой очистки
деталей моторов.
Автоматический станок
предназначен для
одновременного
растачивания
седел и
разворачивания
направляющих.
универсальный
пневматический
рассухариватель
клапанов.
Кран гаражный
гидравлический 2т

Компрессор
Предназначен для удобного
хранения крепежных изделий
Слесарный верстак
представляет собой специальный
стол, на котором выполняются
слесарные работы.
Грузовой стеллаж
стеллаж с нагрузкой на полку до 400 кг

Тележка инструментальная
служит для размещения в ее
отделениях различного вида
инструментов и приспособлений.
Имеет заднюю
перфорированную стенку для
крепления навесных элементов.
Устанавливается как с правым,
так и с левым открыванием
дверцы.
Ларь для обтирочных материалов
Ларь для отходов

11. Инструменты и приспособления.

Тески слесарные
инструмент для
фиксирования детали при
различных видах
обработки.
Набор головок,ключей
Вакуум-тестер
Предназначен для
контроля сопряжения
деталей головки блока
цилиндров

Приспособление для
разборки и сборки
клапанного механизма
Гайковерт
пнивматический
предназначен для
завинчивания и
отвинчивания жестких
резьбовых соединений.
Приспособления для
снятия клапанов
Применяется для снятия и
установки клапанов на
двигателях со снятой головкой
блока.

13. Техническое обслуживание газораспределительного-механизма

Техническое обслуживание ГРМ сводиться к протяжке
болтов головки цилиндров и регулировке зазоров в
клапанном механизме.
Первая подтяжка гаек крепления головок производится
по окончании обкатки автомобиля (через 1000 км пробега),
а повторная — при первом ТО-2, с последующей
регулировкой клапанных зазоров после каждой подтяжки

Диагностирование неисправностей
газораспределительного механизма
Основными неисправностями
газораспределительного механизма (ГРМ)
являются:
нарушение тепловых зазоров клапанов (на
двигателях с регулируемым зазором);
износ подшипников, кулачков
распределительного вала;
снижение упругости и поломка пружин
клапанов;
зависание клапанов;
износ и удлинение цепи (ремня) привода
распределительного вала;
износ зубчатого шкива привода
распределительного вала;
износ маслоотражающих колпачков,
стержней клапанов, направляющих втулок;
нагар на клапанах.

Ремонт газораспределительного механизма.
– установить головку блока
цилиндров на основание так,
чтобы штифты
приспособления вошли в
отверстия под болты
крепления головки;
– вращать вороток,
вворачивать винт и тарелкой
отжать пружины клапанов;
– снять сухари и втулки;
– вывернуть винт из траверсы,
снять тарелку и пружины
клапанов;
– вынуть впускной и
выпускной клапаны.
Штанги толкателей стальные,
пустотелые, со вставками,
наконечниками.
Разборка клапанного механизма с
использованием приспособления
1—винт; 2— рукоятка; 3— тарелка; 4—
штифт; 5 — основание; 6 — траверса
приспособления

Номинальный и
восстановленный размеры
кулачка
распределительного вала:
Восстановление опорных шеек
распределительного вала производят
шлифованием под ремонтный размер, а его
кулачков под свободный ремонтный размер
шлифованием по копиру с целью
восстановления профиля кулачков на
копировально-шлифовальных станках 3A433
шлифовальным кругом ПП 600X20X305
марки Э46—60 СМ1—СМ2К. После
шлифования шейки и кулачки
распределительного вала полируются
полировальной лентой ЭБ220 или пастой
ГОИ № 10.

Методические указания к выполнению лабораторной работы

2003
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Целью работы является ознакомление студентов с устройством станка для шлифовки фасок клапанов и сферических торцов толкателей модели ЦКБ-Р108; приобретение практических навыков дефектовки отдельных деталей газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя Камаз-740 и их восстановления.
2. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ
1. Станок ля шлифования фасок клапанов и сферических торцов толкателей модели ЦКБ-Р108.

2. Приспособление для разборки и сборки клапанного механизма И-801.06.100.

3. Контрольные калибры для проверки впускного и выпускного клапанов (2 шт.)

4. Микрометр МК-125 ГОСТ 6507-78

5. Микрометр МК-150 ГОСТ 6507-60

7. Микрометр МК Модель 102 ГОСТ 6507-78 (25-50 мм)

8. Микрометр МК-25 ГОСТ 6507-78 (0-25 мм)

9. Штангенциркуль ШЦ-1 ГОСТ 166-63

10. Штангенциркуль ШЦ-2 ГОСТ 166-63

11. Молоток медный

2. К работе на станке допускаются студенты, знающие правила эксплуатации станка и прошедшие инструктаж по технике безопасности (ТБ).

3. Перед началом работы проверить надёжность заземления станка ;правильность и плавность вращения элементов вращения кинематики.

4. Шлифование и правка шлифовальных кругов должны производиться при установленных защитных кожухах и одетых защитных очках.

5. Запрещается пользоваться неисправным или несоответствующего размера инструментом.

4.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Отклонения в работе механизма газораспределения при естественном износе деталей вызывают ухудшение динамики механизма, способствуют ускоренному износу сопряжений. Из общего числа отказов всех систем двигателя 25-27 % приходится на ГРМ.

Основными неисправностями двигателя, обуславливаемые неисправностями ГРМ, могут быть следующие:

уменьшение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и масла;

повышение дымности отработавших газов;

уменьшение давления масла в системе двигателя при температуре выше 0 о С;

неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;

работа двигателя с перебоями или перегревом;

подтекания жидкости в соединениях системы охлаждения.

Признаками неисправностей ГРМ являются стуки в головке цилиндра. Звонкий стук в головке цилиндра вызывается стуком клапанов о коромысла из-за большого теплового зазора между клапаном и носком коромысла.

Глухой металлический стук на холостом ходу и усиление его при подаче топлива являются признаком поломки клапанных пружин или заедании клапанов.

Неплотная посадка клапана на седло возникает при отсутствии или уменьшении теплового зазора между носком коромысла и клапаном, а так же при нарушении несущей способности неподвижного соединения головка цилиндров – седло клапана. При неплотной посадке клапана на седло на отдельных участках между клапаном и седлом образуются зазоры. Раскалённые газы под давлением и с большой скоростью проходят в образовавшиеся щели, поэтому поверхности фаски в этом месте интенсивно коррозируют, ухудшается прилегание фаски к седлу. На поверхности фаски накапливаются продукты сгорания, вследствие чего нарушается герметичность соединения. Анализ характерных повреждений клапанов и их сёдел показывает, что примерно 90% всех повреждений возникает при нарушении герметичности соединения седло – клапан.

При увеличении теплового зазора уменьшается высота подъёма клапанов, вследствие чего ухудшается наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и износ деталей ГРМ. По данным исследования НИИАТа, при увеличении теплового зазора против нормального на 0,2 мм сила удара возрастает в 1,5 раза. При этом значительно ускоряется износ наиболее ответственных деталей ГРМ, определяющие срок службы двигателя. При очень маленьких тепловых зазорах, в результате сгорания или износа рабочих фасок клапана или седла клапана, не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию, перегревается и не развивает полной мощности.

Наиболее часто встречающиеся повреждения ГРМ следующие:

преждевременный износ посадочных поверхностей седла и клапана; износ направляющей втулки клапана; нарушение стабильности посадки в сопряжении седло клапана – головка цилиндров; деформация головки цилиндров; деформация седла и стержня клапана; деформация тарелки клапана; обрыв стержня клапана и коррозия; износ отверстий под толкатели; износ втулок распределительного вала; износ кулачков распределительного вала; износ коромысел клапанов.

Перед выполнением технических обслуживаний необходим индивидуальный контроль состояния ГРМ, позволяющий при помощи специального оборудования, без разборки двигателя заблаговременно выявить указанные выше скрытые неисправности и определить перечень профилактических и ремонтных воздействий. Оценивать техническое состояние ГРМ следует по диагностическим параметрам, а определить необходимость выполнения операций обслуживания и ремонта – по предельным значениям этих параметров. Диагностика ГРМ осуществляется различными методами, описанными в литературе.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КОНТРОЛЬ, СОРТИРОВКУ

И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ

ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740



  1. Контроль отверстий под сёдла клапанов, втулки клапанов и кольца газового стыка должны производиться при ослаблении посадки указанных деталей или в случае выпрессовки их для замены.

  2. Технические условия на контроль, сортировку и восстановление головок цилиндров в табл. 1.

Рис. 1. Головка цилиндра
3. При не поставке в запасные части сёдел клапанов и колец газового стыка ремонтного размера по наружному диаметру ремонтные детали могут быть изготовлены методом гальванического наращивания деталей номинального размера.

4. Перед запрессовкой седла клапанов и направляющие втулки клапанов должны быть охлаждены до температуры -175 о С ±10 о С, а головка цилиндра нагрета до температуры +90 о С ± 10 о С. Допускается запрессовка сёдел клапанов и направляющие втулок клапанов без охлаждения с нагревом головки цилиндра до +150 о С ±10 о С. После запрессовки сёдла клапанов должны быть обжаты.

сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Двигатель автомобиля КамАЗ

Техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя автомобиля КамАЗ

Притирку клапанов производить в следующей последовательности. Вынуть клапан из головки цилиндров с помощью приспособления. Клапаны и седла клапанов тщательно очистить от нагара, промыть в керосине и осмотреть. Если головка и стержень клапана не покороблены и нет нагаров на фасках клапана и седла, то при наличии незначительных износов и мелких раковин на фасках можно восстановить герметичность клапана притиркой.

Притирка производится пастой, составленной из смеси абразивного микропорошка, имеющего грануляцию верен от 10 до 20 мкм, и дизельного масла. Смесь необходимо размешать до сметанообразного состояния, перемешивая обязательно при уплотнении, так как микропорошок может осаждаться. Для притирки необходимо нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой указанной пасты, смазать стержень клапана чистым дизельным маслом и поставить его на место. Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана с помощью специального приспособления или дрели с присосом. Нажимая слегка на клапан, повернуть его сначала на 1 / 3 оборота, а затем на 'Д оборота в обратном направлении. Нельзя производить притирку вращением в одну сторону. Периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции пасты, следует производить притирку до появления на фасках клапана и седла непрерывного матового пояска шириной не менее 1,5 мм, который должен быть без разрывов и рисок.

По окончании притирки клапаны и седла следует промыть керосином и насухо вытереть. Установить клапаны и пружины на свои места. Качество притирки клапанов определяется проверкой на герметичность путем заливки керосина во впускные и выпускные окна. Если по истечении 3 мин не будет обнаружено подтекания или просачивания керосина, притирка клапана удовлетворительная.

Качество притирки клапанов можно определить также с помощью рисок, нанесенных мягким графитовым карандашом поперек фаски клапана через равные промежутки в количестве 15- 20 шт. Осторожно вставить клапаны в седло и, сильно нажимая, повернуть на 1/4 оборота. Все риски на рабочей поверхности фаски клапана должны быть стерты.

Регулировка зазора между толкателями и клапанами. Зазор необходим для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.

Увеличение или уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе механизмов газораспределения и двигателя в целом. При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности. Клапаны перегреваются, что может повлечь за собой прогар фасок.

Регулировку зазоров следует производить на холодном двигателе или не ранее, чем через 30 мин после его остановки. При этом подача топлива должна быть выключена. Величина зазора для впускного клапана должна быть в пределах 0,15-0,20 мм, а для выпускного клапана 0,30-0,35 мм. Передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда - выпускные.

Перед началом регулировки следует проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров. Затем нужно снять крышки цилиндров и крышку люка, расположенного в нижней части картера сцепления. Регулировку зазоров производить в следующей последовательности:

установить ручку фиксатора маховика в нижнее положение (рис.37);

вставляя ломик поочередно в отверстия, расположенные по окружности маховика, и поворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор войдет в углубление на маховике (поворот маховика на угол, равный угловому расстоянию между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°);

проверить положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыска и на фланце привода (рис. 38); если риски находятся внизу, то, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, повернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в углубление на маховике;

Рис. 37. Фиксатор маховика

Рис. 37. Фиксатор маховика

Рис. 38. Положение меток, соответствующее началу подачи топлива в 1-ом цилиндре

Рис. 38. Положение меток, соответствующее началу подачи топлива в 1-ом цилиндре

установить ручку фиксатора в верхнее положение; повернуть коленчатый вал на 60°, установив его тем самым в положение I; в этом положении клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги цилиндров должны легко проворачиваться от руки); проверить момент затяжки гаек крепления стоек коромысел (4-5 кгс-м); ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор; придерживая регулировочный винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора; щуп толщиной 0,15 мм для впускного клапана и 0,30 мм для выпускного клапана должен входить свободно, а щуп толщиной 0,20 мм для впускного и 0,35 мм для выпускного - с усилием. Момент затяжки гайки регулировочного винта 4-5 кгс-м.

Рис. 39. Схема нумерации цилиндров двигателя

Рис. 39. Схема нумерации цилиндров двигателя

Дальнейшую регулировку зазоров следует производить попарно в цилиндрах 4 и 2 (II положение), 6 и 3 (III положение), 7 и 8 (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180°.

После регулировки пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть. Установить крышку люка картера маховика и крышки головок цилиндров.

Блок цилиндров Камаз-740

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом двигателя Камаз-740. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

КШМ Камаз состоит из блока цилиндров, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.

Блок цилиндров Камаз-740 представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из легированного серого чугуна как одно целое с блоками цилиндров и верхней частью картера.

Высокая жесткость блока обеспечивается разделением карточного пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением и низким расположением плоскости разъема верхней половины картера с масляным поддоном (значительно ниже оси коленчатого вала).

Левый ряд цилиндров Камаз-740 смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой двух нижних головок шатунов на общую шатунную шейку коленчатого вала.


Блок цилиндров Камаз-740 в сборе

1 — блок цилиндров; 2 — гильза цилиндра; 3 — резиновое уплотнительное кольцо гильз; 4 — крышка заднего коренного подшипника коленчатого вала; 5 —крышка переднего коренного подшипника коленчатого вала; 6 — прокладка передней крышки блока; 7 — передняя крышка блока; 8 — резиновая манжета; 9— рым-болт

Водяные рубашки блока и головок цилиндров Камаз-740 между собой сообщаются посредством специальных отверстий в привалочных плоскостях, уплотняемых резиновыми кольцами.

По всей высоте цилиндров сделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла от гильз цилиндров, что обеспечивает охлаждение поршней и поршневых колец и снижает температуру масла.

В блоке цилиндров Камаз-740 имеется система каналов для подвода масла на центральный канал к подшипникам коленчатого и распределительного валов, деталям привода механизма газораспределения (ГРМ), фильтру очистки масла, центробежному фильтру и компрессору.

Гнезда в блоке под коренные вкладыши растачиваются при установленных крышках коренных опор, поэтому последние не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго фиксированном положении.

Крышки коренных опор к картерной части блока крепятся поперечными болтами-стяжками, к переднему торцу блока прикреплена крышка, к заднему — картер маховика, снизу блок закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью для системы смазки двигателя.

Расточка блока цилиндров Камаз-740 под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении.

На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока.

Параллельно оси расточек блока цилиндров Камаз-740 под подшипники коленчатого вала выполнены расточки, в которые запрессованы и расточены втулки распределительного вала увеличенной размерности по сравнению с втулками серийного распределительного вала.

В картерной части развала блока цилиндров прилиты направляющие толкателей клапанов.

В переходный период освоения выпуска в составе двигателя Камаз-740 может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

-предварительная затяжка-95-120 Н.м (9.6-12 кгс.м);

-окончательная затяжка-206-230 Н.м (21-23,5 кгс.м);

-стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н.м (8,2-9,2 кгс.м).

Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, выполнена перепускная труба полости охлаждения для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.

С целью увеличения циркуляционного запаса масла, на двигатель Камаз-740 устанавливается масляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в блоке цилиндров существенно увеличены.

В нижней части цилиндров заодно с блоком отлиты бобышки под форсунки охлаждения поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отверстие из фильтра.

Гильзы блока цилиндров Камаз-740

Внутренняя поверхность гильзы Камаз-740 обработана плосковершинным хонингованием для получения редкой сетки впадин н площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильз.

На конусной поверхности в нижней части, гильзы цилиндров Камаз-740 имеют следующую маркировку: устанавливаемые на двигатели 740.11-240 и 740.14-300 7406.1002021, на двигатель 740.13-260 - 740.13-1002021. Центрирование гильзы в гнездах блока осуществляется при помощи верхнего и нижнего наружных обработанных поясов.

В верхней части гильза имеет упорный бурт с выступами для установки на упорный торец блока цилиндров и надежного уплотнения газового стыка с головкой цилиндра.

Водяная полость между блоком и гильзой Камаз-740 уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения: в верхней части установлено одно кольцо под буртом в проточке гильзы, в нижней части — два кольца в проточках блока.

Установка на двигатели гильз с несоответствующей рекомендациям маркировкой ведет к ускорению износа гильз и поршневых колец.

Зеркало гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.

В соединении гильза - блок цилиндров двигателя Камаз-740 полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока цилиндров.


Клапана и головка блока цилиндров Камаз-740


Газораспределительный механизм (ГРМ) Камаз-740

1 - головка цилиндра; 2 - втулка направляющая; 3 - шайба пружин клапана; 4, 5 - пружины клапана: 6 - манжета клапана; 7 - шайба; 8 - болт крепления головки: 9 - тарелка пружин; 10 - втулка тарелки пружин; 11 - сухарь клапана; 12 - болт крепления крышки; 13 - шайба; 14 - шайба виброизоляционная; 15 - крышка головки цилиндра; 16 - коромысло клапана; 17 - стойка коромысел; 18 - прокладка крышки; 19 - штанга; 20 - ввертыш крепления впускного коллектора: 21 - ввертыш крепления водяной трубы; 22 - прокладка уплотнительная: 23 - толкатель; 24 - распредвал: 25 - выпускной клапан; 26 - седло выпускное; 27 - гильза цилиндра; 28 - кольцо газового стыка; 29 - блок цилиндров: А - тепловой зазор.

Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 - верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Кулачки распредвала Камаз-740 в соответствии с фазами газораспределения приводят в действие толкатели 23.

Штанги 18 сообщают качательное движение коромыслам 16, а они, преодолевая сопротивление пружин 7 и 8, открывают клапаны 25. Закрываются клапаны под действием силы сжатия пружин.

Распредвал Камаз-740 - стальной, кулачки и опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ; устанавливается в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом.


Распределительный вал Камаз-740

1 - распредвал; 2 - корпус подшипника; 3 - шестерня; 4 - шпонка.

Диаметр втулок распределительного вала Камаз-740 на 6 мм больше по сравнению со втулками двигателя 740.10. Распредвал Камаз-740 увеличенной размерности, измененными фазами газораспределения и ходом клапанов по сравнению с распредвалом двигателя 740.10. На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 3.

Привод распредвала Камаз-740 осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточные шестерни. Шестерни стальные, штампованные с термообработанными зубьями. Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке устанавливаются по меткам, выбитым на торцах.

От осевого перемещения распредвал фиксируется корпусом 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Посадочный диаметр корпуса подшипника задней опоры больше по сравнению с корпусом подшипника двигателя 740.10.

Установка корпуса подшипника задней опоры распредвала двигателя Камаз-740.10 не допустима, так как приведет к аварийному снижению давления масла в системе и преждевременному выходу из строя двигателя.

Клапана Камаз-740

Клапана Камаз-740 из жаропрочной стали. Угол рабочей фаски клапанов 90°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,6 мм, выпускного - 46,6 мм, высота подъема впускного клапана - 14,2 мм, выпускного - 13,7 мм.

Геометрия тарелок впускных и выпускных клапанов Камаз-740 обеспечивают соответствующие газодинамические параметры впуска-выпуска газов и поэтому их замена на клапаны двигателя 740.10 не рекомендуется.

Клапаны Камаз-740 перемещаются в направляющих втулках изготовленных из металлокерамики. Для предотвращения попадания масла в цилиндр и снижения его расхода на угар, на направляющих клапанов устанавливаются резиновые уплотнительные манжеты.

Толкатели клапана тарельчатого типа с профилированной направляющей частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой поверхности тарелки отбеленным чугуном. Толкатель подвергнут химико-термической обработке.

Коромысла клапанов Камаз-740 стальные, штампованные, представляют собой двуплечий рычаг, у которого отношение большого плеча к меньшему составляет 1.55.

Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором.

Коромысла клапанов 740.1 1-240, в отличие от коромысел двигателя 740.10, не имеют бронзовой втулки. Направляющие толкателей отлиты заодно с блоком цилиндров.

Штанги толкателей клапанов Камаз-740 стальные, пустотелые с запрессованными наконечниками. Штанги на 3 мм короче штанг двигателя 740.10 и не взаимозаменяемы с ними.

Стойка коромысел чугунная, её цапфы подвергнуты термической обработке ТВЧ. Диаметр цапф на 2 мм больше по сравнению с цапфами стойки коромысел двигателя 740.10.

Пружины клапанов винтовые, устанавливаются по две на каждый клапан. Пружины имеют различные направления навивки. Диаметр проволоки наружной пружины 4,8 мм, внутренний - 3,5 мм.

Предварительно устанавливаемое усилие пружин 355 Н, суммарное рабочее - 821 Н. Пружины взаимозаменяемы с пружинами двигателя модели 740.10.

Головка блока цилиндров Камаз-740

Головка блока цилиндров Камаз-740 отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из алюминиевого сплава. Головка цилиндра Камаз-740 имеет полость охлаждения, сообщающуюся с полостью охлаждения блока.

Для усиления днища головки увеличена ее толщина в зоне выпускного канала и выполнено дополнительное ребро по сравнению с головкой цилиндра двигателя мод. 740.10.

Каждая головка блока Камаз-740 устанавливается на два установочных штифта, запрессованные в блок цилиндров, и крепится четырьмя болтами из легированной стали.

Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.

В головке блока цилиндров Камаз-740, по сравнению с головкой двигателя 740.10, увеличено отверстие слива моторного масла из-под клапанной крышки в штанговую полость. Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных сторонах головки цилиндров.

Впускной канал имеет тангенциальный профиль для обеспечения оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры рабочего процесса и экологические показатели двигателя, поэтому замена на головки цилиндров двигателя 740.10 не допускается.

В головку блока цилиндров Камаз-740 запрессованы чугунные седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов. Седла клапанов имеют увеличенный натяг в посадке по сравнению с седлами двигателя 740.10, и фиксируются острой кромкой.

Выпускное седло и клапан профилированы для обеспечения меньшего сопротивления выпуску отработавших газов. Применение выпускного клапана 740.10 не рекомендуется.

Стык "головка цилиндра - гильза" Камаз-740 (газовый стык) - беспрокладочный. В расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное уплотнительное кольцо 3.

Посредством этого кольца головка цилиндра Камаз-740 устанавливается на бурт гильзы. Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца и гильзы цилиндра 5.

Уплотнительное кольцо дополнительно имеет свинцовистое покрытие для компенсации микронеровностей уплотняемых поверхностей.


Газовый стык Камаз-740

1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости; 3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 - экран.

Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена фторопластовая прокладка - заполнитель 4. Прокладка - заполнитель фиксируется на выступающем пояске кольца газового стыка за счет обратного конуса с натягом.

Применение прокладки заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность отработавших газов. Прокладка-заполнитель разового применения.

Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища головки блока цилиндров Камаз-740 установлены уплотнительные кольца 2 из силиконовой резины.

Пространство между головкой и блоком Камаз-740, отверстия стока моторного масла и отверстия прохода штанг уплотнены прокладкой 7 головки цилиндра из термостойкой резины.

При сборке двигателя Камаз-740 болты крепления головки цилиндра следует затягивать в три приема в порядке возрастания номеров, указанном на рисунке.

Последовательность величины моментов затяжки должны быть:

1 прием - до 39-49 Нм (4-5 кг/см);

3 прием - до 186-206 Нм (19-21 кг/см).

Перед ввертыванием смазать резьбу болтов слоем графитовой смазки.

После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами Камаз-740. Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой. Для шумоизоляции и уплотнения стыка крышка - головка цилиндра применены виброизоляционная шайба и резиновая уплотнительная прокладка.

Болты крепления крышек головок блока цилиндров Камаз-740 затянуть с крутящим моментом 12,7-17.6 Нм (1,3-1,8 кг/см).

Читайте также: