Ремонт несущей системы автомобиля камаз

Обновлено: 05.07.2024

Автомобили, в зависимости от модели и комплектации, укомплектованы двигателями КАМАЗ или Cummins.

Для соответствия экологическим стандартам EURO-4, 5 на автомобилях применяется система обработки отработавших газов с электронной системой управления - система нейтрализации (кроме автомобилей, укомплектованных двигателями КАМАЗ 740.622-280, КАМАЗ-740.652-260, КАМАЗ-740.662-300, Cummins ISB 6.7 250, Cummins ISB 6.7 275 и Cummins ISB6.7 300).

Руководство по эксплуатации двигателя Cummins прикладывается к автомобилю.

Трансмиссия

Сцепление

Раздаточная коробка

Мосты

Коробка передач

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей:

Модель автомобиля Коробка передач
43118 144, 154, ZF 9S1310
43501 144, 154, ZF 9S1310
43502 144, 154, ZF 9S1310
5350 144, 154, ZF 9S1310
53504 ZF 9S1310, 154

Рама, тягово-сцепное и седельно-сцепное устройства

В передней части рама снабжена передним буфером с предусмотренными двумя местами под съемные буксирные вилки.

На раме отдельных моделей и комплектаций автомобилей предусмотрено заднее защитноеустройство.

На задней поперечине рамы автомобиля КАМАЗ-53504 установлена буксирная проушина. Она предназначена для кратковременной буксировки неисправного автомобиля на короткое расстояние.

На автомобиле КАМАЗ-43118 возможна установка рамы с лонжеронами постоянного сечения.

Описание конструкции, правила эксплуатации и обслуживания тягово-сцепного устройства изложены в соответствующем Руководстве по эксплуатации изготовителя, прилагаемом к автомобилю.

Подвеска

На автомобилях устанавливаются рессорные подвески.

В отдельных комплектациях автомобилей КАМАЗ моделей 43502, 5350 устанавливается задняя пневматическая подвеска.

Регулирование высоты пневматической подвески автоматическое.

Рулевое управление

Расположение рулевого колеса – левое.

Рулевая колонка – регулируемая.

Тормозная система

Привод рабочих тормозных систем - пневматический, раздельный.

Номинальное давление в пневмоприводе от 6,5 до 8,0 кгс/ см 2 .

На автомобилях устанавливается антиблокировочная тормозная система (АБС).

На отдельных моделях и комплектациях автомобилей возможна установка противобуксовочной системы (ASR).

Тормозные механизмы системы барабанного типа с двумя внутренними колодками. Передние тормозные камеры - диафрагменные, задние - с пружинными энергоаккумуляторами.

Система регулирования давления в шинах

На автомобилях устанавливается автоматическая система регулирования давления воздуха в шинах. Управление системой осуществляется из кабины.

Кабина

Кабина - цельнометаллическая, расположенная над двигателем, трехместная или двухместная, со спальным или без спального места, в зависимости от модели и комплектации автомобиля.

В конструкции автомобилей предусмотрено наличие гидравлического подъемника кабины.

Платформа

Платформа бортовых автомобилей КАМАЗ – металлическая, состоит из основания, бортов и каркаса с тентом.

Модель автомобиля 43118 43501
Внутренние размеры платформы:
длина*, мм 6112; 7358 4012
ширина, мм 2470 2470
высота по тенту, мм 1880; 1600 1625
высота бортов**, мм 730 730
площадь*, м 2 15,1; 18,2 9,9
объем без тента*, м 3 11; 13,27 7,2
объем с тентом*, м 3 26,9; 28,7 13,8
Модель автомобиля 43502 5350
Внутренние размеры платформы:
длина*, мм 4892 4892; 5430
ширина, мм 2470 2470
высота по тенту, мм 1880 1880
высота бортов**, мм 730 730
площадь*, м 2 12,1 12,1; 13,4
объем без тента*, м 3 8,82 8,82; 9,8
объем с тентом*, м 3 21,5 21,5; 23,9

* В зависимости от комплектации автомобиля.
** Высота от пола платформы.

Электрооборудование

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, подогреватель воздуха во впускном коллекторе (для двигателей Cummins), световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, показывающих приборов, систем подогрева и отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и система стеклоомывателя.

В отдельных специальных комплектациях автомобилей на крыше кабины установлены проблесковые маяки. На крыше автомобиля, предназначенного для эксплуатации в составе автопоезда, установлены фонари автопоезда.

На автомобилях КАМАЗ с двигателями экологического класса 5 и 6 устанавливается электронный блок управления электрооборудованием.

Предупреждения:

  1. Не присоединять и не отсоединять разъем и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
  2. Не проверять исправность генератора замыканием выводов: плюса, обмотки возбуждения, фазы и контрольной лампочки перемычками на массу и между собой.
  3. Не проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при не отключенном генераторе.
  4. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения генератора при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключить батареи от сети автомобиля.
  5. При мойке автомобиля защищать генераторот попадания в него воды.

Электронные системы управления

На автомобилях, в зависимости от модели и комплектации, устанавливаются электронные системы управления:

Ремонт гидравлики КамАЗа

Несмотря на то, что автомобиль КаМАЗ является одним из самых надёжных отечественных грузовиков, даже такая техника, особенно при интенсивной эксплуатации, время от времени подлежит ремонту. И чаще всего проблемы в нём возникают именно с гидравликой.

Виды неисправностей гидравлики КамАЗа

Все виды неисправностей гидравлики КамАЗов делятся на два типа:

неисправности, которые непосредственно не влияют на работу автомобиля. К ним относятся небольшие функциональные неполадки типа утечек и повышения температуры. Конечно, все они тоже требуют ремонта, однако не капитального и не немедленного;

поломки, способные заметно снизить функциональность машины и даже привести к невозможности её эксплуатации. Например, отсутствие нагнетания масла насосом или же выход из строя гидропривода кузова КамАЗа. Такие проблемы следует устранять немедленно.

Наличие избыточного давления внутри корпуса цилиндра.

Повреждены или изношены втулки, поршни, штоки или посадочные места подшипников.

Нарушена целостность уплотнительных элементов.

Ремонт гидроцилиндра КаМАЗ в основном заключается в замене повреждённых или изношенных деталей, включая уплотнения, поршни, переднюю крышку и шток, а также в их последующей термообработке и цементации.

При небольших визуальных повреждениях детали не меняют, а ремонтируют, устраняя забоины и износ на расточных и токарных станках.

При наличии царапин и задиров глубиной до 1,5 мм их заделывают при помощи пайки, более серьёзные повреждения могут потребовать полирования и шлифования.

На поршни для восстановления работоспособного состояния наплавляют бронзу или напрессовывают бронзовые кольца.

Для гидроцилиндра кузова: кузов не приводится в движение или же, наоборот, не закрепляется в нейтральном положении.

Насосы топливной, масляной и охладительной систем

Нагнетание рабочей жидкости отсутствует или происходит в недостаточном объёме.

Проблема заключается в неисправности привода насоса (поломка или износ).

Проверяется соосность вала насоса и ведущего вала. Если это возможно, провести регулировку, если же нет – заменить неисправный элемент.

Во всасывающей полости наблюдается кавитация, которую можно определить по возникновению лишних шумов и вибраций.

Скорее всего, всё дело в выходе из строя всасывающего клапана. Хотя, возможно, что имеются засоры внутри всасывающей трубы или фильтра. Также причиной может быть и закрытое всасывающее отверстие.

Проверить, и в случае необходимости, прочистить трубу и фильтр, открыть отверстие для всасывания. Заменить клапан.

Насос сильно шумит, бак для рабочей жидкости заполняется пеной, давления в системе недостаточно.

В систему попал воздух или же уровень жидкости слишком низок.

Проверить герметичность всех элементов системы, устранить подтекания. Выпустить воздух, открыв специальные вентили.

Долить жидкость до уровня выше минимального.

Слишком неравномерная работа гидроусилителя.

Зубчатое зацепление чересчур натянуто.

В этом случае ремонт ГУР КамАЗ можно провести, всего лишь отрегулировав механизм, доведя усилие до нормального.

Износились детали качающего узла или же засорился фильтр насоса ГУР.

Прочистить фильтр. Заменить изношенные элементы насоса гидроусилителя.

В системе имеется воздух.

Прокачать систему, избавившись от воздуха.

Гидромуфта вентилятора охлаждения

Вышла из строя гидромуфта.

Не работает включатель гидромуфты.

Ремонт гидромуфты КамАЗ в данном случае выполняется путём устранения неисправности выключателя или его замены.

Особенности ремонта гидравлики КамАЗа

Как и все достаточно сложные ремонтные работы автомобилей, особенно грузовых, следует выполнять при наличии специальных инструментов и оснастки. Тем более, что перечень особенностей гидравлических систем различных марок КамАЗ огромен и позволяет разобраться с ним только опытным и прошедшим обучение специалистам.

Профилактика ремонта гидравлики КамАЗа

Для того чтобы гидравлика вашего автомобиля не выходила из строя слишком часто и не приходилось выполнять, например, ремонт гидроусилителя руля КамАЗ, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • постоянно осуществлять проверку уровня рабочей жидкости в системе;
  • как минимум, дважды в год менять фильтры;
  • как можно быстрее устранять все проблемы с гидроусилителем;
  • контролировать натяжение приводных ремней и зубчатых зацеплений.

В этом случае обращаться к специалистам, и тратить личное время на восстановление работоспособности своего транспортного средства придётся значительно реже.

На автомобилях КамАЗ с колесной формулой 6 X 4 установлены два ведущих моста — средний и задний, а на автомобилях с колесной формулой 6 X 6 — все ведущие мосты.

мост камаз

Рис. 1. 1 — картер главной передачи; 2 — шпилька крепления главной передачи автомобиля; 3 — картер заднего моста; 4 — правая полуось; 5 — пробка; 6″ — магнитная пробка; 7 — ведомая цилиндрическая шестерня главной передачи; 8 — левая полуось; 9 — опора рессоры; 10 т- кронштейн реактивной штанги; 11 — тормозная камера; 12 — ступица с тормозным механизмом в сборе; 13 — сальник ступицы; 14,15 — коническйе роликовые подшипники; 16 — ступица колеса; 17 — гайка крепления подшипников с замковой шайбой; 18 — контргайка; 19 — фланец полуоси; 20 — при- жим; 21 — проставочное кольцо; 22 — тормозной барабан; 23 — сапун; 24 — вал ведущей конической шестерни; 25 — подшипник; 26 — отверстие для заливки масла; 27 — ведомая коническая шестерня; 28 — ведущая цилиндрическая шестерня.

Конструкция всех ведущих мостов одинакова. Каждый мост состоит из картера моста, главной передачи, дифференциала и полуосей. Средний мост отличается от заднего тем, что в главной передаче установлен блокируемый межосевой дифференциал и имеются отдельные детали, предназначенные для сопряжения дифференциала с мостом. Ведущий мост автомобиля КамАЗ показан на рис. 93. Крутящий момент к главным передачам ведущих мостов передается через межосевой дифференциал. Главная передача мостов двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями, вторая ступень — из пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. В зависимости от назначения автомобиля главные передачи устанавливаются со следующими передаточными числами: на автомобилях, работающих с прицепами, и седельных тягачах — 7,22 и 6,53; на одиночных автомобилях — 5,94 и 5,43. Ведущие конические шестерни среднего и заднего мостов отличаются хвостовиками. Ведомые конические шестерни одинаковые. Дифференциал в сборе с коническими подшипниками размещается в гнездах картера главной передачи. После установки дифференциала на наружные обоймы подшипников устанавливаются крышки. Межосевой дифференциал состоит из передней и задней чашек, внутри которых установлены конические шестерни приводов соответственно заднего и среднего мостов. Для повышения проходимости в условиях бездорожья и улучшения тяговых качеств автомобиля при движении на скользких и заснеженных дорогах в конструкции межосевого дифференциала имеется механизм блокировки, который состоит из зубчатых муфт, штока с вилкой, диафрагменной камеры и крана управления. Картера ведущих мостов сварены из стальных штампованных балок. К балкам мостов приварены крышки картеров, фланцы для крепления главных передач и суппортов тормозящих механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны для крепления реактивных штанг и опоры рессор.

Возможные неисправности мостов и способы их устранения

В процессе эксплуатации ведущие мосты, как и другие агрегаты автомобиля КамАЗ, продемонстрировали безотказность на протяжении 300 тыс. км пробега. Основные детали ведущих мостов выдерживают весь амортизационный срок работы автомобиля. Конические шестерни заводом-изготовителем рассчитаны на весь период эксплуатации. При эксплуатации автомобилей и при поступлении в капитальный ремонт ведущие мосты могут иметь неисправности, указанные в табл. 1. До устранения дефектов деталей при капитальном ремонте ведущие мосты подвергаются наружной мойке, разборке и мойке деталей. После слива масла ведущие мосты разбираются на следующие узлы: главную передачу, ведущую коническую шестерню межколесный дифференциал, ведомую коническую шестерню и межосевой дифференциал (среднего моста). При извлечении из главной передачи узлов ведущей и ведомой конических шестерен, межколесного дифференциала, межосевого дифференциала среднего моста проверяется наличие преднатяга конических подшипников, который обеспечивается при сборке. Крышки подшипников межколесного дифференциала невзаимозаменяемые, так как они обработаны совместно с картером, по-этому их разукомплектовывать нельзя.

Внешние признаки неисправностей

Причины неисправностей сопряжений и дефектов деталей

Способ устранения

положение пятна


а — регулировка пятна контакта на зубьях шестерен ведущих мостов: ПХ — при переднем ходе; З Х — при заднем ходе; НПШ— направление перемещения шестерен; -> обязательное; -> при необходимости; 1 — при нормальном зацеплении шестерен; 2 — ведомую шестерню необходимо придвинуть к ведущей; 3 — ведомую шестерню отодвинуть от ведущей; 4 — ведущую шестерню необходимо придвинуть к ведомой; 5 — ведомую шестерню отодвинуть от ведомой; б — правильное расположение пятна контакта на ведомой цилиндрической шестерне: Ln — длина; Л п — ширина; /с — разность размеров между шириной зуба и длиной пятна контакта

РАЗБИРАЕМ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ КАМАЗА

На автомобилях КАМАЗ подвески строятся по традиционным схемам с применением рессор и сочетанием рессор и гидравлических амортизаторов. Подвески мало отчаются друг от друга, что значительно снижает затраты на их замену.

Принято разделять 2 вида подвесок:

  • Передняя (основу составляет 2 продольные полуэллиптические рессоры, работающие совместно с гидравлическими амортизаторами).
  • Задняя (подразделяется на двух- и трехосную схему, где в первом случае конструкция похожа на конструкцию передней подвески и дополнительно оснащена рессорами меньшего размера, а также стабилизатором поперечной устойчивости. А во втором случае, применяются балансирные подвески, основу которой составляет ось, закрепленная с помощью кронштейнов на раме).

При эксплуатации автомобиля его передняя и задняя подвески подвергаются серьезным нагрузкам, поэтому необходимо проводить периодическое обслуживание.

Основные проблемы, которые могут возникнуть с ходовой частью:

  • рычаги передней подвески деформированы;
  • повреждена верхняя опора амортизатора;
  • жесткость пружин стоек разная;
  • вышел из строя стабилизатор поперченной устойчивости;
  • поврежден или сильно зажат ступичный подшипник;
  • параллельность переднего и заднего мостов нарушена;
  • проблемы с тормозным механизмом колес. Колесо полностью не растормаживается.


Как определить поломку ходовой части:

Если автомобиль раскачивает на поворотах и при торможении.
o неисправны амортизаторы или рессоры автомобиля;
o изношены втулки стабилизатора поперченной устойчивости.

Вибрация в ходовой части во время движения.
o неравномерное или пониженное давление в шинах;
o изношены или зажаты ступичные подшипники;
o шарниры рулевого привода изношены;
o ослаблены гайки крепления колес;
o отсутствует или неправильная балансировка колес;
o поврежден диск колеса.

Стуки и шумы подвески во время движения автомобиля.
o ослабло крепление стоек или стабилизатора поперечной устойчивости;
o не работает амортизатор;
o изношены шаровые опоры и рулевые наконечники;
o повреждены элементы рулевой рейки;
o изношены сайлентблоки рычагов;
o повреждена пружина стойки.

Если подвеску пробивает.
o деформация диска или шины;
o недопустимый зазор в ступичном подшипнике;
o нерабочий амортизатор, сломана пружина стойки или повреждена рессора;
o нарушение геометрии рычагов подвески, поворотного кулака и оси рычагов подвески.

Особое внимание следует обращать на гидравлический элемент, который является самым сложным по своей конструкции. Он требует периодическое обслуживание – замена масла. В противном случае, при его неисправности, его заменяют, так как ремонт данной детали является дорогостоящим.

Таким образом, можно сказать, что ходовая часть автомобиля КАМАЗ – самая простая конструкция, которая при должном обслуживании послужит Вам многие годы без проблем и дополнительных затрат.

Читайте также: