Ремонт вентилятора охлаждения нива шевроле

Обновлено: 05.07.2024

Зависание щётки из-за перекоса, либо попадания грязи в щетко-держатель. Нива Шевроле система охлаждения двигателя .

Отказ сразу двух вентиляторов охлаждения на шевроле нива! снятие и установка новых поиск неисправности по .

Ремонт вентилятора основного радиатора, который шумит и даёт сильную вибрацию. Проверка работоспособности .

Привет отказал вентилятор один на ниве для общего развития видео чтобы люди не делали лишние работы как это .

быстро включаться и выключаться стал вентилятор, оказалось вышел из строя датчик температуры охлаждающей .

таким легким способом получилось сделать диагностику и починить вентилятор охлаждения который не включался.

После недолгих водных процедур, подшипник стал издавать посторонний звук. Решено было его освежить. Ничего .

при долгих поездках нива кипела, причиной был коротыш на вспомогательном вентиляторе, предохранитель выгорал.

Как найти причину не включения вентиляторов охлаждения радиатора на НИВЕ. Показываю подробно поиск и устранение .

Ремонт резистора или как говорят реостата системы охлаждения автомобиля. Замена термического предохранителя.

Ремонт вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2107 В жаркий день, начал греться двигатель, выяснилось, что не работает .

Разбор мотора отопителя моделей ВАЗ Приора,Гранта,Калина,Шевроле нива. Как разобрать,снять крыльчатку,добраться .

Где находятся реле включения вентиляторов охлаждения радиатора, как проверить реле и как его заменить - смотрите в .

Внимание! Будьте осторожны и не повторяйте этого дома. Автор не несёт ответственности за Ваши действия, это видео .

В системе охлаждения у Шеви Нива давление должно быть 1-1,2 Атм. И чтобы не вышли из строя: Радиатор, помпа, .

Хотя сегодня хотел поговорить о том как можно принудительно включить вентилятор охлаждения из мало ли такие .

Устройство и работа системы охлаждения, основные свойства тосолов и антифризов, давление в системе, защита от .

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (правый с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.

радиатор


Радиатор с его резиновыми опорами (подушками)



Электровентиляторы: 1 — кожух; 2 — крыльчатка; 3 — электродвигатель; 4 — разъем электродвигателя; 5 — колодка проводов дополнительного резистора; 6 — дополнительный резистор; 7 — щиток

22. Для замены электровентилятора отверните три гайки его крепления к кожуху, снимите установленные под гайками шайбы и отсоедините электровентилятор от кожуха. Новый электровентилятор установите в последовательности, обратной снятию.

Замену мотора вентилятора см. тут

О радиаторах системы охлаждения

Радиаторы ДВС прошли долгий эволюционный путь. По мере роста удельной мощности и тепловой нагруженности моторов требуется все большая и большая теплоотдача, тенденция снижения веса автомобиля в целом заставляет производителей искать новые материалы и технологии, а теснота под капотом - неустанно работать еще и над конструкцией.

Температурный режим ДВС должен удовлетворять довольно строгим параметрам, так было всегда, даже в стародавние времена, когда на экологические параметры внимания обращали мало. Теперь, понятно, еще строже. Между точками открытия термостата и закипания системы охлаждения всего несколько градусов. Для поддержания нужного режима это скорее хорошо, нежели плохо - выше эффективность, однако места и времени для ошибки уже не остается совсем. Даже моторы конца XX - начала XXI века очень не любили как недогрев, так и перегрев. С перегревом совсем плохо по всем пунктам: рубашка охлаждения начинает кипеть в самой критической области - в районе головки блока цилиндров и камеры сгорания, соответственно, головка блока может деформироваться, ну а если и далее не обращать внимания на проблему - разжижение моторного масла, потеря им полноценных смазывающих свойств. и возможны прихваты поршней с разрушением шатунов, в общем, перегрев, даже кратковременный, зло совершенно очевидное. К недогреву тоже не стоит относиться свысока - ДВС рассчитан под определенный режим, иначе клапаны и поршни зарастут нагаром, и эффективность мотора значительно снизится. Кроме того, из-за недогрева возможны и совсем печальные последствия: нагрев в верхней части блока и в районе головки идет быстро, снизу двигатель холодный - не исключены температурная деформация, микротрещины и все сопутствующие им радости.

Впрочем, до такого состояния доводить мотор сейчас не принято - не те времена, да и дорого это. Когда спохватишься - ремонтом дело может уже и не обойтись. Ныне, когда температурным режимом управляют централизованно с помощью электронных термостатов и отслеживается каждый градус в зависимости от места рубашки охлаждения, дело нельзя пускать на самотек.

Кроме электронных термостатов автопроизводители решили разделить систему охлаждения на несколько независимых (почти) контуров. Например, оптимальная температура для ГБЦ, как выяснилось, 87-90 градусов Цельсия, а вот для блока цилиндров ее можно поддерживать на более высоком уровне - около 105 градусов, а как это сделать? Правильно! Разделить контуры, снабдив каждый своим термостатом. Система клапанов, расположенная между ними, не дает смешиваться потокам антифриза. Потом, в случае надувных моторов нужен интеркулер, а там опять свой температурный режим, приходится для максимальной эффективности устанавливать третий контур охлаждения. Все эти контуры, как правило, в штатном режиме имеют лишь одну точку соприкосновения - расширительный бачок. Тут уже можно говорить о сложности и прецизионности систем охлаждения в целом -автомобиль обзавелся блоком управления, который, как искусственный разум, связывает теперь все в единое целое.

Немедленно встает вопрос: «Так что же лучше? И ответ на него на самом деле не также прост, особенно сейчас, когда процесс дорнования разработали и для плоскоовальных трубок. Раньше была хоть какая-то ясность - ведь круглые трубки на сборных радиаторах менее эффективны в свете теплоотдачи: у круглой трубки большая аэродинамическая тень, а следовательно, конструкция в целом получается больше по размерам, что, с одной стороны, нехорошо, а с другой, учитывая разные типы автомобилей, может, и не так страшно. Не все ведь ездят на Porsche и Ferrari, в российском автопарке много бюджетной техники, для которой стоимость - решающий фактор.
Но пытливые умы инженеров никогда не останавливаются на достигнутом. Сначала специалисты попытались улучшить теплообмен сборного радиатора с круглыми трубками, частично нейтрализовав эту самую аэродинамическую тень. Сделано сие было следующим образом: трубки стали размещаться не по тоннельному принципу, а в шахматном порядке, в результате чего габариты радиатора удалось существенно уменьшить, а потом, когда получилось обеспечить технологию дорнования и для плоскоовальных трубок, КПД сборного радиатора стал даже выше, чем у паяного. Почему? Дело в том, что припой не обладает такой теплоотдачей, как алюминий, и в результате сборные радиаторы оказались немного, но эффективнее и к тому же дешевле в производстве.

Видео. вариант 1

вариант 2

Добрый день. Подскажите пожалуйста как снять вентиляторы на Ниве Шевроле 2011 года? Разобрал половину машины. Ни вниз, ни вверх вытащить не могу. Что ещё нужно открутить?

Вниз вытащить не могу - мешает двигатель кондиционера. Вверх тоже не могу - мешает пластмассовый диффузор правого вентилятора. Диффузор отвернуть никак не подлезу.

Мастер-шеф

Честно говоря не снимал,могу предположить,что надо снимать то что мешает.

Ну в общем советов не дождался. Слил тосол, отсоединил верхний патрубок, снял пластмассовый диффузор правого двигателя, высверлил точечную сварку в трёх местах, где косынка сварена с верхним поперечным лонжероном. На этой косынке замок капота крепится. Убрал косынку. Затем отвернул и вытащил оба вентилятора через водительскую сторону. Затем кое как извлёк решётку. Гемор ещё тот. Если кто то снимал по другому, то поделитесь опытом пожалуйста. Ну а ежели нет, то благодарю за сочувствие.

Мастер-шеф

Я снимал, два раза. Давно было, но помню, что гемор был тот еще.
Первый раз снимал, не сливая тосола, вынимал каждый двигатель отдельно, диффузор от радиатора отделял, но не вынимал. Косынку не сверлил. Провозился битые полдня. Вспомнил все матерные слова, какие знал. Изрезал руки об ламели радиатора. Больше так делать не буду ни за что. И не советую никому. Ш. Нива была первых выпусков, на новых, возможно, придётся бампер снимать. Там решетку радиатора не снимешь (не помню, так ли оно необходимо во втором способе).
Второй раз снимал-ставил вовсе без проблем, антифриз слил, радиатор освободил и вынул вентиляторы вместе с радиатором.

Менять пришлось из-за омерзительного качества пластмассы крыльчаток. От тепла крыльчатки размягчились и стали задевать обечайками за диффузор, разогреваясь до высоких температур. Плавились, естественно. Потом крыльчатки остановились и сварились с диффузорами. При повторном включении сгорели сначала двигатели вентиляторов, и только потом предохранители.

Для поддержания оптимальной температуры в двигателе в автомобиле установлена ​​система охлаждения. Одним из основных элементов этой системы являются вентиляторы, благодаря которым необходимое количество воздуха подается в двигатель через сердечник радиатора. Если он перестанет работать, вентилятор охлаждения Шевроле Нива перегреется, так как начнет накапливаться избыточное тепло. В отличие от классических автомобилей, внутри него устанавливаются два вентилятора, из-за чего работа систем внутри него значительно усложняется. Если стрелка, показывающая температуру, находится в красной области и система охлаждения отказывается работать, при этом не включается охлаждающий вентилятор, автомобиль следует как можно скорее доставить в автосервис или попытаться самостоятельно найти причина неисправности.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

Причины неисправности

Первое, на что следует обратить внимание при выходе из строя системы — это состояние предохранителей, которые находятся под передней панелью, со стороны пассажира, в специальной монтажной колодке. За охлаждение отвечает пара предохранителей, при выходе из строя правого оба вентилятора перестают работать, а при перегорании левого предохранителя один элемент может продолжать работать.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

Кроме того, в монтажном блоке есть три реле, которые отвечают за работу вентиляторов на разной скорости. И если сгорает реле, отвечающее за работу на малых оборотах, система охлаждения корректно работает только на высоких оборотах, а на малых оборотах двигатель начинает нагреваться. Питание на реле подается через специальный предохранитель, который также может выйти из строя, что приведет к отказу системы.

Отказ датчиков температуры также повлияет на правильное функционирование охлаждения. Они расположены на двигателе. Они работают при достижении желаемой температуры: один — при 90 градусах, второй — при 101 градусе. Рекомендуется начинать проверку с них, это делается таким образом, разъём отключается от электродвигателя и питание на них подается напрямую через аккумулятор, если электродвигатель работает, причина в датчиках.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

Если после проверки все предохранители, реле и датчик в порядке, стоит обратить внимание на вентиляторы.

Проверка и снятие Вентиляторов

Чтобы понять, работают они или нет, необходимо отсоединить разъем от их моторов и подключить лампу к проводам, по которым подается напряжение, делаем то же самое с датчиком, если загорелись обе лампы, значит проблема в в фанатах.

Чтобы удалить их, вам необходимо сделать следующее:

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

  1. Отключите все кабели
  2. Снимите верхнюю трубу
  3. Снимаем бампер
  4. Если есть кондиционер, согните трубы (делать это нужно осторожно, так как они могут лопнуть) или слейте фреон (доливать его будет недешево), затем снимите радиатор кондиционера.
  5. Ослабьте гайки на кожухе радиатора
  6. Наклоните радиатор так, чтобы можно было снять блок вентилятора
  7. Откручиваем болты крепления блока и снимаем

После удаления рекомендуется заменить оба элемента одновременно на новые, так как есть вероятность, что пройдет какое-то время, и второй элемент выйдет из строя, и вам нужно будет повторить все работы по замене. Вы можете выполнить эту процедуру снизу, но вам понадобится специальное оборудование и вам придется сдвинуть двигатель на десять сантиметров назад, что очень трудоемко.

Устройство и принцип работы

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения двухвентиляторный агрегат. Это немного усложнило схему подключения, но сильно повысило эффективность продувки радиатора. Вентиляторы приводятся в действие синхронными двигателями постоянного тока на 12 В с индуктором постоянного магнита. Электродвигатели имеют закрытую неразборную конструкцию и не требуют обслуживания.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Блок вентилятора потребляет 18 ампер.

Вентиляторы включаются по очереди через электромагнитное реле, управляемое бортовым компьютером. Когда охлаждающая жидкость нагревается выше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе всего к воздухозаборнику двигателя. Температура возгорания второй крыльчатки — 101 градус. Схема подключения вентилятора показана ниже.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

В систему питания вентилятора входят три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого двигателя. Питание от аккумулятора осуществляется через предохранители, которые спасают проводку и аккумулятор в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с выходов 29 и 68 контроллера мотора.

Вентиляторы автоматически отключаются, когда антифриз остынет до 95 градусов.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру можно только с помощью первого вентилятора. Это особенно полезно при движении ночью, когда фары и габаритные огни создают большую нагрузку на генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может пригодиться при движении по бездорожью или в городских пробках. Однако конструкторы Шевроле Нива не наделили автомобиль этой функцией. Его можно развернуть самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить резервные реле параллельно переключающим контактам и запитать их от кнопки, установленной в салоне.

Полезное видео про установку и подключение кнопки принудительного включения вентиляторов на Шнив:

Важно: принудительное включение повышает надежность системы охлаждения. В случае неисправности датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную активировать продувку радиатора.

шевроле Нива полезно оборудовать выключателем, принудительно отключающим моторы вентиляторов. Это спасет их лезвия, когда они будут преодолевать водные преграды.

Предохранители

Электросхемы автомобилей Шевроле Нива, выпущенных до и после 2009 года, различаются. В обоих случаях предохранители на 50 А, защищающие цепи вентилятора, находятся в дополнительной коробке. Он расположен за перчаточным ящиком со стороны пассажира в салоне. На рисунке показано расположение предохранителей вентилятора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — это первое, что нужно проверить, не работает ли охлаждающий вентилятор. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого необходимо сначала вынуть предохранитель из розетки.

Реле включения вентиляторов

В дополнительной коробке установлены не только предохранители. Также есть три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления питаются от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а ток питания подается от аккумуляторной батареи через предохранители. На фото видно, где находится реле включения вентиляторов

Реле активируется следующим образом:

  1. Напряжение подается на клеммы управления.
  2. Ток течет через индуктор, создавая электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, протекающий через реле, приводит в движение электродвигатель.

Как только напряжение управления пропадает, контакты размыкаются под действием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замените реле на заведомо исправное и проверьте работу системы.
  • При выключенном двигателе и включенном зажигании отсоедините разъем датчика температуры. Вы должны услышать щелчок активации реле.
  • Разобрать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подав напряжение на выводы индукционной катушки.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза от датчика температуры. Это резистор, сопротивление которого изменяется при изменении при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30 до 155-196 Ом при 90. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра и градусника. Для этого нужно снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разных температурах.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выхлопной трубы системы охлаждения. Вы можете открутить его торцевым или торцевым ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, где показано, где находится датчик и как проверить:

Возможные неисправности и их причины

1. Не работают оба вентилятора. Возможны отказы электродвигателя, неисправность датчика температуры или обрыв силовых кабелей от аккумулятора или замка зажигания.

2. Второй вентилятор не работает. Причины: неисправность датчика, выход из строя электромагнитного реле или предохранителя. Также возможно обрыв шнура питания.

3. Левый вентилятор не включается. Причины: неисправность резистора питания или датчика температуры, перегоревший предохранитель или реле. Также возможно обрыв шнура питания.

4. Одновременно включаются только два вентилятора. Это происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электродвигателя.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор работает непрерывно при выходе из строя реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Нет ремонта дополнительных вентиляторов, датчиков, реле, предохранителей и резисторов. Если эти детали сломаются, их следует заменить новыми.

Замена вентиляторов

Если двигатели вентиляторов не запускаются, когда провода аккумуляторной батареи подключены непосредственно к клеммам питания, устройства необходимо заменить.

Для этого вам понадобится набор ключей от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ необходимо загнать машину в смотровую канаву или лифт и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму АКБ.

Вентиляторы разбираются следующим образом:

  • Снимите кожух картера и пылезащитный кожух.
  • Открутите винты и снимите толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем автомобиля.
  • Откручиваем поперечину рамы радиатора.
  • Ослабьте натяжение и снимите гидроусилитель рулевого управления и ремень насоса.
  • Отверните 4 болта крепления насоса гидроусилителя рулевого управления.

Полезное видео, показывающее, как снимать и заменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, прикрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Сдвиньте насос назад, повесив его на трубах.
  • Снимите приводной ремень кондиционера.
  • Снимите болт, удерживающий шкив привода ГРМ.
  • Снимаем шкив и ремень.
  • Открутите четыре гайки по углам корпуса вентилятора и два болта, удерживающих его в центре.
  • Снимите блок вентилятора со шпилек и потяните его вниз.

Совет: Датчик положения коленчатого вала затрудняет разборку вентиляторов. Поэтому вытаскивать их нужно постепенно. Сначала опускается левая сторона, затем блок перемещается влево, приподнимая правый край так, чтобы кожух стоял вертикально.

Этот способ, вероятно, подходит для модернизированных моделей Chevrolet Niva. На старых автомобилях вам нужно будет снять решетку радиатора и бампер, открутить крепеж и переместить радиаторы кондиционера и охлаждения вперед. После этого откроется доступ к электрическим вентиляторам.

При разборке следует внимательно запомнить порядок действий. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы двигателей вентиляторов примерно такой же. Следовательно, даже если один из них откажется, их обоих необходимо заменить. В противном случае вам скоро снова придется ремонтировать машину.

Снятие и замена резистора вентилятора

Перед началом работ необходимо зайти в смотровую яму и снять клемму с АКБ. Для ремонта понадобится 10-13 ключей, отвертка и новый резистор. Деталь установлена ​​в балку под радиатором. Процедура вывода следующая:

  1. Выкрутите крепежные болты и снимите защиту картера вместе с пылезащитной крышкой.
  2. Снимаем защитную полосу резистора и откручиваем деталь.

Сборка производится в обратной последовательности.

  • Фиксированный ключ 10
  • Отвертка Филлипс
    Отвертка плоская

1. Отсоедините один провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите кожух масляного поддона и крыло двигателя.

3. Слейте воду из системы охлаждения.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

4. Снимите решетку радиатора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

5. Отсоедините колодки от электровентиляторов.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

6. Снимите болты верхнего кожуха радиатора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

7. Снимите боковые крепежные болты верхней облицовки радиатора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

8. Снимите крышку.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

9. Снимите верхние крепежные болты.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

10. Открутите гайки нижнего крепления нижней крышки радиатора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

11. Снимите крышку.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

12. Ослабьте хомут и снимите нижний шланг радиатора с патрубка термостата.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

13. Выверните болты крепления обоих верхних кронштейнов радиатора и снимите кронштейны.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

14. Вытяните верхнюю часть радиатора вперед, ослабьте зажим на верхней трубке и, продвигая радиатор дальше вперед, снимите трубку с его патрубка.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

15. Производитель рекомендует снимать радиатор, не отсоединяя его от кожуха электровентилятора, однако на практике хомут для крепления нижнего шланга радиатора отсутствует. Есть два варианта: ослабить хомут радиатора снизу автомобиля или снять крышку вентилятора сверху. Затем снимите кожух, отвернув гайку его верхнего крепления.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

16. Снимите четыре болта бокового крепления.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

17. Вытяните радиатор как можно дальше вперед.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

18. Через образовавшуюся щель между кожухом и радиатором ослабьте хомут нижнего шланга.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

19. Вытяните шланг из моторного отсека и снимите его со шланга радиатора.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

20. Снимаем радиатор.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

21. Кожух в сборе с электровентиляторами.

Как снять вентилятор охлаждения на шевроле нива

22. Для замены электровентилятора отверните три гайки его крепления к корпусу, снимите шайбы, установленные под гайками, и отсоедините электровентилятор от корпуса. Установите новый электровентилятор в порядке, обратном снятию.

23. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если пластиковые бачки радиатора треснули, замените радиатор.

24. Проверить герметичность радиатора, заглушив патрубки радиатора, подать к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс / см4) и погрузить в емкость с водой не менее чем на 30 с. Утечки из радиатора обнаруживаются по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не полностью помещается в емкость, проверьте его последовательно со всех сторон.

25. Установите радиатор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Полезные советы:
Чтобы еще больше исключить возможность протечек охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

26. Залейте охлаждающую жидкость и снимите воздушные пробки с системы охлаждения.

Иногда случается оказия — показометр температуры на приборной панели вашей Нива Шевроле уже в красной зоне, а вентилятор охлаждения и не думает включаться что бы хоть как-то повлиять на ситуацию. Причин тому несколько — начиная от выхода из строя реле или датчика температуры охлаждающей жидкости и заканчивая выходом из строя самого вентилятора. Дабы не паниковать и не думать о глобальном и дорогостоящем ремонте, нужно точно определить причину этой поломки. Для этого нам и нужна схема подключения электровентиляторов системы охлаждения, кстати вот и она:

Как проверить вентиляторы охлаждения на шевроле нива

Как видно на схеме вентиляторов у нас два, а реле целых три. Где же расположены эти реле и какое из них за какой вентилятор отвечает? В этом фото найдется ответ на ваш вопрос:

Как проверить вентиляторы охлаждения на шевроле нива

Собственно теперь остается проверить приход +12 вольт на те или иные цепи согласно схеме и найти виновника неработающего вентилятора охлаждения, что сделать без схемы под рукой гораздо сложнее!

Вот кстати еще одна наглядная схема их включения:

Как проверить вентиляторы охлаждения на шевроле нива

Кстати некоторые неравнодушные к звукам вентиляторов охлаждения дорабатывают схему их подключения, но это уже совсем другая история.

Всем известно, что современные автомобили имеют в конструкции водяную систему охлаждения двигателя, которая позволяет во много раз увеличить ресурс функционирования не только мотора, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, которые наполнен охлаждающей жидкостью. Данная жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая мотор автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она превратится из охлаждающей в нагревающую. Именно для этого и имеется система охлаждения радиатора, работа которой осуществляется за счет вентилятора. Но так как Шевроле Нива оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, то для охлаждения радиатора используется два вентилятора. В данной статье же рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является основным элементом включения этих приспособлений на внедорожнике Нива Шевроле.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.


При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Устройство и принцип работы вентилятора Нива Шевроле

Устройство представляет собой два сдвоенных вентилятора, соединенных в одном блоке. Такое решение усложнило конструкцию, однако эффективность обдува радиатора значительно повысилась.


Вентиляторы запускаются синхронными электродвигателями постоянного тока с напряжением 12 В, мощностью 110 Вт. Электромоторы благодаря своей неразборной закрытой конструкции в обслуживании не нуждаются.

Потребление вентиляторного блока в сборе – порядка 18 А.

Принцип действия вентиляторов следующий: вентиляторы поочередно запускаются в работу благодаря электромагнитному реле, управляемому бортовым компьютером. При нагреве антифриза свыше 99 градусов Цельсия осуществляется запуск вентилятора, который расположен ближе к воздухозаборнику электродвигателя. При температуре свыше 101 градуса запускается второй вентилятор.

Система питания представляет собой систему, состоящую из трех реле и резистора для обеспечения пониженной скорости вращения первого двигателя. Питание поступает через предохранители от АКБ – данная схема подключения реализована для защиты проводки и аккумуляторной батареи при коротком замыкании. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера электродвигателя. Автоматические выключение вентиляторов происходит при снижении до 95 градусов Цельсия температуры охлаждающей жидкости. Обычно температура снижается только за счет работы первого вентилятора.

Учтите, что электрические схемы подключения вентиляторов охлаждения Нивы Шевроле в моделях, с годом выпуска до и после 2009, различаются.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Ремонт вентилятора охлаждения на Нива Шевроле

  1. Для начала необходимо проверить предохранители на целостность. Если они перегорели необходимо произвести замену и постараться выяснить причины их перегорания, так как они продолжат и дальше перегорать.

Причин их перегорания может быть четыре:

Неисправности

Для того чтобы двигатель не перегревался, а в последствие его не пришлось чинить, нужно следит за тем чтобы все элементы системы находились в исправном состоянии, так как в ней есть слабые места к которым относятся:

  • Бачок, который может треснуть не выдержав рабочего давления
  • Насос водяной, как правило причиной поломки является некачественная сборка и маленький ресурс
  • Электрика, выходят из строя предохранители и не происходит включение вентиляторов Нива Шевроле
  • Радиатор. Необходимо чистить и проверять на наличие внешних повреждений так как если у него будут повреждения или будет загрязнён то ухудшатся теплоотводящие свойства
  • Термостат. Канал перестает своевременно открывается и ОЖ начинает течь по малому кругу.
  • Патрубки. Если они достаточно износились могут дать течь, что повлияет на охлаждение двигателя.
  • Ремень генератора. В случае если он порвется то перестанет крутится помпа и АКБ перестанет заряжаться, что может привести к перегреванию двигателя.

В случае если помпу заклинивает или она протекает, а также имеются характерные шумы ее следует заменить на новую. Замена помпы Нива Шевроле происходит следующим способом:

  1. Снимается рукав который подводит воздух к ВФ
  2. На блоке цилиндров от кронштейна отсоединяем проставку воздуховода
  3. Отсоединяем правый рукав
  4. Снимаем воздуховод вместе с проставкой
  5. Ослабив хомуты снимаем термостат
  6. Натяжение ролика привода ослабляем
  7. С натяжного ролика снимаем ремень
  8. Откручиваем и снимаем шкив помпы
  9. У крышки насоса отворачиваем гайки крепления
  10. Снимаем крыльчатку и помпу
  11. У корпуса насоса вынимаем прокладку
  12. Устанавливаем новую помпу на место в обратном порядке, предварительно обработав стыки герметиком

В случае если нужно снять радиатор охлаждения Шевроле Нива нужно проделать следующее:

  1. Автомобиль загоняется на яму
  2. Отсоединяем клеммы АКБ
  3. Открываем крышку расширительного бачка и в салоне рычаг отопления отводим в максимальное положение

РО 1






снимаем радиатор

Проверка и снятие вентиляторов

Чтобы понять, работают ли они или нет, вам необходимо отсоединить разъем от своих двигателей и подключить лампу к проводам, через которые подключено напряжение, так же как и к датчику, если обе лампы загораются, проблема связана с вентиляторами ,

Чтобы удалить их, вам необходимо сделать следующее:

  1. Отсоедините все провода
  2. Снимите верхнее сопло
  3. Снять бампер
  4. Если есть кондиционер, согните трубки (делайте это осторожно, так как они могут лопнуть) или слейте фреон (выливать обратно не стоит дешево), затем снимите радиатор кондиционера.
  5. На корпусе радиатора ослабить гайки
  6. Наклоняем радиатор таким образом, чтобы можно было снять вентилятор
  7. Отвинчиваем болты, которые прикрепляют блок и извлекают его

После удаления рекомендуется заменить оба на новые, так как есть вероятность, что пройдет немного времени, а второй элемент не удастся, и все работы по замене необходимо будет повторить. Вы можете выполнить эту процедуру снизу, но вам понадобится специальное оборудование, и вам нужно будет переместить двигатель на десять сантиметров назад, что очень трудоемок.

Для подержания оптимальной температуры в двигателе в автомобиле установлена система охлаждение. Одним из главных элементов в этой системе являются вентиляторы, благодаря которым через радиаторную сердцевину в двигатель происходит подача нужного количества воздуха. Если перестает работать, вентилятор охлаждения Нива Шевроле перегревается, так как начинает собираться лишнее тепло. В отличие от классических автомобилей в нем установлено два вентилятора, за счет чего функционирование систем в ней происходят намного сложнее. Если стрелка, которая показывает температуру, находится в красной области, и система охлаждения отказывается работать, вместе с тем не включается вентилятор охлаждения, то автомобиль нужно как можно быстрей доставить в автосервис, либо попробовать самостоятельно найти причину неисправности.

Возможные неисправности и их причины

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Причины, почему не срабатывают вентиляторы охлаждения Шевроле Нива

На Шевроле Нива не работает вентилятор охлаждения – рассмотрим некоторые причины, почему так могло произойти.

На работоспособность вентиляторов охлаждения могли повлиять различные факторы:

  • сгорел предохранитель;
  • проблема с датчиком включения вентилятора;
  • оборвалась обмотка двигателя;
  • вентилятор заклинило;
  • окислились соединения, что привело к отсутствию подачи напряжения на вентиляторы;
  • реле находится в технически неисправном состоянии;
  • проблема с датчиком температуры антифриза.

Замена вентиляторов

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.

Полезное видео, в котором показано как снять и поменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.

Проверка и снятие Вентиляторов

Чтобы понят, работают они или нет, нужно от их двигателей отсоединить разъем, и к проводам через которые подается напряжение подключить лампу, аналогично делаем и с датчиком, если обе лампочки загораются, то проблема в вентиляторах.

Чтобы их снять нужно, проделать следующие действия:

  1. Отключаем все провода
  2. Снимаем верхний патрубок


Типичные поломки

Наиболее распространенные причины: неполадки в работе температурного датчика, повреждения системы питания, неисправность проводов, проходящих от аккумулятора к замку зажигания, неработоспособность второго вентилятора.

При одновременном включении двух вентиляторов, стоит обратить особое внимание на еще один прибор в цепи первого электродвигателя. Отказ работы бывает при повреждении самого реле или повреждении температурного приемника охлаждения жидкости.

Ремонт всех вышеперечисленных деталей не выполняют. После каждого повреждения их заменяют на новые.

Устройство системы охлаждения Шевроле Нива 2123

Конструктивно автомобиль 2123 схож по устройству со своим предшественником, Нивой 2121. Но она лишена тех недостатков, которые появились в процессе массовой эксплуатации данного автомобиля. Так, новая модель лишилась крана на печке. Для оттока охлаждающей жидкости теперь используется специальное отверстие в термостате, которое обеспечивается работой специальной системы заслонок.

Главное отличие состоит в принципиально новом устройстве термостата.

И принцип его работы:

Принцип работы темостата

Особенности системы охлаждения Нивы.

Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.

Правила эксплуатации автомобиля, если проблема застала вас врасплох

Если вентиляторы охлаждения перестали работать, то нужно соблюдать некоторые правила с целью недопущения перегрева двигателя:

  1. Включите принудительную работу вентилятора от АКБ. Если это не помогло, переходим к п.2.
  2. Ограничьте скорость Вашего движения до 60 км/ч, постарайтесь поддерживать эту скорость постоянной. Это позволит охлаждать антифриз без радиатора.
  3. Если есть такая возможность, прибегните к обогреву салона, это позволит снять часть тепла с охлаждающей жидкости.
  4. По возможности делайте во время движения остановки, это также позволит снять тепло с антифриза.

Описание схемы вентиляторов Нивы.

В заводской схеме вентиляторы подключаются параллельно друг другу, а включение осуществляется автоматически через два реле. Автоматическое включение зависит от типа двигателя. На карбюраторном двигателе включении осуществляется датчиком, установленном на радиаторе. Температура в этом случае зависит от температуры срабатывания датчика указанной на корпусе. На инжекторном двигателе включение вентиляторов осуществляет блок управления двигателем при достижении температуры записанной в программе управления.

Читайте также: