Резонатор вместо катализатора ваз 2115

Обновлено: 18.05.2024

Наружный слой обязан изготавливаться из материала, талантливого выдержать действие жидкости и устойчивого к ржавчине. При нехорошем качестве материала действие жидкости, кислотных растворов с дороги и изменение температурного режима разрушает оборудование. Исходя из этого совершенный вариант для пламегасителя — кроме того не алюминизированная, а жаропрочная нержавеющая сталь.

К элементам пламегасителя, установленным с внутренней стороны, требования не такие жёсткие. Обстоятельство — отсутствие негативных конденсата и воздействий влаги.

2. По конструктивным изюминкам:

  1. прямоточный;
  2. с диффузором. Изделия с диффузором видятся реже. Основное отличие — в наличии особой трубы, приваренной к средней части изделия. Назначение — его перемещение и создание потока в кожух пламегасителя.

Еще один параметр, что имеет значение — количество изделия. В случае если количество маленькой, то нажатие на акселератор ведет к появлению сильного дребезга в области глушителя. В случае если сам глушитель и резонатор имеют прямоточный принцип действия, то неприятностей с дребезгом (лишним шумом) будет меньше.

Видео: Замена катализатора на пламегаситель. минусы и Плюсы. Просто о сложном

Можно ли сделать своими руками?

Конечно же можно, причем их делают в каждом гараже. Зачастую устанавливают на место только что выбитого катализатора.

Однако стоит усвоить, если хотите чтобы ваш пламегаситель работал долго, то его нужно делать из нержавеющей стали. Ибо она прекрасно противостоит ржавчине, реагентам дорог.

Если вы сварите из обычной стали, то срок его службы, будет ограничен максимум 5 годами. Собственно он просто сгниет. А вот если все же выберете нержавейку, то срок службы может растянуться на 10 лет, и даже больше. Единственное, это то что нержавейку нежно уметь сваривать.

Сейчас полезное видео смотрим.

На этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ.

(4 голосов, средний: 5,00 из 5)

Устройство глушителя автомобиля. Простыми словами с фото. Читай .

Замена катализатора на пламегаситель. Основные плюсы и минусы, т.

Катализатор KIA RIO и CEED. Проблемы, удаление

Добавить комментарий Отменить ответ

Доброго всем дня, решил я написать свой отзыв о Toyota Avensis 2010 года. Просто хочу…

ТОП статей за месяц

У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…

У меня на сайте уже есть статья про выбор карт памяти (можете посмотреть здесь), очень…

В статье – можно ли открывать окна при работающем кондиционере (почитать можно здесь), мне задали…

В связи с ужесточением Международных экологических требований, обязательным условием для эксплуатации транспортных средств является установка каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Но, этот элемент относится к категории дорогостоящих, поскольку в конструкции его фильтрующего узла присутствуют сплавы драгоценных металлов, поэтому в случае его выхода из строя лучше всего установить своими руками пламегаситель вместо катализатора. Нейтрализатор выхлопных газов очень требователен к качеству топлива, в процессе эксплуатации транспортного средства его соты покрываются обильным слоем сажевых отложений, которые снижают пропускную способность устройства и являются причиной снижения мощности двигателя.

Важно! Любой катализатор очень чувствителен к механическим воздействиям, даже незначительное повреждение его сот может полностью вывести деталь из строя. Довольно проблематично восстановить изначальную работоспособность элемента, поэтому большинство опытных автомехаников предлагают сделать пламегаситель из отслужившего свой срок катализатора.

При загрязнении сот нейтрализатора отмечается значительный рост давления внутри выхлопной системы, что является причиной снижения разгонной динамики транспортного средства и значительного увеличения потребления топлива. Сложность проблемы заключается еще в том, что в выпускной системе большинства моделей транспортных средств этих элементов содержится несколько.

Пламегаситель либо катализатор?

Катализатор — узел, в котором происходят термохимические процессы, в частности дожигание топливовоздушной смеси, которая не сгорела в двигателе. Устройство находится около резонатора (первого глушителя), исходя из этого первым принимает на себя удар повышенных температур.

Пламегасители — устройства, талантливые делать функции катализатора и всецело его заменить. За счет выравнивания выброса не только увеличивается неспециализированный комфорт поездок, но и обеспечиваются главные требования к выхлопной совокупности — надёжность и долговечность. В случае если сравнивать с катализаторами, то пламегасители имеют преимущество — они повышают мощность двигателя за счет упрощения выхода выхлопных газов.

Итогом есть ровный звуковой эффект.

Видео: пламегаситель и Катализатор, сравнение до и по окончании, 0-100(120) км\ч Nissan Almera

Демонтаж катализатора

  • находим крепления резонатора, который находится за выпускным коллектором или штанами, как его называют специалисты;
  • откручиваем крепления;
  • снимаем шайбы пружинного типа;


  • откручиваем крепления приемной трубы (в данном случае нужно вынимать болты вместе с пружинами, держа катализатор другой рукой снизу):
  • снимаем катализатор.

Теперь владелец сам решает, что ему делать. Он может поставить на автомобиль новый катализатор, а может сделать самодельный пламегаситель и установить его.

Изготовление пламегасителя


Самодельный пламегаситель Ваз

У пламегасителя и катализатора есть много общего. Но пламегаситель, по сравнению с катализатором не задерживает потоки горячего выхлопа, тем самым увеличивая рывок и мощность двигателя. Кроме этого, он имеет прямоточную конструкцию, и установить его обойдется дешевле, чем новый каталитический нейтрализатор. Купить готовый пламегаситель не удастся. Поэтому придется делать его своими руками. На ваз 2114 замена катализатора пламегасителем потребует немного сноровки и знания определенных секретов. Начинаем с труб. Берем две металлические трубки разного размера. Диаметр у первой трубы должен быть такой же, как и у выхлопной системы. У второй намного больше. Замена катализатора ваз 2114 начинается со следующего:

  • высверливаем в первой трубе 3-6-мм отверстия по окружности и всей длине;
  • трубу вставляем по центру во вторую, у которой диаметр намного больше;
  • подключаем сварочный аппарат;
  • завариваем один край соединения труб;
  • другой края оставляем и слегка прорезаем болгаркой (это делается для того чтобы оставить место для загиба);
  • берем металлические мочалки и растягиваем их;
  • их следует вдеть поочередно на край трубы;
  • взяв металлический прут, протолкнут мочалки как можно глубже (уходит в принципе, около 30 ершиков-мочалок, используемых домохозяйками на кухне);
  • загибаем прорезанный край большой трубы (делать это нужно так, чтобы не снять из трубы металлические мочалки);
  • загибы следует заварить (мочалки и плотная сварка помогут избежать шума, который будет издавать пламегаситель в процессе работы автомобиля);
  • берем хорошую антикоррозийную краску (качественная краска продается в баллончиках);
  • обрабатываем ею пламегаситель;
  • вырезаем старый катализатор;
  • вставляем пламегаситель туда.

Пламегасители в иномарках с ЕВРО-4

Автомобилисты довольно часто ставят задачей выкинуть катализатор на новых машинах

, соответствующих современным нормам Евро-4, и поставить вместо него пламегаситель. На практике реализовать задачу сложно из-за наличия особого датчика (лямбда-зонда). Его функция — в передаче данных управляющему контроллеру касательно количества кислорода в выбросе автомобили.

На базе взятой информации контроллер регулирует работу силового узла и меняет отношение воздуха и топлива.

Установка пламегасителя не обходится без определенных мероприятий, касающихся трансформации главных показателей контроллера. Такая операция требует наличия и серьёзного уровня знаний особых устройств. Существует еще одна

неприятность. Замена неизбежно ведет к трансформации параметров работы силового узла, контролируемые отдельными датчиками. В итоге по окончании замены потребуется вмешательство мастера, проведение и диагностика настройки параметров ЭБУ.

— дополнительные затраты денег и времени.

минусы и Плюсы пламегасителя

При внесении конструктивных трансформаций в выхлопную совокупность в виде замены катализатора, стоит осознавать преимущества и недочёты пламегасителя.

Установка нового устройства разрешает решить следующие задачи:

Имеется и минусы:

  • возрастает уровень концентрации негативных выхлопных газов;
  • появляется необходимость перенастройки главных электронного блока и систем управления.

Обязательные манипуляции при установке пламегасителя ВАЗ 2114

Если просто заменить катализатор на пламегаситель, останется проблема оценки очищения выхлопных газов кислородными датчиками (лямбда-зондами). Они будут передавать данные о некорректной работе катализатора (который уже снят) электронному блоку управления. А тот будет задавать команды системе питания на изменение содержания топливной смеси. Как результат – расход топлива останется повышенным, а двигатель не будет работать на полную мощность.

В нашем автосервисе предлагается три варианта решения проблемы.

У нас вы можете:

Как своими руками сделать пламегаситель вместо катализатора: основные этапы

  1. Внутренняя – должна совпадать по размерам со штатным нейтрализатором, который будет демонтироваться.
  2. Наружная – короче внутренней на 60-70 мм, диаметр должен быть больше, чем у внутренней трубы на 30-40 мм.



На подготовительном этапе по всей плоскости внутренней трубы в той части, которая будет закрываться наружной деталью, нужно просверлить отверстия диаметром 3 мм. В качестве наполнителя следует приготовить 25-30 штук кухонных сеток-ершиков. Также необходимы болгарка, сварочный аппарат.
Чтобы сделать своими руками пламегаситель вместо штатного катализатора качественно и быстро, необходимо придерживаться следующей технологической линии:

  • При помощи болгарки отрезать у неисправного нейтрализатора фланцы, которые потом будут приварены к самодельному резонатору.
  • На трубе сделать вертикальные надрезы длиной 30 мм и загнуть металл внутрь до патрубка меньшего диаметра.
  • Приварить наружную трубу к внутренней с одной стороны.
  • Надеть ершик для мытья посуды на внутреннюю трубу и протолкнуть его металлической планкой в сторону заваренного конца. Операцию повторить со следующими ершиками до того момента, пока не заполнится все пространство между трубами до верхнего края.
  • Загнуть надрезанные концы внешней трубы и приварить к внутреннему патрубку.
  • Приварить с обоих концов изделия фланцы.


Есть вариант, представленный на фото, в котором не используется наполнитель в виде кухонных сеток-ершиков. Это увеличивает срок эксплуатации узла, потому что они рано или поздно выгорают. За счет конструктивных особенностей, обеспечивающих определенное направление выхлопных газов внутри корпуса, улучшаются акустические характеристики устройства.

Для моторов объемом более двух литров рекомендуется делать гаситель на базе штатного каталитического нейтрализатора. Технология изготовления зависит от его типа и для каждой модели автомобиля имеет свои особенности.


1. Как ранее я говорил, надо менять катализатор на паук.


И так, как только я купил паук 4-1 под два датчика кислорода, резонатор (средний глушитель) сразу прогорел в месте сварки трубы) Раз такое дело, то заменю и его.


Звук был потрясный, мне нравился :D но увы, ездить и шуметь я не люблю, особенно ночью.
Взял за 1200, резонатор с виброкомпенсатором для ВАЗ 2114 с 2008 года.Что самое интересное, так это то, что на Калину и Приору они стоят дешевле, рублей на 100 и на 200 =) А отличия всего лишь в креплениях.


Решил долго не тянуть и поехал с другом на яму к отцу на работу. Там, к сожалению, фото я не делал, так как был увлечен работой)


И так., чтобы поменять катализатор на паук нам потребуется:
— Ключ на 13,
— Труба (чтоб сделать рычаг побольше),
— Трещетка с удлинителем и головкой на 13,
— Ключ на 22,
— Крестовая отвертка,
— Прокладка на коллектор,
— Прокладка на соедниение со средним глушителем,
— 3 болта с гайками для соединения паука и резонатора,
— Ведро для тосола,
— Яма и время.
Сначала слейте тосол, т.к. при снятии впускного коллектора он польётся где прокладка. Да, да, да, бред.Это сделано для нагрева в зимнее время, чтобы во впускном коллекторе (ресивере) не было льда.
Откручиваем средний глушитель от катализатора и откручиваем датчики кислорода ключом на 22, предварительно отсоединив его от фишки.
Откручиваем воздуховод с дроссельной заслонки.
Далее откручиваем 7 гаек сверху, на впускном коллекторе, а далее откручиваем 2 гайки внизу, под впускным коллектором.
Так же справа от двигателя к впускному коллектору прикручено крепление к КПП, его откручиваем ключем на 17.
Все это аккуратно снимаем, и ставим новый паук.
Собираем в обратной последовательности.
Тремя болтами и гайками соединяем и затягиваем паук и резонатор, т.к. у заводского катализатора шпильки вместо болтов!
Подключая датчики кислорода не перепутайте фишки!
Заливаем тосол, все болты и гайки перед этим протянув и запускаем!)


Что мы получаем:
— Звук чуть громче, чем сток.
— Машина не задыхается собственными газами
— ну и ошибку на приборной панели ака Чек Энжин (Джеки Чан в народе).
— Машина наконец-таки не тупит и едет! Урааа!)

После того, как поменяли паук с двумя датчиками кислорода нужно обязательно прошить машину с евро-4 на евро-2. Иначе обороты будут скакать и машина будет жрать бензин. Она не понимает какую смесь ей готовить по показанию датчиков.Толи бедную (но она подглыхает), то богатую. В общем она у меня охренела от такого события)))

2. Так как диагностика показала, что нужно заменить ДМРВ, то его я тоже заменил. Самый дорогой датчик на наших тазах, однако.Но деваться некуда.
Причем у меня стоит 116 датчик и в магазинах его не было. Пришлось заказывать в магазине) Ну и перед покупкой ДМРВ всегда проверяйте последние цифры. Это либо 037, либо 004 или же как у меня 116. Отличие у 116 кроме цифр — зеленая краска в виде кружка на корпусе =)


Теперь на очереди замена форсунок 3 и 4 цилиндров. Это будет завтра!)

Всем спасибо за внимание!) надеюсь информация для кого-то будет полезна!)
Не забываем ставить лойс! =) Всем удачи на дорогах!)


Катализатор – это часть выхлопной системы автомобиля, нейтрализующая продукты неполного сгорания и вредные вещества. Также он называется каталитический нейтрализатор. Узел состоит из корпуса, блок-носителя на металлической сетке и теплоизоляции. Блок-носитель представляет собой продольные керамические соты, которые увеличивают полезную площадь взаимодействия с нейтрализуемыми газами.

Катализатор ваз 2114

Действие катализатора

На поверхность керамических сот наносят платину, палладий, родий. Они ускоряют процесс нейтрализации. Платина и палладий окисляют вредный угарный газ (CO). При этом образуются безвредный углекислый газ и водяные пары. Родий, восстанавливающий катализатор, разлагает окись азота на безвредные газы. При температуре 300 °С катализатор обезвреживает до 90 % вредных веществ.

Устройство катализатора


Устройство катализатора

Устройство

На Ладе 2114, катализатор устанавливался в глушителе. Он состоял, как правило из керамической оболочки, в виде сот, и наполнителя, в виде: родия, палладия и платины. На двигателе категории Евро – 3, вместо керамической оболочки, можно встретить металлическую.


Поскольку, устройство такого очистительного механизма, полностью закрывает свободный проход отработанным газам, то при неисправности или засорении, очистительная вставка стает слишком плотной, и не пропускает газы. Данный фактор, в полном объеме влияет на работу двигателя.

Плановая замена

Ресурс катализатора составляет от 60 до 100 тысяч километров пробега. В процессе эксплуатации керамические соты забиваются отходами и нейтрализатор ваз 2114 необходимо менять.

Если вы заправляетесь некачественным бензином, катализатор выйдет из строя значительно раньше. Также испортятся все топливные фильтры.

Разновидности катализаторов


Разновидности катализаторов

Со временем носитель разрушается и увеличивается внутреннее давление выхлопной системы. Большая часть отработанных газов попадает обратно в двигатель. Кроме того, существуют другие факторы, кроме возраста узла, которые влияют на его состояние.

Для чего нужен катализатор

Обычно, когда речь заходит о катализаторе большинство автомобилистов подразумевает только лишь глушитель, а вернее банку или трубу. На самом же деле выхлопная система автомобиля включает несколько элементов: соединительные трубы, глушитель, резонатор, гофру, катализатор и т.д. Итак:

  • Каталитический нейтрализатор, а именно так называется катализатор, достаточно важный элемент автомобиля и всей выхлопной системы.
  • Одна из главных функций, возложенных на него, является очистка отработанных газов, которые поступают по трубе. Последние стандарты Евро 2 требует обязательное наличие катализатора в выхлопной системе автомобиля и специального датчика кислорода.
  • Сам нейтрализатор, несмотря на то, что сделан из металла и массивного корпуса, представляет собой довольно хрупкий элемент. Он боится сильных механических повреждений, а также довольно чувствителен к топливу некачественному. Примеси и различные остатки грязи, содержащиеся в некачественном бензине, остаются на стенках катализатора, постепенно скапливаются там и приводят к порче детали. В российских условиях катализатор очень быстро выходит из строя. И если, обычно он бывает рассчитан на 200 000 км пробега, то соприкасаясь ежедневно с российским топливом, он не выдержит и 30 000 км пробега.

Полезно знать, из чего состоит каталитический нейтрализатор. И узнать принцип работы данной детали. Как и было сказано, он снижает количество вредных веществ и примесей, которые любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания выбрасывает в окружающую атмосферу. Это такие опасные для здоровья человека вещества, как окись углерода, оксид азота и т.д. К примеру, оксид углерода – это самый настоящий газ, которые не имеет ни цвета, ни запаха. Но именно он способствует появлению сердечных колик и головных болей у людей. Что касается конструкции катализатора, то он состоит из керамической или нередко металлической сотовой части. Почему соты? Да потому, что конструкция напоминает пчелиные соты. Поверх этих самых сот проводится напыление специальными металлами драгоценной породы, чаще всего платины. Хотя нередко используются в автопромышленности развитых стран и палладиевые катализаторы.



Палладиевый катализатор

Причины неисправностей

К основным причинам, вызывающим неисправность катализатора, можно отнести:

  1. Некачественное топливо.
  2. Неисправный датчик кислорода. В таком случае слишком обогащенная смесь разрушает нейтрализатор.
  3. Протечки масла и смазочных жидкостей. Попадание жидкостей в рабочую камеру.
  4. Длительная работа двигателя в холостом режиме.

Признаки неисправного катализатора

  1. Громкие шумы от расколовшихся керамических сот.
  2. Характерный запах в салоне и от выделяющихся выхлопных газов.
  3. Черный цвет выхлопов.
  4. Снижение мощности двигателя. Особенно это заметно на подъеме и во время разгона.
  5. Неустойчивые обороты двигателя.
  6. Иногда корпус настолько перегревается, что начинает плавиться, и за ним деформируются другие детали.

Неисправный катализатор


Неисправный катализатор

При экстремальном стиле вождения и/или плохом состоянии дорог керамические соты разбиваются раньше, чем заканчивается нормативный срок их эксплуатации.

Диагностика

Для диагностики потребуются:

  • инструменты для снятия лямбда-зонда;
  • манометр;
  • дистанционный пирометр.

На место лямбда-зонда устанавливают манометр и замеряют давление при запущенном двигателе. Если оно больше 0,5 атм., скорее всего проблемы в нейтрализаторе.

Еще один способ проверки – измерение температуры трубы дистанционным пирометром. Если нейтрализатор работает нормально, участок трубы до него будет более горячим, чем участок после катализатора. Когда температура одинаковая, это подтверждает разрушение керамического носителя и нарушение пламегасительных функций.

При обнаружении неисправности катализатор на ваз 2114 подлежит немедленной замене.

ВАЗ 2115 и ВАЗ 2114: удаление катализатора

Чтобы систематически не проводить замену катализатора на ВАЗах, принято за практику, их замена пламегасителями.
Главное отличие первого от второго в том, что срок эксплуатации второго оборудования несколько дольше.

Как бы там ни было, но первый раз придётся заменить катализатор уже на 50 000 км пробега.

Увы, больше наши изделия выходить не могут.

Главная причина – плохое качество топлива, которым заправляют авто. Систематическое образование нагара и отложений приводит к преждевременному износу детали и его замене.

Непосредственно для ВАЗ 2115 и ВАЗ 2114 удаление катализатора и вырезка условно делятся на два этапа. Это два немного разных понятия, хотя и подразумевают проведение аналогичных операций.

Подготовленную машину поднимают домкратом или ставят над смотровой ямой. Корпус нейтрализатора расположен перед средним резонатором, рядом с выпускным коллектором. Как убрать катализатор на ваз 2114? Крепления резонатора отвинчивают и вынимают пружинные шайбы. Снимают крепления приемной трубы. Вместе с пружинами вынимают все болты. Катализатор нужно придерживать снизу одной рукой. Новую деталь устанавливают в обратной последовательности.

Демонтаж катализатора


Демонтаж катализатора

Что может заменить катализатор

Если узел полностью засорился его необходимо снять. Можно установить новый или заменить на обманку (проставку). По сути, она является пустой оболочкой. Идеально подходит для машин, на которых установлен полуторалитровый мотор. В большинстве случае не понадобится даже прошивки ЭБУ.

Некоторые умельцы высверливают в катализаторе дырки или выжигают всю установленную внутри начинку автогеном.

Однако специалисты отмечают, что самым эффективным решением будет паук. Фактически этот элемент представляет собой несколько трубок соединенных вместе по особой формуле. Таким образом, если вас не волнует состояние экологии, а двигатель на машине на 1,5 литра, то достаточно поставить обманку.

  • Самостоятельная замена катализатора на ваз 2114

В случае когда мотор 1,6 литра — придется купить паука. Главное, чтобы в нем имелась дырка на один датчик.

Стоит понимать, что такие машины, как правило, имеют ПО, разработанное под стандарт Евро-3. Именно из-за этого велика вероятность, что компьютер, скорее всего, выдаст ошибку. Однако в этом нет ничего страшного — достаточно прошить ЭБУ под Евро-2, и проблема устранится.

Снятие и замена (16-клапанный двигатель)

На машинах с 16-клапанниками катализатор расположен в подкапотном пространстве рядом с выходным коллектором. Узел нужно искать за блоком цилиндров. Если вы знаете, как снять катализатор на ваз 2114, работы можно выполнить самостоятельно, но придется снимать топливную рампу.

Основные признаки выхода из строя катализатора на ВАЗ 2114

Грязный катализатор

Из-за плохого качества топлива, а также просто с течением времени соты катализатора забиваются грязью, в результате чего катализатор перестает нормально функционировать и могут появиться следующие проблемы:

  1. Значительная потеря мощности
  2. Увеличение расхода топлива (13-15 литров на 100 км.)
  3. Работа двигателя с перебоями (троение)
  4. Автомобиль может глохнуть или вовсе не заводиться

Бюджетные варианты замены

Если на пауке есть два гнезда, впрысковый зонд монтируется на штатное место. Вместо второго зонда ставят обманку для ЭБУ. В таком случае в перепрошивке ЭБУ нет необходимости.

Катализатор для 16 клапанного двигателя


Катализатор для 16 клапанного двигателя

Если ваши финансовые возможности позволяют, лучше заменить катализатор на новый штатный узел. Экологическая ситуация постоянно ухудшается, а общее количество вредных выбросов зависит от действий всех автовладельцев.

Чтобы самостоятельно собрать пламегаситель, нужны две трубки, одна совпадающая диаметром с глушителем, а вторая большего диаметра, и 25-30 металлических сеток для мытья посуды. Трубки сваривают с одной стороны, сетки надевают на трубку с меньшим диаметром и обваривают трубы со второй стороны. Для эстетичности пламегаситель можно покрасить.

Еще одним бюджетным вариантом является демонтаж керамических сот в неисправном нейтрализаторе. Сваркой вырезают центральную часть детали, выбивают все соты и заваривают швы. Если ездить с такой восстановленной деталью, это всегда будет сопровождаться громким шумом.

Лада Калина, ВАЗ-2115, ВАЗ-2114: удаление катализатора

На всех версиях этого автомобиля устанавливались каталитические конвертеры-нейтрализаторы.

Симптомы неисправности

Со временем, данный механизм приходит в негодность, и требует ремонта или замены. Обычно, катализатор ВАЗ 2114, может отработать около 150 – 200 тыс. километров. После этого, наполнитель засоряется настолько, что выхлопные газы не могут проникнуть через них. Определить, что данный механизм неисправен, можно по ряду характерных симптомов.

Первое, что стает заметно, еще при рабочем катализаторе, но уже при его критическом состоянии – резкое ухудшение динамики. Например, разгон до 100 км/час, вместо 13 секунд, будет занимать 17 – 20, а свободный ход практически исчезнет.

Третий признак – ухудшение запуска двигателя. Поскольку выхлопные газы не будут выходить через выхлопную трубу, они будут оставаться в системе даже тогда, когда автомобиль будет не заведенный. Поэтому, при попытке завести двигатель, газы будут смешиваться с топливными испарениями, и возгорание не произойдет.

И последний, четвертый признак – отчетливый запах серы в салоне автомобиля. Так, как механизм отвода выхлопных газов проходит через весь автомобиль, при его закупорке, газы будут проникать в щели вентиляции, загрязняя салон машины.

Силовой агрегат доработали, чтобы он соответствовал новым экологическим требованиям. Но одного этого было недостаточно, требовалось устройство, дожигающее выхлопные газы и снижающее в них содержание токсичных веществ.

Замена катализатора

Катализатор (каталитический нейтрализатор, каталитический преобразователь, каталитический конвертер) – это устройство, снижающее токсичность выхлопа легкового автомобиля, благодаря чему он становится более экологичным. Катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 находится в подкапотном пространстве, поэтому при необходимости его можно снять и заменить самостоятельно.

Для чего нужен катализатор

Силовой агрегат доработали, чтобы он соответствовал новым экологическим требованиям. Но одного этого было недостаточно, требовалось устройство, дожигающее выхлопные газы и снижающее в них содержание токсичных веществ.

Самым опасным токсичным веществом был угарный газ (окись углерода), который для превращения в безобидный углекислый газ необходимо еще раз сжечь, иными словами, смешать его с кислородом при высокой температуре.

Для этого и предназначен катализатор в автомобиле ВАЗ 2110 и других моделях – он дожигает угарный газ, превращая его в безвредный углекислый газ, а также дожигает другие недогоревшие остатки моторного топлива, например, смолы или различные масла.

Как устроена эта деталь

Бочкообразный корпус катализатора изготовлен из нержавеющей жаропрочной стали, благодаря чему выдерживает высокие температуры (500–800 градусов). С передней стороны в него входят четыре патрубка выпускного коллектора, через которые продукты сгорания топлива поступают в выхлопную систему.

С задней стороны вварен патрубок, к которому подключают выхлопную трубу (трубу глушителя). Внутри корпуса расположен сам катализатор, он изготовлен из керамики и пронизан проходящими вдоль сквозными отверстиями, через которые проходит выхлоп.

Зачем нужен катализатор

Зачем нужен катализатор

Спереди и сзади извлеченный катализирующий элемент похож на мелкоячеистые пчелиные соты, отверстия в которых можно увидеть, если посмотреть через него на свет, однако это работает лишь с новыми катализаторами.

Кроме того, в передней и задней частях корпуса сделаны отверстия для датчиков кислорода, которые также называют лямбда-зондами. Они оценивают количество кислорода в выхлопных газах до и после катализатора, затем передают данные электронному блоку управления (ЭБУ, контролеру), который, ориентируясь на эту информацию, корректирует количество подаваемого в цилиндры топлива.

Как работает каталитический нейтрализатор

Выхлопные газы, проходя через отверстия сот катализатора нагревают его. Когда температура достигает нескольких сотен градусов, тонкое покрытие из платины и других металлов начинает оказывать каталитический эффект, вынуждая молекулы угарного газа и других остатков недогоревшего топлива, вступает в реакцию с кислородом. Такая реакция приводит к выделению еще большего количества тепла, из-за чего конвертер нагревается до температуры 500–700 градусов.

Даже абсолютно чистый нейтрализатор оказывает значительное сопротивление движению потока выхлопных газов, из-за чего двигатель часть выработанной энергии тратит на продавливание дыма через катализатор.

Любая неполадка топливной системы, двигателя или зажигания, а также частые резкие старты, приводят к увеличению впрыска топлива в цилиндры, а значит, недогоревших остатков становится также больше. Из-за этого не все молекулы связываются с молекулами кислорода, часть из них оседает на стенках отверстий каталитического конвертора, причем особо сильно этот процесс идет во время прогрева мотора.

В какой-то мере прочистить каналы помогает езда на высоких оборотах двигателя при минимально нажатой педали газа, когда количество недогоревших частиц минимально, а количество кислорода и температура выхлопа максимальны. В таких условиях даже отложенные на стенках остатки вступают в реакцию с кислородом, превращаясь в углекислый газ, однако часть шлаков все же остается на месте.

Чем катализатор отличается от пламегасителя

Задачей пламегасителя является снижение громкости выхлопа и дожиг излишков топлива, не сгоревших в цилиндре, поэтому снизить токсичность он не может. Если установить его вместо каталитического нейтрализатора, то не только повысится токсичность выхлопа, но и двигатель будет работать неправильно, ведь ЭБУ будет снижать подачу топлива, чтобы количество кислорода на выходе устройства приближалось к норме.

Ранние модели этих автомобилей выпускали с карбюраторными моторами, для работы которых эта деталь не требуется. Затем появились первые инжекторные модели, на которых устанавливали катализатор с одним датчиком кислорода. По мере освоения технологии инжекторных силовых агрегатов начинали устанавливать катализаторы с двумя лямбда-зондами.

Как узнать стоит ли катализатор

Как узнать стоит ли катализатор

Поэтому катализатор в машине ВАЗ 2114 нужен, если транспортное средство оснащено инжектором, карбюраторные же авто не подпадают под действие европейских экологических требований, а значит, ставить дорогую деталь нет никакого смысла.

Где находится каталитический нейтрализатор

Кроме того, нередки переделки машин других серий с восьмиклапанных на шестнадцатиклапанные моторы. После каждой такой переделки необходимо менять катализатор на более подходящий, то есть под Евро-4 и 2 датчика кислорода.

Артикулы и цены

На ВАЗ 2108–2115 устанавливают 3 вида каталитических конвертеров: под

  • Евро-2 8 клапанов;
  • под Евро-3 и Евро-4 8 клапанов;
  • под Евро-3 и Евро-4 16 клапанов.

Артикул детали под Евро-2 21100120601011, средняя стоимость 4 тысячи рублей. Основное отличие – одно отверстие под датчик кислорода. Эту деталь нельзя ставить на автомобили с двигателями норм Евро-3 и Евро-4, потому что некуда ставить второй лямбда-зонд. Нейтрализаторы под Евро-3 и Евро-4 для восьмиклапанных моторов по конструкции похожи на предыдущие, но оснащены двумя отверстиями под датчики кислорода, их артикул 11183-1203008, средняя стоимость 6 тысяч рублей.

Неисправности

Вот неисправности каталитического преобразователя:

  • забились отверстия;
  • фильтрующие элементы оторвались от корпуса;
  • прогорел корпус.

Основным признаком того, что забились отверстия, является снижение мощности силового агрегата, ведь мотору приходится тратить гораздо больше энергии на продавливание выхлопных газов через нейтрализатор.

Транспортное средство плохо набирает скорость, тяжело едет в гору, а иногда не заводится. В таких ситуациях автовладельцы нередко задают вопрос – нужен ли катализатор в выхлопной системе автомобиля ВАЗ 2114 или других моделях, раз они негативно влияют на поведение транспортного средства. Они забывают, что каталитический преобразователь служит лишь определенное время, после чего его нужно менять.

Главным признаком того, что фильтрующие элементы оторвались от кузова, является увеличивающийся уровень шума, к которому добавляются едва слышные гремящие звуки. Эта неисправность немного снижает эффективность устройства, ведь часть выхлопных газов идет в обход керамической начинки, кроме того, резко возрастает риск прогорания корпуса.

Признаками прогорания корпуса являются:

  • резко возросшая громкость работы двигателя;
  • неприятный запах в салоне;
  • повышение токсичности выхлопа.

Почти всегда прогорание корпуса происходит после появления обоих предыдущих неисправностей, поэтому полноценно восстановить деталь невозможно, а заплатка, наложенная на место прогара, только снизит уровень шума и неприятный запах в салоне.

Как проверить

Если у вас появилось подозрение, что каталитический преобразователь неисправен, то сделайте следующее:

  • снимите его с машины (для этого на восьмиклапанных машинах придется снять выпускной коллектор);
  • посмотрите на просвет, если не удается разглядеть свет из-за формы устройства, то в темном помещении приставьте к выходному отверстию яркий фонарь так, чтобы свет шел только внутрь устройства, если отражение света от стенок коллектора тусклое, катализатор забит;
  • потрусите его и слушайте, не гремят ли керамические вставки, если гремят, то они оторвались от корпуса;
  • переверните деталь задней стороной к себе и осмотрите поверхность керамического наполнителя, если он целый, все нормально, если же потрескался или развалился, нейтрализатор необходимо менять;
  • осмотрите корпус в происках прогаров и темных пятен, если они есть, устройство нужно менять.

Помните, этот элемент не подлежит полноценному ремонту, поэтому попытка починить неисправную деталь не вернет ей возможность эффективно дожигать выхлопные газы.

Неисправности катализатора

Существует еще один довольно спорный способ проверки этой детали на забитость каналов с помощью проверки давления в выхлопной системе, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 находится на пути выхлопных газов. Чтобы воспользоваться им, сделайте следующее:

  1. Заведите двигатель и послушайте, как он работает на холостых, затем заглушите.
  2. На выключенном двигателе выкрутите свечу любого цилиндра и положите так, чтобы резьба касалась заземленного металла.
  3. Отключите форсунку этого цилиндра, затем заведите мотор и послушайте, как он работает. Если обороты чуть упали, а мотор начал вибрировать, то с катализатором все в порядке. Если же мотор, несмотря на троение, стал работать лучше, значит, катализатор забит.

Но этот способ спорный, поэтому его результаты не стоит использовать для принятия каких-либо решений по дальнейшей судьбе каталитического преобразователя.

Есть еще один надежный, но сложный в исполнении способ проверки, для него до прогрева мотора выкрутите первый датчик кислорода (это сделать непросто, ведь он почти всегда сильно прикипает к резьбе), затем вкрутите в отверстие компрессометр или манометр. Сделав это, заведите мотор и прогрейте двигатель, затем попросите помощника плавно нажимать на газ, чтобы скорость его работы менялась в пределах 2–5 тысяч об/мин. Если давление не поднимается выше 0,5 атм, то катализатор не забит, если же выше, деталь нужно заменить.

Ремонт и замена

Как мы уже говорили выше, полноценный ремонт этой детали невозможен, поэтому если вам важна экологичность, то при любом дефекте каталитический нейтрализатор необходимо менять. Тем не менее, большая часть водителей, не понимающая, для чего нужен катализатор в автомобиле ВАЗ 2114 или любом другом, а также считающая не важной его основную функцию (дожиг выхлопных газов), предпочитают ремонтировать его или ставить какую-нибудь замену.

Вот наиболее популярные способы ремонта:

  • выбивание керамического наполнителя;
  • заполнение пустоты металлической сеткой;
  • наваривание заплаток на места прогара.

Все эти способы подразумевают вскрытие корпуса снятой детали, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2110 находится в таком месте, где невозможно выполнять с ним любые ремонтные действия.

Чтобы отремонтировать нейтрализатор, сделайте следующее:

  • болгаркой (углошлифовальной машинкой, УШМ) прорежьте 2 идущие поперек корпуса линии возле переднего и заднего края;
  • прорежьте 2 линии вдоль корпуса, чтобы вырезать прямоугольник;
  • вытащите через него керамическое наполнение, если необходимо, сначала разбейте его;
  • заполните пустоту внутри корпуса металлической мочалкой для посуды или любым другим подобным материалом из стали; вставьте в отверстие вырезанную пластину и приварите ее.

Помните, что нержавейку желательно варить в аргоновой или углекислотной среде.

Что можно поставить вместо катализатора

Если вы не хотите ремонтировать нейтрализатор, то вместо него можно установить:

  • катализатор другого типа или размера;
  • различные пламегасители или резонаторы;
  • трубу из нержавейки.

Даже на автомобили класса Евро-4 технически можно поставить нейтрализатор под Евро-2, однако для этого придется менять прошивку ЭБУ, ведь блок управления перестанет получать информацию со второго датчика кислорода. Также можно ставить катализаторы, изначально предназначенные для других автомобилей с такими же или большими по объему силовыми агрегатами, причем, если агрегат подходит по классу (Евро-2 или Евро-4), то даже менять прошивку не придется.

Пламегасители и резонаторы выполняют одинаковую функцию, однако первые лучше переносят высокие температуры, поэтому на месте катализатора прослужат дольше. Труба из нержавейки обойдется гораздо дешевле, но прослужит в несколько раз меньше, ведь из-за отсутствия теплоизолирующего слоя она сильней подвержена коррозии.

В любом случае, такая замена подразумевает серьезное вмешательство в выхлопную систему, ведь катализатор в автомобиле ВАЗ 2112 находится на пути движения выхлопных газов. Поэтому что бы вы ни установили вместо нее, сменная деталь должна быть изготовлена из материала, выдерживающего высокую температуру и хорошо противостоящего коррозии.

Помните, выбор сменной детали зависит от того, где катализатор в автомобиле ваз 2114 находится, если позади двигателя, то подойдет новый нейтрализатор или пламегаситель, если же под днищем, то можно ставить что угодно.

Перепрошивка ЭБУ

Неопытные автолюбители, которые не понимают, как работает инжектор, задают вопрос – нужно прошивать машину после удаления катализатора ВАЗ 2114, или можно обойтись без этого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть работу блока управления инжекторного силового агрегата.

Датчики, включая один или оба лямбда-зонда, поставляют ЭБУ информацию о работе двигателя и командах водителя, затем блок управления анализирует их в соответствие с залитой в него программой (прошивкой) и посылает сигналы различным исполнительным устройствам.

Что такое катализатор в автомобиле

Что такое катализатор в автомобиле

Перепрошивка ЭБУ меняет программу действий контролера, а также исключает датчики кислорода из списка опрашиваемых устройств, благодаря чему блок управления перестает учитывать информацию с них.

Заключение

Катализатор снижает токсичность выхлопа инжекторных автомобилей, однако из-за высокой стоимости новой детали, каталитический конвертор после выхода из строя меняют не часто, ограничиваясь ремонтом или установкой какой-нибудь замены. Теперь вы знаете, где находится нейтрализатор, а также каковы последствия его ремонта или замены на пламегаситель и нержавеющую трубу.

Читайте также: