Схема подключения генератора ваз 21093

Обновлено: 08.07.2024

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 в основном применяются два генератора: 37.3701 и его модификации (на карбюраторных двигателях 2108, 21081, 21083), 9402.3701 (на инжекторном двигателе 2111).

Рассмотрим как правильно подключить провода к каждому из этих генераторов (особенности и порядок подключения). Разберем назначение каждого провода. Необходимость в правильном их подключении возникает после снятия-установки генератора с двигателя, либо ремонте электропроводки.

Подключение проводов к генератору 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Назначение проводов.


Подключение проводов к генератору 9402.3701 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Назначение проводов.


Примечания и дополнения

— Полные схемы подключения доступны по следующим ссылкам:

Еще статьи по генераторам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности: выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Для первичной диагностики неисправностей – достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень – его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 — 1,5 см.

Особенности работы

Как может выглядеть неисправный узел, как снимать и как разобрать генератор, как осуществляется его переборка? Если на инжекторе или карбюраторе ВАЗ 21099 или 2109 устройство не дает зарядку, в первую очередь давайте разберемся в особенностях его функционирования, а именно в схеме питания.

Схема питания генератора


Схема питания узла

Итак, что включает в себя схема:

Следует отметить, что схема подключения генератора ВАЗ 2109 актуальна для всех машин с передним приводом восьмой линейки — и 2108, и 21099 (автор видео — Семен Педань).



Схема подключений генератора модели 37.3701.

При повороте ключа зажигания напряжение для включения генератора подключается к выводу через контрольную лампочку и резисторы. После того, как движок запущен, напряжение поступает в обмотку возбуждения от трех вентилей, присутствующих на выпрямительном блоке. При этом контрольная лампочка не горит, так как через нее не проходит ток. Основное напряжение подается на вывод регулятора непосредственно от вывода генератора.

С 1996 года в генератор модели 37.3701 внесли изменения, а именно изменили устройство регулятора и щеткодержателя. С этого момента регулятор напряжения находится в металлическом корпусе с прикреплен к щеткодержателю. То есть они стали неразборными.

Помимо рассмотренной модели генератора на автомобилях ВАЗ 2109 можно увидеть еще генераторы немецкие, болгарские и, как упоминалось выше, словенские. Их всех можно заменить на 37.3701. Отличия, конечно, есть, но они небольшие и связаны с самой конструкцией генератора, а по техническим данным и размерам они одинаковы.

Схема подключений генератора модели 37.3701

  1. аккумуляторная батарея
  2. генератор
  3. монтажный блок
  4. дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт
  5. выключатель зажигания
  6. реле зажигания
  7. комбинация приборов
  8. контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи

Проверка на исправность

Ремонт генератора ВАЗ 2109 или ВАЗ 21099 осуществляется в случае выявления поломок в работе узла. Чтобы определить неисправности генератора, существует несколько способов. Наиболее оптимальным из них является диагностика с помощью мультиметра, но для ее осуществления вам также потребуется помощник. Именно о том, как проверить генератор на ВАЗ 21099 или 2109 с помощью тестера, мы расскажем далее.

Итак, чтобы определить неисправности генератора мультиметром, выполните следующие действия:

  1. В первую очередь, необходимо продиагностировать регулятор напряжения ВАЗ. Как показывает практика, если генератор на ВАЗ 2109 ил ВАЗ 21099 работает некорректно, проблема может заключаться в работоспособности трехуровневого регулятора напряжения. Особенно этому способствует перенапряжение в электроцепи. Для проверки на тестере необходимо выставить режим замера напряжения. Итак, заведите двигатель и замерьте напряжение на клеммах аккумулятора либо на выводах самого генераторного узла. Если все нормально, то это параметр будет колебаться в районе 14-14.2 вольт. Затем нажмите на газ и еще раз проверьте параметр — он должен увеличиться, но не более, чем на 0.5 вольт. В том случае, если показатели на ВАЗ 2109 карбюратор или ВАЗ 21099 инжектор отличаются, это говорит о некорректном функционировании элемента. Вероятнее всего, реле напряжения ВАЗ 2109 придется заменить.
  2. Далее, осуществляется диагностика диодного моста генератора. Сам мост состоит из шести элементов, трое из которых считаются положительными, а остальные три — отрицательными. Часть диодов имеют массу на аноде, а другая часть — на катоде. Чтобы проверить диодный мост генератора ВАЗ, тестер переводится в режим звука, то есть при замыкании выходов щупов вы сможете услышать характерный звук. От вас требуется произвести проверку каждого диода в разных направлениях, при этом звук должен быть слышен только в одном из них. Если при проверке звук доносится в обоих направлениях, это свидетельствует о том, что диод пробит. Наиболее оптимальным вариантом будет замена диодного моста.
  3. Перед тем, как разобрать узел и произвести его ремонт, проверьте работоспособность статора, он представляет собой стальной цилиндр, внутри которого расположена обмотка механизма. Для диагностики нужно отключить выводы статора от диодного моста. Сначала осмотрите элемент визуально — на нем не должно быть следов повреждений или подгораний. Мультиметр выставляется в режим замера сопротивления. Сначала измерьте параметр сопротивления между выводом обмотки и корпусом (вывод можно использовать любой). Полученные показатели должны быть высокими и стремиться к бесконечности. В том случае, если показатели составили 50 кОм, это говорит о необходимости замены генератора.
  4. С помощью мультиметра также можно проверить работоспособность ротора — он представляет собой стальной стержень с намотанной обмоткой. на одном конце стержня располагаются кольца, по которым проходят щетки генератора ВАЗ. Вам необходимо демонтировать ротор и визуально осмотреть, в каком состоянии находится обмотка и подшипник генератора. Целостность обмотки можно проверить с помощью мультиметра, после чего производится замер параметра сопротивления между кольцам. Полученные показатели должны быть не более нескольких Ом. Замена щеток генератора ВАЗ 2109 требуется в случае их износа.

Возможные неисправности

Перед тем, как снять генератор и произвести ремонт разобранного устройства, рассмотрим основные неисправности, характерные для этого узла:

  1. При включенном зажигании не горит лампочка механизма. Как правило, такая проблема связана с поломкой замка зажигания, возможных обрывах в проводе либо поломкой предохранителя. В первую очередь, необходимо произвести диагностику предохранителей и проводки, электроцепь прозванивается с помощью тестера.
  2. Лампочка узла не горит, при этом аккумулятор сильно разряжается, но контрольные приборы функционируют нормально. Обычно причина поломки в этом случае заключается в работоспособности генератора. Речь идет о возможном замыкании диодов, плохом контакте подключения обмотки возбуждения, выходе из строя реле или неработоспособности щеткодержателей. Кроме того, в некоторых случаях проблема может крыться в обрыве проводки которая идет от генераторного узла к контрольному щитку. Возможно, причиной является просто плохой контакт самой лампочки или ее выход из строя. Чтобы давая ток, узел мог работать нормально, все его элементы должны быть работоспособными. Если проблема заключается в щетках, то их необходимо заменить на аналогичные таких же размеров.
  3. Лампочка узла работает при включенном моторе, при этом аккумулятор может перезаряжаться. В первую очередь, обратите внимание на работоспособность регулятора.
  4. При функционирующем моторе лампочка на приборной панели горит очень ярко или только на 50%. В этом случае необходимо продиагностировать ремень генератора ВАЗ — возможно, он износился или просто ослаб. Проблему может решить замена ремешка или его натяжка. В некоторых случаях причина неисправности кроется в замыкании обмотки статора на массу или обрыве цепи. Также проблема может заключаться в неработоспособности диодов либо отпайке выходов ротора от контактных колец. Неисправность можно попытаться решить путем пайки выводов.
  5. Если узел очень сильно шумит, для начала следует проверить подшипниковое устройство. Кроме того, появление шума может быть обусловлено замыканием обмотки статора на массу или замыканием одного из диодных компонентов (автор видео — Вячеслав Ляхов).

Замена и снятие своими руками

Итак, как осуществляется разборка генератора ВАЗ:

  1. Сначала отключите АКБ, сняв с нее клеммы, таким образом вы сможете обесточить бортовую сеть.
  2. Демонтируйте колпачок с вывода и выкрутите соответствующую гайку, после чего можно снять проводку со шпильки.
  3. Отключите колодку с проводкой, которая идет к разъему узла.
  4. Теперь вам необходимо немного ослабить затяжку фиксации узла к регулировочной планке. Сделав это, можно поднять узел вверх до того момент, пока он не упрется к головку БЦ. Шкив генератора после этого можно освободить от ремня.
  5. После этих действий можно полностью выкрутить винт фиксации планки к БЦ. Затем залезьте под машину и выкрутите винты фиксации кронштейна к двигателю. Узел можно демонтировать, достав его из моторного отсека. Производится разборка и замены вышедших из строя элементов на новые, после чего осуществляется обратная сборка генератора.

Инструкция по разбору и переборке генераторного узла для ВАЗ представлена на видео ниже (автор ролика — Denis Legostaev).

Замена Генератора Ваз 2109 На Более Мощный

Замена генератора ваз 2109 на более мощнейший

Для вас не достаточно штатного генератора? Нередко ездите ночкой с включеным головным светом, кучи противотуманных фар, любите слушать музыку по другому просто для убежденности (зима, печка, подогрев стекла). Можно поменять собственный генератор на десяточный. Сравним свойства генераторов:

Штатный (37.3701) – ток до 55А при 5000об/мин, передаточное отношение 1:3.5,04 От 2110 (94.3701) – ток до 80 А при 6000 об/мин, передаточное отношение 1:3.5,4

Невооруженным глазом видно, что десяточный генератор практически в полтора раза сильнее. Закономерно делают предположение, что при схожем токе нагрузки, надежность у него должна стать выше. Дополнительно во время работы на ХХ выдаваемая мощность, тоже чем просто.

Вначале оцениваем возможность переделки. Верхний кронштейн десяточного генератора 94.3701 крепится 2.4 болтами, а нижний 3-мя, в отличии от штатного 37.3701, где употребляются 1 и 4.5 болта соответственно. Как следует, на блоке цилиндров будет два дополнительных отверстия, одно около верхнего кронштейна крепления генератора, другое около нижнего. Если повезет. они уже естественно и быть на блоке.

Последующим шагом покупаем что остается сделать нашему клиенту нужное:

Технические характеристики генераторов ВАЗ 2109.

Наибольшая сила тока отдачи при 13 В составляет 55 А у генератора 37.370 и 80 А у 94.3701.

У 37.370 предельное регулируемое напряжение – 13,6-14,6 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,04. У его аналога — генератора 94.3701 предельное регулируемое напряжение равно 13,2-14,7 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,4.

Помимо технических характеристик в этих моделях ВАЗовского генератора имеются отличия и в размере контактных колец: в 94.3701 кольца имеют меньший диаметр, нежели у 37.3701. Сделаны они так для продления срока службы щеток и уменьшения окружной скорости вращения.

Мощный генератор на Ваз 2109 Карбюратор

Замена генератора ваз

,
Генератор ваз
80 ампер,установка
генератора
,
Мощный генератор
на
Ваз 2109
Карбюратор.

Процедура замены: Сначала необходимо решить вопрос с доступом. Естественно приподнять передок машины. так будет несколько удобнее работать, но это совершенно не непременно. Снимаем защиту картера и правый подкрылок (если они у Вас естественно). Потом правый брызговик мотора. Колесо есть вариант не снимать. довольно легко выкрутить руль на право по полной программке. Отключаем массу с аккума. Снимаем старенькый генератор, и далее верхний и нижний крепления, шкив генератора. Будет нужно прочистить отверстия в блоке под дополнительные болты крепления. Установка нового генератора и шкива никаких заморочек не вызывает. Перед установкой брызговика мотора, хорошо сделать тут отверстие под торцевую головку прямо напротив болта шкива генератора и закрыть ее подходящей заглушкой. По другому при Замене ремня генератора либо ГРМ Для вас придется снимать брызговик и защиту, т.к. сейчас к болту шкива уже по-другому просто не подобраться.

Принцип действия и конструкция генераторов

Если количество вспомогательных агрегатов больше двух (компрессор кондиционера, насос ГУР), то для увеличения площади контакта ремня со шкивами используются обводные ролики. Усилие натяжения регулируется натяжным роликом или перемещением корпуса генератора или гидронасоса.

Схема электрооборудования ваз 21093 карбюратор высокая панель

что делал, не помню уже точно. искал штатную схему подключения противотуманных фар и задних фонарей. и вообще "сопли" убирал из-под панели, коих в машине традиционно присутствовало. подсветку приборки и клавиш искал. Не понимаю "кулибиных", которые цепляют какие-то провода в обход штатной схемы по совершенно неясному принципу (типа повесить головной свет на цепи поворотов-габаритов-подсветок, в результате чего фары не выключаются, до них "доходит" всего 8…9В, греются провода и внезапно перегорают предохранители…и это всё вместо того чтоб найти один обрыв…)

так вот, схема нашлась достаточно подробная. но читать ее не особо удобно. подумал и решил раскрасить обозначения колодок на блоке предохранителей.

Схема электрооборудования ваз 21093 карбюратор высокая панель

1 – блок-фара;
2 – моторедуктор очистителя фары;
3 – противотуманная фара;
4 – звуковой сигнал;
5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
6 – выключатель подкапотной лампы;
7 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
8 – наконечники проводов, подключаемые к датчику 7 в случае установки монтажного блока типа 17.3722;
9 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов;
10 – датчик уровня омывающей жидкости;
11 – электромагнитный клапан включения омыва фар;
12 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался);
13 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
14 – электродвигатель омывателя стекол;
15 – датчик уровня масла;
16 – генератор;
17 – датчик контрольной лампы давления масла;
18 – концевой выключатель карбюратора;
19 – свечи зажигания;
20 – электромагнитный клапан карбюратора;
21 – подкапотная лампа;
22 – датчик-распределитель зажигания;
23 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
24 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
25 – катушка зажигания;
26 – стартер;
27 – коммутатор;
28 – реле включения стартера;
29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
30 – датчик уровня тормозной жидкости;
31 – выключатель света заднего хода;
32 – аккумуляторная батарея;
33 – реле включения противотуманных фар;
34 – датчик уровня охлаждающей жидкости;
35 – монтажный блок;
36 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
37 – выключатель стоп-сигнала;
38 – блок управления блокировкой замков дверей;
39 – прикуриватель;
40 – лампа освещения вещевого ящика;
41 – электродвигатель вентилятора отопителя;

42 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
43 – переключатель вентилятора отопителя;
44 – лампа подсветки рычагов отопителя;
45 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей;
46 – моторедукторы блокировки замков передних дверей;
47 – моторедукторы блокировки замков задних дверей;
48 – выключатель очистителей фар;
49 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери;
50 – выключатель зажигания;
51 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери;
52 – реле зажигания;
53 – колодки для подключения к элементам обогрева передних сидений;
54 – выключатель обогрева правого переднего сиденья;
55 – выключатель обогрева левого переднего сиденья;
56 – реле включения обогрева передних сидений;
57 – предохранитель цепи обогрева передних сидений;
58 – выключатель освещения приборов;
59 – подрулевой переключатель;
60 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла;
61 – выключатель обогрева заднего стекла;
62 – контрольная лампа включения противотуманных фар;
63 – выключатель противотуманных фар;
64 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света;
65 – выключатель заднего противотуманного света;
66 – боковой указатель поворота;
67 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-21083 – не устанавливаются);
68 – выключатель плафона на стойке передней двери;
69 – плафон индивидуального освещения салона;
70 – плафон;
71 – выключатель наружного освещения;
72 – комбинация приборов;
73 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора*;
74 – выключатель аварийной сигнализации;
75 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации;
76 – колодка для подключения к маршрутному компьютеру;
77 – задний фонарь;
78 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
79 – моторедуктор очистителя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливается);
80 – колодки для подключения к дополнительному стоп-сигналу;
81 – фонари освещения номерного знака;
82 – датчик указателя уровня и резерва топлива

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;
б – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и блока управления блокировкой замков дверей (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
в – моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей;
г – датчика-распределителя зажигания;
д – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
е – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз);
ж – плафона освещения салона;
з – датчика уровня топлива.

Схема электрооборудования ваз 21093 карбюратор высокая панель

Схема подключения проводов к соединительным колодкам

Схема электрооборудования ваз 21093 карбюратор высокая панель

Еще статьи по электрике ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема электрооборудования ваз 21093 карбюратор высокая панель

Схема электропроводки автомобиля

Устройство электросистемы ВАЗ 2109

Для электрооборудования ВАЗ 2109 предусмотрено два источника электричества — аккумулятор и генератор. Аккумуляторная батарея (АКБ) служит в автомобиле для:

  • запуска двигателя после стоянки;
  • питания электрических цепей при выключенном моторе.

Генератор в автомобиле предназначен для:

  • подзарядки аккумуляторной батареи;
  • питания электрических цепей.

Трёхфазный генератор переменного тока ВАЗ 2109 выполняет свои функции во время движения. Он имеет встроенный выпрямитель и электронный регулятор напряжения. Выдаёт от 13,6 до 14,6 В, обеспечивая силу тока до 55А. Крышка генератора прикреплена к корпусу статора болтами. Ротор вращается в шариковых подшипниках, укреплённых в крышке. Обмотка возбуждения ротора генератора запитана через щётки и контактные кольца.

Электрическая схема ВАЗ 21093 такова, что питание почти всех потребителей осуществляется через блок предохранителей, защищающих цепи от короткого замыкания и автомобиль целиком — от пожара.

Главные потребители

  • система запуска двигателя — стартёр;
  • система зажигания топливовоздушной смеси.

И если в экстремальной ситуации можно запустить двигатель без стартёра, с толчка, то без зажигания вы никуда не уедете. Разве что на буксире.

В случае неисправности одной только системы запуска двигателя эксплуатация автомобиля крайне затруднена, а при отказе обеих — невозможна.

Вспомогательное оборудование

Схема электропроводки такова, что все провода ВАЗ 2109 собраны в пять жгутов. Два жгута идут от монтажного блока в салон автомобиля. Первый подключает все индикаторы, приборы, переключатели и кнопки передней части салона. Другой подключает потребителей задней части кузова. Три других жгута остаются в подкапотном пространстве. Один идёт к потребителям передней части кузова, второй — в район левой передней колёсной арки, а третий обслуживает потребителей, связанных с двигателем.

Коммутация осуществляется через блок предохранителей. Предохранитель представляет собой металлическую пластину, обычно из алюминиевого сплава, имеющую тарированное сечение. Пластина крепится в прозрачном пластиковом корпусе и устанавливается в разрыв той или иной цепи автомобиля. При превышении допустимого в этой цепи значения тока пластина перегорает, прекращая прохождение тока в этой цепи и предотвращая пожар. Сквозь прозрачный пластик место разрушения отлично видно. Остаётся только найти по альбому электрических схем цепь, ответственную за выход проводки из строя, устранить неисправность и заменить предохранитель.

Набор запасных предохранителей следует всегда иметь с собой в поездке. Блок предохранителей содержит также реле и находится в моторном отсеке слева по ходу автомобиля, вблизи ветрового стекла.

Отличия модификаций ВАЗ 2109

Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля. ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:

  • управление топливным насосом;
  • управление электровентилятором системы охлаждения;
  • регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.

В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.

Признаки неисправностей электросхемы

Электрическая схема ВАЗ 2109 как с низкой, так и с высокой панелью включает в себя множество элементов, благодаря которым работают различные узлы автомобиля. Если в электросхеме с инжекторным или карбюраторным двигателем возникли неполадки, определить их можно по характерным симптомам.

  1. Автомобиль не трогается с места, т. к. двигатель невозможно запустить. Причин этому может быть огромное количество, например, неисправность генератора или аккумуляторной батареи, неполадки с трамблёром и т. д.
  2. Двигатель запускается и работает, но часть электрооборудования не функционирует. Как и в первом случае, причин отказа электрооборудования может быть немало: это и сгоревшие предохранители, и износ электропроводки, и выход из строя какого-либо прибора.

Если двигатель не запускается, но топливо исправно подаётся, то причина неисправности в большинстве случаев кроется именно в неисправном электрооборудовании. Алгоритм действий в таких ситуациях выглядит просто. Проверить уровень заряда аккумулятора. Также нужно проверить работоспособность свечей зажигания и проводов высокого напряжения на предмет пробоя. На карбюраторном двигателе зачастую неисправен трамблёр, а вот обрыв или износ электропроводки в моторном отсеке встречается достаточно редко.

В инжекторных двигателях в первую очередь нужно проверить исправность и корректную работу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Происходит это из-за того, что блок управления не может корректно обработать данные, поступающие с различных датчиков, в результате исполнительные механизмы получают неверные команды либо не получают их вовсе.

Электросхема двигателя с карбюратором

В зависимости от типа силовой установки электросхема может работать по-разному, например, запуск двигателя происходит так.

Вращающийся коленчатый вал приводит в действие распределительный механизм. После замыкания контактов напряжение передаётся на свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах и происходит запуск силовой установки.

Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109

Если причиной плохого запуска двигателя стала неисправная электропроводка, провести проверку можно самостоятельно.

  1. Первым делом необходимо обследовать участок от катушки зажигания до генератора на целостность. Контакты не должны быть окислены, проводка – не иметь обрывов и трещин. Окисленные контакты тщательно зачищаются, а повреждённая проводка заменяется.
  2. Далее проверяется катушка зажигания на наличие искры.Для этого нужно снять надсвечник со свечи и поднести к клапанной крышке двигателя. В это время помощник должен немного прокрутить двигатель стартером. Если высоковольтный провод и наконечник не пробитые и катушка зажигания исправна, в момент вращения двигателя стартером между наконечником и крышкой клапанов будет проскакивать искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, следует произвести ремонт, а чаще всего – замену катушки зажигания.

Дополнительно стоит проверить устройство распределения и свечи зажигания. Повреждённые высоковольтные провода подлежат замене. Свечи нужно выкрутить и осмотреть, при наличии сильного нагара следует почистить. Если они имеют повреждения, то подлежат замене.

Диагностика электронного зажигания

Оно отличается от обычного наличием бесконтактного коммутатора между катушкой зажигания и распределителем. Подобный механизм обеспечивает стабильную и уверенную искру, тем самым обеспечивая воспламенение топлива, даже если смесь обеднённая. Если коммутатор подаёт слишком слабый сигнал, его следует заменить. Плохая искра или её отсутствие может возникнуть по причине высокого сопротивления электропроводки.

Другое дело, когда двигатель инжекторного типа, оснащённый топливными форсунками. В таких моторах неисправности электросхемы связаны в большинстве случаев с вышедшими из строя датчиками или повреждения электрооборудования. Диагностика неисправностей выполняется несложно. Во-первых, нужно отсоединить контактную колодку от датчика, который, возможно, неисправен. Во-вторых, при помощи омметра надо измерить сопротивление на контактах. В-третьих, полученные показатели сравниваются с номинальными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если есть существенная разница, датчик неисправен и подлежит замене.


Напряжение генератора возникает в обмотке статора. Магнитное поле для возбуждения генератора создается в роторе, который является мощным электромагнитом. Внутри ротора расположена катушка с обмоткой, в ней протекает ток, который подводится к вращающемуся ротору через щетки. Ток ротора называется током возбуждения

обмотки и диодный мост 37
ротор генератора

Обмотка трехфазная, соединенная в звезду. На выходе обмотки действует переменное напряжение, но в сети автомобиля и для зарядки аккумулятора необходимо постоянное напряжение, поэтому на выходе обмотки подключен выпрямитель. Выпрямитель, это диодный мост, который пропускает ток только в одном направлении, и значит на его выходе действует уже выпрямленное напряжение.

Выпрямление тока

Выходное напряжение генератора, назначение регулятора напряжения

Напряжение, которое должно действовать в автомобильном электрооборудовании выбирается исходя из того, что аккумулятор сам, имеет ЭДС 12,6 Вольта, а для его зарядки нужно поддерживать напряжение примерно 14 Вольт. На это напряжение и рассчитывается все электрооборудование.

Для того, чтобы поддерживать такое напряжение, в генератор встроен регулятор напряжения. Принцип действия регулятора напряжения состоит в том, что он включает и выключает ток возбуждения в роторе. Генератор все время стремится поднять напряжение, а регулятор, когда напряжение превышает 14,2 Вольта, отключает ротор, ток возбуждения уменьшается и напряжение генератора уменьшается, регулятор снова включат ток возбуждения, и позволяет напряжению немного подняться, потом снова отключает, так повторяется все время и поэтому напряжение поддерживается на нужном уровне.

схема генератора на восьмерку

Генератор в данном случае возбуждается через реле зажигания, в последующих схемах генератора на этих автомобилях реле зажигания не ставилось

Первоначальное возбуждение

При запуске, первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Потом, когда генератор заработает, он сам отдает часть своего тока на возбуждение .

При включении зажигания, ток от аккумулятора идет на плюс генератора, от этой точки через монтажный блок попадает к замку зажигания 30\1, через замкнутые контакты замка зажигания включается реле зажигания. Через контакты реле зажигания, с точки 30\1 питается система зажигания и цепь возбуждения генератора. Через 5-й предохранитель ток первоначального возбуждения проходит в щиток приборов, через лампочку разрядки аккумулятора, снова проходит через монтажный блок и приходит к разъему на генераторе. С этого разъема сразу попадает на регулятор напряжения. Напряжение, которое попадает на точку L, открывает транзистор регулятора и ток возбуждения проходит по щетке в ротор, и с него, через открытый транзистор регулятора на массу.

Ток протекающий в цепи от аккумулятора, зажигает лампочку , которая является индикатором и подтверждает, что цепь возбуждения целая. Небольшой ток этой цепи создает магнитное поле ротора, и генератор возбуждается.

Генератор заработал. Возбуждение генератора через дополнительные диоды

Напряжение на выходе генератора быстро повышается и становится выше напряжения аккумулятора, теперь генератор становится источником, он начинает заряжать аккумулятор, и питать все приборы.

Ток возбуждения можно брать с выхода генератора , но в данном случае это не так. Выход генератора связан на прямую с аккумулятором. Если использовать выход генератора, для возбуждения, то может быть такая проблема – при включенном зажигании, если двигатель не заработал, начинается разрядка аккумулятора через обмотку ротора по цепи возбуждения и, через несколько часов, аккумулятор полностью разрядится. Так происходило с генераторами прежних выпусков с обычными диодными мостами без доп. диодов. (58.3701, Г221 и т. д.)

В этом генераторе ток возбуждения получают прямо с обмотки генератора. Для этого, предусмотрен дополнительный выпрямитель из трех маленьких диодов.

После первоначального возбуждения от аккумулятора, ток обмотки возбуждения идет уже от дополнительного выпрямителя. Этот ток идет внутри генератора и не использует внешние цепи и замок зажигания, схема получается более надежной и случайная разрядка аккумулятора через обмотку возбуждения исключатся.

При запуске, пока ток возбуждения идет через лампочку, намагничивание ротора слабое и генератор почти не сопротивляется вращению, это облегчает работу стартеру и аккумулятору

Лампочка – удобный индикатор, который позволяет следить за работой генератора.

При включении зажигания лампочка загорается, через нее идет ток возбуждения, для первоначального возбуждения генератора. Лампочка ограничивает этот ток величиной своего сопротивления до 100 мА. Такого тока достаточно для первого толчка возбуждения, далее генератор сам начинает подпитывать обмотку возбуждения через дополнительный выпрямитель.

Цепь через лампочку остается замкнутой после начала работы генератора, но, если двигатель не работает, а зажигание осталось включено, разрядка аккумулятора по этой цепи незаметна, потому что ток специально ограничен лампочкой (лампочка горит - это просьба выключить зажигание)

Лампочка, когда генератор заработал, получает от плюс со стороны дополнительных диодов, а с другой стороны продолжает действовать плюс с выхода генератора, получается, что на лампочку действует один и тот же плюс с двух сторон, в этом случае напряжение равно нулю и лампочка гаснет.

Таким образом, если после запуска двигателя лампочка погасла, значит все нормально, и генератор заработал.

Если двигатель заработал, а лампочка не погасла, значит, генератор не заработал

Если лампочка загорелась на ходу, то значит, генератор перестал работать (проверьте натяжение ремня)

Если лапочка помаргивает, это значит, что пора заменить щетки или регулятор напряжения целиком

Если лампочка слабо подсвечивается – генератор неисправен

Если лампочки светятся слишком ярко, помаргивают, а аккумулятор становится мокрым, значит напряжение слишком высокое, надо срочно заменить регулятор напряжения.

Если лампочка гаснет только на высоких оборотах, то генератор неисправен

Если генератор громко шумит, надо менять подшипники. Если генератор очень старый, то лучше поменять целиком генератор.

При любой неисправности надо ехать туда, где сделают ремонт генератора, иначе через два часа можно безнадежно встать



диагностика диодного моста генератора – тестер переводят в режим звука, а именно при замыкании выходов щупов можно услышать характерный звук. Проверить нужно каждый диод в разных направлениях, но звук должен быть слышен, только в одном (звук доносится в обоих направлениях – диод пробит, соответственно подлежит замене, причем лучше всего менять весь диодный мост);

Ремонт генератора ВАЗ 2109 можно произвести как на СТО, так и самостоятельно. В двух словах, весь процесс состоит из нескольких этапов: демонтаж генератора, разборка генератора, дефектовка и замена деталей, сборка генераторного узла, установка и подключение генераторного устройства.

Инструменты, необходимые для проведения ремонтных работ: тиски, набор гаечных ключей, комплект отверток, съемный инструмент для подшипниковых устройств.

Чтобы разобрать генератор, потребуется:

  • отключить аккумулятор, сняв с него клеммы и обесточив бортовую сеть;
  • демонтировать колпачок с вывода и выкрутить соответствующую гайку;
  • сняв проводку со шпильки, отключить колодку с проводкой, идущую к разъему узла;
  • ослабив затяжку фиксации узла к регулировочной планке, поднять узел вверх до момента упора к головке блока цилиндров;
  • освободить шкив генератора от ремня;
  • выкрутив винт фиксации планки к блоку цилиндров, под машиной выкрутить винты кронштейна на ДВС;
  • проводим демонтаж генератора, достав его из моторного отсека;
  • разбираем генератор и меняем вышедшие из строя элементы;
  • сборку и установку следует производить в обратном порядке.

Неисправности ремонт и замена генератора Ваз 2108 пошаговая инструкция

Устройство ВАЗ 2108, как и любого другого транспортного средства, предполагает запитку электрических цепей от аккумуляторной батареи. Чтобы аккумулятор постоянно находился в исправном состоянии и не подвел вас в самый неподходящий момент, в паре с ним всегда подключается генератор.

Аккумулятор особенно важен в момент зажигания двигателя, в процессе же езды, когда машина развивает достаточные обороты, питание всей электрической схемы осуществляется от генератора.

Когда становится вопрос о подключении дополнительных мощных электроприборов к автомобилю — очень важно согласовать их нагрузку с допустимой мощностью генератора. Для этого важно знать его технические характеристики. А если внезапно загорается индикация отсутствия заряда АКБ — без понимания того, как устроена электрическая схема зарядки, регулятора напряжения и зажигания лучше под капот даже и не заглядывать.

Прочитав сегодняшнюю статью до конца вы узнаете о схеме подключения и размерах генератора Ваз 2108, основные причины выхода из строя и как проверить напряжение в цепи. Если с генератором случилась беда, то не расстраивайтесь, мы наглядно покажем вам процесс его снятие и установки.

Генератор ваз 2110

Генераторная установка является достаточно надежным устройством, хорошо переносящую как повышенную вибрацию силового агрегата, так и большие перепады подкапотных температур, а так же имеющей высокую стойкость к воздействиям влажной среды и грязи.Параметры выходного тока генератора должны быть стабильны на всех режимах работы двигателя, при любых его нагрузках и частотах вращения. Главными требованиями, стоящими перед генератором, являются:

  • Параметры генерируемого электрического тока должны быть таковы, что бы при любых режимах работы двигателя и нагрузки на бортовую сеть автомобиля не только не происходил интенсивный разряд аккумуляторной батареи, но и происходила ее подзарядка;
  • При любой частоте вращения двигателя и изменении нагрузки во всем диапазоне его работы напряжение в электрической цепи автомобиля должно быть стабильным и соответствовать заявленной величине.

Внимание! Данные требования обусловлены тем, что аккумулятор автомобиля очень чувствителен к перепадам напряжения бортовой сети. Недостаточность его вызывает недозорядку аккумуляторной батареи, что чревато последующим затрудненным пуском двигателя. Переизбыток же приводит к перезарядке, что в свою очередь чревато ускоренным выходом из строя аккумулятора.

Схема генератора Ваз 2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе.

Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.


  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.


Технические характеристики генератора Ваз 2108

На автомобили Ваз 2108 устанавливаются следующие модели генераторов:

Технические характеристики первого:

  • Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин-1 и напряжении 13 В) – 55 А — Величина напряжения – 13.6 – 14.6 В
  • Направление вращения ротора – правое — Максимальная частота вращения ротора – 13000 об/мин-1
  • Передаточное отношение двигатель/генератор 1/2.04

Технические характеристики второго:

  • Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин-1 и напряжении 13 В) – 80 А — Величина напряжения – 13.2 – 14.7 В
  • Направление вращения ротора — правое

Нормально работающий, исправный, генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций выдает напряжение в диапазоне 13.6 В – 14.6 В. Визуально это можно отследить по вольтметру на щитке приборов, а лучше измерить напряжение вольтметром (мультиметром, автотестером

Причины выхода из строя генератора Ваз 2108

Основными причинами выхода из строя генератора Ваз 2108 специалисты считают:

  • поломка регулятора напряжения;
  • повреждение диодного моста (он же выпрямитель);
  • изнашивание токосъемных щеток;
  • дефекты проводов зарядной цепи;
  • повреждение либо эксплуатационный износ шкива;
  • износ токосъемных колец или коллектора;
  • замыкание отдельных витков на обмотке статора;
  • выход из строя подшипника.

Каждый уважающий себя автолюбитель должен понимать, какие причины неисправностей генератора встречаются наиболее часто, и как с ними можно бороться. Необходимо также не забывать о том, что избежать серьезных проблем помогает своевременная профилактика. Ближе к концу статьи мы рассмотрим и некоторые советы, которые помогут вам узнать, как проверить генератор самостоятельно. Но давайте сначала узнаем о внутреннем устройстве узла.

Регулятор напряжения

диодный мост генератора ваз 2109

Это, пожалуй, самый важный элемент в системе генератора на девятках. С его помощью производится стабилизация напряжения питания обмотки ротора. Все дело в том, что величина напряжения на выходе напрямую зависит от того, сколько будет подано на обмотку возбуждения. Если избавиться от регулятора, то напряжение будет колебаться в широком диапазоне – от 10 и до 30 Вольт, в зависимости от оборотов двигателя. Помните ведь, чем больше скорость магнитного поля, либо его напряженность, тем выше напряжение на выходе генератора.

На автомобилях девятой серии регулятор напряжения выполнен в едином блоке с щеточным узлом. Это вполне разумно, так как получается все компактно. Именно с его помощью производится питание роторной обмотки. Стоит отметить, что цепь питания обмотки возбуждения содержит еще и лампу накаливания, которая устанавливается в приборной панели. Она сигнализирует о неполадках генератора – например, о том, что напряжение на выходе недостаточное, либо произошел выход из строя регулятора напряжения, щеточного узла.

Как проверить напряжение генератора Ваз 2108

Для того чтобы проверить работоспособность генератора Ваз 2108 , нужно выполнить следующие действия:

Взаимозаменяемость генератора Ваз 2108 и Ваз 2106

Мысль подмены генератора на классике древняя, как история самого авто, потому, что все кто ставит на собственную машинку наворотов больше, чем слабую китайскую магнитолу, родного 42А-го Г-221 всем, уже никак не хватает.

Правда даже тех, кто пренебрегает заморочками с установкой более мощного генератора, раздражает слабый свет ближнего света на ХХ и плохой заряд аккумулятора. Как-то раз знакомый, подогнал мне на шару, 55А-ный генератор и возникла идея о том, чтобы рассказать Вам, как его установить в нашу классику.

  • Они более дешевы.
  • Они более распространены.
  • Их легче сменить- вам не нужно находить либо изготавливать всякие специальные крепления и глобально менять электрику.

Как снять генератор на Ваз 2108 самостоятельно пошаговая инструкция

Для того, чтобы снять генератор Ваз 2108 своими руками необходимо выполнить следующий порядок действий:

    Чтобы беспрепятственно произвести снятие генератора ВАЗ 2108 необходимо снять защиту двигателя.

Замена и ремонт генератора на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108

Расположение источника питания: моторный отсек, справа по направлению движения транспортного средства.

Необходимые материалы, инструменты:

Пошаговая инструкция по замене:


После демонтажа ИП мастер проводит его очистку, первичный осмотр, определяет вероятные поломки. Комплектующие заменяют новыми, зачищают клеммы на роторе.


Деталь не подлежит установке, если в корпусе обнаружены трещины. Последующая эксплуатация технического средства небезопасна.

Целостность обмотки ротора проверяем мультиметром. Профилактике также подлежит диодный мост. Не забывайте проверить целостность предохранителя, замените новым по мере необходимости, соблюдайте ампераж.

При условии соблюдения рекомендаций специалистов последующая профилактика источника питания через 30 – 40 тыс. км.


Чтобы продлить срок эксплуатации электрического оборудования соблюдайте график проведения технических осмотров. Приобретайте детали с оригинальными каталожными артикулами, полный перечень серийных номеров указан в табличных данных.

Обращайтесь за помощью к специалистам СТО при возникновении сложностей с ремонтом, обслуживанием электрических установок.

Как установить и подключить генератор Ваз 2108 – пошаговая инструкция

Монтаж нового генератора производится в обратной последовательности. Внимательно посмотрите на состояние нижнего болта. Если на нем имеются повреждения резьбы, то лучше замените его.

Вам же окажется проще впоследствии проводить ремонт генератора. Особое внимание при установке уделяйте натяжению ремня. Если он окажется недостаточно натянутым, то ваш аккумулятор будет плохо заряжаться. А если же сильно натянуть ремень, то произойдет разрушение подшипника в передней крышке. В итоге вы получите неприятный свист при работе двигателя. И причина тому – появление люфтов в подшипнике.

Установка генератора на ВАЗ 2108 должна производиться так, чтобы не возникло даже малейших перекосов.

Подшипники генератора

генератор ваз 2109 инжектор

Как говорилось в самом начале, на автомобиле ВАЗ-2109 генератор состоит из двух крышек. В каждой установлены подшипники. Они необходимы для того, чтобы провести центровку ротора. Также они обеспечивают более легкое его вращение. Следовательно, во много раз снижается трение, ресурс генератора увеличивается. Ремонту эти подшипники не подлежат, в случае выхода из строя необходима замена.

Для этого требуется снимать обе крышки: при помощи подходящей насадки (или старым подшипником) выбиваете его из посадочного места. Новый запрессовываете и собираете генератор. Корпус подшипника закрытый, в нем имеется смазка. Дополнительно не нужно наносить литол или другую смазку на него. Чаще всего выходит из строя тот подшипник, который установлен в передней крышке. Причина – он подвержен высоким нагрузкам, ведь с его стороны находится ремень привода.

Читайте также: