Схема подушек безопасности калина

Обновлено: 02.07.2024

Дело в том, что каждый автомобиль, в котором установлена система активной безопасности, имеет специальный блок. Именно он отвечает за работу всей системы. При аварии срабатывает датчик удара, вследствие чего: отстреливаются подушки безопасности, срабатывают пиропатроны преднатяжителей ремней. В это же время в этот управляющий блок записывается вся информация о срабатывании системы безопасности, прописана она как crash data.

В результате при каждом включении зажигания на панели будет гореть лампочка неисправности. Простая замена подушки нечего не исправит, лампочка будет раздражать вас своим светом. Но главное в том, что в следующий раз подушка не сработает.

И вот тут-то предстоит самая сложная и довольно-таки большая работа. На первый взгляд тут всего два этапа:

Вся фишка заключается в том, что производитель не хочет просто так выставлять все данные на показ. Делается это для того, чтобы повысить продажи новых блоков управления для подушек безопасности. Помимо этого случается, что изготовитель делает привязку к той или иной модели, либо вообще к VIN — номеру. В общем, всеми правдами и неправдами пытается помешать обнулить блок.

С другой стороны можно понять производителя, мол, нечего лазить там, где не следует. Ведь система отвечает за безопасность всех пассажиров и водителя. Но цена на некоторые блоки достигает порядка 1500 долларов! А это уже не маленькие деньги.

Попали в ДТП и отделались царапинами на авто? Вам поможет полировка кузова автомобиля своими руками! Также, рекомендуем к прочтению наш рейтинг про самые угоняемые автомобили.

Некоторые автовладельцы, дабы не попасть в такую ситуацию, копируют дамп системы безопасности своего авто, сразу как приобрели. Информацию можно записать на флэш-карту или диск, подойдет любой носитель. При ДТП информация легко восстанавливается в блок управления.

Вернее легко, если вы разбираетесь во всем этом, если же нет, то не стоит рисковать. Неправильно установленная информация может вызвать немедленное срабатывание подушек безопасности SRS.

Для записи дампа нового автомобиля, вам необходимо будет приобрести программатор и необходимую микросхему. Затем заменить старую схему на вновь купленную или прошить старую (зависит от производителя). Для специалиста все просто, но если для вас — это темный лес, то придется искать умельцев.

Заглянув в интернет, вы с легкостью найдете массы объявлений о предоставлении такого вида услуг. Но кому-то далеко, кому-то дорого ( цены на перепрошивку блока от 3000 до 7000 рублей). В основном просят снять и привезти блок со всеми мозгами к ним, а это не всегда удобно. А кто-то уверен в себе больше (а может просто денег жалко), чем в вышеупомянутых специалистов.

Мы же вам советуем не пробовать свои силы в неведомом вам деле, а довериться специалистам.

Покупаете новое авто или решили избавиться от старого? Инструкция по оформлению машины в гаи поможет избежать лишних потерь времени.


В предыдущей записи рассказывал о том,0 что потек отопитель. Интернет предлагает пару способов замены радиатора без снятия панели. Один способ заключается в пилении корпуса отопителя, а второй в укорачивании патрубков радиатора печки. Но так не интересно, к тому же давно хотелось заняться шумкой, ибо там ужас, там брякает все. Поэтому решено снять панель. Много нелестных слов будет в адрес тех четырех людей, что поставили свои подписи под чертежами панели калины =) Но это всё в будущем, а пока наблюдения о подушке безопасности пассажира, из-за которой тратится часть нервов. Точнее, на мой взгляд, из-за конструктивного косяка в её состыковке с панелью.

Открутив пять гаечек тремя разными инструментами


И сняв четвертым инструментом разъем, вынимаем подушку пятым инструментом


И лицезреем от такую картину


И тут начинаются вопросы, на которые врятли можно получить ответы. И самый главный: нахрена?! Вот нахрена там нужна эта окантовка, из-за которой весь сыр бор? Из-за унификации? Но блин, по каталогу на калину идет аш 22 (ДВАДЦАТЬ ДВЕ) различных панели в сборе. А пластмаска одна. Нахрена тогда двадцать две панели? Каркасов панели (железная трубка с кронштейнами) три нахрена? А пластмаска блин одна. Нахрена крышка подушки защелкивается на эту окантовку, когда она защелкнута на корпус подушки и зафиксированна скобами и сорвать её оттуда может разве что неведомая хреновина? Чтобы сидела ровно, ибо криворучки не могут правильно отлить пластмассу, чтобы ее не повело? Короче, одно нахрена =(

Вот если бы её не было, этой окантовки, то и нафик не надо было бы снимать эту подушку. Можно было бы потом скрутить, если бы потребовалось. Короче, как сниму облицовку панели ещё раз всё внимательно ощупаю, и, наверное, срежу к чертям эту окантовку, дабы избавить себя в будущем от лишней работы.


Подушка безопасности водителя (модуль газогенераторный в сборе) демонтируется в случае снятия руля, либо для замены контактного кольца подушки безопасности или звукового сигнала. Если данный процесс выполняется впервые, то рекомендуется пригласить помощника. На Лада Гранта, Лада Приора и Лада Калина 2 подушка безопасности водителя имеет разную форму, но процесс снятия не отличается.

Снятие подушки безопасности

Чтобы исключить срабатывание подушки безопасности необходимо снять клеммы с аккумулятора, а затем подождать полного разряда конденсатора активатора (не менее 1 минуты). В процессе работ не допускайте падение модуля подушки безопасности, попадания на него жидкостей или нагрева выше 95 ‘С.

  1. Вставить два стержня (гвозди или отвертки диаметром 5 мм.) в специальные отверстия по бокам руля, а затем одновременно сжать ими пружинные фиксаторы подушки безопасности (для наглядности на фото два стержня показаны уже без подушки безопасности водителя). Когда модуль подушки приподнимется, помощник должен потянуть ее руками к себе.
  2. Отсоединить два провода звукового сигнала и желтую колодку с проводами по центру, поддевая плоской отверткой.
  3. На фото показан руль и подушка безопасности Лада Гранта.




Разборка модуля подушки безопасности запрещается!

Процесс снятия подушки безопасности также показан на видео:

Установка подушки безопасности

Установка производится в обратной последовательности. В процессе работ находитесь вне зоны разворачивания подушки. При первом включении зажигания находитесь вне салона автомобиля и включайте зажигания, протянув руку под рулевой колонкой.

Снятие и установка блока СНПБ

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы. Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Снимаем передний воздуховод обогрева салона – Как снять облицовки туннеля пола Лада Гранта

Блок управления подушками безопасности Лада Гранта

Отсоединяем колодку 1, рисунок 1, от блока 2 управления системой надувных подушек.

Головкой на 10 откручиваем гайки 3 и снимаем блок 2.

Установка блока СНПБ

Устанавливаем блок в обратном порядке.

При установке блока стрелка на крышке блока должна быть направлена по ходу движения автомобиля.

Момент затяжки гаек крепления блока – 7 – 8 Нм (0,7 – 0,8 кгс.м).

Блок управления СНПБ продается в заблокированном состоянии. После установки блока нужно его разблокировать.

Активация электронного блока управления

Подключаем диагностический тестер к колодке диагностики автомобиля

После установки связи с автомобилем включаем зажигание.

При включении зажигания в течение 5 секунд выполняется самодиагностика ЭБУ, причем сигнализатор системы надувных подушек в комбинации приборов включается на 3 секунды и выключается на 2 секунды.

Далее сигнализатор СНПБ будет мигать с частотой 1 Гц, если нет активной неисправности или постоянно гореть, если имеется активная неисправность.

Для разблокировки ЭБУ необходимо вписать в него VIN номер автомобиля и затем активировать с помощью соответствующих функций в меню диагностического тестера.

После активации СНПБ сигнализатор в комбинации приборов будет выключен при отсутствии активных неисправностей (не считая 3 секунд в режиме самодиагностики).

Схема электрических соединений одноканальной СНПБ автомобиля LADA 2190

Схема электрических соединений одноканальной системы надувных подушек автомобиля LADA 2190 показана на рисунке 2

Назначение выводов блока управления одноканальной СНПБ в таблице 1

Таблица 1

Контакт - Адрес цепи

2 - Выход – НПБ водителя, контакт "+"

6 - К клемме "31" – Общий провод

7 - К клемме "31" – Общий провод

30 - К клемме 15/1 Напряжение питания

Схема электрических соединений четырехканальной системы надувных подушек приведена на рисунке 3

Схема электрических соединений четырехканальной СНПБ автомобиля LADA 2190

Назначение выводов блока управления четырехканальной системой надувных подушек приведена в таблице 2

Таблица 2

Контакт - Адрес цепи

1 - Выход – Фронтальная НПБ водителя, контакт "-"

2 - Выход – Фронтальная НПБ водителя, контакт "+"

3 - Выход – Фронтальная НПБ пассажира, контакт "+"

4 - Выход – Фронтальная НПБ пассажира, контакт "-"

6 - К клемме "31" – Общий провод

7 - К клемме "31" – Общий провод

16 - Выход – РБ с УПН водителя "-"

17 - Выход – РБ с УПН водителя "+"

18 - Выход – РБ с УПН пассажира "+"

19 - Выход – РБ с УПН пассажира "-"

25 - Выход – Сигнал ENS

30 - К клемме 15/1 Напряжение питания

Коды неисправностей, отображаемые диагностическим прибором в режиме неисправностей приведены в таблице 3

Таблица 3

Код - Характер неисправности - Способ устранения неисправности

В1 0120

В1 0130

В1 0140

Внутренняя неисправность блока управления СНПБ - Заменить блок управления СНПБ

В1 0180

Отсутствие номера VIN - Записать VIN номер автомобиля

В1 0970

Напряжение питания на контакте 30 блока управления СНПБ выше 16 В - Проверить напряжение аккумуляторной батареи

В1 0980

Напряжение питания на контакте 30 блока управления СНПБ ниже 9 В - Проверить напряжение аккумуляторной батареи

U0 073 88

Отключена шина HS CAN - Проверить соединение HS CAN

U1 140 87

Потеря связи с комбинацией приборов - Проверить соединение с комбинацией приборов

В1 017 00

Короткое замыкание между цепями запалов - Проверить все подушки безопасности, устройства предварительного натяжения ремней безопасности, жгуты проводов

В1 021 00

Высокое сопротивление в цепи запала ПБ водителя - Проверить ПБ водителя, жгуты проводов и соединения

В1 022 00

Низкое сопротивление в цепи запала ПБ водителя - Проверить ПБ водителя, жгуты проводов и соединения

В1 023 00

Короткое замыкание на "массу" в цепи запала ПБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ водителя

В1 024 00

Короткое замыкание на "+12 В" в цепи запала ПБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ водителя

В1 029 00

Высокое сопротивление в цепи запала УПН РБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ водителя

В1 02А 00

Низкое сопротивление в цепи запала УПН РБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ водителя

В1 02В 00

Короткое замыкание на "массу" в цепи запала УПН РБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ водителя

В1 02С 00

Короткое замыкание на "+12 В" в цепи запала УПН РБ водителя - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ водителя

В1 031 00

Высокое сопротивление в цепи запала ПБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ пассажира

В1 032 00

Низкое сопротивление в цепи запала ПБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ пассажира

В1 033 00

Короткое замыкание на "массу" в цепи запала ПБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ пассажира

В1 034 00

Короткое замыкание на "+12 В" в цепи запала ПБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала ПБ пассажира

В1 039 00

Высокое сопротивление в цепи запала УПН РБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ пассажира

В1 03А 00

Низкое сопротивление в цепи запала УПН РБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ пассажира

В1 03В 00

Короткое замыкание на "массу" в цепи запала УПН РБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ пассажира

В1 03С 00

Короткое замыкание на "+12 В" в цепи запала УПН РБ пассажира - Проверить жгуты проводов и соединения в цепи запала УПН РБ пассажира

При обнаружении неисправности типа "Высокое сопротивление в цепи …" проверить:

- надежность присоединения колодки жгута проводов к БУСНПБ;

- надежность присоединения колодки к соответствующему компоненту СНПБ;

- соответствующую электрическую цепь к БУСНПБ на обрыв (перед проверкой цепи обязательно отсоединить колодки от БУСНПБ и от соответствующего компонента СНПБ).

При обнаружении неисправности типа "Низкое сопротивление в цепи …" проверить:

- полноту и надежность фиксации колодки в разъеме соответствующего компонента СНПБ (причиной возникновения данной неисправности может быть не установленный фиксатор в Г-образной колодке к МНПБ, устройства вращающегося);

- соответствующую электрическую цепь к БУСНПБ на замыкание между контактами (перед проверкой цепи обязательно отсоединить колодки от БУСНПБ и соответствующего компонента СНПБ).

При обнаружении неисправности "Внутренняя неисправность блока управления СНПБ" заменить БУСНПБ.

Перечень параметров, отображаемых диагностическим прибором в режиме "Параметры. Текущее состояние СНПБ", приведен в таблице 4.

Таблица 4

Параметр – Наименование - Значение (Ом)

Спр ПБ вод - Сопротивление цепи подушки безопасности водителя 2,80-3,20

Спр ПБ пасс - Сопротивление цепи подушки безопасности пассажира 2,40-2,80

Спр УПНРБ - Сопротивление цепи устройства предварительного натяжения ремня безопасности 2,40-2,80

Сопротивление цепи подушки безопасности водителя включает сопротивление запала-воспламенителя, сопротивление проводов к МНПБВ и сопротивление катушки соединителя с устройством вращающимся (приблизительно 1 Ом).

Если блок управления находится в заблокированном состоянии, о чем свидетельствует мигание сигнализатора после включения зажигания, его необходимо разблокировать с помощью диагностического прибора


Так на калине и Гранте отродясь не было 4-х ПБ. Только на рестайлинговой Приоре и Датсуне.


2016 год. Было 4 подушки безопасности и на Гранте и на Калине 2 в сидениях без лифта. Был выбор: либо сидение с лифтом, либо с подушкой. На Датсунах сейчас можно и то и другое одновременно взять. Вот на картинке боковая подушка безопасности на Калине 2



Не слышал про такое что ставили.


Ставили, только мало. Поэтому и не слышали.
Ещё пример, на Калину 2 и Гранту 1 поколения ставили Эру ГЛОНАСС. Всего было выпущено 82 автомобиля. Из них 19 хетчбеков, 62 универсала и 3 Гранты лифтбек. В масштабах конвейера, когда автомобили выпускаются десятками тысяч, это почти ничего.


turbomotor412

2016 год. Было 4 подушки безопасности и на Гранте и на Калине 2 в сидениях без лифта. Был выбор: либо сидение с лифтом, либо с подушкой. На Датсунах сейчас можно и то и другое одновременно взять. Вот на картинке боковая подушка безопасности на Калине 2


а сиденье как и у обычной лк2? разница только в наличии подушки?


Да, обычное. Есть Datsun Mido Dream 2 с лифтом и подушкой. Сидухи очень классные, удобные. На Гранте FL тоже с лифтом (без подушки), но не удобно, другая формовка


эх, лада, лада… пересел с лк1 на лгс, сделали удобную спинку, но поджопник задрали до небес (хотя каркас тот же), в итоге с ростом 192 чувствую себя как в оке, хотя на калине наоборот ездил вполне комфортно в ее креслах, у датсуна как раз таки нужная часть выглядит более правильной по фото, вот не могут сразу сделать нормальное кресло одно…


Я сидел в креслах Датсуна. Даже удобнее, чем в Весте. Хотел себе салон махнуть целиком. Но во-первых нет каталогов на Датсун свежих. Ну нет. Такая путаница — просто трындец. Ну и стоит он 80 к+

Самое обидное — делают же на тех же мощностях… Даже каталожные номера часто с вазовских цифр начинают. А цены да, негуманные, у них с этим совсем беда. У лгс та же история местами, вроде Лада, а выхлоп по каталожному номеру 32 тысячи стоит


Каталожные номера у них не Вазовские. 283B05PA0C (к примеру). Более того, такие номера дублируют Вазовские. Я уже привык к диблирующим номерам реношной спецификации (типа 845010…). Запчасти Датсуна есть под Вазовскими номерами 2195, 2197 (для примера 21951 — 3724030-52) Но их не купить. Ни один магазин, а также поисковик их не знает, хотя они есть! Также на Датсунах прямо на самих деталях есть номера реношной спецификации, и они не бьются в отличае от таких же номеров для Ваза (8450100697 этот номер не найдёте нигде). В итоге Датсуновские номера, по которым можно заказывать приписывают запчасти, только посредством наклеивания стикера на упаковку. Все остальные номера являются внутренними

М ы уже рассказывали о том, что кондиционер в заводском исполнении бывал предусмотрен даже. на ВАЗ-2108! Действительно, на некоторые экспортные модификации "восьмерок" в Тольятти устанавливали комплекты производства японской фирмы SANDEN. Однако они долгое время оставались "вещью в себе", практически не известной отечественному потребителю, да и за рубежом Самара с кондиционером была скорее экзотикой.

Подушка безопасности на Ладах впервые появилась тоже на "зубиле" — но не на трёхдверной модели, а на пятидверной Lada Baltic, которую в середине девяностых производили для европейского рынка в Финляндии — на заводе Valmet в городе Уусикаупунки. "Балтика" оснащалась рулём с "эйрбегом" производства Volkswagen AG — такие же "баранки", но с другим логотипом встречались на VW Golf MKIII, VW Passat B4 и Skoda Felicia. Кроме того, в качестве опции на Lada Baltic также предлагался кондиционер, но большая часть машин им всё же не оснащалась.

trw-airbag

Lada Baltic оснащалась модулем airbag производства TRW

ВАЗ-2110: свой тернистый путь

Тем не менее, эти приятные "допы" всё же не являлись внутривазовскими разработками, хотя усилителем рулевого управления и системой микроклимата в Тольятти серьезно начали заниматься еще в восьмидесятые годы.

Во время работ над "десяткой" ВАЗ заключил лицензионное соглашение с фирмой ZF, которое предполагало создание двух типов рулевого механизма — обычного реечного с переменным передаточным числом и варианта с гидроусилителем.

Увы, внедрить ГУР одновременно с обычной "рейкой" помешало отсутствие финансирования и "усечённая лицензия", которая была заключена лишь на сам механизм, в то время как насос, бачок и остальную "обвязку" нужно было закупать за рубежом.

lada_110 красная

LADA 2110 схема ГУРа

Именно поэтому с автомобилями десятого семейства "гидравликой" поделилась уже Chevrolet Niva — а точнее, созданное совместно с ZF тольяттинское предприятие "Рулевые системы" помимо механизма для "шнивы" освоило выпуск и "десяточных" ГУРов, которые поставлялись на конвейер ВАЗа.

LADA 110 салон

В рамках работ по "десятке" были проведены испытания АБС, но внедрить их, как и остальные "навороты", в полном объеме удалось уже лишь на следующих моделях – Калине и Приоре.

lada_110 сбоку

Калина: ЭМУР на конвейере!

lada_kalina_universal

lada_kalina_universal

В 2008 году произошло знаменательное событие: Lada Kalina в качестве серийного оборудования получила климатическую установку японской фирмы Panasonic! Кроме того, наряду с Приорой Калину начали оснащать подушками безопасности и ABS. Таким образом, по комплектации автомобили Волжского автозавода не просто догнали "старозаветные" бюджетные иномарки вроде Нексии, но и перегнали их! Ведь гидроусилитель и заветная кнопочка "A/C", являвшаяся предметом длительной зависти вазоводов — это хорошо, но ни АБС, ни подушек безопасности даже в топовых версиях узбекских Daewoo Nexia не было.

Изначально система вентиляции и отопления ВАЗ-1118 имела только систему рециркуляции


Со временем Калина первого поколения получила две фронтальные подушки безопасности

При модернизации "десятки" до Приоры наличие заводского кондиционера уже даже не обсуждалось — по крайней мере, в качестве опции для дорогих комплектаций. При этом еще во время работ над ВАЗ-2110 конструкторы столкнулись с проблемой — штатного радиатора системы охлаждения не хватало, а еще непосредственно перед ним находился теплообменник кондиционера, который также ухудшал обдув основного радиатора. Именно поэтому дизайн передней оптики на Приоре изменили, отказавшись от вытянутых по горизонтали светоблоков в пользу "каплевидных" фар, расположенных по краям передка.

схема кондиционера

Во времена вывода Приоры на рынок в Тольятти хорошо понимали, что для конкуренции с иномарками версия с кондиционером просто необходима

lada_priora купе спидометр

усилитель рулевого управления

На Приоре покупатель мог выбирать даже тип усилителя рулевого управления! Правда, лишь в том случае, если ему не важен был кондиционер

Впервые на автомобилях ВАЗ подушка безопасности водителя даже в базовой комплектации появилась на Приоре.

Две подушки Приоры – это норма в современном автомобильном мире

В октябре 2007-го произошло еще одно важное историческое событие: спустя много лет после начала работ над АБС в качестве серийного оборудования автомобилей Калина и Приора наконец-то внедрили антиблокировочную систему ABS 8.1 фирмы Bosch.

Нивоподобные: с наворотами, но почти без подушек

Усилителем рулевого управления ZF оснащался и малоизвестный семиместный полноприводный минивэн ВАЗ-2120 Надежда, который в небольших количествах выпускали в ОПП с 1998 по 2005 годы.

vaz_lada_nadezhda

Мелкосерийная Надежда в числе первых автомобилей ВАЗ комплектовалась ГУРом

Кондиционер и ABS на автомобиле, который выпускается с конца семидесятых годов? Такое возможно не только на Mercedes Gelandewagen!

И, наконец, в 2014-м Lada 4x4 в качестве заводской опции даже получила кондиционер! А вот с подушками в массовом тираже, увы, не срослось – уж слишком несовместим кузов 40-летней давности с современными средствами пассивной безопасности. Хотя в 1998 году АвтоВАЗ объявил о том, что на отдельные партии ВАЗ-21213 будет устанавливаться руль с подушкой безопасности, на что указывала загадочная надпись SRS-40 на накладке. Описание "надувной подушки безопасности" даже появилось на страницах руководства по эксплуатации, а вот вживую это эксклюзивное изделие на серийных автомобилях, выпущенных для внутреннего рынка после 1999 года, практически не встречалось. По имеющимся сведениям, "эйрбеги" фирмы Breed с инерционным механическим датчиком удара и оригинальным кронштейном рулевой колонки ставили на крайне небольшое количество Нив примерно до 2002 года.

Закрыть



Пользователь


Элита


Ветеран


Пользователь

Лысик, Ну так то я в слив трубку засовывал что бы пенить, мозги в ногах пассажира и они сухие.

unsfalcon, возможно.. недавно у ОД снимали водительскую подушку. я сначала попытаюсь кабелем диагностировать потом пойду к ОД.


Элита


Элита

Лысик, Ну так то я в слив трубку засовывал что бы пенить, мозги в ногах пассажира и они сухие.


Пользователь


Элита

Лысик, а по электрической схеме мозги подушек относятся к жгуту задней части авто. Может я что то путаю?


Пользователь


Ветеран

Ну тогда мне искать новый блок по подушкам придется.


Элита


Элита

Парень,беременных мужик загорается,когда нет связи .


Опытный пользователь

Так отключить акб,10 минут покурить и снимать,тогда не стрельнет.Только не ронять)


Элита

с пасс.ПБ повозился-пока не открутил ее
не понятно было как там разъем отсоединять

А снятые бардачок никак не помогает? У меня её нет,мне проще)

я его фоткал, этот блок, когда шумку пола делал, но раньше понедельника не доберусь до того компа, а с собой нет..

535.jpg
534.jpg
533.jpg


Пользователь


Пользователь


Элита


Пользователь


Элита

Он уж вроде в трубке дополнительной..

p60912-172907-1024x758.jpg

Чтобы принять участие в обсуждении вам необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2022 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.
44,771,588 уникальных посетителей

Читайте также: