Схема заднего моста газель

Обновлено: 08.07.2024

В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.

Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). В процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущей ремонт (ТР), который осуществляет путем замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в техническом исправном состоянии.

При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).

Целью данного проекта является разработка технологического процесса сборки заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 с применением наиболее прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства, что обеспечит повышение качества и снижение затрат на КР, улучшит условия труда АРП.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Назначение заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Задний мост – это механизм, служащий для передачи усилий на колеса и последующего их движения. Путь передачи крутящего момента начинается с двигателя. Затем мощность переходит на коробку передач, после на карданный вал, главную передачу, дифференциал и полуоси. Только после этого тяговые усилия приводят в действие колеса.

Сам механизм состоит из следующих деталей:

- Пустотелой балки, включающей в себя 2 штампованных кожуха, соединенных между собой.

- Картера редуктора и самого редуктора моста.

Все эти устройства тесно связаны между собой. Так, концы штампованных кожухов привариваются к фланцам, которые, в свою очередь, имеют отверстия для сальников и подшипников. Благодаря наличию этих деталей снижается риск утечки масла из оси.

Наружный конец полуоси устанавливается тормозной барабан. Задний мост, имеет в своей конструкции балку. На ее внутренней стороне привариваются направляющие полуосей, а на наружной - штампованная крышка. В крышке есть специальное маслоналивное отверстие, которое закрывается конусной пробкой. Средняя часть балки расходится и имеет небольшой проем, в котором крепится картер редуктора. Снизу детали есть маслосливное отверстие. В него вкручивается магнитная пробка, которая предотвращает внезапную утечку жидкости во время движения автомобиля.

Составные части и принцип работы, и материал заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Особенности конструкции картера заднего моста представлены на рисунке 1.

На автомобиле размещен жесткий задний мост в виде балки, состоящей из картера основной передачи и запрессованных в нее кожухов полуосей. Основная передача с дифференциалом представляют редуктор, который устанавливается в отверстие картера и крепится болтами.

Основой заднего моста является его картер, состоящий из двух половин — верхней и нижней, штампованных из листовой стали толщиной 3,4 мм и сваренных между собой двумя продольными швами.

Некоторые автомобили комплектуется неразъемным редуктором, части которого непосредственно размещены внутри картера моста.

Основная передача - гипоидная, ось ведущей шестерни смещена вниз сравнительно оси ведомой на 42 мм. Передаточное число основной передачи - 5,125 (на автомобилях с двигателями ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406), или 4,556 (с двигателями УМЗ-4215).

Ведущая шестерня изготовлена вместе с валом и помещена на 2-х конических роликовых подшипниках.

Преднатяжение подшипников автомобиля ГАЗ-3221 производится распорным кольцом, размещенным на вал между ними.

Размещение ведущей шестерни сравнительно ведомой задано корректировочным кольцом, помещенным между ее внутренним подшипником и шестерней.




Ведомая шестерня зафиксирована болтами к коробке дифференциала и совместно с ней выставлена на 2-х конических роликовых подшипниках.

Расположение подшипников корректируются кольцевыми гайками и изменяется расположение ведомой шестерни сравнительно ведущей.

Рисунок -1. Картер заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
1 - тормозной барабан заднего моста; 2 - ступица заднего колеса; 3 - манжета ступицы 2,2-65х90-1; 4 - шайба упорная; 5 - кожух полуоси автомобиля; 6 - подшипники ступицы; 7 - гайка подшипников; 8 - контргайка; 9 - фланец полуоси; 10 - шпилька ступицы; 11 - прокладка полуоси; 12 - коробка сателлитов дифференциала правая; 13 - картер заднего моста; 14 - шайба опорная шестерни; 15, 19 - полуосевые шестерни; 16 - шайба опорная сателлита; 17 - сателлиты; 18 - ось сателлитов; 20 - коробка сателлитов дифференциала левая; 21 - балка; 22 - полуось; 23 - гайка подшипников дифференциала; 24 - подшипник дифференциала; 25 - ведомая шестерня основной передачи; 26 - сапун; 27 - гайка; 28 - шайба; 29 - фланец ведущей шестерни; 30 - манжета; 31 - грязеотражатель; 32, 34 - подшипники ведущей шестерни; 33 - распорное кольцо; 35 - корректировочное кольцо; 36 - ведущая шестерня; 37 - картер редуктора автомобиля ГАЗ-3221; 38 - болт; 39 - стопорная полоса.

Коробка сателлитов дифференциала автомобиля ГАЗ-3221состоит из 2-х звеньев, объединенных болтами. В ней размещены четыре сателлита,

две оси сателлитов и две полуосевые конические шестерни с опорными шайбами. Шлицевые концы полуосей входят в шлицевые отверстия полуосевых шестерен. На противоположных концах полуосей изготовлены фланцы, которые объединены со ступицами задних колес с помощью восьми шпилек с гайками. Каждая ступица установлена на кожухе полуосей заднего моста на 2-х конических роликовых подшипниках. Они корректируются гайками, накрученными на резьбовые концы кожухов. В ступицу запрессованы шесть болтов, к которым гайками прикрепляются парные задние колеса с тормозным барабаном.

Смазка заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 производится трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 3,0 л (2,2 л - для моста с не разборным редуктором). Подшипники колес смазываются этим же маслом, поступающим по кожухам полуосей в ступицы из картера. От вытекания масло защищено резиновыми манжетами, расположенными в ступицах и на валу ведущей шестерни. Для предупреждения увеличения давления внутри моста при его работе с левой стороны картера размещен сапун.

Корпус картера заднего моста изготавливается из материала Сталь 40.

Характеристика материала детали представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика материала Сталь 40.

Марка Сталь 40
Классификация Сталь конструкционная углеродистая качественная
Применение Применяется для изготовления деталей с длительным сроком службы при температуре до 425 градусов - трубы, поковки, крепежные детали, валы, диски, роторы, фланцы, зубчатые колеса, втулки.

Характеристика материала детали по химическому составу представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Химический состав материала 40 в процентах. ГОСТ 1050 - 88

C Si Mn Ni S P Cr Cu As
0.37 - 0.45 0.17 - 0.37 0.5 - 0.8 до 0.3 до 0.04 до 0.035 до 0.25 до 0.3 до 0.08

Механические свойства материала детали представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Механические свойства при Т=20 o С материала 40

Сортамент Размер Напр. sв sT d5 y KCU Термообр.
- мм - МПа МПа % % кДж / м 2 -
Лист термообработ., ГОСТ 4041-71 4 - 14 510-660
Трубы холоднокатан. Нормализация
Трубы горячекатан.
Пруток калиброван., ГОСТ 10702-78 Отжиг
Прокат отожжен., ГОСТ 1050-88
Прокат нагартован., ГОСТ 1050-88
Прокат, ГОСТ 1050-88 до 80 Нормализация
Лента нагартован., ГОСТ 2284-79 690-1030
Лента отожжен., ГОСТ 2284-79 440-690
Полоса, ГОСТ 1577-93 6 - 60 Нормализация

Твердость 40 , Лист термообработ. ГОСТ 4041-71 HB 10 -1 = 167 МПа
Твердость 40 , Прокат калиброван. нагартован. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 241 МПа
Твердость 40 , Прокат горячекатан. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 217 МПа
Твердость 40 , Прокат калиброван. отожжен. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 197 МПа
Твердость 40 , Прокат горячекатан. отожжен. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 187 МПа

Физические свойства стали марки 40 приведены в таблице 4:

Таблица 4 – Физические свойства и характеристики стали при различных температурах и других условиях.

T Град E 10 - 5 МПа α 10 6 1/Град λ Вт/(м·град) p кг/м 3 C Дж/(кг·град) R 10 9 Ом·м
2.13 51.5
2.1 11.9 50.6
1.98 12.7 48.1
1.9 13.5 45.6
1.85 14.05 41.9
1.79 14.5 38.1
1.67 14.9 33.5
1.6 15.15
12.5 24.8

sв - Предел кратковременной прочности , [МПа]
sт - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5 - Относительное удлинение при разрыве , [ % ]
y - Относительное сужение , [ % ]
KCU - Ударная вязкость , [ кДж / м 2 ]
HB - Твердость по Бринеллю , [МПа

T - Температура, при которой получены данные свойства , [Град]
E - Модуль упругости первого рода , [МПа]
a - Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20 o - T ) , [1/Град]
l - Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала) , [Вт/(м·град)]
r - Плотность материала , [кг/м 3 ]
C - Удельная теплоемкость материала (диапазон 20 o - T ), [Дж/(кг·град)]
R - Удельное электросопротивление, [Ом·м]


Дефектация заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Дефектацию заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 во время эксплуатации транспортного средства выполняют по таблице 5.

Разборка заднего моста

Работать удобнее на смотровой канаве вдвоем.

Отсоединяем от заднего моста карданную передачу (см. Осмотр и снятие карданного вала автомобиля Газель ).

Очищаем картер главной передачи от грязи.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

2. Вынимаем редуктор из балки, при этом стараясь не повредить прокладку.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Для удобства работы устанавливаем редуктор на стенд.

Снимаем фланец ведущей шестерни с манжетой.

Кернером помечаем взаимное положение крышек подшипников дифференциала и их гаек, а также самих крышек относительно картера.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Снимаем фланец ведущей шестерни с манжетой.

Снимаем стопорные пластины

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Аналогично снимаем вторую крышку.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Специальным ключом или большой отверткой отворачиваем регулировочные гайки подшипников

снимаем регулировочные гайки

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Снимаем коробку сателлитов с ведомой шестерней.

Если подшипники не заменяются, помечаем их наружные кольца, чтобы при сборке установить их на прежние места.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Ведомая шестерня устанавливается на коробку сателлитов только в одном положении, поэтому, чтобы упростить сборку, помечаем взаимное положение шестерни и корпуса.

Легкими ударами молотка через выколотку из мягкого металла сбиваем шестерню с коробки сателлитов и снимаем ее.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Для лап съемника на коробке сателлитов предусмотрены специальные выемки.

Устанавливаем специальный съемник

Съемником снимаем внутренние кольца подшипников.

Аналогично снимаем второй подшипник.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

При отсутствии съемника вставляем зубило между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала.

Нанося удары по зубилу, сдвигаем внутреннее кольцо подшипника.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

В образовавшийся зазор вставляем две мощные отвертки (или монтажные лопатки)

Спрессовываем внутреннее кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Кернером помечаем взаимное положение частей коробки дифференциала и осей сателлитов.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Осторожно постукивая молотком через мягкую выколотку разъединяем коробку

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Вынимаем из снятой половины коробки полуосевую шестерню

Вынимаем опорную шайбу.

Вынимаем оси вместе с сателлитами и их шайбами.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Снимаем с осей сателлиты и шайбы

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель
Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Снимаем вторую полуосевую шестерню

Снимаем опорную шайбу.

Вынимаем ведущую шестерню из картера редуктора (ее можно выбить ударами молотка через проставку из мягкого металла по торцу вала) и внутреннее кольцо переднего подшипника.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Снимаем распорное кольцо.

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Спрессовываем с хвостовика шестерни внутреннее кольцо заднего подшипника

Снимаем регулировочное кольцо ведущей шестерни

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель
Разборка для ремонта заднего моста автомобиля Газель

Выколоткой выбиваем внешнее кольцо переднего подшипника

Аналогично выбиваем внешнее кольцо заднего подшипника

Перед сборкой промываем все детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их

На деталях недопустимы любые трещины.

На зубьях шестерен не должно быть задиров, выкрашиваний и сильного износа.

Подшипники должны вращаться легко без щелчков и заеданий.

На роликах и кольцах недопустимы выкрашивания, сколы и сильный износ.

Сепараторы подшипников не должны иметь разрывов и деформаций.

Поврежденные и изношенные детали заменяем.

В любом случае после пробега более 100 тыс. км рекомендуем заменить подшипники, независимо от их состояния.

На автомобиль ГАЗель ставится задний мост неразъемного типа с гипоидной передачей.
Картер редуктора сделан из литого высокопрочного чугуна с приваренными и запрессованными кожухами полуосей из стали. Дифференциал, а также главная передача уставятся в картер заднего моста, и закрывается крышкой после регулировки. Для выхода повышенного давления внутри моста на кожухе слева установлен сапун 5.

задний мост газель некст

Устройство редуктора приведено на рисунке ниже. Ведомая и ведущая шестеренки спарены по шуму и контакту, а также пронумерованы одним номером и в случае повреждении какой либо шестеренки, заменяются только комплектом.

Между кольцами внутренних подшипников у ведущей шестеренки располагается распорная втулка, при затягивании гайки у ведущей шестеренки эта втулка деформируется, благодаря этому обеспечивается натяжение ее подшипниках. Между внутренним подшипником, а так же торцом ведущей шестеренки устанавливается кольцо 8 разной толщины для регулировки, подбирая его по толщине, выставляется правильное расположение ведущей шестеренки относительно ведомой.

редуктор газель некст


Гайкой 10 производится регулировка бокового зазора зацепления шестеренки главной передачи, а также натяжение подшипников дифференциала. Пластинами 15 производится стопорение гаек. В корпусе дифференциала который состоит из двух частей левой и правой которые скрепляются болтами, размещены саттелиты и шестеренки полуоси. Крестовина, на которую устанавливаются сателлиты, состоит из двух осей. Под полуосевыми шестернями, а также саттеллитами устанавливаются шайбы опорные

6.4.1 Задний мост
Возможные неисправности заднего моста и способы их устранения Устройство заднего моста Техническое обслуживание заднего моста Регулировка заднего моста Снятие моста с автомобиля Разборка заднего моста Разборка дифференциала Осмотр и контроль техническ.

6.4.2 Возможные неисправности заднего моста и способы их устранения
Возможные неисправности заднего моста и способы их устранения Причина неисправности Способ устранения Шум (гул) моста повышенной громкости Ослабление затяжки гайки фланца ведущей шестерни Подтянуть гайку Износ или люфт рабочих поверхностей подшипников ведуще.

124334 original 194

6.4.3 Устройство заднего моста
Рис. 5.32. Задний мост с балкой типа банджо с отдельным редуктором (средняя часть): 1 — гайка; 2 — фланец ведущей шестерни; 3 — манжета; 4, 6, 11 — подшипники; 5 — кольцо; 7 — регулировочное кольцо; 8 — картер редуктора; 9 — ведущая шестерня; 10 — дифференциал; 12 — полуось; 13 — про.

124518 original 194

6.4.4 Техническое обслуживание заднего моста
Обслуживание заднего моста заключается в периодической проверке уровня масла в картере, доливке его и смене согласно карте смазки, очистке от грязи сапуна, подтягивании гайки фланца ведущей шестерни, гаек крепления полуосей, проверке и восстановлении регулировок подшипников ступиц колес, ведуще.

125102 original 194

6.4.5 Регулировка заднего моста
Подшипники заднего моста, боковой зазор и положение пятна контакта в зацеплении главной пары регулируют на заводе, и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации. Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников. Боково.

6.4.6 Снятие моста с автомобиля
Снятие моста с автомобиля необходимо производить в следующей последовательности: - ослабить гайки крепления задних колес; - отсоединить карданный вал от фланца ведущей шестерни; - отсоединить тросы привода стояночного тормоза от уравнителя; - отсоединить шланг тормозной системы, снять т.

124852 original 199

6.4.7 Разборка заднего моста
Перед разборкой заднего моста необходимо отвернуть сливную пробку и слить масло. Разборку моста производить в следующей последовательности: - отвернуть гайки крепления полуосей и вынуть полуоси с помощью демонтажных болтов; - снять прокладки фланцев полуосей; - отвернуть наружную гайку по.

124927 original 200

6.4.8 Разборка дифференциала
Разборку дифференциала необходимо производить в следующем порядке: - отвернуть болты крепления ведомой шестерни, снять ведомую шестерню; Рис. 5.38. Снятие внутреннего кольца подшипника с коробки дифференциала: 1 — вкладыш; 2 — опора; 3 — гайка; 4 — подпятник; 5 — винт съемника .

124995 original 201

6.4.9 Осмотр и контроль технического состояния деталей заднего моста
Детали разобранного заднего моста (за исключением подшипников) подержать в моющем растворе, а затем промыть и внимательно осмотреть. Детали с трещинами заменить. При наличии на механически обработанных поверхностях деталей забоин, заусенцев и других неровностей зачистить их для обеспечения хо.

6.4.10 Сборка дифференциала
Перед сборкой все трущиеся поверхности деталей дифференциала необходимо смазать маслом, применяемым в мосте. Сборку дифференциала производить в следующем порядке: - установить в одну из коробок сателлитов шайбу полуосевой шестерни и полуосевую шестерню; - установить на ось сателлитов сателл.

6.4.12 Установка заднего моста на автомобиль
Установку моста на автомобиль необходимо производить в следующем порядке: - вывесить заднюю часть автомобиля с помощью кран-балки, завести мост, установленный на подставке под автомобиль, опустить автомобиль на мост таким образом, чтобы стяжные болты рессор вошли в отверстия в подушках рессор.

Читайте также: