Схема задней ступицы ваз 2109

Обновлено: 25.06.2024


Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Подшипник ступицы заднего колеса
Ступичный подшипник — важнейший элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит безопасность пассажиров и водителя. Если хотя бы один из ступичных подшипников выйдет из строя, автомобиль может стать неуправляемым, так как одно из колёс перестанет нормально вращаться. В автомобилях ВАЗ 2109 используются радиальные шариковые ступичные подшипники. Этот подшипник напрессовывается на заднюю полуось, добраться до него можно, только сняв колесо.

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Ступичный подшипник обозначен цифрой 4




ТАБЛИЦА – РАЗМЕРЫ ШАРИКОПОДШИПНИКА СТУПИЦЫ 6-256706АС17

ПараметрЕдиница измеренияЗначение по ГОСТ (ТУ)
Диаметр отверстиеmm30
Наружный диаметрmm60
Ширинаmm37
Грузоподъемность динамическаяkH30,1
Грузоподъемность статическаяkH25,9
Частота оборотовоб/мин6500
Осевой зазорmm0,06-0,09
Тип сталиШХ-15
Твердость колец и шаровHRC61-65
Вид смазкиЛитол-24 (С17)
Момент затяжкиH*M220
Шероховатость колецRa0.32
Весг.435

Полезные видео и рекомендации по ремонту

Ниже представлено несколько видео, которые помогут разобраться с процессом замены заднего ступичного подшипника ВАЗ 2108.

Причины поломки подшипника задней ступицы

  • Подшипник вышел из строя, полностью выработав свой ресурс (после чего возникла так называемая усталость металла).
  • Подшипник разрушился из-за попадания в него песка и грязи, которая начала действовать как абразивный материал, что и привело к частичному или полному истиранию деталей подшипника.
  • Одно из колец подшипника раскололось из-за сильного удара (который возникает, когда колесо на большой скорости попадает в глубокую выбоину на дороге).
  • Гайка на ступице затянута слабо. Это ведёт к возникновению люфта, который постепенно разрушает элементы подшипника.

Это интересно: Водитель, пропусти скорую

Замена задней ступицы на ВАЗ 2109 цена

Стоимость замены задней ступицы Ваз 21093 на СТО по Москве составляет в среднем 900 рублей. Если необходима замена только ступичного подшипника, то это будет стоить порядка 800 рублей.

Можно сэкономить на работе и выполнить замену задней ступицы на Ваз 2109, а также ступичного подшипника самостоятельно.

Аналог марки “Riginal” (RG21083104014) — 404 р.

  • Ваз 2110: замена передней ступицы проверенным способом

Среди аналогов можно выделить “SKF” (VKBA 1307) — 1300 р. Также хорошие варианты “Kraft” (KT100506) — 475 р, и “HOLA” (NB722) — 540 р.

Какой подшипник ступицы выбрать

Перед тем, как заменить подшипник задней ступицы Ваз 2109, нужно правильно выбрать деталь. При выборе ступичного подшипника следует знать его размеры:

  • размер подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 — 60 мм (наружный диаметр), 30 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 6256706Е1С17;
  • размер подшипника передней ступицы ВАЗ 2109 — 64 мм (наружный диаметр), 34 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 2108310302001.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • При движении одно из задних колёс издаёт характерный гул, который с увеличением скорости переходит в вой.
  • На заднем колесе появляется ощутимый люфт (который можно легко обнаружить, поддомкратив колесо и подвигав его руками от себя и к себе).
  • Поддомкраченное заднее колесо, раскрученное вручную, вращается с характерным гулом, который иногда может сопровождаться звяканьем шариков, перекатывающихся в разбитом подшипнике (а колесо с исправным подшипником вращается почти бесшумно).

Последовательность действий

  1. Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
  2. Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Видна крышка тормозного барабана

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Снимается с помощью торцовой головки на 12

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Снимается с помощью съёмника

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Для этого используется съёмник или труба

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Над оранжевым подшипником видно стопорное кольцо

Видео: Как снять и заменить на ВАЗ 2109

Как снять колесо: пошаговая инструкция

Чтобы провести ремонтные работы быстро, а главное, качественно, придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Ставим автомобиль на ровную площадку.
  • Напротив ремонтируемого колеса (по диагонали) устанавливаем противооткатные упоры.



Схема установки противооткатных упоров



Пример использования усилителя для откручивания гайки ступицы

  • Отмачиваем проникающими жидкостями шпильки креплений барабана, ждём несколько минут и откручиваем их (в нашем случае грани шпилек сорвались, вынимая их, пришлось действовать по обстановке).
  • Проверяем ручной тормоз, он должен быть не задействован.
  • Взявшись двумя руками за противоположные стороны, тянем тормозной барабан на себя. Если он не снимается, обстукиваем его с противоположной стороны молотком через деревянный брусок. Обрабатываем деталь по всей площади, добиваясь её равномерного смещения.



Обстукиваем тормозной барабан с помощью бруска

Во время работы необходимо действовать неторопливо и аккуратно, чтобы избежать перекосов тормозного барабана или его повреждения, например, скола краёв.



Пользуясь случаем, проверяем толщину тормозных накладок и состояние рабочего тормозного цилиндра (тест на протекание)

  • При отсутствии съёмника разрешено воспользоваться подручными средствами или же, прикрутив обратно колесо, можно пытаться стянуть фланец рывками.



Сбиваем фланец ступицы аккуратно, не допуская перекосов



Мы освободили шток цапфы ступицы: цель проводимых мероприятий достигнута

  • К сожалению, не всегда подшипник остаётся внутри ступицы.



Демонтируем внутреннюю обойму подшипника с помощью съёмника или аккуратно смещаем её зубилом (главное, не повредить посадочное место подшипника)

  • Если внутренняя обойма подшипника осталась на цапфе, вытаскиваем из ступицы внешнюю обойму с сепаратором. Для этого удобно использовать щипцы.



Сжимаем и вытаскиваем щипцами стопорное кольцо

  • Переворачиваем ступицу и устанавливаем её на тиски.



Резкими ударами молотка выбиваем подшипник

  • Берём подходящую по диаметру проставку и помещаем её под фланец.
  • Внимательно осматриваем посадочные места подшипника как на цапфе, так и на внутренней части ступицы на наличие радиальных задиров, свидетельствующих о проворачивании подшипника. В противном случае дефектный узел следует заменить.



Очищаем посадочное место от грязи мелкой наждачкой, затем смазываем его и наружнюю часть внешней обоймы консистентной смазкой

  • Ступичный подшипник автомобиля ВАЗ 2109 закрытого типа, то есть он смазан на заводе-изготовителе и перед установкой не требует дополнительной подготовки.
  • Дальнейшая установка подшипника на посадочное место может производиться с помощью приспособлений для запрессовки.



Выставляем плоскость обоймы строго параллельно ступице, аккуратно запресовываем, затягивая шпильку



Когда подшипник оказывается в ступице, усиливаем удары, целясь строго по её центру



После того как стопорное кольцо встало на место, аккуратно отвёрткой и молоточком подбиваем его плотнее в канавку

  • Ставим ступицу в сборе с подшипником на цапфу. Держим деталь двумя руками: равномерно, предварительно устанавливаем ступицу.



Аккуратно устанавливаем ступицу, примеряясь к внутренней обойме

  • Прикладываем к внутренней обойме оправку подходящего диаметра.



Резкими ударами молотка запресовываем ступицу на цапфу

Закручиваем гайку, не забывая надёжно закернить её края

  • Гайка ступицы закручивается с моментом затяга примерно в 19–23 кг*метр (это довольно-таки большое усилие), и если у вас нет динамометрического ключа, то необходимо использовать усилитель длиной примерное с метр и затягивать гайку с усилием, в два раза превышающем усилие затяжки колёсных гаек.
  • Собираем заднее колесо в обратной последовательности.

Видео: замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками

В заключение хотелось бы порекомендовать владельцам автомобилей отнестись к состоянию ступичных подшипников более внимательно. Даже небольшой посторонний шум уже является сигналом водителю о внеплановой диагностике и ремонте ступичного узла. Примите к сведению: откладывая ремонт, вы провоцируете создание дорожно-транспортного происшествия, которое неминуемо произойдёт при разрушении неисправного подшипника и последующего заклинивания колеса.

Важные моменты

  • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
  • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
  • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

Это интересно: Один на семерых: мини- и компактвены

Копирайтер с пятилетним стажем.

Что приводит к повреждению задних ступиц



Замена ступицы заднего колеса ваз 2109

Зачастую ступицы перестают нормально функционировать, если:

Примечание: если подшипники будут шататься чересчур сильно, то они могут повредить другие детали, расположенные по соседству.

  • ​ Слышен гул во время работы подшипников. Обычно с увеличением скорости он проявляется еще сильнее. После этого, при снижении скорости он не становится менее тихим. Менять подшипники нужно сразу оба.



Замена ступицы заднего колеса на ваз 2109

Примечание: то есть, если гул слышен только с одной стороны, то поврежден только один подшипник. Но скорее всего второму тоже осталось недолго. Да и, кроме того, купить два подшипника в комплекте будет намного дешевле, чем покупать их по отдельности.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Заднему колесу не нужно поворачивать, поэтому система крепления довольно проста. Подшипник, плотно впрессованный в ступицу, крутится на валу. В конструкции не допускаются люфты, а вращение должно быть плавным.

Схема задней ступицы ВАЗ 2109

Нас интересует 4-я позиция

Хороший ступичный подшипник обычно служит не менее 100 тыс. км, но качество дорог вносит свои коррективы. Основные враги — это ямы и грязь. Сильный удар может вывести деталь из строя очень быстро. Не стоит забывать и про естественный износ.

Диагностика задней ступицы

Не должно быть стуков

Проверьте оба колеса. На слух не всегда можно правильно определить сторону. Поломку обнаружили, теперь переходим к подготовке.

Необходимый инструмент для работ на ВАЗ 2109

Сложность и скорость ремонта прямо зависят от наличия у вас специального инструмента. Есть минимально необходимый набор:

  • молоток (куда ж без него) и деревянный брусок или небольшая доска;
  • пассатижи для съёма стопорных колец (альтернатива — шило или тонкая отвёртка);
  • ключ или головка на 12;
  • головка на 30 с воротком (чтобы легче открутить, удлините вороток с помощью трубы).

Для ускорения дополнительно используйте:

  • трёхлапый съёмник для ступицы;
  • двухлапый съёмник для внутренней обоймы подшипника;
  • универсальный съёмник для запрессовки/выпрессовки;
  • зубило.

Альтернативные методы без использования съёмников смотрите дальше в инструкции.

При выборе подшипника обратите внимание на саратовские с маркировкой SPZ и вологодские (VBF). Подшипники из Самары пользуются дурной славой, а импортные не стоят переплаченных денег. Поэтому первые два варианта — это оптимальное сочетание цены и качества.

Выбор подшипника задней ступицы

При выборе заднего ступичного подшипника следует ориентироваться на требуемые характеристики и производителей, которые сегодня выпускают подходящие для ВАЗ 2109 ЗПС.

Начнем с характеристик. Выбор следует делать в пользу подшипников, имеющих следующие параметры.

ХарактеристикаПоказатель
Внутренний диаметр30 миллиметров
Наружный диаметр60 миллиметров
Ширина37 миллиметров
Масса0,4 килограмма
Диаметр шарика подшипника9,525 миллиметров
Количество шариков в подшипнике28 штук

Для задней ступицы используется шариковый, радиально-упорный, двухрядный подшипник закрытого типа.

Теперь поговорим о производителях. Их есть несколько, каждый из которых имеет свои особенности.


Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Подшипник ступицы заднего колеса
Ступичный подшипник — важнейший элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит безопасность пассажиров и водителя. Если хотя бы один из ступичных подшипников выйдет из строя, автомобиль может стать неуправляемым, так как одно из колёс перестанет нормально вращаться. В автомобилях ВАЗ 2109 используются радиальные шариковые ступичные подшипники. Этот подшипник напрессовывается на заднюю полуось, добраться до него можно, только сняв колесо.

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Ступичный подшипник обозначен цифрой 4




ТАБЛИЦА – РАЗМЕРЫ ШАРИКОПОДШИПНИКА СТУПИЦЫ 6-256706АС17

ПараметрЕдиница измеренияЗначение по ГОСТ (ТУ)
Диаметр отверстиеmm30
Наружный диаметрmm60
Ширинаmm37
Грузоподъемность динамическаяkH30,1
Грузоподъемность статическаяkH25,9
Частота оборотовоб/мин6500
Осевой зазорmm0,06-0,09
Тип сталиШХ-15
Твердость колец и шаровHRC61-65
Вид смазкиЛитол-24 (С17)
Момент затяжкиH*M220
Шероховатость колецRa0.32
Весг.435

Полезные видео и рекомендации по ремонту

Ниже представлено несколько видео, которые помогут разобраться с процессом замены заднего ступичного подшипника ВАЗ 2108.

Причины поломки подшипника задней ступицы

  • Подшипник вышел из строя, полностью выработав свой ресурс (после чего возникла так называемая усталость металла).
  • Подшипник разрушился из-за попадания в него песка и грязи, которая начала действовать как абразивный материал, что и привело к частичному или полному истиранию деталей подшипника.
  • Одно из колец подшипника раскололось из-за сильного удара (который возникает, когда колесо на большой скорости попадает в глубокую выбоину на дороге).
  • Гайка на ступице затянута слабо. Это ведёт к возникновению люфта, который постепенно разрушает элементы подшипника.

Это интересно: Водитель, пропусти скорую

Замена задней ступицы на ВАЗ 2109 цена

Стоимость замены задней ступицы Ваз 21093 на СТО по Москве составляет в среднем 900 рублей. Если необходима замена только ступичного подшипника, то это будет стоить порядка 800 рублей.

Можно сэкономить на работе и выполнить замену задней ступицы на Ваз 2109, а также ступичного подшипника самостоятельно.

Аналог марки “Riginal” (RG21083104014) — 404 р.

  • Ваз 2110: замена передней ступицы проверенным способом

Среди аналогов можно выделить “SKF” (VKBA 1307) — 1300 р. Также хорошие варианты “Kraft” (KT100506) — 475 р, и “HOLA” (NB722) — 540 р.

Какой подшипник ступицы выбрать

Перед тем, как заменить подшипник задней ступицы Ваз 2109, нужно правильно выбрать деталь. При выборе ступичного подшипника следует знать его размеры:

  • размер подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 — 60 мм (наружный диаметр), 30 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 6256706Е1С17;
  • размер подшипника передней ступицы ВАЗ 2109 — 64 мм (наружный диаметр), 34 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 2108310302001.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • При движении одно из задних колёс издаёт характерный гул, который с увеличением скорости переходит в вой.
  • На заднем колесе появляется ощутимый люфт (который можно легко обнаружить, поддомкратив колесо и подвигав его руками от себя и к себе).
  • Поддомкраченное заднее колесо, раскрученное вручную, вращается с характерным гулом, который иногда может сопровождаться звяканьем шариков, перекатывающихся в разбитом подшипнике (а колесо с исправным подшипником вращается почти бесшумно).

Последовательность действий

  1. Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
  2. Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Видна крышка тормозного барабана

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Снимается с помощью торцовой головки на 12

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Снимается с помощью съёмника

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Для этого используется съёмник или труба

Меняем задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109


Над оранжевым подшипником видно стопорное кольцо

Видео: Как снять и заменить на ВАЗ 2109

Как снять колесо: пошаговая инструкция

Чтобы провести ремонтные работы быстро, а главное, качественно, придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Ставим автомобиль на ровную площадку.
  • Напротив ремонтируемого колеса (по диагонали) устанавливаем противооткатные упоры.



Схема установки противооткатных упоров



Пример использования усилителя для откручивания гайки ступицы

  • Отмачиваем проникающими жидкостями шпильки креплений барабана, ждём несколько минут и откручиваем их (в нашем случае грани шпилек сорвались, вынимая их, пришлось действовать по обстановке).
  • Проверяем ручной тормоз, он должен быть не задействован.
  • Взявшись двумя руками за противоположные стороны, тянем тормозной барабан на себя. Если он не снимается, обстукиваем его с противоположной стороны молотком через деревянный брусок. Обрабатываем деталь по всей площади, добиваясь её равномерного смещения.



Обстукиваем тормозной барабан с помощью бруска

Во время работы необходимо действовать неторопливо и аккуратно, чтобы избежать перекосов тормозного барабана или его повреждения, например, скола краёв.



Пользуясь случаем, проверяем толщину тормозных накладок и состояние рабочего тормозного цилиндра (тест на протекание)

  • При отсутствии съёмника разрешено воспользоваться подручными средствами или же, прикрутив обратно колесо, можно пытаться стянуть фланец рывками.



Сбиваем фланец ступицы аккуратно, не допуская перекосов



Мы освободили шток цапфы ступицы: цель проводимых мероприятий достигнута

  • К сожалению, не всегда подшипник остаётся внутри ступицы.



Демонтируем внутреннюю обойму подшипника с помощью съёмника или аккуратно смещаем её зубилом (главное, не повредить посадочное место подшипника)

  • Если внутренняя обойма подшипника осталась на цапфе, вытаскиваем из ступицы внешнюю обойму с сепаратором. Для этого удобно использовать щипцы.



Сжимаем и вытаскиваем щипцами стопорное кольцо

  • Переворачиваем ступицу и устанавливаем её на тиски.



Резкими ударами молотка выбиваем подшипник

  • Берём подходящую по диаметру проставку и помещаем её под фланец.
  • Внимательно осматриваем посадочные места подшипника как на цапфе, так и на внутренней части ступицы на наличие радиальных задиров, свидетельствующих о проворачивании подшипника. В противном случае дефектный узел следует заменить.



Очищаем посадочное место от грязи мелкой наждачкой, затем смазываем его и наружнюю часть внешней обоймы консистентной смазкой

  • Ступичный подшипник автомобиля ВАЗ 2109 закрытого типа, то есть он смазан на заводе-изготовителе и перед установкой не требует дополнительной подготовки.
  • Дальнейшая установка подшипника на посадочное место может производиться с помощью приспособлений для запрессовки.



Выставляем плоскость обоймы строго параллельно ступице, аккуратно запресовываем, затягивая шпильку



Когда подшипник оказывается в ступице, усиливаем удары, целясь строго по её центру



После того как стопорное кольцо встало на место, аккуратно отвёрткой и молоточком подбиваем его плотнее в канавку

  • Ставим ступицу в сборе с подшипником на цапфу. Держим деталь двумя руками: равномерно, предварительно устанавливаем ступицу.



Аккуратно устанавливаем ступицу, примеряясь к внутренней обойме

  • Прикладываем к внутренней обойме оправку подходящего диаметра.



Резкими ударами молотка запресовываем ступицу на цапфу

Закручиваем гайку, не забывая надёжно закернить её края

  • Гайка ступицы закручивается с моментом затяга примерно в 19–23 кг*метр (это довольно-таки большое усилие), и если у вас нет динамометрического ключа, то необходимо использовать усилитель длиной примерное с метр и затягивать гайку с усилием, в два раза превышающем усилие затяжки колёсных гаек.
  • Собираем заднее колесо в обратной последовательности.

Видео: замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками

В заключение хотелось бы порекомендовать владельцам автомобилей отнестись к состоянию ступичных подшипников более внимательно. Даже небольшой посторонний шум уже является сигналом водителю о внеплановой диагностике и ремонте ступичного узла. Примите к сведению: откладывая ремонт, вы провоцируете создание дорожно-транспортного происшествия, которое неминуемо произойдёт при разрушении неисправного подшипника и последующего заклинивания колеса.

Важные моменты

  • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
  • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
  • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

Это интересно: Один на семерых: мини- и компактвены

Копирайтер с пятилетним стажем.

Что приводит к повреждению задних ступиц



Замена ступицы заднего колеса ваз 2109

Зачастую ступицы перестают нормально функционировать, если:

Примечание: если подшипники будут шататься чересчур сильно, то они могут повредить другие детали, расположенные по соседству.

  • ​ Слышен гул во время работы подшипников. Обычно с увеличением скорости он проявляется еще сильнее. После этого, при снижении скорости он не становится менее тихим. Менять подшипники нужно сразу оба.



Замена ступицы заднего колеса на ваз 2109

Примечание: то есть, если гул слышен только с одной стороны, то поврежден только один подшипник. Но скорее всего второму тоже осталось недолго. Да и, кроме того, купить два подшипника в комплекте будет намного дешевле, чем покупать их по отдельности.

Читайте также: