Шестерня повышенной передачи делителя камаз

Обновлено: 05.07.2024

Шестерни 4310 43114 65111 производятся на современном автоматизированном оборудовании Gildemeister, Liebherr, Gleason из аналогов европейской высокопроч­ной стали, что обеспечивает высокую точность обработки и полное соответствие кон­структорской документации.
Детали хонингуются с точностью до 18 мкм, что возможно только в заводских условиях.

Каталог шестерен

. . Загрузка данных . .


Устанавливается на автомобилях КамАЗ – 43114, 43118, 43253, 43255, 4326, 43269, 4350, 43502, 44108, 5320, 53228, 53229, 5350, 53501, 53504, 55111, 6350, 63501, 63502, 6450, 65115, 65117. Гарантированный ресурс детали – 350 тыс. км.

КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102, КамАЗ-5511, КамАЗ-65115, КамАЗ-65116


КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102, КамАЗ-5511, КамАЗ-65115, КамАЗ-65116


КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4308, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102, КамАЗ-5511, КамАЗ-65115, КамАЗ-65116, КамАЗ-6540


КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-4308, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102, КамАЗ-5511, КамАЗ-65115, КамАЗ-65116, КамАЗ-6540


КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-4326 (каталог 2003г), КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-53228, 65111



КамАЗ-4350 (4×4), -5350 (6×6), -6350 (8×8), -43261 (Евро-1, -2), -43501 (4×4), -53501 (6×6), -53504 (6×6), -6450 (8×8), -63501 (8×8).




КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-6540




Фото скоро появится

Шестерня первичного вала делителя в сборе с конусным кольцом, напрессованным и приваренным электронно-лучевой сваркой.

КамАЗ 43114, КамАЗ 43118, КамАЗ 4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-65115, КамАЗ-6540, КамАЗ 6540, КамАЗ 53605, КамАЗ 53229, КамАЗ 65111, КамАЗ 43253


Фото скоро появится



Покрываются противозадирным химическим фосфатным составом. Гарантированный ресурс детали – 350 тыс. км.

КамАЗ-43114,КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5460, КамАЗ-6460, КамАЗ-4308, КамАЗ-65115, КамАЗ-65116, КамАЗ-6520 (Euro-2, 3), КамАЗ-6522, КамАЗ-65226, КамАЗ-6540




КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-53228, 65111




КамАЗ-4310, КамАЗ-4326, КамАЗ-43101, КамАЗ-4310 (2004 г) , КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326 (2003г) , КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2)


КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-53501 (6х6), КамАЗ-53504 (6х6), КамАЗ-6450 8х8, КамАЗ-63501 8х8, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2).


Устанавливается на автомобилях КАМАZ – 53212, 55111, 65111. Гарантированный ресурс детали – 350 тыс. км.

КамАЗ-65115, КамАЗ-6540, КамАЗ-43118, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-65116, КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-53501 (6х6), КамАЗ-53504 (6х6), КамАЗ-6450 8х8, КамАЗ-63501 8х8, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2).


Устанавливается на автомобилях КАМАZ – 53212, 55111, 65111. Гарантированный ресурс детали – 350 тыс. км.

КамАЗ-65115, КамАЗ-6540, КамАЗ-43118, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-65116, КамАЗ-43501 (4х4), КамАЗ-53501 (6х6), КамАЗ-53504 (6х6), КамАЗ-6450 8х8, КамАЗ-63501 8х8, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2).


Шестерня третьей передачи вторичного вала КП в сборе с конусным кольцом, напрессованным и приваренным электронно-лучевой сваркой. Применяется на КП моделей 14, 15, 141, 142, 152,154

КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-4326, КамАЗ-4326, КамАЗ-43261 (Евро-1, 2), КамАЗ-5297, КамАЗ-5315, КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-53228, 65111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102, КамАЗ-5511, КамАЗ-65115, КамАЗ-6540

Коробка переключения передач модели 152 применяется на грузовую технику КАМАЗ с 2000 годов. Данный узел зарекомендовал себя надёжностью и ремонтопригодностью, поэтому выпускается в разных модификациях по настоящее время. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой коробки передач и переднего редуктора-делителя с двумя ступенями.

КПП-152 является улучшенной версией 15-ой модели. Модернизация подразумевала усиление предыдущей версии коробки по нескольким направлениям.

Силовой агрегат КАМАЗ 740.31 в сборе с КПП 152

Коробка обладает десятью передачами, в его состав входит делитель, а все переключения осуществляются механическим способом. В качестве улучшения был усилен первичный вал и механизм переключения. Эти детали стали более устойчивыми к механическому воздействию. Для увеличения моторесурса трансмиссии на 20% был усовершенствован замок шлицевого соединения каретки синхронизатора. Таким образом, модель является заметно более надежной, чем 15-ая версия.

Обновленная трансмиссия устанавливается на грузовые автомобили следующих моделей: КамАЗ 55111, 53215, 54115, 65115, в том числе на транспортные средства с полным приводом. В комплект поставки КПП входит специальное навесное оборудование для управления передачми, дополнительно укомплектовывается сцеплением. Благодаря повышенной надежности и устойчивости к нагрузке модель 152 устанавливается на тягачи, используемые в качестве движущего элемента автопоездов.

Наличие делителя и пятиступенчатой коробки в системе позволяет обеспечить полноценные 10 передач. Они разделяются на высшие и низшие. Подобный вариант организации системы является наиболее оптимальным с точки зрения эффективности и экономности.

Установка делителя позволяет значительно улучшить тяговые и экономические показатели автомобиля, к тому же устройство оказывает положительное воздействие на управляемость авто, а у водителя будет реже возникать необходимость переключения скоростей при помощи соответствующего рычага.

При создании 152-ой модели трансмиссии основная цель инженеров заключалась в усилении 15-ой модели коробки, чтобы она была способна выдерживать больший уровень нагрузок и механического износа. Первым решением стало увеличение размеров зубьев в шестернях, что позволило им справляться с более высокими механическими нагрузками. При этом была решена проблема выключения 4 и 5 передачи, для чего был разработан и установлен специальный замковый механизм, реализованный за счет пересечения зубьев. Некоторые компоненты системы были удалены, чтобы она стала технически проще, что также положительно отразилось на общем уровне надежности устройства.

Технические характеристики и данные

Подшипники валов

При рассмотрении этого компонента нужно указать, что в зависимости от места использования подшипника в валах изменяется его тип. В первичном вале делителя используются шаровые подшипники, в задней опоре вала делителя – роликовые с отсутствующим внутренним кольцом. Аналогичная ситуация с опорой первичного вала КП.

Если рассматривается вторичный вал, то спереди установлен роликовый подшипник, а сзади шариковый. Промежуточный вал спереди опирается на роликовый подшипник, а сзади на двухрядный сферический. Подобные отличия в используемых подшипниках объясняются техническими особенностями агрегатов, а также необходимостью обеспечения лучших эксплуатационных характеристик. При подобной конфигурации система достигает наибольшей устойчивости и надежности.

Синхронизаторы

В трансмиссии 152 используются инерционные синхронизаторы с установленными латунными конусными кольцами. Все шестерни, кроме тех, что используются для работы первой передачи и заднего хода, обладают косыми зубьями постоянного зацепления.

В ходе функционирования возникает серьезное трение, которое может быстро вывести устройство из строя. Для предотвращения подобной проблемы используется комбинированная система смазывания. Каждый компонент смазывается при помощи разбрызгивателя, к тому же, установлен специальный нагнетающий насос, который обеспечивает приток масла для подшипников коробки передач и делителя. Это позволяет минимизировать трение и ущерб для коробки.

Управление

Управление коробкой передач осуществляется механическим способом. Переключение основной коробки осуществляется благодаря дистанционному приводу. Механизм может быть с прямым выходом или боковым.

Рассмотрим передаточные числа трансмиссии:

  • 1Н — 7,82
  • 1В — 4,03
  • 2Н — 2,5
  • 2В — 1,53
  • 3Н — 1
  • 3В — 7,38
  • 4Н — 1,53
  • 4В — 1,25
  • 5Н — 1
  • 5В — 0,815
  • 3ХН — 7,38
  • 3ХВ — 6,02


Конструктивные особенности КПП-152

После внедрения новых инженерных решений в 152 коробку ее компоненты перестали подходить для ремонта 15-й коробки. В Интернете довольно часто встречается мнение, что трансмиссию 15-ой модели можно починить при помощи компонентов 152-ой. Подобная позиция аргументируется тем, что главное отличие систем заключается в размерах синхронизаторов и глубине шлицов, однако это не является правдой. Важная особенность заключается в том, что парные механизмы должны обладать всеми идентичными деталями. Из-за этого крайне не рекомендуется ремонтировать 15-ую КПП деталями 152.

Промежуточный вал и его компоненты из трансмиссии модели 152 не могут быть установлены вместо аналогичных деталей трансмиссии модели 15.

Подобные конструкционные отличия выдвигают большие требования к внимательности мастера, который должен строго следить за маркировкой деталей для двух данных моделей трансмиссии.

С точки зрения технического устройства 152-ая коробка больше всего совпадает с 142-й моделью. Отличия заключаются в мелких деталях, которые пришлось изменить для успешного использования делителя передач:

  1. Изменение технического устройства первичного вала и заднего подшипника.
  2. Замена передних опорных элементов первичного вала.
  3. Смена закрепляющих компонентов.
  4. Функция отражения масла возложена на распорную втулку. Она заменила кольцо нагнетания масла.
  5. Появились дополнительные отверстия между ваннами с маслом в картере.
  6. Для регулирования осевого хода используются две стальные прокладки. Их толщина составляет 0,2 и 0,3 мм соответственно.

Делитель передач

Трансмиссия 152 использует механический делитель, в состав которого входит одна пара шестерен. Она управляется пневматической системой контроля.

Для регулирования осевого хода ведущего вала используется набор из металлических прокладок, толщина которых составляет 0,2 и 0,3 мм соответственно. Они находятся в зоне между задней крышкой и внешней обоймой шарикового подшипника. Для предотвращения произвольного выключения передач в делителе установлен замок, состоящий из зубьев крайних и средних венцов. На шлицах дополнительно устанавливается подвижный пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

Отличия между 152, 15 и 154 трансмиссией КамАЗа

В первую очередь следует обратить внимание на опору блока, управляющей переключением трансмиссии. По его маркировке можно легко определить, какая коробка установлена в конкретном транспортном средстве. Со временем можно начать замечать конструкционные отличия этих компонентов.

Сейчас можно встретить большое количество транспортных грузовых средств с механизмами переключения 15-ой серии, которые почти полностью сняты с производства из-за устаревания. Серьезное отличие в их устройстве от новых моделей заключается в трубках, соединяющих клапана и распределитель воздуха.

Список наиболее значимых различий КПП 152-ой и 15-ой серии:

1) Размер зубцов. В 152-ой серии они заметно больше, что позволило существенно повысить прочность механизма.

2) Пневматическая система управления стала значительно проще. Инженерная схема претерпела изменения, в нее были внедрены новые пластиковые воздуховоды, подключенные к крану управления. Вместе с этим убрали лишние воздуховоды и коробку, фиксирующую их.

3) Для повышения несущей характеристики 4-й передачи был увеличен диаметр венца ее шестеренки.

Комплектность КПП КамАЗ 152

Если рассматривать составные части 152-ой трансмиссии, то можно выделить следующие компоненты: сцепление и система управления сцеплением, три вала (ведущий, промежуточный и ведомый), картеры, опоры, делитель, первичный вал делителя, различные виды креплений, прокладки, шайбы, болты и подшипники различных вариаций. Благодаря всем этим компонентам обеспечивается полноценное функционирование системы.

Особенности технического обслуживания КПП 152

Любое устройство и оборудование требует проведения периодического технического осмотра, в ходе которого будет определяться состояние отдельных узлов и систем. Коробка передач 152 не является исключением.

Ниже представлен перечень наиболее частых работ по техническому обслуживанию этой модели:

  1. Первичный осмотр и проверка исправности троса управления делителем. В случае обнаружение неисправностей – их ликвидация.
  2. Визуальный осмотр, направленный на обнаружение подтеков масла через установленные уплотнительные прокладки и манжету ведомого вала.
  3. Регулирование положения затвора между ограничителем хода и упором.
  4. Смазочные работы в области передней и промежуточной тяги дистанционного привода управления КПП.
  5. Проведение очистки сапуна от грязи.
  6. Проверка состояния картера коробки передач и уровня масла в нем.
  7. Замена смазочного материала в картере.
  8. Смазка тросов.

Процедура проверки уровня масла в картере является обязательной, при этом алгоритм ее выполнения крайне прост. Необходимо вытащить пробку масло заливной горловины, очистить шкалу с указателями, после чего вставить пробку обратно. После этого можно будет сделать вывод о существующем уровне масла. Требуется регулярно проверять уровень масла, чтобы не допустить перегрева коробки.

Особенности замены масла в коробке передач

Процедура замены масла в трансмиссии проводится по истечению определенных периодов времени, указанных в техническом паспорте. При повышенной нагрузке на транспортное средство или его эксплуатацию в неблагоприятных условиях необходимо проводить замену масла чаще.

Перед заменой масла требуется предварительное прогревание транспортного средства. После этого при помощи специальных сливных клапанов сливается горячее масло, проводится очистка всех клапанов. При необходимости они могут быть заменены на новые. Далее в картер заливается моторное масло, которое должно очистить систему. Для наибольшего эффекта необходимо включить двигатель, чтобы он прогнал масло в коробке. Процедура промывания занимает десять минут. После этого сливается моторное масло и заливается основная смазка. В конце всей процедуры важно проверить уровень смазочного материала. С этой целью требуется вновь завести транспортное средство и в нейтральном положении коробки дать проработать 5 минут. Затем проверяется имеющийся уровень жидкости, при необходимости доливается еще.

В таком случае обеспечивается наиболее качественная очистка системы, что позволит продлить срок ее эксплуатации.

Возможные неисправности

Наиболее распространенные поломки 152-ой трансмиссии и способы их ремонта:

  • Появление скрежета при переключении передач, включение 1-ой или задней скорости требует значительных усилий. Причиной подобной проблемы является неполное отключение сцепления, из-за чего появляются дополнительные помехи. Решение проблемы подразумевает воздействие на муфту, чтобы она начала двигаться свободно.
  • Переключение всех скоростей требует значительных усилий. В большинстве случаев проблему вызывает большое количество грязи и загустевшего масла на приводе управления. Для решения проблемы следует промыть эти компоненты с помощью специального очистителя и впоследствии нанести новую смазку.
  • Посторонний шум и скрежет в делителе. В большинстве случаев проблема формируется из-за превышения значения давления в системе. Для ее решения потребуется настроить работу редукционного клапана.
  • Разрыв мембраны редукционного клапана. Причина – выработка ресурса конусными кольцами. Потребуется замена фрагмента.
  • Вилки переключения вышли из строя. Следует проверить воздушные каналы выброса отработанного воздуха. Для восстановления работы механизма потребуется разобрать его и тщательно прочистить, после чего смазать очищенные поверхности.
  • Передачи произвольно переключаются в ходе езды. Это свидетельствует о поломке фиксаторов или вилок переключения. Следует заменить эти компоненты и проверить насколько затянуты крепления.
  • Передачи перестали включаться. Причиной является сильный износ запчастей привода. Потребуется замена всех сломанных компонентов.
  • Износ латунных колец. Имеется два варианта решения: проверить регулировку упора клапана включения и заменить синхронизатор.

Особого внимания заслуживают следующие две проблемы:

1) Сильный шум во время работы трансмиссии.

  • Сильный износ деталей. Потребуется замена подшипников, шестерней или других компонентов системы.
  • Утечка масла из коробки. Необходимо заменить прокладку и залить масло.
  • Потеря эластичности сальниками. Замена сальников.
  • Повышенное давление в картере коробки. Необходимо прочистить сапун.
  • Уплотняющие поверхности разгерметизировались. Потребуется проверка состояния элементов крепления.

2) Проблемы с включением передач в делителе;

  • Поршни распределителя воздуха загрязнились, из-за чего стали заедать при движении. Необходимо очистить устройство.
  • Упор клапана сместился. Вернуть в исходное положение.
  • Поломка упора клапана. Замена компонента.
  • Пневматическая система управления делителем загрязнилась. Проводится специальная очистка системы.

→ Очень важно своевременно обнаружить все вышеуказанные поломки, прежде чем они успеют нанести значительный ущерб другим системам транспортного средства.

Где можно купить

Вы можете заказать любую модификацию коробки передач модели 152 на нашем сайте. В каталоге представлены варианты трансмиссий с делителем и без делителя, а также под однодисковое и двухдисковое сцепление. Ознакомиться со всеми доступными позициями можно в соответствующем разделе.

Смена передачи

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Наглядная схема

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.

Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономичность расхода топлива;
  • скорость разгона;
  • тяговое усилие;
  • управляемость.

Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство авто Камского завода оснащаются механическими коробками переключения передач, имеющими 5 ступеней (с делителем или без него). Переключение скоростей осуществляется путем перемещения кулисы КПП с нажатой педалью сцепления. Но передачи на грузовых автомобилях должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на мотор при езде с полной загрузкой, а при работе с пустым кузовом – экономит топливо.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

Схема коробки и делителя

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:
Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

КПП КамАЗ-141

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Схема управления механизмом переключения

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Движение в гору

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

КамАЗ зимой

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Особенности переключения в разных моделях

На автомобилях КамАЗ различных моделей и конфигураций (седельные тягачи – 44108 или 5490; самосвалы – 6520 или 55111; грузовики – 5320, либо военная модель 5350; автопоезда – 5410, 65206) устанавливаются следующие КПП:

  • 141, 142 и 144 – коробки механические, 5ти-ступенчатые (используются в легких грузовиках, и схожи по конструкции и принципу работы с КПП легковых автомобилей);
  • 152 и 154 – механические коробки с мультипликатором, десятиступенчатые;
  • КПП немецкого производства ZF-6S1000 с механическим переключением, 6ти-ступенчатая с полным набором синхронизаторов;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 – механические 9ти-ступенчатые коробки с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, конструкцией кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных КПП приведем на примере нескольких моделей КамАЗ.

Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем

На КамАЗ-5320 устанавливают коробки передач двух моделей – пятиступенчатую 142 или десятиступенчатую 152 с делителем. Переключение скоростей на КАМАЗ-152 происходит по следующей схеме:

  • количество ступеней – 10;
  • тип управления коробки – механическое;
  • тип управления делителя – пневмомеханическое преселекторное;
  • подшипники – роликовые с сепаратором и без него (шестерни КПП), шариковые и роликовые сферические (валы КПП);
  • синхронизаторы – пальчиковые инерционные;
  • редуктор – передний двухступенчатый.

КамАЗ-4310: схема переключения

Грузовики военного назначения модели 4310 имеют повышенную проходимость, и оборудуются пятиступенчатой трехходовой коробкой переключения передач 14 (от 141 она отличается тем, что имеет прямую пятую передачу, а у модели 141 прямая – четвертая, пятая передача здесь ускоряющая). Механизм переключения передач аналогичен рассмотренному выше для основной коробки автомобиля КамАЗ-5320 с делителем. Схема представлена на фото:

схема переключения

КПП КамАЗ-43118

КамАЗ-43118 оборудуется КПП модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет аналогичную 152-ой модели схему переключения передач.

Номера передач

Передаточные числа коробки передач:

КПП КамАЗ-65115

В зависимости от модификации на самосвал модели 65115 устанавливается усиленная коробка с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатая коробка немецкого производства – ZF9.

Коробка с механическим типом управления имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 – 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент – 1300 Нм. Схема переключения передач представлена ниже:

схема

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Обслуживание КПП

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:

  • для разбора коробки сначала потребуется демонтировать воздушный переключатель, вывернуть крепежные элементы;
  • снять валик и вилку переключения КПП;
  • следующим шагом станет демонтаж вилки и вала выжимного устройства, а также синхронизатора;
  • далее необходимо открыть крышку заднего подшипника, открутив предварительно фиксирующие ее винты;
  • произвести демонтаж подшипника и вала;
  • также, чтобы открыть доступ к мультипликатору КПП, потребуется снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный брусок, необходимо аккуратно достать подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не помять деталь;
  • далее нужно снять стяжную и маслонагнетательную гайки при помощи соответствующих ключей;
  • последним этапом разбора узла является демонтаж роликового подшипника, втулки, ведущей шестеренки КПП.

Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.

Коробка

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.

Читайте также: