Скачут обороты и глохнет ваз

Обновлено: 08.07.2024

Со временем двигатель любого автомобиля вхолостую начинает работать с перебоями, особенно часто с такой проблемой приходится сталкиваться владельцам автомобилей ВАЗ. Вариантов, по которым она возникает, существует очень много. Поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными поломками и выяснить, как они устраняются.

1 К чему приводит нестабильная работа двигателя

Нестабильность холостого хода (ХХ) – это более серьезная проблема, чем полагают многие водители. Дело в том, что она ведет к следующим негативным последствиям:

  • на предельно малых оборотах увеличивается износ двигателя, кроме того, повышенные вибрационные нагрузки негативно сказываются на других деталях автомобиля;
  • двигатель может глохнуть в неподходящий момент, например на светофоре или при езде на нейтралке;
  • повышается расход топлива, так как водителю приходится "помогать" двигателю, чтобы он не заглох, нажимая на педаль газа. Кроме того, обороты по разным причинам могут "подпрыгивать" и сами по себе;
  • повышенные вибрации в автомобиле докучают водителю и пассажирам;
  • ухудшается динамика автомобиля, так как нестабильная работа ХХ чаще всего является симптомом неисправностей систем зажигания или подачи топлива. В результате снижается мощность двигателя.

Поэтому если вы заметили, что плавает холостой ход, необходимо сразу же приступить к поиску и устранению причин, чем мы далее и займемся.

2 Производим диагностику – начинаем с самого простого

Зачастую причины нестабильного ХХ бывают достаточно простые, поэтому начинать диагностику следует именно с них. В первую очередь проверьте воздушный фильтр – достаньте его из кожуха и посмотрите сквозь него на свет. Если фильтр не просвечивается, его необходимо заменить, а также, пользуясь случаем, почистить воздуховоды.

Обязательно нужно обратить внимание на топливный фильтр. Правда, визуально определить его неисправность не получится. Поэтому постарайтесь вспомнить, как давно вы его меняли и приходилось ли заправлять автомобиль некачественным топливом. Даже если вы заправляете авто только качественным бензином, фильтр необходимо менять каждые 25000 км.

Тщательная диагностика - залог качественного результата любого ремонта

Похожие статьи

Если перебои появились после заправки автомобиля, вполне возможно, что проблема заключается в самом топливе. Чтобы устранить ее, нужно слить некачественный бензин из бака и залить хорошее топливо.

Некоторая нестабильность оборотов ХХ при холодном двигателе вполне допускается. Но при прогреве работа двигателя должна стабилизироваться.

3 Ищем проблему в топливной системе

У автомобилей ВАЗ 2106–2109 причиной нестабильного ХХ является карбюратор, а точнее – электромагнитный капан холостого хода. На "классике", т.е. ВАЗ 2105–2107 устанавливают карбюратор "Озон", у которого клапан ХХ расположен справа (если смотреть по ходу автомобиля). На автомобилях 2108–21099 установлен карбюратор "Солекс", у которого клапан расположен сзади, т.е. со стороны салона.

Прежде всего обычно производится проверка крепления клапана, так как он нередко со временем просто откручивается. Если же с креплением проблем нет, следует выкрутить клапан и разобрать. Внутри него расположен жиклер, который необходимо промыть в специальном средстве для чистки карбюраторов и прочистить сжатым воздухом. При этом обратите внимание на состояние провода и место контактного соединения. При необходимости место контактного соединения нужно почистить.

Перед установкой электромагнитного клапана на место желательно поставить новую прокладку, чтобы исключить подсос воздуха. Если после его установки ситуация не изменилась, возможно, клапан полностью вышел из строя. Чтобы проверить это, просто включите и выключите зажигание. Если клапан не издает характерных щелчков, значит, его необходимо заменить.

У более старых моделей ВАЗ вместо клапана установлена заглушка с жиклером внутри. Ее нужно выкрутить, и затем почистить жиклер.


Если клапан в норме, но проблема плавающих оборотов никуда не делась, скорее всего, требуется чистка карбюратора. В этом случае нужно демонтировать карбюратор, выкрутить клапан холостого хода, а также винт регулировки качества смеси холостого хода и винт, отвечающей за регулировку количества оборотов на холостом ходу. Положение регулировочных винтов желательно запомнить. Для этого закрутите каждый винт до упора и посчитайте количество оборотов. При установке винтов на место вы сможете закрутить их до упора, а затем открутить на это же количество оборотов. Таким образом, у вас не собьются настройки карбюратора, если, конечно, вы уверены, что он настроен правильно.

Средство для промывки карбюратора и сжатый воздух можно приобрести в аэрозольных баллончиках. Это позволяет качественно выполнить прочистку даже в домашних условиях.

Затем во все отверстия нужно впрыснуть средство для прочистки карбюратора и продуть сжатым воздухом каждое отверстие. Имейте в виду, что с первого раза добиться хорошего результата не получится, поэтому каждое отверстие нужно прочищать и продувать по несколько раз. После продувки обязательно нужно разобрать карбюратор, т.е. снять верхний блок и заменить прокладку межу верхним и нижним блоками. Причем после сборки место стыка следует промазать автомобильным герметиком.

Дело в том, что со временем прилегающие поверхности искривляются, и в результате их неплотного прилегания происходит подсос воздуха. Особенно часто подобная ситуация происходит на автомобилях 2109 и других модификациях с карбюратором "Солекс".

Не рискуйте совершать действия, если не обладаете достаточной подготовкой и знаниями. Иногда будет достаточно вникнуть в суть проблемы, чтобы проконтролировать затем работу ремонтной службы

Не рискуйте совершать действия, если не обладаете достаточной подготовкой и знаниями. Иногда будет достаточно вникнуть в суть проблемы, чтобы проконтролировать затем работу ремонтной службы

Иногда причины нестабильности холостого хода заключаются в настройках качества смеси. Если обороты слишком низкие и автомобиль периодически глохнет, возможно, смесь сильно обедненная, т.е. в цилиндры попадает много воздуха, в результате чего при взрыве смеси в камере сгорания не образуется необходимое давление. Другими словами, падает мощность, в результате чего снижаются обороты и двигатель глохнет.

В таком случае нужно немного выкрутить болт качества смеси. Делайте это плавно, так как в слишком богатой смеси двигатель "захлебнется" и тоже заглохнет. Причем после этого завести его будет проблематично, пока не просохнут свечи. Характерным симптомом богатой смеси являются громкие хлопки, так как несгоревшее топливо взрывается в выхлопной трубе. Поэтому винт нужно отворачивать лишь до тех пор, пока обороты не перестанут расти. Затем следует подстроить второй винт, отвечающий за количество оборотов, чтобы холостые обороты находились в пределах 800–900 об/мин.

Имейте в виду, что нельзя регулировать обороты, пока двигатель холодный. Предварительно его нужно прогреть до рабочей температуры.

Если перебои на холостом ходу не связаны с работой карбюратора или инжектора, необходимо проверить бензонасос. На "классике" и моделях 2108–2109 бензонасос расположен под капотом. У всех более новых моделей ВАЗ топливный насос расположен под задним сиденьем. Чтобы получить к нему доступ, нужно снять сиденье и демонтировать люк. На фото ниже вы видите бензонасос ВАЗ 2112.


Чтобы оценить состояние агрегата, нужно его разобрать и осмотреть его детали визуально. Вполне возможно, что износилась диафрагма, пришли в негодность прокладки или другие элементы. В продаже существуют ремкомплекты, которые содержат все изнашивающиеся элементы насоса. На современных моделях, таких как ВАЗ 2115, ВАЗ 2110 и пр., независимо 8 или 16 клапанов, причиной неисправности очень часто становится фильтрующая сетка, которая крепится к нижнему торцу бензонасоса. В таком случае ее нужно просто заменить.

4 Проверяем электронные контроллеры

В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика. Прежде всего нужно уделить внимание датчику холостого хода, так как именно он чаще всего вызывает сбои. Однако на стабильность оборотов могут повлиять и другие датчики:

  • массового расхода воздуха;
  • положения распредвала;
  • положения коленчатого вала;
  • положения дроссельной заслонки.

В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика

В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика

Для диагностики датчиков требуется специальное оборудование, поэтому за помощью в такой ситуации следует обратиться в сервисный центр. Если специалисты обнаружат, что барахлит один из датчиков, его придется заменить.

Как правило, когда информации с контроллеров не поступает на ЭБУ, на панели приборов загорается лампочка "двигатель работает в аварийный режиме" (Check Engine).

5 Устраняем проблемы с электрикой

Если результата не дала ни замена свечей, ни замена проводов, возможно неисправность заключается в одном из наконечников

Если результата не дала ни замена свечей, ни замена проводов, возможно неисправность заключается в одном из наконечников

Похожие симптомы появляются и при неисправности высоковольтных проводов, когда они начинают "пробивать". В результате искра не доходит до свечи или до нее доходит слабый импульс. Поэтому в двигателе происходят те же процессы, что и при неисправных свечах. Как правило, несправные провода издают характерный треск, который можно услышать, открыв капот. В темное время суток иногда даже видны вспышки, что позволяет визуально определить, какой из проводов требует замены.

Чтобы определить, какой цилиндр работает со сбоями, заведите двигатель и поочередно отсоединяйте пассатижами наконечники. Если при отсоединении наконечника двигатель сразу же начинает глохнуть или слышны сильные перебои в его работе, значит, цилиндр работает нормально. Если же, отсоединив наконечник, вы не услышали разницы в работе мотора или разница незначительная, значит, именно в этом цилиндре нестабильная искра.

Если результата не дала ни замена свечей, ни замена проводов, возможно неисправность заключается в одном из наконечников. Еще одна распространенная причина нестабильной работы двигателя – это неправильная настройка системы зажигания. Доверить настройку лучше специалистам, так как процедура достаточно сложная. Если же у вас есть навык, поставьте угол опережения на +1 градус, при этом выкрутите болт настройки качества смеси на четыре оборота. Если в автомобиль заливается бензин АИ 95, угол опережения можно увеличить до +4 градусов.

Если настроить зажигание не получается или настройка дает результат лишь на короткий период времени, скорее всего, вышел из строя вакуумный регулятор опережения зажигания, который расположен на трамблере. Как правило, он подлежит замене.

Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные причины, по которым "плавают" обороты при работе двигателя на холостом ходу. Как вы видите, большинство из них можно устранить самостоятельно.

Распространенная неисправность – плавают обороты на холостом ходу, основные признаки:

  • Казалось бы, проблема на скорость не влияет – при интенсивном использовании педали газа, неисправность незаметна. Однако она опасна в пробках, когда мотор может неожиданно заглохнуть, и при торможении двигателем на затяжном спуске;
  • Кроме того, усиленные вибрации не добавляют жизни мотору, и навесному оборудованию. Подшипники вращающихся валов испытывают нетипичные для них осевые нагрузки. Да и пассажирам некомфортно находиться в машине, когда стрелка тахометра скачет от 500 до 1500 оборотов в минуту.

Водитель вынужден постоянно подгазовывать, это отвлекает от дороги, и увеличивает расход бензина.

Итак, проявления плавающего холостого хода:

  • Стрелка тахометра плавно или резко перемещается в диапазоне 1000 оборотов;
  • Автомобиль ощутимо трясет: все время есть ощущение, что он заглохнет; и под капотом. В первом случае – смесь богатая, во втором – обедненная;
  • Вибрации, похожие на троение (при этом вы уверены в исправности свечей и высоковольтной части системы зажигания);
  • Мотор произвольно набирает обороты, затем плавно снижает. Проблема нелинейная, внезапно возникает, и также внезапно пропадает (это несколько осложняет диагностику).

Локализовать неисправность нетрудно. Если (повторимся: при отсутствии иных неисправностей), плавают обороты – смотрим на карбюратор.

Почему плавают обороты – локализация неисправности

Для начала необходимо отсечь близкие к карбюратору потенциальные источники проблемы.

Засорившийся воздушный фильтр

Места подсоса воздуха

Менее распространенная причина – корпус или мембрана вакуумного регулятора трамблера. То есть, устройство, отвечающее за стабильную работу силового агрегата, само является причиной неисправности.

Если ни одна из перечисленных причин не обнаружена – обследуем карбюратор. Тем более что специального оборудования, а тем более электронных приборов не потребуется.

Методика поиска проблемы на отечественных карбюраторных системах

Прежде чем начать поиски неисправности, необходимо проверить правильность регулировки карбюратора. Завод изготовитель устанавливает параметры настройки под идеальные условия эксплуатации – количество кислорода в атмосфере равнинной местности и бензин, соответствующий ГОСТу. И это на новом автомобиле.

В реальности, требуется периодическая подстройка всех 4-5 регулировочных винтов карбюратора. Как минимум два из них, отвечают именно за стабильную работу холостого хода. Настройка производится на работающем двигателе, простой отверткой.

Подстройка винтов карбюратора

Процедура описана в руководстве по эксплуатации, и немного отличается в зависимости от модели карбюратора. Главное условие правильной настройки – отсутствие подсосов, чистый воздушный фильтр, и качественный бензин. Количество кислорода в воздухе соответствует повседневной эксплуатации. То есть, если вы живете на равнине, нет смысла регулировать карбюратор, забравшись по горному серпантину на высоту 800 метров над уровнем моря.

После необходимо завести мотор в штатном режиме, совершить пробную поездку, несколько раз погазовать на нейтральной передаче до максимального значения оборотов. Затем мотор заглушить, и через пару минут снова завести и проверить количество оборотов на холостом ходу с нагрузкой (дальний свет + печка). При необходимости процесс регулировки повторить.

Карбюратор настроен, иных неисправностей нет, но у вас по-прежнему плавают обороты двигателя

Далее следует поиск реальных неисправностей карбюратора.

Промывка каналов карбюратора

По большому счету, иных причин плавающего холостого хода, связанных с карбюратором – нет. Если после проведения вышеуказанных процедур, проблема осталась – значит это банальное троение, со своими симптомами и причинами.

На холодную плавают обороты, при увеличенной подачи топлива в цилиндры для быстрого прогрева, когда во впускном коллекторе имеется подсос неучтенного воздуха, при проблемах с датчиками (кислорода, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, датчика температуры двигателя), низком давлении топлива, неисправном регуляторе холостого хода и ряду других, в зависимости от типа двигателя. При неисправных датчиках ЭБУ выдает некорректные команды, из-за которых на холодную могут плавать обороты двигателя и становится высокими или низкими.

Плавают обороты на холодную

Большинство проблем, независимо от того инжектор это, карбюратор или дизель, одинаковы, однако есть и свои особенности, которые как раз и могут быть причинами того, что возникают провалы оборотов на холодную, а зачастую — и на горячую тоже. Вкратце, все причины, по которым двигатель не держит обороты на холодную, отображены в таблице, но если нужны более конкретные рекомендации по устранению скачков оборотов холодного двигателя — читайте статью и комментарии к ней, где часто автовладельцы делятся своим опытом.

  • прокладка впускного коллектора;
  • прокладка на дроссельной заслонке;
  • патрубок от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • уплотнительное кольцо форсунок;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • вакуумные шланги в системе воздуховода;
  • клапан адсорбера;
  • регулятор холостого хода;
  • колечки форсунок
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик массового расхода воздуха;
  • датчик абсолютного давления воздуха;
  • датчик температуры воздуха во впускном коллекторе;
  • датчик температуры двигателя.
  • неисправные или загрязненные топливные форсунки.
  • высоковольтные провода;
  • вышедшие из строя свечи зажигания;
  • модуль (катушка) зажигания.
  • прокладка головки блока цилиндров;
  • изношенность поршней, колец;
  • клапана.
  • неисправный бензонасос;
  • забитые топливные фильтры;
  • регулятор давления топлива.

КарбюраторНедостаточно топлива либо воздухаНеправильно настроенный карбюратор либо засорены жиклерыНастроить карбюратор, подобрать оптимальное значение оборотов холостого хода, а также почистить жиклеры.

Подсос лишнего воздухаГрязная дроссельная заслонкаПочистить заслонку, проверить ее привод

Неисправность диафрагмыПроверка и при необходимости замена узла

Прокладка карбюратораЗамена узла на новый

Электромагнитный клапанДиагностика и при необходимости замена клапана

  • загустевание топлива;
  • частично вышел из строя насос высокого давления.
  • использовать зимнюю солярку либо пользоваться антигелем;
  • выполнить ревизию насоса высокого давления, при необходимости заменить его на новый.
  • датчик давления воздуха/массового расхода;
  • проблемы в работе ЭБУ.
  • выполнить проверку датчика или его замену;
  • проверить блок управления в автосервисе.
  • уплотнения, резиновые шланги и патрубки топливной системы;
  • топливный фильтр.

Почему на холодную плавают обороты


Общие причины скачущих оборотов

Сначала рассмотрим основные причины указанной неисправности для инжекторных двигателей, поскольку чаще всего именно на нем и возникает данная проблема. К тому же большая часть ниже перечисленных неисправностей будут встречаться на моторах любого типа питания топливом.

Подсасывание атмосферного воздуха

Так как вопрос стоит почему именно холодный двигатель не держит обороты, а при прогреве все приходит в норму, то в данном случае стоит вспомнить обычную физику. Просто по мере прогрева прогреваются и все элементы под капотом, из-за чего их корпуса расширяются и воздух, если и подсасывается, то в меньшей мере. Следовательно обороты выравниваются и больше не скачут.

Типовые детали во впускном тракте, через которые обычно происходит подсос воздуха:

    Прокладка впускного коллектора. Как и большинство прокладок, она со временем дубеет и сохнет. Соответственно, через коллектор начинает проникать воздух, который не учитывается датчиками (в частности, ДМРВ, ДАД и другими). Из-за излишнего воздуха в системе двигатель начинает “задыхаться” и в конечном итоге глохнет.

У карбюраторных автомобилей еще может происходить подсос воздуха в следующих местах:


  • Регулировочный болт топливной смеси. В случае, если он поврежден или неправильно настроен, то возможно, что при холодном двигателе в карбюраторе будет образовываться топливовоздушная смесь с неоптимальными параметрами.
  • Прокладка под карбюратором. При ее повреждении либо просто старении она может пропускать через себя внешний воздух, из-за чего также будет образовываться неподходящая для “холодного” режима топливовоздушная смесь.
  • Дроссельная заслонка, если она не плотно прилегает на свое посадочное место. Если на инжекторных двигателях заслонка приводится в движение сервоприводами, то у карбюраторных машин у заслонки обычно привод механичский — через металлический тросик. Поэтому причиной неплотного прилегания может быть как грязная заслонка, так и проблемы с тросиком. Например, его загрязнение, повреждение рубашки, появление на нем грязи либо ржавчины.
  • Оси дросселей. При их загрязнении или повреждении нормальная работа дросселя нарушается. Соответственно, возможен сбой холостых оборотов в различных режимах работы двигателя, в том числе, на холодную.
  • Диафрагма демпфера дросселя. Ее задача состоит в обеднении топливовоздушной смеси до оптимальных показателей. При ее повреждении (трещины, старение) возможен подсос воздуха. Результат будет аналогичный — нестабильные обороты в разных режимах работы мотора.
  • Электромагнитный клапан. Его основная задача заключается в том, чтобы снизить расход топлива двигателем. Реализуется это путем того, что клапан перекрывает канал, по которому подается топливовоздушная смесь. Если клапан неисправен совсем, то его игла будет полностью перекрывать этот канал и двигатель попросту заглохнет. Если же электромагнитный клапан лишь частично вышел из строя, то обороты двигателя, в том числе, на холодную, будут нестабильными.

Низкое давление топлива

По такой же частой причине, как и подсос воздуха, на холодную не держит холостые обороты мотор из-за низкого давления в топливной системе. В свою очередь это может быть вызвано следующими причинами:


  • Грязный топливный фильтр. Причем загрязненными могут быть как основной топливный фильтр, так и сеточка на бензонасосе инжекторных машин. Грязь в фильтре не пропускает топливо, из-за чего возникает “голодание” и нестабильные обороты в разных режимах работы двигателя.
  • Регулятор топлива. При полном выходе его из строя двигатель, скорее всего, заглохнет полностью. Если же он поломан частично, то обороты будут “плавать”, в том числе, на холодную.
  • Бензонасос. Это касается как карбюраторных, так и инжекторных двигателей. В первом случае проблемы будут только механического характера. У инжекторных же бензонасосов могут износиться лопасти, выйти из строя подшипник, нарушиться электропроводка.
  • Низкая компрессия. В том числе возможна различная компрессия по разным цилиндрам. Особенно это ощущается на холоде, когда на морозе цилиндры немного уменьшаются в размерах, а после прогрева увеличиваются, и соответственно, компрессия возрастает.
  • Неравномерная подача топлива по цилиндрам. Тут возможны разные причины. Начиная от загрязненных форсунок и заканчивая сбоем в системе зажигания. Например, могут иметь место пропуски зажигания.
  • Несоответствие момента впрыска и подачи искры. Как правило, причиной этого становится датчик положения коленчатого вала. Однако при этом холостые обороты будут нестабильными не только на холодную, но и в других режимах работы двигателя.

Регулятор холостого хода


При его частичном выходе из строя или загрязнении он может заедать и после запуска двигателя не сразу устанавливать необходимые значения оборотов. Заедание РХХ возможно как в холодную, так и в теплую погоду.

Вообще, регулятор холостого хода предназначен для корректировки (увеличение либо уменьшение) подачи топлива в камеру сгорания. Работает устройства на основе иглы и штока. Включается во время перехода двигателя на холостой ход, то есть, при низких оборотах. Один из признаков неисправности регулятора холостого хода является тот факт, что двигатель может нормально работать под нагрузкой, однако на холостых оборотах глохнуть. Аналогично, водитель вынужден “подгазовывать” во время запуска мотора. При неисправном РХХ значение оборотов холостого хода могут изменяться после увеличения нагрузки на двигатель (аккумулятор). В частности, при включении внешнего освещения, кондиционера, системы климат-контроля и других потребителей.

Датчики двигателя


  • датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ); (ДМРВ);
  • датчик абсолютного давления воздуха (ДАД);
  • датчик температуры воздуха на впуске в коллектор (ДТВВ);
  • датчик температуры двигателя.

Перечисленные выше датчики в некоторых случаях (при полном или частичном выходе из строя, например, в результате старения/износа) при критических условиях эксплуатации могут выдавать некорректные данные на электронный блок управления двигателем. И соответственно, ЭБУ будет выдавать сигналы, из-за которых на холодную сильно плавают обороты. Причем, может иметь место как повреждение, так обычное загрязнение.

При повреждении датчика температуры зачастую после первой попытки запустить двигатель он глохнет в случае, если не подхватить обороты педалью акселератора. После второго запуска обычно мотор работает нормально, но “плавают” обороты. Они то опускаются от 1000 об/мин примерно до 700. 800 об/мин, после этого “подскакивают” выше тысячи и опять падают. Так может продолжаться до тех пор, пока двигатель более-менее не прогреется.

Так происходит поскольку если электронный блок управления “видит”, что от датчика поступает некорректная информация либо сигнал не поступает вообще, то его алгоритм устроен таким образом, чтобы перейти в аварийный режим. В этом случае вместо сигнала от датчика ЭБУ берет для расчетов усредненные данные, и параллельно формирует в памяти ошибку. Например, если вышел из строя датчик температуры двигателя, то вместо данных от него будет учитываться температура окружающего воздуха. Соответственно, пока двигатель не прогреется, то обороты будут “плавать”. Причем, чем на улице будет холоднее — тем больше будет разброс и непредсказуемость оборотов.

Аккумуляторная батарея


На некоторых машинах проблемой того, что плавают обороты на холодную, является слабый заряд аккумуляторной батареи. То есть, АКБ изначально хватает заряда, чтобы запустить мотор, однако потом ее емкость значительно падает, и энергии бывает недостаточно для нормального питания других потребителей.

Одним из таких примеров может служить ситуация, когда из-за низкого напряжения в бортовой сети автомобиля обнуляются настройки дроссельной заслонки. Соответственно, датчик выдает некорректную информацию на ЭБУ, и обороты плавают. По мере прогрева двигателя происходит подзаряд аккумулятора и на большинстве автомобилей происходит самостоятельное “обучение” (то есть, самонастройка) дроссельной заслонки. Таким образом, через некоторое время после запуска обороты перестают прыгать и стабилизируются. Соответственно, во избежание подобных проблем необходимо не только регулярно подзаряжать аккумулятор (особенно в зимнее время), но и следить за его состоянием, при необходимости купить новую батарею.

В некоторых случаях отмечается, что проблема с плавающими оборотами, в том числе, на холодную пропадают после замены аккумулятора на новый. В процессе замены происходит обнуление ошибок в памяти ЭБУ, то есть, его перезагрузка. А плавающие обороты могут быть результатом указанных ошибок. Сами ошибки, чаще всего, связаны с некорректной работой датчиков (или выходом из строя).

Известны случаи, когда обороты плавали, когда батарея была не только недозаряжена, но и когда в ней был понижен уровень электролита, окисленных клемма либо были другие поломки в ней. Обратите внимание, что плавающие обороты по причине аккумуляторной батареи будут более вероятны для автомобилей, оснащенных большим количеством дополнительного электрооборудования, например, электроусилитель руля, много дополнительного освещения, мощная аудиосистема и так далее.

Кислородный датчик

В автомобилях с электронной системой управления двигателем конструкцией предусмотрено использование кислородного датчика который анализирует количество СО2 и корректирует подачу топлива. Однако работает эта система только в разогретом состоянии. Соответственно, после запуска двигателя ЭБУ дает сигнал на то, чтобы как можно быстрее прогреть лямбда датчик путем использования большего количества топлива и воздуха. Соответственно, в процессе прогрева в течение нескольких первых секунд (около 15…20 секунд) возможна ситуация, когда прыгают обороты на холодную. По мере прогревания работа двигателя стабилизируется.

Износ деталей ЦПГ

На холоде металлические детали цилиндропоршневой группы незначительно уменьшаются в объемах, что приводит к снижению компрессии в цилиндрах. То есть, при запуске двигателя на холодную люфты между деталями больше, а по мере разогрева мотора они увеличиваются, компрессия возрастает, и обороты холостого хода выравниваются.

Почему плавают обороты на холодную карбюратор


  • Неправильная настройка карбюратора. Чаще всего причиной нестабильных оборотов, в том числе на холодную, является некорректная настройка карбюратора (работа на холостых).
  • Грязная дроссельная заслонка или подклинивание хода. Вместе с проверкой чистоты дроссельной заслонки также имеет смысл проверить ее привод.
  • Износилась диафрагмы пускового устройства. Если диафрагма частично выйдет из строя (на холодную резина может попросту задубеть), то обороты двигателя будут нестабильными. В таких случаях диафрагму меняют на новую.
  • Прокладка карбюратора. При потере герметичности лишний воздух будет попадать в топливовоздушную смесь и пока резина не разогреется обороты двигателя будут плавать. Хотя они могут быть нестабильными и после прогрева мотора.
  • Электромагнитный клапан. При выходе его из строя нарушается расход топлива.

Почему плавают обороты на холодную дизель

Запуск дизельного двигателя в морозную погоду зачастую усложняется тем, что у солярки температура загустевания выше, чем у бензина, поэтому зачастую при значительных морозах она попросту с трудом прокачивается по топливной системе. И соответственно, после запуска тоже могут быть проблемы с нормальной работой двигателя в разных режимах работы двигателя, в том числе, плавающие холостые обороты.

Иные причины, почему плавают обороты холостого хода на холодную у дизельного двигателя:


Заключение


Если у вас плавают обороты холостого хода ВАЗ 2114 инжектор, то вам обязательно нужно ознакомиться с нижеследующей статьей, в которой мы расскажем об основных причинах такого поведения вашего двигателя, а также приведем краткие рекомендации по исправлению ситуации.

Причины по которым плавают обороты холостого хода на инжекторных ВАЗ 2114

Всего существует 7 основных причин, по которым могут плавать холостые оборота инжекторного двигателя ВАЗ 2114.

датчик массового расхода воздуха. Для проверки вы должны замерить напряжение между зеленым и желтым проводком, оно должно быть в пределах от 0,99 до 1, 00. Если это не так – меняем датчик.

Для проверки выставляйте мультиметр в позицию 20-ти вольт.

регулятор холостого хода. К сожалению, точного рецепта определения его неисправности нет, только менять и смотреть, устранится ли проблема.


датчик коленчатого вала. Для его проверки, выставьте на нем положение, когда максимальное значение будет равно 200 мВ. После этого его выводы подключите к мультиметру и проведите отверткой над сердечником. Вы должны наблюдать скачки напряжения. Если их нет – меняем датчик коленчатого вала.

проводка датчик скорости. Проверка очень проста: визуальный осмотр на предмет явных повреждений, а также зачистка контактов в случае обнаружения даже минимального окисления.

датчик положения дроссельной заслонки. Тут все очень просто, нужно прочистить дроссельный узел, так как сам датчик вряд ли поломался. Как это сделать, вы можете посмотреть и почитать в нашей статье о том, как производится чистка дроссельного узла.

свечи зажигания. Вам нужно выкрутить свечи и проверить их на предмет нагара и других загрязнений. Если подобное будет обнаружено, то лучше всего их заменить, чистка это слишком кратковременное решение.

электромагнитный клапан холостого хода. Для его проверки, вы должны отсоединить от него питание, после этого завести автомобиль и прикоснуться проводом питания к контакту, от которого его отсоединяли. Вы должны услышать четкий щелчок, если его нет – проводим замену соответствующего узла машины.

Что делать, если ничего не было выявлено?

Если ни одна из причин описанных выше не была обнаружена, то у нас для вас не самые радостные вести – вам придется обращаться на станцию технического обслуживания автомобилей, так как все остальные узлы, из-за которых плавают холостые обороты ВАЗ 2114 инжектор могут быть проверены и исправлены только на специальном оборудовании и исключительно опытными мастерами.

Принцип работы

Включая зажигание, бортовой компьютер начинает тестировать систему. Слышно, как запускается бензонасос, а на панели приборов загораются все лампочки. В то же время, регулятор холостого хода целиком перекрывает воздушный проток, а блок управления просчитывает требующееся количество шагов и убирает иглу, приоткрывая канал в нужное положение.

Расстояние до воздушного протока может быть различным и зависит от параметра: горячий или холодный мотор. Например, для прогрева требуется богатая смесь, значит игла максимально выдвинута, а для эксплуатации на горячем двигателе смесь бедная, то есть регулятор убирает ходовой винт, увеличивая подачу воздуха.


Плавают обороты на холостом ходу ВАЗ 2114: причины неисправности и способы решения проблемы


Режим холостого хода

Холостой ход — режим работы автомобильного мотора при включённой нейтральной передаче. Он характеризуется минимальной нагрузкой на двигатель и небольшим расходом топлива.

Режим холостого хода используется:

  1. для доставки моторного масла из картера двигателя к узлам трения после длительной стоянки автомобиля;
  2. для прогревания силового агрегата в холодное время года;
  3. в случаях, когда выключение мотора невозможно или нежелательно.



Движение стрелки прибора показывает изменение количества оборотов двигателя

Определить конкретную причину, вызвавшую неисправность, непросто, но игнорировать её нельзя — это может привести к критической поломке мотора и необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ. Кроме того, езда на автомобиле с двигателем, нестабильно работающим в режиме холостого хода, отвлекает внимание водителя. Ему приходится постоянно следить за изменениями числа оборотов и держать ногу на педали газа, не давая мотору заглохнуть при торможении или кратковременной остановке.

Причины возникновения неисправности

Среди причин, приводящих к неправильной работе двигателя в режиме холостого хода, выделяются проблемы с датчиками, которые передают информацию на электронный блок управления.

К ним относятся неисправности датчиков:

  1. регулятора холостого хода (РХХ);
  2. массового расхода воздуха (ДМРВ);
  3. положения коленчатого вала (ДПКВ);
  4. положения узла дроссельной заслонки;
  5. скорости автомобиля (ДСА).

Появление плавающих оборотов коленчатого вала также вызывает:

  1. неисправность электромагнитного клапана холостого хода;
  2. загрязнение воздушного фильтра и свечей зажигания;
  3. повреждение высоковольтных проводов;
  4. износ прокладок и заглушек в месте соединения впускного коллектора с цилиндрами;
  5. неисправность клапана EGR, который регулирует выброс отработанных газов.

Основные причины, по которым плавают обороты двигателя на ВАЗ-2115

Если вы заметили, что у вашего автомобиля плавают обороты, то нужно как можно скорее заняться поиском первопричины. Как уже говорилось выше, данная проблема достаточно неприятна, и чем раньше ее устранить – тем лучше. Причин, по которым обороты двигателя начинают плавать, имеется множество, в том числе и у инжекторных авто. Их полное перечисление займет довольно много места, поэтому мы ограничимся только лишь основными.

  • повреждение высоковольтных проводов, в том числе и из-за банального износа;
  • вышедший из строя регулятор холостого хода;
  • свечи – загрязнение, выработанный ресурс, низкое качество;
  • неисправность датчика рециркуляции выхлопных газов;
  • некорректная работа датчика массового расхода воздуха.

Также следует указать еще одну, достаточно распространенную причину. Речь идет о банальном попадании в систему впуска воздуха извне . Впрочем, самое первое, на что следует обратить внимание при возникновении данной проблемы – это датчик ХХ.

Способы устранения плавающих оборотов двигателя

Приступая к поиску и устранению причин, вызывающих нестабильную работу мотора в режиме холостого хода, в первую очередь нужно проверить:

  • Состояние воздушного фильтра и свечей зажигания. При критическом загрязнении их нужно заменить.
  • Целостность изоляции высоковольтных проводов. При обнаружении повреждений они подлежат замене.

Рекомендуется убедиться в отсутствии подсоса в месте сочленения впускного коллектора с цилиндрами двигателя. Для этого при работающем моторе нужно последовательно обрызгать очистителем карбюратора или другой горючей жидкостью все стыки в местах соединения. Если туда поступает атмосферный воздух, мотор автомобиля резко задёргается, почему при обнаружении повреждённой прокладки или заглушки элемент заменяют.Рассмотрим остальные элементы устройства автомобиля, неисправность которых может повлиять на бесперебойную работу двигателя ВАЗ 2114 в режиме холостого хода.

Проверка герметичности впускного коллектора (видеогид)

Рассмотрим остальные элементы устройства автомобиля, неисправность которых может повлиять на бесперебойную работу двигателя ВАЗ 2114 в режиме холостого хода.

Устранение неисправностей

Если на вашем ваз 2114 плавают обороты на холостом ходу, то поиск причин следует проводить в следующем порядке. Сначала следует проверить состояния свечей. Очень часто к подобной проблеме могут приводить именно они. Если свечи окислены, имеют нагар или другие загрязнения, то следует их очистить и проверить работу двигателя. Еще точнее проверку можно провести, заменив старые свечи на новые.

Если свечи в порядке, то нужно проверить целостность бронепроводов и, в случае обрыва, заменить их. Следующим шагом станет проверка воздушного фильтра. При сильном загрязнении либо повреждении его также следует заменить на новый. Если после подобных замен мотор все еще работает не стабильно, значит следует перейти к проверке электронных элементов.

Исправна ли система EGR на инжекторе



Необходимо следить за чистотой седла клапана

Внимание! Если очистка узла не дала положительного результата, устройство подлежит обязательной замене.

Правильно ли работает регулятор холостого хода



Отказ РХХ — частая причина появления плавающих оборотов двигателя

Внимание! Если перед демонтажем устройства не отключить аккумулятор, электронный блок управления не откалибрует РХХ.

Маркер неисправности и причины

  • мучительный запуск ДВС, особенно зимой;
  • плавающие обороты на горячую, в диапазоне 850–1100;
  • мотор замирает, если перейти на нейтральную передачу и сбросить газ;
  • прошивка скидывает обороты до 800–900 на холодном ДВС (менее 40 °C), не дождавшись полного прогрева.

Перечисленные симптомы с большой вероятностью говорят о проблемах с РХХ. Внутри датчика постоянно происходит движение, поэтому появляется естественный износ. Часто в ходовом винте и роторе. Даже небольшой люфт не позволяет ЭБУ правильно выставить шаги, поэтому топливная смесь получается некорректной, из-за чего мотор работает неправильно. Иногда банально засоряется воздушный клапан, что также негативно отражается на работе топливной системы.

Как проверить

Новый или б/у регулятор холостого хода от ВАЗ 2115 можно проверить. Для этой цели понадобится мультитестер, который следует перевести в омметр. На выходе датчика есть 4 контакта: A, B, C, D. Сначала тестируем A-B (первая обмотка), затем C-D (вторая обм.). Для модели 2112-1148300-02 традиционное сопротивление 51 (±2) Ом, а для 2112-1148300-01 — 53 (±5) Ом. Если снимаемые параметры стремятся к бесконечности, то вероятнее всего в цепи обмоток обрыв.


Внимание! Игла на новом регуляторе должна быть полузакрытой, то есть, торчать из корпуса не более, чем на 23 мм. Если она сильно выступает из тела регулятора, то при монтаже могут повредиться шлицы ходового винта. Вернуть иглу в нижнее положение возможно. Для этого необходимо подключить питание (12 В) и вдавить шток.

Исправность ДМРВ

  • Заглушим мотор и включим зажигание.
  • Замерим величину напряжения на разъёме подключения между контактами зелёного и жёлтого проводов. Показания мультиметра должны находиться в диапазоне 0,99 – 1,02 B.

Внимание! Устройство можно демонтировать и почистить с помощью аэрозоля для карбюраторов, но это помогает не всегда. В случае критической неисправности детали её придётся заменить.

Видео: Проверяем датчик массового расхода воздуха

Чистота узла заслонки

Узел дроссельной заслонки диагностируется при помощи визуального осмотра на предмет загрязнения. Очищают деталь ватными палочками и зубной щёткой, смоченной чистящим раствором. Для удобства выполнения работ устройство демонтируют. После чистки рекомендуется продуть все каналы и патрубки узла сжатым воздухом, используя насос для подкачки шин.



Чтобы очистить деталь, её необходимо демонтировать

Внимание! Канал, отвечающий за отвод газов из картера, рекомендуется перед продувкой полностью залить чистящим раствором — диаметр элемента очень мал и другой способ доступа к нему невозможен.

Видео: Как почистить дроссельную заслонку

Можно ли продиагностировать ДПКВ и ДСА

О поломке ДПКВ и ДСА (датчик Холла) сигнализирует индикатор Check Engine, загоревшийся на приборной панели автомобиля. Проверка этих устройств возможна только с помощью специальных приборов (осциллографов). Предварительно можно проконтролировать целостность проводки — в случае её нарушения повреждения следует устранить.

  1. Датчик ДПКВ установлен на кронштейне, расположенном в непосредственной близости от шкива привода генератора.
  2. ДСА размещён на механизме привода спидометра коробки переключения передач.

Для более подробного ознакомления с методами обнаружения неисправностей, связанных с нарушением работы мотора в режиме холостого хода, рекомендуется посмотреть следующий видеоролик.

Видео: Компьютерная диагностика проблем холостого хода ВАЗ 2114

Итак, основные действия по избавлению автомобиля от плавающих оборотов двигателя на холостом ходу рассмотрены. Помните: если самостоятельное выполнение данных операций не приведёт к положительному результату, придётся обязательно обращаться на станцию ТО с необходимым оборудованием для диагностики и квалифицированными мастерами-ремонтниками.

Проверка состояния

Если есть тестер для проверки, то процедура упрощается. Но диагностировать работоспособность можно и без помощи специальных анализаторов. Здесь без помощи друга, коллеги, соседа или просто знакомого не обойтись. Нужно присоединить разъем к снятому датчику. Аккуратно поставить палец на конусную иглу и ее кончик. При этом нужно помнить, что давить на иглу нельзя. После этого просим завести машину (включить зажигание). Палец должен почувствовать небольшие вибрации (толчки). Это говорит о рабочем состоянии регулятора.


Датчик холостого хода ВАЗ 2114

Далее осматриваем сам РХХ на предмет выявления его загрязненности. Почистить его необходимо, так как это увеличит срок его службы и отразится на оборотах двигателя и его работе. Чистится он просто. Берем очиститель специальный, предназначенный для карбюратора. Стоит недорого, продается в любом магазине для авто, а также во многих гипермаркетах в отделе для автомобиля. В жидкость обмакиваем ватную палочку и аккуратно промываем все контакты.

Шток, пружину и конусную иглу также заливаем очистителем и при помощи старой зубной щетки убираем все загрязнения. Для улучшения показателей также чистим и дроссельную заслонку. Прежде чем вернуть РХХ на место лучше также очистить клапан и его седло, а также площадь всей поверхности, на которую крепится уплотнительное кольцо. Само кольцо-уплотнитель обмазываем маслом для мотора и ставим в обратном порядке все на место.

В своей основе они имеют либо нарушение подачи топлива в двигатель, либо отказ в работе элементов системы зажигания.

подсос постороннего воздуха Солекс

Места вероятного подсоса воздуха в карбюратор

— Засорен топливный или (и) воздушный жиклер системы холостого хода карбюратора Солекс

Необходимо прочистить топливный жиклер СХХ находящийся в наконечнике электромагнитного клапана (ЭМК) и воздушный жиклер СХХ.

ЭМК ЭПХХ

Электромагнитный клапан карбюратора Солекс с топливным жиклером СХХ

воздушный жиклер СХХ Солекс

Воздушный жиклер и воздушный канал СХХ Солекс

— Неисправна система принудительного холостого хода (ЭПХХ) или ЭМК
— Засорен воздушный фильтр двигателя

Степень загрязнения должна быть довольно высокая. Замените его на новый.

загрязнение фильтрующего элемента

Воздушный фильтр двигателя

— Неисправны элементы системы зажигания
— Нарушена подача топлива в карбюратор

минимальное выступание толкателя

Минимальное регулируемое выступание толкателя требуемое для правильной работы бензонасоса

— Повреждена прокладка головки блока цилиндров
— Нарушены фазы газораспределительного механизма

Проверьте положение установочных меток привода газораспределительного механизма. А также натяжение ГРМ. Перескочивший на зуб-другой ремень вызывает смещение фаз ГРМ и нарушение работы двигателя на холостом ходу.

метки ГРМ 2108

Установочные метки привода ГРМ карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Прогорел клапан
Примечания и дополнения

— Перед началом выявления причин появления плавающих оборотов холостого хода двигателя необходимо провести визуальный осмотр подкапотного пространства двигателя. Соскочивший провод, не до конца надетая фишка, перегнутый шланг и т.п. не дадут двигателю нормально работать, и отнимут время и силы, потраченные на поиск неисправности.

Еще статьи сайте по двигателям автомобилей ВАЗ

Посмотрите малую ветвь системы вентиляции картера. Особенно ту ее часть, что находится непосредственно на карбюраторе: штуцер и выходное отверстие под дроссельной заслонкой так как они засоряются чаще всего. На холостом ходу весь поток газов, вытягиваемых из картера через систему вентиляции должен идти через ее малую ветвь и выводится под дроссельную заслонку. Большая ветвь (толстый шланг) работать не должна. В случае, если малая ветвь не работает (забита отложениями), то газы поступают через большую ветвь, а это нарушает смесеобразование на холостом ходу. Отсюда и проблема с холостым ходом двигателя.
Возможно дела обстоят именно так.

Здравствуйте.Есть одна проблема,которую не могу решить.Поэтому обращаюсь к Вам.Карбюратор Солекс на Тавря нова.Полностью промыт и все мембраны поменяли.Свечи новые,в бензонасосе сменил мембраны.,выставили ХХ.Но он не всегда ровный.Кроме этого,при запуске холодного двигателя нужно какое-то время для прогрева подержать на подсосе. Самое интересное,что когда отсоединяешь трубку вентиляции картера (толстую) — ХХ идеальный.Думаю,проблема с картерными газами,которые влияют на смесь.Что лучше сделать,что посоветуете?

Читайте также: