Снятие генератора камаз 65115

Обновлено: 29.06.2024

Ток при этом поступает на лампу, минуя резистор выключателя, и лампа светит полным накалом. Г цена — от 2 руб.

В сердечник 8 ввернут толкатель 9, который упирается в шток 3 запорного устройства.
КамаЗ разбираем генератор часть 3 (проверка шоколадки )

Сердечник набран из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком и соединенных сваркой по наружной поверхности пакета. Технические параметры Генераторная установка ГА имеет номинальное напряжение 24 В и мощность Вт.

Общая схема

Такие батареи изготовляют несколько заводов. Предостережение: Ошибочное подключение массы к положительному выводу аккумулятора приведет к выходу из строя регулятора напряжения и встроенных в генератор диодов.

Регулятор содержит измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей присоединен к корпусу автомобиля через дистанционный выключатель.

Технические параметры Генераторная установка ГА имеет номинальное напряжение 24 В и мощность Вт. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен находиться в диапазоне от 0,6 до 1 см.

АКБ используются повышенной емкости, работают в паре и последовательно соединены между собой; Генератор.

Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею.

На регуляторе напряжения, встроенном в щеткодержатель генератора, установлен переключатель сезонной регулировки. В случае обнаружения неправильной работы генератора пониженное или повышенное напряжение во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи и электропотребителей необходимо отключить генератор от бортовой сети.

Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети.
МЕНЯЕМ РЕЛЕ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ. КАМАЗ.

Принцип работы

В большинстве случаев такая проблема обусловлена пробоем в проводке.

Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца.

Заводят двигатель и проверяют работу новых ремней. Катушки закреплены в сердечнике статора текстолитовыми клиньями. Номинальное напряжение генератора Г составляет 28 В, а мощность — ВТ.

И за годы выпуска на его базе в заводской программе были построены: Седельный тягач; Грузовик с удлиненной бортовой платформой; Семейство двухосных аналогов. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить.

Кроме того, причина может заключаться и в вышедшем из строя генераторе. Водитель шаланды в сердцах рассказывает нам о том, как владельцы этой машины, возящей металл и приносящей неплохой доход, стараются сэкономить на ремонте, раз за разом отсылая машину в рейс.



Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования РООВ предназначено для недопущения возбуждения генератора при использовании электрофакельного устройства ЭФУ. Система внутреннего освещения Система предназначена для освещения рабочего места водителя, контрольноизмерительных приборов, грузовой платформы автомобиля. Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею.

На зарядных станциях аккумуляторные батареи, приводимые в рабочее состояние, а также снятые с машин, заряжаются, как правило, при постоянной величине зарядного тока. Каждая фаза состоит из последовательно соединенных катушек, намотанных проводом с эмалевой изоляцией. Подать напряжение 13 В. Водостойкое исполнение генератора обеспечивается применением соответствующих покрытий поверхности его деталей и пропиткой обмоток водостойкими лаками.

Похожие записи

Ток нагрузки максимальный, А Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т.

На штоке 3 закреплены подпружиненные контактные пластины 1 и 2. Для диагностики вам потребуется мультиметр, который, собственно, используется всегда для обнаружения неисправностей в проводке.

Совет: во время длительной стоянки следует своими руками отключать выключатель массы, поскольку АКБ разряжаются через обмотку возбуждения генератора даже при неработающем двигателе. Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. На корпусе генератора предусмотрены проушины лапы для монтажа этого узла на двигатель, а также для регулировки положения генератора и натяжения приводного ремня.

Комментарии и отзывы

Вращая крепежный болт, устанавливают необходимое натяжение. На автомобиле КАМАЗ выключатель приборов и стартера коммутирует только цепь обмотки РВМ и цепь управления регулятора напряжения, где ток составляет доли ампера. Применение контактной пластины 1 значительно уменьшает эрозию основных контактных пластин 2. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен находиться в диапазоне от 0,6 до 1 см.

В крышке размещен блок выпрямителей и щеткодержатель. Подготовка к заряду на зарядной станции проводится в следующей последовательности: Наружным осмотром определяется состояние моноблока, крышки аккумуляторной батареи и полюсных выводов; Измеряется плотность электролита во всех аккумуляторах каждой батареи. С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газо-выделение.

ГО цена — от 3 руб. Генераторная установка представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой с протяжной вентиляцией.

Генератор переменного тока Г рис. Натяжение ремней производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения. При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды.
принцип работы генератора

Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее – ИТ) в процессе работы силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статор и ротор.

Штатное расположение: фронтальная часть двигателя. Фиксация на трех металлических лапах к корпусу. Генераторная установка (далее — ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего — два). Оба должны быть одинакового расчета, иначе устройство будет некорректно работать.

В силу различных обстоятельств, в том числе, систематическая эксплуатация, ГУ и его элементы выходят из строя. Своими руками восстановить работоспособность агрегата крайне сложно, особенно без наличия опыта. Поэтому, на первых порах воспользуйтесь методическими рекомендациями, помощью специалистов СТО.


Какой генератор установлен на КАМАЗ

С внутренней стороны ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения – звезда. Ротор – это стальной вал, на тыльной поверхности которого напрессованы магнитопроводы, между которыми установлена обмотка из меди.

К кольцам вала припаяны провода обмотки возбуждения, медно-графитовые щетки. После активации зажигания ток от аккумуляторной батареи проходит сквозь щетки, обмотку, образуя магнитное поле.

Таким образом, приводится в движение ротор, а переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.


Для вращения ГУ нужен АКБ. Когда фактическое напряжение при работе агрегата будет выше напряжения батареи, генератор начнет раздавать питание потребителям батареи. Благодаря этому, сила тока бортовой сети поддерживается в заданном диапазоне.

Технические характеристики

Если переменный ток равен 60 А, то 2200 оборотов в минуту.

Фото генератора

Оригиналы и аналоги, цена, артикулы

Как проверить реле регулятора генератора. Своими руками, при помощи мультиметра. Очень просто

Этот прибор, не смотря на свою компактность, убережет вашу батарею и сделает ее срок службы намного больше.

Для начала определение

Реле-регулятор – это устройство, которое регулирует ток от генератора автомобиля, не давая перезарядить аккумулятор, уберегая его от перезаряда, губительного для батареи. Таким образом, это устройство намного продлевает срок службы АКБ.

По сути это просто стабилизатор напряжения, который не дает напряжению от генератора превышать порог в 14,5 Вольта, это очень точный прибор и обязательный для всех типов автомобилей. Однако его можно различить на два типа.

Типы реле – регулятора

  • Совмещенный со щеточным узлом. Обычно крепится на сам генератор, в корпусе где находятся щетки, находится и реле-регулятора.
  • Отдельный. Обычно крепится на кузове автомобиля, провода идут от генератора на него, а только после на аккумулятор.

Корпуса неразборные и туго и у другого типа (зачастую залиты герметиками или специальными клеями), то есть они не ремонтируются. Если честно то стоят они достаточно дешево, особенно на наши ВАЗ, так что легче купить новый, чем ковырять старый.

Это самые распространенные виды, конечно, раньше были так называемые совмещенные с клеммами, но они не прижились, потому как устройство не очень удобное, поэтому про них рассказывать не буду.

Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ

Причинами поломок, являются:

  • недостаточное натяжение ремня приводных механизмов;
  • загрязнение контактов на кольцах;
  • механическое повреждение блока выпрямителей;
  • чрезмерный износ щеток;
  • заклинивание (зависание) щеток;
  • короткое замыкание в обмотке;
  • обрыв цепи питания;
  • неисправен регулятор напряжения;
  • износ роликового подшипника;
  • ослаблена фиксация шкива;
  • повреждены лопасти вентилятора.

Проверяем обмотку ротора

Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др. Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается. До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.

После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами. В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.

Замена и ремонт генератора на КАМАЗ

Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:

Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составные элементы от грязи, пыли, продуваем потоком сжатого воздуха, просушиваем.


Заменяем изношенные элементы новыми по мере необходимости и обнаружения дефектных. Генератор подлежит замене в сборе, если в его корпусе выявлены трещины, сколы, надломы.

Запрещено дальнейшее использование оборудования, если в нем имеются неисправности.

Как подключить

Схема подключения генератора КамАЗ Евро-2 и других моделей есть в руководстве пользователя.

Генераторная установка подключается следующим образом:

Если привода были соединены неправильно, то может выйти из строя электронная система транспорта или сама генераторная установка.

Схема подключения

Установка ИТ своими руками:

  1. Фиксируем ГУ на опорные кронштейны, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
  2. Укладываем ремни в канавки.
  3. Вкручиваем болты крепления, не затягиваем до упора.
  4. Выводим корпус ГУ вверх, затягиваем болты крепления планки.
  5. Стягиваем разрезную опору.
  6. Затягиваем крепежи генератора динамометрическим ключом с усилием 39.0 Нм.
  7. Проверяем величину прогиба ремня. Диапазон не должен превышать 15 – 20 мм.
  8. Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
  9. Опускаем кабину.
  10. Надеваем клеммы АКБ.




Проверка регулятора напряжения

Регулятор предназначен для стабилизации вырабатываемого напряжения перед подачей на бортовую цепь автомобиля, в том числе и на аккумулятор для его подзарядки. Определить его исправность самостоятельно можно не иначе как проверить зарядку генератора, вернее, величину напряжения, подаваемого ним на В зависимости от марки и модели машины оно может составлять от 13,5 до 15,5 В. Поэтому до того, как проверить работу генератора на предмет исправности регулятора, необходимо точно узнать, какой вольтаж он должен выдавать. Эту информацию можно почерпнуть из руководства по эксплуатации автомобиля.

Как проверить генератор мультиметром? Для этого переключите прибор в режим вольтметра и, соблюдая полярность, подсоедините его щупы к клеммам аккумулятора при неработающем двигателе. Нормальным считается напряжение в пределах 12-12,8 В. Далее заведите мотор и повторите процедуру. Напряжение на клеммах аккумулятора должно вырасти до 13,5-15,5 В. Только в этом случае регулятор можно считать работоспособным. Увеличение или уменьшения величины напряжения, наоборот, говорит о том, что он неисправен.

Назначение устройства

Автомобили КамАЗ укомплектованы электрическим контуром, построенным по классической схеме с одним кабелем. Такая комплектация предусматривает один кабель для потребителей, в качестве кабеля номер два выступает остов машины. Работа эффективного электрического поля в схеме машины КамАЗ — 24 вольта, показатель достигается за счет применения аккумуляторов и устройства, генерирующего электрическое упорядоченное движение частиц.

Генерирующее устройство 4502.3771, Евро (3,4):

Генератор, это механизм, вырабатывающий электрическое упорядоченное движение частиц, и передающий созданный продукт проводке машины. Назначение механизма машины, питать потребителей при функционировании силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторам для дальнейшего накопления.

Механизм, генерирующий электрику машины КамАЗ, работает после достижения вращающим моментом показателя 1000 оборотов и выше. Начальный этап запуска мотора сопровождается отбором энергии аккумулятора, генерирующее устройство вступает в действие позже.

Как правило, автомобильные генерирующие устройства КамАЗ укомплектованы выпрямителем и механизмом регулировки напряжения. Выпрямитель преобразует переменный ток на три фазы, вырабатываемый генератором, в постоянный ток сети. Регулятор напряжения сглаживает значения, меняющиеся из-за разницы в оборотах мотора. Так же можете прочитать про Как завести КамАЗ: Инструкция.

История возникновения

Несмотря на то, что в основе нового грузовика лежит платформа модели ЗИЛ 170 (см. подробно о схеме электропроводки ЗИЛ 130 здесь), конструкторы внедрили совершенно новые и достаточно революционные технологии, позволившие получить принципиально новый вид транспортного средства .

Более того, КАМАЗ 5320 оказался очень перспективным для последующих модификаций.

И за годы выпуска на его базе в заводской программе были построены:

  1. Седельный тягач;
  2. Самосвал;
  3. Грузовик с удлиненной бортовой платформой;
  4. Семейство двухосных аналогов.


Справочно: Модели Камского автозавода в большинстве своем имели схожую конструкцию, и по существующей традиции, основные узлы и агрегаты на 80% были унифицированы. В частности, схема проводки КАМАЗ 5320 задействована на моделях 53215, 4325, 4410 и 5511.

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема КамАЗ 6540 , скачать электросхему КамАЗ 6540 , панель приборов КамАЗ 6540 , система освещения КамАЗ 6540 , магнитола КамАЗ 6540 , аудиосистема КамАЗ 6540 , стеклоочиститель КамАЗ 6540 , регулировка фар КамАЗ 6540 , коды ошибок КамАЗ 6540 , электросхема КамАЗ 65115 , скачать электросхему КамАЗ 65115 , панель приборов КамАЗ 65115 , система освещения КамАЗ 65115 , магнитола КамАЗ 65115 , аудиосистема КамАЗ 65115 , стеклоочиститель КамАЗ 65115 , регулировка фар КамАЗ 65115 , коды ошибок КамАЗ 65115 , электросхема КамАЗ 65111 , скачать электросхему КамАЗ 65111 , панель приборов КамАЗ 65111 , система освещения КамАЗ 65111 , магнитола КамАЗ 65111 , аудиосистема КамАЗ 65111 , стеклоочиститель КамАЗ 65111 , регулировка фар КамАЗ 65111 , коды ошибок КамАЗ 65111 , электросхема КамАЗ 55111 , скачать электросхему КамАЗ 55111 , панель приборов КамАЗ 55111 , система освещения КамАЗ 55111 , магнитола КамАЗ 55111 , аудиосистема КамАЗ 55111 , стеклоочиститель КамАЗ 55111 , регулировка фар КамАЗ 55111 , коды ошибок КамАЗ 55111 , электросхема КамАЗ 55102 , скачать электросхему КамАЗ 55102 , панель приборов КамАЗ 55102 , система освещения КамАЗ 55102 , магнитола КамАЗ 55102 , аудиосистема КамАЗ 55102 , стеклоочиститель КамАЗ 55102 , регулировка фар КамАЗ 55102 , коды ошибок КамАЗ 55102 , электросхема КамАЗ 54115 , скачать электросхему КамАЗ 54115 , панель приборов КамАЗ 54115 , система освещения КамАЗ 54115 , магнитола КамАЗ 54115 , аудиосистема КамАЗ 54115 , стеклоочиститель КамАЗ 54115 , регулировка фар КамАЗ 54115 , коды ошибок КамАЗ 54115 , электросхема КамАЗ 54112 , скачать электросхему КамАЗ 54112 , панель приборов КамАЗ 54112 , система освещения КамАЗ 54112 , магнитола КамАЗ 54112 , аудиосистема КамАЗ 54112 , стеклоочиститель КамАЗ 54112 , регулировка фар КамАЗ 54112 , коды ошибок КамАЗ 54112 , электросхема КамАЗ 5410 , скачать электросхему КамАЗ 5410 , панель приборов КамАЗ 5410 , система освещения КамАЗ 5410 , магнитола КамАЗ 5410 , аудиосистема КамАЗ 5410 , стеклоочиститель КамАЗ 5410 , регулировка фар КамАЗ 5410 , коды ошибок КамАЗ 5410 , электросхема КамАЗ 53229 , скачать электросхему КамАЗ 53229 , панель приборов КамАЗ 53229 , система освещения КамАЗ 53229 , магнитола КамАЗ 53229 , аудиосистема КамАЗ 53229 , стеклоочиститель КамАЗ 53229 , регулировка фар КамАЗ 53229 , коды ошибок КамАЗ 53229 , электросхема КамАЗ 53228 , скачать электросхему КамАЗ 53228 , панель приборов КамАЗ 53228 , система освещения КамАЗ 53228 , магнитола КамАЗ 53228 , аудиосистема КамАЗ 53228 , стеклоочиститель КамАЗ 53228 , регулировка фар КамАЗ 53228 , коды ошибок КамАЗ 53228 , электросхема КамАЗ 53215 , скачать электросхему КамАЗ 53215 , панель приборов КамАЗ 53215 , система освещения КамАЗ 53215 , магнитола КамАЗ 53215 , аудиосистема КамАЗ 53215 , стеклоочиститель КамАЗ 53215 , регулировка фар КамАЗ 53215 , коды ошибок КамАЗ 53215 , электросхема КамАЗ 53213 , скачать электросхему КамАЗ 53213 , панель приборов КамАЗ 53213 , система освещения КамАЗ 53213 , магнитола КамАЗ 53213 , аудиосистема КамАЗ 53213 , стеклоочиститель КамАЗ 53213 , регулировка фар КамАЗ 53213 , коды ошибок КамАЗ 53213 , электросхема КамАЗ 53212 , скачать электросхему КамАЗ 53212 , панель приборов КамАЗ 53212 , система освещения КамАЗ 53212 , магнитола КамАЗ 53212 , аудиосистема КамАЗ 53212 , стеклоочиститель КамАЗ 53212 , регулировка фар КамАЗ 53212 , коды ошибок КамАЗ 53212 , электросхема КамАЗ 53211 , скачать электросхему КамАЗ 53211 , панель приборов КамАЗ 53211 , система освещения КамАЗ 53211 , магнитола КамАЗ 53211 , аудиосистема КамАЗ 53211 , стеклоочиститель КамАЗ 53211 , регулировка фар КамАЗ 53211 , коды ошибок КамАЗ 53211 , электросхема КамАЗ 5320 , скачать электросхему КамАЗ 5320 , панель приборов КамАЗ 5320 , система освещения КамАЗ 5320 , магнитола КамАЗ 5320 , аудиосистема КамАЗ 5320 , стеклоочиститель КамАЗ 5320 , регулировка фар КамАЗ 5320 , коды ошибок КамАЗ 5320 , электросхема КамАЗ 44108 , скачать электросхему КамАЗ 44108 , панель приборов КамАЗ 44108 , система освещения КамАЗ 44108 , магнитола КамАЗ 44108 , аудиосистема КамАЗ 44108 , стеклоочиститель КамАЗ 44108 , регулировка фар КамАЗ 44108 , коды ошибок КамАЗ 44108 , электросхема КамАЗ 4326 , скачать электросхему КамАЗ 4326 , панель приборов КамАЗ 4326 , система освещения КамАЗ 4326 , магнитола КамАЗ 4326 , аудиосистема КамАЗ 4326 , стеклоочиститель КамАЗ 4326 , регулировка фар КамАЗ 4326 , коды ошибок КамАЗ 4326 , электросхема КамАЗ 43118 , скачать электросхему КамАЗ 43118 , панель приборов КамАЗ 43118 , система освещения КамАЗ 43118 , магнитола КамАЗ 43118 , аудиосистема КамАЗ 43118 , стеклоочиститель КамАЗ 43118 , регулировка фар КамАЗ 43118 , коды ошибок КамАЗ 43118 , электросхема КамАЗ 43115 , скачать электросхему КамАЗ 43115 , панель приборов КамАЗ 43115 , система освещения КамАЗ 43115 , магнитола КамАЗ 43115 , аудиосистема КамАЗ 43115 , стеклоочиститель КамАЗ 43115 , регулировка фар КамАЗ 43115 , коды ошибок КамАЗ 43115 , электросхема КамАЗ 43114 , скачать электросхему КамАЗ 43114 , панель приборов КамАЗ 43114 , система освещения КамАЗ 43114 , магнитола КамАЗ 43114 , аудиосистема КамАЗ 43114 , стеклоочиститель КамАЗ 43114 , регулировка фар КамАЗ 43114 , коды ошибок КамАЗ 43114

Генератор

Генераторная установка Г273-В:

  1. шкив;
  2. вентилятор;
  3. крышка со стороны привода;
  4. статор;
  5. ротор;
  6. вал ротора;
  7. блок выпрямительный;
  8. крышка со стороны контактных колец;
  9. кольцо контактное;
  10. крышка подшипника;
  11. резистор подпиточный;
  12. регулятор напряжения Я120М;
  13. щеткодержатель;
  14. переключатель сезонной регулировки;
  • а – электрическая схема;
  • b - разрез;
  • с - регулятор напряжения.

На автомобилях КамАЗ устанавливается генераторная установка Г273-В, состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка предназначена для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода к корпусу. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.

На регуляторе-напряжения установлен переключатель посезонной регулировки. Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27. 28 В, в положении 3 (зима) — 28,8. 30,2 В.

Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.

На генераторе имеются следующие выводы:

  • “ + ” — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
  • “-” — для подключения к массе автомобиля;
  • В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
  • штекер на корпусе для вывода фазы.

1. Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом проводе.

2. Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов “+ ”, В, О перемычками на массу и между собой.

3. Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами “+ ” генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

4. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельных проводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоедините провода от генераторной установки.

5. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника отключите батареи от сети автомобиля.

6. При мойке автомобиля защищайте генератор от попадания в него воды.

Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей, поднимите кабину и отсоедините выводы “+ ”, “—”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем отверните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в пределах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, совместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней перемещением генератора. Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштейнов генератора соблюдайте изложенный порядок затяжки крепежных соединений. Присоедините выводы “—”, “+ ” и В.

Разборка и сборка генератора

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. Допускается ремонт отдельных деталей.

Для разборки генератора:

  • Выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
  • Выверните винты крепления крышки шарикоподшипника.
  • Выверните стяжные винты крепления крышки генератора.
  • Снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором.
  • Отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор.
  • Отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив.
  • Снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку и снимите упорную втулку.
  • Снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника, используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке.
  • Снимите с вала шариковый подшипник.
  • С крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.

После разборки очистите от грязи детали и сборочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смоченной бензином. Осмотрите и замените детали, имеющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.

Шкив допускается к установке, если при установке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм.

Погнутость лопастей вентилятора устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в кронштейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0. 38,05 мм и 50,00. 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обеспечения соосности отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов удалите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техническое состояние генератора.

Проверка технического состояния генератора

Причиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора (см. электрофакельное устройство).

Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора. Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Величина напряжения питания 28 V.

Схема соединений при проверке технического состояния генератора

Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30. 95 % шкалы. Прибор для измерения величины тока должен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжения — 1,0.

Проверка обмотки возбуждения ротора

Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора. Величина сопротивления должна соответствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор.

При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической характеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка амперметра не отклонится.

Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220 . 250 В. Если в течение 1 минуты тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контактным кольцам и в случае распайки восстановите нарушенное соединение. Если обрыв внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте отдельно, после разборки генератора, с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фазной обмотке статора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику-тока напряжением 12 . 30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит. При исправной обмотке фазы показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1. Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряжением 220. 250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из выводов обмотки. Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмотки, изоляция не должна иметь следов перегрева.

При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляционную трубу и спрессуйте или припаяйте наконечник.


КАМАЗ Г288, устанавливаемый на модель 5320, выдаваемое напряжение будет соответствовать 28 вольтам при 1 кВт мощности (в сеть подается 24 В, потери – на диодный мост и регулятор напряжения). Для Г273А эти показатели другие: 24 В и 800 Вт соответственно (есть и другие модели). Установка включает в себя:

Сначала на обмотку возбуждения через выключатель зажигания подается напряжение от аккумулятора. После пуска двигателя энергия вращения передается на агрегат через приводные ремни. Благодаря этому, а также двенадцатиполюсному магниту в роторе и катушкам статора, формируется электромагнитное поле. Его пересекают силовые линии обмоток, и в проводнике индуцируется переменный ток. После прохождения трехфазного диодного моста напряжение выпрямляется и становится постоянным. Как только оно становится больше, чем у аккумулятора (число оборотов коленвала более 1000 в минуту), то начинает поступать к потребителям через бортовую сеть и одновременно подзаряжать батарею. Величина напряжения в нужных пределах удерживается благодаря работе реле-регулятора. Контроль над работой установки осуществляется посредством амперметра, находящегося на приборной панели.

Существует множество моделей для грузовиков, выпущенных в разные годы. Стоит рассмотреть несколько классификаций:

Самая простая причина – недостаточное натяжение приводного ремня. Его нужно подтянуть с помощью планки на корпусе генератора и регулировочного болта. Зарядки не будет и если неправильно подключить генератор к бортовой сети при ремонте. Другие причины:

  • загрязнение контактных колец: очистите их салфеткой, смоченной в бензине;
  • пробой (обрыв) одного из диодов выпрямительного блока (если нет возможности заменить полупроводник, придется покупать новый модуль);
  • зависание либо износ графитовых щеток: снимите узел, не демонтируя генератор, и проверьте высоту деталей (не менее 10 мм) – если она не соответствует норме, поставьте новые щетки;
  • короткое замыкание, обрыв обмоток катушек возбуждения, ротора или статора: придется купить новые;
  • отказ РН (заменить на новый).

Возможно разрушение подшипников, вызванное сильным натяжением приводного ремня или естественным износом. Определить это можно по сильному нагреву торцов агрегата. Еще осмотрите шкив – он может быть плохо закреплен (следует подтянуть гайку), и вентилятор. Если он деформирован, поставьте новый.


Ряд неисправностей требуют демонтажа устройства и последующей разборки для замены деталей. Для этого отключите аккумулятор и далее:

  • посредством натяжной планки и болта ослабьте приводной ремень, отсоедините провода, выкрутите крепежи и снимите агрегат:
  • выверните болты, крепящие щеточный узел и извлеките его из корпуса вместе с регулятором напряжения;
  • снимите крышку со статором со стороны контактирующих колец;
  • раскрутите болты крепления крышки подшипника и самого генератора;
  • выводы обмотки отсоедините от диодного моста, чтобы вытащить статор полностью;
  • демонтируйте шкив, вентилятор, вытащите шпонку, упорную втулку;
  • съемником демонтируйте переднюю крышку вместе с подшипником, который затем демонтируйте.

Читайте также: