Собрать уаз 1 к 8

Обновлено: 30.06.2024

Сразу скажу, что, на мой взгляд, сделать хороший снегоболотоход из УАЗ-469 без существенных вложений практически невозможно. А существенные вложения столь велики, что порой проще построить вездеход гораздо более лучший и совсем по другой компоновочной схеме. Поэтому правильней будет говорить о той или иной степени приближения к желаемым свойствам вездехода.

На сегодняшний день благодаря авторитетным практикам - вездеходостроителям сложилось несколько постулатов вездеходостроения, которые настолько противостоят друг другу, что еще долгое время мы будем перебирать успешные реализации снегоболотоходов в тщетной надежде сконструировать что-нибудь универсальное и устраивающее всех.

Постулат 1. Снегоболотоход должен обладать минимальным весом. И это понятно. Чем меньше масса вездехода, тем меньше удельное давление колес (или гусениц) на почву, тем проще обеспечить положительную плавучесть вездехода. Постулат настолько жесткий, что на деле самыми проходимыми оказываются вездеходы без подвески, которые пожертвовали всем (в том числе минимальным комфортом) для обеспечения плавучести и минимального давления колес (гусениц) на почву.
Этот постулат мы будем учитывать при снижении веса без ущерба подвеске УАЗ-469.

Постулат 2. Минимальная скорость вездехода должна быть не более 1 км/час (при 1000 об/мин двигателя). Это требование тоже очень обоснованное и обусловлено, прежде всего, особенностями преодоления болот. Соблюсти это условие практически невозможно, если число передач вездехода 5 и менее. Либо хорошая минимальная скорость и очень маленькая скорость максимальная, либо неплохая максимальная скорость и периодическая замена сцепления в болоте из-за высокой минимальной скорости.

Постулат 3. Максимальная тяга вездехода в численном выражении должна быть не менее полной массы вездехода. Под полной массой понимается масса снаряженного транспортного средства суммарно с массой груза и людей на борту вездехода.

Постулат 4. Днище вездехода должно быть как можно более плоским, чтобы выступающие части не создавали дополнительное сопротивление движению, особенно при движении по болотам и кочкарникам. В нашем случае мы можем только увеличивать клиренс и плавучесть за счет увеличения герметичного объема колес.

Не буду перегружать текст поста другими менее существенными постулатами. Достаточно пока и этих, чтобы осознать всю сложность стоящей перед вездеходостроителем проблемы.
Не будем трогать подвеску УАЗ-469, чтобы у нас была возможность при необходимости использовать всю доступную информацию по тюнингу штатной подвески. Возможно, кто-то захочет избавиться от подвески для максимального облегчения вездехода в ущерб максимальной скорости передвижения. Это его право. Но кто-то захочет наоборот сделать подвеску более приспособленной для пересеченной местности. Тоже вариант. Поэтому все манипуляции с подвеской – на ваше усмотрение. В этом плане никаких настоятельных рекомендаций давать не буду.

Начнем с массы вездехода. Вполне неплохим практическим результатом будет масса неснаряженного вездехода в пределах 1000 – 1200 кг. Масса снаряженного УАЗ-469 – порядка 1540 кг. С этим весом придется бороться. Учитывая объем переделок кузова под колеса большого диаметра и собственный вес кузова порядка 475 кг, лучше от родного кузова отказаться и собрать на раме УАЗ-469 кузов под конкретные потребности и конкретные колеса.
Рама УАЗ-469 весит 112 кг и с учетом ее прочности не вижу никакого смысла менять ее на самодельную раму. Мы имеем готовое изделие с собранной подвеской. Сомнительно, что при самодельном изготовлении рамы можно добиться значительного уменьшения веса. Рама УАЗ-469 с родной подвеской – это значительная и уже готовая часть будущего вездехода.

Схемотехнически УАЗ-469 можно представить в следующем виде:

Синим цветом показаны рассчитанные значения крутящих моментов тех или иных узлов автомобиля.
ДВС – это двигатель внутреннего сгорания. Он согласно заводским данным развивает максимальный крутящий момент 172 Нм (Ньютон, умноженный на метр).
КПП – коробка переключения передач.
РК – раздаточная коробка.
ГП – главная передача моста автомобиля.
ПЧ – передаточное число.
Tin – максимальный крутящий момент на входе узла.
Tout – максимальный крутящий момент на выходе узла.

Рассчитаем максимально возможную тягу автомобиля Та.
Та = 172 Нм (крутящий момент двигателя) х 4,121 (ПЧ первой передачи КПП) х 1,94 (ПЧ пониженной передачи РК) х 5,13 (ПЧ ГП моста) / 9,8 (переводим Ньютоны в килограммы) / 0,384 м (радиус колеса в метрах) = 1875 кгс (килограмм-сила).
Уже мало, учитывая то обстоятельство, что полная масса УАЗ-469 согласно данным завода - изготовителя может составлять 2280 кг.
Посмотрим, что произойдет с тягой при увеличении диаметра колеса.
Та = 1875 кгс х 768 мм (диаметр родного колеса) / 1300 мм (диаметр нового колеса) = 1108 кгс. Тяги не хватает катастрофически (в 2,06 раза) для того, чтобы считать такую переделку вездеходом.

Считаем минимальную скорость УАЗ-469 на родных колесах.
Vmin = 1000 об/мин (обороты двигателя) / 4,121 (ПЧ КПП) / 1,94 (ПЧ РК) / 5,13 (ПЧ ГП) х 2,413 м (длина окружности колеса) = 58,8 м/мин = 3,53 км/час. Уже очень много для полноценного вездехода.
На больших колесах минимальная скорость УАЗ-469 составит 3,53 км/час / 768 мм (диаметр родного колеса) х 1300 мм (диаметр нового колеса) = 5,98 км/час.

Таким образом, УАЗ-469 на колесах диаметром 1300 мм – это не снегоболотоход, а одно большое и тяжелое недоразумение, которому недостает тяги в два раза и минимальная скорость которого завышена в шесть раз.

Что делать, если все-таки хочется сделать более или менее полноценный снегоболотоход? В первую очередь тотально избавляться от любой массы, которой можно пожертвовать. Кузов, безусловно, первый кандидат на выброс.
Дальше есть два пути развития событий. Максимально возможная тяга в 1108 кгс при колесах диаметром 1300 мм – вполне неплохо для совсем легкого вездехода. Поэтому для тех, кто решит оставить родную раздаточную коробку, есть смысл оставить и коробку переключения передач. Все эти узлы трансмиссии неплохо соответствуют друг другу по нагрузочным способностям. Родной двигатель удаляем. Теперь нам надо создать условия, когда на входе КПП крутящий момент двигателя не превысит 172 Нм, а минимальные обороты при этом будут в шесть раз меньше, чем 1000 об/мин. То есть к КПП УАЗ-469 необходимо подключить еще устройство понижения оборотов с маломощным двигателем.
Можно использовать двигатель с воздушным охлаждением и вариатором. Можно вместо вариатора поставить цепной или ременный редуктор. По сравнению с родным двигателем получим заметную экономию массы вездехода.

Считаем минимальную скорость вездехода.
Vmin = 1000 об/мин / 3,7 (ПЧ КПП Ока) / 4,1 (ПЧ ГП Ока) / 4,121 (ПЧ КПП УАЗ) / 1,94 (ПЧ РК) / 5,13 (ПЧ ГП УАЗ) х 4,084 м (длина окружности колеса) = 6,56 м/мин = 0,394 км/час. Наверно, это будет один из самых медленно перемещающихся вездеходов.
Вес двигателя УАЗ-469 УМЗ-414 165 кг, вес двигателя ВАЗ 11113 с КПП – менее 100 кг. Получаем дополнительную экономию веса.
Естественно, что больших максимальных скоростей от такого вездехода ожидать не приходится, поскольку слишком мала мощность двигателя.

Вместо узлов от автомобиля Ока можно использовать двигатель с коробкой переключения передач от мотоциклов Урал или Днепр. Минимальная скорость вездехода при такой реализации будет немного больше нормы (1,66 км/час), но зато нет никакого риска повредить трансмиссию УАЗ-469. На входе КПП УАЗ максимальный крутящий момент может быть 172 Нм, а двигатели Урал иди Днепр развивают максиму 48 Нм. С учетом первой передачи КПП Урал или Днепр максимальный крутящий момент на выходе КПП мотоцикла будет равен 48 Нм х 3,6 = 172,8 Нм. Практически идеальное совпадение по крутящим моментам.
Вес Двигателя тяжелого мотоцикла вместе с КПП не превышает 65 кг. Довольно удобно организовать карданное соединение КПП мотоцикла с КПП УАЗ. Естественно, придется продумать принудительное охлаждение двигателя.

В нашем варианте, скорее всего, придется довольствоваться более бюджетным вариантом КПП ВАЗ-2108 с передаточным числом главной передачи 4,3. Это несколько уменьшит максимальную тягу вездехода и увеличит минимальную скорость. Но зато будет ощутимо дешевле.

Вот, собственно, два основных варианта компоновки (рис. 2 и 3), которые позволяют из автомобиля УАЗ-469 сделать вполне приличный вездеход с достойными ходовыми качествами без применения колесных редукторов. Большим преимуществом будет использование рамы, подвески и мостов в сборе автомобиля - донора (а в первом варианте также КПП и РК), что значительно сократит сроки строительства вездехода.
Естественно, у такого проекта есть много недостатков. Например, великовата база вездехода – 2380 мм, что негативно скажется на геометрической проходимости. Возможны сложности с компоновочными решениями в первом варианте вездехода.
Есть, безусловно, варианты увеличить тягу вездехода вдвое и уменьшить минимальную скорость для второго варианта, но эти варианты уже относительно сложны и дороги. Возможно, проще уже будет поставить колесные редукторы.

Универсальный кузов Стрелы сделан на основе кабины ГАЗели Next. Черный пластиковый колпак в задней части съемный.

Передняя подвеска независимая, пружинная, задняя — зависимая, на листовых рессорах. Привод полный, типа part time, с жестким подключением передней оси.

Снаряженная масса внедорожника — 2700 кг, полная — 3500 кг (т.е. машина подпадает под водительскую категорию B).

Широкая унификация с ГАЗелями и Соболями — это не только снижение себестоимости машины, но и упрощение ее эксплуатации, ведь газовские LCV выпускаются большими тиражами и запчасти к ним всегда доступны.

В перспективе 5-10 лет небронированная Стрела заменит в армии УАЗ-469. С помощью этой машины ВПК рассчитывает увеличить долю гражданской продукции в структуре своего бизнеса. Напомним, в конце 2019 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу перед предприятиями оборонки ускорить конверсию, то есть адаптацию под гражданских потребителей продукции оборонного назначения.

1. УАЗ-450Б — штаб на колёсах

В 1956 году ульяновский автомобильный завод получает специальный заказ от Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР на разработку мобильного штаба на базе первой самостоятельной серий модели автозавода — УАЗ-450. Новинку назвали УАЗ-450Б и изготовили аж три опытных образца для испытаний.

Опытный образец штаба на колесах УАЗ 450Б

Опытный образец штаба на колесах УАЗ-450Б

Внешне от базовой модели УАЗ-450 новоиспеченный штаб на колёсах ничем не отличался, зато в салоне был полный набор для выполнения возложенных на автомобиль функций: откидные столики с настольными лампами, часы и дополнительные автономные отопители на случай необходимости работы в сильный мороз. В салоне УАЗ-450Б был даже сейф для хранения документов.

Испытания показали, что места в салоне штабного микроавтобуса недостаточно, поэтому все работы по этому проекту были остановлены.

2. УАЗ-452 — примерочная

Полноприводный фургон УАЗ-452 c одностворчатыми дверями по бокам и двустворчатой дверью сзади использовался вместо примерочной. На фотографии изображен автомобиль в бежевом цвете кузова с характерной оранжевой полосой. Дата снимка не сообщается, ровно как и нет информации о наличии модификаций в салоне для удобства примерки одежды.

3. УАЗ-451C — гусеничный снегоход

УАЗ-451С с лыжами и гусеницами

Тюнинг УАЗ-451С: с лыжами и гусеницами

УАЗ-451С с лыжами и гусеницами

УАЗ-451С с лыжами и гусеницами

Полная масса модифицированного автомобиля была 3063 кг, а максимальная скорость по снежному покрову составляла 20 км/ч. Сколько таких снегоходов было выпущено — неизвестно.

4. УВЗ-2 и УВЗ-4,8 с реактивным двигателем

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

5. КМЗ-Т12.02 — автоклуб

Эта необычная модификация на базе внедорожника УАЗ-3303 была разработана во времена СССР для агитационно-пропагандистской работы с целью коммунистического воспитания населения. Культура и искусство были одним из простых способов сформировать у населения удобные власти ценности и образ мышления. Удобным средством донести нужные мысли жителям отдаленных сел и стала автоклубная модификация Т12.02, поступившая в серийное производство в 1987 году (однако предсерийные варианты существовали начиная еще с 1980 года).

КМЗ-Т12.02

КМЗ-Т12.02

Такие вахтовые автобусы выпускались в различных модификациях, особое распространение из них получили: пятиместный автоклуб Т12.02, семиместный Т12.02А и восьмиместный Т12.02В. Оборудование моделей сильно различалось составом в зависимости от конкретного назначения. Во вседорожные автоклубы устанавливались магнитофоны, киноустановки, усилители звука с акустикой, фото- и видеоаппаратура. На таких автомобилях концертные группы выезжали в отдаленные села и выступали перед рабочими и жителями этих населенных пунктов. Также автоклубы привозили кино.

КМЗ-Т12.02

КМЗ-Т12.02

Микроавтобус ТСК2

Микроавтобус ТСК2

6. Десятиместный УАЗ-37411

Такой экспериментальный образец на базе УАЗ-37411 был изготовлен для нужд Министерства обороны СССР в 1990 году. При разработке проекта перед инженерами ульяновского автозавода стояла задача сделать автомобиль на базе серийной модели, поэтому глубокие доработки не проводились.

Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)

Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)


Продолжение 24-го масштаба - небольшая доработка журнальной модели УАЗ-469Б.


УАЗ-469 - собственная разработка Ульяновского автомобильного завода, ранее выпускавшего модель ГАЗ-69, производство которого было перенесено в середине 50-х годов с Горьковского автомобильного завода.
Первые ходовые образцы УАЗ-469 были построены в 1959 году. В соответствии с техническим заданием военным необходим был дорожный просвет в 400 мм, но от независимой подвески в ходе испытаний пришлось отказаться. Применение более надежной зависимой подвески с колесными редукторами позволило добиться компромиссных 300 мм. Для небольшого армейского вездехода и этот показатель оказался вполне приемлем. Параллельно также был разработан и упрощенный вариант без редукторных мостов (УАЗ-469Б) с дорожным просветом в 220 мм.
Приемочные испытания вездеходы прошли в 1962-1963 годах, но серийное производство постоянно откладывалось по разным причинам, в итоге в серию УАЗы с рядным четырехцилиндровым двигателем от ГАЗ-21 (75 л.с.) пошли только в 1972 году. Полноприводный рамный 7-ми местный внедорожник имел съемный верх с откидными рамками стекол для возможности десантирования с самолета. Передний мост - отключаемый. В августе 1974 года для демонстрации внедорожных качеств экспедиция из УАЗ-469 без лебедок и цепей осуществила восхождение на Эльбрус.
В процессе выпуска УАЗ неоднократно подвергался модернизации: изменилась светотехника, амортизаторы стали телескопическими, появился новый 77 сильный двигатель, изменилась тормозная система, подвеска и т.д. С 1985 года модель стала именоваться УАЗ-3151. С 2003 года модернизированный автомобиль с применением внешних пластиковых деталей экстерьера выпускается под наименованием УАЗ "Хантер". Общее количество выпущенных УАЗиков превышает 2 млн. экземпляров. Нередко их можно встретить и за рубежом: в качестве военных автомобилей и машин для внедорожных покатушек туристов.
Вместе с "Нивой" 469-й УАЗ являются, пожалуй, самыми узнаваемыми советскими легковыми внедорожниками.


Фото условного прототипа с ГУМ-Авторалли 2018. Тут конечно поздняя модификация с другими габаритами, зеркалами, поворотниками, жабрами на капоте. Да и мосты, судя по всему, редукторные.

Вообще УАЗы редко встречаются на выставках ретроавтомобилей.

Модель, выпущенная в журнальной серии "Легендарные советские автомобили", имитирует ранний безредукторный УАЗ-469Б с "белыми" габаритными огнями и круглыми задними фонарями.
Цвет модели получился не совсем удачным, но терпим.
В отличии от ранее вышедшей Нивы днище УАЗа более-менее проработано: мосты с рессорами и карданными валами выполнены отдельными деталями. Поэтому я решил попробовать "оживить" подвеску с применением рессор из пружин инерционных игрушечных машин.
Покрышки у модели, как и у ГАЗ-69, получились с заметно меньшим наружным диаметром, чем нужно. Поэтому для фотосессии я их заменил на более правильные шины от модели "Буханки".

Как обычно, Ашет не может попасть в масштаб с номерными знаками.

Пупырышки габаритных огней были сточены и на их место были наклеены прозрачные детали из остатков литников.

Немного раскрасил салон (ручки на дверях, педали, спинки багажных лавок, кожух КПП и раздатки).

Приборную панель тоже немного раскрасил.

Модернизация подвески.
Кроме рессор дополнительно добавил рулевые тяги.

Также окрасил серебрянкой двигатель и выхлопную систему.

Еще наклеил фольгу на боковые зеркала и окрасил серебрянкой дворники и наружные ручки дверей, затонировал решетки на передке и капоте.

Результат на фото.



Работа подвески.



Серия фото с преодолением препятствия в виде бревна.






На таких фото хорошо видны рулевые тяги.


Задние фонари тоже переделаны с применением прозрачного пластика.






















Естественные цвета.


Читайте также: