Течет радиатор печки ваз 2112

Обновлено: 02.07.2024

Системы обогрева салона на разных транспортных средствах имеют схожую конструкцию. В автомобиле ВАЗ-21124 отопитель функционирует следующим образом:

  • блок управления печкой контролирует заданную температуру прогрева воздуха с допустимой погрешностью около 2 градусов;
  • подогрев воздуха для отопления салона осуществляется в радиаторе печки. Он имеет стандартную конструкцию и изготавливается из сплавов меди или алюминия;
  • для подачи воздуха в салон предусмотрены специальные дефлекторы, которые регулируют направление его потока;
  • на управляющей панели отопителя находятся: переключатель режимов работы вентилятора с ползунками, управляющими заслонками обогревателя.

Одной из наиболее встречаемых неполадок отопительной системы на ВАЗ-2112 является её разгерметизация, которая характеризуется протечкой охлаждающей жидкости из-под центральной панели. Одной из причин этого является выход из строя радиатора, и в этом случае необходима его замена.

Алюминий VS Медь: какой радиатор выбрать?

Многолетним опытом эксплуатации радиаторов из различных материалов на отечественных автомобилях (в том числе на ВАЗ-2112), было замечено, что на его работоспособность не влияет материал, из которого он изготовлен. Одинаково хорошо греет как медный, так и алюминиевый прибор.

Единственным критерием при выборе радиатора является его оригинальность, поскольку только серьёзный производитель способен выпускать качественный продукт. Поэтому при покупке радиатора отопителя необходимо обращать внимание именно на этот критерий.

Итак, где именно находится радиатор печки ВАЗ-2112? В конструкции системы отопления салона радиатор, расположенный внутри корпуса обогревателя, занимая горизонтальное положение по отношению к центральной панели.

Как снять и заменить радиатор печки на ВАЗ-2112 (старый образец)?

Течь жидкости охлаждения в салоне является прямой предпосылкой того, что необходимо поменять отопительный радиатор, поскольку он уже вышел из строя.


Заметим, что на моделях старше 2003 года установлена печка старого образца. Однако, ближе к концу этого года, машины уже комплектовали новым отопителем. Соответственно они имеют некоторые конструкционные различия, в связи, с чем снимаются и устанавливаются по-разному.

Замена радиатора на печке ВАЗ-2112:

Перед тем как установить новый радиатор, необходимо в корпусе печки вычистить его посадочное место. При сборке отопителя в обратной последовательности очень важно контролировать плотность всех соединений и правильное расположение деталей. Иначе обогреватель может попросту не функционировать, и тогда всю описанную последовательность работ придётся проделывать заново.

Замена радиатора отопителя ВАЗ-2112 (новый образец)

Процедура начинается с демонтажа печки, которая крепится к кузову автомобиля при помощи двух гаек со стороны впускного коллектора, винтом в области лобового стекла и гайкой около салонного фильтра. Также необходимо снять бочок омывателя заднего стекла.


Последовательность действий такова:

  1. Снимаем воздухофильтр.
  2. Выкручиваем винты с наружной стороны печки.
  3. Состоящий из двух половин (левой и правой) корпус отопителя необходимо разделить и высвободить шланг пароотвода.
  4. Извлечь старый радиатор, вычистить его посадочное место, после чего установить новый элемент.
  5. Следует разобрать правую половину отопителя, которая также состоит из двух элементов, скреплённых металлическими скобами. Теперь в свободном доступе открылась заслонка печки, и при необходимости её можно почистить либо заменить.
  6. Новая заслонка отопителя обязательно должна занять положение, при котором перекрыт радиатор печки.
  7. На температурном датчике выставляется минимальный режим, после чего включается зажигание. Это необходимо для того, чтобы правильно установить этот датчик, поскольку после этого он должен занять своё начальное положение.
  8. Можно собирать отопитель в обратной последовательности.

После замены радиатора печки потребуется обязательно восполнить уровень охлаждающей жидкости в системе, и протестировать работоспособность обогревателя. Если же всё сделано верно, все элементы отопителя исправны, а из дефлекторов в салоне начинает дуть холодный воздух, значит, произошло завоздушивание системы. После его устранения печка заработает, как и раньше, а может ещё и лучше.

Радиатор печки автомобиля ВАЗ 2112

На нужном уровне в салоне автомобиля ВАЗ 2112 температура поддерживается отопителем или встроенной печкой. Установленная в модели автоматическая система управления обеспечивает нагрев воздуха с погрешностью температуры до двух градусов Цельсия.
Подогревает воздух радиатор, встроенный в систему. Проходя через дефлекторы устройства, воздух внутри автомобиля распределяется в зависимости от расположения рукоятки, которая управляет его потоками.
Иногда нужна замена печки радиатора ВАЗ 2112, это чаще всего делается при протекании тосола. Причину утечки жидкости определить без разборки моторного щитка трудно, поэтому лучше заменить радиатор отопителя сразу новым.

Как отремонтировать систему отопления ВАЗ 2112

Незаменимым устройством любого авто в холодное время является печка. Иногда необходима замена печки радиатора на ВАЗ 2112 со всеми элементами.
В салоне ВАЗ 2112 встроена вентиляция приточно-вытяжная. Воздух в салон поступает через специальные отверстия, выполненные в накладках лобовых стекол.
Воздух может подаваться самопроизвольно или принудительно. Во втором случае подачу осуществляет вентилятор отопителя.
Из салона он может выходить через щели, между панелями расположенными внутри дверей, отверстия в их торцах. Встроенные клапаны пропускают воздух наружу и задерживают его попадание вовнутрь, что в салоне улучшает теплоизоляцию.
При необходимости радиатор отопителя подогревает воздух перед поступлением в салон.

Какие особенности у радиатора печки ВАЗ 2112

  • В пластмассовом кожухе под приборной панелью в горизонтальном положении расположен радиатор печки авто ВАЗ 2112.
  • В конструкции два ряда трубок, изготовленных из алюминия с напрессованных на них двух пластмассовых бачков. На левом расположены два штуцера: один для слива, другой для подвода охлаждающей жидкости.
  • Положение заслонок регулирует поступление части воздуха, который забирает радиатор. Основной поток его проходит мимо радиатора. Если заслонка находится в крайних положениях, воздух не идет совсем.
  • Особенность конструкции – отсутствие крана, который должен перекрывать поток охлаждающей жидкости, что обеспечивает постоянный нагрев радиатора отопителя при работающем моторе. В этом случае в салоне необходимая температура достигается быстрее, а отсутствие крана уменьшает число стыков, мест, которые могут протекать и создать во всей системе отсутствие герметичности.

Демонтаж радиатора печки авто ВАЗ 2112

Если радиатор печки дал течь, его необходимо заменить.
Замена радиатора печки в ВАЗ 2112 начинается с демонтажа всей приборной панели и рулевой колонки. Работу нужно проводить аккуратно, что связано с изготовлением большей части разъемов из непрочных пластмассовых защелок и фиксаторов, которые легко можно сломать.
Радиатор можно снять и без демонтажа панели.Замена радиатора печки на ВАЗ 2112 проще выполняется при снятом испарителе, но при этом требуется предварительная разгерметизация магистральной системы кондиционирования, удаление хладагента.
Инструкция снятия радиатора предлагает:

Совет: Перед демонтажом радиатора печки авто ВАЗ 2112 нужно слить антифриз.

Совет: Чтобы обеспечить достаточное пространство для отопительной системы под корпусом радиатора нужно блок управления отвести в сторону.

Демонтаж блока управления автомобиля ВАЗ 2112

Демонтаж блока управления автомобиля ВАЗ 2112

  • Отвернуть болты, крепящие левую стойку к основанию кузова и болты, фиксирующие провода соединения с массой, полностью стойку снимать не нужно.
  • Открутить болты, которые удерживают правую стойку, затем она снимается с автомобиля.
  • Выкрутить крестообразной отверткой винты-саморезы, которыми стойка крепится к передней пластмассовой панели с ее обратной стороны.

Совет: Для того чтобы избежать перекосов нужно отвертку плотно прижимать. В противном случае может быть срыв головок.

  • Удалить канал центрального воздуховода.
  • Над радиатором отопителя, немного смещенная вперед, расположена делительная заслонка, которую нужно извлечь вместе с секцией воздуховода, чтобы увеличить рабочее пространство.
  • Ослабить на шпильках затяжку гаек, которые фиксируют левую сторону корпуса испарителя.
  • Открутить гайка на шпильке, расположенной около верхнего рычага педали для управления дроссельной заслонкой.
  • Открутить болты, удерживающие правый нижний угол корпуса отопителя.
  • Снять ушки отопителя со шпилек.
  • Часть корпуса испарителя кондиционера отвести в сторону.
  • Из-под передней панели достать отопитель, общий вид его показан на фото.

Общий вид отопителя автомобиля ВАЗ 2112

Общий вид отопителя автомобиля ВАЗ 2112

Совет: Перед тем как снять отопитель, его сначала нужно отодвинуть от двигательного отсека, пока со шпилек не сойдут ушки, затем устройство сместить влево, опустить вниз и снять с автомобиля.

  • Удалить хомуты, удерживающие к корпусу трубки отопителя.
  • Вытащить из корпуса радиатор.

Монтаж нового радиатора печки авто ВАЗ 2112

Замене радиатора печки ВАЗ 2112 производится в обратном порядке снятию.
Итак:

  • Гайки, которыми крепятся к перегородке моторного отсека корпус испарителя и корпус отопителя, рассчитаны на применение один раз.
    Поэтому их нужно заменить новыми. Цена деталей сравнительно невелика, а надежность повышается.

Совет:
При сборке необходимо следить, чтобы уплотнитель был правильно расположен на приборной панели – со стороны лобового стекла на своем месте. Корпус центрального сопла устанавливался без перекосов, проводка шла в нужные проемы, иначе все придется собирать заново.

  • Когда будет произведена замена радиатора печки ВАЗ 2112 16, нужно закрутить сливную пробку.
  • Залить охлаждающую жидкость.
  • Автомобиль прогреть до тех пор, пока не станет работать вентилятор радиатора.
  • Проверить герметичность системы, работу отопителя, заслонок.
  • Проверить работу электрооборудования, приборов на панели.

Таким образом выполняется замена радиатора печки автомобиля ВАЗ 2112 своими руками. Все подробности выполнения работ можно посмотреть на видео.
Надежная работа радиатора печки создает комфортные условия для водителя и пассажиров во время передвижения на автомобиле ВАЗ 2112.

Как определить неисправность радиатора отопителя автомобиля и сделать замену

У любого неопытного водителя может возникнуть множество вопросов: что такое радиатор отопителя, по какому принципу он работает, каким образом он влияет на автомобиль? На все эти вопросы есть простые ответы, которые мы дадим ниже.

Читайте еще

Что собой представляет радиатор отопителя?

Радиатор отопителя относится к системе охлаждения. Он выглядит как мини-версия основного радиатора системы охлаждения двигателя и по сути представляет собой небольшой элемент, который состоит из параллельно установленных маленьких трубок, связанных рядом поперечных пластин (или ребер), предназначенных для рассеивания тепла. Этот радиатор обеспечивает работу отопителя салона и системы обогрева стекол автомобиля.

Радиатор отопителя

Читайте еще

По какому принципу работает радиатор отопителя?

Охлаждающая жидкость циркулирует по маленьким трубкам радиатора отопителя, поступая в него через один шланг и выходя через другой. Радиатор, рассеивая тепло проходящей через него жидкости, обеспечивает обогрев салона, не позволяя пассажирам замерзнуть холодным зимним утром. Кроме того, радиатор отопителя отвечает за работу системы обогрева стекол. Он связан с системой кондиционирования воздуха, организованной почти по аналогичному принципу.

Читайте еще

Где находится радиатор отопителя?

Радиатор отопителя обычно расположен за приборной панелью, а точнее – за ее центральной частью или со стороны переднего пассажирского сиденья. Радиатор помещен в специальный корпус и, как правило, спрятан практически за всеми компонентами приборной панели.

Как понять, что радиатор отопителя неисправен?

Ниже приведены пять основных признаков, которые указывают именно на эту проблему. Понять, что радиатор отопителя пришел в неисправность или вышел из строя, достаточно просто. А вот замена этого радиатора – задача не из простых.

Как понять, что радиатор отопителя неисправен?

Важная информация! Одновременно может проявиться всего один или несколько признаков неисправности радиатора отопителя, но бывают ситуации, при которых эти признаки появляются все сразу. Это в основном зависит от возраста и состояния автомобиля на момент поломки радиатора.

Запотевшие стекла

Самым первым признаком неисправности радиатора отопителя является резкое запотевание внутренней поверхности стекол без каких-либо явных причин. Под запотеванием стекол подразумевается не легкое затуманивание кромки ветрового стекла, а обильное образование теплого конденсата по всей площади всех стекол автомобиля.

Неисправен радиатор отопителя

Возможно, во время движения автомобиля, то есть после достаточного прогрева двигателя, произошло повреждение радиатора отопителя. В результате этого в салон попала нагретая охлаждающая жидкость и спровоцировала образование конденсата. Все дело в том, что до этого момента жидкость циркулировала в теплой терморегулируемой системе охлаждения, а попав в салон с более низкой температурой воздуха, начала превращаться в пар.

Запах дыни

Независимо от того, запотели ли стекла автомобиля вследствие повреждения радиатора отопителя, самый безошибочный признак протекающего отопителя – это появление в салоне приторно-фруктового запаха. Так пахнет охлаждающая жидкость, поэтому этот запах однозначно говорит о ее вытекании.

Если такой приятный запах ощущается снаружи автомобиля, загляните под его днище, чтобы выяснить, как много охлаждающей жидкости вытекло на землю.

Протекающий отопитель в салоне авто

Чрезмерное потребление охлаждающей жидкости автомобилем

Если у автомобиля (это может быть легковой, грузовой автомобиль или минивэн) резко пробудился зверский аппетит к охлаждающей жидкости, а вы не понимаете, по какой причине это произошло, проверьте, не поврежден ли радиатор отопителя. Если не удалось быстро обнаружить утечку, вполне вероятно, что жидкость вытекла в салон из холодной системы, поэтому стекла не запотели, а образовалась лужица. Первым делом следует проверить пол перед передним пассажирским сиденьем. Если пол мокрый и это не мокрые следы от обуви или сумки, значит, все дело в неисправном радиаторе отопителя.

Брр! Холодно в салоне!

Низкая температура воздуха в салоне автомобиле – это далеко не всегда признак неисправности радиатора отопителя. Возможно, вышел из строя мотор вентилятора или другой компонент отопителя (и это не может не радовать, поскольку замена некоторых компонентов может обойтись намного дешевле, чем замена радиатора). Но если отсутствие тепла в салоне сопровождается другими признаками, это свидетельствует о проблеме именно с радиатором отопителя.

Холодно в салоне автомобиля

При наличии отверстия или пробоя в радиаторе отопителя теплый воздух может слишком быстро улетучиться, не успев достичь другого конца каналов отопителя. В салон может поступать теплый, еле теплый или даже абсолютно холодный воздух, что зависит от степени повреждения.

Двигатель горячий, а салон холодный

Заметив, что двигатель перегрелся или продолжает нагреваться, следует обязательно проверить состояние радиатора отопителя. Но имейте в виду, что перегрев двигателя могут спровоцировать многие другие факторы. Если радиатор прекратил подачу тепла в салон автомобиля, но двигатель при этом теплый, выясните, нет ли утечки охлаждающей жидкости в какой-либо другой точке и не возникло ли других неисправностей.

Перегрев двигателя крайне опасен, поскольку при этом нагреваются и другие важнейшие компоненты автомобиля, вследствие чего они начинают быстро изнашиваться и в рекордные сроки выходить из строя.

Если двигатель начал перегреваться, следует в ближайшее время выяснить причину и устранить неисправность.

Перегрев двигателя

В том случае, если стрелочка указателя температуры достигла красной зоны, прекратите эксплуатацию автомобиля и вызовите эвакуатор, чтобы доставить автомобиль в автомастерскую. Конечно же, можно не обращать внимания на данные рекомендации, но поверьте, что в таком случае вы получите хороший урок.

Читайте еще

Процедура замены радиатора отопителя

  1. Отсоедините аккумуляторную батарею.
  2. Снимите рулевое колесо.
  3. Снимите все внешние панели и корпусы таких элементов, как блок предохранителей, динамики, а также накладку отделения перед передним пассажирским сиденьем.
  4. Снимите перчаточный ящик, радиоприемник, динамики и другое дополнительное оборудование.
  5. Отсоедините контрольно-измерительные приборы (будьте особенно осторожны в месте прохождения кабеля спидометра).
  6. Отсоедините и снимите панель управления обогревателем и кондиционером воздуха.
  7. Открутите болты и снимите приборную панель.
  8. Не отсоединяйте кондиционер воздуха (разве что в случае крайней необходимости и при наличии возможности утилизировать фреон надлежащим образом). Ни в коем случае нельзя допускать вытекания фреона, поскольку он негативно влияет на озоновый слой, а также чрезвычайно токсичен, особенно для людей с сердечными заболеваниями.
  9. Отсоедините оба шланга от радиатора отопителя в моторном отсеке.
  10. Отодвиньте все воздухопроводы и другие компоненты от корпуса радиатора отопителя.
  11. Снимите корпус радиатора и положите его на стол. Открутите все болты и другие крепления, чтобы добраться до самого радиатора.
  12. Выньте старый радиатор и замените его новым!

Радиатор отопителя работает нормально

При установке радиатора отопителя выполните описанную процедуру в обратном порядке. Если какой-то элемент сломался при снятии, в процессе установки его также нужно заменить.

передния панель отопителя ВАЗ 2112

Конструкция печного отопителя ВАЗ 2112 отличается печек от прежнего семейства ВАЗ-2108, 2109. При запущенном двигателе температура радиатора должна соответствовать общему градусу системы охлаждения. Это значит, что заслонка всегда открыта, подача антифриза (тосола) не прекращается. Система управления электрическая, процессами управляют электронные датчики, контролёры.

На центральной консоли два рычага управления и один регулятор. Водитель по мере необходимости устанавливает температуру воздуха в салоне, активирует нужный режим (скорость) вентилятора, направляет поток воздуха для обогрева стекла, ног. Контролирует соответствие температуры специальный электрический градусник, установленный в потолке. Как только градус понижается, контролёр передаёт сигнал микромоторедуктору, активируется отопитель, поток тёплого воздуха поступает в салон. Неисправность одного или нескольких агрегатов порождает поломку, печка ВАЗ 2112 плохо греет, требуется оперативный ремонт.

Устройство печки ВАЗ 2112

Детали отопителя

  • электропневматический клапан;
  • фронтальный корпус;
  • водоотражательный щиток;
  • клапан управления;
  • задняя часть корпуса;
  • радиатор;
  • кожух радиатора;
  • крышка;
  • резистор;
  • электрический двигатель.

Воздуховоды отопителя и механизмы управления

  1. Каналы обогрева задней части салона.
  2. Пластиковая облицовка тоннеля.
  3. Каналы обогрева ног.
  4. Сопла вентиляции центральной части.
  5. Боковые сопла.
  6. Обогрев передних дверей.
  7. Механический рычаг отопления.
  8. Корпус распределителя.
  9. Заслонка обогрева ног, лобового стекла.
  10. Отопитель.

схема - устройство печки ваз 2110-12

Важно знать. Отличия в конструкции ВАЗ 2112 старого и нового образца в форме радиатора отопителя, контролере САУО, микроредукторе. Условно делят до 2004 года и после. При покупке будьте внимательны, чтобы не пришлось сдавать ненужные детали.

Из перечисленного следует, что система отопления ВАЗ 2112 работает раздельно. Печка ВАЗ 2112 нагнетает в салон воздух необходимой температуры. По патрубкам поступает поток для обогрева лобового стекла, ног пассажиров, заднего ряда сидений. Деформация заслонок, дефлекторов создаёт препятствие на пути следования воздушного потока, поэтому печка плохо дует и требуется диагностика.

Характерные признаки неисправностей

На практике выделяют пять наиболее распространённых признаков:

  1. Не работает отопитель ВАЗ 2112, постоянно вращается на одной стабильной скорости;
  2. Температура не регулируется;
  3. Заслонки регулировки потока воздуха неподвижны, не поддаются настройке;
  4. Датчик – регулятор на потолке в неисправном состоянии;
  5. Нестабильная работа контролёра САУО (система автоматического управления отопителем)
  6. Течь антифриза из-под радиатора.

Перечень не исчерпывающий, а лишь указывает на основные неисправности печки ВАЗ 2112. Для профилактики потребуется посещение СТО с последующей диагностикой.

Причины поломок

  1. нарушение сроков проведения планового технического осмотра;
  2. установка неоригинальных деталей, комплектующих, расходных материалов;
  3. заправка в систему охлаждения антифриза (тосола) низкого качества или с химическими примесями, количественный состав которых превышает допустимые нормы;
  4. механическое повреждение магистрали подачи жидкости, авария, столкновение, удар, нарушение технологии установки;
  5. короткое замыкание в сети, электрической цепи, что способствовало выходу из строя контролёра, датчиков, резисторов;
  6. повреждение рычага управления заслонками, неисправность заслонок;
  7. плохой контакт клемм;
  8. повреждение электрической проводки, участков кабелей.

Замена радиатора

Устранение неисправностей

Проверка датчика температуры воздуха в салоне

Видео: Отопитель ВАЗ 2110, 11, 12. Устройство и принцип работы.

Проверка исправности работы САУО

Исправность работы проверяется мультиметром. Замеряется напряжение на клеммах розового и коричневого проводов, зажигание активировано. Плавно проворачиваем регулятор температуры, на дисплее мультиметра стрелка должна показывать повышение напряжения.

На отопителях старого образца при максимальном напряжении значение контролёра неизменно. Это учитывайте, чтобы не сделать поспешных выводов о неисправности того или иного агрегата.

Причиной неисправности контроллера могут быть и деформированные заслонки. Чтобы убедиться в этом, устранить поломку, разбираем отопитель.

Профилактика заслонки системы отопления ВАЗ 2112

Если быть точным, то осмотру подлежат две заслонки, в таком количестве они представлены в автомобиле ВАЗ 2112. В верхней части регулируется забор холодного воздуха. В нижней части подача тёплого (горячего) воздуха в салон автомобиля. Вследствие изношенности приводного механизма заслонка открывается наполовину, частично, поток воздуха снижен, салон обогревается в недостаточной мере.

несправная заслонка печки

Причины поломки:

  • закусывание, заклинивание в процессе работы, из-за отсутствия достаточного количества смазывающего вещества;
  • много мусора, влаги, песка, грязи, что способствовало заклиниванию;
  • выход из строя троса заслонки моторедуктора;
  • многочисленные наслоения, ржавчина, коррозия.

Металлические лучше, практичнее, но они боятся влаги, ржавчины, наслоений. Пластиковые наоборот, деформируются от жары, повышенной температуры.

Второй способ проверки работоспособности заслонки: если лобовое стекло греет горячий воздух, а по бокам или в ноги тёплый, неисправность на лицо. Поток воздуха не поступает — вышел из строя микродектор. Это приводной механизм.

Дефектовка микроредуктора заслонки

Замена ММР (микромоторедуктор) печки

Диагностика допустима при наличии специального прибора – омметра. Он предназначен для замера сопротивления в электрической цепи. В контролёрах старого образца показатели в диапазоне 750 — 1250 Ом, в новых 3400 — 5100 Ом.

При максимальной температуре омметр показывает до 5.0 Ом на новом или 1.6 Ом на старом. Отсутствие сопротивления указывает на неисправность: выход из строя датчика микроредуктора. Чаще изнашиваются дорожки, повреждается проводка, перегорает предохранитель. Для замены микроредуктора разбирается печка.

Вентилятор работает на одной скорости

Диагностика резистора сопротивления

В конструкции резистора присутствует две спирали: первая с сопротивлением 0.23 Ом, вторая с 0.82 Ом. При активированных обеих спиралях вентилятор работает на первой скорости, при задействовании одной, мотор работает на втором скоростном режиме. При запуске напрямую без резистора – активируется третья передача.

Наиболее распространённые причины поломок печки ВАЗ 2112 — низкий уровень антифриза, завоздушенность системы, неисправности термостата, помпы.

Читайте также: