Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения камаз 740

Обновлено: 28.06.2024

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бирский многопрофильный профессиональный колледж

Письменная экзаменационная работа

Тема: Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя КамАЗ-740

Виды систем охлаждения, их устройство и принцип работы.

Выполнил Беляев А.В. обучающийся

Группы №11 по профессии 190631.01

Автомеханик

Руководитель Антонов К.В.

Преподаватель профессиональных дисциплин


  1. Введение……………………………………………………………………………..1

  2. Диагностика и ТО системы охлаждения двигателя КамАЗ-740………………..

  3. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя……………………

  4. Основные неисправности и способы их устранения системы охлаждения двигателя КамАЗ-740……………………………………………………………….

  5. Назначение, устройство, принцип действия систем охлаждения КамАЗ-740…

  6. Экономическая часть……………………………………………………………….

  7. Техника безопасности при ремонте системы охлаждения……………………..

  1. Заключение

  2. Список используемых источников……………………………………………….

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КамАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната [2] .

В конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

^ Диагностика и обслуживание системы охлаждения.

При диагностировании системы охлаждения проверяют герметичность системы с использованием прибора К-437, а также работоспособность выпускного и впускного клапанов пробки расширительного бачка. Прибор устанавливают на горловину вместо снятой пробки и создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06…0,07 мПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем запускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т. е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным. Давление начала открытия выпускного клапана 100…120 кПа, впускного 3…13 кПа.

Затем проверяют уровень охлаждающей жидкости. Корпус расширительного бачка, как правило, изготавливают из полупрозрачного материала, позволяющего визуально контролировать уровень жидкости (проверяют только на холодном двигателе).

В случае постоянного понижения жидкости и необходимости частого её долива, проверяют герметичность системы охлаждения и устраняют неисправность.

Герметичность системы охлаждения проверяют визуально, а именно осмотром и выявлением подтёков жидкости в местах:

-Стык между головкой блока и блоком цилиндров.

-Головка блока цилиндров.

-Радиатор системы охлаждения.

-Насос системы охлаждения.

-Шланги и трубопроводы системы охлаждения.

Для промывки и смене жидкости в системе охлаждения следует:

Открыть пробку расширительного бачка, открыть сливные краники и слить жидкость в приготовленную тару.

Затем, когда жидкость полностью вытекла, закрываем сливные краники и заполняем систему охлаждения чистой водой (промывочной жидкостью) до требуемого уровня, закрываем пробку расширительного бачка.

Запускаем двигатель и даём ему поработать на средних оборотах до достижения рабочей температуры, а затем ещё около 3-5 мин. для обеспечения циркуляции жидкости по большому кругу для промывки радиатора.

После этого останавливаем двигатель и сливаем воду (промывочную жмдкость). Операцию промывки рекомендуется провести дважды, а затем залить в систему приготовленную охлаждающую жидкость.

Проверяют натяг ремня привода водяного насоса, усилием 4-5кг прогибом 15-25мм.

^ Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.

Система охлажденияне обеспечивает оптимального температурного режима работы двигателя — оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять (90 ± 5)°С, повышение температуры приводит к повышенному разжижению масла,

понижение к неполному испарению бензина со всеми вытекающими последствиями (неполное) сгорание рабочей смеси, в результате — повышение расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, смыв масла с зеркала цилиндра, разжижение смазки в поддоне картера и т.д.

-пониженный уровень охлаждающей жидкости;

- неисправная работа термостата— например, при закоксовывании клапана накипью и солями он будетпостоянно открыт или закрыт, и в том и в другом случае приводя к нарушению теплового режима;

-ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса одновременно приводит к его пробуксовке, перегреву и быстрому изнашиванию;

- отложение накипи в системеследует помнить, что 1мм накипи снижает теплопроводность в 40 раз; кроме того, сужаются проходные сечения для охлаждающей жидкости, и все это приводит к сильному перегреву двигателя;

- засорение шлаком нижнего бачка радиатора и сотпри остывании охлаждающей жидкости происходит подсос воздуха из атмосферы вместе с пылью через воздушный клапан, в результате образуются грязевые пробки, препятствующие нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;

- внешнее засорение сот радиатора грязью,свежим битумом с дороги, насекомыми, топливным пухом и т.п;

- неисправная работа автоматической электромагнитной муфты включения привода водяного насоса обычно происходит запаздывание ее включения, что приводит к быстромуперегрева двигателя;

- образование воздушных и паровых пробок в системе происходит обычно после заправки системы новой охлаждающей жидкостью (чаще всего пробки образуются в печке отопления салона), в результате чего нарушается циркуляция охлаждающей жидкости;

- неисправен привод жалюзиэто не позволяет водителю полностью открывать или закрывать их, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Течь охлаждающей жидкости.

-распаивание или механическое повреждение трубок радиатора и бачков;

- разбухание, трещины на соединительных резиновых патрубках или ослабление стяжных хомутов;

- разрушение прокладок, коробление или деформация деталей и другие нарушения в местах соединений каналов рубашки охлаждения;

- нарушение герметичности сливных краников или пробок.

Обслуживание системы охлаждения Камаз-740.

Заправка двигателя Камаз-740 охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка.Перед заполнением системы охлаждения двигателя Камаз-740 надо предварительно открыть кран системы отопления.Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормальный уровень должен находится между отметками "MIN" и "МАХ" на боковой поверхности бачка.

http://tehavtospec.narod.ru/olderfiles/3/regulirovka740.jpg

Для слива охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз-740 следует открыть сливные краны нижнего колена водяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть пробку расширительного бачка.

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса Камаз-740 выполнить следующим образом:

1)ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (см. рисунок) крепления планки и болт 1;

2)переместив генератор, натянуть ремни;

3)затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.После регулировки натяжения ремней привода генератора и водяного насоса Камаз-740 должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм.

^ Характерные неисправности и способы их устранения.

Основные неисправности системы охлаждения: Течь охлаждающей жидкости, переохлаждение и перегрев двигателя, попадание охлаждающей жидкости в систему смазки, расслоение, вытягивание приводного ремня вентилятора, течь радиатора, соединительных патрубков, износ или повреждение уплотнительной манжеты водяного насоса, нарушение работоспособности термостата, отложение накипи на внутренних стенках рубашки охлаждения блока, головки и трубок радиатора.

Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Причинами течи могут быть: ослабление крепления хомутов шлангов, гаек (болтов) крепления головок блока цилиндров, повреждение шлангов или уплотнительных прокладок, износ сальников.

Для устранения неисправности следует подтянуть крепления и заменить неисправные детали.

Признаками переохлаждения двигателя являются: понижение охлаждающей жидкости менее 70˚C, перерасход топлива, снижение мощности. Наиболее вероятные причины переохлаждения: не прикрыты жалюзи радиатора, не утеплён капот, неисправен термостат. Чтобы устранить переохлаждения, необходимо прикрыть жалюзи, неисправный термостат заменить.

Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100˚C), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.

Причины перегрева: недостаточно жидкости в системе, прикрыты жалюзи, слабо натянуты ремни привода водяного насоса, засорён радиатор, большие отложения накипи в рубашке охлаждения, неисправен термостат.

Для устранения перегрева необходимо добавить охлаждающей жидкости до нормы, открыть жалюзи, отрегулировать натяжение ремня привода водяного насоса, промыть радиатор снаружи и внутри, удалить накипь из системы охлаждения, заменить термостат.

Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере и понижение уровня охлаждающей жидкости, хотя подтекания отсутствуют. Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания через уплотнение гильз блока цилиндров или повреждение прокладок головок блока. Неисправные уплотнения необходимо заменить.

Электролит приготавливают в сосудах из кислотостойкого материала. Нельзя применять для этой цели стеклянные банки, которые могут разбиться. Следует помнить, что пары серной кислоты вредно действуют на здоровье человека. Помещения, где выполняют работы с аккумуляторами, должны хорошо вентилироваться. При составлении электролита серную кислоту заливают в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Нельзя лить воду в серную кислоту во избежании бурной реакции, кипение и выплескивания раствора из сосуда. Следует остерегаться попадания электролита и кислоты на одежду и тело, так как возможен ожог кожи. Переносить аккумуляторные батареи на руках не разрешается, для переноски их рекомендуется использовать тележки с гнездами либо специальные приспособления.

При расслоении и чрезмерном вытягивании приводного ремня его заменяют. При появлении течи охлаждающей жидкости из радиатора его осматривают и отмечают место утечки жидкости. Радиатор снимают. Трубки, имеющие течь, запаивают. Неподдающиеся ремонту трубки заменяют. Если вышли из строя одна-две трубки, то их можно просто заглушить. При замене трубок отпаивают верхний и нижний бачки радиатора от сердцевины. Отпаивают от сердцевины дефектные трубки и вынимают их. Затем устанавливают новые трубки. Концы их развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Устанавливают на место и припаивают верхний и нижний бачки радиатора.

При износе уплотнительной манжеты водяного насоса наблюдается подтекание жидкости через дренажное отверстие в нижней части его корпуса. Изношенную манжету заменяют.

У термостата возможно несвоевременное открытие клапана, что может привести к перегреву или переохлаждению двигателя. Для проверки работоспособности термостата следят за состоянием нижнего бачка радиатора. После пуска холодного двигателя нижний бачок начинает прогреваться при исправном термостате после достижения температуры охлаждающей жидкости 80—85°С, т. е. когда откроется клапан термостата. Для более детальной проверки термостат достают и проверяют в емкости с жидкостью, постепенно нагревая ее и наблюдая за открытием клапанов. Температуру жидкости контролируют ртутным термометром.

При длительном использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в системе охлаждения может образоваться слой накипи, ухудшающий условия теплоотвода, что приводит к перегреву двигателя. Поэтому систему охлаждения двигателей УМЗ-4146.10 при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется раз в год промывать для удаления из нее накипи и осадков. Удаляют накипь, промывая систему сильной струей воды. При этом двигатель и радиатор промывают раздельно. Перед промывкой достают термостат из патрубка, отсоединяют шланги от радиатора, вывертывают из блока сливной краник вместе со штуцером. Направление струи должно быть обратным направлению движения охлаждающей жидкости. Промывают блок и головки блока до тех пор, пока из них не пойдет чистая вода. Радиатор промывают при закрытой пробке, воду подводят сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить в первую очередь осадок из нижнего бачка, а затем к нижнему патрубку. Промывают струей воды и продувают сжатым воздухом сердцевину радиатора.

Для промывки и очистки системы охлаждения от накипи без разборки применяют следующий способ. Раствор, содержащий 0,2 кг хромового ангидрида или хромпика на 10 л воды, заливают в систему охлаждения двигателя на 7—10 ч. Затем двигатель запускают и дают ему поработать 15—20 мин на малой частоте вращения коленчатого вала. Сливают раствор и промывают систему горячей водой.

Назначение, устройство и принцип действия системы охлаждения

Необходимость системы охлаждения вызывается тем, что детали двигателя, соприкасающиеся с раскалёнными газами, при работе сильно нагреваются. Если не охлаждать внутренние детали двигателя, то вследствие перегрева может произойти выгорания слоя смазки между деталями и заедание их. Нельзя допускать и переохлаждения двигателя, так как при этом увеличиваются тепловые потери, и уменьшается количество используемого тепла, возрастают потери на трение вследствие загустеваний смазки, ухудшаются условия смесеобразования, снижается мощность и ухудшается экономичность. Нормальный тепловой режим работы двигателя должен быть в пределах 80-98?C.

Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя. В двигателе КАМАЗ 740 она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, заправочный объём составляет 34.5 л. Закрытая система охлаждения сообщается с атмосферой непосредственно, а через паровоздушный клапан. Преимущество закрытой системы состоит в том, что она позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости и почти устраняет потери жидкости от испарения.

К системе жидкостного охлаждения относятся: полость охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, гидромуфта привода вентилятора, вентилятор, жалюзи, термостат, патрубки, шланги, сливные краники.

Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. На двигателе КАМАЗ 740 установлен трубчато-пластичный радиатор. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жёсткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки сердцевины впаяны в верхний и нижний бачки. Верхний бачок соединён прорезиненным шлангом с полостью охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет кран для выпуска охлаждающей жидкости и патрубок для соединения с водяным насосом.

В радиаторе автомобиля КАМАЗ заливной горловины нет, а заполнение его охлаждающей жидкостью осуществляется через расширительный бачок. Он расположен на двигателе с правой стороны и служит для компенсации объёма охлаждающей жидкости при её нагреве. Бачок имеет две горловины. В одной горловине установлена пробка с паровоздушным клапаном, через вторую горловину происходит заполнение системы охлаждения.

Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закреплённых в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины с помощью тяг и рычагов.

Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Насос центробежного типа. Насос установлен в передней части блока цилиндров, он приводится в действие от шкива коленчатого вала через ремень. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров.

Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из крыльчатки с пятью лопастями, привёрнутыми к ступице. Привод вентилятора осуществляется гидромуфтой с автоматическим управлением.

Гидромуфта привода вентилятора предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения колебаний нагрузок, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Ведущая часть гидромуфты состоит из ведущего вала с кожухом, ведущего колеса и шкива. Ведомая часть гидромуфты вращается на двух шариковых подшипниках и состоит из ведомого колеса свалом, на котором крепится ступица вентилятора. Уплотняется гидромуфта двумя резиновыми манжетами.

Вентилятор может работать в трёх режимах в зависимости от положения крана включения: в автоматическом, когда температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 86-90?C, - положение крана "В"; при отключённом вентиляторе кран включается в положение "О"; при третьем режиме вентилятор включён постоянно - работа на таком режиме допустима кратковременно. В корпусе включателя расположены термосиловой элемент, золотник и возвратная пружина. При повышении температуры охлаждающей жидкости до 95?C шток термосилового элемента перемещает золотник и масло из системы смазки двигателя поступает под давлением в полость гидромуфты. Центробежной силой масло отбрасывается к краю вращающегося ведущего колеса и, ударяясь о лопатки ведомого колеса, приводит его во вращение вместе с валом вентилятора. Сливается масло в поддон картера. При положении температуры охлаждающей жидкости ниже 86?C золотник под действием возвратной пружины перекрывает доступ масла - вентилятор отключается. Автоматическая муфта включения вентилятора обеспечивает поддержание оптимального теплового режима двигателя и снижает расход мощности двигателя, повышая экономичность его работы.

Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска. На двигателях КАМАЗ установлен термостат с твёрдым наполнителем. Такой термостат состоит из корпуса, внутри которого помещён медный баллон, заполняемый массой, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином (нефтяной воск). Баллон сверху закрыт крышкой. Между баллоном и крышкой расположена резиновая диафрагма, сверху которой установлен шток, упирающийся в серьгу, закреплённую при помощи оси на клапане.

В верхней части корпуса термостата имеются две прорези, в которых установлен клапан. В непрогретом двигателе масса в баллоне находится в твёрдом состоянии, и клапан термостата закрыт под действием спиральной пружины. При прогреве двигателя масса в баллоне начинает плавиться, объём её увеличивается и давит на диафрагму и шток, открывая клапан. Полное открытие клапана произойдёт при температуре 91-95?C, так как при этом происходит наибольшее расширение массы наполнителя. На автомобилях КАМАЗ установлены два термостата.

Работа системы охлаждения. От вращения коленчатого вала двигателя через привод приводится в действие водяной насос. В приёмной полости водяного насоса при вращении крыльчатки создаётся разряжение. Охлаждающая жидкость за счёт разряжения поступает из нижнего бачка радиатора в водяной насос, а из него нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, оттуда в рубашки головок блока и далее к термостату. Если температура охлаждающей жидкости менее 75?C, термостаты закрыты и жидкость циркулирует, минуя радиатор. При достижении температуры охлаждающей жидкости 95?C термостаты полностью открываются, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, охлаждаясь там потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Ремонт водяного насоса

При сборке не допускайте попадания посторонних частиц между поверхностями трущейся пары торцового уплотнения.

После сборки проверьте легкость вращения валика насоса (заедание не допускается).

При ремонте водяного радиатора к дефектам радиатора отнесите повреждение бачков и трубок, нарушение пайки деталей, а также загрязнение снаружи и значительные отложения накипи в трубках.

Загрязненную сердцевину радиатора снаружи промойте в направлении, противоположном потоку воздуха.

Проверьте герметичность радиатора, для чего отверстия патрубков закройте пробками, а к одному из них подведите сжатый воздух под давлением 78,51 кПа (0,8 кгс/см 2 ), при этом радиатор должен быть заполнен охлаждающей жидкостью.

Крутящий момент затяжки гайки крепления ступицы вентилятора 137,3-196,2 Нм (14-20 кгс-м).

Размеры деталей и допустимый износ, мм

Насос водяной

Диаметр отверстия в корпусе водяного насоса:

- под подшипник передний 61.99-62.02 / 62.04

- под подшипник задний 51.99-52,02 / 52.04

- под сальник 36,45-36,474 / 36,474

Диаметр шейки валика водяного насоса:

- под передний подшипник 25.002-25,017 / 25

- под задний подшипник 20.002-20,017 / 20

- под крыльчатку 15,64-15,675 / 15,64

Диаметр отверстия в крыльчатке под шейку валика 15,60-15,635 / 15,62

Диаметр отверстия шкива под шейку валика 24,90-24,923 / 24,94

Гидромуфта привода вентилятора

- диаметр шейки под подшипник34,973-34,99 / 34,96

- диаметр отверстия под задний подшипник 47,010-47,035 / 47,00

Диаметр шейки ведомого вала:

под передний подшипник 24,993-25,007 / 24,986

под задний подшипник 20,002-20,017 / 19,995

Диаметр отверстия под подшипник в корпусе подшипника 71,970-72,0 / 72,015

Вал шкива привода генератора:

- диаметр отверстия под подшипник 61.970-62.0 / 62,015

- диаметр шейки под подшипник 70.01-70.03 / 70

- диаметр шейки под манжету 99.930-100.0 / 99,3

Для снятия и разборки гидромуфты:

- слейте масло из двигателя;

- снимите ремни привода водяного насоса и крыльчатку вентилятора, фильтр центробежной очистки масла, масляный картер;

- выверните болты крепления передней крышки к блоку цилиндров и снимите гидромуфту в сборе с передней крышкой блока;

- разогните усы стопорной шайбы гайки крепления ступицы вентилятора, отверните гайку и снимите ступицу:

гидромуфта привода вентилятора Камаз

- выверните болты крепления шкива, снимите шкив 1 (см. рис. Гидромуфта привода вентилятора) с манжетой 4 в сборе и втулку 3 манжеты;

- снимите стопорное кольцо крепления подшипника;

- выверните винты крепления корпуса подшипника, снимите корпус 13 в сборе с подшипником;

- выньте гидромуфту из передней крышки блока;

- выверните болты крепления ведущего вала в сборе с кожухом к ведущему колесу, снимите ведущий вал 17 с кожухом в сборе;

- снимите ведомый вал 18 в сборе с ведомым колесом.

После сборки шкив привода генератора, а также ведомый вал при неподвижном шкиве должен вращаться свободно, без заеданий.

Для снятия и разборки коробки термостатов:

Снятие коробки термостатов

- выверните болт 1 крепления планки генератора (рис. Снятие коробки термостатов):

- выверните два болта 5 крепления фланца коробки;

- выверните три болта 6 крепления коробки и снимите коробку;

- выверните пять болтов 2 крепления патрубка, снимите патрубок 3. выньте термостаты и осмотрите их.

схема проверки термостатов

Для проверки термостатов определите температуру начала открытия и величину хода клапана 5 (см. рис. Термостат) следующим образом:

- погрузите термостат в подогреваемую ванну с водой (3 л), уровень которой должен быть выше фланца термостата (см. рис. Схема установки для проверки термостатов).

- после достижения температуры плюс 70 °С нагревайте воду постоянно с интенсивностью не более 3° С/мин, перемешивая. Используйте ртутный термометр с ценой деления не более 1°С;

- проверьте индикатором начало открытия клапана термостата - это температура, при которой ход клапана составит 0,1 мм.

При эксплуатации допускается температура начала открытия 77-83 °С, полного открытия - 90 - 96 °С потеря хода клапана — не более 20%.

Схема работы выключателя гидромуфты

Если температура включения вентилятора не выдерживается в диапазоне 86 - 90 °С, замените термосиловой клапан, состоящий из датчика (см. рис. Выключатель гидромуфты), корпуса и седла.

Для снятия и разборки включателя гидромуфты:

- выверните болты крепления включателя к патрубку подводящей трубы, снимите включатель;

- закрепите включатель за корпус в тисках;

- снимите крышку, выньте пробку, пружину и шарик

- выньте клапан в сборе с термосиловым датчиком.

Клапан и пробка должны перемещаться в корпусе без заеданий.

На привалочной поверхности корпуса не допускайте риски глубиной более 0,05 мм; неплоскостность поверхности должна быть не более 0,05 мм.

На поверхности корпуса датчика не должно быть очагов кавитационного разрушения, повреждений.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы охлаждения.

Задачи занятия:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ системы охлаждения.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ системы охлаждения.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы охлаждения .

В ходе занятия у студентов формируются

П рофессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

блок цилиндров, агрегаты системы охлаждения (радиатор, водяные насосы, термостаты,

центробежный фильтр), съемники, тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; разрезы центробежного фильтра, водяного насоса.

Инструкционно-технологическая карта

1. Изучить устройство и работу агрегатов системы охлаждения

двигателя КамАЗ-740 (рис. 1.7—1.9).

2. Разобрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в следующем порядке :

• расшплинтовать и отвернуть гайку крепления крыльчатки;

• при помощи специального съемника снять крыльчатку;

• при помощи трехлапного съемника снять шкив;

• выбить шпонку и снять пылеотражатель;

• при помощи круглогубцев снять стопорное кольцо;

• выпрессовать валик насоса в сборе с подшипниками;

• извлечь из корпуса сальниковое уплотнение;

• продефектировать снятые детали.

3. Собрать водяной насос двигателя КамАЗ-740 в последовательности,

Внимание! Запрессовку крыльчатки, сальникового уплотнения выполнять с особой осторожностью во избежание их поломки.

4. Изучить по разрезу устройство, взаимное расположение деталей и работу гидромуфты включения привода вентилятора совместно с выключателем гидромуфты (использовать в работе рис. 1.8, 1.9).

Последовательность

приспособление

Технические условия

1. Разборка водяного насоса двигателя КамАЗ-740

1. Расшплинтовать и отвернуть

гайку крепления крыльчатки

Ключ гаечный 19 мм

2. Снять крыльчатку

4. Выбить шпонку шкива

5. Снять пылеотражатель

6. Снять стопорное

7. Выпрессовать вал насоса

вместе с подшипниками

8. Вынуть сальниковое

уплотнение из корпуса

2. Сборка водяного насоса двигателя КамАЗ-740

1. Запрессовать вал насоса

насоса смазываются через

пресс-масленку в корпусе

2. Установить стопорное

3. Установить сальниковое уплотнение

не должно иметь

4. Установить крыльчатку

Крыльчатка не должна

иметь повреждений, раковин

5. Завернуть и зашплинтовать

гайку крепления крыльчатки

6. Установить пылеотражатель

7. Установить шпонку шкива

8. Напрессовать шкив

Выколотка деревянная, молоток

Контрольные вопросы

1. Какой агрегат в системе охлаждения КамАЗ-740 осуществляет привод вентилятора?

2. В каких режимах будет работать вентилятор, если рычаг выключателя гидромуфты установлен в положения А, П, О (см. рис. 1.8)?

3. К каким неисправностям может привести работа двигателя с пониженным уровнем охлаждающей жидкости?

Читайте также: