Термореле включения вентилятора ваз

Обновлено: 02.07.2024

ДТОЖ и датчик включения вентилятора — это два разных регулятора. ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам. Второй регулятор, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.

Более подробно о том, как устроен датчик вентилятора, какие у него функции, как диагностировать это устройство – чуть ниже.

Предназначение и функции

Датчик включения вентилятора радиатора улучшает свойства системы охлаждения, включая вспомогательный поток воздуха без вмешательства водителя извне. Чтобы совершить эти манипуляции, в корпусе устройства установлен специальный элемент, реагирующий на перепады температуры жидкости.

Если выражаться обычным языком, можно сделать вывод, что определитель, включающий вентилятор охлаждения, это самый настоящий выключатель. Он срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина выгибается, а затем замыкаются контакты, подавая ток в цепь питания вентилятора.

Принцип работы и место расположения

Он, как было сказано, расположен внизу радиатора и включается, когда температура достигает определенной точки.

Происходит это следующим образом:

  1. Пластина, которая находится в нижней части устройства, начинает при повышении температуры видоизменяться.
  2. Изгибаясь, она оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и при движении замыкает контакты: и подвижные, и неподвижные.
  3. Если антифриз будет оставаться холодным, пластина не будет нагреваться, и в итоге контакты не замкнутся, провоцируя включение вентилятора.

Каждая машина индивидуальна и ее температура тоже, поэтому нет никаких конкретных показателей, при которых срабатывает устройство. Различие также присутствует в скорости вращения: существуют двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант включения более редкий, но он тоже встречается. Он отличается тем, что при достижении пика температуры замыкается пара контактов, а прокруты вентилятора совершают небольшие обороты.






Схема вентилятора радиатора, подключение реле

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

  • добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
  • комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя.

Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле.

Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО.

Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор.

Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.



Как проверить датчик самостоятельно?

Проверка датчика включения вентилятора дело несложное.

  1. Если возникла необходимость его диагностировать, нужно сначала узнать его функции и принцип действия.
  2. После этого, можно проверить систему, нагревая самой уязвимой части корпуса датчика. Чтобы это сделать, нужно изъять его из радиатора, внимательно осмотреть его, проверить колодки контактов, осмотреть провода, и, если есть такая необходимость, почистить.
  3. Далее понадобится инструмент, который можно сделать самостоятельно из обычной лампочки и батарейки, или использовать специальный тестер.
  4. Довести до кипения воду, затем соединить тестер и контакты датчика и опустить в воду его уязвимую сторону.
  5. После этого должно случиться замыкание. Это действие спровоцирует возгорание лампы, или появление характерного звукового сигнала тестера. Если приспособление показало, что контакты замкнулись до столкновения с кипятком, значит датчик несомненно неисправен. Как проверить датчик включения вентилятора, расскажет автор видео — Техник-механик.


Дальнейшая проверка

С проверкой предохранителя никаких проблем не возникнет. Находим нужную вставку в монтажном блоке, проверяем ее обычным тестером или самодельным пробником, выполненным из двух проводов и лампы, и результат налицо. При необходимости меняем предохранитель и продолжаем движение. Но если и на этот раз мы с вами ошиблись, проблему нужно искать в датчике включения вентилятора.

Инструкция по замене регулятора

Замена датчика включения вентилятора почти всегда происходит по одной схеме:

Цена вопроса

На фотографиях ниже можно увидеть, как выглядит устройство, а также оценить стоимость различных моделей.

Запрос вернул пустой результат.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля предназначена система охлаждения. Основными ее элементами являются каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а в электрическую часть входят датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой для . Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Будем менять этот датчик

Зима близко, а значит, самое время уделить особое внимание вопросам системы охлаждения. На старых автомобилях ВАЗ использовали ременной привод на вентилятор охлаждения радиатора, но со временем решили усовершенствоваться и стали устанавливать вентиляторы, работающие от датчика температуры и электрического моторчика.
Рассмотрим на примере, как делается на ВАЗ 2107 замена датчика радиатора. Так вот, если датчик вентилятора не работает, то вся система охлаждения тоже не работает.
Данная инструкция поможет своими руками осуществить, на первый взгляд, простую операцию по замене датчика. Видео с описанием процесса прояснит остальное.

  • Оказывается, датчики бывают разные. Какие же?
  • Как проверяется датчик радиатора?
  • Замена датчика температуры
    • Инструмент
    • Обычная замена
    • Быстрая замена

    Оказывается, датчики бывают разные. Какие же?

    Как видно из вопроса, сейчас узнаем, какие есть разновидности датчиков температуры и чем они между собой отличаются.
    Итак:

    • Отличие в производителе датчика. Это особой роли не играет. Если компания этим занимается, значит, она знает, что делает. Но все равно – не берите слишком дешевый, а то может оказаться подделкой.
    • Температурные режимы. Обратите внимание на цифры, которые выгравированы на датчике. Они вам многое скажут. К примеру, 92-87 – это две температурные величины.
    • Первая величина 92 – это температура, при которой датчик сработает и подаст сигнал вентилятору о необходимости включения и охлаждения жидкости внутри радиатора.
    • Вторая величина 87 – это температура, при которой датчик прекратит охлаждение и работу вентилятора. Таким образом, температурный предел у этого датчика составляет пять градусов.
    • Это наиболее распространенный среди датчиков температуры охлаждающей жидкости.
    • Но есть и другие датчики с другими температурными режимами. Они созданы для специальных условий, в которых работает тот или иной автомобиль.
    • Например, в условиях пониженных температур или наоборот – повышенных датчики ставятся с другими параметрами.

    Делаем вывод. Самый распространенный датчик – это 92-87, но, если нужно, вам необходимо выбирать под свой климат и погодные условия вашей местности.
    Вот, к примеру, датчик радиатора, который подходит на многие автомобили с параметрами 92-87 фирмы LUZAR из Питера (смотрите фото). Такой датчик стоит не более 150 рублей – то есть цена на датчик не велика.

    Датчик радиатора от LUZAR

    Датчик радиатора от LUZAR

    Как проверяется датчик радиатора

    Делается эта процедура двумя разными способами, о которых вы сейчас и узнаете.

    Проверка датчика включения вентилятора и работы самого вентилятора

    Проверка датчика включения вентилятора и работы самого вентилятора

    Для первой процедуры не понадобится никакого приспособления:

    • Если температура охлаждающей жидкости уже более 92 градусов, а вентилятор не срабатывает, значит, нужна проверка.
    • Включаем зажигание автомобиля. Отсоединяем от датчика включения вентилятора два приходящих к нему провода.
    • Замкните эти два провода между собой. Если вентилятор включился и работает, то поломка не в нем, а в датчике радиатора.
    • Если же вентилятор по-прежнему не работает, то следует провести его ремонт или даже замену.

    Второй способ осуществляется уже на снятом датчике радиатора или же, если есть желание проверить новый датчик на работоспособность перед установкой на автомобиль.
    Итак:

    • Понадобится для этого: датчик, емкость с водой, нагреватель (плита, кипятильник), мультиметр, термометр с шкалой до 100 градусов.
    • Опустите нижнюю часть датчика в емкость с водой и постепенно ее нагревайте.
    • При помощи тестера проверяем замыкание и размыкание контактов датчика. Для этого выставляем тестер на прозвонку или измерение сопротивления, а два конца подключаем к двум клеммам датчика.
    • Если датчик срабатывает, а затем отключается – все работает и его можно устанавливать на автомобиль.

    Второй способ проверки

    Второй способ проверки

    Замена датчика температуры

    Как делается замена датчика включения вентилятора? Сейчас узнаем, что для этого нужно из инструмента, и в какой последовательности осуществлять работу.

    Инструмент

    Вот список необходимого инструмента для работы:

    Вот и все. Теперь можно менять датчик.

    Обычная замена

    Сейчас рассмотрим, как правильно делать замену датчика вентилятора. Схема подходит для ВАЗ 2107, ВАЗ 2110 и для других автомобилей с электрическим вентилятором охлаждения.

    Совет! Проводите замену на смотровой яме, предварительно остудив автомобиль, чтобы не ошпариться горячим тосолом при слитии.

    Выкручиваем датчик включения вентилятора

    Выкручиваем датчик включения вентилятора

    Обратите внимание! На медную шайбу под снятым датчиком. Если такой нет на новом приобретенном датчике, то следует установить старую. Предварительно отшлифуйте шайбу на точильном камне.

    • Почистите посадочное место датчика вентилятора при помощи ножа или просто ветоши.
    • Закрутите новый датчик радиатора в радиатор и затяните ключом на 30.
    • Подключите два провода к датчику.
    • Далее следует залить обратно тосол в систему охлаждения. В основном это делается через расширительный бачок, но на старых вариантах радиатора – прямо в радиатор.
    • Уберите завоздушенность из системы охлаждения. Для этого проверьте верхний патрубок охлаждения на наличие воздуха. При необходимости сдавите его несколько раз рукой.
    • Открутите обратку. Заткните штуцер под обратку пальцем, прижмитесь лицом к горловине расширительного бачка и дуйте воздух в него.
    • Тем самым создается давление, и воздух из системы охлаждения выходит в расширительный бачок. При необходимости доливайте тосол.
    • Когда из шланга обратного потока охлаждающей жидкости польется тосол, значит система охлаждения без воздуха.
    • Подключите обратку. Подключите клемму аккумулятора.
    • Заведите автомобиль и немного прогрейте.

    Обратите внимание! По мере нагревания охлаждающей жидкости она будет выходить из обратки в расширительный бачок. Это признак того, что в системе охлаждения нет воздуха.

    • Подождите несколько минут, пока включится вентилятор охлаждения, а затем выключится – значит все работает правильно.
    • На этом этапе завершается замена датчика вентилятора.

    Быстрая замена

    Есть другой вариант более быстрой замены датчика радиатора, о котором ниже:

    Помните! Для того чтобы осуществить быструю замену необходимы определенные навыки и хорошая ловкость рук.

    • Итак, отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
    • Следующим шагом отсоедините провода от датчика радиатора.
    • Ключом на 30 открутите датчик включения вентилятора, но не полностью – оставьте примерно пару оборотов.
    • В одну руку возьмите новый датчик с медной шайбой (обязательно!), а другой будете выкручивать старый датчик.

    Наличие шайбы обязательно на новом датчике

    Наличие шайбы обязательно на новом датчике

    • Выкрутите датчик одной рукой, а другой быстро начните вкручивать новый.
    • Затяните датчик ключом на 30 и подключите к нему два провода.
    • Подключите клемму аккумулятора.
    • Таким образом, вытечет совсем немного тосола, а время значительно экономится.
    • Долейте необходимое количество тосола в расширительный бачок системы охлаждения.
    • Заведите автомобиль, прогрейте несколько минут на средних оборотах.
    • Грейте до тех пор, пока не откроется термостат (низ станет теплым) и не включится вентилятор охлаждения.
    • Дождитесь выключения вентилятора и можно глушить автомобиль.

    Помните! Если этот ремонт вы осуществляете в собственном гараже, во время прогрева автомобиля обязательно откройте ворота, чтобы не задохнуться угарным газом.

    Ну вот и все – замена датчика включения вентилятора завершена и можно отправляться в путь. Если вам не до конца все понятно, просмотрите видео.

    Читайте также: