Требования к птб техосмотр с 1 сентября 2021

Обновлено: 05.07.2024

С 1 сентября 2021 года предрейсовые технические осмотры транспортных средств нужно проводить по приказу Минтранса России от 15.01.2021 № 9. Аналогичный ведомственный акт от 08.08.2018 № 296 утратил силу с 1 января 2021 года.

Для кого обязателен приказ Минтранса России от 15.01.2021 № 9?

Порядок проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств (ТС) выполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые:

  • осуществляют коммерческие перевозки, либо
  • используют для собственных нужд грузовые автомобили и (или) автобусы.

Напомним, что старый приказ № 296 распространялся и на владельцев служебного легкового автотранспорта.

Кто проводит контроль технического состояния ТС?

Минтранс разрешил привлекать к техническому осмотру транспорта перед рейсом сторонние организации или ИП. Также контроль ТС перед выездом на линию может проводить любой штатный работник. Главное, чтобы специалист соответствовал квалификационным требованиям из приказа Минтранса России от 31.07.2020 № 282:

  • для контролера технического состояния ТС городского наземного электрического транспорта, либо
  • контролера технического состояния ТС автомобильного транспорта.

Напомним, какой уровень подготовки должен иметь такой работник:

Как часто проводят осмотр технического состояния транспортных средств?

Если на ТС работает несколько водителей, осмотр делают перед рейсом (сменой) того водителя, который первым покидает стоянку.

Что входит в контроль технического состояния ТС?

Требования приказа № 9 в этой части от отмененного приказа № 296 не отличаются. Контролер проверяет:

  • исправность элементов конструкции ТС, тахографа, аппаратуры спутниковой навигации и системы вызова экстренных служб (п. 7.1);
  • фиксаторы, замки, держатели и запоры (п. 7.2);
  • работоспособность индикации на щитке, средств обзора, ремней безопасности (п. 7.3);
  • исправность фар, световозвращателей, стеклоочистителей (п. 7.4);
  • герметичность узлов и агрегатов;
  • укомплектованность аптечкой первой помощи, огнетушителем, противооткатными упорами (п. 7.6);
  • отсутствие внесенных в конструкцию ТС несогласованных изменений (п. 7.7) или неразрешенных устройств подачи световых, звуковых сигналов (п. 7.8);
  • для электрического транспорта — исправность электрооборудования (п. 7.9).

Отметку о пройденном контроле ставят в путевой лист, если при осмотре ТС не выявлено неисправностей и нарушений.

Журнал технического осмотра

Юридические лица и ИП обязаны вести Журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС (п. 9 Порядка). Новое в форме, по сравнению с приказом № 296: подпись водителя о проведении осмотра транспорта не нужна.

Журнал ведут на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае записи удостоверяют ЭЦП.

Заполненный предрейсовый журнал хранят три года после списания транспортных средств, согласно п. 555 Перечня типовых управленческих документов…, в редакции приказа Росархива от 20.12.2019 № 236.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

станция техосмотра

Содержание

После неоднократных переносов и сдвигов весной 2021 года должны заработать обновленные правила прохождения техосмотра . В этом материале собрали самое главное: изменения , стоимость и список неисправностей, которые не дадут его пройти.

ТО

Самое главное — от техосмотра будет не отвертеться. После того, как в 2012-м функцию контроля и надзора за техническим состоянием транспорта забрали у МВД (ГИБДД) и отдали страховщикам (в лице РСА), процедура технического освидетельствования превратилась в профанацию. Если раньше (до 2012 года) отсутствие заветного талончика каралось инспекторами ДПС, то под крылом РСА караться перестало. Зато без диагностической карты стало невозможно получить полис ОСАГО. А вот уже за его отсутствие можно было налететь на санкции от полиции.

Но звучит все куда путанее и суровее, чем было по факту. Страховые брокеры и агенты приторговывали заветными диагностическими картами, для получения которых надо было заплатить символическую сумму — и даже ездить ни на какой подъемник ни в какой сервис не надо.

Техосмотр стал фикцией.

Это не ускользнуло от внимания ни МВД, ни РСА, и они сообща задумали вернуть, как было, и даже сделать лучше.

Прохождение ТО

Поэтому прохождение техосмотра в 2021 году меняется: надзирать за техническим состоянием автотранспорта снова будет полиция, в которую данные о проведенном техосмотре должны передаваться из аккредитованного пункта.

Предполагается, что в новом техосмотре с марта 2021 года все будет по-цифровому и очень удобно:

  • заезжаешь в аккредитованный пункт проведения осмотра;
  • машину прогоняют по всем параметрам;
  • на входе и выходе авто фотографируется с привязкой к месту и времени совершения осмотра;
  • диагностическая карта с результатами осмотра и фотографиями по защищенному каналу отправляется в специальную базу МВД;
  • под каждой диагностической картой должна стоять электронная подпись аккредитованного технического специалиста.

Просто? Вроде да. Эффективно? Наверное. В теории, чтобы попасть в базу МВД, техосмотр надо будет реально пройти. Как минимум, под прицелом камеры заехать и выехать из пункта ТО.

Как на самом деле? Сказать трудно. На конец февраля в стране были проверены и аккредитованы только половина из имеющихся пунктов технического осмотра. В остальных — проблемы с коммуникациями, канализацией, и по техническим требованиям они не пролезают.

Поэтому не исключено, что в начале марта нас ждут давки и ажиотаж вокруг пунктов ТО, очереди и перепродажа мест в очереди, случится скандал, и обновления в очередной раз отодвинут.

Или нет. Ждем 1 марта с особым интересом.

Сколько стоит техосмотр в 2021 году

Техосмотр

Зависит от региона. В отличие от дилерских плановых процедур, когда ценник рисует само предприятие, стоимость техосмотра регламентирует государство. И получается, кстати, даже дешевле, чем купить готовую диагностическую карту у страхового брокера. Например, цена техосмотра в 2021 для легковушки:

  • в Свердловской области — 498 рублей;
  • в Татарстане — 720 рублей;
  • в среднем по федеральным округам – 600 рублей.

С какими неисправностями автомобиля не пройти техосмотр в 2021 году

Техосмотр

  • двигатель;
  • колеса и шины;
  • тормозные системы;
  • рулевое управление;
  • внешние световые приборы;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла;
  • прочие элементы конструкции.

Соответственно, стучит рейка, люфтят рулевые тяги? Неисправность рулевого управления. Не прошел.

Стерт протектор, на двух осях стоят разные шины? Непорядок с шинами и дисками. Не прошел.

ксенон

Тормозные колодки стерты меньше контрольной метки? Неисправность тормозной системы. Не прошел.

Отдельно смотрят экологические параметры (выхлоп, концентрация вредных веществ в отработанных газах) и комплектацию автомобиля. Точно надо иметь в багажнике:

  • аптечку;
  • огнетушитель;
  • световозвращающий жилет;
  • знак аварийной остановки.

С одной стороны, ничего неподъемного в этих правилах техосмотра в 2021 году нет: ухоженный автомобиль, которому вовремя делают ТО и за которым в целом следят, пройдет диагностику без проблем.

Автор: Владимир Андрианов

Как вы считаете, вступят ли в силу изменения в техосмотре и насколько правильна идея с цифровизацией? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Технический контроль грузовика

В 2021 году транспортные средства, которые перевозят пассажиров или грузы, должны проходить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния. Причем данное требование относится не только к коммерческим перевозкам, но и к перевозкам для собственных нужд организации.

В данной статье речь пойдет о новом нормативном документе - Порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, в котором описаны новые правила проведения техконтроля.

Однако самым важным, пожалуй, являются не сами новые правила, а то, что документ просто начнет действовать. Дело в том, что предшествующие правила техконтроля перестали действовать с 1 января 2021 года. То есть, обязанность по проведению техконтроля осталась, а правил проведения не было. И такое положение вызывало множество вопросов у организаций, эксплуатирующих транспорт. Было просто-напросто непонятно, как именно проводить контроль.

С 1 сентября 2021 года новый документ вступит в силу, и описанная проблема будет исключена. Рассмотрим особенности нового Приказа Минтранса:

Информация о нормативном документе

2021.06.11 Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации №9 от 15 января 2021 года "Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 27 мая 2021 года. Документ вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

Возможность проведения контроля в любое время между сменами

Одно из самых интересных нововведений содержится в пункте 4 нового нормативного документа:

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее - контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка).

4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка), до выезда транспортного средства с парковки.

Данный пункт прямо говорит о том, что провести проверку технического состояния можно в любой момент меду двумя рейсами или сменами. То есть, контроль может быть пройден перед началом нового рабочего дня (утром), а может - после окончания предшествующего рабочего дня (вечером). Возможен также и более экзотический вариант - проведение технического контроля ночью.

Это нововведение должно решить серьезную проблему, о которой неоднократно писали представители транспортных предприятий. Дело в том, что если в организации много автомобилей (100 - 200) и у всех этих автомобилей рабочий день начинается одновременно (в 8 часов утра), то даже несколько контролеров не успевают осмотреть все эти транспортные средства за разумное время (30 - 40 минут).

Новый формат отметки в путевом листе

12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

13. В случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 7 - 8 настоящего Порядка, сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утверждаемым Минтрансом России в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" 7, на основании записи о пройденном контроле, внесенной в журнал.

Еще одна важная проблема, которую решает новый порядок технического контроля, связана с простановкой отметки в путевом листе. Суть проблемы заключается в том, что ранее разные нормативные документы давали разную информацию по поводу текста такой отметки. Причем, документы время от времени обновлялись несогласованно и получалось, что для одной и той же отметки одновременно существовали несколько разных форматов.

Напомню, что порядок заполнения путевых листов вообще не требует ставить специальную отметку (например, "контроль пройден"). В путевой лист ставятся лишь дата и время предрейсового контроля, а также общая отметка "выпуск на линию разрешен".

Новый формат журнала технического контроля

15. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее - журнал) должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
5) дату, время проведения контроля;
6) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
7) отметку о прохождении контроля;
8) подпись контролера, проводившего контроль.

9. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее - журнал) должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись лица, проводившего контроль.

В данном случае основное отличие заключается в том, что из журнала исключается графа, содержащая фамилию, имя и отчество водителя автомобиля. Учитывая рассмотренные выше нововведения, которые позволяют проводить контроль в любое время между сменами, это решение выглядит вполне логичным. Контролер проверяет транспортное средство ночью, когда водитель спокойно отдыхает дома. Поэтому данные водителя в журнал не заносятся.

Также это позволяет решить и еще одну проблему, которая возникает в организациях, где автомобили не закреплены за водителями. Утром водитель приходит на работу, ему выделяют один из автомобилей, который уже прошел техконтроль. А водитель просто получает в путевой лист отметку на основании журнала проведения технического контроля.

Электронная подпись сотрудника при ведении журнала

17. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Если организация ведет журнал технического контроля в электронном виде, то вносимая в такой журнал информация должна заверяться электронной подписью сотрудника. Основное отличие при этом заключается в том, что старый порядок требовал наличия усиленной квалифицированной электронной подписи, а новый требует просто наличия электронной подписи.

Усиленная квалифицированная электронная подпись - самый сложной и дорогой вариант. Использование простой или неквалифицированной электронной подписи может оказаться более выгодным.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового нормативного документа:

Документ имеет небольшой объем и если Вы или Ваша организация занимаетесь эксплуатацией транспортных средств, то имеет смысл прочитать текст приказа полностью.

Как изменится техосмотр с 2021 года?

1.Было: автомобилям возрастом до 3 лет не нужно проходить технический осмотр.
Стало: от техосмотра освобождены автомобили возрастом до 4 лет.

2.Было: обязательный технический осмотр раз в два года обязаны пройти владельцы автомобилей возрастом от 3 до 7 лет
Стало: техосмотр раз в два года должны пройти автомобили возрастом от 4 до 10 лет.

3.Было: обязательная ежегодная процедура техосмотра для автомобилей старше 7 лет.
Стало: ежегодный техосмотр для автомобилей старше 10 лет.

Правила техосмотра грузового транспорта массой свыше 3,5 тонн, автобусов, такси и учебных автомобилей:

-Транспорт возрастом до 5 лет должен проходить технический осмотр ежегодно.

-Автомобили старше 5 лет должны посещать пункт ТО каждые полгода.

Как изменится процедура техосмотра?

Было: Подавляющее большинство автомобилистов утверждали, что приобретали технологическую карту при оформлении полиса ОСАГО. И, следовательно, водители не заезжали в сервисную зону техцентра для проверки автомобиля.
Стало: В связи с этим были составлены новые правила, которые регламентируют обязательную фотофиксацию автомобилей при заезде и выезде из сервиса. Помимо фотографий будут также указываться и координаты автомобиля. Это нужно для того, чтобы подтвердить, что снимки автомобиля производились именно в том сервисе и в указанное время.

Требования к фотографиям автомобиля на техосмотре

1.На фотографии ТС в пункте техосмотра должны быть четко видна передняя часть автомобиля, включая марку, цвет и регистрационный знак.

2.Также будут фиксироваться координаты автомобиля в момент съемки, которые должны соответствовать координатам пункта техосмотра из официального реестра операторов ТО.
Эта мера позволит проверяющим убедиться в том, что ТС действительно проходило техосмотр в указанном сервисе.

3.Дополнительная процедура достоверности данных: фотографии необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью. Это позволит защитить снимки от подделки.

Штраф за не пройденный техосмотр

Штраф 2000 рублей грозит тем, чей автомобиль передвигается без диагностической карты, или она была приобретена в интернете.
Нарушение может зафиксировать как сотрудник ГИБДД, так и камеры фото- и видеофиксации по регистрационному номеру ТС. Во втором случае штраф будет приходить не чаще раза в сутки. Соответственно, чем дольше автомобиль катается без диагностической карты, тем больше штрафов с камер за это упущение он соберет.

Примечание: система штрафов за ТО вступит в силу с 1 марта 2022 года. На данный момент камеры это нарушение не фиксируют.

Под ответственность перед законом попадают операторы технических станций и сотрудники страховых компаний. Штраф от 5000 до 300 000 рублей грозит тем, кто выдаст диагностическую карту без реально произведенной проверки автомобиля.
Такой широкий диапазон наказаний обусловлен тем, что виновным может быть признан как один человек, так и группа лиц. Поэтому суд будет назначать штраф в зависимости от того, кто будет признан виновным: сотрудник, группа должностных лиц или вся организация.

Уголовная ответственность (за нарушение статьи 171 УК РФ – “Незаконное предпринимательство”) грозит тем фирмам, что предлагают оформить диагностическую карту и провести техосмотр, но при этом не имеют для этого соответствующей аккредитации.

Список операторов техосмотра

Новый список официальных операторов станций техосмотра начнет создаваться зимой 2021 года. Станции ТО могут подать заявку на аккредитацию по новым требованиям с 15 января 2021 года. Подтверждать свое соответствие требования операторы будут раз в два года. Проверяющими органами выступят МВД и Российский союз автостраховщиков.

Когда вступят в силу новые правила техосмотра?

Изначально Правительство утвердило план по введению новых правил осенью 2019 года. Новые правила должны были окончательно вступить в силу в июле 2020 года. Однако эпидемиологическая ситуация в России и в мире внесла некоторые изменения в намеченный график. И теперь нововведения будут вступать в силу шаг за шагом.

1. С 1 апреля 2020 года вступили в силу правила ТО, которые касались требований к возрасту автомобиля и частоты прохождения техосмотра и, соответственно, получения диагностической карты.

Напомним, что президент РФ подписал соответствующий указ в мае этого года, который позволяет не предъявлять при оформлении полиса ОСАГО диагностическую карту до 30 сентября 2020 года.

2. С 1 марта 2021 года вступят в силу новые правила процедуры проведения техосмотра с фотофиксацией.

До этого момента должны быть сертифицированы посты ТО, отработана единая система прохождения техосмотра, разработана методика расчета тарифов и модернизирована информационная система учета.

3. С 1 марта 2022 года вступят в силу новая система штрафов за отсутствие диагностической карты, а также за нарушение регламента диагностики со стороны СТО.

Стоимость техосмотра повысится?

Минтранс утверждает, что нововведения в правилах проведения техосмотра, а также переоснащение пунктов ТО не скажутся на стоимости процедуры. Новые меры направлены на устранение незаконных схем и исключение “лазейки” заочного прохождения техосмотра.

Напомним, ранее своим приказом Минтранс установил такие требования, что операторам, для того, чтобы продолжать заниматься диагностикой по новым правилам, требовалось провести капитальный ремонт помещений, в которых находятся пункты. Расширить ворота, углубить смотровые ямы, переставить стены, чтобы расширить помещение. Понятно, что такие глобальные затраты не всем по карману. А в некоторых случаях так перестроить помещения и вовсе невозможно, потому что пункты находятся в старых зданиях, возведенным по давно устаревшим требованиям. Столь суровые требования могли заставить уйти с и без того недостаточного рынка многих операторов. И вот министерство прислушалось к операторам и решило смягчить требования.

Фото: Сергей Михеев

Так, например, на пунктах, на которых проверяют грузовики до 3,5 тонны или автобусы до 5 тонн, при наличии смотровой канавы допустимая высота здания может быть 3,3 метра вместо 3,5. На столько же уменьшается высота въездных ворот. Для пунктов, проверяющих тяжелые грузовики, уменьшается минимальная ширина помещения с 6 до 5,5 метра. При этом глубина осмотровой канавы в ряде случаев уменьшается с 1,5 метра до 1,3-1,1. Если на пункте нет возможности использовать подъемник или канаву, то разрешается применять эстакаду.

Также полный комплект приборов для диагностики надо иметь не для одной диагностической линии, а на весь пункт, сколько бы линий в нем не было. Что логично, поскольку если у оператора две линии, зачем иметь два комплекта? Техника просто будет простаивать, а ее стоимость кусается.

Надо сказать, что без юридических казусов тут не обошлось. Предполагается, что новый приказ вступит в силу с 1 сентября. А с 1 марта вступает в силу предыдущий приказ. Между тем Российскому союзу автостраховщиков дан год с 1 марта для проверки аккредитованных пунктов ТО на соответствие. Причем проверки выездные. Так вот, с 1 марта РСА будет проверять на соответствие требований по строгому приказу, а с 1 сентября - по мягкому. Понято, что часть операторов, у которых пункты не соответствуют строгим требованиям, чтобы не перестраивать помещения, постараются отодвинуть проверку к тому моменту, когда вступит в силу более мягкий приказ. В результате проверки обрушатся на РСА в самый последний момент, и велик риск, что к 1 марта следующего года они просто не смогут проверить все пункты. И снова возник риск закрытия этих пунктов. А значит и дефицит техосмотра для всех, кому он нужен.

При этом с 1 марта следующего года вступит в силу штраф за не пройденный техосмотр. То есть все эти нормотворческие казусы снова отольются автовладельцам, которые рискуют поставить свои машины на прикол без техосмотра, чтобы не получать штрафов.

Читайте также: