Тяжело крутится руль камаз 4308

Обновлено: 05.07.2024

Гидроусилитель рулевого управления – одна из главных систем механизма, задающего направление движения. Его предназначение – облегчить управление транспортом и обеспечить устойчивое положение на дороге.

Система гидроусилителя рулевого управления – устройство

После прекращения вращения руля золотник останавливается. Открывается сливная магистраль, и вращение колес также прекращается. Таким образом, основная функция гидроусилителя заключается в том, чтобы создать комфортные условия управления автомобилем, повысить безопасность, так как водитель способен управлять даже при разрыве передней шины или при выходе из строя усилителя. Кроме того, ГУР уменьшает передаточное отношение руля, соответственно, позволяет лучше маневрировать, также он уменьшает удары на руль от дороги и утомляемость водителя .

Почему может барахлить гидроусилитель рулевого управления?

Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления нужна для удаления воздуха из системы при повышенном шуме под капотом. Следует обратить внимание на такую особенность: если машина наезжает на препятствие, то колеса испытывают противодействие, которое стремится их развернуть. Колеса закрывают сливную магистраль, и рабочая жидкость движется в цилиндр. Поршень усиливает действия колес, работающих обратно. В этом случае работа системы предотвращает поворот колес. В случае отключения насоса водитель почувствует утяжеление руля, но управлять автомобилем можно и в этом случае.


Система гидроусилителя рулевого управления может иметь следующие признаки неисправности: сильный шум под капотом, увеличение давления на рулевом колесе, подтекание жидкости . Повышенный шум может возникать от наличия воздуха в системе, ситуация требует прокачки. Прокачивать систему гидроусилителя необходимо, когда при ремонте или разгерметизации в нее попадает воздух. Это происходит в том случае, когда подклинивает руль (резкие развороты, насос шумит при повороте, жидкость пенистая). Данную операцию мы предлагаем выполнить самостоятельно, давайте подумаем как!


Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления – делаем сами


Рулевое управление - с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, рабочая пара - винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное число рулевого механизма изменяется от 18,2 в среднем положении сошки до 21,5 в крайних положениях.

Механизм рулевого управления модели C700VW.117.009 фирмы RBL, установлен на левом лонжероне рамы автомобиля. Цилиндрическое прямозубое зацепление поршня и вала сошки имеет высокую чистоту поверхности, поэтому износ обоих зубчатых зацеплений чрезвычайно мал, что позволяет свести уход за рулевым механизмом до минимума. Зубчатое зацепление вала сошки в своем среднем положении не имеет никакого зазора.

Механизм имеет клапан с поворотным золотником, который состоит из работающего в червяке на игольчатом подшипнике поворотного золотника с 6-ю дозирующими канавками по окружности и расположенной в картере рулевого механизма головки червяка, так же снабженной 6-ю дозирующими канавками. Червяк и золотник засверлены и заштифтованы заодно с торсионом, который удерживает дозировочный клапан в нейтральном положении, что соответствует прямолинейному движению, до тех пор пока к рулевому колесу не будет приложено встречное усилие. Если с рулевого колеса или управляемых колес на червяк будет передан крутящий момент, торсион деформируется, и поворотный золотник поворачивается относительно головки червяка, тем самым дозировочный клапан оказывается в рабочем положении. Находящееся у дозировочного клапана масло попадает через открытые теперь дозировочные канавки в одну из двух полостей рабочего цилиндра и усиливает движение поворота за счет давления на поверхность поршня.

Механизм RBL снабжен гидравлическим ограничителем поворота. Это устройство предотвращает поломку рулевых тяг, так как при конечном положении поршня регулировочный винт упирается в ограничительный клапан, который пропускает масло на слив.

Гидравлическое усилие при этом существенно снижается, и рулевое колесо можно повернуть до упора только с дополнительной затратой сил.

Насос гидроусилителя руля модели Р1617 фирмы RBL - лопастной, производительностью не менее 9,0 л / мин при 600 мин-1 и давлении 7000 кПа (70 кгс/см2). Максимальное давление в системе составляет 17000 кПа (170 кгс/ см2). Привод насоса - шестеренный, от коленчатого вала двигателя.

Бачок насоса снабжен бумажным фильтром и указателем уровня масла, установлен на двигателе на дополнительном кронштейне. Смену бумажного фильтра необходимо производить через каждые 100 тыс. км пробега.

Тяги рулевого привода трубчатые, с унифицированными наконечниками. Резьбовое соединение одного из наконечников с тягой сошки позволяет регулировать длину тяги.

Расположение рулевого колеса - левое. Привод от рулевого колеса к рулевому механизму осуществляется посредством карданного вала со скользящим шлицевым соединением и угловой передачей с коническими зубчатыми колесами.

Радиатор гидроусилителя руля из оребренной алюминиевой трубки, расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) проводите при отсоединенной от сошки продольной тяге.

Для этого поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и снова верните его в левое положение, повторите этот цикл не менее трёх раз. Затем долейте масло в бачок насоса.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверяйте при работающем двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.

Нормальный уровень должен находиться между метками на корпусе бачка. Проверка уровня масла в бачке производится указателем, вмонтированным в крышку бачка.

Система гидравлического управления руля является неотъемлемой частью любого КАМАЗа, поскольку без нее управление транспортного средства будет если не невозможным, то очень затруднительным. Благодаря этому узлу водитель может с большей легкостью проворачивать рулевое колесо. Подробнее о том, что представляет собой система ГУР КАМАЗ и как произвести ее развоздушивание, вы сможете узнать из этого материала.

Характеристика ГУР

Для начала давайте разберемся в основных характеристиках на КАМАЗе 6520 или любой другой модели. Начнем с предназначения и устройства.

Предназначение

Главной целью системы ГУР является максимальное облегчение усилия, использующегося для поворота рулевого колеса при управлении, а также выполнения множества маневров при движении на невысокой скорости. Помимо этого, благодаря системе ГУР воздействие на рулевое колесо будет более ощутимым, если автомобиль движется на большой скорости. Если ГУР по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к тому, что водителю придется прикладывать значительно больше усилий для поворота руля.


Устройство

Теперь вкратце рассмотрим устройство ГУРа.

Данная система состоит из следующих элементов:

  1. Распределительное устройство. Этот компонент используется для направления потоков рабочих жидкостей, в частности, гидравлического масла, в магистрали и полости системы.
  2. Гидроцилиндра. Данное устройство осуществляет функцию преобразования гидравлического давления в механическую работу поршней, а также штоков.
  3. Рабочим материалом в данном случае выступает гидравлическая жидкость. С ее помощью осуществляется передача усилия от насоса на гидравлический цилиндр. Кроме того, благодаря жидкости смазываются все трущиеся компоненты и узлы системы.
  4. Насос ГУР КАМАЗ. Благодаря этому устройству в системе постоянно поддерживается нужное для ее нормальной работы давление. Также этот элемент применяется для циркуляции рабочей жидкости.
  5. Соединительные элементы или магистрали. Они используются для того, чтобы объединить воедино все рабочие компоненты системы.
  6. Управляющее устройство или электронный блок. С его помощью осуществляется направление, а также регулировка работы усилителя.




Особенности работы насоса

Насосное устройство устанавливается в развале БЦ. В отечественных грузовиках используется привод шестереночного топа, но само устройство относится к лопастному виду. В соответствии с технической документацией, этот узел характеризуется двойным действием, то есть за один поворот рулевого колеса он осуществляет два цикла всасывания и нагнетания.

Рассмотрим вкратце принцип работы. При повороте колеса начинают вращаться лопасти ротора, которые, в свою очередь, прижимаются к статорному устройству. В те лопасти, которые при прижимании совпали с отверстиями на корпусе, начинает поступать рабочая жидкость. Далее, благодаря тем же лопастям, расходный материал попадает в более узкие отверстия, которые имеются между статором и ротором.

В тот момент, когда рабочие поверхности смогут совпасть с отверстиями на распределительном диске, расходный материал будет выходить за него. Далее, масло пройдет по нижнему клапану, для этого в системе формируется высокое давление.

Рабочая жидкость, выходя из полости за распределительным диском, будет поступать на лопасти ротора, в результате чего они еще сильнее прижмутся к плоскости статора. Процесс закачки вещества, а также его всасывания, осуществляется одновременно в двух местах. При повышении количества оборотов роторного устройства жидкость из поверхности за диском не будет проходить через калибровочное отверстие. Посредством образования давления в системе производится открытие перепускного клапана, а часть расходного материала, через коллектор, опять подается на всасывающую поверхность (автор видео о замене гидроусилителя на КАМАЗе — Матур Малай).

Распространенные неисправности ГУР

Сразу же нужно сказать, что ремонт ГУР КАМАЗ — это процедура, с которой наши соотечественники сталкиваются не так часто. Если водитель будет соблюдать основные правила эксплуатации узла, а также своевременно проводить его техническое обслуживание, то вероятность того, что он выйдет из строя, сведется к минимуму. Как показывает практика, в основном проблемы с работоспособностью гидроусилителя возникают в холодное время года. В целом все неисправности можно поделить между собой на поломки механического и гидравлического типа, причем и те, и другие могут проявиться в любой части устройства.

Как известно, любая гидравлическая система чаще всего проявляет неисправности в условиях морозов, в частности, температурных перепадов. Ведь нужно помнить, что насосное устройство нагнетает высокое давление, так что если увеличится вязкость жидкости в системе, это приведет к выдавлению сальников и, соответственно, ее утечке. Особенно проблема сальников проявляется в автомобилях, водители которых не соблюдают правила эксплуатации, к примеру, оставляют авто на стоянке с выкрученными колесами. Это приведет к тому, что после запуска двигателя давление увеличится только на одной стороне, соответственно, сальник в любом случае выдавит.

Что касается теплого времени года, то летом неисправности обычно проявляются в результате попадания грязи и пыли в систему. Если какая-то часть будет разгерметизирована, износ втулок, а также штоков будет более быстрым. Штоки обычно ржавеют достаточно быстро, в результате чего происходит ускоренный износ втулок. При эксплуатации авто с такой проблемой, спустя несколько сотен км пробега, между этими элементами возникнет большой люфт, а это, в свою очередь, приведет к тому, что рулевая рейка начнет работать со стуком (автор видео о ремонте системы в гаражных условиях — канал kamasist1986).

Как удалить воздушную пробку из системы?

Необходимость прокачивать систему обычно возникает после ее заправки либо устранения поломок в работе узла. Воздух, попадающий в магистрали, приводит к менее эффективной работе гидроусилителя, поэтому единственным решением в данном случае будет удаление воздуха.

Итак, как прокачать гидроусилитель:

  1. Для начала нужно вывести передний мост таким образом, чтобы колеса автомобиля не касались земли. Используя домкрат, под балку следует подставить опоры, с обеих сторон. Если колеса будут находиться на земле, прокачку системы начинать нельзя.
  2. Затем нужно демонтировать крышку заливного отверстия расширительного бачка, расположенного под капотом.
  3. Далее, с перепускного клапана следует демонтировать прорезиненный колпачок, а на его головка следует установить эластичный патрубок. При этом открытую его часть следует опустить в стеклянную емкость, объем которой будет не менее половины литра. Сам сосуд следует заполнить рабочей жидкостью наполовину.
  4. Затем перепускной клапан следует немного открыть, на половину оборота.
  5. Выполнив эти действия, руль следует провернуть влево до самого упора. После этого рабочая жидкость заливается в расширительный бачок до того момента, пока его уровень в нем не будет снижаться.
  6. Затем надо завести силовой агрегат, и пока он будет работать на минимальных оборотах, в расширительный бачок залить немного жидкости, но при этом не допустив падения уровня. Делайте это до того момента, пока из патрубка, который установлен на перепускной клапан, не перестанут выходить пузырьки. После этого сам клапан можно завернуть.
  7. Далее, руль следует провернуть до упора в право, а затем — влево. И держа рулевое колесо в этом положении, опять выкрутить наполовину перепускной клапан и понаблюдать за тем, будут ли из патрубка выделяться пузырьки. Когда они перестанут выходить, клапан можно будет закрутить.
  8. Данная операция должна быть осуществлена несколько раз, в конечном итоге из клапана будет выходить чистая жидкость, в которой любые примеси либо воздушные пузырьки должны отсутствовать. В том случае, если пузырьки продолжают выходить, процедура должна быть повторена еще несколько раз, но при этом не нужно забывать о том, чтобы следить за объемом рабочего материала в расширительном бачке.
  9. Затем вам остается отключить мотор и демонтировать патрубок с головки клапана. На саму головку наденьте колпачок, а затем опять произведите диагностику объема жидкости в бачке. Если есть необходимость, ее нужно будет добавить. Дальнейшая сборка всех компонентов осуществляется в обратной последовательности.

Процесс сборки и регулировки гидроусилителя руля при помощи специального стенда представлен на видео ниже (автор ролика — канал Zavod Avtoagregatov).



Рис.44. Установка рулевой колонки Камаз-4308

1 - колесо рулевое; 2 - кронштейн крепления колонки; 3 - вал карданный; 4 - колонка; 5 - крышка рулевого колеса; 8 - фланец крепления колонки; 9 - крышка фланца; 10 - прокладка крышки фланца; 11 - болт крепления колонки; 12 - ограждение противоугонного устройства; 14, 15, 16, 17, 18 - болт; 19, 20, 21 - винт; 22, 23 - гайка; 24,25, 26 - шайба пружинная.

Рулевое управление автомобиля Камаз 4308 состоит из рулевого механизма со встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем, рулевой передачи, колонки с рулевым колесом, карданного вала, насоса рулевого гидроусилителя, бачка гидросистемы, радиатора, трубок высокого и низкого давления, тяг рулевого привода.

Передаточное число рулевого механизма равно 21,7. Привод насоса рулевого гидроусилителя Камаз-4308 осуществляется от коленчатого вала двигателя.

Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с нерегулируемыми шаровыми шарнирами. Установка колонки рулевого управления в кабине автомобиля показана на рис. 44. В колонке 4 вращается вал с рулевым колесом 1.

Рулевая колонка Камаз-4308 прикреплена в верхней части к кронштейну 2, установленному на внутренней панели кабины, в нижней части - к фланцу 8 на полу кабины. Колонка соединена с рулевым механизмом карданным валом 3. На рулевой колонке установлен выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Карданный вал (рис. 45) рулевого управления Камаз-4308 имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1 и 6, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Карданный рулевой вал Камаз-4308 имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется. Резиновые кольца 5 предотвращают попадание грязи и влаги в шарнирное соединение.


Рис. 45. Карданный рулевой вал Камаз-4308

1 - вилка; 2, 9 - упорные кольца; 3 - крестовина; 4 - игольчатый подшипник; 5,8 - уплотнительные кольца; 6 - вилка со шлицевым стержнем; 7 - обойма уплотнительного кольца; 10 - вилка со шлицевой втулкой.


Рис. 46. Рулевая передача Камаз-4308

1 - ведущее зубчатое колесо; 2 - манжета; 3 - крышка корпуса; 4 - корпус ведущего зубчатого колеса; 5, 7, 10 - шариковые подшипники; 6 - регулировочные прокладки; 8, 15, 19 - уплотнительные кольца; 9, 18 - упорные кольца; 11 - ведомое зубчатое колесо; 12 - упорная крышка; 13 - корпус; 14 - распорная втулка; 16 - гайка крепления подшипников; 17 - шайба; 20 - защитная крышка.

Рулевая передача Камаз-4308 (рис. 46) с двумя коническими зубчатыми колесами со спиральными зубьями передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма.

В осевом положении ведомое зубчатое колесо фиксируется упорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Передаточное число рулевой передачи равно 1.

Рулевой механизм Камаз-4308 с встроенным гидроусилителем (рис. 47) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры. Картер 14 рулевого механизма, в котором перемещается поршень-рейка, является одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.

Винт 17 рулевого механизма имеет шлифованную с большой точностью винтовую канавку. В гайке 18 рулевого механизма прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки.

Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в указанные отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него.

Число циркулирующих в замкнутом винтовом канале шариков - тридцать один, восемь из них находятся в обводном канале. Гайку после сборки с винтом и шариками следует устанавливать в поршень-рейку 15 и фиксировать двумя установочными винтами 9, торцы которых нужно вдавить в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.


Рис. 47. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем Камаз-4308

1 - передняя крышка; 2 - клапан управления гидроусилителем; 3, 29 - упорные кольца; 4 - плавающая втулка; 5,7 - уплотнительные кольца; 6, 8 - распорные кольца; 9 - установочный винт; 10 - вал сошки; 11 - перепускной клапан; 12 - защитный колпачок; 13 - задняя крышка; 14 - картер рулевого механизма; 15 - поршень-рейка; 16 - магнитная пробка; 17 - винт; 18 - шариковая гайка; 19 - желоб; 20 - шарик; 21 - рулевая передача; 22 - упорный роликовый подшипник; 23 - пружинная шайба; 24 - гайка; 25 - упорная шайба; 26 - регулировочная шайба; 27 - регулировочный винт; 28 - контргайка регулировочного винта; 30 - боковая крышка.

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения регулировочного винта 28, ввинченного в боковую крышку.

С целью уменьшения усилия, прикладываемого к рулевому колесу, рулевой вал сошки Камаз-4308 установлен на двух игольчатых подшипниках 25, расположенных в боковой крышке 31 и картере рулевого механизма.

Осевое перемещение вала сошки после сборки рулевого механизма должно быть 0,02-0,08 мм. Это обеспечивается подбором соответствующей толщины регулировочной шайбы 27.

На части винта рулевого механизма Камаз-4308, расположенной в полости корпуса рулевой передачи, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомым зубчатым колесом рулевой передачи.

Клапан управления рулевым гидроусилителем (рис. 48) закреплен на торце рулевой передачи четырьмя шпильками и болтом. Корпус 8 клапана имеет выполненные с большой точностью отверстия - центральное и шесть меньших отверстий (три сквозных и три глухих), расположенных вокруг него.

Золотник 6 клапана управления гидроусилителем Камаз-4308, размещенный в центральном отверстии, и упорные роликовые подшипники 22 (рис. 47) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17.

Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая постоянство натяга упорных роликовых подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликовых, упорных подшипников обращены к золотнику.

В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4, соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий возможность управления автомобилем Камаз 4308.

В этом случае рулевое управление работает как обычная механическая система без усиления.

В корпусе клапана управления ГУР Камаз-4308 установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе более 7,5-8 МПа (75-80 кгс/см2) и предохраняющий насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок.

Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что обеспечивает возможность доступа к нему без разборки механизма при необходимости выполнить проверку, регулировку и замену.

От насоса ГУР Камаз-4308 к корпусу клапана управления подведены рукава и трубки высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.

Рис. 48. Клапан управления гидроусилителем руля Камаз-4308

1 - плунжер глухого отверстия; 2, 5 - пружины; 3 - резьбовая пробка; 4 - обратный клапан; 6 - золотник; 7 - реактивный плунжер; 8 - корпус клапана; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - предохранительный клапан.


Рис. 49. Схема работы рулевого гидроусилителя ГУР Камаз-4308

1 - рулевое колесо; 4 - насос гидроусилителя; 5 - перепускной клапан; 6 - вал сошки с зубчатым сектором; 7 - задняя полость гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10 - продольная тяга; 11 - поперечная тяга; 12 - переднее колесо автомобиля; 13 - магнитная пробка; 14 - шариковая гайка; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - обратный клапан; 18 - предохранительный клапан рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - упорный подшипник; 22 - реактивный плунжер; 23 - центрирующая пружина; 24 - рулевая передача; 25 - передняя полость гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - карданный вал; 28 - радиатор; 29 - рулевая колонка; 31 - бачок насоса (гидросистемы);
32 - линия слива; I - движение прямо или нейтральное положение; II - поворот направо; III - поворот налево.

Работа гидроусилителя ГУР рулевого управления Камаз-4308 осуществляется следующим образом (рис. 49). При прямолинейном движении винт 15 и золотник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 гидроусилителя соединены.

Масло свободно проходит от насоса 4 через клапан 19 управления и возвращается в бачок 31 насоса гидросистемы.

При вращении винта вследствие сопротивления, возникающего при повороте переднего колеса 12 автомобиля Камаз 4308, которое удерживает поршень-рейку 8 на месте, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону.

Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 23, винт переместится и сместит жестко связанный с ним золотник.

При этом одна полость цилиндра ГУР Камаз-4308 сообщится с линией нагнетания и отключится от линии слива, другая - наоборот, оставаясь соединенной со сливом, отключится от линии нагнетания.

Рабочая жидкость, поступающая из насоса в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует повороту управляемых колес.

Давление в рабочей полости цилиндра ГУР Камаз-4308 увеличивается пропорционально повышению сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами 22.

Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создается "чувство дороги".

При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находящийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных полостях, сдвигается к среднему положению.

При этом золотник не доходит до среднего положения. Он сдвинется лишь настолько, чтобы открыть щель для прохода подаваемого насосом масла в возвратную линию.

Размер щели устанавливается таким, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра поддерживалось давление, необходимое для удержания управляемых колес в повернутом положении.

Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля Камаз 4308 начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку.

Поскольку винт не вращается (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), винт тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником.

При этом полость цилиндра, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса ГУР Камаз-4308 и отделена от возвратной линии. Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим давлением.

Когда гидроусилитель руля Камаз-4308 не работает, рулевой механизм по-прежнему обеспечивает поворот колес, но на шариковинтовую пару и другие детали действуют уже полные нагрузки.

Поэтому при продолжительной эксплуатации с неработающей гидросистемой преждевременно изнашиваются и могут быть поломаны упомянутые детали. Установка трубопроводов системы гидроусилителя руля представлена на рис. 50.

Продольная рулевая тяга Камаз-4308 (рис. 51) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 2, верхний 5 и нижний 6 вкладыши, пружину 7 и резьбовую крышку 9 со стопорной шайбой 8.

Поперечная тяга рулевой трапеции Камаз-4308 (рис. 52) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге, можно регулировать схождение управляемых колес.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 12 и нижнего 13 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца, пружины 7 и крышки 6, которая прикреплена к наконечнику болтами 8.


Рис. 50. Установка трубопроводов ГУР Камаз-4308

1 - шланг высокого давления; 2, 4 - труба высокого давления; 3 - труба низкого давления; 5 - насос гидроусилителя; 6 - бачок насоса гидроусилителя; 7 - шланг низкого давления.


Рис. 51. Продольная рулевая тяга Камаз-4308

1 - продольная тяга; 2 - шаровой палец; 3,11 - защитные накладки; 4 - обойма накладки; 5 - верхний вкладыш; 6 - нижний вкладыш; 7 - пружина; 8 - стопорная шайба; 9 - резьбовая крышка; 10 - масленка.


Рис. 52. Поперечная рулевая тяга Камаз-4308

1 - поперечная тяга; 2, 14 - наконечники; 3 - болт крепления наконечника; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - масленка; 6 - крышка; 7 - пружина; 8 - болт крепления крышки; 9 - защитная накладка; 10 -обойма накладки; 11 - шаровой палец; 12 - верхний вкладыш; 13 - нижний вкладыш.

Техническое обслуживание рулевого управления Камаз-4308

При техническом обслуживании рулевого управления Камаз-4308 выполняются следующие операции:

- ежедневно проверять состояние привода рулевого управления (без применения специального оборудования);

- проверить крепление сошки рулевого механизма, шплинтовку гаек пальцев шарниров рулевых тяг;

- смазать шарниры рулевых тяг;

- заменить фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления;

- проверить и довести до нормы уровень в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления Камаз-4308;

- проверить люфт в шарнирах рулевых тяг;

- проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления;

- отрегулировать свободный ход рулевого колеса;

- заменить масло в системе гидроусилителя рулевого управления.

Проверка уровня масла в бачке насоса ГУР Камаз-4308 осуществляется указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса должны быть установлены прямо.

При этом надо вывернуть крышку из заливной горловины бачка гидросистемы, предварительно очистить крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином.

Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости нужно долить масло до нормы при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала.

Надо помнить, что при использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и ГУР Камаз-4308. Масло заливается через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.

Фильтр насоса гидроусилителя Камаз-4308 промывается бензином. При значительном засорении фильтрующих элементов смолистыми отложениями дополнительно надо промыть их растворителем.

Порядок операций при прокачке гидросистемы рулевого управления Камаз-4308 следующий:

- вывесить передние колеса или отсоединить продольную тягу от сошки рулевого механизма и снять крышку заливной горловины бачка гидросистемы (нельзя заправлять и прокачивать гидросистему при подсоединенной рулевой тяге, если передние колеса не вывешены);

- снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надеть прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

- отвернуть на 1/2. 3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма Камаз-4308;

- повернуть рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (нельзя поворачивать колесо до упора);

- из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливать масло в бачок гидросистемы до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

- пустить двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала долить масло в бачок гидросистемы, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

- завернуть перепускной клапан;

- повернуть рулевое колесо Камаз-4308 вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова вернуть его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отвернуть на 1/2. 3/4 оборота перепускной клапан и снова проследить за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков завернуть перепускной клапан;

- повторить предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить операцию еще один-два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке гидросистемы, поддерживая его между метками на указателе уровня;

- снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

- проверить уровень масла в бачке гидросистемы и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

- соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма Камаз-4308.

Проверку свободного хода рулевого колеса следует проводить на снаряженном автомобиле (без груза) при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600-1200 мин-1.

Давление в шинах колес должно быть нормальным, передние колеса установить прямо. Свободный ход рулевого колеса на новом автомобиле Камаз-4308 не должен превышать 25°.

Замерять свободный ход, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота левого переднего колеса. Угол отсчитывать на угловой шкале прибора от условного нуля, который устанавливается посредине диапазона свободного качания рулевого колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить наличие воздуха в гидросистеме ГУР Камаз-4308, состояние шарниров рулевых тяг, крепление и регулировку рулевого механизма, зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, затяжку клиньев крепления карданного вала, регулировку подшипников ступиц управляемых колес.

При нарушении затяжки или регулировки их следует восстановить. В случае невозможности устранить зазоры в шарнирах или шлицах карданного вала рулевого управления вал нужно заменить.

Время работы: пн-пт 08:00–19:00; сб 08:00–18:00

г. Казань ул. Тихорецкая 19

Почему гудит рулевой насос на Камазе


Если на Камазе гудит рулевой насос при повороте руля, то скорее всего в гидравлическом масле присутствует воздух.
Для смены масла и устранения воздуха из системы гидроусилителя рулевого управления необходимо:
1. Отсоедините продольную тягу от сошки рулевого управления или приподнимите переднюю ось так, чтобы управляемые колеса не касались земли. Демонтируйте крышку бака насоса гидроусилителя.
Не заправляйте и не прокачивайте гидросистему рулевого управления при подсоединенной рулевой тяге или не приподнятых колесах.
2. Поверните рулевое колесо влево до ограничения и откройте сливное отверстие, вывинтив магнитную заглушку из картера рулевого устройства. Масло сливайте до полного вытекания его из отверстия.
3. Промойте насос, трубки и гидроусилитель автомобиля Камаз, для этого:
— выверните фильтрующий элемент из коллектора бака насоса и уберите из бака насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла;
— промойте части разобранного фильтра и сливную заглушку рулевого механизма, очистив их от грязи. После очистки и промывки соберите фильтрующий элемент насоса и вкрутите его на место;
— залейте в сосуд насоса через воронку с двойной сеткой 2 л чистого масла и слейте через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая рулевое колесо от ограничения до ограничения.
4. Залейте свежее масло и уберите из системы воздух в следующем порядке:
— вверните магнитную заглушку в сливное отверстие картера рулевого устройства;
— снимите резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого устройства и на его сферическую головку насадите чистый гибкий шланг, открытый конец которого опустите в стеклянный сосуд вместимостью не меньше 0,5 л. Сосуд обязан быть заполнен маслом до половины его объема;
— отверните на 1/2. 3/4 оборота перепускной клапан рулевого устройства;
— установите крышку бака насоса;
— поверните рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе; не поворачивайте колесо до упора);
— снимите заглушку заливной горловины с крышки бака насоса и из сосуда вместимостью не меньше 1,5 л заливайте масло в сосуд насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;
— пустите силовой агрегат и при работе его на минимальной частоте вращения доливайте масло в сосуд насоса, не допуская уменьшения его уровня, до тех пор, пока не закончится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;
— заверните перепускной клапан;
— поверните рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и еще возвратите его в левое расположение. Фиксируя рулевое колесо в левом положении, открутите на 1/2. 3/4 оборота перепускной клапан и вновь проследите за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков закрутите перепускной клапан;
— повторите предыдущую операцию не меньше двух раз, в следствии из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из трубопровода продолжается, воспроизведите операцию еще один или два раза; при этом следите за уровнем масла в бачке насоса, поддерживая его меж рисками на указателе уровня;
— остановите силовой агрегат;
— снимите трубопровод со сферической головки перепускного клапана и насадите на нее защитный колпачок;
— проверьте уровень масла в бачке насоса автомобиля Камаз и, если нужно, долейте его. Поставьте заглушку заливной горловины бака;
— соедините продольную рулевую тягу с сошкой рулевого устройства.
При заправке гидросистемы автомобиля Камаз имейте в виду, что некачественная прокачка масла, при которой в гидросистеме остается воздух, является частой причиной появления дефекта "тяжелый руль" (увеличение усилия на рулевом колесе), а также уменьшения чувствительности рулевого управления и плохого "держания дороги" автомобилем.
Также необходимо знать, что чем качественнее жидкости в гидроусилителе мы используем, тем дольше прослужит рулевой насос. В гидроусилитель Камаза рекомендуется заливать масло ATF, а веретенное масло оставляет отложения в системе. Некоторые "умельцы" используют в качестве гидравлической жидкости моторное масло, это категорически недопустимо, так как моторное масло, это зло для лепестковых насосов. Шлакообразование, даже малейшее, вызывает подвисание лопаток насоса в его роторе. Происходит снижение давления и производительности насоса, как следствие руль становиться тяжелее, и машина начинает "плыть" по дороге. А от водителей мы слышим, что у Камазов рулевое управление слабое и этот стереотип очень распространен! Как уже сказано ATF, лучшее гидравлическое масло для гидроусилителя Камаз.



Срочный выезд по Москве и МО


Бесплатное проведение осмотра


Гарантия после ремонта


Оказываем весь спектр услуг

Причины, по которым руль на КамАЗе не крутится на месте:

  1. недостаточное количество жидкости в расширительном баке;
  2. износ или слабо натянут приводной руль;
  3. поломка гидроусилителя;
  4. дефект в рулевой рейке или редукторе.

При обнаружении неисправности рекомендуем обращаться в сервисный центр для диагностики и понимания проблемы. Самостоятельное решение может привести к более серьезным поломкам.

Где можно сделать ремонт?

  • 1) На месте (Выезд мастера в пределах Москвы и МО)
  • 2) Сервисный центр в Подольске (улица Плещеевская, 30Б)
  • 3) Сервисный центр в Москве (Скотопрогонная ул., 33А, стр. 1)

Своевременное устранение неисправностей избавит от дополнительных растрат и капитального ремонта.

Доступные цены
Наименование Цена, рублей
Выездная диагностика от 1500
Проведение осмотра бесплатно
Мелкий и средний ремонт от 500
Капитальный ремонт по запросу
Замена сломанной детали по запросу

для отечественной и зарубежной техники

Заказать расчет

Напишите ваш вопрос или кратко опишите ситуацию, в которой нужна наша помощь, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Цены на данном сайте носят информационный характер и не являются публичной офертой, определяемой Статьей 437 ГК РФ

Читайте также: