Ваз 2103 какие двигатели ставились

Обновлено: 30.06.2024

Выберите модель двигателя ВАЗ

Двигатель ВАЗ 2103-1000260. Характеристика двигателя ВАЗ 2103.

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2103 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2103, 2106, 2121, 21053, 2107.

Двигатели ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 конструктивно выполнены одинаково. Различия между ними, обусловлены разными диаметрами цилиндров. Диаметр цилиндра на 2103-1000260 составляет - 76,00 мм.

Блок цилиндров отливается из специального чугуна. Для размеров диаметра цилиндров блока определены пять классов. Классы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, D, Е. Каждый последующий класс отличается от предыдущего на 0,01мм. На нижней поверхности блока рядом с отверстием каждого цилиндра указывается его класс.

Головка цилиндров 21011-1005011-10 двигателя, отливается из алюминиевого сплава и является общей для всех цилиндров. Высота головки - 112,5 мм, камера сгорания размером 79х51 мм и объемом 33,2 см куб. Внутри камеры имеется фрезерованная ступенька высотой 2 мм .

Двигатель ВАЗ 2103 комплектуется распределительным валом 2101-1006010-20. Отличительной особенностью вала является одна необработанная шейка, имеющая форму правильного шестигранника. Расположена она между кулачками второго цилиндра.

Для привода ГРМ используется двухрядная втулочно-роликовая цепь 2103-1006040 в 116 звеньев. Для привода генератора и водяного насоса применяется клиновый ремень длиной 944мм. с сечением (10х8).

Устанавливается коленчатый вал мод.21213. Он взаимозаменяем с коленчатым валом мод. 2103 но обладает улучшенными характеристиками.По своим параметрам он соответствует коленчатому валу 2103 и обеспечивает ход поршня – 80мм.(радиус кривошипа – 40мм.).

Двигатель комплектуется поршнями и пальцами модели 2101. Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. Наружная поверхность покрывается слоем олова. Выемка на днище поршня отсутствует. Поршень должен подбираться того же класса, что и класс цилиндра. Для отверстия под поршневой палец определены три категории точности размеров. Маркировка на днище поршня позволяет определить принадлежность его к определенному классу (буква) и категории отверстия пальца (цифра).

Поршневые кольца устанавливаемые на двигатель имеют маркировку комплекта - 2101-1000100-10, под нормальный размер 76мм. Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет бочкообразную хромированную наружную поверхность. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, подвергнуто упрочнению путем фосфатирования. Маслосъемное кольцо для поршневой ВАЗ-2103 выполнено не хромированным. Маслосъемное кольцо укомплектовывается пружиной-расширителем. На вазовских кольцах пружина навита с переменным шагом и подвергнута шлифовке по торцам и наружному диаметру.

Шатун мод. 2101. Длина шатуна 136 мм. Каждому шатуну соответствует своя крышка шатуна, совместно с которой он обрабатывался. Чтобы исключить ошибки при сборке, на шатуне и крышке шатуна присутствует клеймо номера цилиндров, в который они устанавливаются.

Карбюратор 2107-1107010-20 устанавливается вместе с распределителем, имеющим вакуумный регулятор опережения зажигания.

На двигатель может устанавливаться классическая система зажигания или бесконтактная. При контактной системе зажигания используется распределитель зажигания 30.3706 с катушкой зажигания Б117А. В бесконтактной системе зажигания (БЗС) применяется катушка - 27.3705.

Генератор Г-221 ( 42 А). Для пуска применяется стартер 35.3708 с торцевым коллектором.

Автомобиль ВАЗ-2103

В 1972 году АвтоВАЗ начал производство автомобиля ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель.
ВАЗ 2103 - базовый легковой автомобиль второго семейства. От первого семейства он отличается оформлением кузова, более мощным двигателем, лучшими динамическими показателями и комфортабельностью.

Модификации

ВАЗ-2103 легковой автомобиль с 4-х дверным кузовом типа "седан" и двигателем мод. ВАЗ-2103, раб. объемом 1,5 л.;
ВАЗ-21033 отличается от автомобиля ВАЗ-2103 установкой двигателя мод. ВАЗ-21011, раб. объемом 1,3 л;
ВАЗ-21035 отличается от автомобиля ВАЗ-2103 установкой двигателя мод. ВАЗ-2101, раб. объемом 1,2 л.

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Мотор 2103

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

смешанный цикл 8,9 л/100 км

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

По умолчанию изготовителем рекомендовано применение жидкостей из этой таблицы и значения параметров, которые содержит описание мотора.

Конструкция ДВС 2103

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.

Распредвал

ГБЦ

Цепная передача

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Впускной коллектор

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

ДВС 2103 в Ниве

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

Поломка Вероятная причина Способ ликвидации
Двигатель 2103 не заводится поломка электромагнитного клапана замена клапана
выход из строя бензонасоса прочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтра установка нового фильтра
не поступает бензин в карбюратор чистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет мотор нарушены регулировки холостого хода регулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюратор ремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачками регулировка зазоров
Повышенный расход масла износ уплотнителей замена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колец подбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачков установка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.

Тюнинг 2103

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Одним из самых популярных является двигатель ВАЗ 2103, который работает на бензине. Его рабочий объем составляет 1.5 литра, что дает возможность выдавать от 68 до 77 лошадиных сил максимальной мощности, в зависимости от года выпуска, которые достигаются при оборотах мотора 5600 в минуту.

Огромное количество автомобилей отечественного производителя оснащались таким мотором, поэтому он и стал достаточно популярным. По сути, как и все двигатели от ВАЗа, он является переработанной версией мотора 2101, поэтому у них достаточно большое количество общего, но есть и отличительные качества.

Мотор ВАЗ 2103

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1452
Максимальная мощность, л.с. 68 — 77
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 103 (11) / 3400
104 (11) / 3400
105 (11) / 3500
106 (11) / 3400
112 (11) / 3500
Используемое топливо Бензин
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 7.8 — 10.3
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 68 (50) / 5600
71 (52) / 5000
71 (52) / 5600
72 (53) / 5600
77 (57) / 5600
Степень сжатия 8.5
Диаметр цилиндра, мм 76 — 82
Ход поршня, мм 66 — 80
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Несмотря на то, что отечественные производители практически никогда не вносили существенных изменений в конструкцию своих силовых агрегатов, блок двигателя ВАЗ 2103 совместил в себе достаточно большое количество наработок. Распределительный вал установлен от мотора 2101, что предусматривает необработанную шейку между кулачками второго цилиндра в форме шестигранника.

В головке блока цилиндров также выполнены определенные изменения в виде 2 миллиметровой ступени в камере сгорания, которая получена путем фрезеровки. Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью цепи, а навесное оборудование в виде помпы и генератора двигается с помощью ремня.

Коленчатый вал установлен от силового агрегата 2101 с радиусом кривошипа в 40 миллиметров.

Рабочий объем мотора ВАЗ 2103 увеличился в сравнении с предыдущей версией. Этого удалось достичь благодаря увеличению блока цилиндров на 8.8 миллиметров. Благодаря такому решению от производителей получился увеличенный ход поршня.

Многие задаются вопросом о том, сколько весит этот силовой агрегат, а вес двигателя ВАЗ 2103 равен 120.7 килограмм. Массы практически в 130 килограмм удалось достичь благодаря установке облегченной головке блока цилиндров.

Номер двигателя ВАЗ 2103 располагается на нижней полке воздухопритока, которая располагается справа по ходу движения автомобиля, поэтому отыскать табличку с маркировкой не составит особого труда.

Преимущества

Поскольку технические характеристики двигателя ВАЗ 2103 существенно отличаются от предыдущих силовых агрегатов, то несложно предположить, что производители приложили максимальные усилия для переработки мотора. Это принесло свои плоды, среди которых есть достаточно большое количество преимуществ:

  • Переработанный привод навесного оборудования. Благодаря тому, что газораспределительный механизм приводится в движение цепью, а помпа и генератор с помощью ремня, шум во время работы уменьшается.
  • Ремонт двигателя ВАЗ 2103 предусмотрен заводом. Производители запланировали эти силовые агрегаты как обслуживаемые, поэтому они предлагают покупателям ремонтные комплекты, которые можно использовать в случае необходимости расточки цилиндров.
  • Большой ресурс. Благодаря тому, что во время производства моторов использовались качественные материалы, они получили возможность работать на протяжении длительного времени, в отличие от современных зарубежных решений.
  • Поршни двигателя ВАЗ 2103 никогда не встречаются с клапанами. Цепной привод дает возможность избежать обрыва, поэтому вероятность того, что клапана загнет сводится к нулю.

Проблемы

Как и подобает всем советским двигателям того времени, негативных качеств в силовом агрегате 2103 более чем достаточно. Но несмотря на это, владельцы до сих пор водят автомобили с этим мотором под капотом и не жалуются. Основными недостатками являются:

  • Карбюратор ВАЗ 2103 — это извечная проблема, поскольку их производили Вебер и Озон. Эти топливные элементы постоянно требуют очистки и переборки, а также регулировки. Жиклеры забиваются постоянно, поэтому силовой агрегат начинает работать нестабильно. Как правило, в таком случае обороты двигателя ВАЗ 2103 начинают очень сильно плавать.
  • Двигатель может начать работать очень громко. Как правило к этому приводит то, что цепь привода ГРМ растянулась, либо нужно отрегулировать тепловые зазоры на клапанах. Если это не помогает, то придется делать капитальный ремонт, так как проблемы возникают в шатунно-поршневой группе.
  • Перегреть такой двигатель очень просто. Как правило, владельцы автомобилей с таким силовым агрегатом под капотом сталкиваются с этой проблемой из-за заклинившего термостата и помпы. Реже встречаются случаи утечки антифриза из-за пробоя патрубка.
  • Течи масла. Это стандартная проблема для всех двигателей того времени, как правило она наблюдается в районе поддона и клапанной крышки. С этим прийдется смирится, поскольку замена прокладки уберет эту проблему только на несколько тысяч километров.
  • Пробой прокладки головки блока цилиндров. Такое случается и на современных двигателях, поскольку далеко не всегда используется качественная охлаждающая жидкость. Если у вас резко поднялся уровень масла в моторе, то нужно срочно ехать в сервис. Это также будет заметно по тому, что работа двигателя ВАЗ 2103 будет нестабильной.

Техническое обслуживание

Сборка двигателя ВАЗ 2103 не очень сильно отличается от других силовых агрегатов, поэтому и регламент обслуживания соответствующий. Как показывает практика, после 100 тысяч километров пробега, а мотор их проедет без проблем, придется поменять цепь привода ГРМ, иначе она может растянуться и сильно шуметь. Клапана регулируют около 20 тысяч, но может потребоваться и более частая процедура, в зависимости от манеры вождения.

Масло в двигатель ВАЗ 2103 также нужно постоянно добавлять, поскольку мотор сжигает порядка 700 грамм на каждые 10 тысяч километров пробега. Но и менять его также нужно постоянно, после прохождения 30 тысяч. Если вас интересует сколько масла в двигателе ВАЗ 2103, то тут все просто — 3.75 литра. Но стоит учитывать тот факт, что во время замены остается старая смазывающая жидкость, поэтому нового масла необходимо заливать 3.5 литра.

Топливный и воздушный фильтры подлежат замене спустя 40 тысяч километров. Но учитывая то, как эксплуатируют отечественные автомобили в современных реалиях, этот срок лучше уменьшить до 20 тысяч километров пробега.

Расход

Инженеры компании существенно поработали над силовым агрегатом, что позволило существенно снизить расход топлива. Во время движения по городу он потребляет порядка 9.5 литров бензина. При езде по трассе стоит рассчитывать на прожорливость около 7 литров, а вот в смешанном режиме двигатель кушает около 9 литров.

Куда устанавливался

Это очень популярный мотор, который нашел свое место под капотом огромного количества автомобилей Лада. Первым автомобилем стал ВАЗ 2102, после чего его начали ставить в Лада 2103, а также 2104. Для этого двигателя нашлось место и под капотом ВАЗ 2105, а также легендарной шестерки 2106, но попал он и под капот ВАЗ 2107. На классике все не закончилось, поскольку производители устанавливали его и в ВАЗ 2115 Самара.

Читайте также: