Ваз 2105 кпп схема

Обновлено: 05.07.2024

Первые модели ВАЗ 2105 выпускались с четырехступенчатой коробкой передач. Позже КПП модернизировали, добавив 5-ю скорость. Главное преимущество новой коробки – надежность и простота эксплуатации. У нее большой ресурс, позволяющий продолжительное время работать без ремонта с минимальным уходом. Большим плюсом является хорошая ремонтная пригодность, доступность запчастей. Ремонт трансмиссии по силам сделать своими руками в гараже, имея стандартный набор ключей.

Техобслуживание узла трансмиссии – замена масла

Чтобы КПП исправно работала, нужно регулярно проводить обслуживание согласно регламенту. Трансмиссионное масло предназначено лишь для смазки деталей, входящих в состав узла. Поэтому замена смазки выполняется через 60 тысяч километров пробега.

Специалисты рекомендуют менять масло одновременно и в КПП, и в редукторе. Подойдет трансмиссионная жидкость, имеющая вязкость по классификации SAE 85W-90 или 75W-90.

Если ориентироваться на уровень качества по API, то он должен быть не ниже GL-5. Для замены понадобится приобрести 3 литра трансмиссионного масла.

Процедура проводится на эстакаде, подъемнике или смотровой яме. Для удобства заливки масла необходимо приготовить большой шприц с надетой на него эластичной трубкой или масляный нагнетатель. Можно воспользоваться воронкой, вставленной в резиновую трубу, которая выводится в моторный отсек.

Для работы необходимо приготовить следующие инструменты:

Процедура замены масла на ВАЗ 2105 состоит из последовательности шагов:

  • Слева от картера коробки передач немного выше нижней крышки КПП находится пробка, предназначенная для заливки и контроля. Ветошью очищаем ее и место вокруг от загрязнений.
  • Шестигранным ключом откручиваем сливную крышку.
  • Затем сливаем отработку в заранее приготовленную емкость.
  • Когда масло полностью стечет, заливаем через заливную горловину новую смазку с помощью шприца, нагнетателя, лейки – любым удобным способом. Жидкость должна доходить до нижнего предела заливной горловины.
  • Заключительный шаг – закручивание заливной пробки.

Аналогичный алгоритм смены жидкости в редукторе заднего моста. Если слитое отработка темного цвета или содержит металлическую стружку, то коробку передач перед заливкой нового масла желательно промыть специальными чистящими составами.

В процессе эксплуатации нужно следить за уровнем масла в трансмиссии. Для этого накидным ключом откручивают крышку на заливной горловине. Затем с помощью фонарика и зеркала небольших размеров, отвертки или просто пальца определяют уровень жидкости. Если он ниже нормы – не достает до нижней границы горловины, то доливают жидкость тем же способом, как при замене масла (шприц, нагнетатель, воронка).

Основные неисправности и их устранение

На ВАЗ 2105 не так много неисправностей, требующих снятия коробки переключения передач:

  • повышенный шум и гул в коробке;
  • выбивает скорость во время переключения;
  • с трудом включаются передачи;
  • течи масла.

Существуют разные причины возникновения перечисленных неисправностей, в зависимости от них производится ремонт.

Снятие коробки передач

Для проведения большинства ремонтных работ на ВАЗ 2105 необходим демонтаж коробки передач. Он представляет собой последовательность действий:

  • Машину устанавливают на подъемник или другое приспособление, дающее доступ ко дну авто. Выставляют нейтральную скорость и подставляют опоры под колеса.
  • Далее снимают отрицательную клемму с АКБ.
  • Сначала работы выполняются в кабине. Демонтируется все, что расположено вблизи от рычага переключения передач: панель магнитолы, кожух и др.
  • Далее поднимают вверх рычаг, с помощью отвертки сдвигают фиксатор, и вынимают рычаг.
  • Дистанционную вилку снимают путем разжимания отверткой лепестков, фиксирующих ее.
  • Затем откручивают саморезы и снимают защитную крышку с пыльником.
  • Дальнейшие работы проводятся под машиной. Откручивают крепеж и отсоединяют глушитель.
  • Затем откручивают болты, удерживающие карданный вал, после чего опускают его вниз.
  • На следующем шаге демонтируют стартер.
  • Далее откручивают крепления, фиксирующие привод сцепления на картере, и отводят его в сторону.
  • Отсоединяют тросик привода спидометра.
  • КПП ставят на деревянный брус, служащий опорой.
  • Выкручивают болты на смотровой крышке картера.
  • Далее откручивают крепления поперечины коробки ПП, расположенной сзади.
  • Проверив устойчивость опоры, выкручивают болты крепления КПП к двигателю.
  • После этого стягивают коробку с крепежных шпилек, отводят максимально назад и опускают.

Демонтированную КПП разбирают и ремонтируют, меняя изношенные или поврежденные детали.

Ликвидация гула и посторонних шумов

Основной причиной гула и шума для КПП являются подшипники. Их износ должен быть минимальным, хотя коробку можно эксплуатировать и при больших люфтах, но шумность будет значительной. Радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, но вращение должно быть легким. При установке подшипники насаживают на валы путем воздействия на внутреннюю обойму.

Второй причиной шума является износ зубьев шестеренок и промвала.

Все зубья должны быть целыми, без повреждений и сколов, пятно контакта шестерен с промвалом равномерным. Лечение заключается в замене шестерен передач и промежуточного вала. Для этого необходимо снять и разобрать КПП.

Трудности с переключением передач

Эти проблемы возникают по следующим причинам:

  • погнутость, поломка вилки, глубокие следы от контакта с муфтой;
  • износ и неисправность шлицов скользящих муфт у синхронизаторов;
  • царапины на осях ПП, клинят сухари;
  • деформация и износ кулисы.

При первых трех поломках нужно менять изношенные детали на новые, демонтируя и разбирая коробку передач.

Замена кулисы на ВАЗ 2105 выполняется без снятия КПП. Достаточно демонтировать пластиковую защиту, пыльник и рычаг, чтобы стали доступны крепления механизма переключения. Выкручивают крепления и снимают кулису. Далее производится ее ремонт или замена.

Масляные течи: как устранить

Течи возникают по следующим причинам:

  • если есть трещины в корпусе КПП;
  • ослабленное крепление разъемных частей коробки;
  • плохо закручена или протекает сливная пробка;
  • повреждена прокладка нижней крышки;
  • износились сальники.

Чтобы исключить течи соединений, нужно сначала очистить поверхности от остатков старой прокладки и герметика. Далее обезжирить и нанести тонко свежий герметик. Затем положить новую прокладку и покрыть еще слоем герметика. Дать постоять 10 минут и стянуть.

При обнаружении течи в районе датчика заднего хода, следует в этом месте поменять медную шайбу. Если замена невозможна, нужно отжечь с помощью горелки старую шайбу и остудить ее в воде. Восстановится мягкость шайбы.

Причиной подтеков на резьбе поддона является повреждение прокладки, ее меняют. Если обнаружены трещины в корпусе или нижней крышке, можно попробовать заварить их аргоном или заменить. Пробки следует хорошо закрутить.

Сальники на валах по всем рекомендациям меняются при снятии и сборке трансмиссии. Больше изнашивается и повреждается сальник вторичного вала. Он находится сзади, а под задний фланец постоянно попадает мусор, грязь, что разрушающе действует на материал изделия.

При замене заднего сальника сначала на очищенную и обезжиренную поверхность наносят герметик, чтобы исключить подтеки от нанесенных рисок на посадочном месте. Сальники перед установкой нужно смазывать моторным маслом.

Нечеткое включение и выбивание скорости

Причины могут быть следующие:

  • повреждение пружин лунок фиксатора и их износ;
  • изношены зубья, блокирующие кольца синхронизаторов.

Для ремонта придется снять, разобрать КПП, заменить необходимые запчасти. Но полная разборка может быть не понадобится. Если вылетела четвертая передача, нужно прежде всего проверить, в каком состоянии находится фиксатор и пружины оси четвертой скорости.

Если вылетает пятая передача, сначала следует подтянуть гайку хвостовика вторичного вала. Если она раскрутилась, то ее нужно затянуть как можно сильнее. После этого обязательно следует проверить вилку пятой передачи, так как она могла получить значительные повреждения.

Рис 1. Коробка передач

1-сальник первичного вала;
2 - задний подшипник первичного вала;
3 - картер сцепления;
4 - установочное кольцо подшипника;
5 - игольчатый подшипник вторичного вала;
6 - упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи;
7 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
8 - сапун;
9 - муфта синхронизатора III и IV передач;
10 - ступица муфты синхронизатора;
11 - стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора;
12 - блокирующее кольцо синхронизатора;
13 - пружина синхронизатора;
14 - ведомая шестерня III передачи;
15 - ведомая шестерня II передачи;
16 -вторичный вал;
17- ведомая шестерня I передачи;
18 - втулка шестерни I передачи;
19 - промежуточный подшипник вторичного вала;

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

С 1987 г. на всех выпускаемых моделях коробки передач унифицированы по передаточным числам и имеют одинаковую конструкцию. Исключение составляет полноприводный автомобиль ВАЗ-2121, у которого привод спидометра осуществляется от раздаточной коробки, а не от коробки передач.

Отличаются коробки передач приводами спидометров, каждый из которых соответствует своему передаточному числу главной передачи. Для внешнего отличия на приводе спидометра наносится метка краской: синей для передаточного числа главной передачи 3,9; красной для 4,1, не окрашивается для 4,3. Кроме того, на картер сцепления (напротив сапуна) наносится краской маркировка, указывающая, на какую модель автомобиля она устанавливается. Например, для автомобилей ВАЗ-2104, -2105 маркируется цифрой 5, для ВАЗ-2107 — 7.

На описываемых моделях устанавливается четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Часть автомобилей оснащается пятиступенчатой коробкой передач, изготовленной на базе четырехступенчатой коробки.

Коробка передач состоит из картера 46 (рис. 1), в котором расположены первичный, промежуточный и вторичный валы с шестернями и синхронизаторами, и механического привода переключения передач.

Первичный вал 60 вращается в двух подшипниках: передний расположен в торце коленчатого вала, задний — в гнезде картера коробки передач. Вал имеет два зубчатых венца. Шестерня постоянного зацепления первичного вала 56 с косыми зу-: бьями находится в постоянном зацеплении с шестерней 52 промежуточного вала, а венец 7 с прямыми зубьями является венцом синхронизатора IV; передачи. Промежуточный вал 51 представляет собой блок четырех шестерен, установленный в двух подшипниках 43 и 53. Вторичный вал 16 установлен на трех подшипниках. На нем расположены, два синхронизатора. Каждый из них состоит из> скользящей муфты 9 и 45, ступицы 10, блокирую-' щих колец 12 и пружин 73. Ступица, жестко соединенная с вторичным валом, имеет внешние венцы,; на которых расположена скользящая муфта 9. Блоп кирующие кольца своими внутренними венцами со-; единяются с венцами синхронизаторов первичного вала и шестерни 14 III передачи. Кольца поджимаются к коническим поверхностям муфты пружинами! 13. Промежуточная шестерня 41 заднего хода св ________________________________

Коробка передач с картером сцепления, рычагом переключения передач и вилкой выключения сцепления в сборе.

КПП – механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей. Спецификация присутствует.

Состав: графики тягово-динамического расчета, сборочный чертеж, детали, спецификации

Софт: Компас-3D V10

Чтобы скачать чертеж, 3D модель или проект, Вы должны зарегистрироваться и принять участие в жизни сайта. Посмотрите, как тут скачивать файлы.

Схема работы пятиступенчатой коробки передач ВАЗ-2105

Рис. 19. Схема работы коробки передач: 1. Ведущий (первичный) вал 2. Ведомый (вторичный) вал 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала 4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи 5. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач 6. Вилка включения III и IV передач 7. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи 8. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи 9. Скользяшая муфта синхронизатора I и II передач 10. Вилка включения I и I передач 11. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи 12. Шестерня заднего хода 13. Ступица муфты синхронизатора V передачи 14. Скользящая муфта синхронизатора V передачи 15. Вилка включения V передачи и заднего хода 16. Рычаг переключения передач 17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи 18. Втулка шестерни V передачи 19. Маслоотражательная шайба 20. Шестерня привода спидометра 21. Фланец эластичной муфты 22. Шток вилки включения V передачи и заднего хода 23. Шток вилки включения III и IV передач 24. Шток вилки включения I и II передач 25. Включатель фонаря заднего хода 26. Шестерня заднего хода блока шестерен 27. Промежуточная шестерня заднего хода 28. Блок шестерен V передачи и заднего хода 29. Ось промежуточной шестерни заднего хода 30. Шестерня I передачи промежуточного вала 31. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи 32. Ступица муфты синхронизатора I и II передач 33. Блокирующее кольцо синхронизатора II передачи 34. Шестерня II передачи промежуточного вала 35. Шестерня III передачи промежуточного вала 36. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи 37. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач 38. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи 39. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.

Пятиступенчатая коробка передач создана на базе четырехступенчатой коробки, поэтому схемы передачи крутящего момента с первичного вала на вторичный на всех передачах, за исключением пятой передачи и заднего хода, аналогичны с четырехступенчатой коробкой передач. То есть крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передается на первичный вал 1 и через шестерни 3 и 39 постоянного зацепления на промежуточный вал. Блок шестерен промежуточного вала имеют постоянное зацепление с шестернями 7, 8, 11 третьей, второй и первой передач вторичного вала. Поэтому они вращаются от промежуточного вала как при включенной, так и при выключенной передаче. Кроме того, вместе с промежуточным валом вращается блок 28 шестерен, от большого венца которого вращение передается на шестерню 17 пятой передачи. Так как шестерни 7, 8, 11, 17 свободно посажены на вторичном валу 2, то при нейтральном положении рычага переключения передач ни одна из этих шестерен не передает крутящий момент на вторичный вал.

При трогании автомобиля с места и преодолении тяжелых участков дороги включается I передача (см. схему перемещения рычага переключения передач). При этом скользящая муфта 9, входя в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора шестерни И первой передачи, соединяет ступицу 32 с шестерней II. Крутящий момент от шестерни II через муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный вал 2. Передаваемый крутящий момент увеличивается в соответствие с передаточным числом в 3,67 раза.

При дальнейшем разгоне автомобиля переходят с первой передачи на вторую. В этом случае муфта 9 соединяет ступицу 32 с зубчатым венцом шестерни 8 второй передачи и крутящий момент от шестерни 8 через муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный вал. Величина крутящего момента несколько снижается и по сравнению с прямой передачей будет увеличена в 2,10 раза; скорость движения автомобиля увеличивается.

При переходе на третью передачу скользящая муфта 5 другого синхронизатора соединяет ступицу 37 с венцом шестерни 7. Крутящий момент передается от шестерни 7 через муфту 5 и ступицу 37 на вторичный вал 2. Величина крутящего момента несколько снижается, а скорость увеличивается.

При включении четвертой передачи муфта 5 входит в зацепление с зубчатым венцом 4 первичного вала, то есть соединяет напрямую первичный и вторичный валы коробки передач. В этом случае частота вращения первичного и вторичного валов будет одинаковой и величина крутящего момента не изменяется и будет практически соответствовать крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. Эта передача называется прямой.

При включении пятой передачи скользящая муфта 14 соединяет ступицу 13 с зубчатым венцом шестерни 17. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления 3 и 39 на промежуточный вал. От него на блок 28 шестерен и от большого венца блока на ведомую шестерню 17 пятой передачи, затем через муфту 14 и ступицу 13 на вторичный вал 2. При этом величина крутящего момента будет минимальной, а скорость максимальной.

Задняя передача включается перемещением рычага переключения передач вправо, затем нажатием на него вниз и перемещением назад по ходу движения автомобиля. При этом промежуточная шестерня 27 заднего хода входит в зацепление с малым венцом 26 блока шестерен и с венцом шестерни 12 заднего хода. При перемещении промежуточной шестерни 27 головка штока нажимает на шарик штока включателя 25 и утапливает его. Цепь лампы фонаря заднего хода замыкается, и фонарь сигнализирует белым цветом о включенной задней передаче.

Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом, которое заливается в количестве 1,55 л под обрез заливного отверстия. При вращении валов и шестерен образуется масляный туман. Масло через радиальные отверстия в ведомых шестернях 7, 8,11 и 17 поступает к посадочным пояскам вторичного вала, на которых расположены эти шестерни. За счет канавок на этих поясках образуется масляная пленка, не допускающая прямого контакта металлических поверхностей шестерен и вала.

Герметичность картера коробки передач обеспечивается сальниками первичного и вторичного валов и уплотнительными прокладками, которые установлены между картером и нижней, а также задней крышками. Чтобы уменьшить напор масла на сальник ведомого вала, на валу устанавливается маслоотражательная шайба 19.

Осевые усилия, возникающие при передаче крутящего момента через косозубые шестерни, воспринимаются шариковыми подшипниками валов, которые фиксируются в своих гнездах установочными кольцами (промежуточный подшипник ведомого вала стопорной пластиной), а на валах пружинными шайбами и стопорными кольцами.

Простая конструкция коробки передач, косозубые шестерни постоянного зацепления и синхронизаторы обеспечивают долговечную и бесшумную работу коробки передач. Ее обслуживание сведено к минимуму: проверке уровня и замене масла (см. рис. 14).

Для проверки уровня масла отвертывают пробку 54 (см. рис. 18), уровень масла должен быть по нижнюю кромку отверстия. Сливают отработанное масло через отверстие в нижней крышке коробки передач. Оно закрывается пробкой с магнитом.

При износе деталей фиксаторов, блокирующих колец и муфт синхронизаторов возможно нечеткое включение передач и даже самопроизвольное их выключение. Износ указанных и других деталей происходит при длительном использовании коробки передач или при переключении передач, когда неполностью выключается сцепление. В этом случае продолжается частичная передача крутящего момента от шестерни и при их зацеплении зубья шестерен испытывают ударную нагрузку. Особенно интенсивный износ деталей происходит при уменьшении уровня масла или ее утечек. Эта неисправность возможна при износе сальников первичного и вторичного валов или ослаблении нижней или задней крышек коробки передач.

При предельном износе деталей возникают шумы в коробке передач. При такой неисправности дальнейшая эксплуатация автомобиля не допустима, так как возможна поломка деталей коробки передач.

Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега проверять и, при необходимости, доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла.

В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок, окисления и загрязнения продуктами износа “стареет”, поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.

Читайте также: