Ваз 2105 стрелка температуры зашкаливает

Обновлено: 05.07.2024

На примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) в щитке приборов автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем выясним почему он не работает.

Вариантов неисправности указателя температуры чаще всего два: либо стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, либо стрелка постоянно в ее красной зоне. Помимо этого указатель может давать неверную информацию о реальной температуре охлаждающей жидкости (ОЖ).

Причины неисправности: "не работает указатель температуры охлаждающей жидкости"

Причинами выхода из строя указателя температуры на автомобиле ВАЗ 21093 являются:

- неисправность датчика указателя температуры ОЖ (он установлен в головке блока двигателя и работает в паре с указателем);

- неисправность электрической цепи указателя;

- неисправность самого указателя температуры.

Как установить "виновника" неисправности указателя температуры

Если стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале или конце шкалы, а система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка "греет", ОЖ не кипит.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на "массу" (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала или конца шкалы - датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась - датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости

Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если все в порядке проверяем "минус" с датчика.

Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с "массой". Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно будет проверить провод к датчику на "обрыв" или замыкание на "массу". Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.

Проверка электрической цепи указателя температуры

По схеме при помощи мультиметра (тестера) или контрольной лампы проверяем исправность отдельных участков электрической цепи.

Схема подключения датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем

Схема подключения датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем

Примечания и дополнения

Стрелочный указатель температуры ОЖ установлен в щитке на панели приборов автомобиля ВАЗ 21093. Его стрелка соединена с вращающемся магнитом, который изменяет свое положение в зависимости от силы действующего на него магнитного поля. В электрическую цепь указателя температуры ОЖ включен датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в головке блока двигателя. Датчик - это "масса" указателя. В нем имеется терморезистор изменяющий сопротивление цепи в зависимости от температуры ОЖ. Чем горячее тосол или антифиз тем сопротивление цепи ниже, тем сильнее магнитное поле воздействующее на стрелку датчика, тем больше она отклоняется.

С датчика снимаем проводок,коротим на массу-зашкаливает на приборе.Отсюда вывод-смотри фишку-наверняка близко к корпусу датчика-коротит или датчик глючит.Я так думаю.

В данном случае могут быть только две причины, либо датчик глючит, либо сам прибор. Начни замену с датчика.

Антон, поясни: стрелка скачет в момент включения-выключения стартера? Так? Или по-другому картина выглядит?

Антон, поясни: стрелка скачет в момент включения-выключения стартера? Так? Или по-другому картина выглядит?

на прошлой неделе нашел решение такой же проблемы - масса приборов, правда и остальные приборы работали с не совсем точными показаниями

Сам несколоко раз пытался найти схему самого прибоа- безрезультатно. Но насколько я понял внутри самого прибора собран измерительный мост на один конец которого подано +12 вольт а другой конец подключен к корпусу через термодатчик, в диагональ моста включен измерительный прибор. замудрено это для того чтобы при изменении питания (12 или 14 вольт) показания прибора не изменялись.При изготовлении прибора мост балансируют. Если прибор завышает показания , значти мост разбалонсирован, что скорее всего потребует замены прибора или питание схемы очень сильно занижено( проблемы с проводкой в приборке(контакты в разъёмах или пайки)). Если я неправ пусть поправят специалисты.

У меня немного другая проблема с указателем температуры. При оборотах двигателя свыше 3000 стрелка начинает падать на 0. Контак на датчике проверял, на панеле тоже. Что это может быть?

У меня иногда тоже датчик глючит - стрелка прыгает то до нуля, то до максимума, как бешаная, может попрыгать так минут 5, а потом пол года никаких глюков и так до сих пор.

да, такое было у меня на ваз 21019, все лечится заменой самого датчика, после его замены необходимо чуть-чуть поджать раъем типа "мама" который подходит к самому датчику и недуг должен пропасть в 98%
пробуйте.

да, такое было у меня на ваз 21019, все лечится заменой самого датчика, после его замены необходимо чуть-чуть поджать раъем типа "мама" который подходит к самому датчику и недуг должен пропасть в 98% пробуйте.

постоянная но незначительная вибрация дает о себе знать, по этому иногда приборы ведут себя отвратительно и не понятно.

Что касается ситуации, когда прыгает стрелка датчика температуры и не дает даже примерно определить показатели, в таком случае в системе произошла поломка. Их может быть несколько, поэтому нужно знать о всех возможных случаях.

Большинство опытных водителей помнят о важности постоянного контролирования температуры двигателя, ведь эти данные могут сказать очень многое. А именно, сообщить о возможных проблемах в системе охлаждения и других неисправностях. Если вовремя заметить эту неполадку, то можно минимизировать ущерб и избежать дорогостоящего ремонта.

Очень часто новички за рулем пренебрегают важностью отслеживание этих показаний, но даже опытные владельцы авто бессильны, если стрелка датчика температуры скачет как шальная и не дает правильно оценить ситуацию. Это весомый повод провести диагностику оборудованию, но независимо от того, будете вы производить ее сами или отдадите в сервис любой водитель должен понимать причину такого поведения стрелки.

Возможные причины нестабильного колебания стрелки

Начнем с того, что под нормальным состоянием положено понимать плавное движение стрелки в зависимости от термального состояния двигателя. Имеют места быть небольшие отклонения от истины, но лишь в ряде случаев:

  • При низких температурах.
  • На большой скорости.
  • Продолжительное использование печки.

Это объясняется большой затратой энергии двигателя, а также повышенному влиянию холодного ветра или низкой температуры из вне. Зная об этом можно легко и просто сориентироваться, и понять действительный результат. К тому же поведение стрелки в данном случае все еще будет стабильным и плавным.

Скачет стрелка температуры в машине

Основные неисправности

При правильной работе датчика, стрелка двигается плавно, но при наличии неполадки движения будут резкими и дергающимися. При такой работе не только нельзя правильно оценить положение температуры, но и можно причинить вред двигателю и всей системе. Поломки могут быть разные и случится сразу в нескольких местах, но чаще всего автомобилисты сталкиваются со следующими причинами:

  • Поломка термостата.
  • Нарушения в работе температурного датчика охлаждающей жидкости.
  • Неисправность самого индикатора и стрелки датчика.
  • Короткое замыкание в электрической плате.

Эти причины расположены по частоте возникновения, поэтом советуем точно также производить и диагностику. Если есть возможно обратится к специалисту за помощью, то это значительно сократит время поиска и устранения причины.

термостат

Поломка термостата

Проблема с термостатом самая частая, а все из-за слабой защищенности этой детали. Дело в том, что он может сломаться даже на новой машине. Кто-то говорит о случайности, а кто-то об условиях использования. Так или иначе стоит понимать, как работает данная система и как проверить исправность.

Часто такие поломки случаются при низких температурах, но также могут и случится в обратных условиях (аномальная жара). Когда машина заводится и прогревается мотор, то стрелка датчика сразу же подскакивает до верного значения, а после открывается термостат. Охлаждающая жидкость начинает свое движение по всем компонентам через трубы, однако, в случае, когда термостат сломан, его коротит и он закрывает дальнейший проход для жидкости. Бывают случаи полного закрытия клапана термостата, а бывают частичного, но в обоих случаях продолжительная работа двигателя приведет к его перегреву и тому что будет скакать датчик температуры двигателя.

Чтобы самостоятельно произвести диагностику, следует проверить термальное состояние подводящих патрубков. В случаях, когда термостат заклинило, нижний патрубок будет холоднее верхнего. Это не будет давать охлаждающей жидкости сделать большой круг, а мотору начать работать в штатном режиме.

термостат в машине

Температурный датчик охлаждающей жидкости

Следующей поломкой по частоте возникновения идет температурный датчик охлаждающей жидкости. Порой может случится, что в нем отойдет контакт и данные не будут поступать или будут поступать с разрывами в цепи. Из-за этого стрелка будет дергаться, ведь для нее показатели резко прыгают с рабочего значения до нуля. Также есть вероятность, что сломан сам датчик, и он просто не может исправно фиксировать данные.

Во время диагностики стоит учесть, что в машине может быть до четырех датчиков в разных местах, поэтому лучше заранее знать об их местонахождении, чтобы сэкономить себе время.

При обнаружении каждого датчика нужно убедиться в его целостности, а также в исправном подключении контактов. Для фиксирования будут нужны два человека: один шевелит контакт, а другой следит за показаниями стрелки. Если стрелка реагирует на действия и начинает скакать, то значит дело в этом датчике.

Температурный датчик охлаждающей жидкости

Стрелка и датчик температуры

В случаях, когда термостат и контакт соединения термального датчика в порядке стоит обратить внимание на сам индикатор датчика, возможны неисправности в целостности этих деталей. Для того, чтобы выявить поломку тут нужно обладать определенными знаниями о сопротивлении и устройства этого электрического механизма. Потому что возможно именно плохое состояние датчика заставляет стрелку прыгать, как шальную.

Эти знания можно самостоятельно изучить в интернете или в специализированных книгах, где тщательно описаны все операции и показатели. Но лучшим исходом, конечно, будет обращение к специалисту, который уже знает об всех тонкостях устройства датчика.

датчик температуры в машине

Электрическая плата щитка приборов

Если все работает хорошо, но по-прежнему прыгает датчик температуры, то значит остается разобрать щиток приборов и проверить электрическую плату. Если пайка нарушена или была выполнена плохо, то это приведет к таким проблемам. В случае, если планируете самостоятельно устранять эту проблему, то советуем взять паяльник с тонким стержнем и небольшой мощностью, чтобы не повредить плату и соседние детали.

Также стоит особое значение уделить выходной массе и резисторам. А если возможности самому такую работу произвести нет, то обратитесь к специалисту, который сделает это быстро и без ошибок.

Электрическая схема панели приборов и датчика температуры охлаждающей жидкости

Советы и рекомендации

Порой такое нестандартное поведение стрелки может застать врасплох даже самых опытны водителей. Но самое главное в этой ситуации правильно себя повести, чтобы случайно не усугубить ситуацию или решить ее еще до ее появления. Следуйте следующим советам, чтобы избежать серьезных последствий:

  • Если было замечено, что стрелка стремится или уже находится на высокой отметке температуры, то не стоит сразу глушить мотор, а сбавить оборот (если находитесь в движении) и понаблюдать за дальнейшим изменением. Температура со временем может нормализироваться, а экстренное выключение двигателя на высоком пороге может быть вредоносным для двигателя и датчика. Единственное исключение, когда стрелка находится долгое время в красной зоне.
  • Своевременно на постоянной основе проверяйте количество жидкости в баке. Не допускайте, чтобы уровень был низким.
  • Всегда следите за качеством жидкости, как во время покупки, так и во время использования. Любые отклонения от нормы (неприятный запах, сомнительный цвет и так далее) должны сопровождаться, либо диагностикой, либо заменой жидкости.
  • Следите за чистотой двигателя и охлаждающих систем, не допускайте загрязнений и засоров.
  • Если машина сильно поддается влиянию морозов, то позаботьтесь о том, не было внутренних заледенении, и чтобы машина не находилась долгое время на морозе в нерабочем состоянии. Либо используете специальные утеплители для мотора и других важных деталей.

Если соблюдать эти советы и быть внимательным, то можно вовремя предотвратить или заметить проблемы, что снизит риск серьезных поломок.

Также со спокойствием относитесь к подобной ситуации, это поможет лучше ориентироваться, реагировать и принимать решения. Так что следите за стрелкой и двигатель скажет вам спасибо.

Читайте также: